Сноска. Утратило силу решением маслихата Павлодарской области от 20 июня 2009 года N 107/6.
В целях сохранения биологического разнообразия уникальной экологической системы, организации и рационального использования поймы реки Иртыш, оздоровления экологической обстановки в области и во исполнение совместного решения ХIХ сессии Павлодарского областного и городского маслихатов от 27 марта 1998 года "Об экологической обстановке в области и путях решения этих проблем в свете Послания Президента народу Казахстана", областной маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о пойме реки Иртыш (приложение 1)
2. Начальнику областного управления экологии обеспечить разработку проекта технико-экономического обоснования (ТЭО) создания особо охраняемой природной территории на пойме реки Иртыш, с целью придания ей статуса особо охраняемой природной территории местного значения.
3. Обязать акимов городов, районов и сельских округов, областной департамент сельского хозяйства, областной комитет по управлению земельными ресурсами, областную санитарно-эпидемиологическую станцию и областное управление экологии обеспечить выполнением Положение о пойме реки Иртыш.
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по вопросам экологии областного маслихата (Степура).
Председатель ХХII сессии
областного Маслихата
Секретарь областного
Маслихата
Приложение 1
к решению ХХII сессии областного Маслихата от 18 декабря 1998 года
Положение о пойме реки Иртыш
1.Общие положения
Пойма реки Иртыш общей площадью 375 тыс. г. (с акваторией) является уникальным природным комплексом , отличающимся богатством флоры и фауны, географическим ландшафтом. ЕЕ затопляемые луга служат основной кормовой базы животноводства области. Пойма является мощным социальным фактором, гарантированным источником жизнеобеспечения для устойчивого развития региона и составляет единую экологическую систему. нарушение ее природного равновесия, механизма взаимодействия этого живого организма может вызвать тяжелые необратимые последствия. Из-за бессистемного использования ее в хозяйственных целях происходит резкое снижение биологической продуктивности пойменного комплекса, исчезают ценные виды растений, погибают леса, зарастают кустарниками многие участки, происходит ухудшение плодородия почвы.
Пойма реки иртыш нуждается в особой государственной охране. Закон "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 июля 1997 года позволяет решить проблему и придать пойме реки Иртыш статус особо охраняемой природной территории.
Сложившаяся ситуация на пойме реки иртыш требует определения правил ее использования с утверждением положения о режиме хозяйственной деятельности в пойме.
Задачей настоящего положения является сдерживание разрушительного вмешательства в природу и не рационального ее использования путем ограничения или запрещения определенных видов деятельности и соблюдения предлагаемых правил использования поймы в хозяйственных целях с проведением мероприятий обустройства и облагораживания ее экологических объектов.
2. Водный режим затопления поймы реки Иртыш
Природообразующим фактором поймы реки Иртыш является весенний паводок по бассейну реки и специальные природоохранные попуски воды из Верхне- Иртышских гидроузлов в соответствии с действующими "Временными правилами использования водных ресурсов Верхне-Иртышского каскада водохранилищ".
Иртышское бассейновое водохозяйственное объединение (БВО) и его Павлодарское территориальное управление контролируют и и обеспечивают организацию специального природоохранительного попуска воды в пойму совместно с Павлодарским областным центром по гидрометеорологии и департаментом сельского хозяйства области.
Павлодарское управление Иртышского БВО до начала паводка анализирует сведения, информации о прогнозах формирования стока реки Иртыш и дает предложения о водном режиме Иртыша в паводковый период. Оно проводит мониторинговое наблюдение за затоплением пойменных природных территорий.
Мероприятия по проведению попусков воды в пойму финансируются комводресурсами с выделением необходимых средств по управлению БВО.
3. Недопустимость палов на пойме
Палами наносится большой ущерб пойме, ее флоре и фауне, плодородному слою. Палы - это свидетельство преступно-бесхозяйственного отношения к пойме, которые в настоящее время приняли угрожающий характер. Каждый случай выжигания поймы подлежит расследованию, с привлечением виновных к ответственности.
Охрану поймы от пожаров обеспечивают:
акимы районов и сельских округов, противопожарные службы и их органы на местах,
областное управление лесного, рыбного и охотничьего хозяйства,
областное управление экологии,
областной комитет по управлению земельными ресурсами.
Все случаи пожаров в пойме реки Иртыш подлежат регистрации, оформлению актами в территориальных органах пожарной инспекции, акиматах сельских округов, районов, управлении охраны окружающей среды, управлении лесного, рыбного и охотничьего хозяйства.
В период между сходом снега и разливом реки , ими организуются ежегодные обследования поймы на всей ее территории, все выжженные участки фиксируются на планах землепользования и активируются.
