В соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить:
1) критерии оценки степени риска в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией согласно приложению 1 к настоящему совместному приказу;
2) проверочный лист в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией согласно приложению 2 к настоящему совместному приказу.
2. Комитету труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего совместного приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего совместного приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
"СОГЛАСОВАН"
Комитет по правовой статистике
и специальным учетам
Генеральной прокуратуры
Республики Казахстан
Приложение 1 к совместному приказу |
Критерии оценки степени риска в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие критерии оценки степени риска в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат (далее – Критерии), разработаны в соответствии с пунктом 5 статьи 141 и пунктом 1 статьи 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс), абзацем третьим подпункта 5) статьи 12 и абзацем вторым пункта 3 статьи 258 Социального кодекса Республики Казахстан, пунктом 4 статьи 91 и пунктом 1 статьи 92 Кодекса Республики Казахстан Об административных правонарушениях, приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 31 июля 2018 года № 3 "Об утверждении формы проверочного листа" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17371), и Правилами формирования регулирующими государственными органами системы оценки и управления рисками, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 22 июня 2022 года № 48 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28577).
2. В настоящих Критериях использованы следующие понятия:
1) риск в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат (далее - риск) – вероятность причинения вреда, законным интересам лиц, обратившихся за социальной выплатой, в результате деятельности проверяемого субъекта филиалов Акционерного общества "Государственный фонд социального страхования" (далее – Фонд);
2) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме; (далее - Государственной корпорацией);
3) субъекты контроля – филиалы Фонда, осуществляющие деятельность в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат;
4) балл – количественная мера исчисления риска;
5) нормализация данных – статистическая процедура, предусматривающая приведение значений, измеренных в различных шкалах, к условно общей шкале;
6) значительные нарушения – нарушение требований, установленных нормативно-правовыми актами в сфере обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат:
сроков уведомления заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов для назначения (отказа в назначении), возобновления, приостановления и прекращения социальных выплат;
порядка исполнения решения суда о назначении (отказе в назначении), пересмотре социальных выплат;
порядка перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) социальных выплат;
7) грубое нарушение – нарушение требований, установленных нормативно-правовыми актами в сфере обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат:
нарушение правомерности назначения или отказа в назначении социальных выплат;
8) критерии оценки степени риска – совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью субъекта контроля, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести субъекты (объекты) контроля к различным степеням риска;
9) объективные критерии оценки степени риска (далее – объективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и независящие непосредственно от отдельного субъекта (объекта) контроля;
10) субъективные критерии оценки степени риска (далее – субъективные критерии) – критерии оценки степени риска, используемые для отбора субъектов (объектов) контроля в зависимости от результатов деятельности конкретного субъекта (объекта) контроля, согласно приложению 1 настоящим Критериям;
11) система оценки и управления рисками – процесс принятия управленческих решений, направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных факторов путем распределения субъектов (объектов) контроля по степеням риска для последующего осуществления профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью минимально возможной степени ограничения свободы предпринимательства, обеспечивая при этом допустимый уровень риска в соответствующих сферах деятельности, а также направленных на изменение уровня риска для конкретного субъекта (объекта) контроля и (или) освобождения такого субъекта (объекта) контроля от профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля;
12) проверочный лист – перечень требований, предъявляемых к деятельности субъектов (объектов) контроля, в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией соблюдению законных интересов физических и юридических лиц, государства.
Глава 2. Порядок формирования системы оценки и управления рисками при проведении профилактического контроля субъектов (объектов) контроля
3. Для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля критерии оценки степени риска для проведения профилактического контроля субъектов (объектов) контроля формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (мультикритериальный анализ решений).
4. В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное.
Степень нарушения (грубое, значительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных нарушений по субъективным критериям.
Параграф 1. Объективные критерии
5. Определение объективных критериев осуществляется посредством определения риска.
6. К высокой степени риска относятся филиалы Фонда, предоставляющие услуги в части назначения, перерасчета, приостановления, возобновления, прекращения и пересмотра решения о назначении (отказе в назначении) социальных выплат.
Параграф 2. Субъективные критерии
7. Определение субъективных критериев осуществляется с применением следующих этапов:
1) формирование базы данных и сбор информации;
2) анализ информации и оценка рисков.
8. Для оценки степени риска используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля;
2) результаты предыдущих проверок и профилактического контроля с посещения субъектов (объектов) контроля;
3) результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями.
9. На основании имеющихся источников информации территориальные подразделения Комитета труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан формируют данные по субъективным критериям, подлежащие анализу и оценке.
