В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Управлению мобилизационной подготовки Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
А. Бейспеков |
"СОГЛАСОВАН"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Приложение к приказу Исполняющий обязанности министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 16 мая 2023 года № 359 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму", а также Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее - Требования).
2. Инструкция распространяется на объекты Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, организации, находящиеся в ведении Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, отнесенные к объектам уязвимыми в террористическом отношении в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 (далее – объекты Министерства).
3. Настоящая Инструкция не распространяется на объекты, находящиеся в ведении Министерства, осуществляющие деятельность в сферах, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности которых регламентированы отраслевыми инструкциями по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении.
4. Инструкция предназначена для использования руководителями объектов Министерства, иными должностными лицами, обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов Министерства, а также для сотрудников контролирующих и исполнительных органов при изучении, оценке и проверке состояния антитеррористической защищенности объектов Министерства.
5. В настоящей Инструкции используются следующие понятия:
1) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенная для передачи (обмена) информации, оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
2) контрольно-пропускной пункт – специально оборудованное место, предназначенное для обеспечения контроля, пропуска, досмотра людей и транспортных средств;
3) система видеонаблюдения – совокупность функционирующих видеоканалов, программных и технических средств записи и хранения видеоданных, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
4) система охранная телевизионная – система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для выявления и фиксирования нарушений;
5) средства ограничения доступа – оборудование и (или) средства, препятствующие несанкционированному доступу на объект, его потенциально опасные участки;
6) система контроля и управления доступом – совокупность технически совместимых аппаратных средств и (или) программного обеспечения, предназначенных для контроля доступа, разграничения прав на вход и (или) выход на объект и (или) его отдельные зоны персонала и посетителей, сбора и хранения информации;
7) система охранной сигнализации – совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для обнаружения несанкционированного проникновения в охраняемую зону (участок), нарушения целостности охраняемой зоны (участка), сбора, обработки, передачи и представления информации в заданном виде о нарушении целостности охраняемой зоны (участка);
8) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
9) потенциально опасные участки объекта – территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объекта, где используются, хранятся или эксплуатируются взрывопожароопасные, опасные химические вещества, оружие и боеприпасы, токсичные вещества и препараты, элементы технологических цепочек, систем, оборудования или устройств, критические зоны объекта, а также места возможного массового пребывания людей на объекте, совершение акта терроризма на которых может способствовать причинению ущерба жизни и здоровью, возникновению аварии, угрозы чрезвычайной ситуации с опасными социально-экономическими последствиями, хищению опасных веществ и материалов с целью их дальнейшего использования для совершения акта терроризма;
10) персонал объектов – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
11) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих, установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
12) учебные и профилактические мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
13) критическая зона – помещение, участки и конструктивные элементы, разрушение которых в результате акта терроризма может привести к существенному нарушению нормального функционирования объекта, его существенному повреждению или аварии;
14) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
15) система оповещения – совокупность технических средств, предназначенных для оперативного информирования, (светового и (или) звукового оповещения) находящихся на объекте, уязвимом в террористическом отношении, лиц о тревоге при чрезвычайных происшествиях (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, акте терроризма) и действиях в сложившейся обстановке;
16) объект – организация (учреждение) с организованной совокупностью персонала и (или) здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений либо их части.
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.
6. Целью организации антитеррористической защиты объектов Министерства является создание условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма на территории объекта) и минимизация и (или) ликвидация последствий возможных террористических угроз.
7. Для создания на объектах Министерства условий, препятствующих совершению на них акта терроризма (снижение риска совершения акта терроризма) руководителями объектов реализуются меры, направленные на:
1) уточнение вероятных для объектов Министерства угроз террористического характера;
2) определение потенциально опасных участков объекта;
3) определением возможных причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и их устранением;
4) оснащением объекта необходимыми инженерно-техническими средствами и поддержанием их в рабочем состоянии;
5) определение на объекте зон доступа, обеспечение установленного пропускного режима;
6) формирование у персонала объектов Министерства антитеррористического сознания, организацией подготовки (обучением) персонала, руководства и охраны объектов к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, средств террора, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);
7) контроль за соблюдением требований обеспечения антитеррористической защищенности;
8. Для создания на объектах Министерства условий, обеспечивающих их готовность к минимизации и (или) ликвидации последствий возможных террористических угроз руководителями объектов реализуются меры, направленные на:
1) обеспечение готовности персонала объекта к своевременному информированию об угрозе акта терроризма или его совершения;
2) обеспечение максимального охвата персонала объектов в учебных и профилактических мероприятиях по антитеррористической подготовке;
3) организацию оповещения и эвакуации персонала и посетителей в случае совершения акта терроризма на объектах Министерства;
4) своевременное составление и поддержание в актуальном состоянии паспортов антитеррористической защищенности объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, и их надлежащим хранением;
5) формирование сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев прямо угрожающих жизни и здоровью людей.
