В соответствии с подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Восточно-Казахстанский областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Д. Рыпаков |
Утверждены решением Восточно-Казахстанского областного маслихата от 15 декабря 2023 года № 9/81-VIII |
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законами Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "О жилищных отношениях", "Об электроэнергетике" (далее – Закон), приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 18 декабря 2014 года № 211 "Об утверждении Правил пользования тепловой энергией" (далее – Правила пользования тепловой энергией) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10234), приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 2 февраля 2015 года № 55 "Об утверждении Правил получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период" (далее - Правила получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10516), приказом исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 29 апреля 2020 года № 249 "Об утверждении перечня коммунальных услуг и Типовых правил предоставления коммунальных услуг" (далее – Типовые правила предоставления коммунальных услуг) (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 20542), приказом Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 10 февраля 2012 года № 4 "Типовая инструкция по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей)" (далее - Типовая инструкция по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей), иных правовых актов Республики Казахстан и определяют порядок подготовки и проведения отопительного сезона в Восточно-Казахстанской области.
2. Правила координируют порядок деятельности местных исполнительных органов, предприятий и организаций жилищно-коммунального и энергетического комплекса Восточно-Казахстанской области по подготовке объектов энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы к отопительному сезону.
3. Предприятия и организации, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области обеспечивают устойчивое теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, топливоснабжение и водоотведение потребителей, а также поддерживают необходимые параметры энергоносителей и обеспечивают нормативный температурный режим в жилых домах и зданиях с учетом их назначения.
4. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
1) энергопередающая организация – организация, оказывающая на основе договоров услугу по передаче электрической или тепловой энергии;
2) энергоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям купленной электрической и (или) тепловой энергии;
3) энергопроизводящая организация – организация, осуществляющая производство электрической и (или) тепловой энергии для собственных нужд и (или) реализации, за исключением индивидуальных потребителей электрической и (или) тепловой энергии и нетто-потребителей электрической энергии, являющихся таковыми в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области поддержки использования возобновляемых источников энергии;
4) объект кондоминиума – единый имущественный комплекс, состоящий из квартир, нежилых помещений, парковочных мест, кладовок, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, и общего имущества, которое не может находиться в индивидуальной (раздельной) собственности и принадлежит собственникам квартир, нежилых помещений, парковочных мест, кладовок на праве общей долевой собственности, включая единый неделимый земельный участок под многоквартирным жилым домом и (или) придомовой земельный участок;
5) управление объектом кондоминиума – комплекс мероприятий, направленных на создание безопасных и комфортных условий проживания (пребывания) собственников квартир, нежилых помещений, надлежащее содержание общего имущества объекта кондоминиума, решение вопросов пользования общим имуществом объекта кондоминиума и предоставление коммунальных услуг;
6) управляющая компания – физическое или юридическое лицо, оказывающее услуги по управлению объектом кондоминиума на основании заключенного договора;
7) потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться коммунальными услугами;
8) коммунальные услуги – услуги, предоставляемые потребителю, включающие водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, мусороудаление, обслуживание лифтов, для обеспечения безопасных и комфортных условий проживания (пребывания).
5. Подготовка объектов энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Восточно-Казахстанской области к работе в осенне-зимних условиях осуществляется ежегодно.
6. Общая координация подготовки и проведения отопительного сезона осуществляется областной рабочей группой, образуемой местным исполнительным органом области.
7. Организация подготовки и проведения отопительного сезона в городах и районах области осуществляется городскими и районными рабочими группами, образуемыми местными исполнительными органами городов и районов.
8. Мероприятия по подготовке объектов энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области к отопительному сезону разрабатываются и представляются ежегодно по завершению отопительного сезона в следующем порядке:
предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы по окончанию отопительного сезона разрабатываются мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и представляются в местные исполнительные органы городов и районов по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (далее – Отдел жилищно-коммунального хозяйства);
Отделами жилищно-коммунального хозяйства на основе представленных мероприятий разрабатываются мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы и утверждаются акимом района, города (города областного значения);
утвержденные акимом района, города (города областного значения) мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы представляются в исполнительный орган по вопросам энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Восточно - Казахстанской области (далее – Исполнительный орган);
предприятиями энергетического комплекса в исполнительный орган.
