В соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
2. Департаменту обеспечения и документооборота Министерства иностранных дел Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства иностранных дел Республики Казахстан;
3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства иностранных дел Республики Казахстан сведений о выполнении мероприятий, предусмотренных в подпунктах 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра- Министр иностранных дел Республики Казахстан |
М. Нұртілеу |
"Согласован"
Комитет национальной безопасности
Республики Казахстан
"Согласован"
Министерство внутренних дел
Республики Казахстан
Утверждена приказом Заместитель Премьер- Министра-Министр иностранных дел Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года № 11-1-4/184 |
Инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее – Инструкция), разработана в соответствии с пунктом 1 статьи 10-2 Закона Республики Казахстан "О противодействии терроризму" (далее – Закон), а также Требованиями к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2021 года № 305 (далее – Требования).
2. Настоящая Инструкция распространяется на следующие объекты (далее – объекты):
1) административное здание центрального аппарата Министерства иностранных дел Республики Казахстан (далее – Министерство);
2) объекты ведомств и подведомственных организаций Министерства, определенные в соответствии с Правилами и критериями отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 апреля 2021 года № 234 (далее – Правила).
Настоящая Инструкция не распространяется на загранучреждения Республики Казахстан, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности которых регламентированы Инструкцией по организации антитеррористической защиты загранучреждений Республики Казахстан, уязвимых в террористическом отношении, утвержденной приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 8 августа 2023 года № 11-1-4/431 ДСП (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33341).
3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:
1) система связи – совокупность технических средств и специально выделенных каналов связи, предназначенных для передачи (обмена) информации (информацией), оперативного управления деятельностью служб охраны объекта;
2) балансодержатели – государственные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1118, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, за которыми закреплено имущество;
3) система видеонаблюдения – совокупность камер видеонаблюдения, линий передачи данных, программных и технических средств и хранения видеозаписей, а также программных и (или) технических средств управления, осуществляющих информационный обмен между собой;
4) система освещения – совокупность технических средств, позволяющих обеспечить необходимый уровень освещенности для системы видеонаблюдения, видимость людей и транспортных средств на объекте в темное время суток;
5) субъект оказания охранных услуг - специализированные охранные подразделения и частные охранные организации органов внутренних дел, имеющие соответствующую лицензию на осуществление охранных услуг;
6) руководители объектов – руководители балансодержателей;
7) персонал объекта – руководители, работники, сотрудники объекта, в том числе осуществляющие деятельность на его арендуемых площадях;
8) периметр объекта – граница объекта согласно правоустанавливающим документам;
9) учебные (профилактические) мероприятия – превентивные способы обучения персонала и охраны, реализуемые в виде инструктажей и занятий в целях привития навыков первичного реагирования;
10) пропускной режим – совокупность правил, регламентирующих установленный порядок, исключающий возможность несанкционированного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества;
11) паспорт антитеррористической защищенности – информационно-справочный документ, содержащий общие и инженерно-технические сведения об объекте, отражающие состояние его антитеррористической защищенности, и предназначенный для планирования мероприятий по предупреждению, пресечению, минимизации и (или) ликвидации последствий актов терроризма на объекте, уязвимом в террористическом отношении;
12) эксперимент – мероприятие по оценке готовности объектов Министерства, уязвимых в террористическом отношении, к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации его последствий.
Иные понятия, используемые в настоящей Инструкции, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области противодействия терроризму.
Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным приказом и.о. Министра иностранных дел РК от 26.07.2024 № 11-1-4/383 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4. Антитеррористическая защищенность объектов основывается на принципах заблаговременности проводимых мероприятий, дифференцированного подхода, адекватности и комплексности.
5. Координация деятельности объектов по вопросам антитеррористической защищенности возлагается на должностные лица объектов (далее – должностные лица), определяемые руководителями объектов.
6. В целях снижения риска совершения акта терроризма на объектах и обеспечения готовности объектов к минимизации и (или) ликвидации последствий возможных террористических угроз, должностные лица реализуют меры по:
подготовке решений об отнесении объектов к уязвимым в террористическом отношении в соответствии с Правилами;
анализу информации Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (далее – Комитет национальной безопасности) о характере и специфике террористических угроз и моделировании их последствий для объектов;
обобщению рекомендаций органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан касательно обеспечения антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, и выработке на их основе изменений и дополнений в настоящую Инструкцию;
обобщению и анализу информации в части итогов государственного контроля за состоянием антитеррористической защищенности объектов, а также результатов экспериментов на объектах принимаемых мер по устранению выявленных недостатков;
выработке мер, направленных на повышение уровня антитеррористической защищенности объектов;
уточнению вероятных угроз террористического характера для объектов;
определению причин и условий, способствующих совершению акта терроризма на объекте и реализацией мер по их устранению;
оснащению объектов необходимыми инженерно-техническими средствами;
обеспечению установленного пропускного режима;
организации подготовки (обучения) персонала объектов, и проведение инструктажа с работниками субъектов охранной деятельности к первичному реагированию на угрозы совершения акта терроризма (выявление признаков совершения акта терроризма, информирование об этом руководства, правоохранительных и (или) специальных государственных органов);
контролю за соблюдением требований по обеспечению антитеррористической защищенности;
своевременному информированию органов национальной безопасности и (или) внутренних дел Республики Казахстан о совершенном акте терроризма;
обучению персонала объекта и сотрудников субъектов охранной деятельности навыкам первичного реагирования на угрозы террористического характера;
организации оповещения и эвакуации персонала и посетителей при совершении акта терроризма на объекте;
своевременному составлению и поддержанию в актуальном состоянии паспорта антитеррористической защищенности объекта его надлежащем хранении;
формированию сил и средств, необходимых для организации мер первичного реагирования, направленных на ликвидацию и минимизацию последствий акта терроризма, за исключением случаев, прямо угрожающих жизни и здоровью людей, до прибытия основных спасательных, аварийных и иных служб;
подготовке и организации экстренных мер по обеспечению безопасности систем жизнеобеспечения и безопасности объекта (водоснабжения, электроснабжения, газового оборудования, пожаротушения), персонала и посетителей объекта, определением путей эвакуации, обеспечением персонала средствами защиты, определением ответственных лиц за указанные участки деятельности.
