В соответствии с подпунктом 11) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологичеcкой политике" и подпунктом 111) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы.
2. Признать утратившим силу приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 27 сентября 2023 года № 489 "Об утверждении Правил организации и проведения государственной научно-технической экспертизы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 33478).
3. Комитету науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра науки и высшего образования Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр науки и высшего образования Республики Казахстан |
С. Нурбек |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство сельского хозяйства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство здравоохранения
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство обороны
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство промышленности
и строительства
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство экологии
и природных ресурсов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Утверждены приказом Министр науки и высшего образования Республики Казахстан от 7 ноября 2024 года № 517 |
Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы
Глава 1. Общие положения
1. Правила организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 6 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" (далее – Закон) и с подпунктом 111) пункта 15 Положения о Министерстве науки и высшего образования Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 и определяет порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы (далее – ГНТЭ).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) казахстанский эксперт, привлекаемый для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, специализирующиеся в области гуманитарных и социальных наук – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет и имеющее за последние 5 (пять) лет не менее 1 (одной) статьи или обзора в журнале, индексируемом в Science Citation Index Expanded (Сайенс Цитэйшэн Индекс Экспандид), Social Science Citation Index (Сошиал Сайенсиз Цитэйшэн Индекс), Arts and Humanities Citation Index (Арт энд Хьюманитис Цитэйшэн Индекс), Russian Science Citation Index (Рашн Сайенс Цитэйшэн Индекс) и (или) Emerging Sources Citation Index (Эмержинг Сорсиз Цитэйшэн Индекс) базы данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) имеющем процентиль по (Сайтскор) в базе данных Scopus (Скопус) не менее 35 (тридцать пять) на момент назначения, либо не менее 10 (десять) статей и (или) обзоров в изданиях, рекомендованных уполномоченным органом в области образования и науки. На лиц, специализирующихся в области гуманитарных и социальных наук наличие индекса Хирша не менее 3 (три) за последние 5 (пять) лет не распространяется;
2) зарубежный эксперт, привлекаемый для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, специализирующиеся в области гуманитарных и социальных наук – физическое лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет, опыт работы по специальности в зарубежных научных организациях, опубликовавшее за последние 5 (пять) лет имеющее не менее двух статей и (или) обзоров в журналах, индексируемых в Science Citation Index Expanded (Сайенс Цитэйшэн Индекс Экспандид), Social Science Citation Index (Сошиал Сайенсиз Цитэйшэн Индекс), Arts and Humanities Citation Index (Арт энд Хьюманитис Цитэйшэн Индекс), Russian Science Citation Index (Рашн Сайенс Цитэйшэн Индекс) и (или) Emerging Sources Citation Index (Эмержинг Сорсиз Цитэйшэн Индекс) базы данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) имеющих процентиль по CiteScore (Сайтскор) в базе Scopus (Скопус) не менее 35 (тридцать пять) на момент назначения. На лиц, специализирующихся в области гуманитарных и социальных наук наличие индекса Хирша не менее пяти за последние 5 (пять) лет не распространяется;
3) заявитель по проектам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) – физическое или юридическое лицо, представившее на рассмотрение заявку для получения гранта;
4) комплексная экспертиза проектов коммерциализации РННТД – экспертиза, проводимая путем привлечения организатором группы экспертов, являющихся специалистами по 3 (три) или более отраслям экономики;
5) казахстанский эксперт, привлекаемый для проведения экспертизы проектов коммерциализации РННТД – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю и стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет в государственных органах, национальных управляющих холдингах, национальных институтах развития, национальных компаниях, субъектах частного предпринимательства, организациях высшего и (или) послевузовского образования, научных организациях или имеющее высшее образование и 10 (десять) лет стажа работы в той отрасли деятельности, по которой предполагает выступить в качестве эксперта;
6) зарубежный эксперт, привлекаемый для проведения экспертизы проектов коммерциализации РННТД, – физическое лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет, опыт работы по специальности в зарубежных научных организациях в той отрасли деятельности, по которой предполагает выступить в качестве эксперта;
7) проект коммерциализации РННТД – документ, включающий в себя содержание планируемой работы, направленной на практическое применение РННТД, включая результаты интеллектуальной деятельности, с целью вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленных на извлечение дохода;
8) грант на коммерциализацию РННТД – бюджетные и (или) внебюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации проектов коммерциализации РННТД в рамках приоритетных секторов экономики;
9) уполномоченный орган в области науки – государственный орган, осуществляющий межотраслевую координацию и руководство в области науки и научно-технической деятельности;
10) факты нарушений научной этики – плагиат, фальсификация, фабрикация данных, ложное соавторство, присвоение чужих результатов в заявках, направление заявителем научного проекта и (или) программы на разные направления в рамках одного и того же источника финансирования, дублирование заявителем объекта ГНТЭ или проектов коммерциализации РННТД, а также иные нарушения в процессе планирования, оценки, отбора, проведения и распространения результатов научных исследований, включая защиту прав, безопасности и благополучия объектов исследования (объектов живой природы и среды обитания) и исследователей;
11) казахстанский эксперт, привлекаемый для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет и имеющее за последние 5 (пять) лет не менее 2 (два) научных статей и (или) обзоров в журналах, входящих в первые три квартиля международной базы данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) имеющих процентиль по CiteScore (Сайтскор) в базе данных Scopus (Скопус) не менее 50 (пятьдесят) и индекс Хирша не менее 3 (три) за за весь период публикаций согласно международным базам данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) Scopus (Скопус);
12) зарубежный эксперт, привлекаемый для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ – физическое лицо, не являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет, опыт работы по специальности в зарубежных научных организациях, опубликовавшее не менее четырех научных статей и (или) обзоров в журналах, входящих в первые два квартиля международной базы данных Web of Science (Вэб оф Сайнс), за последние 5 (пять) лет и индекс Хирша не менее пяти за последние 5 (пять) лет согласно международным базам данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) Scopus (Скопус);