Исполнительным органом на основе представленных мероприятий предприятий энергетического комплекса, отделами жилищно-коммунального хозяйства разрабатываются, утверждаются мероприятия по подготовке объектов энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области и представляются в акимат Восточно-Казахстанской области.
9. Информация по выполнению мероприятий по подготовке к отопительному сезону представляются еженедельно в произвольном виде:
предприятиями и организациями, входящими в жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу, в Отделы жилищно-коммунального хозяйства в виде информации по предприятиям и организациям;
Отделами жилищно-коммунального хозяйства в Исполнительный орган в виде сводной информации по городам и районам;
предприятиями энергетического комплекса в Исполнительный орган.
10. При невыполнении запланированных работ при подготовке к отопительному сезону в информации указываются:
причины невыполнения;
принимаемые меры по исправлению ситуации;
новые сроки выполнения работ.
11. Отношения, возникающие между энергопроизводящими, энергопередающими, энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии, определяются Гражданским кодексом Республики Казахстан, Законом, Правилами пользования тепловой энергией и Типовыми правилами предоставления коммунальных услуг.
2. Подготовка к отопительному сезону
12. Подготовка к отопительному сезону включает:
анализ недостатков, выявленных в предыдущем отопительном сезоне, разработку и выполнение мероприятий по их устранению;
разработку и утверждение мероприятий по подготовке предприятий энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы области;
проведение необходимых работ по реконструкции, капитальному и текущему ремонту, испытаниям и промывкам на источниках теплоснабжения, инженерных сетях;
подготовку топливных складов, создание нормативных запасов основного и резервного топлива на энергоисточниках;
проведение работ по подготовке к отопительному сезону зданий (домов), профилактике, ремонту и замене оборудования внутридомовых систем.
разработку графика отпуска тепла и гидравлического режима работы тепловых сетей.
13. На источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах ежегодно выполняются работы, необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период, в период прохождения зимнего максимума нагрузок и работы по планово-предупредительному ремонту.
Работы по планово-предупредительному ремонту резервных топливных хозяйств проводятся в межотопительный период.
Нормы эксплуатационного запаса основного и резервного топлива в осенне-зимний период создаются к 1 октября.
Сроки окончания работ на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах:
необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период – до 1 сентября текущего года;
необходимые для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума нагрузок – до 1 октября текущего года.
14. Плановые работы по ремонту и реконструкции тепловых сетей, вызывающие нарушение дорожного покрытия согласовываются с местным исполнительным органом по компетенции, организациями, в ведении которых находятся дороги, а также с уполномоченным органом по обеспечению безопасности дорожного движения в случае, если требуется изменение организации дорожного движения.
Срочные аварийно-восстановительные работы выполняются с участием представителей отделов жилищно-коммунального хозяйства, коммунальных служб, а также уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения при необходимости его участия.
После выполнения аварийных и ремонтных работ на инженерных сетях производится восстановление асфальтового покрытия, газонов и зеленых насаждений на уличных проездах, внутриквартальных и дворовых территориях, где произошла авария или возник дефект.
15. Ежегодно до 1 июня местными исполнительными органами городов и районов в Исполнительный орган предоставляются предельные годовые объемы потребления (лимиты) топлива на предстоящий отопительный период по объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы городской и районной коммунальной собственности, а также исполнительными органами области, в ведении которых находятся данные объекты.
16. Работы по реконструкции и капитальному ремонту теплоисточников производятся в межотопительный период с принятием мер по обеспечению электроснабжения, теплоснабжения и водоснабжения зданий.
17. Плановый ремонт (остановка) источников теплоснабжения и тепловых сетей, а также проведение испытаний тепловых сетей осуществляются в весенне-летний период в соответствии с графиками, согласованными с Отделами жилищно-коммунального хозяйства.
После согласования графиков планового ремонта (остановок) источников теплоснабжения и тепловых сетей энергоснабжающая организация в недельный срок доводит их до сведения заинтересованных организаций, в том числе: филиалов КГУ "Центр территориального управления" строительных организаций, имеющих согласованные проекты по реконструкции источников теплоснабжения, тепловых сетей и внутридомовых систем теплоснабжения, связанные с врезками в действующие сети.