9. При эксплуатации объектов Министерства, руководитель объекта обеспечивает соблюдение Требований, а также настоящей Инструкции.
9-1. Приказом руководителя определяется лицо (лица), обеспечивающее проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта Министерства.
10. Руководители объектов Министерства при размещении в арендуемом здании (помещении) обеспечивают в договоре аренды определение сторон, разрабатывающих паспорт антитеррористической защищенности объекта, осуществляющих охрану объекта, оснащение объекта современными инженерно-техническими средствами, контроль за их бесперебойным функционированием, организацию пропускного режима и финансирование данных мероприятий в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
11. Пропускной режим обеспечивает повышение уровня безопасности объектов Министерства.
12. Порядок организации пропускного режима на объектах Министерства организуется их руководителями в соответствии с установленными на этих объектах правилами организации пропускного и внутриобъектового режимов.
13. В случае отсутствия штатной охраны и привлечения субъектов охранной деятельности для охраны объектов Министерства, в договоре об оказании охранных услуг предусматриваются мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности:
организация пропускного режима;
проведение учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, в том числе по надлежащему использованию инженерно-технических средств защиты.
14. Договор об оказании охранных услуг с частными охранными организациями заключается в установленном законодательством порядке с организациями, имеющими разрешительные документы на осуществление деятельности по охране объектов, уязвимых в террористическом отношении.
15. Пропускной и внутриобъектовый режимы включают в себя мероприятия по:
1) установлению и защите охраняемых зон ограниченного доступа;
2) обеспечению сохранности имущества, расположенного в охраняемой зоне объекта Министерства;
3) осмотру персонала и посетителей на пропускных пунктах объекта, а также вещей находящихся при них;
4) исключению возможности несанкционированного допуска в охраняемые зоны, зоны ограниченного доступа и на территорию объекта посторонних лиц и транспортных средств;
5) установлению и поддержанию порядка на пропускных пунктах объекта;
6) исключению несанкционированного проноса запрещенных веществ и предметов на объекты Министерства;
7) пресечение распространения на объекте печатной и рукописной продукции, пропагандирующей экстремизм, национальную рознь, призывающей к насильственной смене власти, а также несанкционированных общественно-политических акций и агитационной работы;
8) обеспечение контроля и документирование фактов нарушений правил пропускного и внутриобъектового режимов.
16. Введению пропускного режима предшествует подготовительная работа, направленная на:
1) определение границ охраняемой зоны, зоны ограниченного доступа и их ограждение или усиление инженерно-техническими средствами;
3) введение единых образцов личных, транспортных и материальных пропусков, организацию работы по их учету, регистрации и выдаче;
4) организацию патрулирования территории объекта нарядами службы охраны.
17. Приказом руководителя объекта Министерства определяется лицо (лица) ответственное (ответственные) за поддержание соответствующего пропускного режима;
18. Пропускной режим предусматривает зонирование объекта с целью ограничения доступа в режимные помещения, помещения ограниченного допуска потенциально опасным участкам и критическим зонам объекта.
19. Перечень запрещенных к проносу предметов на объекты Министерства указан в приложении 1 к настоящей Инструкции.
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
20. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей и занятий (практические и теоретические), экспериментов с персоналом объектов Министерства, а также с сотрудниками субъектов охранной деятельности, осуществляющими пропускной режим на объектах Министерства.
21. Учебные мероприятия с персоналом объектов Министерства организуются руководством этих объектов.
Учебные мероприятия с сотрудниками субъектов охранной деятельности, осуществляющими пропускной режим на объектах Министерства, организуются руководством субъекта охранной деятельности.
22. Лицо (лица), обеспечивающие проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта Министерства, для получения соответствующих знаний, навыков и умений направляется (направляются) для обучения на курсы повышения квалификации.
23. К проведению занятий с руководителями, иными должностными лицами, персоналом объектов Министерства привлекаются также представители территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности при координации антитеррористической комиссии по месту расположения объекта Министерства.