13) казахстанский эксперт, привлекаемый к проведению ГНТЭ итоговых (промежуточных) отчетов о научной и научно-технической деятельности-фзическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее за последние 5 (пять) лет не менее 1 (один) статьи или обзора в журнале, индексируемом в Science Citation Index Expanded (Сайенс Цитэйшэн Индекс Экспандид), Social Science Citation Index (Сошиал Сайенсиз Цитэйшэн Индекс), Arts and Humanities Citation Index (Арт энд Хьюманитис Цитэйшэн Индекс), Russian Science Citation Index (Рашн Сайенс Цитэйшэн Индекс) и (или) Emerging Sources Citation Index (Эмержинг Сорсиз Цитэйшэн Индекс) базы данных Web of Science (Вэб оф Сайнс) и (или) имеющем процентиль по CiteScore (Сайтскор) в базе данных Scopus (Скопус) не менее 25 (двадцать пять) на момент назначения. На данных экспертов не распространяется наличие индекса Хирша;
14) открытый реестр недобросовестных экспертов, руководителей проектов и программ – список экспертов и руководителей проектов (программ), нарушивших нормы научной этики и настоящих Правил, а также не достигнувших результатов проекта (программы), указанных в конкурсной документации;
15) индивидуальный регистрационный номер (далее – ИРН) – индивидуальный регистрационный номер объекта ГНТЭ, проектов коммерциализации РННТД, проектов научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования за счет средств бюджета, и (или) средств субъектов предпринимательства, физических и (или) юридических лиц, присваиваемый организатором заявителю по видам финансирования и иных областях, определяемых уполномоченным органом;
16) эксперт по оценке обоснованности запрашиваемой суммы финансирования – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее высшее образование по группам специальностей экономика и бизнес, а также стаж работы не менее десяти лет по специальности, привлекаемое для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования научных, научно-технических проектов и программ и предоставляющее заключение по данной оценке;
17) заключение ГНТЭ – заключение, сформированное в информационной системе организатора по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, на основе обобщения баллов по каждому критерию оценки по объекту ГНТЭ;
18) комиссионная экспертиза объектов ГНТЭ – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы казахстанских экспертов, являющихся специалистами в пределах одного научного направления, результатом которой является заключение экспертов с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
19) комплексная экспертиза объектов ГНТЭ – экспертиза, проводимая путем организации совместной работы группы казахстанских экспертов, являющихся специалистами в различных областях знаний или различных научных направлениях одной области знания, результатом которой является заключение экспертов с согласованными комментариями и баллами по критериям оценки;
20) заявитель по объектам государственной научно-технической экспертизы (объекты ГНТЭ) – аккредитованный в уполномоченном органе субъект научной и (или) научно-технической деятельности или автономная организация образования и его организации на равных условиях, реализующие научные исследования;
21) заключение эксперта – документ, который составляется экспертом и содержит сведения о результатах проведенной им экспертизы объектов ГНТЭ или проектов коммерциализации РННТД, а также его выводах по поставленным перед ним вопросам, объективную и независимую от интересов заказчика и организатора аналитическую оценку объекта ГНТЭ или проекта коммерциализации РННТД;
22) заказчик – уполномоченный орган в области науки, заключивший с организатором возмездный договор на организацию проведения ГНТЭ и экспертизы проектов коммерциализации РННТД, поданных на конкурс грантового или программно-целевого финансирования о финансировании целевых научных, научно-технических программ, научно-исследовательских работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники, а также проектов коммерциализации РННТД; проекты научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования;
23) технологическая экспертиза (далее – ТЭ) – деятельность, связанная с оценкой актуальности, научно-технического потенциала, внедрения (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности, готовности к коммерциализации, технических и производственных рисков проекта коммерциализации РННТД;
24) автоматизированная информационная система организатора (далее – АИС организатора) – совокупность программных и аппаратных средств, позволяющая регистрировать объекты и субъекты научно-технической экспертизы, обрабатывать и хранить их, осуществлять по ним поиск, проводить экспертную оценку и представлять информацию;
25) казахстанский эксперт, привлекаемый для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, специализирующихся в области национальной безопасности и обороны – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее соответствующую квалификацию, ученую степень доктора или кандидата наук, степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, стаж работы по специальности не менее 5 (пять) лет, а также имеющих соответствующий доступ для работы с проектами, содержащими сведения, составляющие государственные секреты наличие публикаций и индекса Хирша не распространяются;
26) пороговый балл – балл ГНТЭ, составляющий не менее 25 баллов для заявок в рамках грантового и программно-целевого финансирования научных исследований и не менее 21 балла для заявок по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны, за исключением заявок, поданных на финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, а также 36 баллов для проектов коммерциализации РННТД;
27) научные организации, осуществляющие фундаментальные научные исследования, – государственные научные организации и научные организации со стопроцентным участием государства, включенные в утвержденный уполномоченным органом перечень научных организаций, осуществляющих фундаментальные исследования в области археологии, астрономии, астрофизики, атомной энергии, востоковедения, искусства, истории, культуры, литературы, математики и механики, образования, политологии, религиоведения, социологии, философии, этнологии, языкознания и иных областях, определяемых уполномоченным органом;
28) экономическая (маркетинговая) экспертиза (далее – ЭМЭ) – деятельность, связанная с оценкой коммерческой привлекательности и обоснованности заявленных финансово-экономических показателей проекта;
29) эксперт по экономической (маркетинговой) экспертизе – физическое лицо, являющееся гражданином Республики Казахстан, имеющее высшее образование по группам специальностей экономика, бизнес и маркетинг, финансы и кредит, а также стаж работы не менее 5 (пять) лет по специальности, являющееся представителем венчурного бизнеса, сферы маркетинга, риск-менеджмента, участником крупных инвестиционных проектов, а также из числа финансовых экспертов, предоставляющее заключение по экономической (маркетинговой) экспертизе для оценки коммерческой привлекательности проекта и обоснованности заявленных финансово-экономических показателей;
30) индекс Хирша (h-индекс) - наукометрический показатель, являющийся количественной характеристикой продуктивности учҰного, группы учҰных, научной организации или страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.
3. ГНТЭ осуществляется в целях подготовки аналитической оценки научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации РННТД, а также заявок на финансирование фундаментальных научных исследований, на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности заключений экспертов.
4. Объектами ГНТЭ являются:
1) научные, научно-технические проекты и программы;
2) научно-исследовательские работы, выдвинутые на соискание Государственной премии в области науки и техники;
3) заявки на финансирование фундаментальных научных исследований;
4) итоговые (промежуточные) отчеты о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового и программно-целевого финансирования, итоговые (промежуточные) отчеты проектов научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования;
5) заявки для подтверждения расходов на осуществление научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ.