При изменении и переносе сроков окончания отопительного сезона сроки ремонтов переносятся на соответствующий срок.
18. Тепловые сети после монтажа, капитального ремонта и реконструкции подвергаются промывке, а затем гидравлическим испытаниям. Промывка и последующие гидравлические испытания участков тепловых сетей производится также после выполнения аварийно-восстановительных работ.
19. Ремонтные и строительные организации за 15 дней до начала работ на действующем оборудовании теплоисточников или тепловых сетей с энергоснабжающей организацией представляют график производства работ. Если технологический цикл работ требует больше времени, чем период отключения горячего водоснабжения, в проекте организации работ предусматриваются мероприятия, позволяющие обеспечить потребителей горячим водоснабжением.
20. Техническое обслуживание оборудования тепловых сетей предусматривает выполнение комплекса мероприятий в соответствии с приказом Министра энергетики Республики Казахстан "Об утверждении Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций, тепловых и электрических сетей" от 11 февраля 2015 года №73 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10451).
21. Физические и юридические лица, производящие работы вблизи охранных зон тепловых сетей, которые могут вызвать повреждение, не позднее, чем за 12 календарных дней до начала выполнения работ согласовывают с организацией, в ведении которой находятся тепловые сети, условия и порядок проведения этих работ, обеспечивающие сохранность тепловых сетей, и принимают необходимые меры за счет собственных средств.
Физические и юридические лица, производящие земляные работы, при обнаружении тепловых сетей, не указанных в документах на производство этих работ, немедленно прекращают работы, принимают меры по обеспечению сохранности трубопроводов и сообщают об этом в отделы жилищно-коммунального хозяйства и/или в организации, эксплуатирующие тепловые сети.
Физические и юридические лица, выполняющие работы, которые вызывают необходимость переустройства тепловых сетей или защиты их от повреждений, выполняют эти работы за счет собственных средств по согласованию с организациями, в ведении которых находятся тепловые сети.
Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на тепловых сетях производятся без согласования с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах в соответствии с приказом Министра энергетики Республики Казахстан "Об утверждении Правил установления охранных зон объектов тепловых сетей и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 28 сентября 2017 года № 331 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15941).
После выполнения указанных работ организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приводят земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.
22. Управляющая компания, потребители в срок до 10 мая ежегодно согласовывают с энергоснабжающими организациями графики выполнения работ по подготовке к предстоящему отопительному сезону на индивидуальных тепловых пунктах и внутридомовых системах теплопотребления.
Сроки подготовки индивидуальных тепловых пунктов и внутридомовых систем совпадают с периодом отключения горячего водоснабжения.
Согласованные графики представляются в Отделы жилищно-коммунального хозяйства.
23. Приемка систем теплопотребления после выполнения работ осуществляется энергоснабжающей организацией и оформляется двухсторонним актом.
Системы теплопотребления, не принятые по акту, считаются не подготовленными к отопительному сезону и подлежат повторному освидетельствованию до начала отопительного сезона.
После подготовки систем отопления производится их консервация путем заполнения сетевой водой с дальнейшим отключением от внешней сети, а при необходимости – с установкой заглушек.
24. Готовность к отопительному сезону источников теплоснабжения, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей в городах и районах и в целом энергопроизводящей/энергопередающей организаций определяется комиссиями, образуемыми самой энергопроизводящей/энергопередающей организацией. Состав комиссии определяется Правилами получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осеннее-зимний период.
25. Вновь присоединяемые теплоиспользующие установки выполняются в соответствии с проектной документацией. До пуска тепловых установок и сетей в эксплуатацию управляющая компания, потребитель совместно с монтажной организацией в присутствии представителя энергоснабжающей организации производит необходимые испытания, наладку и промывку.
26. Подготовку к отопительному сезону котельных, тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных станций, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию управляющей компании, потребителями и энергоснабжающими организациями, обеспечивают строительные организации.
27. Готовность энергопроизводящих и энергопередающих организаций к работе в осенне-зимний период подтверждается при условии получения паспорта готовности.
