В соответствии подпунктом 3) статьи 9 и пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О биологической безопасности Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности.
2. Комитету санитарно-эпидемиологического контроля Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан после официального опубликования;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | Т. Султангазиев |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство науки и высшего
образования Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство Индустрии
и инфраструктурного развития,
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство по чрезвычайным
ситуациям Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития,
инноваций и аэрокосмической
промышленности Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии, геологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Служба государственной охраны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
Утверждены приказом Первый вице- министр здравоохранения Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № ҚР ДСМ-143 |
Правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие правила ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 3) статьи 9 и пунктом 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О биологической безопасности Республики Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, порядок формирования и ведения реестров, указанных в подпункте 6) пункта 4 настоящих Правил, виды статистической информации и иной учетной и отчетной документации (информации) в области биологической безопасности, порядок формирования и ведения государственной информационной системы в области биологической безопасности, а также порядок сбора, обработки, хранения и передачи информации.
Глава 2. Порядок учета в области биологической безопасности
2. Учет в области биологической безопасности ведется в отношении:
1) субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами (далее – ПБА);
2) потенциально опасных биологических объектов (далее – ПОБО);
3) обращения с ПБА;
4) специалистов, осуществляющих работу с ПБА, и вспомогательного персонала, в том числе их квалификацию и допуск к работе с ПБА;
5) исследуемых потенциально опасных веществ и материалов, в том числе выделенных от людей и компонентов природной среды (животные, растения, вода, почва, воздух);
6) возникновения и распространения инфекционных и (или) паразитарных болезней людей, животных и растений на территории Республики Казахстан, в том числе завозных случаев;
7) эпидемической и эпизоотической ситуации на сопредельной территории иностранных государств;
8) природных очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, в том числе стационарно-неблагополучных пунктов, эпизоотических очагов, а также очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
9) противоэпидемических, противоэпизоотических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
10) производства и движения иммунобиологических, лекарственных, диагностических и ветеринарных препаратов, в том числе их неснижаемого республиканского запаса;
11) результатов государственного контроля и надзора за деятельностью субъектов, осуществляющих обращение с ПБА (далее – субъект);
12) коллекционной деятельности;
13) средств индивидуальной защиты, защитных костюмов, дезинфицирующих средств, лабораторного оборудования и расходных материалов;
14) введения и отмены ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на соответствующих административно-территориальных единицах (на отдельных объектах);
15) разрешительных документов на деятельность субъектов, а также на обращение с ПБА;
16) миграции населения, животных, растений с неблагополучных по инфекционным и (или) паразитарным заболеваниям территорий;
17) чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
18) оценки биологических рисков, включая внешнюю и внутреннюю;
19) лиц, транспортных средств, пересекающих государственную границу Республики Казахстан и подконтрольных продукций (товаров), перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.
3. Учет в области биологической безопасности в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции осуществляется:
1) государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) уполномоченным органом в области ветеринарии;
3) уполномоченным органом по карантину растений;
4) уполномоченным органом в области защиты растений;
5) уполномоченным органом в области науки.
4. Учет в области биологической безопасности осуществляются на всех этапах обращения с ПБА путем:
1) сбора и анализа статистической информации и иной учетной и отчетной документации (информации);
2) проведения обследования территории, отдельных компонентов природной среды, переносчиков и носителей особо опасных инфекционных и (или) паразитарных заболеваний (в том числе продуктов их жизнедеятельности), веществ и материалов, установления причин и условий возникновения инфекционных и (или) паразитарных заболеваний населения, животных, растений;
3) межведомственного обмена информацией;
4) обмена информацией в рамках международного сотрудничества;
5) сбора, обобщения и анализа информации из открытых источников;
6) ведения реестров:
субъектов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами (далее – реестр субъектов);
потенциально опасных биологических объектов (далее – реестр ПОБО);
патогенных биологических агентов I и II групп патогенности (далее – реестр ПБА);
специалистов, осуществляющих обращение с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности (далее – реестр специалистов).
5. Государственные органы осуществляют раздельный учет в соответствующих сферах государственного регулирования.
6. В рамках межведомственного обмена информацией государственные органы, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Закона, и (или) их подведомственные организации при наличии запроса соответствующего государственного органа в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней предоставляют информацию, имеющую значение для целей обеспечения биологической безопасности, с учетом требований по распространению информации ограниченного доступа.
