В соответствии с Социальным кодексом Республики Казахстан, Законами Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", "О ветеранах", "О правовых актах" и постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 523 "Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан", маслихат Таласского района РЕШИЛ:
1. Утвердить прилагаемые Правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан в Таласском районе согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившим силу решение Таласского районного маслихата от 2 ноября 2023 года № 9-4 "Об утверждении Правил оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан по Таласскому району" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5112).
3. Настоящее решение вступает в силу со дня государственной регистрации в органах юстиции и вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель маслихата Таласского района | К. Садубаев |
приложение к решению | |
Маслихат Таласского района | |
от 6 декабря 2024 года № 31-3 |
Правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан по Таласскому району
1. Общие положения
Настоящие правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан по Таласскому району (далее – Правила) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2023 года № 523 "Типовые правила оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан" (далее–Типовые правила) и определяют порядок оказания социальной помощи, установления ее размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан.
2. Основные термины и понятия, которые используются в настоящих Правилах:
1) Государственная корпорация "Правительство для граждан" (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу "одного окна", обеспечения оказания государственных услуг в электронной форме;
2) специальная комиссия – комиссия, создаваемая решением акима Таласского района, по рассмотрению заявления лица (семьи), претендующего на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан;
3) социальная помощь – помощь, предоставляемая акиматом Таласского района (далее – МИО) в денежной или натуральной форме отдельным категориям нуждающихся граждан (далее – получатели), а также к праздничным дням и памятным датам;
4) уполномоченный орган по оказанию социальной помощи – коммунальное государственное учреждение "Отдел занятости и социальных программ акимата Таласского района" (далее - КГУ) осуществляющее оказание социальной помощи;
5) уполномоченная организация по выплате социальной помощи – банки второго уровня, организации, имеющие лицензии уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций на соответствующие виды банковских операций, территориальные подразделения акционерного общества "Казпочта";
6) прожиточный минимум – минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины;
7) среднедушевой доход – доля совокупного дохода семьи, приходящаяся на каждого члена семьи в месяц;
8) праздничные дни – дни национальных и государственных праздников Республики Казахстан;
9) праздничные даты (далее – памятные даты) – профессиональные и иные праздники Республики Казахстан;
10) уполномоченный государственный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере социальной защиты населения в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирование, контрольные функции за деятельностью Государственного фонда социального страхования;
11) участковая комиссия – специальная комиссия, создаваемая решением акима города или сельских округов для проведения обследования материального положения лиц (семей), обратившихся за адресной социальной помощью;
12) предельный размер – утвержденный максимальный размер социальной помощи;
13) сервис цифровых документов – объект информационно-коммуникационной инфраструктуры "электронного правительства", закрепленный за оператором и предназначенный для отображения и использования документов в электронном виде, сформированных на основании сведений из объектов информатизации;
14) веб-портал "электронное правительство" (далее – портал) – объект информатизации, представляющий собой "единое окно" доступа ко всей консолидированной правительственной информации, включая нормативную правовую базу, государственным и иным услугам, оказываемым в электронной форме;
15) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.
3. Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 4 статьи 71, пунктом 3 статьи 170, пунктом 3 статьи 229 Социального кодекса, подпунктом 2) пункта 1 статьи 10, подпунктом 2) пункта 1 статьи 11, подпунктом 2) пункта 1 статьи 12, подпунктом 2) статьи 13, статьей 17 Закона Республики Казахстан "О ветеранах", оказываются в порядке, определенном настоящими Типовыми правилами.
4. Социальная помощь предоставляется единовременно и (или) периодически (ежемесячно, ежеквартально, 1 раз в полугодие, 1 раз в год) постоянно проживающим гражданам на территории Таласского района.
5. Перечни праздничных дней и памятных дат для оказания социальной помощи, а также кратность оказания социальной помощи устанавливаются Таласским районным маслихатом по представлению акимата Таласского района.