1) При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенные и использованные в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля либо данные, по которым истек срок исковой давности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2) В отношении субъектов контроля, устранивших в полном объеме выданные нарушения по итогам проведенного предыдущего профилактического контроля с посещением, не допускается включение их при формировании списков на очередной период государственного контроля.
10. Исходя из приоритетности применяемых источников информации и значимости показателей субъективных критериев, в соответствии с порядком расчета показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в главе 3 настоящих Критериев, рассчитывается показатель степени риска по субъективным критериям по шкале от 0 до 100 баллов.
По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:
1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 баллов включительно.
2) Приоритетность применяемых источников информации и значимость показателей субъективных критериев устанавливаются в критериях оценки степени риска регулирующего государственного органа с учетом специфики соответствующей сферы государственного контроля согласно перечню субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям по форме согласно приложению 2 к настоящим Критериям.
3) Удельный вес по значимости показателей субъективных критериев определяется в зависимости от важности показателя в оценке риска для каждой однородной группы субъектов (объектов) контроля. Допустимые значения показателей субъективных критериев регламентируются нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Параграф 3. Особенности формирования системы оценки и управления рисками для государственных органов, использующих информационные системы с учетом специфики и конфиденциальности, в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан
11. Система оценки и управления рисками ведется с использованием информационных систем, относящих субъекты (объекты) контроля к конкретным степеням риска и формирующих списки проведения контрольных мероприятий, а также основывается на государственной статистике, итогах ведомственного статистического наблюдения, а также информационных инструментах.
Глава 3. Порядок расчета степени риска по субъективным критериям
12. Для отнесения субъекта контроля к степени риска в соответствии с пунктами 3, 4 настоящих Критерии применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
Расчет показателя степени риска по субъективным критериям (R) осуществляется в автоматизированном режиме путем суммирования показателя степени риска по нарушениям, по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля (SP) и показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев (SC), с последующей нормализацией значений, данных в диапазон от 71 до 100 баллов.
Rпром = SP + SC, где
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям,
SР – показатель степени риска по нарушениям,
SC – показатель степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев.
Расчет производится по каждому субъекту (объекту) контроля в каждой сферы государственного контроля. При этом перечень оцениваемых субъектов (объектов) контроля, образует выборочную совокупность (выборку) для последующей нормализации данных.
13. По данным, полученным по результатам предыдущих проверок и профилактического контроля с посещением субъектов (объектов) контроля, формируется показатель степени риска по нарушениям, оцениваемый в баллах от 71 до 100.
При выявлении одного грубого нарушения по любому из источников информации, указанных в пункте 8 настоящих Критериев, субъекту контроля приравнивается показатель степени риска 100 баллов и в отношении него проводится профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля.
При не выявлении грубых нарушений показатель степени риска по нарушениям рассчитывается суммарным показателем по нарушениям значительной и незначительной степени.
При определении показателя значительных нарушений применяется коэффициент 0,7.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРз = (SР2 х 100/SР1) х 0,7, где:
SРз – показатель значительных нарушений;
SР1 – требуемое количество значительных нарушений;
SР2 – количество выявленных значительных нарушений;
При определении показателя незначительных нарушений применяется коэффициент 0,3.
Данный показатель рассчитывается по следующей формуле:
SРн = (SР2 х 100/SР1) х 0,3, где:
SРн – показатель незначительных нарушений;
SР1 – требуемое количество незначительных нарушений;
SР2 – количество выявленных незначительных нарушений;
Показатель степени риска по нарушениям (SР) рассчитывается по шкале от 0 до 100 баллов и определяется путем суммирования показателей значительных и незначительных нарушений по следующей формуле:
SР = SРз + SРн, где:
SР – показатель степени риска по нарушениям;
SРз – показатель значительных нарушений;
SРн – показатель незначительных нарушений.
Полученное значение показателя степени риска по нарушениям включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
14. Расчет показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев, производится по шкале от 0 до 100 баллов и осуществляется по следующей формуле:
xi – показатель субъективного критерия,
wi – удельный вес показателя субъективного критерия xi,
n – количество показателей.
Полученное значение показателя степени риска по субъективным критериям, определенным в соответствии с пунктом 10 настоящих Критериев, включается в расчет показателя степени риска по субъективным критериям.
15. Рассчитанные по субъектам (объектам) значения по показателю R нормализуются в диапазон от 0 до 100 баллов. Нормализация данных осуществляется по каждой выборочной совокупности (выборке) с использованием следующей формулы:
R – показатель степени риска (итоговый) по субъективным критериям отдельного субъекта (объекта) контроля,
Rmax – максимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (верхняя граница шкалы),
Rmin – минимально возможное значение по шкале степени риска по субъективным критериям по субъектам (объектам), входящим в одну выборочную совокупность (выборку) (нижняя граница шкалы),
Rпром – промежуточный показатель степени риска по субъективным критериям, рассчитанный в соответствии с пунктом 12 настоящих Критериев.