5. Объектом экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности являются проекты коммерциализации РННТД.
6. Организацию работ по проведению ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации РННТД, а также заявок на финансирование фундаментальных научных исследований, предлагаемых к финансированию из государственного бюджета, и (или) средств субъектов предпринимательства, физических и (или) юридических лиц, по обращению заказчика осуществляет Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (далее – Организатор).
7. ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ, проектов коммерциализации РННТД, а также заявок на финансирование фундаментальных научных исследований, подлежащих финансированию из государственного бюджета, и (или) средств субъектов предпринимательства, физических и (или) юридических лиц, проводится компетентными казахстанскими и зарубежными экспертами, основными задачами которых являются:
1) экспертная оценка объектов с учетом научной новизны, предлагаемого научно-технического уровня, актуальности, перспективности, степени разработанности научных, научно-технических проектов и программ;
2) оценка соответствия научных, научно-технических проектов и программ мировому уровню научных, технических и технологических знаний, тенденциям и приоритетам научно-технического прогресса;
3) оценка возможностей достижения целей научных, научно-технических проектов и программ посредством планируемых операций, необходимости и достаточности предполагаемых затрат труда, материальных ресурсов;
4) объективное и комплексное рассмотрение результатов реализации научных, научно-технических проектов и программ (отчетов) по содержательному, организационному, материальному, информационному обеспечению проведения научных исследований, сравнение полученных результатов с заявленными целями;
5) оценка значимости объектов ГНТЭ;
6) оценка обоснованности объема финансирования, запрашиваемого заявителем для реализации научных, научно-технических проектов и программ;
7) оценка предполагаемой работы, направленной на практическое применение РННТД, включая результаты интеллектуальной деятельности, перспективы вывода на рынок новых или усовершенствованных товаров, процессов и услуг, направленных на извлечение дохода, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования.
8. Организатор осуществляет обеспечение единства администрирования, независимости, прозрачности и публичности результатов экспертизы объектов ГНТЭ и проектов коммерциализации РННТД.
Глава 2. Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы научных, научно-технических проектов и программ
9. Заказчик направляет организатору заявки на проведение ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое или программно-целевое финансирование, а также на финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования за счет средств бюджета и (или) средств субъектов предпринимательства, физических и (или) юридических лиц, в соответствии с установленным законодательством, согласно Правилам базового и программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности, грантового финансирования научной и (или) научно-технической деятельности и коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования (далее – Правила финансирования), утвержденными уполномоченным органом в области науки, в соответствии с подпунктом 19) статьи 6 Закона и Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы, утвержденными уполномоченным органом в области науки в соответствии с подпунктом 11) статьи 6 Закона, через АИС организатора в течение 3 (три) рабочих дней после истечения срока приема заявок на конкурс.
Для объектов ГНТЭ, представленных в рамках программно-целевого финансирования, заказчик также представляет перечень дополнительных критериев оценки с указанием вопросов и индикаторов мониторинга результативности проводимых научных исследований.
10. Заявки, за исключением заявок на финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, со дня их поступления от заказчика проверяются организатором на соблюдение:
1) соответствия оформления заявки согласно конкурсной документации;
2) отсутствие научного руководителя проектов и программ в открытом реестре недобросовестных экспертов, руководителей проектов и программ.
Научный руководитель, присутствующий в указанном реестре, отстраняется от участия в качестве научного руководителя в последующих конкурсах до достижения ожидаемых результатов, подтверждением чего является решение соответствующего ННС (о достижении результатов уведомляется уполномоченный орган и организатор), но не более чем на 3 года.
3) отсутствие фактов дублирования темы, цели и задачи объекта ГНТЭ с ранее одобренными к финансированию, либо одновременно поданными объектами ГНТЭ;
4) наличие у участника конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование необходимых документов для участия в конкурсе;
5) соответствия научного руководителя конкурсной документации;
6) соответствия ожидаемых результатов конкурсной документации.
11. Организатор через информационную систему направляет заявителю на доработку заявки, не соответствующие пункту 10 настоящих Правил, с указанием всех замечаний.
При несоответствии подпункту 5) пункта 10 настоящих Правил заявитель заменяет научного руководителя согласно конкурсной документации.
12. Заявитель направляет доработанную заявку через информационную систему организатора в течение 3 (три) рабочих дней со дня направления организатором на доработку заявки.
После получения доработанных заявок, организатор производит их проверку на устранение ранее указанных замечаний, при не устранении ранее указанных замечаний и обнаружение новых несоответствий, организатор возвращает заявки заявителю в течение 3 (три) рабочих дней.
Организатор возвращает заявки, не соответствующие пункту 10 настоящих Правил, заказчику в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня их поступления от заказчика.
Заказчик в течение 10 (десять) рабочих дней со дня их возврата от организатора публикует на своем интернет-ресурсе перечень возвращенных заявок от организатора.