24. Антитеррористической комиссией координируются профилактические мероприятия, направленные на повышение информированности руководства и сотрудников объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, а именно:
1) об актуальных угрозах террористического характера;
2) о нормативной правовой базе Республики Казахстан в сфере противодействия терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении;
3) о создании условий, препятствующих совершению акта терроризма (снижения риска совершения акта терроризма в отношении объекта Министерства), а также способствующих минимизации и (или) ликвидации последствий от возможных террористических угроз.
25. Целью проведения профилактических и учебных мероприятий является обеспечение мер, направленных на предупреждение и пресечение возможностей совершения актов терроризма на объектах Министерства, а также обучение персонала объектов Министерства действиям в условиях совершения или угрозы совершения актов терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и личного состава.
26. Инструктажи проводятся на постоянной основе и включают себя:
1) плановый антитеррористический инструктаж персонала объектов Министерства – проводится один раз в год на темы согласно приложению 2 к настоящей Инструкции;
2) внеплановый антитеррористический инструктаж, организуемый руководителем объекта Министерства в случаях:
введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
подготовки к проведению охранных мероприятий.
Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения;
3) информационное обеспечение песонала объектов Министерства, визуальную и звуковую информацию о мерах реагирования при возникновении или угрозе акта терроризма.
27. Учебные мероприятия включают в себя организацию и проведение теоретических и практических занятий с персоналом объектов Министерства, а также с сотрудниками, заступающими на суточное дежурство.
Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала к действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации.
28. Теоретические и практические занятия с персоналом объектов Министерства проводятся один раз в год в соответствии с графиком проведения, утвержденным руководителем объекта Министерства.
Теоретические и практические занятия способствуют обучению навыкам и действиям по своевременному предотвращению возможных последствий актов терроризма, использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств, приемам и способам спасения и эвакуации людей, а также товарно-материальных ценностей.
В ходе теоретических занятий до персонала объектов Министерства доводится соответствующая информация о мерах антитеррористической безопасности. В ходе практических занятий (тренировок) отрабатываются меры реагирования на случай возникновения или угрозы совершения акта терроризма в соответствии с алгоритмом действий сотрудников объектов Министерства согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
29. Практические занятия по действиям на случай совершения или угрозы совершения акта терроризма с охватом всего персонала объекта Министерства проводятся один раз в год, при этом информация об их проведении не позднее чем за 5 (пять) рабочих дней направляется в территориальные подразделения органов внутренних дел и национальной безопасности.
30. Эксперименты на объектах Министерства организуются и проводятся представителями оперативного штаба по борьбе с терроризмом, с целью оценки режима готовности объекта Министерства к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечение минимизации и ликвидации последствий.
31. О проведении инструктажей и занятий производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической защите, по форме согласно приложению 4 к настоящей Инструкции, а также по окончанию проведения занятия и (или) тренировки составляется отчет о проведении согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.
Факт проведения эксперимента на объекте Министерства подтверждается актом о результатах проведения эксперимента, который хранится у руководителя объекта Министерства.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
32. Взаимодействие руководства объектов Министерства организуется на постоянной основе с:
1) антитеррористическими комиссиями в целях профилактики и предупреждения актов терроризма, обучения и подготовки работников, лиц, обеспечивающих безопасность объекта, определения готовности объекта к действиям в случае угрозы или совершения акта терроризма на объекте;
2) уполномоченными государственными органами, и оперативными штабами по борьбе с терроризмом в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.
33. Руководство и персонал объектов Министерства оказывают содействие уполномоченным государственным органам и (или) оперативным штабам по борьбе с терроризмом при подготовке и проведении ими разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
34. По итогам проведения антитеррористических учений, тренировок и экспериментов руководство объекта принимает соответствующие меры реагирования на выявленные недостатки в обеспечении безопасности объекта Министерства, при необходимости вносятся изменения в содержание обучающих программ.
35. При получении сообщений о подготовке, угрозе совершения или совершении акта терроризма на объекте Министерства незамедлительно информируются органы внутренних дел и национальной безопасности.
При информировании сообщаются полученные сведения о совершении акта терроризма или об угрозе его совершения, наименование и адрес объекта Министерства, время происшествия, наличие пострадавших, их местонахождение и состояние, фамилия, имя и отчество (при его наличии) лица, передающего сообщение, и занимаемая им должность.
36. К угрозе совершения акта терроризма на объекте Министерства относятся:
1) получение (в том числе анонимно) сообщений о готовящемся акте терроризма;
2) попытки незаконного проноса (провоза) на охраняемую территорию запрещенных веществ;
3) обнаружение на территории или внутри объекта подозрительных предметов или веществ неизвестного происхождения;
4) сбор возле объекта группы неизвестных подозрительных лиц, не реагирующих на замечания сотрудников безопасности;
5) возникновений пожаров или взрывов на территории объекта Министерства.