Глава 2. Требования к организации пропускного режима
7. На объектах устанавливается пропускной режим, соответствующий специфике объекта.
8. Для обеспечения антитеррористической защищенности объектов второй категории согласно подпункту 2) пункта 67 настоящей Инструкции, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке заключается договор об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности.
В случае отсутствия договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности должностные лица вносят на имя руководителя объекта предложение об определении лиц, ответственных за непосредственное выполнение пропускного режима на объекте.
9. При заключении договора об оказании охранных услуг с субъектом охранной деятельности в договоре охранных услуг указываются мероприятия, реализуемые субъектом охранной деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности и должного уровня безопасности, к которым относятся:
1) организация санкционированного допуска сотрудников и транспортных средств на объект или его части (зоны);
2) выявление на территории объекта лиц с противоправными намерениями, а также предметов и веществ, которые используются для их реализации;
3) охраны объекта, защита (контроль) потенциально опасных участков объекта и критических зон, в том числе исключение бесконтрольного пребывания на них посторонних лиц;
4) организация учебных мероприятий с лицами, обеспечивающими безопасность объекта, по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
5) надлежащее использование технических средств защиты, установленных на объекте, согласно требованиям, к организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, предусмотренные настоящей Инструкции.
10. Порядок организации пропускного режима для объектов предусматривает:
1) график работы работников на объекте и порядок их пропуска в рабочее и не рабочее время;
2) порядок пропуска на объект посетителей;
3) порядок вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей;
4) перечень потенциально опасных участков объектов (входные ворота, входная дверь, запасной выход, окна первого этажа, подвальное помещение);
5) участок доступа устанавливается на не менее двух основных участках:
первый участок – здания, территории, помещения доступ, в которые работникам и иным посетителям не ограничен;
второй участок – здания и (или) помещения доступ, в которые разрешен определенным категориям лиц – электрощитовые, котельные, серверные, помещения со сложным техническим оборудованием;
6) перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на территорию и на объекты уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства определен в приложении 1 к настоящей Инструкции;
7) порядок пропуска лиц, оказывающих услуги по договору о государственных закупках;
8) места (основные и запасные) для осуществления массового пропуска работников объекта на рабочие места и порядок их контроля.
11. Пропускной режим на объектах осуществляется согласно порядку пропускного и внутриобъектового режима, который разрабатывается должностными лицами и утверждается руководителями объектов.
12. На основании организации порядка пропускного и внутриобъектового режимов на каждом объекте, с учетом присущих ему особенностей, разрабатывается должностная инструкция, в которой предусматривается:
1) проверка соответствующих документов, удостоверяющих личность, при входе на объект;
2) проверка соответствующих документов и характер ввозимых товаров при пропуске на территорию объекта автотранспортных средств;
3) проверка документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих объект по служебным делам, делать соответствующие записи в книге посетителей;
4) регулярный обход территории объектов на предмет проверки внутренних помещений, осмотра периметра объекта и обследование на предмет их повреждений, выявления посторонних, взрывоопасных и подозрительных предметов;
5) немедленный доклад руководителю объекта и своим непосредственным начальникам в охранном предприятии обо всех обнаруженных нарушениях;
6) действия лиц, обеспечивающих безопасность объекта, исходя из оснащенности конкретного объекта при выявлении лиц, пытающихся в нарушение установленных правил проникнуть на территорию объекта и (или) совершить противоправные действия в отношении работников, при обнаружении неизвестного автотранспорта, длительное время припаркованного в непосредственной близости у периметра объекта.
13. Должностная инструкция носит обезличенный характер и разрабатывается для каждого объекта с учетом его особенностей и утверждается руководителями объектов.
14. В целях качественной организации пропускного режима на объекте предусматривается пост сотрудника (сотрудников) охраны.
15. Уведомления о порядке организации пропускного режима размещаются администрацией объекта в местах, доступных для обозрения (при входе на объект).
Глава 3. Требования к организации профилактических и учебных мероприятий
16. Должностные лица являются организаторами мероприятий по организации профилактических и учебных мероприятий по обеспечению их антитеррористической защищенности.
17. В целях обеспечения высокого качества организации профилактических и учебных мероприятий должностные лица определяют работников, ответственных за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта, координацию и проведение указанных мероприятий с персоналом объекта.
