В соответствии с подпунктом 143) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
2. Департаменту политики развития предпринимательства Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его размещение на интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр национальной экономики Республики Казахстан |
А. Куантыров |
Утвержден приказом Министр национальной экономики Республики Казахстан от 20 июня 2023 года № 118 |
Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 143) пункта 15 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, и устанавливают порядок формирования и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) уполномоченный орган по предпринимательству (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области развития и поддержки предпринимательства;
2) отчет о состоянии регулирования предпринимательской деятельности (далее – отчет) – отчет, сформированный регулирующим государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах государственного управления;
3) годовой отчет о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (далее – годовой отчет) – отчет, сформированный уполномоченным органом;
4) отчет о состоянии работы по анализу регуляторного воздействия (далее – отчет по АРВ) – отчет, сформированный местным исполнительным органом области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющим руководство в сфере предпринимательства;
5) регулирующие государственные органы – государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляются государственный контроль и надзор, введен или планируется к введению регуляторный инструмент.
Глава 2. Порядок разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан
3. Годовой отчет формируется уполномоченным органом на основе отчетов и отчетов по АРВ по итогам года, следующим за отчетным.
4. Отчеты/отчеты по АРВ размещаются на интернет-ресурсе регулирующих государственных органов/местных исполнительных органов области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющих руководство в сфере предпринимательства, и вносятся в уполномоченный орган не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным.
5. Отчет содержит следующую информацию:
1) по разрешительным документам по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам;
2) регулирующего государственного органа, осуществляющего государственный контроль и надзор по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
3) по информационным инструментам по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
4) по саморегулируемым организациям по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;
5) по анализу регуляторного воздействия по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
6. Информация регулирующих государственных органов, предусмотренная подпунктами 1), 2), 3) 4) и 5) пункта 5 настоящих Правил, подлежит анализу и сопровождается аналитическими записками:
1) аналитическая записка к информации по разрешительным документам, которая содержит:
количество и наименование разрешительных документов в регулируемых государственным органом сферах;
количество и наименование разрешительных документов, которые введены в соответствии с международными договорами (с указанием реквизитов акта и его структурного элемента);
количество выданных разрешительных документов за отчетный период;
информацию о проведенной работе по сокращению административных барьеров (перевод на уровень ниже, отмена разрешительного документа, оптимизация сроков выдачи и требований к выдаче разрешительного документа).
Примечание: заполняется одна общая аналитическая записка по всем разрешительным документам, относящимся к компетенции государственного органа;
2) аналитическая записка к информации по государственному контролю и надзору, которая содержит:
результаты проведенного анализа текущей ситуации в сферах государственного контроля и надзора по сравнению с предыдущим аналогичным периодом;
динамику (снижение и увеличение) количественных и качественных показателей по результатам проведения государственного контроля и надзора;
эффективность государственного контроля и надзора, обеспечивающего уменьшение риска, вероятность причинения вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства в результате деятельности субъекта контроля и надзора по сравнению с предыдущим периодом;
информацию о мерах по стимулированию субъектов предпринимательства для соблюдения ими требований законодательства в связи с проведением государственного контроля и надзора на основе поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях;
информацию о внедрении и совершенствовании альтернативных форм контроля и надзора в сферах контроля и надзора, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья человека, окружающей среды, соблюдение законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства;
предложения по совершенствованию законодательства о государственном контроле и надзоре;
3) аналитическая записка к информации по информационным инструментам, которая содержит:
анализ предоставленной информации, включая:
количество и наименование информационных инструментов, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
сведения о количестве предоставленной информации с разбивкой на электронный/бумажный формат;
сведения о дублировании предоставления информации другим регулирующим государственным органам;
предложения по оптимизации информационных инструментов;
4) аналитическая записка к информации по саморегулируемым организациям, которая содержит:
анализ функционирования саморегулируемых организаций в регулируемой сфере (отрасли);
сведения о количестве саморегулируемых организаций и об отраслях или сферах государственного управления, в которых введено саморегулирование;
отрасли или сферы государственного управления, в которых планируется введение саморегулирования;
предложения по совершенствованию института саморегулирования;
5) аналитическая записка к информации по анализу регуляторного воздействия, которая содержит:
количество требований, на которые проводилась процедура анализа регуляторного воздействия;
количество полученных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия с указанием количества положительных и отрицательных заключений;
анализ исполнения плана пересмотра действующих регуляторных инструментов, включая:
количество требований, запланированных к пересмотру;
количество пересмотренных требований;
сведения о принятых решениях по итогам пересмотра;
анализ участия в мероприятиях по обучению практике проведения анализа регуляторного воздействия, включая:
информацию о количестве участников, принявших участие, с указанием места и времени его проведения;
анализ финансовых выгод и издержек (монетизация), связанных с исполнением новых требований;
планы предполагаемых реформ в сфере регуляторной деятельности государственного органа на следующий год.
