Об утверждении Правил предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы Республики Казахстан

Новый

Постановление акимата города Астаны от 18 октября 2023 года № 502-2237. Зарегистрировано Департаментом юстиции города Астаны 20 октября 2023 года № 1358-01

      Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п.4.

      В соответствии с подпунктом 26) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О статусе столицы Республики Казахстан", акимат города Астаны ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Правила предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы Республики Казахстан согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Руководителю Государственного учреждения "Управление по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны" в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего постановления в Департаменте юстиции города Астаны;

      2) размещение настоящего постановления на интернет-ресурсе акимата города Астаны после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя акима города Астаны.

      4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Аким города Астаны Ж. Қасымбек

  Приложение
к постановлению
акимата города Астаны
от 18 октября 2023 года № 502-2237

Правила предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы Республики Казахстан

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 26) статьи 9 Закона Республики Казахстан "О статусе столицы Республики Казахстан" и устанавливают порядок предоставления физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и юридическими лицами независимо от форм собственности (далее – физические и юридические лица), торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы Республики Казахстан.

      2. Объекты, предоставляющие торговые, развлекательные, гостиничные, медицинские и иные услуги, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области охраны труда, здоровья граждан, защиты окружающей среды, противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

      3. Деятельность медицинских организаций, оказывающих медицинские услуги на территории столицы, координирует в пределах своей компетенции акимат города Астаны.

      4. В Правилах используются следующие понятия:

      1) специальная одежда – одежда, обувь, головной убор, рукавицы, иные средства индивидуальной защиты, предназначенные для защиты работника от вредных и (или) опасных производственных факторов;

      2) субъекты здравоохранения – организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью;

      3) организация здравоохранения – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области здравоохранения;

      4) медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение и восстановление здоровья населения, включая лекарственное обеспечение;

      5) медицинские услуги – действия субъектов здравоохранения, имеющие профилактическую, диагностическую, лечебную, реабилитационную и паллиативную направленность по отношению к конкретному человеку;

      6) пациент – физическое лицо, являющееся (являвшееся) потребителем медицинских услуг независимо от наличия или отсутствия у него заболевания или состояния, требующего оказания медицинской помощи;

      7) субъект внутренней торговли – физическое или юридическое лицо, осуществляющее в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, внутреннюю торговлю;

      8) товар – любой, не изъятый из оборота продукт труда, предназначенный для продажи или обмена;

      9) потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее и (или) использующее товар (работу, услугу) исключительно для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

      10) торговый объект – здание или часть здания, сооружение или часть сооружения, торговый рынок, автоматизированное устройство или транспортное средство, специально оснащенное оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

      11) объект общественного питания – объект по производству, переработке, реализации и организации потребления пищевой продукции, в том числе с предоставлением мест для ее потребления;

      12) информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности" и Правилами регистрации в информационной системе, утвержденными приказом исполняющего обязанности Заместителя Премьер-Министра – исполняющего обязанности Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 30 марта 2023 года № 123-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 32162);

      13) сертификат специалиста в области здравоохранения – документ установленного образца, подтверждающий квалификацию физического лица и его готовность к профессиональной деятельности в области здравоохранения, включая готовность к клинической или фармацевтической практике, или деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Глава 2. Порядок предоставления торговых услуг

      5. Торговые услуги на территории столицы предоставляются на объектах внутренней торговли: торговых объектах и объектах общественного питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности.

      6. Продавец при осуществлении торговой деятельности и предоставлении торговых услуг соблюдает с учетом своего профиля и специализации санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, противопожарные требования.

      7. Продавец располагает необходимым помещением, оборудованием и инвентарем, обеспечивающим соблюдение законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения по сохранению качества и безопасности товаров при их хранении и реализации на месте продажи, надлежащие условия торговли.

      8. Продавец содержит в исправном состоянии средства измерений, допущенные к применению в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан "Об обеспечении единства измерений".

