Об утверждении Правил включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации

Новый

Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 22 августа 2023 года № 592. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23 августа 2023 года № 33321

      В соответствии с подпунктом 11) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" и подпунктом 41) пункта 15 Положения о Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 936 "О некоторых вопросах Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации.

      2. Комитету индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      исполняющий обязанности
Министра индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
И. Оспанов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
исполняющий обязанности
Министра индустрии
и инфраструктурного развития
Республики Казахстан
от 22 августа 2023 года № 592

Правила включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О промышленной политике" (далее – Закон) и подпунктом 41) пункта 15 Положения о Министерстве индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 936 "О некоторых вопросах Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан" и определяют порядок включения промышленно-инновационных проектов в единую карту индустриализации.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) единая карта индустриализации – совокупность промышленно-инновационных проектов, реализуемых субъектами промышленно-инновационной деятельности;

      2) Штаб по вопросам единой карты индустриализации (далее – Штаб) – комиссия при уполномоченном органе в области государственного стимулирования промышленности по вопросу рассмотрения проектов для включения в единую карту индустриализации с участием представителей уполномоченного органа в области государственного стимулирования промышленности, отраслевых министерств и ведомств, национальных холдингов и институтов развития, а также других заинтересованных организаций;

      3) ответственный государственный орган – государственный орган, ответственный за реализацию промышленно-инновационного проекта;

      4) промышленно-инновационный проект (далее – проект) – комплекс реализуемых в течение определенного времени мероприятий, направленных на трансферт технологий, создание новых (усовершенствование действующих) производств и (или) осуществление инновационной деятельности;

      5) промышленно-инновационная система – совокупность субъектов промышленно-инновационной системы, участвующих в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, инфраструктуры и инструментов, направленных на стимулирование промышленности и поддержку инноваций в Республике Казахстан;

      6) промышленно-инновационная деятельность – деятельность, связанная с реализацией промышленно-инновационных проектов с учетом обеспечения экологической безопасности в целях повышения производительности труда, продвижением отечественных товаров, работ и услуг обрабатывающей промышленности на внутренний и (или) внешние рынки;

      7) уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере промышленности, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и участие в реализации государственного стимулирования промышленности;

      8) меры государственного стимулирования промышленности – меры стимулирования, применяемые государством в целях развития обрабатывающей промышленности и промышленно-инновационной деятельности, осуществляемые в соответствии с Законом;

      9) заявитель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее планирование и реализацию промышленно-инновационного проекта;

      10) субъекты промышленно-инновационной системы, участвующие в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, – национальный управляющий холдинг, созданный в рамках мер по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развитию национальной экономики, национальные институты развития, единый оператор по продвижению несырьевого экспорта, а также фонд развития промышленности, уполномоченные на реализацию мер государственного стимулирования промышленности.

Глава 2. Порядок включения проектов в единую карту индустриализации

      3. В единую карту индустриализации включаются промышленно-инновационные проекты (далее – проекты), реализуемые субъектами промышленно-инновационной деятельности, и соответствующие следующим критериям:

      1) инновационность – направленность на повышение экономической эффективности деятельности путем создания новых или значительно улучшенных продуктов (товаров, работ или услуг), технологий или процессов с учетом их дальнейшего внедрения и обеспечения экологической безопасности;

      2) конкурентоспособность – конкурентные преимущества в сравнении с аналогичными промышленно-инновационными проектами, выражающиеся в низкой себестоимости, высоком качестве, растущем спросе и иных свойствах выпускаемой продукции, оказываемых работ и (или) предоставляемых услуг;

      3) масштабность – значимость реализации промышленно-инновационного проекта для промышленного развития Республики Казахстан;

      4) экспортоориентированность – наличие потенциала в устойчивом экспорте выпускаемой продукции, оказываемых работ и (или) предоставляемых услуг как минимум в одну зарубежную страну;

      5) производительность труда – соотношение объема производства и трудовых ресурсов, рабочего времени, потраченных на производство.