2. Порядок определения перечня категорий получателей социальной помощи и установления размеров социальной помощи
6. Перечень категорий получателей, предельные размеры социальной помощи, сроки обращения за социальной помощью отдельным категориям нуждающихся граждан устанавливаются местными исполнительными органами и утверждаются решениями местных представительных органов.
Основаниями для отнесения граждан к категории нуждающихся являются:
1) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия;
2) причинение ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие пожара;
3) наличие социально значимого заболевания;
4) наличие среднедушевого дохода, не превышающего порога, установленного местными представительными органами, в кратном отношении к прожиточному минимуму;
5) сиротство, отсутствие родительского попечения;
6) неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
7) освобождение из мест лишения свободы, нахождение на учете службы пробации.
При причинении ущерба имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара социальная помощь оказывается по месту нахождения пострадавшего имущества независимо от места регистрации его собственника.
Перечень видов помощи по вышеуказанным основаниям для оказания социальной помощи и (или) проведения обследований материально-бытового положения лица (семьи) утверждается местными представительными органами.
Специальные комиссии при вынесении заключения о необходимости оказания социальной помощи руководствуются утвержденным местными представительными органами перечнем оснований для отнесения граждан к категории нуждающихся.
7. Периодическая социальная помощь к памятным датам и праздничным дням предоставляется один раз в год следующим категориям граждан:
ко Дню защитника Отечества–7 мая:
семьям военнослужащих, руководителей и рядовых сотрудников Министерства обороны, органов внутренних дел и государственной безопасности Союза ССР, погибших (умерших) при исполнении обязанностей по охране охраны общественного порядка в чрезвычайных ситуациях, связанных с антиобщественными явлениями в размере не менее 50 000 (пятидесяти) тысяч тенге один раз в год;
ко Дню Победы - 9 мая:
участникам Великой Отечественной войны, а именно военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии и флота в период Великой Отечественной войны, а также во время других боевых операций по защите бывшего Союза Советских Социалистических Республик (далее – Союза ССР), партизаны и подпольщики Великой Отечественной войны и лицам с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, а именно военнослужащие действующей армии и флота, партизаны и подпольщики Великой Отечественной войны, а также рабочие и служащие, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны на фронте, в районе военных действий, на прифронтовых участках железных дорог, сооружениях оборонительных рубежей, военно-морских баз и аэродромов – в размере не менее 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) один раз в год;
военнослужащим Советской Армии, Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности, лицам начальствующего и рядового состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств -в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии -в размере не менее 100 000 (ста тысяч) тенге один раз в год;
лицам вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах, учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо находившиеся в соответствующие периоды в городах, участие в обороне которых засчитывалось до 1 января 1998 года в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам, которые в период Великой Отечественной войны находились в составе частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии и флота, в качестве сыновей (воспитанников) полков и юнг - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам, принимавшим участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в годы Второй мировой войны на территории зарубежных стран в составе партизанских отрядов, подпольных групп и других антифашистских формирований- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
работникам специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации, Народного комиссариата рыбной промышленности бывшего Союза ССР, морского и речного флота, летно-подъемного состава Главсевморпути, которые в период Великой Отечественной войны были переведены на положение военнослужащих и выполняли задачи в интересах действующей армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов, оперативных зон флотов, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
гражданам, работавшим в период блокады в городе Ленинграде на предприятиях, в учреждениях и организациях города и награжденные медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Житель блокадного Ленинграда" - в размере не менее 60 000 (шестидесяти тысяч) тенге один раз в год;
несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны - в размере не менее 100 000 (ста тысяч) тенге один раз в год;
лицам начальствующего и рядового состава органов государственной безопасности бывшего Союза ССР и органов внутренних дел, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением служебных обязанностей в государствах, в которых велись боевые действия - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
рабочие и служащие соответствующих категорий, обслуживавшие действовавшие воинские контингенты в других странах и которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных в период ведения боевых действий-в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам из числа бойцов и командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, действовавших в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года на территории Украинской ССР, Белорусской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Эстонской ССР, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей в этих батальонах, взводах, отрядах - в размере не менее 60 000 (шестидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны-в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны-в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
семьи военнослужащих, партизан, подпольщиков, лиц погибших (пропавших без вести) или умерших в результате ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, исполнении иных обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте-в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