37. Наряду с мерами по обеспечению безопасности личности, общества и государства, принимаемыми Министерством при установлении уровней террористической опасности в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 9 августа 2013 года № 611 "Об утверждении Правил организации и функционирования государственной системы мониторинга информации и оповещения населения о возникновении угрозы акта терроризма", руководителями объектов (или лицами их замещающими) при установлении уровней террористической опасности применяются следующие меры:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности - оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации и пр;
осмотр посетителей, персонала и транспортных средств, при необходимости с использованием технических средств;
инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, представителей персонала объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение учебных мероприятий с персоналом по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации.
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности сотрудников охраны объекта Министерства.
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
при необходимости, приостановление деятельности объектов Министерства.
38. Руководитель объекта Министерства либо уполномоченное им лицо после доведения информации до уполномоченных органов об акте терроризма или угрозе его совершения действует в зависимости от обстановки в соответствии с алгоритмом действий, согласно приложению 3 к Инструкции.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
39. Паспорт антитеррористической защищенности объекта Министерства (далее – Паспорт) разрабатывается согласно Типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2013 года № 1217 (далее – Типовой паспорт) в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
40. Проект паспорта разрабатывается в течение сорока пяти рабочих дней (без учета сроков согласования и утверждения) с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта Министерства в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, области, города республиканского значения, столицы (далее – территориальный перечень).
При необходимости увеличения сроков разработки паспорта (с учетом сложности объекта) руководитель объекта инициирует соответствующее обращение в антитеррористическую комиссию по месту расположения объекта, с указанием причин и сроков продления.
41. Разработка паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта осуществляется лицом (лицами) обеспечивающими проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта Министерства.
Разработка паспорта осуществляется на каждый объект, уязвимый в террористическом отношении.
42. Проект паспорта объекта, включенного в территориальный перечень, направляется на согласование в территориальный орган внутренних дел по месту нахождения объекта (далее – орган внутренних дел), в течение 10 (десяти) календарных дней после разработки.
42-1. Срок согласования проекта паспорта в органах внутренних дел не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его поступления.
42-2. При наличии замечаний от органа внутренних дел к проекту паспорта, срок его доработки не превышает 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня возврата.
42-3. Срок согласования органами внутренних дел проекта паспорта, поступившего повторно (во исполнение ранее указанных замечаний), составляет 7 (семь) рабочих дней.
43. В течение 10 (десяти) рабочих дней со дня согласования паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта Министерства.
44. После утверждения экземпляр паспорта подлежит хранению у ответственных лиц по антитеррористической безопасности объекта и не подлежит сдаче в архив;
45. В случаях, когда здание, сооружение (комплекс зданий и сооружений) используются для размещения объектов, принадлежащих нескольким правообладателям, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними – совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов, уязвимых в террористическом отношении.
При составлении одним правообладателем паспорт утверждается руководителем объекта по согласованию с другими правообладателями объекта.
46. Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление другим правообладателям объекта определяется письменным соглашением между правообладателями.
47. Первый экземпляр паспорта (оригинал) хранится у лица (лиц) ответственного за поддержание пропускного режима на объекте Министерства или в подразделении объекта, определенного приказом руководителя организации, являющейся правообладателем объекта.
48. Второй экземпляр паспорта и электронный вариант паспорта (в формате PDF на электронном носителе информации) в срок не позднее 10 (десяти) календарных со дня его утверждения или корректировки направляются в органы внутренних дел.
49. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности,
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в строительных конструкциях объекта;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) изменение технических средств, используемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
50. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента возникновения оснований для его изменения. В отдельных случаях по решению антитеррористической комиссии могут устанавливаться иные сроки исходя из сложности объекта и вносимых изменений.
51. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя объекта Министерства. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения. Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта Министерства направляется в органы внутренних дел для приобщения ко второму экземпляру паспорта.
52. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 лет;
2) в случае внесения корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
Утративший силу паспорт, подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта.
Акт остается на объекте Министерства, копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
53. На объектах Министерства паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности. Решение о присвоении паспорту грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области защиты государственных секретов. Руководитель объекта принимает меры по ограничению доступа к паспорту лицам, не задействованным в его разработке.
54. Паспорт используется в случае проведения антитеррористической операции, учений, тренировок и экспериментов и передается в оперативный штаб по борьбе с терроризмом по запросу его представителя.
В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.
Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющий руководство антитеррористической операцией. Второй экземпляр остается у лица, ответственного за хранение паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении инженерно-техническим оборудованием
55. Объекты Министерства, подлежащие государственной охране, оснащаются в соответствии с Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года №1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране"
56. Объекты Министерства оснащаются системами охранными телевизионными и системами и средствами оповещения, системами охранной и тревожной сигнализации, дополнительным охранным освещением, системами контроля и управления доступом, системой связи, техническими средствами досмотра (стационарные и(или) ручные металлодетекторы), системами и средствами резервного электроснабжения.
57. Системы видеонаблюдения, входящие в состав системы охранной телевизионной объектов Министерства, подлежат к подключению к Национальной системе видеомониторинга в соответствии с Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе, (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 21693) (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга).
58. Объекты оснащаются системами охранными телевизионными в целях ведения наблюдения за обстановкой на объекте и (или) его потенциально опасных участках, а также визуального подтверждения факта несанкционированного проникновения для оценки ситуации и фиксирования действий нарушителей с интеграцией видеокамер объектов к Центрам оперативного управления Департаментов полиции на соответствующей территории.
59. Технические характеристики систем видеонаблюдения, входящих в систему охранную телевизионную объекта Министерства, должны соответствовать минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотренных Приложением 2 к Правилам функционирования Национальной системы видеомониторинга.
60. Системой видеонаблюдения оборудуются:
1) периметр территории;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) посты охраны (пункты пропуска);
4) главные и запасные входы;
5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
6) другие помещения по усмотрению руководителя объекта.
61. Система видеонаблюдения обеспечивает:
1) передачу визуальной информации на мониторы локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;
2) сохранение видеоинформации для последующего анализа событий (срок хранения информации составляет не менее 30 суток);
3) оперативный доступ к видеозаписи.
62. Сроки подключения систем видеонаблюдения объектов Министерства к национальной системе видеомониторинга определяются Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
63. Объекты оснащаются системами и средствами оповещения в целях оперативного информирования персонала и посетителей объекта о возникновении внештатной ситуации (об угрозе совершения или совершения акта терроризма и возникших последствиях) и координации их действий.
64. Оповещение персонала и посетителей объекта осуществляется с помощью технических средств, обеспечивающих:
1) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности персонала и посетителей объекта.
Количество оповещателей и их мощность обеспечивают необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
65. Объекты оснащаются системами и средствами охранной и тревожной сигнализации в целях выявления и выдачи извещений о несанкционированном проникновении или попытки проникновения на объект и (или) охраняемую зону объекта.
Структура системы охранной сигнализации определяется исходя из:
1) режима работы этого объекта;
2) особенностей расположения помещений внутри зданий;
3) количества охраняемых зон.
66. Объекты оборудуются системами и средствами охранного освещения в целях обеспечения их антитеррористической защищенности в темное время суток.
Охранное освещение обеспечивает освещенность объекта в темное время суток в любой точке периметра, образовывая сплошную полосу шириной 3-4 метра, освещенностью не менее 10 люкс.
67. Оснащение объекта системой контроля и управления доступом производится по зонам, предусматривающим различный уровень доступа персонала и посетителей на объект и (или) его зоны (участки).
67-1. Система контроля и управления доступом предназначена для:
1) ограничения доступа персонала и посетителей объекта в охраняемые помещения;
2) фиксации времени прихода и ухода каждого сотрудника;
3) получения информации об открытии внутренних помещений (когда и кем открыты);
4) выдачи информации о попытках несанкционированного проникновения в помещения объекта, оборудованного системой контроля и управления доступом.
67-2. Программное обеспечение системы контроля и управления доступом обеспечивает решение следующих задач:
1) организация базы данных на всех сотрудников (номер карточки, имя, список разрешенных для доступа помещений, время входа-выхода);
2) программирование контрольных панелей и считывание с них информации;
3) выдача данных о конкретных событиях (рапорт);
4) открытие или блокировка любых дверей, оборудованных системой контроля и управления доступом, с рабочего места оператора системы;
5) графическое отображение карты объекта и другое.
Для объектов с суточной проходимостью (посещаемостью) персонала и посетителей менее 25 человек допускается оборудование объекта только средствами ограничения доступа на объект и (или) его потенциально опасные участки и критические зоны.
68. Объекты, находящиеся под охраной, оснащаются системами и средствами связи в целях оперативного обмена информацией для управления силами и средствами подразделений охраны.
Система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на пункте охраны и другими нарядами охраны, находящимися на объекте Министерства.
