В соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона Республики "О теплоэнергетике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила субсидирования затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.
2. Признать утратившими силу приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 2 сентября 2019 года № 296 "Об утверждении Правил субсидирования затрат организаций в сфере производства тепловой энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по модернизации систем энергоснабжения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 19333).
3. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;
3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
исполняющий обязанности Министра энергетики Республики Казахстан |
Б. Ильяс |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
Утверждены приказом исполняющий обязанности Министра энергетики Республики Казахстан от 6 декабря 2024 года № 442 |
Правила субсидирования затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила субсидирования затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 11) статьи 5 Закона Республики Казахстан "О теплоэнергетике" и определяют порядок субсидирования затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) бюджетная заявка – совокупность документов, составляемых администратором бюджетных программ на очередной плановый период для обоснования объемов расходов;
2) администратор местной бюджетной программы – акимат области, города республиканского значения, столицы;
3) инвестиционная программа – план мероприятий по вложению и возврату средств, направляемых на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов субъекта естественной монополии с целью получения технико-экономического и (или) экологического эффектов, выражаемых в достижении целевых показателей инвестиционной программы или сохранении показателей деятельности субъекта естественной монополии на существующем уровне.
4) администратор республиканской бюджетной программы –уполномоченный орган в области теплоэнергетики;
5) получатель субсидии – субъект теплоснабжения, являющийся субъектом естественной монополии;
6) субсидирование – предоставление невозвратных платежей из республиканского бюджета получателю субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов международных финансовых организаций;
7) комиссия по рассмотрению заявок на субсидирование (далее – комиссия) – постоянно действующий консультативно-совещательный орган, образуемый в целях определения целесообразности реализации предложений получателя субсидии, по выработке предложений и рекомендаций по вопросу заключения трехстороннего соглашения (договора) и предоставлению бюджетных средств администраторам местных бюджетных программ на субсидирование затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;
8) тарифная смета – перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах естественных монополий (далее – уполномоченный орган в сфере естественных монополий);
9) трехстороннее соглашение (договор) – соглашение (договор), заключаемое между администратором республиканской бюджетной программы, международной финансовой организацией и администратором местной бюджетной программы или получателем субсидии о реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;
10) международная финансовая организация (далее – МФО) – международная финансовая организация, осуществляющая предоставление финансовой или технической помощи Правительству Республики Казахстан в виде внешнего займа и (или) гранта, юридическим лицам в виде займа и/или кредита, кредитных линий, гранта, технической помощи.;
Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан в областях теплоэнергетики и естественных монополий.
Глава 2. Порядок субсидирования затрат субъектов теплоснабжения на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов
Параграф 1. Условия получения субсидий
3. Субсидирование осуществляется путем предоставления целевых трансфертов администраторам местных бюджетных программ для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.
4. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих критериев:
1) получатель субсидии – субъект теплоснабжения, являющийся субъектом естественной монополии;
2) наличие у получателя субсидии договора о реализации инвестиционного проекта с МФО (далее – кредитный договор);
3) наличие трехстороннего соглашения (договора);
4) экономическая и социальная эффективность инвестиционного проекта и реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционным проектом (социально-экономические показатели, в том числе улучшение качества предоставляемых услуг, увеличение количества подключаемых потребителей, создание рабочих мест (временных, постоянных), снижение износа и аварийности систем теплоснабжения, сокращение дебиторской задолженности от потребителей, своевременное исполнение обязательств по уплате налогов, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс);
5) отсутствие у получателя субсидий средств на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО;
6) отсутствие или недостаточность затрат, предусмотренных в утвержденных тарифных сметах на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу.
5. Предоставление субсидии производится на основании документов, указанных в пункте 14 настоящих Правил.
6. Получатель субсидии:
1) обеспечивает предоставление достоверных и обоснованных расчетов;
2) использует средства только на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО.
3) обеспечивает подачу заявки в территориальное подразделение уполномоченного органа в сфере естественных монополий на утверждение тарифа по истечении срока его действия с приложением тарифной сметы, предусматривающей расходы на погашение и обслуживание займа МФО в течение срока займа.
7. Субсидии не предоставляются на возмещение затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, а также на цели участия в уставном капитале, покрытие убытков хозяйственной деятельности и налоговых обязательств получателя субсидий.
8. Размер выделяемых субсидий на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов, определяется как разница между затратами ранее утвержденной уполномоченным органом в сфере естественных монополий тарифной сметы и предварительно согласованной с уполномоченным органом в сфере естественных монополий тарифной сметы.
При отсутствии в тарифных сметах средств на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта), то размер субсидии определяется на уровне предусмотренных затрат на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта) получателя субсидии.
При этом, общий объем выделяемых субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО не может превышать сумму основного долга по займу международной финансовой организации.
