Об утверждении Правил применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства

Утративший силу

Приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 9 апреля 1999 года N 15-ОД. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 4.06.1999г. N 793. Утратил силу - приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 28 октября 2002 года N 216-ОД.

<*>
      Сноска. Приказ Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 9 апреля 1999 года N 15-ОД утратил силу - приказом  Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции от 28 октября 2002 года N 216-ОД.
-------------------------------------------------------------------

      Руководствуясь Законами Казахской ССР " О развитии конкуренции  и ограничении монополистической деятельности", " О защите прав  потребителей", Законами Республики Казахстан " О естественных монополиях ", " О недобросовестной конкуренции ", приказываю:
      1. Утвердить прилагаемые Правила применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства.
      2. Департаменту надзора за соблюдением антимонопольного законодательства (Нурабаева А.К.) обеспечить проведение государственной регистрации Правил применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
      3. Организационно-кадровому отделу (Герасимова Е.Н.) довести
настоящие Правила до территориальных комитетов.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
и. о. первого заместителя председателя Агентства Курмангалиева С.Ш.

Председатель Агентства

         Правила применения мер антимонопольного
       реагирования за нарушения антимонопольного
                      законодательства

                        1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законами Казахской ССР " О развитии конкуренции  и ограничении монополистической деятельности", " О защите прав  потребителей", Законами Республики Казахстан " О недобросовестной конкуренции ", " О естественных монополиях " (далее - антимонопольное законодательство). Правила устанавливают порядок применения мер антимонопольного реагирования Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции и его территориальными комитетами (далее - уполномоченный орган).
      2. Основанием для применения мер антимонопольного реагирования являются выявленные и надлежащим образом установленные факты нарушения антимонопольного законодательства юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (далее - субъекты рыночных отношений), субъектами сферы естественной монополии и государственными учреждениями.
      3. Целью применения мер антимонопольного реагирования является оперативное пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства, устранения причин, способствующих их совершению, а также привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении таких нарушений.
      4. В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства Уполномоченным органом применяются меры антимонопольного реагирования.

                        2. Виды нарушений
              антимонопольного законодательства

      5. Видами нарушений антимонопольного законодательства признаются следующие действия (бездействия):
      препятствование созданию новых субъектов рыночных отношений в какой-либо сфере деятельности;
      ограничение видов деятельности и производство товаров (работ, услуг), не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
      осуществление деятельности, препятствующей конкуренции субъектов рыночных отношений, основанных на разных формах собственности;
      необоснованное предоставление со стороны государственных органов, отдельным субъектам рыночных отношений льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам рыночных отношений, производящим (изготавливающим) аналогичный товар;
      установление ограничения по ввозу или вывозу товаров, из одного региона республики в другой, введение других ограничений на рынке, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
      создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим субъектам рыночных отношений;
      навязывание контрагенту таких условий договора, которые не относятся к предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное положение по сравнению с другими субъектами рыночных отношений, в том числе навязывание принудительных условий продажи товаров;
      уменьшение и прекращение производства предприятиями имеющими доминирующее положение на рынке, а также изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке, либо повышение цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
      повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах.
      В сфере недобросовестной конкуренции:
      незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначения предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблуждение потребителей относительно производителя или продавца товара (работ, услуг);
      копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов;
      распространение заведомо ложных сведений и утверждение относительно товаров (работ, услуг) конкурента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах, назначении, способе и месте изготовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работы, услуги), доброе имя и репутацию конкурента;
      навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которые по своему характеру или коммерческому назначению не относятся к предмету договора;
      распространение рекламы и иной информации, содержащей некорректное сравнение с товарами (работами, услугами) или деятельностью другого конкурента;
      умышленное искажение или сокрытие в рекламной информации сведений об истинных свойствах и качестве товаров (работ, услуг);
      заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленной на устранение или существенное ограничение конкуренции;
      горизонтальные слияния субъектов рыночных отношений, приводящие к существенному ограничению или устранению конкуренции;
      получение, использование или разглашение научно-технической и иной информации, составляющей коммерческую и (или) служебную тайны, без согласия ее владельца;
      иные действия, приводящие к устранению или ограничению конкуренции, предоставлению и (или) получению необоснованных преимуществ.
      В сфере естественной монополии:
      владение акциями (долями) или иным образом участие в деятельности других коммерческих организаций;
      взимание за предоставляемые услуги (товары, работы) платы, превышающей размер, установленный уполномоченным органом;
      отчуждение основных средств без согласования с уполномоченным органом;
      навязывание условий доступа к услугам естественной монополии или совершение иных действий, ведущих к дискриминации потребителей услуг субъектов естественной монополии или получению доходов за счет взимания платы, не учтенной в установленных тарифах.