13. Организатор:
1) организует работу по проведению ГНТЭ путем направления каждого объекта ГНТЭ для проведения ГНТЭ экспертам либо эксперту, в зависимости от объекта ГНТЭ, путем проведения комиссионной (комплексной) экспертизы;
2) обеспечивает качественный и объективный подбор состава казахстанских и (или) зарубежных экспертов для проведения ГНТЭ в соответствии с их специализацией и особенностями объектов ГНТЭ;
3) обеспечивает назначение экспертов, соответствующих требованиям настоящих Правил, из автоматизированной базы данных Организатора методом случайной выборки с соблюдением требований по аффилированности, указанных в пункте 26 Правил;
4) производит отбор:
двух зарубежных экспертов и одного казахстанского эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов и программ в рамках конкурса, а также заявок на финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования (наличие обоснованного отсутствия казахстанских экспертов в области исследования объекта ГНТЭ, соответствующих настоящим Правилам, допускает привлечение третьего зарубежного эксперта);
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной (комплексной) экспертизы для проведения ГНТЭ итоговых (промежуточных) отчетов проектов по грантовому финансированию и программ по программно-целевому финансированию, а также проектов научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования (наличие обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования отчетов, соответствующих настоящим Правилам, допускает привлечение соответственно одного либо двух, либо трех зарубежных экспертов);
трех казахстанских экспертов для проведения ГНТЭ работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники (наличие обоснованного отсутствия одного либо двух, либо трех казахстанских экспертов в области исследования работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники, соответствующих настоящим Правилам, допускает привлечение соответственно одного либо двух, либо трех зарубежных экспертов);
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, служебную информацию ограниченного распространения, программ в рамках программно-целевого финансирования вне конкурсных процедур на проведение прикладных научных исследований в сфере национальной безопасности и обороны, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, с соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных секретах;
трех казахстанских экспертов либо путем комиссионной и (или) комплексной экспертизы для проведения ГНТЭ научных и научно-технических проектов и программ по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны;
одного эксперта для оценки обоснованности запрашиваемого объема финансирования проектов и программ;
одного зарубежного эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов со сроком реализации не более 12 (двенадцать) месяцев;
одного казахстанского эксперта для проведения ГНТЭ научных, научно-технических проектов по приоритетному направлению науки в области национальной безопасности и обороны и (или) содержащих сведения, составляющие государственные секреты, а также служебную информацию ограниченного распространения, с соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных секретах со сроком реализации не более 12 (двенадцать) месяцев;
5) формирует банк данных электронных версий объектов ГНТЭ и базу данных по объектам ГНТЭ, поданным на финансирование из средств государственного бюджета, поступившим от заказчика для проведения ГНТЭ и осуществляет системную проверку и обработку данных объектов ГНТЭ;
6) осуществляет методическое и организационно-техническое обеспечение ГНТЭ, в том числе путем формирования автоматизированных баз данных казахстанских и зарубежных экспертов и заключения договоров с экспертами об оказании услуг по проведению ГНТЭ;
7) направляет заключения ГНТЭ и заключение эксперта по оценке обоснованности запрашиваемой суммы финансирования научных, научно-технических проектов и программ (отчетов), а также заключения экспертов технологической, экономической (маркетинговой) экспертизы проектов коммерциализации РННТД в национальные научные советы;
8) проводит оценку результатов выполненных научных, научно-технических проектов и программ (отчетов), а также проектов коммерциализации РННТД.
14. Эксперты включаются в базу данных казахстанских и зарубежных экспертов организатора после заключения договора.
Эксперты проверяются на предмет их соответствия подпунктам 6), 7), 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14) пункта 2 настоящих Правил.
Отбор для формирования базы данных казахстанских и зарубежных экспертов производится с использованием международных баз данных Web of Science (Clarivate Analytics) (Вэб оф Сайнс (Кларивэйт Аналитикс) и Scopus (Elsevier) (Скопус (Эльзевир), а также аналитических инструментов InCites (Clarivate Analytics) (Инсайт (Кларивэйт Аналитикс), SciVal (Elsevier) (Сайвал (Эльзевир) и Publons (Clarivate Analytics) (Паблонс (Кларивэйт Аналитикс), на основе наукометрических показателей в соответствии с их специализацией и особенностями научных, научно-технических проектов и программ, а также проектов коммерциализации РННТД, кандидатуры которых представляются ведущими зарубежными университетами, научно-исследовательскими учреждениями, национальными академиями наук и научными сообществами.
Эксперты проводят ГНТЭ и экспертизу проектов коммерциализации РННТД на принципах независимости, объективности, компетентности, комплексности, достоверности, полноты и обоснованности экспертных заключений.
Договор с экспертом содержит условия о сроках проведения экспертизы, конфиденциальности сведений об объектах ГНТЭ, обеспечивающей сохранение коммерческой тайны представленных на экспертизу материалов, соблюдении экспертом принципов и норм научной этики и гарантирует конфиденциальность сведений об эксперте.
Сведения о расторжении договоров по инициативе эксперта без обоснования отказа вносятся в автоматизированную базу данных казахстанских и зарубежных экспертов.
Нарушение экспертом договорных условий и (или) принципов проведения ГНТЭ, установленных настоящими Правилами является основанием для исключения организатором его из автоматизированной базы данных.
При проведении ГНТЭ по заявкам, поданным на конкурс грантового или программно-целевого финансирования, подбор и назначение экспертов по каждому проекту проводятся через автоматизированную информационную систему методом случайной выборки.
15. Организация и сроки проведения ГНТЭ проектов и программ включают следующие этапы:
1) подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более семи рабочих дней после проведения проверки заявок организатором на соблюдение пункта 10 настоящих Правил;
2) проведение ГНТЭ – не более двадцати рабочих дней со дня заключения договора с экспертом;
3) оценка обоснованности запрашиваемой суммы финансирования – не более семи рабочих дней после завершения ГНТЭ;
4) проведение ГНТЭ одной заявки – не более семи календарных дней.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение трех рабочих дней после его окончания.
Организация и проведение экспертизы научных и научно-технических проектов и программ, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, а также служебную информацию ограниченного распространения, проводятся с соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. Подбор состава экспертов осуществляется из числа казахстанских экспертов без учета индекса Хирша, имеющих соответствующий доступ для работы с проектами и программами, составляющими государственные секреты.
16. Организация и сроки проведения ГНТЭ заявок на финансирование научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, включают следующие этапы:
1) проведение ГНТЭ, в том числе подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более 10 (десять) рабочих дней со дня заключения договора с экспертом;
2) оценка обоснованности суммы запрашиваемого финансирования – не более 3 (три) рабочих дней после завершения ГНТЭ.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение 1 (один) рабочего дня после его окончания.
17. Организация и сроки проведения ГНТЭ научно-исследовательских работ, выдвинутых на соискание Государственной премии в области науки и техники, включают следующие этапы:
1) подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более семи рабочих дней со дня получения работ от заказчика;
2) проведение ГНТЭ – не более двадцати рабочих дней со дня заключения договора с экспертом.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение трех рабочих дней после его окончания.
18. Организация и сроки проведения ГНТЭ по итоговым (промежуточным) отчетам о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового и программно-целевого финансирования, по итоговым (промежуточным) отчетам проектов научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, включают следующие этапы:
1) подбор экспертов и заключение с ними договоров об оказании услуг по проведению ГНТЭ – не более пяти рабочих дней со дня получения отчетов от заказчика;
2) проведение ГНТЭ – не более пятнадцати рабочих дней со дня заключения договора с экспертом.
Организатор опубликовывает на своем интернет-ресурсе информацию о завершении каждого этапа в течение трех рабочих дней после его окончания.
