Высшая аудиторская палата Республики Казахстан (далее – Высшая аудиторская палата) ПОСТАНОВЛЯЕТ и Председатель Агентства Республики Казахстан по стратегическому планированию и реформам ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 11 марта 2020 года № 3-НҚ "Об утверждении Методики определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 20128) следующее изменение:
Методику определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками, утвержденную нормативным постановлением, изложить в редакции согласно приложению к настоящим совместным нормативному постановлению и приказу.
2. Департаменту планирования и развития Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящих совместных нормативного постановления и приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящих совместных нормативного постановления и приказа на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.
3. Контроль за исполнением настоящих совместных нормативного постановления и приказа возложить на курирующего члена Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан и курирующего заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по стратегическому планированию и реформам.
4. Настоящие совместные нормативное постановление и приказ вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентство |
И.о. председателя Высшей |
Методика определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками
Глава 1. Основные положения
1. Настоящая Методика определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками (далее – Методика), разработана в целях снижения нагрузки на государственные органы и оптимизации процедуры перепроверки данных, содержащихся в отчетной информации оцениваемых государственных органов (далее – отчетная информация), проводимой в соответствии с пунктом 42 Системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 954 (далее – Система ежегодной оценки).
2. Методика предназначена для определения центральных государственных органов (далее – ЦГО), предусмотренных в перечне ЦГО, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности Системы ежегодной оценки, и местных исполнительных органов (далее – МИО) областей, городов республиканского значения, столицы, в которых в соответствии с системой управления рисками необходимо проведение перепроверки отчетной информации.
3. В настоящей Методике используются следующие понятия:
1) система управления рисками в оценке – система администрирования, обеспечивающая проведение оценочных мероприятий на принципах выборочности и оптимального распределения ресурсов по наиболее приоритетным направлениям оценочной деятельности;
2) штрафные баллы (К1) – критерий определения уровня риска, основанный на сумме вычтенных баллов по фактам предоставления недостоверной, неполной и несвоевременной информации в рамках оценки по направлению за предыдущий оцениваемый год;
3) динамика оценки (К2) – критерий определения уровня риска, основанный на разнице в итоговых оценках государственного органа по направлению за два предыдущих оцениваемых периода;
4) приоритетный показатель (К3) – критерий определения уровня риска, основанный на оценке эффективности деятельности государственного органа по показателю с наибольшим весовым значением в итоговой оценке по направлению.
В случае отсутствия показателя в направлении оценки либо равнозначности весовых значений показателей, в качестве приоритетного показателя определяется критерий оценки.
5) показатель риска – балл, присваиваемый государственному органу в соответствии с позицией в рейтинге по критерию определения уровня риска.
Источником информации для Методики являются заключения о результатах оценки по соответствующим блокам и направлениям за два предыдущих оцениваемых периода.
4. Государственные органы, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками, определяются в разрезе каждого блока оценки по отдельности.
5. При определении государственных органов, подлежащих перепроверке отчетной информации по блоку "Достижение целей", используются результаты оценки по направлениям "Достижение целей планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы" и "Достижение показателей бюджетных программ" за два предыдущих периода оценки.
При определении государственных органов, подлежащих перепроверке отчетной информации по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами", используются результаты оценки по направлениям "Качество оказания государственных услуг" и "Качество рассмотрения жалоб и заявлений" за два предыдущих периода оценки.
При определении государственных органов, подлежащих перепроверке отчетной информации по блоку "Организационное развитие государственного органа", используются результаты оценки по направлениям "Управление персоналом" и "Применение информационных технологий" за два предыдущих периода оценки.
6. Определение государственных органов, подлежащих перепроверке на основе системы управления рисками, осуществляется ежегодно по итогам двух предыдущих оцениваемых периодов.
7. В случае если государственный орган впервые включен в Систему ежегодной оценки в отчетном периоде, то в отношении данного государственного органа перепроверка не осуществляется, за исключением случаев передачи в государственный орган функций по приоритетным показателям/критериям оценки, подлежащим перепроверке.
В случае отсутствия у государственного органа результатов оценки за предыдущий оцениваемый период, критерий "Динамика оценки" в отношении данного государственного органа не применяется.
8. Система управления рисками направлена на снижение доли перепроверяемых государственных органов по каждому блоку оценки эффективности деятельности ЦГО и МИО до 25 % от количества государственных органов, в отношении которых проводится оценка эффективности их деятельности.
При этом, в случае наличия официальной статистической информации, а также сведений, содержащихся в государственных базах данных и информационных системах, перепроверка отчетных данных государственных органов осуществляется удаленно в отношении всех оцениваемых государственных органов.
