Об утверждении Правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Туркестанской области

Новый

Постановление акимата Туркестанской области от 6 сентября 2024 года № 181. Зарегистрировано в Департаменте юстиции Туркестанской области 9 сентября 2024 года № 6584-13

      В соответствии с подпунктом 17-10) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий", приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 "Об утверждении Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19123), акимат Туркестанской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Туркестанской области согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя акима области.

      3. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Аким Туркестанской области Д. Сатыбалды

  Приложение к постановлению
акимата Туркестанской области
от 6 сентября 2024 года № 181

Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Туркестанской области

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары в Туркестанской области (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 17-10) пункта 2 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий" (далее – Закон), Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 280 "Об утверждении Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары" (зарегистрировано на Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 19123) (далее – Типовые правила), и определяют порядок реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров – оперативный запас продовольственных товаров, созданный для оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок и обеспечения продовольственной безопасности на территории области;

      2) освежение регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров до истечения сроков их хранения или возврат продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года;

      3) использование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – реализация продовольственных товаров из регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров с целью проведения товарных интервенций и освежения регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров;

      4) формирование регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров – закупочные интервенции, размещение и хранение продовольственных товаров в региональном стабилизационном фонде продовольственных товаров;

      5) сельскохозяйственный товаропроизводитель (далее –сельхозтоваропроизводитель) – физическое или юридическое лицо, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции;

      6) закупочные интервенции – мероприятия по приобретению специализированными организациями социально значимых продовольственных товаров при снижении цен на территории областей, городов республиканского значения, столицы, введении чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан, а также в рамках поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан или Премьер-Министра Республики Казахстан;

      7) товарные интервенции – мероприятия по реализации продовольственных товаров на внутреннем рынке из региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, осуществляемые в целях стабилизации внутреннего рынка при росте цен;

      8) фиксированная цена – цена социально значимого продовольственного товара с учетом затрат на производство/закуп, хранение, естественной убыли (усушки), доставки до места назначения, а также маржинального дохода от себестоимости продукции;

      9) форвард – производный финансовый инструмент, покупатель (или продавец) которого берет на себя обязательство по истечении определенного срока купить (или продать) базовый актив на согласованных условиях в будущем;

      10) предельная торговая надбавка – торговая надбавка, формируемая для определения цены при реализации субъектами внутренней торговли продовольственных товаров конечным потребителям.

      4. Механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары реализуются в соответствии с Настоящими Правилами реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.

      5. В целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары аким Туркестанской области образует Комиссию по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары (далее – Комиссия) и утверждает ее состав.

      6. Председателем Комиссии является заместитель акима области, членами Комиссии являются сотрудники управлений предпринимательства и промышленности, сельского хозяйства, а также представители объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе.

      7. Количественный состав Комиссии должен быть нечетным и составлять не менее девяти человек. При этом две трети членов Комиссии должны являться представителями объединений субъектов частного предпринимательства и общественных организаций. Секретарь Комиссии не является ее членом.

      8. К компетенции Комиссии относятся:

      1) принятие решения о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары на территории Туркестанской области;

      2) определение перечня продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним в целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационных фондов продовольственных товаров;

      3) определение субъекта предпринимательства для выдачи займа в соответствии с Настоящими Правилами;

      4) рассмотрение предложений специализированной организации по определению предельной торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.

      9. Организацию работы Комиссии обеспечивает государственное учреждение "Управление сельского хозяйства Туркестанской области" (далее - Управление).

      10. Для реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары акиматом области осуществляется закуп услуг у специализированных организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, за исключением мер по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары путем заключения договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.

      11. До истечения срока действия договора о реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары на трехлетний период Управление заключает со специализированной организацией дополнительное соглашение с указанием обязательств о переходящих активах стабилизационного фонда в натуральном и денежном выражении.

      В случае упразднения стабилизационного фонда, специализированная организация обеспечивает возврат бюджетных средств, использованных для закупа продовольственных товаров в местный бюджет.

      Если по решению специализированной организации реализация продовольственных товаров осуществлена по ценам ниже закупочных, то возврат суммы осуществляется за минусом разницы цены закупа и реализации.

      12. Накладные, коммунальные и прочие расходы специализированной организации, возникшие при использовании стабилизационного фонда, ежегодно покрываются за счет разницы между фиксированной и рыночной ценами на продовольственные товары, а также за счет доходов от размещения временно свободных средств на депозитах банков второго уровня.