69. Все оборудование инженерно-технического укрепления объекта Министерства обеспечивается источниками бесперебойного питания с аккумуляторной поддержкой, обеспечивающее работу оборудования не менее 2 часов при отсутствии основного сетевого электропитания.
Автономные резервные источники электрического питания обеспечивают работу системы контроля и управления доступом, системы видеонаблюдения, охранного и дежурного освещения:
1) в городах и поселках городского типа – не менее 24 часов;
2) в сельских районах – не менее 48 часов;
3) в труднодоступных районах – не менее 72 часов.
70. Технические средства досмотра применяются на объектах Министерства для обнаружения оружия, других предметов и веществ, запрещенных к несанкционированному проносу (выносу), провозу (вывозу) на объект (из объекта).
К техническим средствам досмотра относятся стационарные и (или) ручные металлодетекторы.
71. При наличии ограждения на транспортных контрольно-пропускных пунктах и иных въездах на территорию объекта в ограждении оборудуются ворота с конструкцией, обеспечивающей их жесткую фиксацию в закрытом положении.
72. Для повышения уровня антитеррористической защищенности, на объектах Министерства, на которых отсутствуют труднопреодолимые ограждения территории, применяются средства защиты оконных, дверных проемов объектов (оборудование пулестойкими стеклами и/или взрывозащитной пленкой, и/или решетками и/или иными современными инженерно-техническими решениями, обеспечивающими защиту от несанкционированного доступа на объект, минимизацию последствий террористического акта, увеличение времени на взлом и проникновение на объект Министерства).
73. При необходимости на объектах Министерства предусматриваются помещения подразделений охраны и (или) их караулов.
74. На объекте Министерства могут устанавливаться дополнительные инженерно-технические решения по усмотрению руководства данного объекта.
75. При проектировании и оснащении объектов Министерства инженерно-техническим оборудованием определяются потенциально опасные участки объекта. На направлениях, ведущим к этим участкам, обеспечивается наибольшая плотность инженерно-технического оснащения.
76. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 месяцев с момента получения уведомления о придании объекту Министерства статуса уязвимого в террористическом отношении.
77. Инженерно-техническое оборудование объекта на постоянной основе поддерживается в рабочем состоянии и подлежит техническому обслуживанию в соответствии с рекомендациями производителя.
78. В случае невозможности оснастить объект инженерно-техническим оборудованием в течение 6 месяцев после включения его в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении, руководитель объекта Министерства принимает меры по планированию средств из бюджета, внебюджетных источников. Одновременно в антитеррористическую комиссию на согласование представляется проект плана мероприятий по инженерно-техническому оснащению объекта Министерства.
Для объектов Министерства, подлежащих государственной охране план оснащения объекта Министерства инженерно-техническими средствами согласовывается с охранными подразделениями органов внутренних дел.
Перечень предметов, запрещенных к проносу на объекты Министерства
1. Оружие (огнестрельное; бесствольное с патронами травматического, газового и светозвукового действия; холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию; метательное; пневматическое; газовое; электрическое; сигнальное; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия; оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения; предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия; предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия); боеприпасы к оружию и составные части к нему).
2. Механические и аэрозольные распылители и другие устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и другим негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества (взрывчатые; наркотические; психотропные; ядовитые; отравляющие; радиоактивные; едкие; пиротехнические; легковоспламеняющиеся).
Варианты тематик занятий
1. Об обеспечении антитеррористической безопасности (защищенности) объекта, уязвимого в террористическом отношении и действия сотрудников в случае совершения акта терроризма и угрозе его возникновения (с применением радиологических, химических, биологических веществ, взрывных устройств и взрывчатых веществ, наезд на массовое скопление людей, поджог с угрозой взрыва, физическое повреждение объектов инфраструктуры).
2. Об обеспечении требуемого пропускного режима на объекте, уязвимом в террористическом отношении.
3. О порядке действий в случае чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера.
4. Проведение аварийно-спасательных, неотложных работ и противопожарных мероприятий, минимизация и ликвидация последствий акта терроризма.
5. Оказание первой медицинской и психологической помощи пострадавшим акта терроризма.
6. Организация оповещения и информирования населения о складывающейся обстановке.
7. Перевод территориальных и отраслевых подсистем Государственной системы гражданской защиты в режим чрезвычайной ситуации.
8. Противодействие религиозному экстремизму и терроризму. Профилактика и предупреждение.
9. Оснащение объектов, уязвимых в террористическом отношении инженерно-техническим оборудованием.