Организация и проведение экспертизы итоговых (промежуточных) отчетов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, а также служебную информацию ограниченного распространения, проводятся с соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных секретах. Подбор состава экспертов осуществляется из числа казахстанских экспертов без учета индекса Хирша, имеющих соответствующий доступ для работы с итоговыми (промежуточными) отчетами, составляющими государственные секреты.
19. Оценка обоснованности суммы запрашиваемого финансирования по заявкам составляется по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, без проставления баллов.
Заключение эксперта по объекту ГНТЭ составляется по формам согласно приложениям 3, 4, 5, 6, 7, 8 или 9 к настоящим Правилам, в зависимости от объекта ГНТЭ, проектов научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования.
В заключении эксперта по каждому критерию оценки экспертом выставляется балл согласно системе экспертных оценок для объектов ГНТЭ, указанных в приложении 10 к настоящим Правилам.
При проведении комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ образуется экспертная группа. Из членов экспертной группы избирается председатель и определяется секретарь заседания экспертной группы. Заседание экспертной группы проводится в очной форме и (или) посредством онлайн-конференций. Комплексная (комиссионная) экспертиза проводится при участии не менее трех и не более пятнадцати экспертов в зависимости от объема материалов, представленных для экспертизы. По результатам комплексной (комиссионной) экспертизы объекта ГНТЭ составляется заключение эксперта по формам, согласно приложениям 7 или 8 к настоящим Правилам, в зависимости от объекта ГНТЭ.
20. Результатом ГНТЭ объектов ГНТЭ, представленных на грантовое и программно-целевое финансирование, заявок научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования за счет средств государственного бюджета по обращению заказчика, является заключение ГНТЭ.
Организатор на основе результата ГНТЭ составляет ранжированный список заявок в произвольной форме, поданных на конкурс грантового или программно-целевого финансирования, а также заявок научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, о финансировании научных, научно-технических проектов и программ, с указанием в нем заявленных сумм финансирования.
По заявкам, набравшим балл ниже порогового балла ГНТЭ, организатор возвращает заявку с результатами ГНТЭ (с указанием балла ГНТЭ) заявителям (научному руководителю) через интернет-ресурс организатора после завершения ГНТЭ в течение трех рабочих дней.
Заявки, набравшие пороговый балл ГНТЭ и выше, направляются эксперту для оценки обоснованности суммы запрашиваемого финансирования вместе с результатами ГНТЭ (без указания балла ГНТЭ) в течение трех рабочих дней после завершения ГНТЭ.
21. Результаты оценки обоснованности суммы запрашиваемого финансирования заявки вместе с результатами ГНТЭ (без указания балла ГНТЭ) направляются в соответствующие национальные научные советы (далее – ННС) в течение двух рабочих дней.
По завершении рассмотрения ННС заявок организатор определяет суммарный балл для каждой из заявок путем сложения балла согласно заключению ГНТЭ и балла оценочного листа, определенного ННС.
Организатор составляет ранжированный список заявок, начиная с наивысшего общего балла "сверху вниз" по каждому приоритетному направлению, и направляет его в соответствующие ННС для принятия решения в течение двух рабочих дней.
22. Организатор направляет заключение ГНТЭ заказчику по научно-исследовательским работам, выдвинутым на соискание Государственной премии в области науки и техники.
23. Организатор направляет заключение ГНТЭ соответствующим ННС по итоговым (промежуточным) отчетам о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках программно-целевого финансирования, а также отчеты государственных научных организаций и научных организаций со стопроцентным участием государства, включенных в перечень научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования.
Организатор направляет заключение ГНТЭ соответствующим ННС по итоговым отчетам о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового финансирования.
Промежуточный отчет о научной и (или) научно-технической деятельности в рамках грантового финансирования проводится организатором в виде мониторинга реализации и результативности научных, научно-технических проектов, результаты которого направляются соответствующим ННС.
24. Организатор публикует на своем интернет-ресурсе:
1) ИРН, итоговые баллы на основе заключения ГНТЭ по объектам ГНТЭ, получившим балл ниже порогового балла ГНТЭ, в рамках конкурса на грантовое или программно-целевое финансирование, а также заявок научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования за счет средств государственного бюджета, в течение 3 (три) рабочих дней после проведения ГНТЭ в рамках указанного конкурса;
2) общий анализ о привлечении казахстанских и зарубежных экспертов с указанием среднего индекса Хирша по организациям и странам ежегодно в конце года, за исключением информации касательно казахстанских экспертов, привлеченных для проведения ГНТЭ объектов, содержащих сведения, составляющие государственные секреты и служебную информацию ограниченного распространения;
3) индексы Хирша экспертов, привлеченных к проведению ГНТЭ по научным, научно-техническим проектам и программам, проектам научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования, которые направляются научному руководителю и заявителю через интернет-ресурс организатора после завершения ГНТЭ.
25. С момента представления объекта ГНТЭ на ГНТЭ до рассмотрения ННС заявители, научные руководители и (или) эксперты:
1) реагируют на факты нарушения научной этики, норм биоэтики, принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
2) представляют объективные, полные и достоверные сведения;
3) не искажают процесс и результаты научной и (или) научно-технической деятельности;
4) не совершают действия (бездействие), которые влекут нарушение прав интеллектуальной собственности или нанесение ущерба научно-исследовательской деятельности сторонних лиц.
Эксперт не проводит ГНТЭ конкретного научного проекта и (или) программы при:
1) наличии личной или финансовой заинтересованности в результате одобрения или отклонения заявки;
2) наличии совместных публикаций с исполнителем научного проекта и (или) программы, включая соавторство за последние пять лет, непосредственного участия при подготовке заявки, планирования совместных публикаций по результатам исследования и применения этих результатов в течение последних 5 (пять) лет;
3) непосредственном руководстве над исполнителем научного проекта и (или) программы, нахождения в его подчинении или оказания ему консультационных услуг в течение последних 5 (пять) лет;
4) нахождении в браке (супружестве) или близком родстве с исполнителем научного проекта и (или) программы;
5) нахождении в близком родстве с родителями, супругом (супругой) исполнителя научного проекта и (или) программы;
6) членстве в ННС;
7) участии эксперта в качестве научного руководителя проекта или программы, диссертационной работы;
8) участии в качестве научного руководителя проекта или программы, диссертационной работы эксперта.