семьи погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, семьи погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда- в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге;
семьи военнослужащих, погибших (умерших) при прохождении воинской службы в мирное время- в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
супруга (супруг) умершего лица с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, или лица, приравненного по льготам к лицам с инвалидностью вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период Великой Отечественной войны, а также супруга (супруг) умершего участника Великой Отечественной войны, партизана, подпольщика, гражданина, награжденного медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда", признававшихся лицами с инвалидностью в результате общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением противоправных), которые не вступали в повторный брак-в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге одного раза в год;
рабочим и служащим, направлявшим на работу в Афганистан в период с 1 декабря 1979 года по декабрь 1989 года и другие страны, в которых велись боевые действия- в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим, которым инвалидность установлена вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР, исполнении иных обязанностей воинской службы в другие периоды, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также при прохождении воинской службы в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
рабочим и служащим Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, временно находившиеся на территории Афганистана и не входившие в состав ограниченного контингента советских войск - в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
семьям военнослужащих, погибших (пропавших без вести) или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, заболевания, полученных в период боевых действий в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия - в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим Республики Казахстан, выполнявшим задачи согласно межгосударственным договорам и соглашениям по усилению охраны границы Содружества Независимых Государств на таджикско-афганском участке в период с сентября 1992 года по февраль 2001 года- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге одного раза в год;
военнослужащим Республики Казахстан, принимавшим участие в качестве миротворцев в международной миротворческой операции в Ираке в период с августа 2003 года по октябрь 2008 года- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего Союза ССР, принимавшие участие в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе в период с 1986 по 1991 годы- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнообязанным, призывавшимся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим автомобильных батальонов, направлявшимся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
военнослужащим летного состава, совершавшим вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
рабочим и служащим, обслуживавшим советский воинский контингент в Афганистане, получившим ранения, контузии или увечья либо награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1988–1989 годах, эвакуированные (самостоятельно выехавшие) из зон отчуждения и отселения в Республику Казахстан, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии- в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции в 1986–1987 годах, других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, а также участвовавшие непосредственно в ядерных испытаниях - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
семьям лиц, погибших при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения - в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
семьям умерших вследствие лучевой болезни или умерших лиц с инвалидностью, а также граждан, смерть которых в установленном порядке связана с воздействием катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения и ядерных испытаний - в размере не менее 50 000 (пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
лицам, которым инвалидность установлена вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и других радиационных катастроф и аварий на объектах гражданского или военного назначения, ядерных испытаний, и их дети, инвалидность которых генетически связана с радиационным облучением одного из родителей- в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год;
Ко дню Независимости – 16 декабря:
жертвам политических репрессий за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане, за исключением лиц, осужденных за совершение умышленных убийств и посягательство на жизнь работника милиции, народного дружинника в этих событиях, в отношении которых сохраняется действующий порядок пересмотра уголовных дел, установленным Законом Республики Казахстан "О реабилитации жертв массовых политических репрессий" - в размере не менее 150 000 (сто пятидесяти тысяч) тенге один раз в год.
8. Социальная помощь оказывается один раз в год по обращениям:
1) При причинении ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия или пожара, единовременно до 300 (триста) месячных расчетных показателей с учетом среднедушевого дохода, не превшающего порога 20 (двадцатикратного) размера прожиточного минимума, срок обращения при наступлении трудной жизненной ситуации не позднее 6 (шести) месяцев с момента наступления данной ситуации;
2) Лицам, с онкологическими заболеваниями - в размере 25 (двадцати пяти) месячных расчетных показателей один раз в год с учетом среднедушевого дохода, не превышающего 3 (трехкратного) размера прожиточного минимума;
3) лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в размере 15 (пятнадцати) месячных расчетных показателей один раз в год при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1 (одного кратного) размера прожиточного минимума;
4) лицам (семьям), с учетом среднедушевого дохода, не превышающего 70% (семидесяти процентов) прожиточного минимума, единовременно в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) тенге, по следующим основаниям:
сиротство, отсутствие родительского попечения;
неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности.
5) гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, состоящим на учете службы пробации, в течение 3 (трех) месяцев, в специальных организациях образования для несовершеннолетних, в организациях образования особого режима, если доход не превышает 3 (трех) прожиточных минимумов, определенным специальной комиссией в размере 15 (пятнадцати) месячного расчетного показателя;
6) социальная помощь на санаторно-курортное лечение оказывается ветеранам Великой Отечественной войны, приравненным к ветеранам Великой Отечественной войны по льготам, ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам труда в случае отсутствия в индивидуальной программы абилитации и реабилитации на возмещение санаторно-курортного лечения на территорий Республики Казахстан, при представлении документов, подтверждающих расходы на санаторно-курортное лечение, без учета доходов единовременно один раз в год в размере 45 (сорока пяти) месячных расчетных показателей;
7) социальная помощь оказывается пенсионерам по возрасту в случае отсутствия индивидуальной программы абилитации и реабилитации на возмещение санаторно-курортного лечения на территорий Республики Казахстан, с учетом среднедушевого дохода, не превышающего порога 3 (трехкратного размера) прожиточного минимума, при представлении документов, подтверждающих расходы на санаторно-курортное лечение, единовременно один раз в год в размере 45 (сорока пяти месячных расчетных показателей;
8) получателям социальных выплат по уходу или индивидуальным помощникам лица с инвалидностью первой группы выбравшим путевку на санаторно-курортное лечение через Портал социальных услуг на основании программы абилитации и реабилитации, с учетом среднедушевого дохода, не превышающего порога трехкратного размера прожиточного минимума, единовременно один раз в год размере 70% (семидесяти процентов) от гарантированной суммы, предоставляемой в качестве возмещения стоимости санаторно-курортного лечения, определяемой уполномоченнным органом в области социальной защиты населения;
9) оплата расходов проезда, лицам прошедшим санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет личных средств. Для получения социальной помощи заявитель обращается в уполномоченный орган и дополнительно к перечню документов, предусмотренных пунктом 11 Типовых правил, прилагает документы, подтверждающие состоявшиеся расходы лица, связанные с сопровождением лица с инвалидностью первой группы на санаторно-курортное лечение.
10) Оплата расходов проезда сопровождающего, осуществляется за счет личных средств сопровождающего. Срок для обращения за единовременной социальной помощью составляет не позднее 3 (трех) месяцев, со дня наступления ситуации.
11) единовременная социальная помощь на газификацию жилья:
производится пенсионерам по возрасту, лицам, с инвалидностью, семьям, имеющим или воспитывающим детей с инвалидностью, неполным семьям, многодетным матерям и многодетным семьям получателям адресной социальной помощи, ветеранам боевых действий на территории других государств, опекунам или попечителям ребенка-сироты (детей-сирот) и ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, проживающим в частных жилых домах, подлежащих газификации являющимися его собственниками, либо членами семьи собственника, при отсутствии у них и членов семьи другого жилья и наличии среднедушевого доход, не превышающего порога 3 (трехкратного) размера прожиточного минимума.
Размер социальной помощи определяется исходя из фактических затрат заявителя, связанных с подведением и установкой газового оборудования, но не более 100 (ста) месячных расчетных показателей;
Для получения социальной помощи заявитель обращается в уполномоченный орган и дополнительно к перечню документов, предусмотренных пунктом 11 Типовых правил, прилагает акт и/или документ, подтверждающий расходы, связанные с установкой и подведением газового оборудования (копии чеков, квитанций, договор на оказание услуг) и справка об отсутствии (наличии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество.