Глава 4. Проверочные листы
16. Проверочный лист составляется для субъектов (объектов) контроля и включают требования в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Кодекса и с соблюдением условий, определенных в пункте 2 статьи 143 Кодекса.
17. Проверочные листы формируются по форме согласно приложению 2 к настоящему Приказу.
Степень нарушений требований в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией
№ | Наименование критериев | Степень нарушения |
Осуществление деятельности в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией | ||
1 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности | Грубое |
2 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности | Грубое |
3 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | Грубое |
4 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по уходу за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | Значительное |
5 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери работы | Грубое |
6 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери работы | Значительное |
7 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю утраты трудоспособности | Грубое |
8 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности | Значительное |
9 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери кормильца | Грубое |
10 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери кормильца | Значительное |
11 | Соблюдение своевременного и полного перечисления получателю пенсии, пособий и социальных выплат Государственной корпорацией путем зачисления на банковские счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий и пособий в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" | Грубое |
12 | Соответствие идентичных сведении по получателям пенсии, пособий и социальных выплат в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" с автоматизированная информационная система "Е-макет" | Грубое |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией
№ п/п | Показатель субъективного критерия | Источник информации по показателю субъективного критерия | Удельный вес по значимости, балл (в сумме не должен превышать 100 баллов), wi | Условия /значения, xi | |
условие 1/значение | условие 2/значение | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Перечень субъективных критериев для определения степени риска в отношении филиалов Фонда | |||||
Для профилактического контроля с посещением | |||||
1 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 9 | Своевременное назначение / 0% | Несвоевременное назначение / 100% |
2 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
3 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 9 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
4 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по уходу за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
5 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери работы | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 9 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
6 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери работы | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
7 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю утраты трудоспособности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 9 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
8 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
9 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери кормильца | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
10 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери кормильца | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное назначение / 0 % | Несвоевременное назначение / 100 % |
11 | Соблюдение своевременного и полного перечисления получателю пенсии, пособий и социальных выплат Государственной корпорацией путем зачисления на банковские счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий и пособий в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное выплат / 0 % | Несвоевременное выплат / 100 % |
12 | Соответствие идентичных сведении по получателям пенсии, пособий и социальных выплат в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" с автоматизированная информационная система "Е-макет" | Результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых субъектом контроля / Результаты анализа сведений, представляемых государственными органами и организациями | 8 | Своевременное выплат / 0 % | Несвоевременное выплат / 100 % |
Приложение 2 к совместному приказу |
Проверочный лист в области социального обеспечения, в том числе обязательного социального страхования в части своевременного и правильного назначения социальных выплат, своевременного и полного перечисления получателю социальных выплат Государственной корпорацией
Государственный орган, назначивший проверку/профилактический контроль
с посещением субъекта (объекта) контроля _____________________________
__________________________________________________________________
Акт о назначении проверки/профилактического контроля с посещением субъекта
(объекта) контроля _________________________________________________
_________________________________________________________ (№, дата)
Наименование субъекта (объекта) контроля ____________________________
__________________________________________________________________
Бизнес-идентификационный номер субъекта (объекта) контроля
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Адрес места нахождения ____________________________________________
№ | Перечень требований | Соответствует требованиям | Не соответствует требованиям |
1 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами – с даты отпуска по беременности и родам, указанной в листе о временной нетрудоспособности | ||
2 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) – с даты отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), указанной в листе о временной нетрудоспособности | ||
3 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери дохода в связи с уходом за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | ||
4 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по уходу за ребенком (детьми), по достижении им возраста полутора лет | ||
5 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери работы | ||
6 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери работы | ||
7 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю утраты трудоспособности | ||
8 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности | ||
9 | Назначение и осуществление социальных выплат по случаю потери кормильца | ||
10 | Приостановление, возобновление и прекращение социальной выплаты по случаю потери кормильца | ||
11 | Соблюдение своевременного и полного перечисления получателю пенсии, пособий и социальных выплат Государственной корпорацией путем зачисления на банковские счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий и пособий в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" | ||
12 | Соответствие идентичных сведении по получателям пенсии, пособий и социальных выплат в автоматизированная информационная система "Централизованная База Данных" с автоматизированная информационная система "Е-макет" |
Должностное (ые) лицо (а) ______________ _________ _____________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
_____________________ _______________________________________
(должность) (подпись) (фамилия, имя, отчество (при его наличии)
Руководитель проверяемого субъекта
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при его наличии), должность) (подпись)