Об утверждении положения (стандарта) аудита 8 "Знание бизнеса клиента"

Утративший силу

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 мая 1999 года N 213. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 23.06.1999 г. за N 815. Утратил силу приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 апреля 2008 года N 179.

  Извлечение из приказа
Министра финансов РК
от 15.04.2008 N 179

      "В соответствии с пунктом 1  статьи 27  Закона "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Департаменту методологии управления государственными активами Министерства финансов Республики Казахстан (Айтжанова Ж.Н.) в недельный срок сообщить Министерству юстиции Республики Казахстан и в официальные печатные издания о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.

      Министр                                    Б. Жамишев

Приложение           
к приказу Министра финансов 
Республики Казахстан    
от 15 апреля 2008 года N 179

Перечень утративших силу некоторых нормативных
правовых актов Республики Казахстан

      1.  ........ .
      2.  ........ .
      3.  ........ .
      4.  ........ .
      5.  ........ .
      6.  ........ .
      7.  ........ .
      8.  Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 мая 1999 года N 213 "Об утверждении Положения (стандарта) аудита 8 "Знание бизнеса клиента" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 815).
      9.  ........ .
      10. ........ .
      11. ........ .
      12. ........ .
      13. ........ .
      14. ........ .
      15. ........ .
      16. ........ .
      17. ........ .
      18. ........ .
      19. ........ .
      20. ........ .
      21. ........ .
      22. ........ .
      23. ........ .
      24. ........ .
      25. ........ .
      26. ........ .
      27. ........ .
      28. ........ ."

__________________________________________________________________________

      В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года  Z980304_  "Об аудиторской деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732  Z952732_  "О бухгалтерском учете" приказываю: 
      1. Утвердить положение (стандарт) аудита 8 "Знание бизнеса клиента". 
      2. Управлению методологии бухгалтерского учета и аудита обеспечить регистрацию положения (стандарта) аудита 8 "Знание бизнеса клиента" в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке. 
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на 

 

первого вице-Министра финансов Ж.Д. Ертлесову.

     4. Установить, что настоящий приказ вступает в силу со дня 

государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики 

Казахстан. 

 

Заместитель Премьер-Министра 

    Республики Казахстан -

      Министр финансов

     

                      Положение (стандарт) аудита 8

                         Знание бизнеса клиента

     

     Введение

 

 
      1. Целью настоящего положения (стандарта) аудита является установление стандартов и осуществление руководства о том, что понимается под знанием бизнеса клиента, почему оно важно для аудитора и аудиторского персонала, выполняющего обязательство, почему оно сопутствует всем стадиям аудита, а также, как приобретается и используется это знание. 
      2. Для проведения аудита финансовой отчетности аудитору необходимо иметь или приобрести знания о бизнесе клиента в достаточном объеме, позволяющем ему определять и понимать события, операции и практику, которые, по мнению аудитора, могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторский отчет. Например, такое знание используется аудитором в оценке неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля, определении характера, сроков и масштаба аудиторских процедур. 
      3. Уровень знания аудитора, необходимый для выполнения обязательства, включает основную информацию об экономике, отрасли, к которой относится субъект, а также углубленное знание о деятельности субъекта. Уровень знания бизнеса, необходимый аудитору, тем не менее обычно меньше нежели уровень знания, которым обладает руководство субъекта. Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в каждом конкретном обязательстве, приводится в приложении к настоящему положению (стандарту). 