      4. Включение проектов в единую карту индустриализации производится поэтапно:

      1) первый этап – рассмотрение проекта в местном исполнительном органе области, города республиканского значения и столицы (далее – местный исполнительный орган);

      2) второй этап – рассмотрение проекта в уполномоченном органе и национальном институте развития в области развития промышленности (далее – национальный институт);

      3) третий этап – рассмотрение проекта на заседании Штаба.

Глава 3. Рассмотрение проекта в местном исполнительном органе

      5. Местный исполнительный орган на постоянной основе осуществляет прием заявок от заявителей о включении их проектов в единую карту индустриализации.

      6. Заявитель для включения своего проекта в единую карту индустриализации направляет в местный исполнительный орган в бумажной и (или) электронной форме заявку по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам с приложением следующих документов:

      1) паспорта проекта по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

      2) план-графика реализации проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

      3) согласия на распространение первичных статистических данных по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам;

      4) копии документов, подтверждающих финансовую обеспеченность проекта в размере не менее 10 (десяти) процентов от стоимости проекта.

      В качестве документов, подтверждающих финансовую обеспеченность проекта, предоставляется:

      справка о наличии банковских счетов с указанием остатка денег на этих счетах, выданная банками за последние шесть месяцев;

      договор банковского займа;

      договор залога и правоустанавливающие документы на предмет залога;

      договор страхования;

      договор поручительства или гарантии, с приложением подтверждения наличия финансовых средств поручителя или гаранта способами, предусмотренными настоящим подпунктом.

      Заявитель выбирает любой из способов финансового обеспечения, в том числе путем комбинирования нескольких способов;

      5) справка о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица;

      6) в случаях, когда при реализации проекта существует необходимость предоставления земельного участка, прилагаются копия письма местного исполнительного органа соответствующей административно-территориальной единицы, подтверждающего наличие свободного земельного участка, а также копия акта предварительного выбора земельного участка с указанием координат (схемы) местоположения и планируемой площади отвода под реализацию проекта.

      7. При предоставлении неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, местный исполнительный орган возвращает заявку с приложенными документами без рассмотрения в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления заявки с указанием отсутствующего документа.

      При предоставлении некорректно заполненной заявки и (или) приложений к ней, местный исполнительный орган возвращает такую заявку с приложенными документами в течение 3 (трех) рабочих дней со дня поступления заявки с указанием соответствующих замечаний.

      8. После устранения замечаний, послуживших основанием для возврата заявки, заявитель повторно направляет в местный исполнительный орган заявку с приложением документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

      9. При предоставлении заявителем полного пакета документов и корректного заполнения заявки и приложений к ней местный исполнительный орган проводит региональную экспертизу.

      Срок проведения региональной экспертизы составляет не более 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления заявки и оформляется в форме заключения, которое заверяется подписью уполномоченного лица местного исполнительного органа.

      10. Заключение региональной экспертизы составляется по следующей структуре:

      1) сведения о проекте;

      2) проработанность вопроса инфраструктуры;

      3) соответствие плану развития области, города республиканского значения, столицы;

      4) общие выводы и рекомендации по проекту.

      11. В разделе "Сведения о проекте" указывается следующая информация по проекту:

      1) информация о заявителе проекта (участники, учредители, успешно реализованные проекты в промышленности и в других сферах);

      2) описывается технологическая и инновационная часть проекта, где указывается направленность проекта (трансферт технологий, создание новых (усовершенствование действующих) производств и (или) осуществление инновационной деятельности).

      12. В разделе "Проработанность вопроса инфраструктуры" описываются степень готовности внешних и внутренних коммуникаций, а также план мероприятий по развитию инфраструктуры с указанием необходимых мер государственного стимулирования промышленности.

      13. В разделе "Соответствие плану развития области, города республиканского значения, столицы" проводится анализ заявленного проекта на соответствие плану развития области, города республиканского значения, столицы.

      14. В разделе "Общие выводы и рекомендации по проекту" отражаются перечень необходимых мер государственного стимулирования промышленности для успешной реализации проекта и механизм их получения, а также даются мотивированное положительное или отрицательное заключение.