Глава 2. Определение показателей риска по направлениям оценки
9. В целях определения показателя риска по направлению оценки применяется следующая формула расчета:
Xn = K1n + K2n + K3n,
где:
Xn – суммарный показатель риска государственного органа по направлению;
K1n – показатель риска государственного органа по критерию "Штрафные баллы";
K2n – показатель риска государственного органа по критерию "Динамика оценки";
К3n – показатель риска государственного органа по критерию "Приоритетный показатель".
10. Результаты проведенных расчетов вносятся в соответствующие графы таблиц "Показатели риска ЦГО по направлению" согласно приложению 1 и "Показатели рискаМИО по направлению" согласно приложению 2 к Методике.
Глава 3. Проведение расчета рейтинга по критерию "Штрафные баллы"
11. По критерию "Штрафные баллы" проводится рейтинг ЦГО и МИО от наибольшего штрафного балла по направлению к наименьшему согласно приложениям 3 и 4 к Методике.
12. При составлении рейтинга по критерию "Штрафные баллы" ЦГО присваиваются показатели риска в баллах, начиная от максимального значения, равного половине количества государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 0,5 балла.
13. При составлении рейтинга по критерию "Штрафные баллы" МИО присваиваются показатели риска в баллах, начиная от максимального значения, равного половине количества государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 0,5 балла.
14. При наличии государственных органов, получивших одинаковые штрафные баллы по направлению, данным государственным органам присваиваются равные показатели риска. Следующий в списке государственный орган получает показатель риска по критерию на 0,5 балла ниже.
15. Наименования государственных органов с присвоенными баллами вносятся в соответствующие графы таблиц "Показатели риска ЦГО по направлению" согласно приложению 1 и "Показатели риска МИО по направлению" согласно приложению 2 к Методике.
Глава 4. Проведение расчета рейтинга по критерию "Динамика оценки"
16. По критерию "Динамика оценки" проводится рейтинг ЦГО и МИО от наибольшего прироста результатов оценки к наименьшему согласно приложениям 5 и 6 к Методике.
17. При составлении рейтинга по критерию "Динамика оценки" ЦГО присваиваются показатели риска в баллах, начиная от максимального значения, равного половине количества государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 0,5 балла.
18. При составлении рейтинга по критерию "Динамика оценки" МИО присваиваются показатели риска в баллах, начиная от максимального значения, равного половине количества государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 0,5 балла.
19. При наличии государственных органов с одинаковой разницей в оценках по направлению за два предыдущих оцениваемых периода применяется подход, указанный в пункте 14 Методики.
20. Наименования государственных органов с присвоенными баллами вносятся в соответствующие графы таблиц "Показатели риска ЦГО по направлению" согласно приложению 1 и "Показатели риска МИО по направлению" согласно приложению 2 к Методике.
Глава 5. Проведение расчета рейтинга по критерию "Приоритетный показатель"
21. По критерию "Приоритетный показатель" проводится рейтинг ЦГО и МИО от наибольшего результата оценки по приоритетному показателю к наименьшему согласно приложениям 7 и 8 к Методике.
22. При составлении рейтинга по критерию "Приоритетный показатель" ЦГО присваиваются следующие показатели риска:
1) по направлениям блока "Достижение целей" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл;
2) по направлениям блока "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл;
3) по направлениям блока "Организационное развитие государственного органа" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл.
23. При составлении рейтинга по критерию "Приоритетный показатель" МИО присваиваются следующие показатели риска:
1) по направлениям блока "Достижение целей" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл;
2) по направлениям блока "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл;
3) по направлениям блока "Организационное развитие государственного органа" начиная от максимального значения, равного количеству государственных органов по блоку, в отношении которых проводится оценка эффективности деятельности, с шагом в 1 балл.
24. При наличии государственных органов с одинаковыми результатами по критерию оценки применяется подход, указанный в пункте 14 Методики.
25. Наименования государственных органов с присвоенными баллами вносятся в соответствующие графы таблиц "Показатели риска ЦГО по направлению" согласно приложению 1 и "Показатели риска МИО по направлению" согласно приложению 2 к Методике.
Глава 6. Итоговый расчет с определением государственных органов, подлежащих перепроверке
26. Итоговый расчет показателей риска по блокам осуществляется по следующим формулам:
A = X1 + X2;
B = X3 + X4;
C = X5+ X6,
где:
A – итоговый показатель риска по государственному органу по блоку "Достижение целей";
B – итоговый показатель риска по государственному органу по блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами";
C – итоговый показатель риска по государственному органу по блоку "Организационное развитие государственного органа";
Х1 – показатель риска по государственному органу по направлению "Достижение целей планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы";
Х2 – показатель риска по государственному органу по направлению "Достижение показателей бюджетных программ";
Х3 – показатель риска по государственному органу по направлению "Качество оказания государственных услуг";
Х4 – показатель риска по государственному органу по направлению "Качество рассмотрения жалоб и заявлений";
Х5 – показатель риска по государственному органу по направлению "Управление персоналом";
Х6 – показатель риска по государственному органу по направлению "Применение информационных технологий".