 
      Получение знания о бизнесе клиента 

 
      4. До принятия обязательства аудитору необходимо собрать предварительные сведения об отрасли, праве собственности, руководстве и деятельности субъекта, на котором предполагается провести аудит, и взвесить, можно ли достигнуть уровня знания бизнеса клиента, требуемого для проведения аудита. 
      5. После принятия обязательства собираются дополнительные и более подробные сведения. В пределах практически возможного аудитору необходимо получить требуемый объем знаний в начале выполнения обязательства. В ходе аудита информация оценивается, обновляется и дополняется последними данными. 
      6. Приобретение требуемых знаний о бизнесе клиента является непрерывным и нарастающим процессом сбора и оценки информации и соотнесения итогов приобретенных знаний с аудиторскими доказательствами на всех стадиях аудита. Например, несмотря на то, что информация собирается на стадии планирования, обычно она уточняется и дополняется на более поздних стадиях, когда аудитор и помощники аудитора получают больше информации о бизнесе клиента. 
      7. В случае последующих аудитов аудитор обновляет и заново оценивает информацию, собранную ранее. Аудитору необходимо также выполнить процедуры, предназначенные для установления значительных изменений, которые произошли после последнего аудита. 
      8. Аудитор может получить сведения об отрасли и субъекте из ряда источников. Например: 
      1) предыдущий опыт работы с субъектом и в отрасли, к которой он относится; 
      2) беседы с сотрудниками субъекта (например, директорами и ведущими специалистами); 
      3) беседы с внутренним аудиторским персоналом и обзор отчетов внутренних аудиторов; 
      4) беседы с другими аудиторами, юрисконсультами и другими консультантами, которые оказывали услуги этому субъекту или другим субъектам данной отрасли; 
      5) беседы с компетентными людьми за пределами субъекта (например, экономистами отрасли, представителями контрольных органов данной отрасли, а также заказчиками, поставщиками и конкурентами); 
      6) публикации, имеющие отношение к отрасли (например, государственная статистика, обзорные материалы, статьи, коммерческие журналы, отчеты, подготовленные банками, дилерами по операциям с ценными бумагами, финансовыми газетами); 
      7) законы и положения, в значительной степени регулирующие деятельность субъекта; 
      8) посещение производственных объектов и административных зданий субъекта; 
      9) документы, представленные субъектом (например, протоколы заседаний, материалы, разосланные акционерам или контролирующим органам, рекламные материалы, предыдущие годовые и финансовые отчеты, сметы, внутренние управленческие отчеты, периодическая финансовая отчетность, руководство по внутренней политике управления, руководство по ведению бухгалтерского учета и внутреннему контролю, план счетов, должностные инструкции, материалы по изучению рынка и планы продаж). 

 
      Применение знания о бизнесе клиента 

 
      9. 3нание бизнеса клиента составляет основу профессионального суждения аудитора. Понимание бизнеса клиента и надлежащее использование этой информации помогает аудитору в: 
      1) оценке риска и выявлении проблем; 
      2) планировании и осуществлении аудита наиболее эффективно и квалифицированно; 
      3) оценке аудиторских доказательств; 
      4) обеспечении лучшего обслуживания клиента. 
      10. На всех стадиях аудитор делает суждение по многим вопросам, для которых важно знание бизнеса клиента. Например: 
      1) оценка неотъемлемого риска и риска внутреннего контроля; 
      2) рассмотрение рисков, возникающих в процессе деятельности субъекта, а также действий руководства в связи с ними; 
      3) разработка общего плана и программы аудита; 
      4) определение уровня существенности и оценка того, что выбранный уровень существенности остается соответствующим; 
      5) оценка соответствия аудиторских доказательств с целью установить достоверность соответствующих утверждений в финансовой отчетности; 
      6) оценка учетных оценок и информации, представленной руководством; 
      7) определение таких сфер аудита, которые потребуют особого аудиторского рассмотрения и навыков; 
      8) определение связанных сторон и их операций; 
      9) выявление противоречивой информации (например, противоречивых сведений, предоставленных руководством); 
      10) выявление неординарных обстоятельств (например, мошенничества и несоблюдения законов и положений, несоответствия между статистическими данными и данными в финансовой отчетности); 
      11) сбор информации и оценка обоснованности ответов; 
      12) рассмотрение соответствия учетной политики и раскрытий в финансовой отчетности. 
      11. Аудитор должен быть уверен, что помощники, которым поручен аудит, 

 

владеет достаточным объемом знаний о бизнесе клиента, дающим возможность 

выполнять порученную им работу. Аудитору следует убедиться также в том, 

что они понимают необходимость быть готовыми к сбору дополнительной 

информации и ее передаче аудитору и остальным помощникам.

     12. С целью эффективного использования знания о бизнесе клиента 

аудитор должен учитывать влияние бизнеса на финансовую отчетность в целом 

и соответствие утверждений в финансовой отчетности знанию аудитора о 

бизнесе.

 

                                                         Приложение

 

        Знание бизнеса клиента - вопросы, подлежащие рассмотрению

 

     Этот перечень охватывает широкий круг вопросов, которые могут быть 

использованы во многих обязательствах, однако не все вопросы следует 

учитывать в каждом из них, так же, как указанный перечень не обязательно 

считать полным.