28. Паспорта готовности отопительным котельным всех мощностей и тепловых сетей (магистральных, внутриквартальных) к работе в осенне-зимний период выдаются местными исполнительными органами, в соответствии с Правилами получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период.
29. Нормы эксплуатационного запаса основного и резервного топлива в осенне-зимний период создаются к 1 октября в соответствии с Правилами получения энергопроизводящими, энергопередающими организациями паспорта готовности к работе в осенне-зимний период.
30. В процессе подготовки к отопительному сезону управляющая компания, потребители проводят ремонтные и профилактические работы в жилищном фонде, а также наладку теплопотребляющих установок.
Виды и объемы работ определяются действующими нормативно-техническими документами, актом технической готовности.
31. При техническом обслуживании и подготовке к отопительному сезону внутридомовых тепловых систем потребителей субъектом сервисной деятельности, согласно заключенным договорам, выполняются мероприятия по:
содержанию в исправном состоянии оборудования, строительных и других конструкций тепловых сетей с проведением их своевременного осмотра;
обслуживанию оборудования тепловых сетей, наблюдению за работой теплопроводов, содержанию в исправном состоянии контрольно-измерительных приборов и приборов коммерческого учета, устройств автоматики, электротехнического оборудования, устройств защиты от электрохимической коррозии и других элементов оборудования и своевременному устранению всех замеченных дефектов;
устранению излишних потерь тепла на сетях путем удаления скапливающейся воды в каналах подвальных помещений, ликвидации в них проникновения грунтовых и верховых вод, своевременному выявлению и восстановлению разрушенной тепловой изоляции;
содержанию в надлежащем техническом состоянии тепломеханического оборудования тепловых пунктов и его регулировки;
выполнению тепловой изоляции всех трубопроводов теплоснабжения и горячей воды в пределах подвальных и чердачных помещений;
восстановлению и включению в работу отопления лестничных клеток;
восстановлению теплоизоляции наружных трубопроводов и арматуры;
проведению ревизии и ремонта всей установленной запорной, регулирующей арматуры теплоиспользующих установок;
проверке технических термометров, очистке гильзы с последующей заливкой технического масла;
проведению гидропневматической промывки с механической очисткой элементов систем теплопотребления по окончании отопительного сезона;
проведению наладочных мероприятий;
установке опломбированных, поверенных манометров;
проведению промывки внутренних систем теплопотребления, а в случае наличия, наружной тепловой сети;
проведению гидравлического испытания систем теплопотребления всех элементов на механическую прочность и гидравлическую плотность системы теплопотребления (гидравлическая опрессовка).
32. Организационные мероприятия по подготовке многоквартирного жилого дома к отопительному сезону, включают:
ремонт входных дверей подъездов и подвалов;
закрытие окон чердаков и подвалов;
восстановление двойного остекления окон лестничных клеток;
организацию обеспечения утепления квартир жильцами;
проведение ремонта помещения теплового пункта, обеспечение необходимого освещения и надежного запирания.
Арендатор либо собственник подвальных помещений, по которым проходят инженерные сети, обеспечивает свободный доступ персоналу организации, производящей ремонтные и эксплуатационные работы.
33. Приемка систем теплопотребления зданий после выполнения работ управляющей компанией или ответственным лицом, осуществляется представителями энергоснабжающей организации в присутствии ответственного лица за тепловое хозяйство и оформляется соответствующим актом согласно Типовой инструкции по технической эксплуатации систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей).
Для принятия тепловой энергии через систему теплоснабжения при условии готовности систем теплопотребления потребителем или управляющей компанией подается заявка в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию.
Готовность системы теплопотребления к принятию тепловой энергии определяется представителями энергоснабжающей организации на основании акта технической готовности в соотвествии с Правилами пользования тепловой энергией, с последующим внесением объекта в график подключения систем отопления к центральному теплоснабжению.