      13. Управления представляет в Министерствам сельского хозяйства и торговли и интеграции Республики Казахстан информацию о ходе реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по форме согласно приложению к Типовым правилам.

Глава 2. Порядок реализации механизмов по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары

      14. В целях стабилизации рынка социально-значимых продовольственных товаров Управление реализует следующие механизмы по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары:

      1) деятельность стабилизационных фондов;

      2) предоставление займа субъектам предпринимательства.

      15. Источникам финансирования реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары являются денежные средства, выделяемые Управлением, в том числе, выделенные ранее на формирование региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров.

      16. В рамках формирования регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции, а также перерабатывающих предприятий для производства крупы гречневой (ядрицы), риса шлифованного (круглозерного), масла подсолнечного, муки пшеничной первого сорта и сахара белого – сахара песка осуществляется с применением форварда с установлением фиксированной цены.

      Финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции и перерабатывающих предприятий для производства крупы гречневой (ядрицы), рис шлифованного (круглозерного), масла подсолнечного, муки пшеничной первого сорта и сахара белого – сахара-песка осуществляется на условиях предварительной оплаты в размере не более 70 (семидесяти) процентов от общей суммы форвардного договора и окончательного расчета после поставки продукции.

      17. Объем овощной продукции, приобретаемой в рамках форвардных договоров, формируется до 50 процентов от трехмесячной потребности населения области на основе регионального спроса в соответствии с решением Комиссии.

      18. Специализированная организация осуществляет финансирование сельхозтоваропроизводителей в рамках форвардных договоров:

      до 10 января 2023 года для производства овощной продукции раннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2023 года;

      до 1 февраля 2023 года для производства овощной продукции осеннего урожая 2023 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2024 года;

      до 1 августа 2023 года для производства овощной продукции раннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период 2024 года;

      до 1 сентября 2023 года для производства овощной продукции осеннего урожая 2024 года и обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период 2025 года.

      С 2024 года и последующие годы финансирование сельхозтоваропроизводителей для производства овощной продукции осуществляется в следующие сроки:

      до 1 августа текущего финансового года для обеспечения населения овощной продукцией в весенне-летний период следующего года;

      до 1 сентября текущего финансового года для обеспечения населения овощной продукцией в зимне-весенний период следующего года;

      19. Специализированной организацией осуществляется хранение овощной продукции до начала реализации у сельхозтоваропроизводителей или на других складах. Расчет затрат на хранение производится на основе данных местных исполнительных органов о средней стоимости хранения в регионе в аналогичных типах хранения.

      20. Поставка овощной продукции в рамках реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары осуществляется на основании графика, формируемого специализированной организацией совместно с Управлением в период межсезонья (зимне-весенний период: февраль, март, апрель; весенне-летний период: май, июнь, июль), либо в другие периоды в случае необходимости оказания регулирующего воздействия на внутренний рынок.

      21. Специализированная организация совместно с Управлением осуществляют мониторинг деятельности сельхозтоваропроизводителей с выездом на поле, на всех этапах цикла производства овощной продукции с момента заключения форвардного договора.

      22. Социально значимые продовольственные товары, приобретаемые в рамках механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, должны соответствовать требованиям к безопасности пищевой продукции при ее хранении, транспортировке и реализации согласно статьям 18 и 19 Закона Республики Казахстан "О безопасности пищевой продукции".

Глава 3. Порядок деятельности стабилизационных фондов продовольственных товаров

      23. Деятельность стабилизационного фонда продовольственных товаров осуществляется путем формирования и использования регионального стабилизационного фонда.

      24. В целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационного фонда продовольственных товаров Комиссия определяет перечень социально значимых продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров на основе регионального баланса спроса и предложения (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов), сведений о посевных площадях (плановых), прогнозном урожае, сложившихся ценах за прошедший календарный год, иных сведений, а также предельную торговую надбавку.

      25. При формировании регионального стабилизационного фонда продовольственных товаров 70 (семьдесят) процентов бюджетных средств направляются на финансирование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий в рамках форвардных договоров.

      26. Перечень социально значимых продовольственных товаров, необходимых для закупа в региональный стабилизационный фонд продовольственных товаров формируется из перечня социально значимых продовольственных товаров, утвержденного приказом Заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 11 мая 2023 года № 166-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 32474).

      27. Предельная торговая надбавка на социально значимые продовольственные товары, реализуемые специализированной организацией, формируется с учетом удержания цен на 10 или более процентов ниже официальных рыночных значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары, формируемые Департаментом Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан по Туркестанской области согласно Плану статистических работ в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".