7. Обмен информацией в области биологической безопасности в рамках международного сотрудничества осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан и международными договорами.
Глава 3. Порядок сбора, обработки, хранения и передачи информации в области биологической безопасности
8. Субъекты предоставляют статистическую информацию и иную учетную и отчетную документацию (информацию), имеющую значение для целей обеспечения биологической безопасности, в порядке, форме и сроки, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, в электронной форме с использованием информационных систем либо на бумажном носителе.
9. Сбор и обработка информации (документации) в области биологической безопасности осуществляется территориальными подразделениями и (или) подведомственными организациями государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
10. В рамках обработки осуществляется анализ информации (документации) в области биологической безопасности на предмет полноты и достоверности, а также свод полученной информации.
Анализ информации (документации) в области биологической безопасности проводится в том числе путем сличения поступившей информации от государственных органов, их подведомственных организаций и субъектов, сравнения ранее поступивших данных за аналогичный период прошлых лет, путем запроса необходимой информации, выявления субъектов, не представивших информацию.
11. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, ухудшения санитарно-эпидемической, эпизоотической и эпифитотической ситуаций, государственные органы и их подведомственные организации, а также субъекты предоставляют информацию в уполномоченный орган в области здравоохранения по запросу в срок не менее трех рабочих дней.
12. Субъекты незамедлительно согласно схеме оповещения по телефону, в дальнейшем письменно в течении 3 часов информируют о фактах аварий (возникновения чрезвычайной ситуации), заражения работников инфекционными заболеваниями в процессе обращения с ПБА территориальные подразделения государственного органа соответствующей сферы регулирования, а также территориальные подразделения уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
13. Хранение информации (документации) в области биологической безопасности осуществляется на бумажном носителе не менее пяти лет, в электронном формате – подлежат архивации каждые 5 (пять) лет. Архив подлежит хранению на постоянной основе.
Глава 4. Порядок формирования и ведения реестров
14. Реестры, предусмотренные подпунктом 6) пункта 4 настоящих Правил, формируются и ведутся раздельно:
1) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2) в области ветеринарии;
3) в области карантина и защиты растений;
4) в области науки.
15. Реестры формируются и ведутся по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
16. В реестре ПБА указываются их наименования в соответствии с перечнем ПБА с учетом их по патогенности и степени опасности, утверждаемом в соответствии с подпунктом 3) статьи 8 Закона.
17. Формирование и актуализацию реестров субъектов, ПОБО, ПБА, специалистов осуществляют территориальные подразделения государственных органов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченных органов в области ветеринарии, защиты растений, науки, по карантину растений (далее – территориальные подразделения) в соответствующей сфере регулирования.
18. Реестры в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения формируются на основании сведений:
1) предоставляемых субъектами при выдаче разрешения на обращение с ПБА и приложения к нему;
2) по результатам государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
3) предоставляемых в рамках ведения учета в соответствии с настоящими Правилами.
19. Реестры в области ветеринарии, карантина и защиты растений, науки формируются на основании сведений, предоставляемых субъектами в рамках ведения учета в соответствии с настоящими Правилами.
20. Территориальные подразделения актуализируют реестры субъектов, ПОБО, ПБА, специалистов в течении десяти рабочих дней с момента выявления (получения) сведений, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил.
21. При изменении или дополнении состава специалистов, допущенных к обращению с ПБА I и II групп патогенности, субъект в течении пяти рабочих дней с момента таких изменений представляет в соответствующий государственный орган уведомление по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Территориальные подразделения в течении трех рабочих дней с момента получения уведомления вносят изменения и (или) дополнения в реестр специалистов.
22. Осуществление обращения с ПБА I и II групп патогенности специалистами, не включенными в реестр специалистов, не допускается, за исключением восьми рабочих дней, необходимых для включения в реестр специалистов в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
23. Формирование кадрового резерва специалистов для осуществления обращения с ПБА I и II групп патогенности, их учет и мониторинг осуществляются в рамках реестра специалистов в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами формирования кадрового резерва специалистов для осуществления обращения с ПБА I и II групп патогенности, утверждаемыми в соответствии с подпунктом 8) статьи 9 Закона.
24. Территориальные подразделения ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют актуализированные реестры в соответствующие государственные органы.
При отсутствии изменений и дополнений в реестры, в установленные сроки представляется соответствующая информация.