Комитет по управлению земельными ресурсами обеспечивает по каждому району, сельскому округу наличие карт, с выносом в натуру границ по каждому землевладельцу (землепользователю). Полученные материалы являются основанием для рассмотрения вопроса о лишении того или иного землевладельца (землепользователя) права на дальнейшее пользование частью или всего участка закрепленной поймы и привлечения виновных лиц к ответственности.
Палы предотвращаются землевладельцами и землепользователями, посредством усилия сторожевой и натуральной службы. Органы УВД области оказывают им в этом активное содействие. В период между сходом снега и разливом реки доступ на пойму запрещается, за исключением случаев, разрешаемых службами областного комитета по управлению земельными ресурсами и областным управлением экологии.
4. Сенокосообороты являются важнейшим агротехническим приемом обеспечения воспроизводства и повышения качества кормовых ресурсов. Все землепользователи пойменных участков обязаны обеспечить освоение и соблюдение сенокосооборота с оставлением не выкошенных полос для обсеменения. Новые агроформирования (производственный кооператив, товарищество с ограниченной ответственностью, крестьянские хозяйства) заказывают разработку новых схем сенокосооборотов на пойме за свой счет. Контроль в виде авторского надзора за состоянием этой работы и своевременную информацию осуществляет Дочернее государственное предприятие "Павлодарский научно-производственный центр землепользования". Грубое нарушение сенокосооборота рассматривается как нерациональное использование пойменных земель с возможным их изъятием у землепользователей.
5. На пойме реки иртыш запрещается:
- распашка земель и другие нарушения плодородного слоя. На всей площади ранее распаханных угодий, по соответствующим проектам, научных и проектных организаций должны быть проведены необходимые культурно- технические работы по их залужению. Расходы несут землепользователи, допустившие распашку; - с 2001 года содержание и выпас скота всех видов;
- до 2001 года вводится ограниченный выпас скота на землях общего пользования, переданных сельских округам, согласно условий, оговоренных в решении акима области от 13 августа 1998г. N-260 "О запрещении неорганизованного выпаса скота в пойме реки Иртыш";
- устройство лиманов, перекрытие проток и малых рек плотинами, дамбами без выполнения специальных проектно-изыскательных работ а также использование вод малых рек и озер для полива.
- устройство свалок. складирование навоза, минеральных удобрений, гербицидов и других ядохимикатов на расстоянии менее 1 км. о реки в границах поймы, считая от кромки воды в период разлива. Существующие свалки, склады и фермы должны быть ликвидированы;
- использование ядохимикатов, за исключением препаратов, согласованных со специалистами управления охраны окружающей среды по области;
- самовольная порубка леса;
- движение механизированного транспорта вне установленных дорог и водных путей сообщения;
- мойка автомобилей на лугах и в водоохранных зонах;
- волочение сена, древесины и других средств по не замерзшей почве;
- рекультивация земель без проектов, специализированных проектных организации;
- внесение минеральных удобрений без соблюдения научно обоснованных рекомендаций по видам, срокам и способам внесения.
6. Мероприятия по установлению водоохранных зон и полос
определяется на основании "Положения о водоохранных зонах и полосах", утвержденного постановлением Кабинетов Министров РК 27 января 1995 года N-102.
7. Мероприятия, осуществляемые только с разрешения областного управления экологии, областного комитета по управлению земельными ресурсами, управления лесного, рыбного и охотничьего хозяйства области, инспекции по охране водных ресурсов Иртышского БВО, санитарно-эпидемиологических служб:
- проведение культурно-технических, мелиоративных работ, осушение и очистка болот осуществляется только по проектам, прошедшим экологическую экспертизу;
- изыскательные работы и разработка полезных ископаемых;
- использование территории поймы под разгрузку леса, песка и других материалов. отвод земель может быть разрешен только при наличии проектов рекультивации после использования;
- проведение дноуглубительных работ, а также добычи песчано-гравийных смесей в водных объектах;
- использование территории поймы населением в рекреационных целях;
- предоставление территории поймы под застройку, включая зоны отдыха и детские лагеря;
- выкашивание камышевой растительности в береговой зоне озер и малых рек.
8. Владельцы пойменных лугов разрабатывают комплекс необходимых мер по борьбе с болезнями и вредителями растений и древостоя, проводя необходимые культурно-технические работы по улучшению и повышению кормовой продуктивности закочкаренных и закустаренных участков, обеспечивают выполнение полного комплекса природоохранных мероприятий на пойменных землях, где размещены охраняемые государством территории и природные объекты.
9. В целях более глубокого изучения биологических законов поймы все
научно-исследовательские, опытные и проектные организации, исследующие пойму работают по единому плану. Координацию осуществляет департамент сельского хозяйства области, который вносит предложения и рекомендации по практике продуктивного использования ресурсов поймы, по согласованию с областным управлением экологии. 10. Финансирование работ, связанных с выполнением данного Положения производится владельцами пойменных земель, а также за счет средств бюджета. 11. Ответственность за нарушение данного Положения осуществляется согласно действующего законодательства.