10. Порядок действий персонала объектов Министерства при возникновении угрозы совершения акта терроризма.
11. Проводимые мероприятия по предупреждению актов терроризма на объектах Министерства.
12. Виды и способы террористических актов, их цели и их последствия.
13. Нормативно-правовые основы в области противодействия терроризму.
14. Иные темы занятий по действиям в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с актами терроризма.
Примечание: тематика и содержание занятий могут изменяться и дополняться исходя из актуальности возникающих угроз террористического характера. В рамках одного мероприятия могут отрабатываться несколько тематик.
Алгоритм действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
1. Действия посетителей при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности;
2) информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) информировать любым способом территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности.
3. Действия сотрудников субъектов охранной деятельности объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) выявить вооруженного злоумышленника;
2) блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте вооруженного нападения;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте;
5) обеспечить собственную безопасность.
4. Действия руководства объекта при возникновении угрозы вооруженного нападения:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
2) организовать мероприятие по обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) обеспечить взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
5. Действия посетителей при возникновении угрозы захвата заложников:
1) защититься, избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка или возможности безопасности покинуть здание;
2) информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности правоохранительные и(или) территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
6. Действия персонала объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) защититься, избежать попадания в заложники, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников территориальных органов внутренних дел, национальной безопасности;
2) информировать любым доступным способом и только при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленниках (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность).
7. Действия сотрудников субъектов охранной деятельности объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) выявить вооруженных злоумышленников;
2) блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
3) информировать любым способом руководство объекта, территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности о факте и обстоятельствах покушения на захват заложников;
4) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников);
5) обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники).
8. Действия руководства объекта при возникновении угрозы захвата заложников:
1) незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел, национальной безопасности доступным способом о факте и обстоятельствах попытки захвата заложников;
2) организовать принятие мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о нештатной ситуации на объекте);
3) организовать взаимодействие персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом.
9. Порядок действий при захвате в заложники:
1) не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия;
2) не привлекать внимания своим поведением;
3) не пытайтесь бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
4) запомните, как можно больше информации о террористах (количество, вооружение, как выглядят, особенно внешности, телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
5) постарайтесь определить место своего нахождения (заточения)4
6) при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта;
7) не пренебрегайте пищей, какой бы она ни была;
8) при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;
9) главное не паниковать, даже если стороны противника перестали себя контролировать;
10) расположитесь подальше от окон, дверей.
10. Действия посетителей и (или) персонала объекта Министерства при проведении сотрудниками специальных подразделений операции по освобождению заложников:
1) лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
2) не бежать навстречу сотрудникам правоохранительных органов или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;
3) держаться подальше от проемов дверей и окон;
4) не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, так как в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать его, не подходить к нему, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охрану и персоналу объекта либо в правоохранительные органы;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина);
9) информирование охраны объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице/лицах (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
10) покинуть объект и (или) укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в охрану и персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
9) помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность);
12) оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
13) покинуть объект, при невозможности - укрыться за капитальным сооружением и на необходимом удалении.
13. Действия сотрудников субъектов охранной деятельности при обнаружении подозрительного предмета:
1) не трогать, не подходить, не передвигать;
2) опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
3) воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
4) зафиксировать время и место обнаружения;
5) немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в правоохранительные органы;
6) быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
7) не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех лиц, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
8) обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
9) обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
10) при возникновении угрозы жизни укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колонна, толстое дерево, автомашина), вести наблюдение;
11) информирование охраны правоохранительные и (или) специальные государственные органы в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность).
14. Действия руководства при обнаружении подозрительного предмета:
1) незамедлительное информирование правоохранительные, специальные государственные органы о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
2) организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
3) организация эвакуации людей с объекта, оповещение о нештатной ситуации на объекте;
4) обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
5) организация взаимодействия персонала объекта с оперативным штабом по борьбе с терроризмом, предоставление необходимой информации.
15. Признаки, которые могут указывать на взрывное устройство:
1) наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
2) подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
3) от предмета исходит характерный запах миндаля или необычный запах;
4) необычное размещение обнаруженного предмета;
5) установленные на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной.
16. Расстояние для удаления и (или) оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
1) граната РГД-5 – 50 метров;
2) граната Ф-1 – 200 метров;
3) взрывное устройство – не менее 200 метров;
4) пивная банка 0,33 литров – 60 метров;
5) дипломат (кейс) – 230 метров;
6) дорожный чемодан – 350 метров;
7) легковая автомашина – не менее 600 метров;
8) микроавтобус – 920 метров;
9) грузовой транспорт (фургон) – 1240 метров.
