Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 15 "Об утверждении Правил равного доступа к ключевой мощности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28495) следующее изменение:
Правила равного доступа к ключевой мощности, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту топливно-энергетического комплекса Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан |
М. Омаров |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан
"СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан
Приложение к приказу Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 26 декабря 2024 года № 8 |
Правила равного доступа к ключевой мощности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила равного доступа к ключевой мощности (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 176-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок предоставления равного доступа субъектам рынка к ключевой мощности.
2. В Правилах применяются следующие понятия:
1) ключевая мощность – товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение (далее – обладатель ключевой мощности), без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара на соответствующем или смежном товарном рынке;
2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;
3) единый оператор по поставке нефтепродуктов – юридическое лицо, определяемое уполномоченным органом в сфере производства нефтепродуктов, основным предметом деятельности которого является обеспечение Вооруженных Сил Республики Казахстан, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области государственного материального резерва нефтепродуктами, а также предоставление им услуг по хранению и доставке нефтепродуктов.
3. Равный доступ к ключевой мощности предоставляется на рыночных условиях.
4. Непредоставление равного доступа к ключевой мощности в соответствии со статьей 174 Кодекса является злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, которое влечет ответственность, установленную частью 3-1 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
5. В случае выявления ключевой мощности в рамках проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган размещает на своем интернет-ресурсе заключение по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее – заключение) и перечень обладателей ключевой мощности (далее – перечень).
Перечень включает полное наименование товарного рынка, субъекта рынка, обладателя ключевой мощности.
Обладатель ключевой мощности определяется с учетом требований статьи 165 Кодекса.
6. В течение пяти календарных дней с даты размещения заключения и перечня антимонопольный орган направляет субъекту рынка письменное уведомление о признании его обладателем ключевой мощности.
7. Обладатель ключевой мощности по истечении шестидесяти календарных дней со дня получения уведомления приводит свою деятельность в соответствие с Правилами.
8. В случае необходимости дополнительных временных затрат обладатель ключевой мощности обращается в антимонопольный орган с мотивированным заявлением о продлении срока, указанного в пункте 7 Правил.
9. Решение о продлении срока или об отказе в продлении принимается антимонопольным органом в течение тридцати календарных дней с момента получения мотивированного заявления с учетом обоснованности необходимых временных затрат.
Антимонопольный орган приостанавливает срок рассмотрения мотивированного заявления для получения дополнительной информации в части приведения деятельности в соответствие с Правилами, но не более чем на пятнадцать календарных дней, с извещением обладателя ключевой мощности в течение пяти календарных дней со дня приостановления мотивированного заявления.
Глава 2. Порядок предоставления равного доступа к ключевой мощности
10. Предоставление равного доступа к ключевой мощности осуществляется в следующей последовательности:
1) подача субъектом рынка обладателю ключевой мощности заявки о предоставлении доступа к ключевой мощности (далее – заявка);
2) рассмотрение заявки обладателем ключевой мощности;
3) выдача результата рассмотрения заявки обладателем ключевой мощности;
4) заключение договора.
11. Обладатель ключевой мощности ежегодно не позднее чем за 2 (два) месяца до начала приема заявок размещает на своем интернет-ресурсе график приема заявок (далее – график) с указанием почтового адреса, адреса электронной почты, а также контактных данных структурного подразделения, ответственного за прием заявок.
При отсутствии интернет-ресурса у обладателя ключевой мощности информация размещается на интернет-ресурсе антимонопольного органа.
Обладатель ключевой мощности предоставляют антимонопольному органу доступ к информационной системе в части распределения и удовлетворения заявок по запросу государственного органа.
Информационная система обладателя ключевой мощности содержит личный кабинет для каждого получателя доступа к ключевой мощности.
Срок приема заявок составляет не менее одного месяца.
12. Для получения доступа к ключевой мощности субъект рынка направляет обладателю ключевой мощности заявку в бумажной или электронной форме, в которой указываются существенные условия предоставления доступа, запрашиваемые субъектом рынка.
13. Заявка принимается обладателем ключевой мощности независимо от заявленных условий доступа к ключевой мощности.
14. Прием заявок и выдача результатов их рассмотрения осуществляется обладателем ключевой мощности соответственно в бумажной или электронной форме.
15. Заявки, рассматриваются обладателем ключевой мощности в порядке убывающей приоритетности:
1) заявки субъектов рынка, использующих ключевую мощность для производства и (или) реализации другого товара;
2) заявки субъектов рынка, имеющих инфраструктуру хранения для соответствующей ключевой мощности;
3) заявки иных субъектов рынка.