25. Государственные органы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области ветеринарии, защиты растений, науки, по карантину растений ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют сводные реестры в уполномоченный орган в области здравоохранения.
При отсутствии изменений и дополнений в реестры, в установленные сроки представляется соответствующая информация.
26. При применении государственной информационной системы в области биологической безопасности (далее – ГИСББ) для целей учета, информация, указанная в настоящей главе формируется и актуализируется в соответствии с главой 7 настоящих Правил.
Глава 5. Порядок мониторинга в области биологической безопасности
27. Под мониторингом в области биологической безопасности (далее –мониторинг) понимается система и (или) процесс наблюдения (слежения) за санитарно-эпидемической, эпизоотической, эпифитотической ситуацией для оценки их состояния и принятия соответствующих мер по снижению вероятности возникновения негативных последствий воздействия опасных биологических факторов.
28. Мониторинг осуществляется государственными органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил, их территориальными подразделениями и (или) подведомственными организациями на постоянной основе (в динамике) собранных и обобщенных в рамках учета сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил.
29. Мониторинг проводится посредством:
1) сопоставления и оценки информации (документации) в области биологической безопасности в динамике эпидемической, эпизоотической, эпифитотической ситуации во временном и пространственном контекстах;
2) обследования природных очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, в том числе стационарно-неблагополучных пунктов, эпизоотических очагов, а также очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, в том числе в рамках международного сотрудничества;
3) отбора проб отдельных компонентов природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земная поверхность и почвенный слой, растительный и животный мир, а также анализа климатических условий;
4) отбора проб клинического и патологоанатомического материала от людей при подозрении на инфекционное заболевание вызвавшими ПБА I и II групп патогенности;
5) обследования эпидемически значимых объектов, карантинных объектов, а также эпизоотологического обследования;
6) изучения свойств вновь выявленных ПБА, в том числе их классификации по патогенности и степени опасности;
7) проверки эффективности иммунобиологических, лекарственных, диагностических и ветеринарных препаратов.
30. Мониторинг проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим порядок его проведения, периодичность и формы.
31. Итоги мониторинга используются для:
1) анализа эффективности внутренней оценки биологических рисков и проведения внешней оценки биологических рисков, а также анализа эффективности санитарно-эпидемических и ветеринарных мероприятий, мероприятий по карантину растений;
2) анализа развития и ликвидации эпидемии, пандемии, эпизоотии, панзоотии, эпифитотии, панфитотии;
3) разработки планов (национального, территориальных и ведомственных) санитарно-эпидемических (противоэпидемических), ветеринарно-санитарных (противоэпизоотических) и профилактических мероприятий, мероприятий по карантину растений;
4) прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности;
5) планирования государственного контроля и надзора за соблюдением требований в области биологической безопасности;
6) своевременной выработки противоэпидемических, -эпизоотических, -эпифитотических и профилактических мер;
7) научных и производственных целей;
8) решения стратегических целей и задач в соответствующей сфере регулирования;
9) планирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан.
32. Территориальные подразделениями и (или) подведомственные организации государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, по результатам проведения учета и мониторинга в области биологической безопасности готовят аналитический материал, предусматривающий промежуточный анализ и его результаты:
1) в отношении информации (документации) в области биологической безопасности, предусмотренной пунктом 2 настоящих Правил;
2) по итогам проведения действий, предусмотренных пунктом 29 настоящих Правил.
33. Территориальные подразделениями и (или) подведомственные организации государственных органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, представляют информацию (документацию) в области биологической безопасности по результатам учета и мониторинга, в том числе аналитический материал, в порядке, форме и сроки, предусмотренным законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами.
34. Государственные органы, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, представляют сводную информацию (документацию) в области биологической безопасности по результатам учета и мониторинга, в том числе аналитический материал, соответствующей сферы регулирования в уполномоченный орган в области здравоохранения в следующие сроки:
1) полугодовая – не позднее 20 июля и 20 января;
2) годовая – не позднее 15 февраля.
35. При применении ГИСББ для целей мониторинга, информация, указанная в настоящей главе формируется и актуализируется в соответствии с главой 7 настоящих Правил.
Глава 6. Порядок прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности
36. Под прогнозированием (моделированием) в области биологической безопасности понимается система (процесс) определения тенденций и перспектив возникновения и развития негативных последствий воздействия опасных биологических факторов, направленная на принятие своевременных управленческих решений по предотвращению, уменьшению и устранению биологических рисков и угроз.
37. Прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности проводится в плановом и внеплановом порядке.
Плановое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности проводится ежегодно.
Внеплановое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности проводится при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, ухудшения санитарно-эпидемической, эпизоотической и эпифитотической ситуаций.
38. Внеплановое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности проводится путем оперативного анализа с целью систематической оценки интенсивности эпидемического, эпизоотического, эпифитотического процесса при конкретном инфекционном и (или) паразитарном заболевании на определенной территории.
39. Прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности делится на отраслевое и межотраслевое.
40. Отраслевое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности в соответствующей сфере регулирования осуществляется государственным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, уполномоченными органами в области ветеринарии, защиты растений, науки, по карантину растений на основании данных учета, мониторинга и аналитического материала в области биологической безопасности в порядке, предусмотренном настоящей главой.
41. Государственные органы, указанные в пункте 40 настоящих Правил, и их подведомственные организации по результатам учета и мониторинга проводят отраслевое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности путем:
1) анализа информации (документации) в области биологической безопасности;
2) прогнозирования (моделирования) возникновения и (или) развития биологических рисков и угроз (далее – прогноз);
3) разработки плана противоэпидемических, противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий по снижению или ликвидации биологических рисков и угроз (далее – план);
4) контроля исполнения плана;
5) направления прогноза и плана в уполномоченный орган в области здравоохранения.
42. Анализу подлежат базовые критерии, которые позволяют предвидеть последствия негативного влияния биологических рисков на здоровье людей, животных, растения, а также попадания патогенных биологических агентов в отдельные компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, земная поверхность и почвенный слой, растительный и животный мир.
43. К базовым критериям относятся сравнительный анализ следующих показателей:
1) выявление инфекционных больных и групп инфекций, имеющих наибольшую эпидемиологическую, социальную и экономическую значимость. Анализ данного критерия требует исчерпывающей информации о регистрации заболеваемости людей, животных и растений, расчета наносимого экономического ущерба их здоровью, а также объективной количественной оценки итоговых данных;
2) годовая и многолетняя динамика инфекционной и (или) паразитарной заболеваемости населения, животных и растений. Данный критерий отражает сведения в разрезе групп населения, в том числе возрастные, половые, профессинальный состав, видов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, административно-территориальных единиц с отражением их динамики во временном и пространственном контекстах;
3) смертность людей, падежа животных и зараженность растений от инфекционных и (или) паразитарных болезней в разрезе административно-территориальных единиц с отражением их динамики во временном и пространственном контекстах;
4) основные причины и условия возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, животных, растений, включая степень и характер их проявления, знание которых является достаточным для назначения мероприятий, способных в конкретной обстановке дать наибольший эпидемиологический, эпизоотический, эпифитотический эффект. Данный критерий предполагает детальное исследование проявлений эпидемического, эпизоотического, эпифитотического процесса (по интенсивности или экстенсивности; группам населения, животных, растений; территории и времени);
5) качество и эффективность проведенных противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических и профилактических мероприятий;
6) охват проведенных исследований и описание их результатов;
7) кадровый состав и его обеспеченность в соответствующей сфере регулирования;
8) характеристика погодных условий анализируемого периода, их сравнение с погодными условиями аналогичного, предшествующего анализируемому, периода;
9) состояние эпидемически значимых, ветеринарно-санитарных, карантинных объектов, в том числе результатов исследований, проводимых на этих объектах;
10) обеспеченность, использование и эффективность иммунобиологических, лекарственных, диагностических и ветеринарных препаратов;
11) обеспеченность средствами индивидуальной защиты, защитными костюмами, дезинфицирующими средствами, лабораторным оборудованием и расходным материалом;
12) результаты проведения государственного контроля и надзора, включая количество проверок, выявленные нарушения в области биологической безопасности, сведения о наложенных штрафах, сведения об устранении выявленных нарушений;
13) коллекционная деятельность, включая количество задепонированных штаммов, и находящихся в рабочей коллекции, движение штаммов микроорганизмов;
14) обстановка и масштаб чрезвычайных ситуаций, проведенных мероприятий по жизнеобеспечению населения, в том числе использования запасов материально-технических ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
15) эффективность оценки биологических рисков;
16) слежение за микробным пейзажем и санитарно-эпидемическим, санитарно-эпизоотическим, эпифитотическим фоном;
17) выявление предполагаемых путей и факторов передачи инфекционных и (или) паразитарных заболеваний и возможных факторов риска;
18) результаты санитарно-карантинного контроля за транспортными средствами, лицами и подконтрольными товарами;
19) выявление геномных и субгеномных характеристик, циркулирующих в Республике Казахстан штаммов особо опасных инфекционных заболеваний, генетической паспортизацией депонируемых штаммов опасных и особо опасных патогенов.