9. Ежемесячная социальная помощь предоставляется:
родителям или законным представителям детей, лицам, больным с заболеванием туберкулез, в период амбулаторного лечения, со среднедушевым доходом в размере не превышающего 3 (трехкратного) прожиточного минимума ежемесячно в размере 15 (пятнадцати) месячного расчетного показателя;
родителям или законным представителям детей, инфицированных вирусным иммунодефицитом человека (ВИЧ), состоящих на диспансерном учете, или детям с ВИЧ, в размере 30 (тридцати) месячных расчетных показателей ежемесячно при условии, если среднедушевой доход семьи не превышает 3 (трехкратного) размер прожиточного минимума.
3. Порядок оказания социальной помощи
10. Социальная помощь к праздничным дням и памятным датам оказывается без истребования заявлений от получателей.
Категории получателей социальной помощи определяются местным исполнительным органом.
Списки получателей социальной помощи формируются на основании запроса в Государственную корпорацию либо иные организации, либо в электронном виде из информационных систем уполномоченного государственного органа.
11. Для получения социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан заявитель от себя или от имени семьи (или представитель по доверенности, выданной в соответствии со статьей 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан) обращается письменно в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или к акиму поселка, села, сельского округа, или в Государственную корпорацию с заявлением по форме согласно приложению 1 к Типовым правилам, или электронно на портал с заявлением по форме согласно приложению 1-1 к Типовым правилам.
При письменном обращении специалист, принимающий документы, формирует запросы в соответствующие информационные системы (далее – ИС) государственных органов и (или) организаций через шлюз "электронное правительство" по форме согласно приложению 1-2 к Типовым правилам.
При несоответствии (отсутствии) сведений в ИС заявителем к заявлению прилагаются следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации личности);
2) сведения о доходах лица (членов семьи) (для получения социальной помощи, которая назначается независимо от доходов лица (членов семьи), сведения о доходах лица (членов семьи) не предоставляются);
3) один из нижеперечисленных документов, подтверждающих факт наличия оснований для отнесения к категории нуждающихся:
документ, подтверждающий факт причиненного ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие стихийного бедствия;
документ, подтверждающий факт причиненного ущерба гражданину (семье) либо его имуществу вследствие пожара;
документ, подтверждающий факт наличия социально значимого заболевания;
документ, подтверждающий факт сиротства, отсутствия родительского попечения;
документ, подтверждающий факт неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;
документ, подтверждающий факт освобождения из мест лишения свободы, нахождения на учете службы пробации.
Документы представляются в подлинниках и копиях для сверки. После сверки подлинники документов возвращаются заявителю.
При представлении заявителем неполного пакета документов и (или) документов с истекшим сроком действия заявителю выдается расписка об отказе в приеме заявления на оказание социальной помощи по форме согласно приложению 1-3 к Типовым правилам.
При обращении заявителя за социальной помощью электронно посредством портала запрос в ИС государственных органов и (или) организаций для получения необходимых сведений осуществляется самим заявителем.
При этом заявитель удостоверяет своей ЭЦП электронное заявление и сведения, поступившие из ИС государственных органов и (или) организаций.
12. Поступившие заявления, в том числе электронные, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи регистрирует в день поступления в течение рабочего дня, а в случае поступления вне времени рабочего дня – в первый рабочий день после даты поступления заявления.
При поступлении заявления на оказание социальной помощи отдельным категориям нуждающихся граждан по основаниям, указанным в подпунктах 1), 2) и 4) пункта 8 Типовых правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или акимы поселка, села, сельского округа в течение 1 (один) рабочего дня направляют документы заявителя в участковую комиссию для проведения обследования материального положения лица (семьи).
13. Участковая комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения документов проводит обследование заявителя, по результатам которого составляет акт о материальном положении лица (семьи), подготавливает заключение о нуждаемости лица (семьи) в социальной помощи по формам, согласно приложениям 2, 3 к Типовым правилам, и направляет их в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
Аким территориального округа в течение 2 (два) рабочих дней со дня получения акта и заключения участковой комиссии направляет их с приложенными документами в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
14. В случае недостаточности документов для оказания социальной помощи, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи запрашивает в соответствующих органах сведения, необходимые для рассмотрения представленных для оказания социальной помощи документов.