      28. Комиссия вносит акиму Туркестанской области рекомендации об утверждении перечня закупаемых продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним.

      29. Постановлением акимата Туркестанской области на основании рекомендаций Комиссии утверждается перечень закупаемых продовольственных товаров и предельная торговая надбавка.

      30. При формировании регионального стабилизационного фонда приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется непосредственно у производителей, в том числе путем заключения форвардных договоров и офтейк-контрактов. В случае, если производителем напрямую не осуществляется реализация продукции, приобретение социально значимых продовольственных товаров осуществляется у оптовых поставщиков (дистрибьютеров), специализирующихся на реализации продовольственных товаров.

      31. Специализированная организация на основе статистических данных и других источников проводит постоянный анализ внутреннего рынка продовольственных товаров региона и рынков продукции агропромышленного комплекса (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов, цен), определяет объемы продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд, и принимает решение о закупочных интервенциях.

      32. Решение специализированной организации о закупочных интервенциях принимается в целях обеспечения эффективного и своевременного применения механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.

      33. Использование регионального стабилизационного фонда осуществляется специализированной организацией путем проведения товарных интервенций и освежения продовольственных товаров.

      34. Специализированная организация принимает решение о проведении товарных интервенций не позднее 2 (двух) рабочих дней в случае повышения уровня цен, при котором необходимо регулирующее воздействие на агропродовольственный рынок.

      35. Специализированная организация в целях своевременного освежения регионального стабилизационного фонда на постоянной основе обеспечивает сроки хранения продовольственных товаров регионального стабилизационного фонда.

      36. Освежение регионального стабилизационного фонда осуществляется до истечения сроков хранения продовольственных товаров, путем реализации продовольственного товара из регионального стабилизационного фонда или возврата продовольственных товаров до истечения сроков их хранения поставщику с последующей поставкой такого же объема продовольственных товаров с новым сроком хранения или с нового урожая следующего года.

      37. Реализация продовольственных товаров регионального стабилизационного фонда для товарных интервенций, освежения продовольственных товаров осуществляется специализированной организацией через собственные точки сбыта и (или) торговые объекты, реализующие продовольственные товары, а также перерабатывающим предприятиям для производства социально значимых продовольственных товаров в пределах предельной торговой надбавки.

      38. При этом цена готового продовольственного товара, произведенного перерабатывающим предприятием, не превышает предельно допустимых розничных цен, утвержденных постановлением акимата Туркестанской области, и оговаривается в договоре о реализации, заключенном специализированной организацией с перерабатывающим предприятием.

      39. Управление совместно со специализированной организацией проводят информационную работу по доведению информации до населения через средства массовой информации, официальные сайты местного исполнительного органа и специализированной организации о местонахождении торговых объектов, осуществляющих товарные интервенции, а также о порядке предоставления займа субъектам предпринимательства.

Глава 4. Порядок предоставления займа субъектам предпринимательства

      40. Управление в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары через специализированные организации предоставляют займ субъектам предпринимательства в соответствии с перечнем продовольственных товаров, определяемым Комиссией на основе регионального баланса спроса и предложения (объемы производства и обеспеченность продовольственными товарами, их товародвижение, наличие запасов), сведений о посевных площадях (плановых), прогнозном урожае, сложившихся ценах за прошедший календарный год, иных сведений. Предоставление займа осуществляется на условиях возвратности, обеспеченности и платности путем заключения договора займа.

      41. При предоставлении займа субъектам предпринимательства 70 (семьдесят) процентов бюджетных средств направляются на финансирование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий.

      42.Стабилизация цен обеспечивается путем установления специализированной организацией фиксированных сниженных розничных/оптовых цен на социально значимые продовольственные товары.

      43. Специализированная организация через средства массовой информации, официальные сайты местного исполнительного органа и специализированной организации размещают объявление о принятии заявок специализированной организацией на предоставление займа субъектам предпринимательства в соответствии с требованиями настоящих Правил.

      Поступившие заявки субъектов предпринимательства регистрируются и учитываются в специализированной организации, по которым формируется досье заемщика (поставщика и/или производителя).

      Специализированной организацией проводится анализ поступивших заявок на соответствие субъектов предпринимательства, установленных единым требованиям (критериям) в соотвествии с пунктом 44 настоящих Правил с изучением их финансовой состоятельности, а также для определения вносимого обеспечения исполнения обязательств в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил.

      Соответствующие требованиям заявки с сформированными досье направляются в Управление для вынесения вопроса на рассмотрение Комиссии по предоставлению займа по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары по Туркестанской области.

      44. Субъект предпринимательства для выдачи займа определяется Комиссией.

      Субъект предпринимательства, претендующий на получение займа не должен быть лицом, аффилированным со специализированными организациями, с местным исполнительным органом и с составом Комиссии.

      К субъектам предпринимательства для предоставления займа в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары устанавливаются следующие единые требования (критерии):

      1) наличие государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

      2) отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и обязательным пенсионным взносам в единый накопительный пенсионный фонд, за исключением случаев, когда срок уплаты отсрочен в соответствии с законодательством Республики Казахстан, на дату рассмотрения полученных документов от субъекта предпринимательства;

      3) отсутствие просроченной задолженности по кредитам (займам), предоставленным банками второго уровня, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций;

      4) наличие на праве собственности или ином законном основании (аренда /безвозмездное пользование/доверительное управление) инфраструктурного торгово-логистического комплекса, состоящего из складских помещений и помещений со специальным оборудованием, предназначенных для соответствующего хранения продовольственных товаров и выполнения закупочных, подготовительных, распределительных операций с продовольственными товарами;

      5) отсутствие в реестре недобросовестных участников государственных закупок;

      6) отсутствие неисполненных обязательств перед специализированной организацией, а также неисполненных обязательств по исполнительным документам, ограничений и обременений на имущество субъекта предпринимательства;

      7) наличие обеспечения исполнения обязательств в соответствии с пунктом 45 Настоящих Правил.

      45. После определения Комиссией субъекта предпринимательства специализированная организация предоставляет займ субъекту предпринимательства.

      46. Субъект предпринимательства предоставляет обеспечение исполнения обязательств по возврату займа специализированной организации. Обеспечение исполнения обязательств предоставляется в виде: залога, банковской гарантии, договора страхования, гарантии/поручительства третьих лиц. Обеспечение исполнения обязательств оформляется в письменной форме, предусмотренной законодательством.

      47. Условия предоставления займа устанавливаются договором займа, заключаемого между специализированной организацией и субъектом предпринимательства.

      48. Размер предоставления займа на социально значимые продовольственные товары формируется из расчета не более 30% процентов от трехмесячной потребности (городского и/или областного) населения на основе анализа рекомендованной специализированной организацией в целях обеспечения регионального баланса спроса и предложения для принятия решении Комиссии.

      Размер предоставления займа подавшим заявки и их условия определяются при предоставлении залогового обеспечения не превышающей суммы от залоговой ликвидности согласно залоговой политики специализированной организации, при предоставлении банковской гарантий размер займа не может превышать от суммы банковской гарантий, проверка достоверности обеспечения обязательств возлагается на специализированную организацию.

      Размер выдаваемого займа учитывается по следующим критериям:

      1)Оборотные средства заемщика на дату анализа и данные за предыдущий финансовый год с документальным подтверждением (ТМЗ, денежные средства и пр.);

      2)Достаточная производственная мощность;

      3)Наличие необходимой инфраструктуры, трудовых и иных ресурсов для исполнения обязательств;

      4)Предлагаемые цены на выгодных условиях поставки социально значимые продовольственные товары.

      Срок действия договора займа, продление срока и ставка вознаграждения определяется решением Комиссии, с учетом анализа и предложений Управления по следующем критериям:

      1)срок займа выдается на один год;

      2)продление срока займа на последующий год осуществляется в связи необходимостью обеспечения в потребности социально значимые продовольственные товары (продление срока договора займа не может превышать более трех лет);

      3)при отсутствии нарушений договорных обязательств и своевременных поставок социально значимые продовольственные товары согласно заявкам специализированной организации;

      4)при осуществлении поставщиком качественного товара;

      5)при поставке социально значимые продовольственные товары по фиксированной цене установленной специализированной организацией;

      6)ставка вознаграждения для крупных субъектов предпринимательства (производители и/или поставщики социально значимые продовольственные товары) определяется в размере 0,1%, для средних и/или малых субъектов предпринимательства определяется в размере 0,01% годовых от общей суммы займа.

      49. В договорах займа в целях стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары предусматриваются обязательства субъектов предпринимательства по формированию графика реализации социально значимых продовольственных товаров по согласованию со специализированной организацией, реализации социально значимых продовольственных товаров по фиксированной цене в полном объеме; предоставлению документов, подтверждающих факт реализации социально значимых продовольственных товаров.

      Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора займа в части исполнения обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, признается существенным нарушением договора займа.

      50. Займ не предоставляется на рефинансирование просроченной задолженности.

      51. Займ предоставляется только в национальной валюте.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.