9. При утверждении уполномоченным органом в сфере естественных монополий тарифной сметы, предусматривающей затраты на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, влияющие на уменьшение необходимого объема субсидий, ранее одобренная сумма субсидий пересматривается на основании заявки, поданной получателем субсидий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Параграф 2. Порядок предоставления субсидий
10. Для предоставления субсидии администратор республиканской бюджетной программы создает комиссию из представителей структурных подразделений администратора республиканской бюджетной программы, администратора местной бюджетной программы, заинтересованных государственных органов, а также независимые наблюдатели, включая представителей общественного совета администратора республиканской бюджетной программы, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, в составе не менее 7 (семи) человек.
Председателем комиссии является руководитель администратора республиканской бюджетной программы.
Секретарь комиссии определяется из числа сотрудников администратора республиканской бюджетной программы. Секретарь комиссии не является ее членом.
Секретарь комиссии осуществляет заседания комиссии, по согласованию с председателем, определяет место, дату и время проведения заседания, извещает членов комиссии о предстоящем заседании предоставляет членам комиссии материалы, необходимые для проведения заседания.
Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.
Член комиссии не участвует в заседании, если у него имеется прямая или косвенная заинтересованность и подлежит отводу (самоотводу).
Решение о самоотводе (отводе) члена комиссии принимается комиссией в письменной форме большинством голосов ее членов, участвующих в заседаниях и оглашается в присутствии члена комиссии.
11. Получатель субсидии направляет сопроводительное письмо с предложением о реализации проекта по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующего актива и созданию новых активов администратору республиканской бюджетной программы.
Администратор республиканской бюджетной программы в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента регистрации письма от получателя субсидии, выносит предложение получателя субсидии на рассмотрение комиссии, которая в течение 10 (десяти) рабочих дней проводит объективную и всестороннюю оценку данного предложения, и путем большинства голосов присутствующих членов комиссии выносит рекомендации о целесообразности реализации данного предложения.
12. По итогам заседания комиссии, сроком не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня вынесения предложения получателя субсидии на рассмотрение комиссии, оформляется протокол с положительной или отрицательной рекомендацией (в произвольной форме).
13. С учетом рекомендаций комиссии, администратор республиканской бюджетной программы не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня оформления протокола заседания комиссии, формирует положительное или отрицательное решение, и направляет ответ в письменной форме получателю субсидии.
14. На основании положительного решения администратора республиканской бюджетной программы получатель субсидии направляет администратору местной бюджетной программы заявку на получение субсидии, включающую следующие документы:
1) сопроводительное письмо получателя субсидии за подписью первого руководителя (в произвольной форме);
2) пояснительная записка о необходимости предоставления субсидии (с информацией о проводимой работе с МФО, анализом величины тарифа на услуги в случае выделения (не выделения) субсидии согласованная с уполномоченным органом в сфере естественных монополий;
3) проект трехстороннего соглашения (договор);
4) проект кредитного договора (с графиком погашения);
5) проектно-сметная документация с заключением комплексной вневедомственной экспертизы;
6) технико-экономическое обоснование с заключением комплексной вневедомственной экспертизы;
7) копия приказа об утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги по теплоснабжению;
8) расчеты по обслуживанию процентной ставки вознаграждения по основному долгу на соответствующий период, согласованный с МФО;
9) копии приказов ранее утвержденных тарифов и тарифных смет;
10) копии приказов утвержденных инвестиционных программ (при наличии);
11) отчет об исполнении тарифных смет;
12) справка об отсутствии или наличии просроченной задолженности перед банками-кредиторами. Дата выдачи справки должна быть не более чем за три месяца на момент предоставления документа;
13) справка соответствующего налогового органа заемщика об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам и социальным отчислениям. Дата выдачи справки должна быть не более чем за три месяца на момент предоставления документа;
Получатель субсидии, подлежащий обязательному аудиту в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", предоставляет аудиторский отчет финансовой отчетности за последние 3 (три) года.
Вышеперечисленные документы прошиваются, пронумеровываются и подписываются руководителем получателя субсидии (или лицом его замещающим).
При этом документы, указанные в подпунктах 1), 2) и 7) настоящего пункта, подписываются первым руководителем (или лицом его замещающим) и главным бухгалтером получателя субсидии.
15. Администратор местной бюджетной программы с момента регистрации заявки на получение субсидии, направленной получателем субсидии, в течение 10 (десяти) рабочих дней проверяет представленный пакет документов, указанный в пункте 14 настоящих Правил, регистрирует заявку на получение субсидии и направляет администратору республиканской бюджетной программы не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения заявки на получение субсидии.
При предоставлении получателем субсидии неполного пакета документов и (или) предоставлении недостоверной информации, администратор местной бюджетной программы не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня окончания срока рассмотрения пакета документов в письменной форме возвращает заявку на получение субсидии получателю субсидии с указанием причин возврата для полного устранения замечаний.
16. При предоставлении получателем субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней полного пакета документов с учетом замечаний администратора местной бюджетной программы, с момента извещения администратором местной бюджетной программы о неполноте представленных документов и (или) предоставления недостоверной информации, администратор местной бюджетной программы принимает пакет документов, повторно формирует заявку на получение субсидии и направляет администратору республиканской бюджетной программы в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента устранения замечаний.