7. Отчет по АРВ состоит из информации о выданных заключениях о соблюдении разработчиками проектов актов регионального значения, региональной палатой и другими заинтересованными лицами установленных процедур по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам и сопровождается аналитической запиской.
8. Аналитическая записка содержит:
причины выдачи отрицательных заключений, в том числе:
непроведение общественных обсуждений;
неверное определение проблемы и цели регулирования;
отсутствие альтернативных подходов регулирования (неэффективные альтернативы);
непроведение расчета издержек (монетизация);
анализ информации о проведении альтернативного анализа регуляторного воздействия (общее количество, кем проводился);
анализ исполнения плана пересмотра действующих регуляторных инструментов, включая:
количество требований, запланированных к пересмотру;
количество пересмотренных требований;
сведения о принятых решениях по итогам пересмотра;
анализ участия в мероприятиях по обучению практике проведения анализа регуляторного воздействия, включая:
информацию о количестве участников, принявших участие, с указанием места и времени его проведения.
9. Уполномоченный орган в течение шестидесяти календарных дней с момента поступления отчетов и отчетов по АРВ рассматривает их и по итогам формирует годовой отчет.
10. В период формирования годового отчета при необходимости, но не позднее пятнадцати календарных дней до истечения срока формирования годового отчета, определенного пунктом 9 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет для доработки отчеты/отчеты по АРВ в соответствующий регулирующий государственный орган/местный исполнительный орган области, городов республиканского значения, столицы, осуществляющий руководство в сфере предпринимательства, который с момента получения замечаний дорабатывает их в течение 10 (десяти) календарных дней.
11. Годовой отчет утверждается посредством его одобрения на Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан (далее – МВК).
12. Сформированный уполномоченным органом годовой отчет выносится на рассмотрение МВК до 30 апреля года, следующего за отчетным.
В случае наличия рекомендаций МВК по доработке годового отчета уполномоченный орган не позднее пятнадцати календарных дней вносит в него соответствующие корректировки, после чего повторно выносит на рассмотрение МВК.
13. Годовой отчет с момента его утверждения, в течение пятнадцати календарных дней размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа.
Приложение 1 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма |
Информация по разрешительным документам*
_______________________________________________________
(наименование государственного органа)
Примечание:
* Данная форма заполняется отдельно на каждый разрешительный документ, относящийся к компетенции государственного органа
Приложение 2 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма 1 |
Информация регулирующего государственного органа,
осуществляющего государственный контроль и надзор
________________________________________________________
(наименование государственного органа)
№ п/п | Сфера государственного контроля и надзора | Субъекты предпринимательства в разрезе по категориям | Количество проведенных внеплановых проверок и проверок на соответствие требованиям в отношении субъектов предпринимательства/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены | Количество проведенного профилактического контроля с посещением и без посещения субъекта предпринимательства/Количество проведенного профилактического контроля с посещением и без посещения, расследования и контрольного закупа в результате которых нарушения не выявлены | Количество проведенных проверок расследования и контрольного закупа , проведенных по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 13 статьи 129 Предпринимательского кодекса (указываются в разрезе по основаниям)/Количество проведенных таких проверок, расследования и контрольного закупа в результате которых нарушения не выявлены |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | субъекты малого предпринимательства | ||||
2. | микро предпринимательства | ||||
3. | субъекты среднего предпринимательства | ||||
4. | субъекты крупного предпринимательства | ||||
5. | Итого: |
продолжение таблицы
Количество проведенных внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства*/Количество проверок, в результате которых нарушения не выявлены | Количество проведенного профилактического контроля без посещения субъекта предпринимательства | Количество приостановленных/возобновленных проверок и профилактического контроля в отношении субъекта предпринимательства (за исключением налоговых проверок) | Количество исполненных/неисполненных рекомендаций, заключений, справок, уведомлений и предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам профилактического контроля и проверок | Количество административных взысканий, наложенных по итогам проверок и расследования и сумма административного штрафа, наложенного по итогам проверок и расследования | Количество актов о назначении проверок, в регистрации которых отказано | Количество удовлетворенных жалоб, поданных на нарушение порядка организации и проведения проверок и профилактического контроля, расследования и контрольного закупа и их результаты (количество должностных лиц, привлеченных к ответственности по удовлетворенным жалобам) |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Форма 2 |
№ п/п | Сфера государственного контроля и надзора | Дата утверждения и наименование совместных приказов системы оценки рисков (критериев и проверочных листов), внесение изменений и дополнений в совместные приказы системы оценки рисков (критериев и проверочных листов) за отчетный период (в случае наличия указать номер и дату приказа о внесении изменений и дополнений) | Уменьшение или увеличение требований проверочных листов за отчетный период (количество сокращенных или добавленных требований с обоснованиями) | Увеличение или уменьшение добросовестных субьектов предпринимательства, а также нарушителей по сравнению с предыдущим периодом | Количество/ед. должностных лиц государственного органа уполномоченных/закрепленных на осуществления государственного контроля и надзора | Количество положительных/отрицательных заключений вынесенных по результатам рассмотрения жалобы апелляционной комиссией (при наличии) |
1. | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. |
Отчет регулирующего государственного органа заполняется в разрезе сфер государственного контроля и надзора согласно компетенции регулирующего государственного органа и в соответствии со статьями 138 и 139 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и предназначен для анализа каждой сферы государственного контроля и надзора.