Не допускаются факты нарушений научной этики, установленные подпунктом 10) пункта 2 настоящих Правил. При наличии фактов нарушения научной этики предоставляются доказательства, обоснования, в том числе с применением технических средств и привлечением независимых специалистов, специализация которых соответствует объекту ГНТЭ.
Глава 3. Порядок организации и проведения государственной научно-технической экспертизы проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности
26. Экспертиза проектов коммерциализации РННТД, участвующих в конкурсе, включает технологическую и экономическую (маркетинговую) экспертизы.
27. Экспертиза проектов проводится казахстанскими и зарубежными экспертами, привлекаемыми для проведения экспертизы проектов коммерциализации РННТД, на основании заключенных организатором с каждым экспертом договоров в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил.
28. Комплексная экспертиза предусмотрена для заявок по 3 (три) или более отраслям экономики. При проведении комплексной экспертизы проекта образуется экспертная группа в составе от трех до девяти экспертов (в нечетном количестве).
29. Организатор организует проведение технологической и экономической (маркетинговой) экспертизы заявок, соответствующих конкурсной документации, в срок не позднее 45 (сорок пять) календарных дней со дня завершения проверки заявок на соответствие конкурсной документации согласно Правилам финансирования.
30. Организатор:
1) формирует базу данных казахстанских и зарубежных экспертов для проведения экспертизы проектов коммерциализации РННТД;
2) на постоянной основе пополняет (обновляет) сформированную базу данных казахстанских и зарубежных экспертов;
3) формирует банк данных электронных версий заявок, поступивших на конкурс;
4) для каждой заявки, в зависимости от приоритетного сектора экономики, в рамках которой представлена заявка, подбирает экспертов из базы данных;
5) направляет электронные версии заявок для проведения ТЭ не менее чем двум (казахстанским и (или) зарубежным) экспертам либо экспертной группе для проведения комплексной экспертизы;
6) направляет электронные версии заявок для проведения ЭМЭ не менее чем двум казахстанским экспертам либо экспертной группе для проведения комплексной экспертизы.
31. Заключение эксперта (комплексное заключение экспертов) по ТЭ проекта составляется по форме согласно приложению 11 к настоящим Правилам.
32. Заключение эксперта (комплексное заключение экспертов) по ЭМЭ проекта составляется по форме согласно приложению 12 к настоящим Правилам.
33. В заключении эксперта по каждому критерию оценки казахстанским и (или) зарубежным экспертами выставляется балл по системе экспертных оценок проекта коммерциализации РННТД по форме согласно приложению 10 к настоящим Правилам.
34. Организатор на основе заключений ТЭ и ЭМЭ формирует сводные заключения экспертизы по каждому проекту с итоговыми баллами по форме, согласно приложению 13 к настоящим Правилам, и направляет их в уполномоченный орган в течение 4 (четыре) календарных дней.
35. Организатор в течение 3 (три) календарных дней после получения сводных заключений экспертизы проектов передает сводные заключения экспертизы в ННС для принятия решения о финансировании или об отказе в финансировании проекта коммерциализации РННТД.
Приложение 1 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение государственной научно-технической экспертизы
_____________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ п/п | Наименование критериев оценки |
Средний балл | Комментарии всех экспертов с ответами на наводящие вопросы | ||
Эксперт 1 | Эксперт 2 | Эксперт 3 | |||
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
Средний балл Государственной научно-технической экспертизы: |
Организатор __________________________________
Дата передачи
в Национальный научный совет __________________
Приложение 2 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта по оценке обоснованности запрашиваемой суммы
в рамках заявок на грантовое и программно-целевое финансирование,
заявок государственных научных организаций и научных организаций
со стопроцентным участием государства, включенных в перечень организаций,
осуществляющих фундаментальные научные исследования
________________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ | Наименование статьи расходов | Запрашиваемая сумма | Стоимость расходов на основании позиции экспертов Государственной научно-технической экспертизы |
Комментарии эксперта по обоснованности суммы | ||
*Эксперт 1 | *Эксперт 2 | *Эксперт 3 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | "Оплата труда (включая налоги и остальные обязательные платежи в бюджет)"** | |||||
2 | Служебные командировки** | |||||
3 | "Научно-организационное сопровождение, услуги и работы" ** | |||||
4 | Приобретение материалов (для физических и юридических лиц), приобретение оборудования и (или) программного обеспечения (для юридических лиц) | |||||
5 | Расходы на аренду, эксплуатационные расходы оборудования и техники, используемых для реализации исследований | |||||
6 | Итого сумма к финансированию проекта или программы, рекомендуемая экспертом по оценке обоснованности запрашиваемой суммы |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта по оценке обоснованности
запрашиваемой суммы ______________________________________________
* - 3, 4 графы заполняются на основании позиции экспертов Государственной
научно-технической экспертизы, приведенной в заключениях экспертов
по Государственной научно-технической экспертизы,
согласно приложениям 3, 4 и 5 настоящих Правил.