При не предоставлении получателем субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней пакета документов с устранением замечаний администратора местной бюджетной программы, с момента извещения администратором местной бюджетной программы о неполноте представленных документов и (или) недостоверности представленных документов, администратор местной бюджетной программы прекращает рассмотрение заявки на получение субсидии.
В соответствии со статьей 73 Административно-процедурно процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК) администратор местной бюджетной программы предоставляет возможность получателю субсидии выразить свою позицию (заслушивание) к предварительному решению об отказе в рассмотрении заявки, о котором получатель субсидии уведомляется не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до принятия решения.
Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 АППК РК.
17. Администратор республиканской бюджетной программы в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента регистрации заявки на получение субсидии, направленной администратором местной бюджетной программы, выносит соответствующую заявку на рассмотрение комиссии.
18. Комиссия в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней проводит объективную и всестороннюю оценку расчетов получателей субсидии, рассчитывает возможность субсидирования процентной ставки МФО за счет средств республиканского бюджета и путем большинства голосов присутствующих членов комиссии выносит рекомендации о целесообразности заключения трехстороннего соглашения (договора).
По итогам заседания комиссии, оформляется протокол с положительной или отрицательной рекомендацией (в произвольной форме).
19. При несоответствии расчетов получателя субсидий, подтверждающих необходимую сумму субсидии на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, администратор республиканской бюджетной программы в течение 3 (трех) рабочих дней с даты формирования протокола заседания комиссии направляет уведомление получателю субсидии в письменной форме с указанием причин возврата, для полного устранения замечаний. Получатель субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления уведомления устраняет замечания и вносит администратору республиканской бюджетной программы документы для повторного рассмотрения расчетов в порядке, установленном пунктами 17 и 18 настоящих Правил.
20. При не устранении замечаний комиссии, не внесении или нарушении сроков внесения документов на повторное рассмотрение комиссией в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, комиссией прекращается рассмотрение расчетов получателя субсидии, с оформлением соответствующего протокола с отрицательными рекомендациями.
21. С учетом рекомендаций комиссии, администратор республиканской бюджетной программы не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня оформления протокола заседания комиссии формирует положительное или предварительное отрицательное решение.
22. При положительном решении администратор республиканской бюджетной программы:
в течение 3 (трех) рабочих дней с момента оформления решения, направляет уведомление, о готовности заключения трехстороннего соглашения (договора) с администратором местной бюджетной программы или получателем субсидии и МФО о реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов, получателю субсидии и администратору местной бюджетной программы в письменной форме с приложением копии протокола заседания комиссии;
в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня направления уведомления получателю субсидии и администратору местной бюджетной программы, формирует бюджетную заявку и направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию.
23. При предварительном отрицательном решении администратор республиканской бюджетной программы в соответствии со статьей 73 АППК РК, предоставляет возможность получателю субсидии выразить свою позицию (заслушивание) к предварительному отрицательному решению о котором получателю субсидии направляется уведомление в течение 3 (трех) рабочих дней со дня формирования предварительного отрицательного решения, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до принятия отрицательного решения.
Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 АППК РК.
По итогам заслушивания:
при принятии положительного решения, администратор республиканской бюджетной программы принимает меры, предусмотренные пунктом 22 настоящих Правил;
при принятии отрицательного решения в течение 3 (трех) рабочих дней со дня завершения заслушивания к предварительному отрицательному решению, администратор республиканской бюджетной программы направляет уведомление получателю субсидии и администратору бюджетной программы в письменной форме.
24. Основанием отрицательного решения в выдаче субсидии, при наличии положительного решения комиссии является отсутствие финансирования затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидий, в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.
25. При отсутствии финансирования затрат на выделение субсидии на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидии, в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период, администратор республиканской бюджетной программы в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию уведомляет получателя субсидии и администратора местной бюджетной программы в письменной форме.
26. Предоставление средств администратору республиканской бюджетной программы осуществляется в рамках соответствующей бюджетной программы в пределах средств, утвержденных Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.
27. Администратор республиканской бюджетной программы направляет средства в виде целевых трансфертов администратору местной бюджетной программы для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО.
28. Администратор местной бюджетной программы производит выплату субсидии в соответствии с договором субсидирования на основании расчетов получателя субсидии, утвержденных первым руководителем (или лицом его замещающим) на соответствующий период, согласованных с МФО и счетов оплаты МФО.
При неиспользовании или неполном использовании в истекшем финансовом году бюджетных средств, администратор местной бюджетной программы обеспечивает возврат неиспользованной части бюджетных средств в вышестоящий бюджет.
29. Получатель субсидии при получении субсидии от администратора местной бюджетной программы производит оплату МФО в сроки, указанные в счете оплаты МФО.
30. Отчетность по целевому использованию выделенных субсидий осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 630 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14613).