44. В отношении природных очагов зоонозных инфекций к базовым критериям дополнительно относятся сравнительный анализ следующих показателей:
1) природные очаги инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, включая количество, территорию, численность населения, животных, объектов в них находящихся, а также динамику состояния природных очагов инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
2) описание и оценка кормовой базы основных и второстепенных носителей инфекционных и (или) паразитарных заболеваний (далее – носители);
3) характеристика численности носителей, ее динамики в анализируемый период, имеющих значение в эпизоотологии и эпидемиологии, выявление существенных различий в численности на отдельных участках обслуживаемой территории (прилагают карты численности основных носителей);
4) характеристика генеративного состояния и активности носителей как в целом по очагу, так и по отдельным его участкам, если имелись различия, анализ основных показателей и оценка их влияния на динамику численности грызунов;
5) характеристика видового состава и численности переносчиков возбудителя инфекционных и (или) паразитарных заболеваний;
6) описание и анализ изменений обилия блох, клещей и других эктопаразитов на носителях;
7) сравнение данных анализируемого периода со среднемноголетними значениями;
8) краткое описание хода размножения переносчиков и выявление его отличия от обычного (прилагают карты численности основных переносчиков);
9) описание видового состава и динамики численности носителей и переносчиков возбудителя инфекционных и (или) паразитарных заболеваний в населенных пунктах и жилищах человека;
10) объем и эффективность дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
11) характеристика эпизоотического состояния очагов и их отдельных участков, стационарно неблагополучных пунктов и хозяйствующих субъектов в отчетном году, анализ интенсивности и экстенсивности эпизоотического процесса, включающий подробную информацию о количестве точек с положительными результатами при бактериологическом, серологическом и молекулярно-генетическом исследовании, числе выделенных культур возбудителя инфекционного и (или) паразитарного заболевания с указанием объектов выделения и сроков их сбора, площадях эпизоотических участков, зараженности носителей и переносчиков (по видам), а также проб в пределах эпизоотических участков (все в процентах) и их плотности на 100 квадратных километров (прилагают карты размещения положительных проб);
12) оценка эпидемической опасности сложившейся ситуации на основании анализа дислокации эпизоотических участков, поселений носителей и населенных пунктов, а также сведений о наличии, размещении и характере пребывания временного населения, численности носителей и переносчиков;
13) прогнозирование эпизоотической активности природных очагов и их частей, состояния стационарно неблагополучных пунктов и хозяйств на основании анализа всех материалов эпизоотологического обследования, состояния внутрипопуляционных факторов и факторов внешней среды, влияющих на численность животных и развитие эпизоотий, а также численности основных видов носителей и переносчиков на следующий год (сезон);
14) общие рекомендации по организации и проведению обследования, комплекса санитарно-эпидемических и ветеринарных мероприятий, мероприятий по карантину растений, их объемах и сроках на следующий год.
45. По результатам анализа формируется прогноз. Прогноз в зависимости от вида инфекционного и (или) паразитарного заболевания, их переносчиков и (или) носителей, осуществляется в соответствии с документами, регулирующими порядок осуществления прогноза, в том числе методическими рекомендациями, пособиями, руководствами, инструкциями, а также международными документами.