34. Для включения оборудования теплоисточников и подключения зданий (домов) производятся следующие работы:
на теплоисточниках выполняются работы по сборке схем теплофикационного оборудования, расконсервированию и опробованию оборудования, заполнению водой и постановке под давление подающего и обратного трубопроводов тепловых сетей и установлению циркуляции;
на внутридомовых системах производятся работы по установке пускового положения арматуры, заполнению подводящих трубопроводов и систем теплоснабжения водой, проверке наличия поверенных контрольно-измерительных приборов и регуляторов;
подключение теплоисточников и зданий в строгом соответствии с графиками подключения систем теплоснабжения, согласованными с Отделами жилищно-коммунального хозяйства.
35. Пуск и опробование магистральных и распределительных тепловых сетей производятся пусконаладочной бригадой.
До пуска проверяются исправность оборудования запускаемого участка сети, наличие актов испытаний, промывки и приемки.
36. Выявленные в процессе опробования замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения устраняются до начала отопительного сезона.
3. Прохождение отопительного сезона
37. Начало и завершение отопительного периода принимается местными исполнительными органами городов и районов при следующих установившихся среднесуточных температур наружного воздуха в течение 3-5 суток:
8°С в районах с расчетной температурой наружного воздуха для проектирования отопления до минус 30°С и усредненной расчетной температурой внутреннего воздуха отапливаемых зданий 18°С;
10°С в районах с расчетной температурой наружного воздуха для проектирования отопления ниже минус 30°С и усредненной расчетной температурой внутреннего воздуха отапливаемых зданий 20°С.
38.Теплоснабжающими организациями разрабатываются и согласовываются ежегодно до начала отопительного сезона с Отделами жилищно-коммунального хозяйства графики подключения систем теплоснабжения, расчетные гидравлические параметры и температурные графики, в соответствии с которыми обеспечивается подача потребителям тепловой энергии установленных параметров.
В графиках подключения систем теплоснабжения при наличии акта технической готовности объектов соблюдается следующая очередность подключения потребителей:
детские, лечебные, учебные заведения, дома престарелых и лиц с инвалидностью;
жилые здания, общежития, гостиницы;
общественные здания, театры, здания учреждений культуры, административные здания;
прочие здания.
39. Во время отопительного сезона теплоснабжающая организация обеспечивает:
предоставление равных условий по теплоснабжению для всех потребителей;
поддержание на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей, параметров тепловой энергии в соответствии с графиками, согласованными с Отделами жилищно-коммунального хозяйства;
предоставление потребителю услуги по теплоснабжению соответствующего качества.
40. Управляющая компания осуществляет прием претензий от населения и принимает меры по их устранению и организационные меры по ликвидации утечек на тепловых, водопроводных, канализационных сетях и внутридомовых системах, находящихся на их балансе.
Управляющая компания:
путем регулировки внутридомовых систем теплопотребления обеспечивает равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
обеспечивает надежное опорожнение воды из системы отопления для предотвращения их замораживания и выхода из строя при прекращении циркуляции сетевой воды, при отрицательных температурах наружного воздуха.
41. С объявлением отопительного сезона:
уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса области;
приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады на предприятиях;
персоналом организаций, эксплуатирующих здания (дома), организуются периодический обход и контроль за работой систем теплоносителя и состоянием утепления зданий;
на источниках теплоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие инструментов, материалов и запасных частей.
42. С объявлением аварийной ситуации на теплоисточнике и тепловых сетях:
на всех объектах жилищно-коммунального и энергетического комплекса вводится круглосуточное дежурство;
на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях.
4. Завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения в межотопительный период
43. Окончание отопительного сезона объявляется ежегодно в соответствии с пунктом 37 настоящих Правил.
44. Энергоснабжающая организация в течение трех календарных дней оповещает потребителей об окончании отопительного сезона и о необходимости отключения системы отопления, оформляет акты отключения системы теплопотребления.
45. После окончания отопительного сезона управляющая компания, потребители отключают системы отопления зданий и обеспечивают работу систем горячего водоснабжения по летней схеме.
46. В межотопительный период энергоснабжающая организация обеспечивает горячее водоснабжение потребителей по утвержденной схеме работы оборудования и тепловых сетей.
47. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления производится ежегодно до 1 сентября.
5. Ответственность за нарушение Правил
48. Ответственность за нарушение Правил устанавливается в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.