** - стоимость расходов на основании цен (на момент проведения оценки)
Приложение 3 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта на заявку в рамках грантового финансирования
______________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ п/п | Наименование критерия оценки | Оценка эксперта | Показатель | Балл по критерию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Новизна, актуальность и перспективность проекта |
Новизна и актуальность предлагаемого научно-технического уровня проекта (не более 200 слов) Насколько новыми являются гипотезы, идеи и ожидаемые результаты исследования? | (от 0 до 3) | |
Необходимость, актуальность предлагаемого научно-технического уровня и степень разработанности проекта для развития науки (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
2. | Качество и реализуемость исследовательского плана |
Качество исследовательского плана (не более 150 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество методологии исследований (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |||
Достижимость результатов | (от 0 до 3) | |||
3. | Ожидаемые результаты и их значимость |
Результативность и эффективность проекта (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Значимость и применимость ожидаемых результатов (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
4 | Компетентность и научный задел исследовательской группы |
Научный уровень и задел научный руководителя проекта (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество исследовательской группы (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |||
Наличие ресурсов и доступ к инфраструктуре (не более 300 слов) | (от 0 до 3) | |||
5 | Междисциплинарность проекта |
(не более 100 слов) | ||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки | |||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | |||
Соответствие приоритетному направлению |
(не более 100 слов) | |||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | |||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) | |||
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта ______________________________________ |
Приложение 4 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта на заявку в рамках программно-целевого финансирования
___________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ п/п | Наименование критерия оценки | Оценка эксперта | Показатель | Балл по критерию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Новизна, актуальность и перспективность программы |
Новизна и актуальность предлагаемого научно-технического уровня программы (не более 200 слов) | (от 0 до 6) | |
2. |
Компетентность и задел руководителя и исследовательской группы |
Компетентность и задел руководителя (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |
Качество и научный уровень исследовательского плана (не более 350 слов) | (от 0 до 6) | |||
Качество исследовательской инфраструктуры для реализации плана (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
3 | Достижимость и качество ожидаемых результатов |
Достижимость и качество прямых результатов (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |
Достижимость конечных результатов (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
4 | Междисциплинарность программы |
(не более 100 слов) | ||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки. | |||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | |||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | |||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) | |||
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта |
Приложение 5 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта на заявку в рамках программно-целевого финансирования
вне конкурсных процедур на проведение прикладных научных исследований
в сфере национальной безопасности и обороны, содержащих сведения,
составляющие государственные секреты
_________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ п/п | Наименование критериев оценки | Общий балл | Показатель | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1. | Новизна, актуальность и перспективность программы |
Новизна и актуальность предлагаемого научно-технического уровня программы (не более 200 слов) | (от 0 до 6 баллов) | ||
2. | Инновационность исследовательского плана |
(не более 150 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||||
3. | Качество и реализуемость исследовательского плана |
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||
(не более 250 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||||
4. | Значимость и применимость ожидаемых результатов |
(не более 150 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||
(не более 300 слов) | (от 0 до 6 баллов) | ||||
5. | Компетентность заявителя и качество исследовательской среды |
(не более 150 слов) | (от 0 до 2 баллов) | ||
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||||
(не более 300 слов) | (от 0 до 3 баллов) | ||||
(до 50 слов, учитываются только зарубежные ученые, имеющие индекс Хирша не менее 10) | (от 0 до 1 балла) | ||||
6. | Междисциплинарность исследований |
(до 100 слов) | |||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки. | ||||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | ||||
Соответствие приоритетному направлению |
(не более 100 слов) | ||||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | ||||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) | ||||
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта _________________________________ |
Приложение 6 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Экспертное заключение по заявке на финансирование научных организаций,
осуществляющих фундаментальные научные исследования
_________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
№ п/п | Наименование критерия оценки | Оценка эксперта | Показатель | Балл по критерию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Новизна и актуальность исследований |
Актуальность исследований (не более 200 слов) | (от 0 до 3) | |
Актуальность исследований для развития науки (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
2. | Качество и реализуемость исследовательского плана |
Качество исследовательского плана (не более 150 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество методологии исследований | (от 0 до 3) | |||
Достижимость результатов | (от 0 до 3) | |||
3. | Ожидаемые результаты и их значимость |
Результативность и эффективность исследований (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Значимость и применимость ожидаемых результатов (не более 300 слов) | (от 0 до 6) | |||
4. | Компетентность и научный задел исследовательской группы |
Научный уровень и задел руководителя и соруководителей исследований (не более 250 слов) | (от 0 до 3) | |
Качество исследовательской группы | (от 0 до 3) | |||
Наличие ресурсов и доступ к инфраструктуре (не более 300 слов) | (от 0 до 3) | |||
5. | Междисциплинарность исследований |
(не более 100 слов) | ||
Итоговый балл | Сумма общих баллов по всем вышеуказанным критериям оценки. | |||
Обоснованность запрашиваемого финансирования |
(не более 250 слов) | |||
Соответствие приоритетному направлению |
(не более 100 слов) | |||
Сильные стороны |
(не более 150 слов) | |||
Слабые стороны |
(не более 150 слов) |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта
__________________________________ __________
Приложение 7 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта по промежуточному отчету в рамках программно-целевого
финансирования научных исследований, ежегодному отчету государственных научных
организаций и научных организаций со стопроцентным участием государства,
включенных в перечень организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования №
___________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
Наименование критериев оценки |
Балл | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1. | Качество управления программой | Является ли состав исследовательской группы обоснованным по количеству и компетентности для решения задач программы? Используется ли приобретенное оборудование для проведения исследований? Привлекаются ли к выполнению программы молодые исследователи, как было запланировано в заявке? Насколько научно обоснованы и доказаны основные выводы по результатам исследований? Являются ли они новыми и важными для последующей публикации в виде статей в ведущих международных журналах или для применения в практической сфере? | |
2. | Оценка качества применяемой методологии для научных исследований | Оцените научную обоснованность и соответствие применяемой методологии специфике исследований. Позволяют ли применяемые методы проверить выдвинутые гипотезы и достичь цели программы? Являются ли они наиболее эффективными, позволяют ли получить достоверные данные? Проводятся ли эксперименты в нескольких параллелях с последующей статистической обработкой данных, включающей расчет стандартных отклонений, вероятность верности нулевой гипотезы? Отложены ли планки погрешностей на экспериментально полученных графиках? Соответствуют ли применяемые методы нормам и принципам научной этики? | |
