О внесении изменения в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 октября 2023 года № 186 "Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива"

Новый

Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 30 января 2025 года № 16. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 февраля 2025 года № 35691

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 11 октября 2023 года № 186 "Об утверждении Правил назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 33540) следующее изменение:

      Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Комитету по возврату активов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
Б. Асылов

  Приложение к приказу
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
от 30 января 2025 года № 16
  Приложение к приказу
Генеральный Прокурор
Республики Казахстан
от 11 октября 2023 года № 186

Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона Республики Казахстан "О возврате государству незаконно приобретенных активов" (далее – Закон) и определяют порядок назначения и проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива.

      2. В Правилах используются следующие термины:

      1) активы – имущественные блага и права (имущество), находящиеся в Республике Казахстан и за ее пределами, включая любые имущественные блага и права (имущество), извлеченные (извлекаемые) из такого имущества;

      2) досье – совокупность документов, содержащих сведения по итогам проведенного мониторинга и анализа и иных мер по возврату активов;

      3) проверка – проверка законности источников приобретения (происхождения) актива.

      Иные термины используются в значении, установленном в Законе и других нормативных правовых актах Республики Казахстан.

      3. Целью проверки является исследование законности источников приобретения (происхождения) актива, подтверждение либо опровержение факта незаконного приобретения актива.

Глава 2. Порядок назначения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

      4. В качестве должностного лица, инициирующего проверку, может выступать руководитель самостоятельного структурного подразделения уполномоченного органа по возврату активов, его заместитель либо лица, исполняющие их обязанности.

      5. Проверка осуществляется по решению (постановлению) руководителя уполномоченного органа по возврату активов либо лица, исполняющего его обязанности, принимаемому на основании рапорта должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, инициирующего проверку, либо по поручению Генерального Прокурора Республики Казахстан или заместителя Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующего работу уполномоченного органа по возврату активов.

      6. В рапорте о назначении проверки указывается:

      1) дата, фамилия, имя, отчество (при его наличии) и должность лица, подающего рапорт;

      2) краткое изложение имеющихся материалов на субъекта и (или) его аффилированных лиц, сформированных по состоянию на дату подачи рапорта;

      3) активы субъекта и (или) его аффилированного лица, в отношении законности приобретения которых планируется проведение проверки;

      4) период проверки, который может включать временной период, начиная с первичного происхождения средств, на которые приобретались активы, являющиеся предметом проверки;

      5) срок проведения проверки.

      7. В качестве проверяющих, в том числе по проверке, назначенной с 11 октября 2023 года, выступают должностные лица уполномоченного органа по возврату активов, а также сотрудники органов прокуратуры Республики Казахстан в порядке, определенном пунктом 16 настоящих Правил.

      8. О проведении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива выносится постановление, которое регистрируется в ведомстве органов прокуратуры в области государственной правовой статистики и специальных учетов и (или) его территориальных органах.

      9. В постановлении о проведении проверки указывается:

      1) номер и дата постановления, фамилия, имя, отчество (при его наличии) руководителя уполномоченного органа по возврату активов либо лица, исполняющего его обязанности, подписывающего постановление, основания проверки;

      2) данные об активе, в отношении которого назначена проверка, его местонахождение, наименование субъекта и (или) его аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, сведения о руководителе юридического лица, бизнес-идентификационный номер (индивидуальный идентификационный номер);

      3) предмет проверки с указанием проверяемого периода;

      4) фамилия, имя отчество, должность лица (лиц), которому (которым) поручена проверка, и сведения о сотрудниках, специалистах (работниках), привлекаемых к ней;

      5) срок проведения проверки;

      6) права и обязанности субъекта и (или) его аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, в отношении законности источников приобретения которого назначена проверка;

      7) подпись лица, уполномоченного подписывать постановление.

      10. Постановление о назначении проверки вручается субъекту и (или) его аффилированному лицу, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, либо руководителю юридического лица посредством информационной системы по делопроизводству уполномоченного органа по возврату активов.

Глава 3. Порядок проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива

      11. Проверка проводится в отношении находящегося в Республике Казахстан и за ее пределами актива субъекта и (или) его аффилированных лиц, подпадающего под сферу действия Закона.

      Применительно к лицу, включенному в реестр, проверка проводится вне зависимости от того, реализовало ли такое лицо свое право по представлению декларации о раскрытии активов.

      12. Проверка проводится только теми лицами, которые указаны в постановлении о проведении проверки.

      Состав лиц, проводящих проверку, предмет и период проверки могут изменяться (дополняться) по решению руководителя уполномоченного органа по возврату активов, назначившего проверку, либо лица, исполняющего его обязанности.

      13. Решение об изменении (дополнении) предмета либо периода проверки выносится:

      в случае невозможности оценки законности источников приобретения (происхождения) актива без изменения (дополнения) перечня проверяемых вопросов либо проверяемого периода;

      в случае выявления фактов нарушений законности, не отнесенных к предмету либо периоду проверки;

      в связи с ошибками при формировании либо регистрации постановления о проведении проверки.