Заявки, поданные вне графика, рассматриваются после рассмотрения заявок, поданных в соответствии с графиком.
16. Заявки, поданные в соответствии с графиком, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней после окончания срока приема заявок.
Заявки, поданные вне графика, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней со дня их поступления.
17. По результатам рассмотрения обладателем ключевой мощности принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявки субъекта рынка на запрашиваемых им условиях;
2) о предоставлении доступа к ключевой мощности на условиях, предлагаемых обладателем ключевой мощности;
3) об отказе в удовлетворении заявки с обоснованием причины отказа.
18. Если для удовлетворения заявок, поданных в соответствии с графиком, свободного объема ключевой мощности недостаточно, заявки удовлетворяются пропорционально запрашиваемым объемам, но не более 50 (пятидесяти) процентов от общего объема ключевой мощности одному субъекту рынка.
Информация о наличии свободного объема ключевой мощности, их стоимости, условиях доступа размещается на интернет-ресурсе обладателя ключевой мощности.
19. В случае, указанном в подпункте 1) пункта 17 Правил, а также при достижении согласия между субъектом рынка и обладателем ключевой мощности по условиям доступа к ключевой мощности между ними заключается соответствующий договор.
Договор заключается на срок до одного года включительно.
20. Основаниями для отказа в удовлетворении заявки являются:
1) отсутствие свободного объема ключевой мощности;
2) отсутствие инфраструктуры или иного имущества, необходимого для предоставления доступа.
21. В случае, указанном в подпункте 2) пункта 20 Правил к уведомлению об отказе в удовлетворении заявки кроме обоснования причины отказа также прилагаются технические условия.
При выполнении технических условий субъект рынка повторно подает заявку.
22. В случае несогласия с отказом субъект рынка обращается в антимонопольный орган для установления обоснованности отказа с приложением заявки и уведомления об отказе.
23. Антимонопольный орган по результатам обращения субъекта рынка сообщает о подтверждении обоснованности отказа обладателя ключевой мощности либо принимает меры в соответствии с Кодексом, о чем уведомляет субъекта рынка.
Если по результатам рассмотрения обращения субъекта рынка антимонопольным органом выявлены признаки злоупотребления обладателем ключевой мощности своим доминирующим или монопольным положением, выразившегося в непредставлении равного доступа к ключевой мощности, субъект рынка повторно подает заявку.
Глава 3. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов в рамках прямых поставок, вне товарных бирж (бензин, авиационное и дизельное топливо)
24. Обладателем ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов (далее – поставщик нефтепродуктов) в рамках прямых поставок (бензин, авиационное и дизельное топливо (далее - нефтепродукты) (далее – товарный рынок нефтепродуктов) признается производитель нефтепродуктов, поставщик нефти и (или) импортер, оптовый поставщик нефтепродуктов для целей дальнейшей реализации, занимающий доминирующее или монопольное положение.
25. Поставщик нефтепродуктов размещает на своем интернет-ресурсе:
1) публичный договор купли-продажи нефтепродуктов или каждого вида нефтепродукта в отдельности (далее – публичный договор);
2) цену за единицу нефтепродукта на предстоящий месяц поставки без налога на добавленную стоимость, а также стоимость доставки нефтепродуктов;
3) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к нефтепродуктам.
В случае приема заявок через электронную почту указывается точное наименование и адрес субъекта рынка.
26. Поставщик нефтепродуктов заключает договор с субъектом рынка в соответствии с публичным договором.
Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе поставщика нефтепродуктов.
В случае необходимости, поставщик нефтепродуктов вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.
27. Договор купли-продажи нефтепродуктов (далее – договор) заключается на срок до одного месяца включительно.
28. Заявки приобретателей нефтепродуктов принимаются поставщиком нефтепродуктов в период с 1 по 20 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки рассматриваются после получения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, но не позднее 25 числа текущего месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки, поступившие после 20 числа текущего месяца, рассматриваются в следующем месяце, за исключением случаев наличия свободного объема.
29. Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой поставщика нефтепродуктов.
Получение заявки через электронную почту подтверждается информационной системой поставщика нефтепродуктов путем автоматического уведомления отправителя заявки.
30. Минимальная и кратная норма объема реализации для заключения договора должна составлять вагонную норму.