17. Действия персонала и посетителей при атаке с применением "террористов-смертников":
1) защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
2) информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия сотрудников субъектов охранной деятельности при атаке с применением "террористов-смертников":
1) блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
2) информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственных органов о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
3) принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
4) при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
5) обеспечить собственную безопасность.
19. Действия руководства при атаке с применением "террористов-смертников":
1) незамедлительная передача информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
2) предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
3) обеспечение организованной эвакуации людей;
4) обеспечение собственной безопасности.
20. Действия получателя угрозы по телефону (руководитель, персонал, сотрудник субъектов охранной деятельности):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
2) голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
3) темп речи (быстрый или медленный);
4) произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
5) манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
6) обратите внимание на звуковой фон (шум автомобильного или железнодорожного транспорта, звук теле- или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородный);
7) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
8) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника и представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с ним можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
9) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством объекта решений или совершения каких-либо действий;
10) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству объекта Министерства о телефонной угрозе.
Поступление угрозы в организацию в письменной форме
21. Действия получателя угрозы в письменной форме (руководитель, работник):
1) после получения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно. По возможности уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку;
2) постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;
3) если документ поступил в конверте - его вскрытие производите только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
4) при этом сохраняйте все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку - ничего не выбрасывайте;
5) не расширяйте круг лиц, знакомых с содержанием документа;
6) незамедлительно сообщите на канал "102" органов внутренних дел.
22. Действий в случае применения химически опасных и отравляющих веществ:
1) немедленно надеть противогаз, а в случае его отсутствия выйти из зоны заражения, при этом для защиты органов дыхания использовать подручные средства (ватно-марлевые повязки, платки, изделия из тканей, предварительно смоченные водой);
2) по системам оповещения до личного состава довести сигналы "Химическая тревога", довести информацию до дежурных служб;
3) отключить климатическое оборудование (вентиляторы, кондиционеры) и электронагревательные и бытовые приборы;
4) постараться выйти из зоны заражения, на хорошо проветриваемый участок местности, до получения дальнейших указаний;
5) при невозможности выхода из зоны заражения укрыться в помещении и загерметизировать его подручными средствами.
23. Действия в случае получения подозрительных почтовых отправлений:
1) не пытаться самостоятельно вскрыть емкость, пакет, контейнер и др.;
2) по возможности не брать в руки подозрительное письмо или бандероль;
3) сообщить об этом факте руководству объекта, территориальным органам санэпиднадзора;
4) убедиться, что подозрительная почта отделена от других писем и бандеролей;
5) предпринять меры, исключающие возможность попадания неизвестного вещества из вскрытого отправления в вентиляционную систему здания;
6) до приезда специалистов поместить подозрительные отправления в герметичную тару (стеклянный сосуд с плотно прилегающей крышкой или в многослойные пластиковые пакеты). При этом следует пользоваться подручными средствами индивидуальной защиты кожи (резиновые перчатки, полиэтиленовые пакеты) и дыхательных путей (респиратор, ватно-марлевая повязка);
7) до приезда специалистов герметично закрытую тару хранить в недоступном для посторонних людей месте;
8) составить список всех лиц, кто непосредственно контактировал с подозрительной корреспонденцией (их адреса, телефоны).
9) лицам, контактировавшим с подозрительной корреспонденцией, неукоснительно выполнить мероприятия личной гигиены (вымыть руки с мылом, по возможности принять душ) и рекомендации медицинских работников по предупреждению заболевания.
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке.
(титульный лист)
___________________ (наименование организации)
Журнал № ___
учета проведения учебных мероприятий по антитеррористической подготовке
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ г.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ г.
(внутренняя сторона)
1 Раздел. Инструктажи
№ п/п | Дата проведения инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | ФИО (отчество при наличии) и должность лица, проводившего инструктаж | Подпись инструктируемого | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2 Раздел. Занятия
1. Дата проведения занятия;
2. Тема занятия;
3. Учебные вопросы;
4. Количество присутствующих работников;
Подпись лица, проводившего занятия.
Отчет о проведении занятия и тренировки
Тема занятия: ___________________________________________________
Дата проведения: ________________________________________________
Место проведения: ______________________________________________
Состав участников: ______________________________________________
Сведения о ходе проведения: ______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Выводы ________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Ответственный за обеспечение
антитеррористической
защищенности объекта
___________________________ __________________________________
(должность) (фамилия, имя, отчество, подпись)