27. Итоговые показатели риска центральных государственных органов и местных исполнительных органов в разрезе блоков и направлений вносятся в таблицы "Итоговый расчет показателей риска ЦГО по блокам" и "Итоговый расчет показателей риска МИО по блокам" согласно приложениям 9 и 10 к Методике.
28. В результате суммирования показателей рисков определяются ЦГО и МИО, набравшие максимальное значение по каждому блоку.
29. В случае если у государственных органов одинаковое значение показателя риска, в итоговый список включается государственный орган, имеющий наименьший результат оценки по блоку по итогам деятельности за предыдущий оцениваемый период.
30. В случае если в отношении государственного органа проводилась перепроверка отчетной информации в течение двух последних оцениваемых периодов подряд, то в оцениваемом периоде данный государственный орган перепроверке не подлежит.
31. В случае реорганизации или упразднения государственного органа перепроверка проводится в отношении государственного органа-правопреемника.
Глава 7. Заключительные положения
32. По результатам применения системы управления рисками формируется перечень государственных органов, подлежащих перепроверке по каждому блоку оценки, по форме согласно приложению 11 к Методике.
33. Перечень государственных органов по блокам оценки, подлежащих перепроверке на основе системы управления рисками, направляется Высшей аудиторской палатой в уполномоченные на оценку государственные органы.
Приложение 1 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Показатели риска центральных государственных органов по направлению
№ п/п | Наименование центрального государственного органа | "Штрафные баллы" | Показатель риска | "Динамика оценки" | Показатель риска | "Приоритетный показатель" | Показатель риска |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
… |
Приложение 2 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Показатели риска местных исполнительных органов по направлению
№ п/п | Наименование местного исполнительного органа | "Штрафные баллы" | Показатель риска | "Динамика оценки" | Показатель риска | "Приоритетный показатель" | Показатель риска |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
… |
Приложение 3 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг центральных государственных органов по критерию "Штрафные баллы"
№ п/п | Наименование центрального государственного органа | К1 | |
"Штрафные баллы" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 4 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг местных исполнительных органов по критерию "Штрафные баллы"
№ п/п | Наименование местного исполнительного органа | К1 | |
"Штрафные баллы" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 5 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг центральных государственных органов по критерию "Динамика оценки"
№ п/п | Наименование центрального государственного органа | К2 | |
"Динамика оценки" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 6 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг местных исполнительных органов по критерию "Динамика оценки"
№ п/п | Наименование местного исполнительного органа | К2 | |
"Динамика оценки" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 7 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг центральных государственных органов по критерию "Приоритетный показатель"
№ п/п | Наименование центрального государственного органа | К3 | |
"Приоритетный показатель" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 8 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Рейтинг местных исполнительных органов по критерию "Приоритетный показатель"
№ п/п | Наименование местного исполнительного органа | К3 | |
"Приоритетный показатель" | Показатель риска | ||
1 | |||
2 | |||
... |
Приложение 9 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Итоговый расчет показателей риска центральных государственных органов по блокам
№ п/п | Наименование центрального государственного органа | Достижение целей планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы | Достижение показателей бюджетных программ | По блоку "Достижение целей" | Качество оказания государственных услуг | Качество рассмотрения жалоб и заявлений | По блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" | Управление персоналом | Применение информационных технологий | По блоку "Организационное развитие государственного органа" |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
... |
Приложение 10 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Итоговый расчет показателей риска местных исполнительных органов по блокам
№ п/п | Наименование местного исполнительного органа | Достижение целей планов развития государственных органов и планов развития области, города республиканского значения, столицы | Достижение показателей бюджетных программ | По блоку "Достижение целей" | Качество оказания государственных услуг | Качество рассмотрения жалоб и заявлений | По блоку "Взаимодействие государственного органа с физическими и юридическими лицами" | Управление персоналом | Применение информационных технологий | По блоку "Организационное развитие государственного органа" |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
... |
Приложение 11 к Методике определения государственных органов, отчетная информация которых подлежит перепроверке на основе системы управления рисками |
Перечень государственных органов, подлежащих перепроверке по блоку
№ п/п | Наименование государственного органа |
Центральные государственные органы | |
1 | |
2 | |
... | |
Местные исполнительные органы | |
1 | |
2 | |
... |