46. Данные, полученные по результатам формирования прогноза, используются для выработки плана по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
47. План предусматривает следующие мероприятия:
1) межведомственное взаимодействие с участниками организации и проведения противоэпидемических, противоэпизоотических, противоэпифитотических мероприятий, в том числе между государственными органами, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил, субъектами, осуществляющими обращение с ПБА, закрепление за ними выполнение отдельных мер (перечень задействованных в Плане органов и организаций устанавливается в зависимости от нозологии и масштабов очага);
2) выявление и госпитализация больных, в том числе поквартирные и подворные обходы, организация медосмотров, быстрое реагирование на вызовы неотложной помощи, формирование дополнительных бригад скорой помощи, организация их дежурств на некоторых объектах;
3) установление ограничительных мероприятий (карантин);
4) установление медицинского наблюдения на срок инкубационного периода;
5) подготовку медицинских организаций к дополнительному развертыванию коек, организации провизорного госпиталя (инфекционный стационар для больных, изолятор для контактных, провизорный инфекционный стационар);
6) создание резерва иммунобиологических, лекарственных и диагностических препаратов для профилактики, лечения и диагностики инфекционных и (или) паразитарных заболеваний, дезинфектантов, средств индивидуальной защиты;
7) применение средств экстренной профилактики;
8) организация вакцинации;
9) меры по прекращению реализации путей передачи инфекции, в том числе отключение подачи воды, остановка технических устройств, приостановление работ или деятельности отдельных объектов, запрещение реализации и изъятие продукции, запрещение массовых мероприятий;
10) организации дополнительных стационарных и мобильных микробиологических и диагностических лабораторий, в том числе пункты забора биологического материала;
11) отбор проб биологического материала от людей, животных, растений, воды, почвы, пищевых продуктов, смывов из окружающей среды;
12) организация и проведение дезинфекционных, дератизационных, дезинсекционных работ;
13) дополнительная активная разъяснительная работа среди населения, в том числе посредством средств массовой информации, памяток, листовок, бюллетеней;
14) организация обучения сотрудников по вопросам борьбы с биологическими рисками.
48. Мероприятия, предусмотренные в плане, зависят от конкретной сложившейся ситуации и формируются с учетом действующих нормативных, методических документов в отношении выявленной нозологической формы.
49. Ответственные исполнители мероприятий, предусмотренных в плане, в сроки, установленные планом уведомляют государственные органы, указанные в пункте 40 настоящих Правил, об их исполнении.
Государственные органы, указанные в пункте 40 настоящих Правил, ведут постоянный контроль за исполнением плана.
Отчет о ходе и результатах исполнения плана направляется в уполномоченный орган в области здравоохранения в сроки, предусмотренные планом.
50. Межотраслевое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения на основании данных учета, мониторинга и аналитического материала в области биологической безопасности, а также отраслевого прогнозирования государственных органов, предусмотренных в пункте 40 настоящих Правил.
51. Межотраслевое прогнозирование (моделирование) в области биологической безопасности осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 41 – 44 настоящих Правил.
52. По результатам межотраслевого прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности уполномоченным органом в области здравоохранения при наличии замечаний и предложений к прогнозам и планам, разработанным в соответствии с пунктами 45 – 47 настоящих Правил, вырабатываются рекомендации по их корректировке.
53. Рекомендации по корректировке прогнозов и планов направляются в государственные органы, предусмотренные в пункте 40 настоящих Правил, для дальнейшей их реализации. При несогласии с рекомендациями уполномоченного органа в области здравоохранения проводятся согласительные совещания по корректировке и (или) реализации прогнозов и планов в соответствии.
54. По результатам процедур, предусмотренных пунктами 52 и 53 настоящих Правил, итоговые прогнозы и планы размещаются на интернет-ресурсах государственных органов, предусмотренных пунктом 40 настоящих Правил, а также ГИСББ, с учетом требований к информации ограниченного доступа.
55. При применении ГИСББ для целей прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности, информация, указанная в настоящей главе формируется в соответствии с главой 7 настоящих Правил.
Глава 7. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы в области биологической безопасности, а также сбора, обработки, хранения и передачи информации
56. ГИСББ создается в целях учета полной и достоверной информации (документации) в области биологической безопасности, мониторинга, анализа и контроля за эпидемической, эпизоотической, эпифитотической ситуацией, прогнозирования (моделирования) биологических рисков, выработки скоординированных и оперативных мер реагирования на биологические угрозы, обмена информацией между государственными органами, местными исполнительными органами и субъектами.
57. Информация (документация) в области биологической безопасности, поступающая в ГИСББ, аккумулируется в унифицированном виде и образует единую национальную базу данных в области биологической безопасности.
58. Субъектами ГИСББ являются государственные органы, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, их подведомственные организации, а также субъекты.
Объектами ГИСББ являются электронные информационные ресурсы, программное обеспечение, интернет-ресурс и информационно-коммуникационная инфраструктура в области биологической безопасности.
59. Создание, совершенствование и эксплуатация ГИСББ и обеспечение защиты хранимых и обрабатываемых в ней сведений осуществляются уполномоченным органом в области здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области информатизации.