       3. Подготовка и проведение проверок соблюдения
                антимонопольного законодательства

      6. Проверки могут охватывать как весь комплекс вопросов, связанных с соблюдением антимонопольного законодательства, так и их отдельные вопросы, в зависимости от цели и объема каждой конкретной проверки.
      7. Объектами проведения проверок могут быть:
      субъекты рыночных отношений, действующие на конкурентном
рынке товаров, работ и услуг;
      субъекты сферы естественной монополии;
      государственные учреждения (государственные органы и
государственные предприятия).
      8. Плановые проверки, в соответствии с Указом Президента
Республики Казахстан от 14 июня 1996 года N 3036  U963036_   "О
дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы
предпринимательской деятельности", проводятся не чаще одного раза в
год.
      9. Основаниями для проведения внеплановых проверок фактов
нарушений антимонопольного законодательства являются:
      заявления юридических и физических лиц и других
заинтересованных лиц;
      информация государственных органов;
      сообщения правоохранительных органов;
      обращения общественных организаций;
      сообщения средств массовой информации;
      совместные проверки с другими государственными органами;
      поручения и запросы вышестоящих органов или руководства
Агентства;
      факты, выявленные при рассмотрении материалов, представленных
на утверждение цен (тарифов) на услуги естественных монополистов и
платные услуги государственных органов и государственных
предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, отнесенных к
государственной монополии или являющихся функцией государства.
      10. Проверка может осуществляться работниками Уполномоченного органа, при необходимости - с привлечением специалистов контролирующих и правоохранительных органов, а также квалифицированных специалистов других отраслей.
      11. Для проведения проверки издается приказ уполномоченного органа с указанием субъектов, подлежащих проверке.
      12. Руководителем Уполномоченного органа, издавшим приказ, а в его отсутствие - его заместителем, направляется предписание о проведении проверки руководителю проверяемого органа с указанием перечня вопросов, цели проверки.
      Предписание о проведении проверки является документом строгой
отчетности, выдается организационно-кадровым отделом
Уполномоченного органа и составляется в трех экземплярах:
      один экземпляр находится в организационно-кадровом отделе;
      второй экземпляр предъявляется руководителю (представителю)
проверяемого органа;
      третий экземпляр приобщается к материалам дела.
      Предписание о проведении проверки заверяется печатью
Уполномоченного органа.
      13. Для проведения проверки, составляется Программа проверки,
цели и задачи которой содержат:
      определение мероприятий проведения проверки;
      определение круга обстоятельств, подлежащих установлению в
ходе проверки;
      перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе проверки;
      круг источников получения информации;
      график проведения проверки;
      перечень вопросов каждому члену рабочей группы и сроки их
исполнения.
      Программа проведения проверки может включать иные пункты, в
соответствии со спецификой проверяемых объектов.
      14. Программа проверки утверждается руководителем
Уполномоченного органа, издавшим приказ о проведении проверки.
      С лицами, направляемыми на проверку, руководителем
Уполномоченного органа проводится инструктаж, на котором
проверяющих:
      знакомят с вопросами, предусмотренными программой проверки,
методическими указаниями и другими документами;
      предупреждают об ответственности за сохранение
конфиденциальной информации, к которой в ходе проверки будут иметь
доступ.
      15. Срок проведения проверки устанавливается с учетом объема предстоящих работ, поставленных задач и состава группы работников, осуществляющих проверку.
      16. Срок проведения проверок субъектов рыночных отношений не должен превышать 30 дней.
      В случаях, когда в связи со спецификой деятельности проверяемых субъектов рыночных отношений, сложностью поставленных задач и значительным объемом работ проверка не может быть завершена в установленный срок, работник, ответственный за ее проведение, представляет руководству уполномоченного органа докладную записку с изложением результатов проделанной работы и обоснования необходимости продления срока ее завершения.
      Руководитель Уполномоченного органа, издавший приказ о проведении проверки, вправе издать приказ о продлении срока проведения проверки. Копия приказа о продлении срока проверки направляется руководителю проверяемого субъекта.
      17. Не менее чем за два дня до начала проверки, руководитель группы (комиссии) предъявляет руководителю проверяемого субъекта полномочия на проведение проверки, знакомит его с Программой и сроками ее проведения.
      18. Работник Уполномоченного органа при проведении проверки руководствуется требованиями антимонопольного и иного законодательства Республики Казахстан и имеет право:
      запрашивать любую документацию в соответствии с задачами проверки, в том числе нормативную документацию, уставы, учредительные документы, договоры, отчеты, бухгалтерские, финансовые, банковские документы;
      запрашивать и получать от должностных лиц, руководителей и других работников проверяемых субъектов, государственных учреждений представления письменных объяснений по вопросам, возникшим в ходе проверки;
      при обнаружении явных подделок, подлогов и других злоупотреблений в подлинниках представленных документов информировать правоохранительные органы;
      принимать в процессе проверок совместно с руководителями проверяемых субъектов, заинтересованных организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений антимонопольного законодательства;
      проводить опросы лиц, совершивших нарушения антимонопольного законодательства, а также лиц, причастных к ним;
      производить опросы потерпевших;
      устанавливать свидетелей нарушений, проводить их опросы;
      приобщать вещественные доказательства к делу.
      19. Изъятие вещей и документов производится должностными лицами, предусмотренными статьями 255  и 257 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях.
      Должностные лица Уполномоченного органа правом изъятия вещей и документов не обладают. При необходимости изъятия вещей и документов следует привлекать к участию в проверке должностных лиц соответствующих органов.
      20. Результаты проверки отражаются в справке, составляемой уполномоченным лицом.
      Справка подписывается всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителем проверяемого субъекта.
      В случае отказа руководителя проверяемого субъекта от подписи справки, проверяющий делает в справке соответствующую запись. Особое мнение руководителя проверяемого субъекта прилагается к справке в письменном виде.
      Проверяющий в справке должен сделать вывод по результатам проверки и внести предложения о принятии соответствующих мер по конкретным фактам.
      21. Результаты проверки могут быть обжалованы проверяемым в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