Примечание:
* Количество проведенных внеплановых проверок в отношении субъектов предпринимательства представляется в разрезе оснований, предусмотренных в пункте 5 статьи 144 Кодекса.
Приложение 3 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма |
Сведения по информационным инструментам
_______________________________________________
(наименование государственного органа/области)
Информационные инструменты включают предоставление документов, уведомлений и справок, налоговую, финансовую и другую отчетность, других документов, декларирование состава продукции, публикацию данных о банкротстве, изменении собственности предприятий и прочее.
№ п/п | Наименование отчетности | Ссылка на структурный элемент нормативного правового акта | Периодичность представления отчетности | Форма представления отчетности (эл.формат/ бумажный) | Цель представления отчетности | Субъект, представляющий отчетность | Возможность оптимизации отчетности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | |||||||
2 |
Приложение 4 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма |
Информация по саморегулируемым организациям
________________________________________________________
(наименование государственного органа)
1. | Сферы регулирования, где введено саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) и/или действуют саморегулируемые организации, основанные на добровольном членстве (участии) | |
2. | Количество саморегулируемых организаций (основанных на обязательном и добровольном членстве (участии) в анализируемых сферах | |
3. | Наименование саморегулируемых организаций с указанием количества членов в каждой саморегулируемой организации, а также их вид деятельности | |
4. | Перечень функций, выполняемых регулирующими государственными органами, возможных к передаче в саморегулирование, основанного на обязательном членстве (участии) | |
5. | Наличие стандартов и правил саморегулируемых организаций, согласованных в соответствии с Законом Республики Казахстан "О саморегулировании" | |
6. | Наименование потенциальных сфер или видов деятельности, где возможно введение саморегулирования, основанного на обязательном участии (членстве) | |
7 | Количество жалоб, поступивших в отчетном году на саморегулируемые организации, основанных на обязательном членстве, объем взысканного ущерба с саморегулируемой организации по результатам рассмотрения жалоб ______ тысяч тенге. |
Приложение 5 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма |
Информация по анализу регуляторного воздействия*
________________________________________
(наименование государственного органа)
1. | Наименование регуляторного инструмента и (или) ужесточения регулирования | ||||
2. | Наименование документа, в рамках которого введен регуляторный инструмент и (или) ужесточение регулирования | ||||
3. | Количество полученных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия, за исключением проектов актов регионального значения (указывается общее количество заключений, в том числе положительное) | ||||
3.1. | Основания получения отрицательного заключения (Графы заполняются к каждому заключению) | ||||
Отсутствие общественных обсуждений | Отсутствие расчета издержек (монетизация) | Отсутствие альтернативных подходов регулирования | Иное | ||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
… | |||||
Итого | |||||
4. | Информация о проведении альтернативного анализа регуляторного воздействия (кем и когда проводился) | ||||
5. | Информация об итогах рассмотрения Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности при Правительстве Республики Казахстан введения нового регуляторного инструмента или ужесточения регулирования (дата и номер протокола) | ||||
6. | Дата введения в действие регуляторного инструмента или ужесточения регулирования | ||||
7. | Расчет издержек (монетизация) от вводимого регуляторного инструмента или ужесточения регулирования | ||||
8. | Анализ регуляторного воздействия проведен в рамках исполнения плана пересмотра |
Нет __________________________ |
Примечание:
*Заполняется на каждое требование
Приложение 6 к Правилам разработки и утверждения годового отчета о состоянии регулирования предпринимательской деятельности в Республике Казахстан |
|
Форма |
Информация о выданных заключениях о соблюдении разработчиками проектов
актов регионального значения, региональной палатой и другими
заинтересованными лицами установленных процедур
____________________________________________________________
(наименование местного исполнительного органа области, города
республиканского значения, столицы, осуществляющего руководство
в сфере предпринимательства)
1. | Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия (с указанием количества положительных и отрицательных заключений) | |
2. | Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия при планировании введения регуляторного инструмента или ужесточения регулирования (с указанием количества положительных и отрицательных заключений) | |
3. | Количество выданных заключений о соблюдении процедур анализа регуляторного воздействия в рамках исполнения плана пересмотра (с указанием количества положительных и отрицательных заключений) | |
4. | Количество одобренных консультативно-совещательным органом при акимате области, городов республиканского значения, столицы по вопросам межведомственного характера регуляторных инструментов или ужесточения регулирования (дата и номер протокола) | |
5. | Дата введения в действие регуляторного инструмента или ужесточения регулирования |