      9. Индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, основным видом деятельности которых является предоставление в аренду (пользование) торговых мест в крупных торговых объектах, а также на торговых рынках, обеспечение функционирования таких объектов и организация их работы обеспечивают соблюдение субъектами внутренней торговли требований Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", с включением указанных требований в договор с субъектом внутренней торговли, осуществляющим деятельность на их территории, а также в соответствии с Законом Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности":

      1) утверждают регламент работы крупного торгового объекта, торгового рынка, включающий режим его работы для субъектов внутренней торговли и работников их администрации;

      2) предоставляют равный доступ субъектам внутренней торговли к торговым объектам и торговой инфраструктуре;

      3) утверждают перечень дополнительных услуг, предоставляемых крупными торговыми объектами, торговыми рынками субъектам внутренней торговли (при наличии);

      4) доводят до сведения субъектов внутренней торговли (реализующих социально значимые продовольственные товары) размер предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары на торговых объектах;

      5) регистрируются в информационной системе, имеют доступ к ней и осуществляют свою деятельность посредством информационной системы;

      6) заключают или вносят изменения в договоры аренды в информационной системе;

      7) создают и модернизируют торговую инфраструктуру;

      8) разграничивают зоны продаж оптовой и розничной торговли на территории крупного торгового объекта, торгового рынка;

      9) организуют на торговых рынках торговлю с автолавок при наличии технических условий на их территории;

      10) обеспечивают прием платежа за аренду (пользование) торгового места через информационную систему безналичным способом либо путем выписки счета на оплату через банки второго уровня.

      10. Реализация продовольственных товаров и предоставление услуг общественного питания осуществляются работниками торговых объектов и объектов общественного питания, прошедшими медицинский осмотр и гигиеническое обучение в порядке, установленном уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

      11. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей" продавец предоставляет информацию о товаре (работе, услуге), которая в обязательном порядке должна содержать:

      1) наименование товара (работы, услуги);

      2) виды и особенности предлагаемых работ (услуг);

      3) знак соответствия в случае, если товар (работа, услуга) подлежит процедуре подтверждения соответствия требованиям, установленным техническими регламентами, документами по стандартизации и иными документами;

      4) сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей";

      5) сведения об отнесении продукции к органической продукции, если она является таковой, в соответствии с Правилами производства и оборота органической продукции, утвержденными приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 23 мая 2016 года № 230 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 13875);

      6) состав товара, в отношении продуктов питания – сведения о составе, в том числе о наличии и количестве пищевых добавок, кормов и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище;

      7) сведения о наличии в продуктах питания компонентов, состоящих из (или) полученных с применением генетически модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте составляет 0,9 и более процентов. При этом слова "Данный продукт содержит генетически модифицированные организмы" должны указывать отдельно стоящим предложением, для упакованных продуктов – на ярлыке, для неупакованных продуктов – на указателях о продукте;

      8) товарный знак изготовителя;

      9) страну происхождения товара;

      10) стоимость в тенге и условия приобретения товара (работы, услуги);

      11) наличие или отсутствие гарантийного срока;

      12) рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товаров;

      13) дату и место изготовления, срок службы и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующего товара либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя и окружающей среды или становится непригодным для использования по назначению;

      14) наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес) продавца (изготовителя, исполнителя), местонахождение индивидуального предпринимателя или юридического лица (его филиала, представительства), уполномоченного продавцом (изготовителем) на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара;

      15) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

      16) указание на использование фонограмм, аудиовизуальной записи при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;

      17) величину массы (нетто), объем, количество и (или) комплектность товара (работы, услуги);

      18) сведения о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара, а также иные сведения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан являются обязательными для представления потребителю либо предусмотрены договором, заключенным между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).

      Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения.

      12. Продавец (изготовитель) своевременно сообщает о непродовольственном товаре надлежащего качества, не подлежащем обмену или возврату в соответствии с Законом Республики Казахстан "О защите прав потребителей".

      13. Субъект внутренней торговли при осуществлении торговой деятельности применяет контрольно-кассовые машины с фискальной памятью в порядке и случаях, предусмотренных главой 19 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

      14. При продаже товаров способом самообслуживания администрация торговых объектов обеспечивает наличие корзин, тележек и других средств, предназначенных для транспортировки товаров в пределах торгового объекта, а также предусматривает специальные места для временного хранения вещей покупателя на период осуществления покупок.

      15. Информация доводится до сведения потребителя на казахском и русском языках в сопроводительной документации, прилагаемой к товару (работе, услуге), на потребительской таре, упаковках, этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

      16. Общие требования к осуществлению деятельности объектов общественного питания по категориям устанавливаются в соответствии с Правилами внутренней торговли, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 264 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11148).

      17. Торговые услуги на рынке предоставляются продавцами через специально оборудованные торговые ряды и места, а также магазины, киоски, палатки, расположенные на территории рынка.