      15. Местный исполнительный орган в течение 2 (двух) рабочих дней со дня составления заключения региональной экспертизы направляет ее в уполномоченный орган с приложением заявки и прилагаемых к ней документов, а также копию такого заключения заявителю.

Глава 4. Рассмотрение проекта в уполномоченном органе и национальном институте развития в области развития промышленности

      16. Уполномоченный орган в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления от местного исполнительного органа материалов, направляемых в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, проверяет их на полноту.

      При предоставлении не полного пакета материалов уполномоченный орган возвращает их без рассмотрения в местный исполнительный орган с указанием отсутствующего документа. Местный исполнительный орган в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления возвращенных материалов направляет полный пакет материалов с приложением недостающего документа.

      При предоставлении полного пакета материалов уполномоченный орган направляет их в национальный институт для проведения проверки на предмет корректного заполнения заявки и приложений к ней.

      17. Национальный институт в течение 2 (двух) рабочих дней проводит проверку представленной заявки и приложений к ней на предмет их корректного заполнения.

      18. При установлении некорректного заполнения заявки и приложений к ней, национальный институт направляет письмо с указанием выявленных замечаний и необходимости устранения таких замечаний в местный исполнительный орган, а также в уполномоченный орган для сведения.

      19. При предоставлении корректно заполненной заявки и приложений к ней и не выявлении каких-либо замечаний по итогам проведенной проверки, национальный институт направляет письмо об отсутствии замечаний с приложением заявки и приложений к ней в уполномоченный орган, а также в местный исполнительный орган для сведения.

      20. Уполномоченный орган после получения от национального института письма об отсутствии замечаний выносит заявку на рассмотрение заседания Штаба.

Глава 5. Рассмотрение проекта на заседании Штаба

      21. Заседание Штаба проводится по мере поступления заявок, но не реже одного раза в квартал.

      22. Уполномоченный орган не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до проведения заседания Штаба направляет уведомление заявителю и местный исполнительный орган с указанием даты проведения заседания Штаба и способа принятия участия.

      23. Заседания Штаба считаются правомочными, если на нем присутствует более половины членов Штаба.

      Председателем Штаба является заместитель руководителя уполномоченного органа, курирующий соответствующие вопросы. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель председателя.

      В состав Штаба включаются представители уполномоченного органа, заинтересованных центральных государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен" и субъектов промышленно-инновационной системы, участвующих в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности.

      Решения Штаба принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Штаба и оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми присутствующими на заседании Штаба. Члены Штаба обладают равными голосами при принятии решений и при равенстве голосов принятым считается решение, проголосованное председателем Штаба.

      24. Штаб принимает одно из следующих решений:

      1) о включении проектов в единую карту индустриализации с указанием ответственного государственного органа;

      2) о возвращении проекта местному исполнительному органу на доработку с указанием исчерпывающего перечня выявленных замечаний и несоответствий по проекту;

      3) об отклонении во включении проекта в единую карту индустриализации при несоответствии критериям единой карты индустриализации, предусмотренной пунктом 3 настоящих Правил.

      25. Уполномоченный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня проведения заседания Штаба направляет копию протокола заседания в местный исполнительный орган и ответственный государственный орган, а также заявителю.

      В течение 5 (пяти) рабочих дней со дня направления протокола заседания Штаба уполномоченный орган вносит соответствующие дополнения в приказ руководителя уполномоченного органа, предусматривающего утверждение единой карты индустриализации.

Глава 6. Заключительные положения

      26. Уполномоченный орган на основе предложений заявителя или местного исполнительного органа или ответственного государственного органа или субъектов промышленно-инновационной системы, участвующих в государственном стимулировании промышленно-инновационной деятельности, осуществляет актуализацию информации по проектам, включенным в единую карту индустриализации, путем вынесения на рассмотрение заседания Штаба, проводимого в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.

      27. Проведение заседаний Штаба по вопросу актуализации и принятие по ним решений, а также внесение соответствующих изменений в приказ руководителя уполномоченного органа, предусматривающего утверждение единой карты индустриализации, регулируется в порядке, предусмотренном Главой 5 настоящих Правил.

      28. По итогам актуализации информация по проекту, включенному в единую карту индустриализации, может быть изменена либо проект может быть исключен из единой карты индустриализации.

  Приложение 1
к Правилам включения
промышленно-инновационных проектов
в единую карту индустриализации
Руководителю управления
предпринимательства
и промышленности
______________________
(области, города)
_________________________
(фамилия, имя, отчество
(при наличии)

Заявка на включение проекта в единую карту индустриализации

      Прошу зарегистрировать заявку по проекту:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
(наименование проекта)
___________________________________________________________________
(наименование организации) для включения в единую карту индустриализации.
К заявке прилагаю следующие документы согласно перечню:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Первый руководитель ________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Подпись: _____
(место печати), дата заполнения
"__" _______20__ года
Контактное лицо заявителя:
____________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Мобильный телефон: _________________________________________________
Электронная почта: ___________________________________________________
Ответственный работник акимата: ______________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
Подпись: _______, дата приема "___" ________ 20__ года

  Приложение 2
к Правилам включения
промышленно-инновационных
проектов в единую карту
индустриализации

Паспорт проекта

Наименование показателя

Единица измерения

Значение

1

2

3

4

1.

Вид проекта



1)

Новый проект

да/нет


2)

Модернизация имеющегося производства

да/нет



Вид мощности имеющегося производства




Проектная мощность имеющегося производства



2.

Стадия проекта:
(выбор одного из нижеперечисленных)

1)

Реализуемая

да/нет


2)

Планируемая

да/нет


3.

Место реализации проекта:



1)

Область (справочник)



2)

Город (справочник)



3)

Район (справочник)



4)

Село (справочник)



4.

Код Классификатора административно-территориальных объектов (справочник)



5.

Код Общего классификатора видов экономической деятельности на 4-5 знаках (справочник)



6.

Необходимые меры государственного стимулирования промышленности

1)

Необходимая площадь земельного участка

гектар


2)

Финансирование через финансовые институты.
В случае если проект финансируется в 2-х и более финансовых институтах, то перечисляется все финансовые институты



миллион тенге


3)

Инфраструктура (перечисляется виды необходимой инфраструктуры)



4)

Прочие
(при наличии)



7.

Срок реализации

месяц, год - месяц, год


8.

Количество новых рабочих мест на период эксплуатации

человек


9.

Инвестиции в основной капитал до ввода в эксплуатацию

миллион тенге


10.

Наименование, номер и дата документа, подтверждающего ввод в эксплуатацию (в случае наличия)



11.

Структура финансирования

1)

Собственные средства

миллион тенге


2)

Заемные средства (включая лизинг)

миллион тенге


3)

Бюджетные средства

миллион тенге


4)

Прочие источники

миллион тенге


12.

Производимые товары и услуги



1)

Наименование товара и услуги (код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее – код ТН ВЭД) – 6-10 знаков)



2)

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)



….

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)



13.

Проектная мощность в год (по каждому наименованию товара и услуги)

1)

В натуральном выражении (по единицам измерения)

единица измерения


2)

В стоимостном выражении

миллион тенге


14.

Рынки сбыта

1)

Внутренний рынок

%


2)

На экспорт (страна), указать по каждой стране отдельно

%


15.

Сырье (наименование, страна, поставщик при наличии)



16.

Сведение о проекте



1

Инновационность

да/нет, краткое описание


2

Трансферт технологии

да/нет, краткое описание


17.

Технология производства
(краткое описание)



18.

Оборудование (наименование, страна, поставщик при наличии)



19.

Влияние на экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов региона



20.

Краткосрочные и долгосрочные цели проекта, мультипликативный эффект как отдельно на регион, так и на экономику страны в целом



21.

Риски в рамках реализации проекта, и факторы, снижающие риски



План инвестиций в основной капитал до ввода в эксплуатацию (в миллион тенге)


П№

Наименование

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год

1

2

3

4

5

6

7


Этап 1






1.

Строительно-монтажные работы







Оборудование







Прочие







Этап 2






2.