Проведение профилактических и учебных мероприятий с работниками субъектов охранной деятельности осуществляется их руководителями.
18. Профилактические и учебные мероприятия проводятся в виде инструктажей, занятий (практические и теоретические) и экспериментов с:
1) персоналом объектов, уязвимых в террористическом отношении;
2) сотрудниками субъекта охранной деятельности, заключившими договор об оказании охранных услуг по объектам, уязвимым в террористическом отношении.
19. Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности указаны в приложении 2 к настоящей Инструкции.
20. Профилактические и учебные мероприятия с персоналом объектов организуются на постоянной основе должностными лицами и (или) уполномоченными ими лицами за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
При координации антитеррористической комиссии к профилактическим и учебным мероприятиям привлекаются территориальные подразделения уполномоченных центральных государственных органов и органов местного самоуправления.
21. Оперативным штабом по борьбе с терроризмом на объектах в качестве профилактических мероприятий допускается проведение экспериментов, направленных на оценку пропускного режима, их готовности, а также субъектов, осуществляющих охранную деятельность на них, к воспрепятствованию совершения акта терроризма, обеспечению минимизации и ликвидации последствий.
22. Учебные мероприятия организуются должностными лицами объектов с персоналом объектов, а руководителями субъектов охранной деятельности – с привлекаемыми к охране объекта сотрудниками.
23. Учебные мероприятия обеспечивают обучение персонала действиям в условиях совершения или угрозы совершения акта (актов) терроризма, способам защиты от его последствий, безопасной и своевременной эвакуации с объекта посетителей и персонала.
24. С работниками, ответственными за организацию пропускного режима, проводятся дополнительные занятия по приобретению и (или) совершенствованию навыков использования инженерно-технических средств антитеррористической защиты, технике осмотра помещений, выявлению возможных мест закладки взрывных устройств.
25. Занятия (теоретические и практические) проводятся в соответствии с графиками проведения, утвержденными должностными лицами или руководителем субъекта охранной деятельности.
26. По характеру и времени проведения занятия, инструктаж подразделяется на плановый и внеплановый. Во время инструктажа до персонала доводится алгоритм поведения при возникновении акта терроризма, способы минимизации и ликвидации его последствий.
27. Должностными лицами, либо уполномоченными ими лицами проводится плановый инструктаж не реже одного раза в год. Плановый инструктаж проводится индивидуально или для группы работников.
28. Внеплановый инструктаж проводится должностными лицами, руководителями субъектов охранной деятельности либо представителями государственных органов, задействованных в проводимых учениях, тренировках и экспериментах, в случаях:
1) введения в регионе, где находится объект, уровня террористической опасности;
2) наличия информации о возможной угрозе совершения акта терроризма;
3) подготовки к учениям, тренировкам, экспериментам;
4) подготовки к проведению охранных мероприятий.
29. Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой работников. Содержание внепланового инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
30. Занятия (теоретические и практические) проводятся в соответствии с графиком проведения с периодичностью не реже одного раза в год. Теоретические и практические занятия осуществляются индивидуально или с группой работников однотипных объектов.
31. Теоретические занятия направлены на профилактику распространения идеологии терроризма среди персонала объектов, сотрудников по обеспечению безопасности, а также на противодействия терроризму, формированию неприятной идеологии терроризма в различных ее проявлениях, на формирование культуры безопасности.
Практические занятия направлены на слаженность действия персонала при:
1) проведении безопасной и беспрепятственной эвакуации;
2) угрозе акта терроризма;
3) обнаружении на объекте подозрительных лиц и предметов, а также иных сценариев совершения актов терроризма, характерных для объекта.
32. Проведение инструктажа предназначено для ознакомления персонала объектов с основными правилами антитеррористической безопасности, выработки навыков грамотного и рационального поведения.
33. Должностные лица не менее чем за пять суток уведомляет органы национальной безопасности и внутренних дел о планируемом практическом занятии по отработке алгоритмов действий различного круга лиц.
34. О проведении инструктажа и занятия производится запись в журнале учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
35. Журнал пронумеровывается, прошнуровывается и скрепляется печатью объекта. Заполнение журнала производится с соблюдением строгой последовательности.
36. Ведение журнала осуществляется должностными лицами, ответственными за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объекта.
37. Для объектов с количеством персонала более 20 человек документирование по вышеуказанным мероприятиям оформляется в виде протокола или справки.
Глава 4. Требования к организации взаимодействия по вопросам реагирования на террористические проявления, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма
38. Взаимодействие должностных лиц, а также персоналом объектов, субъектов охранной деятельности с уполномоченными государственными органами и оперативными штабами организуется на постоянной основе в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма, подготовки и проведения разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов, а также антитеррористических операций.
39. Должностные лица и субъекты охранной деятельности, заключившие договор об оказании охранных услуг по объекту, оказывают содействие уполномоченным государственным органам и (или) оперативным штабам при подготовке и проведении ими разноуровневых антитеррористических учений, тренировок, экспериментов и антитеррористических операций.