60. Создание ГИСББ обеспечивается за счет:
1) определения функциональных и технических требований к ГИСББ;
2) утверждения организационно-распорядительных и методических документов, необходимых для обеспечения функционирования системы, в том числе в части формирования и обработки данных;
3) координации действия субъектов ГИСББ в области ее создания и совершенствования;
4) формирования перечня информационных ресурсов, подлежащих к интеграции с ГИСББ;
5) соблюдения порядка создания, развития и информационной безопасности информационных систем, который осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере информатизации.
61. ГИСББ формируется на основе данных и сведений учета, мониторинга, аналитического материала в области биологической безопасности, а также прогноза, плана и других данных, в том числе из информационных систем государственных органов и их подведомственных организаций, имеющих значение для целей обеспечения биологической безопасности.
62. Сопровождение ГИСББ предусматривает мероприятия по проведению корректировки, модификации и устранению дефектов ГИСББ без проведения модернизации и реализации дополнительных функциональных требований и при условии сохранения ее целостности и конфиденциальности в отношении информации ограниченного доступа.
63. Координация работ по сопровождению ГИСББ обеспечивается в соответствии с едиными требованиями в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 "Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности".
64. Функционирование ГИСББ обеспечивается за счет:
1) интеграции с информационными базами и системами государственных органов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, их подведомственных организаций, которые содержат информацию (документацию) в области биологической безопасности в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющим обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777);
2) интеграции с информационными системами, применяемыми субъектами, осуществляющими обращение с ПБА I и (или) II групп патогенности;
3) осуществления автоматизированного сбора, хранения, обработки, обобщения и анализа информации (документации) в области биологической безопасности, автоматизированного прогнозирования (моделирования), а также их представления в установленном порядке субъектами ГИСББ;
4) информационного обмена сведениями между субъектами ГИСББ.
65. Субъекты ГИСББ представляют информацию (документацию) в области биологической безопасности в ГИСББ посредством интеграции своих информационных систем с ГИСББ либо представления уполномоченным органом в области здравоохранения доступа к функциональным и информационным сервисам ГИСББ для загрузки в них необходимой информации (документации).
Приложение 1 к правилам ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности |
|
Форма |
Реестр в области биологической безопасности
№ | Наименование субъекта, осуществляющего обращение с ПБА | Принадлежность и фактический адрес места нахождения ПОБО |
ПБА I и II групп патогенности, которые разрешены к обращению на данном ПОБО | Номер и дата разрешения на обращение с ПБА |
Специалисты, допущенные к обращению с ПБА I и II групп патогенности | Кадровый резерв | ||||
Ф.И.О. | Должность | Номер и дата свидетельства о сертификационном курсе, документа о повышении квалификации в области биологической безопасности | Номер и дата приказа о допуске к обращению с ПБА I и II групп патогенности |
Ф.И.О. | Номер и дата свидетельства о сертификационном курсе, документа о повышении квалификации в области биологической безопасности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
ПБА | - патогенный биологический агент |
ПОБО | - потенциально опасный биологический объект |
Ф.И.О. | - фамилия имя отчество |
Приложение 2 к правилам ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности |
|
Форма |
Уведомление об изменениях или дополнениях состава специалистов, допущенных к обращению с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности
________________________________________________________________________
(наименование субъекта)
сообщает о следующих изменениях или дополнениях состава специалистов,
допущенных к обращению с I и II патогенными биологическими агентами групп
патогенности:
1. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) специалистов, допущенных к
обращению с патогенными биологическими агентами I и II групп патогенности, или
переставших осуществлять такое обращение
2. Данные об их образовании: __________________________________________
3. Данные о прохождении сертификационного курса: ___________________________
4. Данные о повышении квалификации:
5. Причина окончания осуществления обращения с патогенными биологическими
агентами I и II групп патогенности:
__________________________________________________________________________
6. К заявлению прилагаются следующие документы: ____________________________
Руководитель _________________ (подпись) ________________ (дата)
Приложение 3 к правилам ведения учета, мониторинга и прогнозирования (моделирования) в области биологической безопасности |
|
Форма |
План противоэпидемических, противоэпизоотических и противоэпифитотических мероприятий по снижению или ликвидации биологических рисков и угроз
№ п/п | Наименование мероприятия | Форма завершения | Ответственные исполнители | Срок исполнения | Срок предоставления информации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |