Извлечение из приказа
Министра финансов РК
от 15.04.2008 N 179
"В соответствии с пунктом 1
статьи 27
Закона "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту методологии управления государственными активами Министерства финансов Республики Казахстан (Айтжанова Ж.Н.) в недельный срок сообщить Министерству юстиции Республики Казахстан и в официальные печатные издания о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Министр Б. Жамишев
Приложение
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 15 апреля 2008 года N 179
Перечень утративших силу некоторых нормативных
правовых актов Республики Казахстан
1. ........ .
2. ........ .
3. ........ .
4. ........ .
5. ........ .
6. ........ .
7. ........ .
8. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 мая 1999 года N 213 "Об утверждении Положения (стандарта) аудита 8 "Знание бизнеса клиента" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 815).
9. ........ .
10. ........ .
11. ........ .
12. ........ .
13. ........ .
14. ........ .
15. ........ .
16. ........ .
17. ........ .
18. ........ .
19. ........ .
20. ........ .
21. ........ .
22. ........ .
23. ........ .
24. ........ .
25. ........ .
26. ........ .
27. ........ .
28. ........ ."
__________________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года
Z980304_
"Об аудиторской деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732
Z952732_
"О бухгалтерском учете" приказываю:
1. Утвердить положение (стандарт) аудита 8 "Знание бизнеса клиента".
2. Управлению методологии бухгалтерского учета и аудита обеспечить регистрацию положения (стандарта) аудита 8 "Знание бизнеса клиента" в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на
первого вице-Министра финансов Ж.Д. Ертлесову.
4. Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня
государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики
Казахстан.
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан -
Министр финансов
Положение (стандарт) аудита 8
Знание бизнеса клиента
Введение
1. Целью настоящего положения (стандарта) аудита является установление стандартов и осуществление руководства о том, что понимается под знанием бизнеса клиента, почему оно важно для аудитора и аудиторского персонала, выполняющего обязательство, почему оно сопутствует всем стадиям аудита, а также, как приобретается и используется это знание.
2. Для проведения аудита финансовой отчетности аудитору необходимо иметь или приобрести знания о бизнесе клиента в достаточном объеме, позволяющем ему определять и понимать события, операции и практику, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет. Например, такое знание используется аудитором в оценке неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля, определении характера, сроков и масштаба аудиторских процедур.
3. Уровень знания аудитора, необходимый для выполнения обязательства, включает основную информацию об экономике, отрасли, к которой относится субъект, а также углубленное знание о деятельности субъекта. Уровень знания бизнеса, необходимый аудитору, тем не менее обычно меньше нежели уровень знания, которым обладает руководство субъекта. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в каждом конкретном обязательстве, приводится в приложении к настоящему положению (стандарту).
4. До принятия обязательства аудитору необходимо собрать предварительные сведения об отрасли, праве собственности, руководстве и деятельности субъекта, на котором предполагается провести аудит, и взвесить, можно ли достигнуть уровня знания бизнеса клиента, требуемого для проведения аудита.
5. После принятия обязательства собираются дополнительные и более подробные сведения. В пределах практически возможного аудитору необходимо получить требуемый объем знаний в начале выполнения обязательства. В ходе аудита информация оценивается, обновляется и дополняется последними данными.
6. Приобретение требуемых знаний о бизнесе клиента является непрерывным и нарастающим процессом сбора и оценки информации и соотнесения итогов приобретенных знаний с аудиторскими доказательствами на всех стадиях аудита. Например, несмотря на то, что информация собирается на стадии планирования, обычно она уточняется и дополняется на более поздних стадиях, когда аудитор и помощники аудитора получают больше информации о бизнесе клиента.
7. В случае последующих аудитов аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее. Аудитору необходимо также выполнить процедуры, предназначенные для установления значительных изменений, которые произошли после последнего аудита.