40. Должностные лица и руководители субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг объекту, в рамках обеспечения готовности к реагированию на угрозы совершения или совершение акта (актов) терроризма разрабатывают алгоритм действий персонала объекта, субъектов охранной деятельности:
1) по незамедлительному информированию территориальных подразделений органов Министерства внутренних дел Республики Казахстан и Комитета национальной безопасности об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
2) при получении информации от уполномоченных государственных органов об угрозе совершения или совершении акта (актов) терроризма;
3) по исполнению мероприятий первичного реагирования, направленных на минимизацию и ликвидацию угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма.
41. К угрозе совершения акта терроризма на объекте относятся:
1) получение (в том числе анонимно) сообщения о готовящемся акте терроризма на объект;
2) обнаружение на территории объекта заложенных устройств или веществ неизвестного предназначения;
3) сбор возле объекта группы неизвестных подозрительных лиц, не реагирующих на замечания персонала объекта.
42. Должностными лицами при установлении уровней террористической опасности обеспечиваются следующие меры безопасности:
1) при "желтом" уровне террористической опасности:
усиление пропускного режима на объекте;
проверка и обеспечение работоспособности систем безопасности (оповещения, видеонаблюдения и охранной сигнализации);
досмотр посетителей, персонала при необходимости с использованием специальных технических средств;
инструктаж субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей сфере;
проведение инструктажа с персоналом объекта по действиям при совершении или угрозе совершения акта (актов) терроризма;
отработка вопросов экстренной эвакуации персонала объекта, с определением мест временного нахождения эвакуированных людей, материальных ценностей и документации;
2) при "оранжевом" уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении "желтого" уровня террористической опасности):
отработка совместных действий с уполномоченными государственными органами и организациями, оперативными штабами по борьбе с терроризмом по вопросам реагирования на акты терроризма, а также ликвидации угроз техногенного характера, возникших в результате совершенного акта терроризма;
приведение в состояние режима повышенной готовности субъектов охранной деятельности, заключивших договор об оказании охранных услуг, работников объектов, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций;
3) при установлении "красного" уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении "желтого" и "оранжевого" уровней террористической опасности):
принятие неотложных мер по спасению людей, содействие бесперебойной работе спасательных служб и формирований;
приостановление деятельности объекта (при необходимости).
43. Должностные лица после доведения информации до уполномоченных органов об акте терроризма или угрозе его совершения действуют в зависимости от обстановки согласно алгоритмам, указанным в приложении 4 к настоящей Инструкции.
Глава 5. Требования к разработке и обращению паспорта антитеррористической защищенности объекта, уязвимого в террористическом отношении
44. Паспорт антитеррористической защищенности объекта (далее – паспорт) составляется согласно типовому паспорту антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении, утвержденному совместным приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 июня 2023 года № 481 и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 26 июня 2023 года № 51/қе "Об утверждении типового паспорта антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 32950) (далее – типовой паспорт), в двух экземплярах с одновременной разработкой электронного варианта.
45. Паспорт должен содержать информацию:
1) о месте эвакуации;
2) точках сбора;
3) системе оповещения.
46. Сведения паспорта носят ограниченный характер, порядок работы с которыми определен требованиями законодательства, предъявляемыми к информации с ограниченным доступом.
На объектах, паспорт является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
47. На объектах, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственные секреты, паспорт разрабатывается в соответствии с настоящей Инструкцией с учетом Закона Республики Казахстан "О государственных секретах".
48. Должностные лица являются ответственными за разработку паспорта, его хранение и своевременное обновление данных паспорта.
49. Проект паспорта составляется в течение 45 (сорок пять) рабочих дней с момента получения руководителем объекта соответствующего уведомления о включении объекта в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении (далее – перечень).
В случае необходимости увеличения сроков разработки паспорта должностными лицами направляется соответствующее обоснованное письмо в аппарат (отдел) антитеррористической комиссии по месту расположения объекта.
50. Проект паспорта объекта в течение 10 (десять) календарных дней после его составления направляется на согласование руководителю территориального органа Министерства внутренних дел Республики Казахстан по месту расположения объекта.
51. Проект паспорта дорабатывается в срок не более 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня возврата.
52. В течение 10 (десять) рабочих дней после согласования с руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Республики Казахстан паспорт утверждается (в том числе при его обновлении) руководителем объекта.
53. Когда здание, сооружение (комплекс зданий и сооружений) используется для размещения объектов, принадлежащих нескольким правообладателям, составление паспорта осуществляется по письменному соглашению между ними совместно всеми правообладателями объектов или одним из них.
54. При совместном составлении паспорт подлежит утверждению всеми правообладателями объектов, уязвимых в террористическом отношении.
55. При составлении одним правообладателем паспорт утверждается руководителем объекта по согласованию с правообладателями объекта.
56. Количество копий (электронных копий) паспорта и их направление другим правообладателям объекта определяется письменным соглашением между их правообладателями.
57. В целях обеспечения своевременной выдачи паспорта органам, задействованным в ликвидации и минимизации последствий актов терроризма, на паспорт составляется акт временной передачи документов в двух экземплярах.
58. Один экземпляр акта временной передачи документов вместе с паспортом передается в оперативный штаб, осуществляющему руководство антитеррористической операцией.
59. Второй экземпляр акта временной передачи документов и электронный вариант паспорта направляются в территориальные органы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
60. Учет паспортов объекта осуществляется в формате номенклатурных дел.
61. Паспорт используется при проведении антитеррористических операций, учений, тренировок и экспериментов.