31. Удовлетворение заявки на приобретение одного вида нефтепродукта не может быть обусловлено приобретением другого вида нефтепродукта.
32. В случае изменения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, договорные объемы нефтепродуктов корректируются.
33. Порядок распределения объемов нефтепродуктов между приобретателями нефтепродуктов осуществляется в следующей последовательности:
Бензины и дизельное топливо, за исключением распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ:
1) субъекты рынка для целей розничной реализации через стационарные автозаправочные станции, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;
2) субъекты рынка, владеющие на праве собственности или на иных законных основаниях базой нефтепродуктов и/или резервуаром на базе нефтепродуктов;
4) иные субъекты рынка.
Авиатопливо:
1) отечественные авиакомпании на объемы пассажирских перевозок во внутриреспубликанском сообщении, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;
2) отечественные авиакомпании на объемы грузовых перевозок во внутриреспубликанском сообщении;
3) розничный реализатор нефтепродуктов;
4) оптовый поставщик нефтепродуктов;
5) иные субъекты рынка.
34. Объемы нефтепродуктов, приобретенных в рамках ключевой мощности, не подлежат передаче и/или реализации третьим лицам для коммерческих отношений.
35. Поставщик нефтепродуктов в срок до 15 числа текущего месяца размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах поставки за прошедший период.
Глава 4. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на рынке хранения авиационного топлива на территории аэропортов
36. Аэропорт, занимающий доминирующее и/или монопольное положение на товарном рынке хранения авиатоплива, является обладателем ключевой мощности на рынке хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) на территории аэропорта (далее – аэропорт).
37. Аэропорт предоставляет услуги хранения авиатоплива в соответствии с публичным договором, заключенным с розничным реализатором нефтепродуктов, поставщиком нефти, производителем нефтепродуктов, импортером, оптовым поставщиком нефтепродуктов (далее – поставщик авиатоплива) в рамках гражданского законодательства Республики Казахстан.
Договор между аэропортом и поставщиком авиатоплива заключается при соблюдении и обеспечении авиационной безопасности на территории аэропорта.
38. Для заключения публичного договора с аэропортом, поставщик авиатоплива подает заявку с приложением:
1) договора о поставке авиатоплива между поставщиком авиатоплива и авиакомпанией;
2) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
3) сведения о запрашиваемых объемах хранения, в том числе сроки и объемы хранения;
4) паспорт качества авиатоплива;
5) документ, подтверждающий происхождение авиатоплива;
6) документ, подтверждающий наличие в собственности объемов авиатоплива, планируемого к хранению.
39. Объем услуг хранения, предоставляемый аэропортом поставщику авиатоплива, соответствует объему авиатоплива, достаточному для обеспечения авиаперелета авиакомпанией с использованием инфраструктуры аэропорта.
При этом неснижаемый объем хранения подтверждается договором, заключенным между авиакомпанией и поставщиком авиатоплива на срок до одного года включительно.
40. Условия, в том числе стоимость услуг (цена) хранения авиатоплива определяется аэропортом самостоятельно с учетом норм, указанных в статье 174 Кодекса.
41. Аэропорт размещает на своем интернет-ресурсе:
1) публичный договор;
2) стоимость услуг (цена) хранения авиатоплива;
3) сопутствующие расходы, связанные с услугой хранения авиатоплива с указанием стоимости;
4) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам хранения авиатоплива;
5) информацию о наличии свободных мощностей хранения авиатоплива за текущий годовой период.
42. Заявки поставщиков авиатоплива рассматриваются аэропортом ежемесячно, но не позднее 25 числа текущего месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки поставщиков авиатоплива принимаются аэропортом, в период с 1 по 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки, поступившие после 15 числа текущего месяца, рассматриваются в следующем месяце, за исключением случаев наличия свободного объема.
Подача заявки осуществляется в информационной системе аэропорта.
Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой аэропорта.
43. Аэропорт заключает договор с поставщиками авиатоплива в соответствии с публичным договором.
44. Аэропорт предоставляет доступ к инфраструктуре хранения объемов авиатоплива для обеспечения авиатопливом рейсов авиакомпаний по подтвержденным слотам.
45. Аэропорт в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 38 Правил и информирует поставщика авиатоплива о решении, направляя подписанный проект договора и/или указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.
46. Минимальная и кратная норма объема реализации для заключения договора должна составлять вагонную норму.
