В соответствии с подпунктом 3) статьи 7-3 Закона Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые требования к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности Министра торговли и интеграции Республики Казахстан |
К. Балыкбаев |
"СОГЛАСОВАН" Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство здравоохранения Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство финансов Республики Казахстан |
"СОГЛАСОВАН" Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан |
Утверждены приказом Исполняющий обязанности Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 22 июня 2023 года № 243-НҚ |
Требования к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров
К информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров предъявляются следующие требования:
1. Функциональные требования к информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров:
1) обеспечение уникальной идентификации каждой единицы товара, подлежащего маркировке средствами идентификации, путем присвоения товарам кодов маркировки.
Информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров не допускается повторной сериализации кода, нанесенного на товар или потребительскую упаковку, или материальный носитель, не выведенный из оборота;
2) обеспечение защиты кода маркировки товара от несанкционированной генерации, копирования, массового воспроизведения и других методов подделки;
3) обеспечение автоматизированного учета средств идентификации, в том числе путем смены статусов кодов маркировки;
4) обеспечение взаимосвязанного учета средств идентификации всех уровней агрегации упаковки товара (потребительская, групповая, транспортная);
5) обеспечение надлежащего исполнения налогоплательщиками, участниками внешнеэкономической деятельной налогового и таможенного законодательства Республики Казахстан;
6) обеспечение своевременного и в полном объеме представления в отраслевой уполномоченный государственный орган сведений для осуществления налогового и таможенного администрирования;
7) обеспечение осуществления общественного контроля в сфере маркировки товаров и проверки подлинности средства идентификации, нанесенного на товар, посредством мобильного приложения с возможностью отправки сообщения о выявленном нарушении.
При проверке подлинности средства идентификации, нанесенного на товар, информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров отображается информация о товаре, характеризующая его как минимум следующим набором сведений: торговое наименование, производитель, импортер, дата производства (если это предусмотрено), срок годности товара;
8) оценка достоверности результатов информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров;
9) обеспечение регистрации и учета всех участников оборота товаров в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров;
10) формирование, обработка и обмен электронными сопроводительными документами между участниками оборота товаров, содержащими сведения о маркированных товаров, в целях обеспечения их прослеживаемости;
11) обмен данными с информационными системами участников оборота товаров посредством информационных электронных сервисов с использованием протоколов и интерфейсов электронного взаимодействия;
12) обеспечение передачи сведений о перемещаемых маркированных товарах между государствами - членами Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли посредством интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;
13) обеспечение интеграции с информационными системами фискальных данных Республики Казахстан в части получения сведений о реализации маркированного товара;
14) формирование статистической и аналитической информации маркированных товаров для участников оборота товаров, являющихся владельцами таких товаров;
15) обеспечение возможности структуризации и предоставления аккумулированных данных для аналитических систем в целях дальнейшего анализа, прогнозирования и поддержки принятия решений;
16) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров реализовывается возможность использования электронной цифровой подписи аккредитованных на территории Республики Казахстан удостоверяющих центров для их идентификации и аутентификации, а также обеспечения документооборота в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров;
17) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров реализовывается механизм автоматизированного форматно-логического контроля для проверки качества вводимых данных;
18) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров реализовывается Веб-приложение, предназначенное для выполнения пользовательских операций в информационной системе маркировки и прослеживаемости товаров;
19) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров обеспечивается поддержка казахского и русского языков для реализации возможности выбора пользователями языка интерфейса;
20) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров обеспечивается единство используемой участниками информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров нормативно-справочной информации в информационной системе маркировки товаров, включая справочники, реестры и классификаторы;
21) время отклика информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров при запросе сведений о товарах не превышается 15 (пятнадцати) секунд;
22) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров обеспечивается одновременное пользование системой не менее 1 (одного) миллиона пользователей;
23) информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров обеспечивается возможность отслеживания регистрации действий пользователей информационной системы с указанием даты, времени, IP-адреса компьютера пользователя.
2. Требования к интеграционным взаимодействиям информационной системы маркировки и прослеживаемости товаров с государственными информационными ресурсами.
Информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров реализовывается интеграционное взаимодействие с государственными информационными ресурсами, в том числе посредством шлюза "Электронного правительства", в части первичной приемки и периодической актуализации сведений из внешних информационных систем:
реестр индивидуальных предпринимателей;
национальный удостоверяющий центр.
Информационной системой маркировки и прослеживаемости товаров реализовывается интеграционное взаимодействие с государственными информационными ресурсами уполномоченных государственных органов, в том числе посредством шлюза "Электронного правительства", в части передачи и (или) получения информации о маркированных товарах:
с информационными системами Министерства финансов Республики Казахстан для получения сведений о маркированных товарах в целях налогового и таможенного администрирования;
с информационными системами маркировки и прослеживаемости отраслевых уполномоченных органов по отдельным товарным группам (при необходимости).
3. Требования к безопасности и защите данных определяются в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 декабря 2016 года № 832 "Об утверждении единых требований в области информационно-коммуникационных технологий и обеспечения информационной безопасности".