      14. Проверка проводится в течение не более шестидесяти рабочих дней.

      При необходимости истребования дополнительных материалов срок проведения проверки может быть продлен не более чем на шестьдесят рабочих дней.

      Проверка, в том числе назначенная с 11 октября 2023 года, может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, иной проверки, связанной с данным активом, а также при необходимости получения сведений и документов от иностранных государств и в иных случаях, препятствующих проведению проверки, в том числе при назначении аудита, оценки актива, проверки уполномоченным государственным органом по требованию прокурора, при истребовании дополнительных материалов в других государственных органах и организациях независимо от форм собственности, у физических лиц, при проведении согласительных и иных процедур в рамках добровольного возврата активов.

      Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

      Проверка может быть завершена в случае заключения соглашения (соглашений) в соответствии со статьей 25 Закона, в том числе на основании таких соглашений, заключенных с 11 октября 2023 года.

      15. В случае необходимости для дачи заключений в рамках проверки привлекаются:

      сотрудники государственных и правоохранительных органов (за исключением органов прокуратуры);

      специалисты (работники) организаций независимо от форм собственности.

      Сотрудники государственных и правоохранительных органов привлекаются по требованию уполномоченного органа по возврату активов, адресованному в соответствующие органы, учреждения либо организации.

      Привлечение специалистов (работников) частных организаций осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан либо законодательством Республики Казахстан о возврате государству незаконно приобретенных активов.

      При наличии угрозы жизни и здоровью должностного лица уполномоченного органа по возврату активов, а также угрозы воспрепятствования его законной деятельности, к проверке, для обеспечения безопасности лиц, осуществляющих проверку, могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов.

      16. Уполномоченный орган по возврату активов по согласованию с Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо его заместителями может привлекать к проведению проверки, в том числе назначенной с 11 октября 2023 года, сотрудников ведомства органов прокуратуры, органов военной и транспортной прокуратур, прокуратур областей и приравненных к ним прокуратур (городов республиканского значения и столицы), районных и приравненных к ним (городские, межрайонные, а также специализированные) прокуратур.

      17. В ходе проверки при отсутствии иных возможностей для выявления скрытых нарушений законодательства Республики Казахстан, имеющих значение для реализации проверки, решается вопрос о необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).

      Постановление о проведении ОРМ выносится в соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 10 Конституционного закона Республики Казахстан "О прокуратуре" (далее – Конституционный закон) и подпунктом в-1) пункта 1 статьи 10 Закона Республики Казахстана "Об оперативно-розыскной деятельности".

      Проект постановления о проведении ОРМ согласовывается с руководителем подразделения по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Генеральная прокуратура).

      Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий подписывается Генеральным Прокурором Республики Казахстан либо заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан, курирующим работу уполномоченного органа по возврату активов.

      Постановление о проведении ОРМ направляется для исполнения в уполномоченный орган согласно установленной Уголовно-процессуальным кодексом (далее – УПК) подследственности (подведомственности). В исключительных случаях, для предотвращения фактов утечки оперативной информации, исключения конфликта интересов, допускается поручать проведение ОРМ другим правоохранительным или специальным государственным органам вне зависимости от установленной законом компетенции.

      Над проведением ОРМ осуществляется постоянный контроль подразделением по надзору за законностью оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий Генеральной прокуратуры с заслушиванием результатов проведенной работы.

      18. Экспертиза в рамках проводимой проверки назначается в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать проверку.

      Постановление о назначении экспертизы выносится руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями или лицами, исполняющими их обязанности.

      В постановлении о назначении экспертизы указываются:

      1) наименование органа, назначившего экспертизу;

      2) время, место назначения экспертизы;

      3) вид экспертизы;

      4) основания для назначения экспертизы;

      5) объекты, направляемые на экспертизу, и информация об их происхождении, а также разрешение на возможное полное или частичное уничтожение указанных объектов, изменение их внешнего вида или основных свойств в ходе исследования;

      6) наименование органа судебной экспертизы и (или) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, которому поручено производство судебной экспертизы;

      7) вопросы, подлежащие разрешению экспертом.

      При наличии в заключении сотрудника и (или) специалиста (работника) выводов о составе уголовного, административного правонарушения либо обстоятельства, являющегося основанием для подачи заявления в суд, экспертиза по материалам прокурорских проверок производится в рамках УПК, Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее – КоАП), Гражданского процессуального кодекса (далее – ГПК), Административного процедурно-процессуального кодекса (далее – АППК).