47. Порядок распределения объемов хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) осуществляется в следующей последовательности:
1) отечественные авиакомпании на объемы пассажирских перевозок во внутриреспубликанском сообщении, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;
2) отечественные авиакомпании на объемы грузовых перевозок во внутриреспубликанском сообщении;
3) поставщики авиатоплива.
48. Аэропорт в срок до 15 числа текущего месяца размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах хранения за прошедший период, а также информацию об условиях доступа.
Глава 5. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта и транзита
49. Оператор по магистральному нефтепроводу, занимающий монопольное положение на товарном рынке, является обладателем ключевой мощности на рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта и транзита (далее – оператор).
50. Оператор предоставляет отправителям нефти услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта, согласно утвержденного для недропользователей графика транспортировки нефти по магистральным трубопроводам.
51. Оператор размещает ежегодно не позднее чем за два месяца до начала планируемого периода на своем интернет-ресурсе:
1) публичный договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта (далее – публичный договор);
2) цену за транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта;
3) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам транспортировки по магистральным трубопроводам в целях экспорта;
4) информацию о наличии свободных объемов магистрального трубопроводам для экспорта.
52. Оператор заключает договор с отправителями нефти в соответствии с публичным договором.
Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе оператора.
В случае необходимости, оператор вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.
Договор транспортировки нефти по магистральному трубопроводу в целях экспорта заключается сроком на один год.
53. Заявка отправителя нефти принимается оператором в период с 5 по 25 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявка рассматривается после получения графика поставок нефти на внутренний рынок, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.
54. Время и дата получения заявки фиксируется информационной системой оператора.
55. Заявка отправителя нефти включает следующие документы:
1) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
2) объем транспортируемой нефти;
3) паспорт качества;
4) договор с получателем транспортируемой нефти.
56. Оператор в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 55 Правил и информирует заявителя о решении, направляя подписанный проект договора и (или) указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.
57. Оператор обеспечивает сохранность качества и количество нефти, при оказании услуги отправителю нефти, и сдает нефть в конце маршрута за вычетом технических потерь при транспортировке продукции в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе".
58. Оператор в срок до 25 числа текущего года размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах транспортированной нефти по магистральному трубопроводу на экспорт.
Глава 6. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности к услугам по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки
59. Производитель нефтепродуктов, занимающий доминирующее или монопольное положение на товарном рынке, является обладателем ключевой мощности на рынке услуг по переработке нефти (далее – производитель нефтепродуктов).
60. Производитель нефтепродуктов предоставляет доступ к услуге по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки в соответствии с графиком поставок сырой нефти и (или) газового конденсата для обеспечения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.
61. Производитель нефтепродуктов размещает на своем интернет-ресурсе:
1) публичный договор на оказание услуг по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки (далее – публичный договор);
2) тариф за переработку тонны нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
3) сопутствующие расходы, связанные с переработкой сырья с указанием стоимости;
4) информацию о плановых ремонтных работах;
5) номенклатуру производимых нефтепродуктов;
6) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
7) информацию о наличии свободных мощностей переработки за текущий годовой период.
Производителем нефтепродуктов прием заявок на заключение договора осуществляется посредством информационной системы.
62. Производитель нефтепродуктов заключает договор на оказание услуг по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки в соответствии с публичным договором.
Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе производителя нефтепродуктов.
В случае необходимости, производитель нефтепродуктов вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.
63. Заявка на услугу переработки нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки собственников нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, поставщиков нефти и недропользователей (далее – получатели услуг) принимается производителем нефтепродуктов до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявка получателей услуг рассматривается после получения графика поставок.
64. Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой производителя нефтепродуктов.
65. Заявка получателей услуг включает следующие документы:
1) документ, подтверждающий качество (паспорт качества) нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
2) документ, подтверждающий происхождение нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
3) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;
4) объем поставки нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки к переработке;
5) сведения о запрашиваемых объемах переработки, в том числе сроки и объемы переработки.
66. Производитель нефтепродуктов в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 65 Правил и информирует заявителя о решении, направляя подписанный проект договора и (или) указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.
67. Производитель нефтепродуктов в срок до 25 числа текущего года размещает на своем интернет-ресурсе информацию об объеме поставки нефти, фактических объемах переработки нефти и (или) газового конденсата, и продуктов переработки за предыдущий месяц.
68. Производитель нефтепродуктов обеспечивает цифровизацию данных по объемам оказанных услуг по переработке, в том числе по выработке и отгрузке нефтепродуктов.