62. Паспорт корректируется в случаях изменения:
1) прав собственности;
2) руководителя объекта;
3) наименования объекта;
4) основного предназначения объекта;
5) общей площади и периметра объекта, застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем, если были произведены изменения в конструкции;
6) потенциально опасных участков объекта;
7) технических средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
63. Внесение корректив в паспорт осуществляется в течение 20 (двадцать) рабочих дней с момента возникновения причины его изменения.
64. В паспорт вносятся изменения, заверенные подписью руководителя объекта, являющейся правообладателем объекта, или лица, уполномоченного организацией подписывать паспорт. Замене подлежат только те элементы паспорта, где произошли изменения.
Одновременно информация о соответствующих изменениях за подписью руководителя объекта, направляется в территориальные органы Министерства внутренних дел Республики Казахстан для приобщения ко второму экземпляру паспорта.
65. Паспорт подлежит полной замене:
1) не реже одного раза в 5 (пять) лет;
2) при несении корректив в более чем половину пунктов текста паспорта.
66. Утративший силу паспорт подлежит уничтожению в комиссионном порядке с составлением соответствующего акта. Акт остается в организации, являющейся правообладателем объекта, копия акта направляется по месту хранения второго экземпляра паспорта.
Глава 6. Требования к оснащению объектов, уязвимых в террористическом отношении, инженерно-техническим оборудованием
67. С учетом возможных последствий совершения акта терроризма и определения дифференцированных требований к инженерно-техническому оборудованию устанавливаются следующие группы объектов:
1) объект первой группы – административное здание центрального аппарата Министерства, охраняемое подразделениями Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
2) объекты второй группы – объекты ведомств и подведомственных организаций Министерства.
68. Объекты независимо от распределения по группам, указанных в пункте 67 настоящей главы, оснащаются системами видеонаблюдения, оповещения, пожарной сигнализацией и системами контроля и управления доступом (турникеты).
Оповещение персонала и посетителей объекта осуществляется с помощью технических средств, которые обеспечивают подачу звуковых и (или) световых сигналов в здании, помещении, на участках территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей.
69. Оснащение объектов, подлежащих государственной охране, обеспечиваются в соответствии с Требованиями и Требованиями по инженерно-технической укрепленности объектов, подлежащих государственной охране, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 октября 2011 года № 1151 "Некоторые вопросы объектов, подлежащих государственной охране".
70. Для оснащения объектов второй группы дополнительно к инженерно-техническим средствам, указанным в подпункте 2) пункта 67 настоящей Инструкции, используются следующие инженерно-технические средства:
1) средства досмотра (стационарные и (или) ручные металлоискатели);
2) система и средство связи, оповещения, охранной и тревожной (в том числе мобильные либо стационарные средства подачи тревоги – "тревожные кнопки") сигнализации для контроля над обстановкой на объекте:
система связи обеспечивает двустороннюю радиосвязь между дежурным на посту охраны (пункт пропуска) и нарядами по обеспечению безопасности на территории обслуживания, а также между ними в пределах территории обслуживания;
средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) устройство, позволяющее немедленно передать сигнал тревоги на объекте;
тревожная кнопка устанавливается на посту охраны (пункт пропуска) в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма на объекте.
71. Телевизионная система наблюдения отображает:
1) периметр территории;
2) контрольно-пропускные пункты (при наличии);
3) посты (пункты) охраны (пропуска);
4) главные и запасные входы;
5) территория и помещения с потенциально опасными участками, помещения (места), коридоры, ведущие к ним;
6) другие помещения по усмотрению руководителя объекта.
72. Телевизионная система наблюдения обеспечивает:
1) передачу визуальной информации на мониторах локального пункта наблюдения в специально выделенном помещении подразделения охраны либо пункта централизованной охраны в автоматизированном режиме;
2) сохранение видеоинформации для последующего анализа событий (срок хранения информации составляет не менее 30 (тридцать) суток);
3) оперативный доступ к видеозаписи.
73. Технические требования к системам видеонаблюдения, входящие в систему телевизионного охранного наблюдения объекта, которые соответствуют минимальным техническим возможностям систем видеонаблюдения, предусмотрены Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга, утвержденными приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 27 октября 2020 года № 69-қе (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 21693), (далее – Правила функционирования Национальной системы видеомониторинга).
74. При невозможности оснастить объекты инженерно-техническим оборудованием, предусмотренным настоящей главой, за исключением систем, указанных в пункте 72 настоящей главы, принимаются иные инженерно-технические решения и (или) меры безопасности, компенсирующие их отсутствие, в соответствии с настоящей Инструкцией.
75. При проектировании строительства, реконструкции, модернизации, капитального ремонта должностные лица определяет его соответствие критериям отнесения объектов к уязвимым в террористическом отношении и предусматривает, при необходимости, соответствующее инженерно-техническое оснащение.
76. Срок завершения мероприятий по оснащению объекта инженерно-техническим оборудованием составляет не более 6 (шесть) месяцев с момента получения уведомления о придании объекту статуса уязвимого в террористическом отношении (о включении его в перечень по месту расположения объекта).
77. Сроки подключения внутриобъектовых систем видеонаблюдения к Национальной системе видеомониторинга определяются Правилами функционирования Национальной системы видеомониторинга.