            4. Виды антимонопольного реагирования

      22. По результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства применяются меры антимонопольного реагирования в форме:
      предписания - решение Уполномоченного органа, которое применяется в случаях, когда нарушение носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, если не будет незамедлительно устранено;
      постановления о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного субъектом естественной монополии в результате действий (бездействия), нарушающих Закон  Республики Казахстан "О естественных монополиях";
      возбуждения административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с Кодексом  Казахской ССР об административных правонарушениях.
      23. Факт нарушения антимонопольного законодательства, по которому требуется возбуждение административного производства, должен быть надлежащим образом оформлен протоколом об административном правонарушении.
      24. Протокол о нарушении антимонопольного законодательства (административном правонарушении) должен быть составлен в соответствии с требованиями статьи 249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях.
      25. Протокол составляется и подписывается лицом, осуществившим проверку и лицом, совершившим административное правонарушение.
      При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами (статьи 248; 248-1; 249 Кодекса Казахской ССР об административных правонарушениях).
      26. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
      27. Уполномоченный орган вправе обратиться с иском в суд, когда мерами антимонопольного реагирования устранить нарушение антимонопольного законодательства или привлечь к ответственности виновное в нарушении лицо не представляется возможным, а также в случаях необходимости признания недействительными полностью или частично действие актов государственных органов, противоречащих антимонопольному законодательству.

                     5. Ответственность

      28. Уклонение от выполнения предписаний Уполномоченного органа, нарушение сроков исполнения мер антимонопольного реагирования Уполномоченного органа, содержащих основанные на законе требования, рассматривается как нарушение антимонопольного законодательства, влекущее за собой предусмотренную законодательством административную ответственность.
      29. Привлечение к ответственности руководителей субъекта рыночных отношений, субъекта естественной монополии, государственного учреждения, которому внесены меры антимонопольного реагирования, не является основанием для неисполнения требований, указанных в предписании.

                  6. Заключительные положения

      30. Территориальные комитеты вправе в своей надзорной практике применять любые меры антимонопольного реагирования в пределах своей компетенции, определенной Положением о них, за исключением тех случаев, когда в силу особой важности или по другим причинам те или иные вопросы отнесены к компетенции вышестоящего Уполномоченного органа.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.