15. В случае невозможности представления заявителем необходимых документов в связи с их порчей, утерей, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании социальной помощи на основании данных иных уполномоченных органов и организаций, имеющих соответствующие сведения.
16. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 1 (один) рабочего дня со дня поступления документов от участковой комиссии производит расчет среднедушевого дохода лица (семьи) в соответствии с законодательством Республики Казахстан и представляет полный пакет документов на рассмотрение специальной комиссии.
17. Специальная комиссия в течение 2 (два) рабочих дней со дня поступления документов выносит заключение о необходимости оказания социальной помощи, при положительном заключении указывает размер социальной помощи.
18. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение 8 (восемь) рабочих дней со дня регистрации документов заявителя на оказание социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи на основании принятых документов и заключения специальной комиссии о необходимости оказания социальной помощи.
В случаях, указанных в пунктах 15 и 16 Типовых правил, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании либо отказе в оказании социальной помощи в течение 20 (двадцать) рабочих дней со дня принятия документов от заявителя или акима поселка, села, сельского округа.
При выявлении оснований для отказа в оказании социальной помощи уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в срок не позднее трех рабочих дней до принятия решения уведомляет заявителя о предварительном решении об отказе, а также проведении заслушивания для предоставления возможности выражения позиции по предварительному решению.
Время и дата заслушивания устанавливаются уполномоченным органом по оказанию социальной помощи, которое проводится путем:
приглашения заявителя на заслушивание посредством видеоконференцсвязи или иных средств коммуникации;
использования информационных систем;
иных способов связи, позволяющих заявителю изложить свою позицию.
Заявитель вправе предоставить или высказать возражение к предварительному решению по административному делу в срок не позднее двух рабочих дней со дня его получения.
В случае устного выражения заявителем своего возражения, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи, должностное лицо ведут протокол заслушивания.
Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи, должностное лицо обязаны обеспечить заявителю возможность ознакомиться с протоколом заслушивания.
Заявитель в течение трех рабочих дней после ознакомления вправе представить свои замечания на протокол заслушивания.
По результатам рассмотрения замечаний уполномоченный орган по оказанию социальной помощи принимает решение об оказании (отказе в оказании) социальной помощи по форме согласно приложению 4 к Типовым правилам.
19. Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи направляет заявителю уведомление о принятом решении об оказании социальной помощи согласно приложению 5 к Типовым правилам (в случае отказа – согласно приложению 6 к Типовым правилам).
Если в заявлении на оказание социальной помощи указан номер мобильного телефона, зарегистрированного в базе мобильных граждан, уведомление об оказании социальной помощи (отказе в оказании) отправляется в автоматическом режиме посредством передачи sms-оповещения на мобильный телефон заявителя.
При отсутствии возможности отправки sms-оповещения на мобильный телефон заявителя уполномоченный орган по оказанию социальной помощи или Государственная корпорация распечатывают уведомление об оказании социальной помощи (отказе в оказании) и выдают его при личном обращении заявителю.
При подаче заявления посредством портала уведомление об оказании социальной помощи (отказе в оказании) в автоматическом режиме в течение одного рабочего дня со дня принятия решения отправляется в личный кабинет заявителя посредством портала.
20. Отказ в оказании социальной помощи осуществляется в случаях:
1) выявления недостоверных сведений, представленных заявителями;
2) отказа, уклонения заявителя от проведения обследования материального положения лица (семьи);
3) превышения размера среднедушевого дохода лица (семьи), установленного местными представительными органами порога для оказания социальной помощи;
4) получения из информационной системы уполномоченного государственного органа сведений, подтверждающих факты назначения, осуществления выплат, подачи заявления на назначение социальной помощи по данному основанию.
21.Финансирование расходов на предоставление социальной помощи осуществляется в пределах средств, предусмотренных бюджетом Таласского района на текущий финансовый год.
Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи переводит в Государственную корпорацию суммы социальной помощи.
Государственная корпорация перечисляет суммы социальной помощи, полученные от уполномоченного органа по оказанию социальной помощи, на банковские счета получателей социальной помощи.
22. Социальная помощь прекращается в случаях:
1) смерти получателя;
2) выезда получателя на постоянное проживание за пределы соответствующей административно-территориальной единицы;
3) направления получателя на проживание в государственные медико-социальные учреждения;
4) выявления недостоверных сведений, представленных заявителем;
5) выявления сведений об утрате оснований на оказание социальной помощи.
Подпункт 3) настоящего пункта не распространяется на выплату социальной помощи, назначенной по основаниям, указанным в подпунктах 1) и 2) пункта 8 Типовых правил.
Выплата социальной помощи по основаниям, указанным в подпунктах 1)-3) настоящего пункта, прекращается со следующего месяца после наступления указанных обстоятельств.
Выплата социальной помощи по основаниям, указанным в подпунктах 4) и 5) настоящего пункта, прекращается с даты наступления указанных обстоятельств.
23. Излишне выплаченные суммы социальной помощи подлежат возврату в добровольном порядке, неправомерно полученные суммы подлежат возврату в добровольном или в судебном порядке.
24. Мониторинг и учет предоставления социальной помощи проводит уполномоченный орган по оказанию социальной помощи с использованием базы данных автоматизированной информационной системы "Е-Собес".
25. Для формирования категорий получателей на выплату социальной помощи к памятным датам и праздничным дням уполномоченным органом по оказанию социальной помощи инициируется запрос в информационные системы уполномоченного государственного органа на получение данных граждан, являющихся (активных) получателями пенсий и пособий.
Сведения по получателям пенсий и пособий на оказание социальной помощи формируются по форме согласно приложению 7 к Типовым правилам.
26. Процесс осуществления выплаты социальной помощи через Государственную корпорацию инициируется уполномоченным органом по оказанию социальной помощи при принятии им решения об оказании социальной помощи через информационные системы уполномоченного государственного органа.
27. На основании принятого уполномоченным органом по оказанию социальной помощи решения об оказании социальной помощи Государственная корпорация формирует потребность в бюджетных средствах на выплату социальной помощи:
по единовременным выплатам – ежедневно;
по ежемесячным и ежеквартальным выплатам – к 29 числу месяца, предшествующего месяцу выплаты.
28. После формирования потребности Государственная корпорация не позднее следующего рабочего дня направляет заявку о сумме потребности на выплату социальной помощи в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи.
Уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение двух рабочих дней после поступления заявки о сумме потребности на выплату социальной помощи перечисляет в Государственную корпорацию денежные средства в пределах сумм, предусмотренных заявкой о сумме потребности на выплату социальной помощи.
По заявкам о суммах потребности на выплату социальной помощи, поступившим 27 числа месяца, уполномоченный орган по оказанию социальной помощи перечисляет денежные средства в Государственную корпорацию не ранее первого числа месяца выплаты.
29. Государственная корпорация в течение двух рабочих дней после поступления трансфертов формирует в соответствии с графиком выплаты платежные поручения и осуществляет выплату на банковские счета получателей.
30. При возврате суммы социальной помощи из уполномоченной организации по выплате социальной помощи уполномоченный орган по оказанию социальной помощи в течение трех рабочих дней, следующих за днем получения сведений из уполномоченной организации по выплате социальной помощи, вносит соответствующие изменения в информационную систему.
31. Государственная корпорация не позднее последнего рабочего дня текущего месяца переводит в уполномоченный орган по оказанию социальной помощи излишне зачисленные (выплаченные) суммы социальной помощи, поступившие на счет Государственной корпорации.
32. Оплата банковских услуг, связанных с выплатой социальной помощи, осуществляется за счет средств местных бюджетов на основании договора, заключаемого между Государственной корпорацией и уполномоченным органом по оказанию социальной помощи.