3. | Оценка достижения поставленных в программе задач, а также их эффективности и результативности |
Реализация задач проекта/программы проводится согласно ранее утвержденному исследовательскому плану? (с опережением, с обоснованными изменениями, необоснованно отклоняется от плана). Есть ли сомнения в том, что программа не достигнет поставленной цели? Необходимо ли в связи с этим прекратить финансировать данную программу? | |
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта
_________________________________________________________________
Для комплексной/комиссионной экспертизы
Председатель экспертной группы ____________________________________
Секретарь экспертной группы _______________________________________
Члены экспертной группы __________________________________________
Приложение 8 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта по итоговому отчету в рамках грантового
или программно-целевого финансирования научных исследований, итоговому отчету
государственных научных организаций и научных организаций со стопроцентным
участием государства, включенных в перечень организаций, осуществляющих
фундаментальные научные исследования
__________________________________________________________________
(Индивидуальный регистрационный номер
и наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
Наименование критериев оценки |
Балл | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1. | Новизна полученных результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
2. | Уровень научной проработки |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
3. | Перспективность использования результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
4. | Завершенность результатов |
(7-9 баллов) | |
(4-6 баллов) | |||
(0-3 балла) | |||
Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта___________________________
Для комплексной/комиссионной экспертизы
Председатель экспертной группы ___________________________________________
Секретарь экспертной группы ______________________________________________
Члены экспертной группы _________________________________________________
Дата составления _________________________________________________________
Приложение 9 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение эксперта по работе, выдвигаемой на соискание
Государственной премии Республики Казахстан в области науки и техники
___________________________________________________________________
(наименование объекта Государственной научно-технической экспертизы)
Наименование критериев оценки |
Балл | Комментарии эксперта/экспертной группы | |
1. | Степень научной новизны полученных результатов с мировым уровнем, актуальность проведенных исследований | ||
2. | Оценка применяемой методологии для научных исследований | ||
3. | Оценка научной и практической значимости основных результатов исследований | ||
4. | Оценка вклада работы в развитие науки и техники | ||
5. | Итоговый балл (сумма баллов по критериям оценки) | ||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта _____________________________
Приложение 10 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Система экспертных оценок для промежуточных отчетов и работ,
выдвигаемых на соискание Государственной премии Республики Казахстан
в области науки и техники, и проекта коммерциализации результатов научной
и (или) научно-технической деятельности
Пороговая оценка | Балл | Оценка | Описание оценок с указанием сильных и слабых сторон |
Высокая | 9 | Исключительно | Без слабых сторон |
8 | Выдающееся | С пренебрежительными слабыми сторонами | |
7 | Отлично | С некоторыми незначительными слабыми сторонами | |
Средняя | 6 | Очень хорошо | С многочисленными незначительными слабыми сторонами |
5 | Хорошо | С некоторыми сильными сторонами и умеренными слабыми сторонами | |
4 | Удовлетворительно | С некоторыми сильными сторонами, но с одной значительной слабой стороной | |
Низкая | 3 | Слабо | С незначительными сильными сторонами и многочисленными слабыми сторонами |
2 | Неудовлетворительно | Без сильных сторон и значительными слабыми сторонами | |
1 | Крайне неудовлетворительно | Без сильных сторон | |
0 | Отсутствует |
* Определение пороговой оценки (высокий, средний, низкий)
производить в соответствии с со следующими значениями балла:
высокий – 28-36;
средний – 16-24;
низкий - 12 и ниже.
Приложение 11 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение (комплексное) экспертов технологической экспертизы по проекту
"______________________________________________"
№ п/п | Наименование критериев оценки |
Баллы |
Комментарии эксперта |
1. Актуальность | |||
1.1 | Оценка степени важности реализации проекта для мировой экономики | ||
1.2 | Оценка степени важности реализации проекта для национальной экономики | ||
1.3 | Оценка соответствия проектов коммерциализации РННТД тенденциям и приоритетам научно-технического прогресса | ||
Средний балл по критерию 1 | |||
2. Научно-технический потенциал проекта | |||
2.1 | Степени научно-технической новизны, перспективности, разработанности проекта | ||
2.2 | Сравнительная оценка продукта (услуги) с существующими аналогами на рынке | ||
2.3 | Технологическая (техническая) реализуемость мероприятий для достижения поставленной цели проекта | ||
Средний балл по критерию 2 | |||
3. Готовность проекта к коммерциализации | |||
3.1 | Оценка возможностей достижения цели проекта коммерциализации РННТД посредством планируемых мероприятий | ||
3.2 | Достаточность компетенции команды для реализации проекта | ||
3.3 | Оценка материально-технической базы, на которой планируется реализация проекта | ||
Средний балл по критерию 3 | |||
4. Оценка технических и производственных рисков | |||
4.1 | Технические риски, связанные с внедрением технического/ технологического решения, включая невозможность технической реализации | ||
4.2 | Производственные риски, связанные с организацией производства, включая отсутствие необходимой сырьевой базы, выявление экологических проблем | ||
Средний балл по критерию 4 | |||
Итоговый балл (сумма средних баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта ___________________
Дата экспертизы _________________________________________________
Приложение 12 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Заключение (комплексное) экспертов экономической (маркетинговой) экспертизы по проекту
"___________________________________________________"
№ п/п | Наименование критериев оценки |
Баллы |
Комментарии эксперта |
1. Маркетинговые исследования | |||
1.1 | Востребованность бизнесом предлагаемых для коммерциализации РННТД | ||
1.2 | Наличие заинтересованных потенциальных потребителей продукта/услуги | ||
1.3 | Качество проработки целевого рынка для продаж продукта/услуг, идентифицированные по географическому, секторальному и признакам, влияющим на реализацию | ||
1.4 | Наличие подтвержденных данных по объему рынка (в пределах Казахстана и мирового рынка) | ||
1.5 | Конкурентные преимущества продукции или услуг по сравнению с существующими аналогами | ||
Средний балл по критерию 1 | |||
2. Экономические показатели проекта | |||
2.1 | Оценка бизнес-модели проекта | ||
2.2 | Обоснованность представленных экономических показателей, в том числе обоснованность себестоимости и реализационной цены предлагаемого продукта/услуги | ||
2.3 | Обоснованность привлечения предлагаемого количества членов команды | ||
2.4 | Доступность сырья, материалов | ||
Средний балл по критерию 2 | |||
3. Финансовый план реализации проекта | |||
3.1 | Обоснованность запрашиваемого объема финансирования проекта | ||
3.2 | Оценка сметы расходов по реализации проекта | ||
Средний балл по критерию 3 | |||
4. Наличие софинансирования | |||
4.1 | Наличие софинансирования (за каждые 3 % софинансирования выставляется 1 балл, при этом максимальный балл 9) | ||
Средний балл по критерию 4 | |||
Итоговый балл (сумма средних баллов по критериям оценки) | |||
Сильные стороны | |||
Слабые стороны | |||
Рекомендуемая сумма к финансированию проекта |
Фамилия, имя, отчество (при его наличии) эксперта ___________________
Дата экспертизы _________________________________________________
Приложение 13 к Правилам организации и проведения государственной научно-технической экспертизы |
|
Форма |
Сводное заключение экспертизы по проекту _______________________________
№ | Наименование критериев оценки |
Средний балл | Комментарии экспертов | |
1 эксперт | 2 эксперт | |||
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
Сильные стороны | ||||
Слабые стороны | ||||
Рекомендуемая сумма к финансированию проекта | ||||
Итоговый балл |
Организатор _____________________
Дата экспертизы __________________