8. Аудитор может получить сведения об отрасли и субъекте из ряда источников. Например:
1) предыдущий опыт работы с субъектом и в отрасли, к которой он относится;
2) беседы с сотрудниками субъекта (например, директорами и ведущими специалистами);
3) беседы с внутренним аудиторским персоналом и обзор отчетов внутренних аудиторов;
4) беседы с другими аудиторами, юрисконсультами и другими консультантами, которые оказывали услуги этому субъекту или другим субъектам данной отрасли;
5) беседы с компетентными людьми за пределами субъекта (например, экономистами отрасли, представителями контрольных органов данной отрасли, а также заказчиками, поставщиками и конкурентами);
6) публикации, имеющие отношение к отрасли (например, государственная статистика, обзорные материалы, статьи, коммерческие журналы, отчеты, подготовленные банками, дилерами по операциям с ценными бумагами, финансовыми газетами);
7) законы и положения, в значительной степени регулирующие деятельность субъекта;
8) посещение производственных объектов и административных зданий субъекта;
9) документы, представленные субъектом (например, протоколы заседаний, материалы, разосланные акционерам или контролирующим органам, рекламные материалы, предыдущие годовые и финансовые отчеты, сметы, внутренние управленческие отчеты, периодическая финансовая отчетность, руководство по внутренней политике управления, руководство по ведению бухгалтерского учета и внутреннему контролю, план счетов, должностные инструкции, материалы по изучению рынка и планы продаж).
9. 3нание бизнеса клиента составляет основу профессионального суждения аудитора. Понимание бизнеса клиента и надлежащее использование этой информации помогает аудитору в:
1) оценке риска и выявлении проблем;
2) планировании и осуществлении аудита наиболее эффективно и квалифицированно;
3) оценке аудиторских доказательств;
4) обеспечении лучшего обслуживания клиента.
10. На всех стадиях аудитор делает суждение по многим вопросам, для которых важно знание бизнеса клиента. Например:
1) оценка неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля;
2) рассмотрение рисков, возникающих в процессе деятельности субъекта, а также действий руководства в связи с ними;
3) разработка общего плана и программы аудита;
4) определение уровня существенности и оценка того, что выбранный уровень существенности остается соответствующим;
5) оценка соответствия аудиторских доказательств с целью установить достоверность соответствующих утверждений в финансовой отчетности;
6) оценка учетных оценок и информации, представленной руководством;
7) определение таких сфер аудита, которые потребуют особого аудиторского рассмотрения и навыков;
8) определение связанных сторон и их операций;
9) выявление противоречивой информации (например, противоречивых сведений, предоставленных руководством);
10) выявление неординарных обстоятельств (например, мошенничества и несоблюдения законов и положений, несоответствия между статистическими данными и данными в финансовой отчетности);
11) сбор информации и оценка обоснованности ответов;
12) рассмотрение соответствия учетной политики и раскрытий в финансовой отчетности.
11. Аудитор должен быть уверен, что помощники, которым поручен аудит,
владеет достаточным объемом знаний о бизнесе клиента, дающим возможность
выполнять порученную им работу. Аудитору следует убедиться также в том,
что они понимают необходимость быть готовыми к сбору дополнительной
информации и ее передаче аудитору и остальным помощникам.
12. С целью эффективного использования знания о бизнесе клиента
аудитор должен учитывать влияние бизнеса на финансовую отчетность в целом
и соответствие утверждений в финансовой отчетности знанию аудитора о
бизнесе.
Приложение
Знание бизнеса клиента - вопросы, подлежащие рассмотрению
Этот перечень охватывает широкий круг вопросов, которые могут быть
использованы во многих обязательствах, однако не все вопросы следует
учитывать в каждом из них, так же, как указанный перечень не обязательно
считать полным.
1. Общие экономические факторы:
1) общий уровень экономической активности (например, спад, рост);
2) процентные ставки и доступность финансирования;
3) инфляция, валютные изменения;
4) политика правительства:
денежно-кредитная;
бюджетная;
налоговая;
финансовые стимулы (например, программы правительственной помощи);
тарифы, торговые ограничения;
5) курсы иностранной валюты и валютные ограничения.