      На территории рынка размещаются стенды с указанием плана рынка, всех необходимых объектов: торговых рядов, справочного бюро, лаборатории, санузлов, контрольных весов, комнаты органов охраны правопорядка на территории рынка и направлений к торговым рядам, пунктам питания, контрольным весам, автобусным остановкам и выходам.

      Размещение мест в торговых рядах, столиков и прочих приспособлений для продажи товара определяется администрацией рынка с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических и противопожарных требований, а также обеспечения удобств для продавцов и потребителей.

      18. Торговля пищевой продукцией на рынках осуществляется с соблюдением требований, установленных законодательством Республики Казахстан о торговой деятельности и безопасности пищевой продукции.

      19. Администрация рынков обеспечивает соблюдение продавцом (изготовителем, исполнителем) требований Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей", с включением указанных требований в договор с продавцом (изготовителем, исполнителем), осуществляющим деятельность на территории рынка.

Глава 3. Предоставление услуг развлекательного характера

      20. Поставщики услуг развлекательного характера обеспечивают:

      1) в доступных местах наличие стендов с информацией для посетителей о предоставляемых услугах развлекательного характера, режиме работы и правилах пребывания;

      2) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан в области защиты прав потребителей, о языках в Республике Казахстан, рекламы и реализации алкогольной и табачной продукции;

      3) соблюдение общественного порядка внутри помещений, на прилегающей к объектам, предоставляющим услуги развлекательного характера, территории и площадках для стоянки автотранспортных средств.

Глава 4. Порядок предоставления гостиничных услуг

      21. Поставщики гостиничных услуг осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, защите прав потребителей и стандартизации.

      22. Здание гостиницы (либо часть здания, в котором расположена гостиница) обеспечивается освещаемыми или светящимися информационными вывесками с указанием наименования гостиницы, распорядка работы и площадок для стоянки автотранспортных средств на казахском, русском и при необходимости английском языках.

      23. Поставщики гостиничных услуг обеспечивают предоставление услуг в соответствии с Правилами классификации мест размещения туристов, утвержденными приказом Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 11 ноября 2008 года № 01-08/200 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12221).

      24. Порядок и условия проживания в гостинице определяются правилами проживания в гостинице, устанавливаемыми поставщиком гостиничных услуг.

      25. Функциональные обязанности персонала устанавливаются администрацией гостиницы в соответствующих инструкциях.

Глава 5. Порядок предоставления медицинских услуг

      26. Медицинские услуги на территории столицы предоставляются субъектами здравоохранения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      27. Система здравоохранения состоит из государственного и негосударственного секторов здравоохранения.

      28. Субъектами здравоохранения являются организации здравоохранения, а также физические лица, занимающиеся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

      29. Государственный сектор здравоохранения состоит из государственных органов в области здравоохранения, организаций здравоохранения, основанных на праве государственной собственности, а также военно-медицинских (медицинских) подразделений и организаций, осуществляющих экспертизы в сфере судебной медицины (судебно-медицинские, судебно-наркологические, судебно-психиатрические).

      30. Негосударственный сектор здравоохранения состоит из организаций здравоохранения, основанных на праве частной собственности, а также физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой и фармацевтической деятельностью.

      31. Физические лица занимаются частной медицинской практикой при наличии сертификата специалиста в области здравоохранения, стажа работы не менее пяти лет по соответствующей специальности и лицензии на медицинскую деятельность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      32. Оптовая реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию на оптовую реализацию в аптечных складах либо уведомившими о начале деятельности, через склад медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".

      33. Розничная реализация лекарственных средств и медицинских изделий осуществляется субъектами в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, получившими соответствующую лицензию на розничную реализацию в аптеках, аптечных пунктах, передвижных аптечных пунктах либо уведомившими о начале деятельности, через магазины оптики и медицинских изделий в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".

      34. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляющие розничную реализацию лекарственных средств, соблюдают требования надлежащей аптечной практики в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      35. Субъекты в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий, осуществляющие оптовую реализацию лекарственных средств, соблюдают требования надлежащей дистрибьюторской практики в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения".