Строительно-монтажные работы







Оборудование







Прочие






План финансирования

Наименование

Всего

20_ год

20_ год

20_ год

20 _ год

20_ год

1

2

3

4

5

6

7

8


Всего, в том числе







1.

Собственные средства








средства отечественных частных инвесторов








прямые иностранные инвестиции (участие в уставном капитале)








средства организаций, подконтрольных государству (участие в уставном капитале)







2.

Заемные средства








кредиты материнских компаний








кредиты отечественных институтов развития








кредиты банков второго уровня (резидентов)








внутренние облигационные займы








бюджетные кредиты








кредиты финансовых организаций (нерезидентов)








кредиты международных институтов развития








внешние облигационные займы







3.

Прочие источники







4.

Бюджетные средства, в том числе:








республиканский бюджет (код и наименование бюджетной программы)








местный бюджет (код и наименование бюджетной программы)







План выхода на проектную мощность (по всем видам товаров и услуг)

Наименование

Единица измерения

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год


Этап 1







1.

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

2.

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге


Этап 2







3

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

4

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

Плановый объем экспорта в натуральном выражении (по всем видам товаров и услуг)

Наименование

Единица измерения

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год

20__ год


Этап 1







1.

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

2.

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге


Этап 2







3

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

4

Наименование товара и услуги (код ТН ВЭД – 6-10 знаков)

в натуральном выражении






в денежном выражении

миллион тенге

О прогнозной потребности в работниках и специалистах

Наименование профессии (должности)

Код базовой группы Национального классификатора знаний (справочник)

Потребность в работниках (человек)

Требуемый уровень образования (список)

Требуемый уровень квалификации (тарифный разряд, категория) (список)

20_

20_

20_

20_

1.









Плановые целевые показатели проекта (для реализуемых проектов)

Наименование

Единица измерения

год

20....

20....

20....

20....

20....

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Потребность в топливно-энергетических ресурсах, в том числе:








Электроэнергия

Киловатт-час







Тепловая энергия

Гигакалория







Газ

тысяча кубических метров/в год







Уголь

тонна/в год







Нефтепродукты (мазут, дизтопливо)

тонна







Вода

кубический метр/в год






2.

Потребность в инфраструктуре, в том числе:








Электрические сети

Подстанция мегаватт







Газовые сети

километр







Тепловые сети

километр







Водопроводные сети

километр







Канализационные сети

километр







Железнодорожная инфраструктура (магистральная железнодорожная сеть, подъездные пути)

километр







Автомобильные дороги

километр






  Приложение 3
к Правилам включения
промышленно- инновационных
проектов в единую карту
индустриализации

План-график реализации проекта

Наименование мероприятия

Срок исполнения

1.

*


2.



3.



      * Обязательные пункты:

      1) Разработка документации (Проекто-сметная документация, Технико-экономическое обоснование, и так далее);

      2) Начало строительства (обязательно для новых проектов);

      3) Окончание строительства (обязательно для новых проектов);

      4) Ввод в эксплуатацию (получение акта ввода);

      5) Поставка оборудования;

      6) Монтаж оборудования;

      7) Пусконаладочные работы;

      8) Начало выпуска продукции (обязательно для модернизации);

      9) Выход на проектную мощность.
__________________

  Приложение 4
к Правилам включения
промышленно- инновационных
проектов в единую карту
индустриализации

Согласие на распространение первичных статистических данных
(заполняется на бланке заявителя проекта)

      __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(полное наименование субъекта промышленно-инновационной деятельности)
дает согласие на раскрытие первичных статистических данных местному
исполнительному органу,
уполномоченному органу, ___________________________________________
(наименование органов) по показателям:
1) объем инвестиций в основной капитал;
2) объем выполненных строительных работ (услуг);
3) объем произведенной продукции и оказанных услуг;
4) списочная численность работников в среднем за отчетный период за период
__________________________________________________________________
Первый руководитель: ______________________________________________
Подпись: _______ (место печати),
дата заполнения "__" ______ 20__ года _____________
Печать (если имеется)

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.