2. Важнейшие отраслевые факторы, влияющие на бизнес клиента:
1) рынок и конкуренция;
2) циклическая или сезонная деятельность;
3) изменения в технологии производства;
4) риск в бизнесе (например, новейшая технология, высокая мода,
легкость доступа для конкуренции);
5) сокращение или расширение деятельности;
6) неблагоприятные обстоятельства (например, снижение спроса,
неиспользуемые производственные мощности, серьезная конкуренция цен);
7) важнейшие коэффициенты деятельности и статистические данные;
8) особенности бухгалтерского учета и проблемы;
9) экологические требования и проблемы, связанные с ними;
10) нормативные правовые акты;
11) энергоснабжение и расходы;
12) специфическая или уникальная методика (например, при
разработке трудовых контрактов, методов финансирования).
3. Важнейшие особенности субъекта, имеющие отношение к его
деятельности
Менеджмент и право собственности - наиболее характерные особенности:
1) форма собственности субъекта - частная, государственная (включая
любые недавние или запланированные изменения);
2) подлинные владельцы и связанные стороны (репутация в бизнесе и
опыт внутри страны, за рубежом);
3) структура капитала (включая любые недавние или запланированные
изменения);
4) организационная структура;
5) цели и философия и стратегические планы менеджмента;
6) слияние, присоединение или передача видов деятельности клиента
(запланированных или недавно оформленных);
7) источники и методы финансирования (текущие, использовавшиеся
ранее);
8) органы управления (совет директоров):
состав;
репутация в бизнесе и опыт отдельных лиц;
независимость и контроль за действующим руководством;
периодичность собраний;
существование ревизионной комиссии и объем ее деятельности;
существование норм поведения в организации;
изменения в составе профессиональных консультантов (например,
юристов);
9) действующее руководство:
опыт и репутация;
текучесть кадров;
ключевой финансовый персонал и его статус в организации;
комплектование бухгалтерской службы;
системы стимулирования или премирования как часть оплаты труда
(например, на основе дохода);
использование прогнозов и бюджетов;
давление на руководство (например, чрезмерная нагрузка на
руководство, доминирование одного лица, поддержка курса акций,
необоснованные сроки для публикации результатов);
системы управленческой информации;
10) функция внутреннего контроля (наличие, качество);
11) отношение к внутреннему контролю.
Деятельность субъекта (продукция, рынки, поставщики, затраты,
хозяйственные операции и др.);
12) характер видов деятельности (например, производство, оптовая
торговля, финансовое обслуживание, импорт-экспорт);
13) размещение производственного оборудования, складов, офисов;
14) занятость (например, по критериям местонахождения, обеспечения
кадрами, уровню заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионных
обязательств, государственного регулирования);
15) продукция или услуги и рынки (например, основные заказчики и
контракты, условия оплаты, размер дохода, доля участия в рынке,
конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии,
портфель заказов, тенденции, рыночная стратегия и цели, производственные
процессы);
16) основные поставщики товаров и услуг (например,
долгосрочные контракты, стабильность снабжения, условия снабжения,
условия оплаты, импорт, способы доставки);
17) товарно-материальные запасы (например, размещение, количество);
18) франшизы, лицензии, патенты;
19) важные категории расходов;
20) исследование и разработки;
21) активы, обязательства и сделки в иностранной валюте - по типам
валюты, хеджирование;
22) законодательство, которое в значительной степени влияет на
деятельность субъекта;
23) существующие информационные системы, наличие планов по внесению
изменений в них;
24) структура долга, включая договоры и ограничения;
Финансовые результаты деятельности - факторы, имеющие отношение к
финансовому положению и рентабельности;
25) основные коэффициенты деятельности и статистические данные;
26) тенденции развития;
Условия составления отчета - внешние факторы, которые оказывают
воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.
Законодательство
27) регулирующая среда и требования;
28) налогообложение;
29) измерения и раскрытия, характерные для данной деятельности;
30) требования к аудиторскому отчету;
31) пользователи финансовой отчетности.