      19. В ходе проверки уполномоченный орган по возврату активов запрашивает и получает у государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и иных организаций независимо от форм собственности, субъектов квазигосударственного сектора, должностных и физических лиц дела, информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      20. Уполномоченный орган по возврату активов может запрашивать информацию у компетентных органов и организаций иностранных государств или международных организаций, субъектов и (или) их аффилированных лиц.

      21. При осуществлении проверки законности источников приобретения (происхождения) актива уполномоченный орган по возврату активов:

      1) не требует предоставления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

      2) не превышает установленные сроки проведения проверки законности источников приобретения (происхождения) актива;

      3) не препятствует нормальному функционированию проверяемого актива, за исключением случаев, создающих угрозу законности и общественному порядку, социально-экономической стабильности в регионе, конституционному строю и национальной безопасности Республики Казахстан, а также угрожающих возникновением необратимых последствий для жизни и здоровья людей.

      22. Требования уполномоченного органа по возврату активов о выделении сотрудников и (или) специалистов (работников), истребовании сведений и дел подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителями, руководителями структурных подразделений уполномоченного органа по возврату активов, лицами, исполняющими их обязанности, либо лицами, указанными в постановлении о назначении проверки, либо их непосредственными руководителями.

      23. Требования прокурора о предоставлении судами уголовных, гражданских, административных дел и дел об административных правонарушениях направляются в соответствии с УПК, ГПК, АППК, КоАП.

      24. Требования о проведении проверки, направляемые в уполномоченные органы, подписываются руководителем уполномоченного органа по возврату активов, его заместителем либо лицами, исполняющими их обязанности.

      25. При проведении проверки уполномоченный орган по возврату активов применяет имеющиеся в наличии технические средства для сбора фактической информации об активе, законность источников приобретения (происхождения) которого является предметом проверки, субъектах, являющихся собственником, доверительным управляющим, пользователем такого актива, в том числе бывшими, а также документах, материалах, помещениях, процессе деятельности соответствующих активов (субъектов) и подтверждения фактов нарушения законности.

      26. Сбор фактической информации осуществляется путем фото-видеосъемки, снятия замеров, копий, отбора проб, контрольного закупа и иной фиксации, имеющей значение для объективной оценки в ходе проверки, с обязательным уведомлением соответствующего субъекта.

      Не допускается использование специальных технических средств, применение которых требует специального разрешения в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".

      27. Вызов лиц и получение объяснений от должностных, физических лиц и представителей юридических лиц по вопросам проводимой проверки осуществляется должностным лицом, указанным в постановлении о назначении проверки, либо его руководителем.

      28. По окончании проверки составляется справка о результатах проверки (далее – справка), которая содержит:

      1) дату и место составления справки, основания проверки;

      2) наименование проверяемого актива и (или) данные субъекта и (или) аффилированных лиц, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, предмет (тематика) проверки;

      3) общие сведения по тематике проверки;

      4) выводы и предложения по результатам проверки;

      5) подпись должностного лица (лиц), проводившего (проводивших) проверку.

      Справка приобщается к материалам досье субъекта (при наличии).

      29. По результатам проверки, в том числе назначенной с 11 октября 2023 года, принимаются следующие решения:

      1) о внесении на рассмотрение комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов вопроса о подаче в суды исков о признании активов активами необъяснимого происхождения;

      2) о реализации уполномоченным органом по возврату активов иных мер по принудительному возврату активов, предусмотренных законами Республики Казахстан, включая обеспечительные и (или) предварительные обеспечительные меры;

      3) о передаче материалов в правоохранительные либо специальные государственные органы для проведения досудебных расследований;

      4) об инициировании проверок, аудитов, ревизий, проводимых другими государственными органами;

      5) об инициировании подачи исков, связанных с возвратом активов, а также осуществления иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством;

      6) о внесении актов надзора и реагирования, предусмотренных Главой 5 Конституционного закона;

      7) об инициировании иных мероприятий, не противоречащих требованиям законодательства Республики Казахстан.

      В случаях, не терпящих отлагательств, решения, предусмотренные в настоящем пункте, могут быть приняты уполномоченным органом по возврату активов до завершения проверки и подведения ее итогов.

      30. Справка вручается либо направляется субъекту и (или) его аффилированным лицам, в собственности, пользовании, владении и (или) под контролем которых находится (находился) актив, либо их уполномоченным представителям, либо руководителю юридического лица, в отношении законности источников приобретения (происхождения) которого проведена проверка, в течение пяти рабочих дней после окончания проверки.

      Надлежащим вручением являются следующие способы, обеспечивающие фиксирование доставки:

      1) нарочно;

      2) по почте заказным письмом;

      3) на адрес электронной почты;

      4) в личный кабинет в системе электронного правительства.

      В случае возврата справки в связи с отказом в его принятии лицо считается уведомленным надлежащим образом.

      Возражения к справке (при их наличии) предоставляются письменно в течение трех рабочих дней со дня вручения справки и приобщаются к материалам проверки.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.