78. Инженерно-техническое оборудование объектов на постоянной основе поддерживается в рабочем состоянии.
79. Объекты оснащаются системами и средствами резервного электроснабжения для обеспечения бесперебойной работы системы охранной и тревожной сигнализацией контроля и управления доступом, освещения, видеонаблюдения.
80. Объекты в случае расположения их входных групп, а также открытых мест возможного массового пребывания работников в непосредственной близости по отношению к путям движения транспортных средств, в целях предотвращения риска наезда оборудуются средствами снижения скорости транспортных средств.
81. Снижение скорости транспортных средств обеспечивается использованием одного из следующих средств: вазоны (высотой не менее 50 сантиметров), элементов архитектуры и ландшафта и другие антитаранные устройства.
Приложение 1 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан |
Перечень предметов и веществ, запрещенных к проносу (провозу) на территорию и на объекты уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан
1. Оружие:
1) огнестрельное;
2) бесствольное с патроном травматического, газового и светозвукового действия;
3) холодное, а также ножи различных видов, не относящиеся к холодному оружию;
4) метательное;
5) пневматическое;
6) газовое;
7) электрическое;
8) сигнальное;
9) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологического воздействия;
10) оружие и предметы, поражающее действие которых основано на использовании электромагнитного, светового, теплового, инфразвукового или ультразвукового излучения;
11) предметы, имитирующие вышеперечисленные виды оружия;
12) предметы, которые используются в качестве оружия (предметы ударно-дробящего, метательного и колюще-режущего действия);
13) боеприпасы к оружию и составные части к нему.
2. Механические и аэрозольные распылители и устройства, снаряженные слезоточивым, раздражающим и негативным воздействием на организм человека.
3. Вещества:
1) взрывчатые;
2) ядовитые;
3) отравляющие;
4) радиоактивные;
5) едкие;
6) пиротехнические;
7) легковоспламеняющиеся.
Приложение 2 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан |
Варианты тематик профилактических и учебных мероприятий по вопросам антитеррористической безопасности
1. Варианты тематик учебных занятий (теоретических):
1) основные требования законодательства по вопросам антитеррористической безопасности;
2) сущность и общественная опасность терроризма, ответственность за совершение действий террористического характера;
3) информирование о возможных источниках террористической угрозы;
4) назначение алгоритмов действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера и общее ознакомление с ними.
2. Тематический инструктаж проводится согласно детализированному ознакомлению каждого из работников объекта с порядком персонального поведения и действиями в обстановке совершения акта терроризма или угрозы его совершения в пределах территории объекта.
3. Варианты тематик практических занятий:
отработка практических действий работников объекта, сотрудников охраны:
1) по организации осмотров помещений с целью обнаружения бесхозных вещей и подозрительных предметов;
2) действия при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщений о минировании;
3) по порядку информирования органов внутренних дел, уполномоченных органов при обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов и получении сообщения о минировании объекта;
4) по организации оповещения персонала и посетителей объекта;
5) по организации эвакуации персонала и посетителей объекта;
6) по организации действий при эвакуации людей.
7) оказание первой медицинской помощи при:
огнестрельных, осколочных ранениях, колото-резаных, рваных ранах;
ожогах;
переломах костей, вывихах суставов;
отравлениях угарным газом и иными токсичными веществами;
шоковых состояниях, контузии;
сотрясении мозга.
8) внешние признаки террориста:
одежда, не соответствующая погоде, просторная, призванная скрыть элементы самодельного взрывного устройства (далее - СВУ);
торчащие из-под одежды элементы СВУ, провода, тумблеры, выключатели;
наличие в руках больших сумок или баулов, в которых можно скрыть оружие или взрывное устройство;
осторожное обращение к переносимым вещам, прижимание их к телу и периодическое их непроизвольное ощупывание;
использование камуфлированной форменной одежды, в которой могут присутствовать различные нарушения (отсутствие шевронов, несоответствие цвета нижних и верхних частей формы, головного убора);
система связи, обеспечивающая двустороннюю радиосвязь между дежурным на посту охраны (пункт пропуска) и нарядами по обеспечению безопасности на территории обслуживания, а также между ними в пределах территории обслуживания;
средство подачи тревоги (мобильное либо стационарное) устройство, позволяющее немедленно передать сигнал тревоги;
тревожная кнопка, установленная на посту охраны (пункт пропуска) в целях своевременного оповещения уполномоченных органов об угрозе совершения акта терроризма на объекте.
Приложение 3 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан |
Журнал учета учебных мероприятий по антитеррористической подготовке № ___
Дата начала ведения журнала "___" _____ 20__ года.
Дата окончания ведения журнала "___" _____ 20__ года.
(внутренняя сторона)
Раздел 1. Инструктаж
№ п/п | Дата проведения инструктажа | Фамилия имя отчество (при его наличии) и должность инструктируемого | Вид инструктажа | Фамилия имя отчество (при его наличии) и должность лица, проводившего инструктаж |
Подпись инструкти | Подпись лица, проводившего инструктаж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Раздел 2. Занятия
Дата | Тема занятия | Учебные вопросы | Количество присутствовавших работников | Подпись лица, проводившего занятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Приложение 4 к Инструкции по организации антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, находящихся в ведении Министерства иностранных дел Республики Казахстан |
Алгоритмы действий различного круга лиц объектов на возможные угрозы террористического характера
Раздел 1. Алгоритм действий при вооруженном нападении на посетителей и персонал объекта
1. Действия посетителей объекта:
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
2. Действия персонала объекта:
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения;
по возможности провести эвакуацию людей;
защититься: незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка.
3. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного злоумышленника;
по возможности блокировать его продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
незамедлительно информировать любым способом руководство объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов о факте вооруженного нападения;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
обеспечить собственную безопасность.
4. Действия должностных лиц и руководителей объектов:
незамедлительное информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов о фактах и обстоятельствах вооруженного нападения;
организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
взаимодействие с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
Раздел 2. Алгоритм действий при захвате заложников
5. Действия посетителей объекта:
защититься: избежать попадания в заложники, по возможности безопасно и незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка;
при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности по возможности информировать любым доступным способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленников (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
6. Действия персонала объекта:
защититься: избежать попадания в заложники, по возможности безопасно и незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, продержаться до прибытия сотрудников правопорядка;
при условии гарантированного обеспечения собственной безопасности по возможности информировать любым доступным способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы об обстоятельствах захвата заложников и злоумышленников (количество, вооружение, оснащение, возраст, клички, национальность и другие).
7. Действия охраны объекта:
выявить вооруженного (-ых) злоумышленника (-ов);
по возможности блокировать его/их продвижение к местам массового пребывания людей на объекте;
незамедлительно информировать любым доступным способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о фактах и обстоятельствах покушения на захват заложников;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров на пути злоумышленников и другие);
обеспечить собственную безопасность (избежать попадания в заложники и другие).
8. Действия должностных лиц и руководителей объектов:
доступным способом незамедлительно информировать правоохранительные, специальные государственные органы и (или) третьих лиц о фактах и обстоятельствах попытки захвата заложников;
по возможности организация мер обеспечения безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие);
по возможности организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом.
9. Действия при захвате в заложники:
успокоиться, не паниковать, разговаривать спокойным голосом;
не смотреть в глаза захватчиков, не вести себя вызывающе. Не допускать действий, которые спровоцируют захватчиков к применению физической силы или оружия;
выполнять требования захватчиков, не противоречить им, не допускать истерик и паники;
подготовиться физически и морально к суровому испытанию;
не высказывать ненависть и пренебрежение к захватчикам;
с самого начала (особенно в первый час) выполнять все указания захватчиков. Спрашивать разрешения у захватчиков на совершение любых действий;
не привлекать внимания захватчиков своим поведением, не оказывать активного сопротивления, так, как это усугубит положение;
не пытаться бежать, если нет полной уверенности в успехе побега;
запомнить, как можно больше информации о захватчиках (количество, вооружение, как выглядят (особенно внешность), телосложения, акцент, тематика разговора, темперамент, манера поведения);
постараться определить место своего нахождения (заточения);
при наличии возможности, использовать любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные или специальные органы, или службу охраны объекта;
не пренебрегать пищей, какой бы она ни была, это поможет сохранить силы и здоровье;
при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую медицинскую помощь;
главное не паниковать, даже если захватчики перестали себя контролировать;
расположиться подальше от окон, дверей и самих захватчиков, это необходимо для обеспечения вашей безопасности в случае штурма помещения, стрельбы снайперов на поражение захватчиков;
при проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:
лечь на пол лицом вниз, прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;
не бежать навстречу к сотрудникам спецподразделений или от них.
Раздел 3. Алгоритм действий при закладке взрывных устройств и взрывчатых веществ
10. Признаки, которые указывают на взрывное устройство:
наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты;
подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;
от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах;
необычное размещение обнаруженного предмета;
наличие установленных на обнаруженном предмете различных видов источников питания, проволок, которые по внешним признакам, схожие с антенной.
11. Действия посетителей при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране, персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие);
информировать охрану объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о подозрительном лице/ах (внешние признаки, наличия СВУ, оружие, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
покинуть объект, при невозможности – укрыться за сооружением и на необходимом удалении.
12. Действия персонала объекта при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета охране либо в дежурные части территориальных органов внутренних дел и национальной безопасности;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
по возможности организовать с охраной ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне;
помочь обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), по возможности вести наблюдение;
информирование охраны объекта, правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение, возраст, клички, национальность и другие);
оказать содействие руководству и охране в организации эвакуации посетителей;
покинуть объект, при невозможности – укрыться за сооружением и на необходимом удалении.
13. Действия охраны при обнаружении подозрительного предмета:
не трогать, не подходить, не передвигать;
опросить окружающих для установления возможного владельца бесхозного предмета;
воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильных, вблизи данного предмета;
по возможности зафиксировать время и место обнаружения;
немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета персоналу объекта либо в дежурные части территориальных органов национальной безопасности и внутренних дел;
быть готовым описать внешний вид предмета, похожего на взрывное устройство и значимые обстоятельства его обнаружения;
не сообщать об угрозе взрыва никому, кроме тех, кому необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
обеспечить ограничение доступа посторонних лиц к подозрительному предмету и опасной зоне на необходимом удалении;
обеспечить организованную эвакуацию людей с территории, прилегающей к опасной зоне;
при необходимости укрыться за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания, колона, толстое дерево, автомашина и другие), по возможности вести наблюдение;
информирование правоохранительных и (или) специальных государственных органов в случае выявления подозрительного лица или группы лиц, возможно имеющих при себе взрывные устройства или взрывчатые вещества (количество, внешние признаки наличия СВУ, оружия, оснащение возраст, клички, национальность и другие).