      36. Субъекты здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь, обеспечивают:

      1) оказание своевременной и качественной медицинской помощи;

      2) применение методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, обладающих наибольшей доказанной эффективностью и безопасностью;

      3) готовность к работе в условиях чрезвычайной ситуации, военного конфликта и акта терроризма;

      4) проведение мероприятий по профилактике, предупреждению, диагностике, лечению и медицинской реабилитации заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний;

      5) предоставление лицам достоверной информации о формах и видах медицинской помощи;

      6) соблюдение нормативных правовых актов в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиенических нормативов;

      7) взаимодействие с другими субъектами здравоохранения и преемственность в своей деятельности;

      8) ведение первичной медицинской документации и предоставление отчетов по формам и в порядке, установленным Министерством здравоохранения Республики Казахстан, с учетом требований Закона Республики Казахстан "О государственных секретах" и специфики деятельности;

      9) предоставление информации (экстренного извещения):

      государственному органу в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения о случаях инфекционных заболеваний, отравлений, представляющих опасность для окружающих;

      государственному органу в сфере оказания медицинских услуг (помощи) о случаях наступления смерти беременных, рожениц, родильниц в течение сорока двух календарных дней после родов, внезапной смерти пациентов при оказании им плановой медицинской помощи (первичная медико-санитарная и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь);

      уполномоченному органу в сфере гражданской защиты об угрозе возникновения и (или) о возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

      органам внутренних дел сведений о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, незаконного проведения искусственного прерывания беременности, бытового насилия, о случаях заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

      37. Медицинская помощь оказывается:

      1) в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе в приемных отделениях круглосуточных стационаров;

      2) в стационарных условиях, предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение, лечение, уход, а также предоставление койко-места с питанием, в том числе при случаях терапии и хирургии "одного дня", предусматривающих круглосуточное наблюдение в течение первых суток после начала лечения;

      3) в стационарозамещающих условиях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, и предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время с предоставлением койко-места;

      4) на дому: при вызове медицинского работника, мобильной бригады, активном патронаже медицинскими работниками, организации лечения на дому (стационар на дому);

      5) в санаторно-курортных организациях;

      6) вне медицинской организации: по месту вызова бригады скорой медицинской помощи и при оказании дистанционных медицинских услуг.

      38. Пациент обеспечивается:

      1) достойным обращением в процессе профилактики, диагностики, лечения, уважительным отношением к своим культурным и личностным ценностям;

      2) медицинской помощью в очередности, определяемой исключительно на основе медицинских критериев, без влияния каких-либо дискриминационных факторов;

      3) выбором, заменой врача или организацией здравоохранения, предоставляющей медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования, за исключением случаев оказания экстренной и неотложной помощи;

      4) оповещением о том, что в организации здравоохранения ведутся аудио– и (или) видеонаблюдения и запись;

      5) облегчением страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских технологий;

      6) получением информации (данные о возможном риске и преимуществах, предлагаемых и альтернативных методах лечения, сведения о возможных последствиях отказа от лечения, информация о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий в доступной для пациента форме, а также разъяснение причин выписки его домой или перевода в другую организацию здравоохранения) и независимого мнения о состоянии своего здоровья и проведении консилиума;

      7) получением информации о своих правах и обязанностях, оказываемых услугах, стоимости платных услуг и размере сооплаты, порядке их предоставления с учетом доступности для лиц с нарушениями зрения и (или) слуха; назначаемом лекарственном средстве; медицинских работниках, оказывающих ему медицинские услуги;

      8) отказом от участия в учебном процессе, а также от присутствия третьих лиц при проведении лечебно-диагностических процедур.

Глава 6. Порядок предоставления иных услуг

      39. К иным услугам для целей Правил относятся, услуги парикмахерских, физкультурно-оздоровительных комплексов, бань (саун), массажных кабинетов, ломбардов, химчисток, ремонта бытовых приборов, станций технического обслуживания автомобилей, автомоек, автостоянок, автозаправочных станций.

      При оказании вышеперечисленных услуг продавцы обеспечивают:

      1) доступность и качество предоставляемых услуг с учетом требований, предусмотренных в санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, противопожарных правилах;

      2) оснащение рабочих мест необходимым специальным оборудованием, согласно специфике работы;

      3) оснащение помещений необходимой доступной, достоверной информацией для потребителей о предоставляемых услугах;

      4) обслуживание потребителей квалифицированными специалистами;

      5) обслуживание в специальной одежде со служебными значками (бейджами) с указанием должности, фамилии и имени;

      6) соблюдение сроков выполнения принятых заказов и требований Закона Республики Казахстан "О защите прав потребителей".

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.