14. Действия должностных лиц и руководителей объектов:
незамедлительное информирование правоохранительных, специальных государственных органов о выявлении подозрительного человека или об обнаружении бесхозного предмета;
организация оцепления места обнаружения бесхозного подозрительного предмета на необходимом удалении;
организация эвакуации людей с объекта, оповещение о внештатной ситуации на объекте и другие;
обеспечение обхода помещений и осмотра территорий с целью обнаружения подозрительных предметов;
организация взаимодействия с прибывающими силами оперативного штаба по борьбе с терроризмом, представление необходимой информации.
15. Расстояние удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (далее - ВУ) или предмета, похожего на ВУ:
граната РГД-5 – 50 метр;
граната Ф-1 – 200 метр;
тротиловая шашка массой 200 грамм – 45 метр;
тротиловая шашка массой 400 грамм – 55 метр;
пивная банка 0,33 литр – 60 метр;
дипломат (кейс) – 230 метр;
дорожный чемодан – 350 метр;
автотранспорт "легковая" - 460-580 метр;
автобус – 920 метр;
грузовая машина (фургон) – 1240 метр.
Раздел 4. Алгоритм действий при атаке с применением террористов-смертников
16. Действия посетителей объекта:
по возможности защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, персонал, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
17. Действия персонала объекта:
по возможности защититься, незаметно покинуть здание или укрыться в помещении, заблокировать дверь, дождаться прибытия сотрудников правопорядка;
по возможности информировать любым способом правоохранительные и (или) специальные государственные органы, охрану, руководство объекта о факте и обстоятельствах вооруженного нападения.
18. Действия охраны объекта:
по возможности блокировать его/их (террористов-смертников) в продвижении к местам массового пребывания людей на объект;
незамедлительно информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении подозрительного лица или группы лиц;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров и другие);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
обеспечить собственную безопасность.
19. Действия должностных лиц и руководителей объектов:
незамедлительная передача (в том числе добросовестная попытка) информации в правоохранительные и (или) специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица или группы лиц;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая сокращает время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечение организованной эвакуации людей;
обеспечение собственной безопасности.
Раздел 5. Алгоритм действий при поступлении угрозы по телефону
20. Действия получателя угрозы по телефону (должностные лица, сотрудник, сотрудник дежурного подразделения):
1) по ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его речи:
голос (громкий или тихий, низкий или высокий);
темп речи (быстрый или медленный);
произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом);
манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями);
2) обратить внимание на звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звук теле или радиоаппаратуры, голоса, другое), характер звонка (городской, междугородний);
3) зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность;
4) постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
куда, кому, по какому телефону звонит данный человек?
какие конкретные требования он выдвигает?
выдвигает требования лично или выступает в роли посредника или представляет какую-то группу лиц?
на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
как и когда с человеком можно связаться?
кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?
5) постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия вами и руководством решений или совершения каких-либо действий;
6) в процессе разговора или немедленно после окончания разговора сообщить на канал "102" органов внутренних дел или единую дежурно-диспетчерскую службу "112" и руководству объекта о телефонной угрозе.
Раздел 6. Алгоритм действий при применении химически опасных и отравляющих веществ.
Действия персонала объекта:
обеспечить собственную безопасность;
незамедлительное информирование правоохранительных и/или специальных государственных органов, охраны о подозрительном лице, лицах или предметах.
Действия охраны объекта:
выявить по внешним признакам возможно приверженца/ев к нетрадиционному религиозному течению либо содержащие опасные вещества предметы;
незамедлительно информировать любым способом руководство объекта, правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении подозрительного лица, группы лиц или о выявлении предметов, предположительно содержащих опасные вещества;
по возможности блокировать продвижение лица/лиц к местам массового пребывания людей на объекте;
под благовидным предлогом задержать в изолированном месте с целью минимизации распространения опасных веществ;
принять меры к обеспечению безопасности людей на объекте (эвакуация, блокирование внутренних барьеров);
при необходимости организовать наблюдение передвижений подозрительного лица или группы лиц по объекту (лично либо через систему видеонаблюдения);
произвести осмотр помещений объекта на предмет закладок подозрительных предметов и поиск на его территории возможных пособников злоумышленника;
обеспечить собственную безопасность.
Действия должностных лиц и руководителей объектов:
незамедлительная передача (в том числе добросовестная попытка) информации в правоохранительные и/или специальные государственные органы о выявлении на объекте подозрительного лица, группы лиц, предметов, предположительно содержащих опасные вещества;
организовать осмотр помещений объекта на предмет закладок подозрительных предметов и поиск на его территории возможных пособников злоумышленника;
предоставление сотрудникам правоохранительных органов максимально полной информации о подозрительном лице, которая может сократить время выявления и задержания злоумышленника;
обеспечить организованную эвакуацию людей;
обеспечить собственную безопасности.