     1. Общие экономические факторы:

     1) общий уровень экономической активности (например, спад, рост);

     2) процентные ставки и доступность финансирования;

     3) инфляция, валютные изменения;

     4) политика правительства:

     денежно-кредитная;

     бюджетная;

     налоговая;

     финансовые стимулы (например, программы правительственной помощи);

     тарифы, торговые ограничения;

     5) курсы иностранной валюты и валютные ограничения.

     2. Важнейшие отраслевые факторы, влияющие на бизнес клиента:

     1) рынок и конкуренция;

     2) циклическая или сезонная деятельность;

     3) изменения в технологии производства;

     4) риск в бизнесе (например, новейшая технология, высокая мода, 

легкость доступа для конкуренции);

     5) сокращение или расширение деятельности;

     6) неблагоприятные обстоятельства (например, снижение спроса, 

неиспользуемые производственные мощности, серьезная конкуренция цен);

     7) важнейшие коэффициенты деятельности и статистические данные;

     8) особенности бухгалтерского учета и проблемы;

     9) экологические требования и проблемы, связанные с ними;

     10) нормативные правовые акты;

     11) энергоснабжение и расходы;

 
      12) специфическая или уникальная методика (например, при 

 

разработке трудовых контрактов, методов финансирования).

 

     3. Важнейшие особенности субъекта, имеющие отношение к его 

        деятельности

     Менеджмент и право собственности - наиболее характерные особенности:

     1) форма собственности субъекта - частная, государственная (включая 

любые недавние или запланированные изменения);

     2) подлинные владельцы и связанные стороны (репутация в бизнесе и 

опыт внутри страны, за рубежом);

     3) структура капитала (включая любые недавние или запланированные 

изменения);

     4) организационная структура;

     5) цели и философия и стратегические планы менеджмента; 

     6) слияние, присоединение или передача видов деятельности клиента 

(запланированных или недавно оформленных);

     7) источники и методы финансирования (текущие, использовавшиеся 

ранее);

     8) органы управления (совет директоров):

     состав;

     репутация в бизнесе и опыт отдельных лиц;

     независимость и контроль за действующим руководством;

     периодичность собраний;

     существование ревизионной комиссии и объем ее деятельности;

     существование норм поведения в организации;

     изменения в составе профессиональных консультантов (например, 

юристов);

     9) действующее руководство:

     опыт и репутация;

     текучесть кадров;

     ключевой финансовый персонал и его статус в организации;

     комплектование бухгалтерской службы;

     системы стимулирования или премирования как часть оплаты труда 

(например, на основе дохода);

     использование прогнозов и бюджетов;

     давление на руководство (например, чрезмерная нагрузка на 

руководство, доминирование одного лица, поддержка курса акций, 

необоснованные сроки для публикации результатов);

     системы управленческой информации;

     10) функция внутреннего контроля (наличие, качество);

     11) отношение к внутреннему контролю.

     Деятельность субъекта (продукция, рынки, поставщики, затраты, 

хозяйственные операции и др.);

     12) характер видов деятельности (например, производство, оптовая 

торговля, финансовое обслуживание, импорт-экспорт);

     13) размещение производственного оборудования, складов, офисов;

 
      14) занятость (например, по критериям местонахождения, обеспечения 

 

кадрами, уровню заработной платы, соглашения с профсоюзами, пенсионных 

обязательств, государственного регулирования);

     15) продукция или услуги и рынки (например, основные заказчики и 

контракты, условия оплаты, размер дохода, доля участия в рынке, 

конкуренты, экспорт, ценовая политика, репутация продукции, гарантии, 

портфель заказов, тенденции, рыночная стратегия и цели, производственные 

процессы);

     16) основные поставщики товаров и услуг (например, 

долгосрочные контракты, стабильность снабжения, условия снабжения, 

условия оплаты, импорт, способы доставки);

     17) товарно-материальные запасы (например, размещение, количество);

     18) франшизы, лицензии, патенты;

     19) важные категории расходов;

     20) исследование и разработки;

     21) активы, обязательства и сделки в иностранной валюте - по типам 

валюты, хеджирование;

     22) законодательство, которое в значительной степени влияет на 

деятельность субъекта;

     23) существующие информационные системы, наличие планов по внесению 

изменений в них;

     24) структура долга, включая договоры и ограничения;

     Финансовые результаты деятельности - факторы, имеющие отношение к 

финансовому положению и рентабельности;

     25) основные коэффициенты деятельности и статистические данные;

     26) тенденции развития;

     Условия составления отчета - внешние факторы, которые оказывают 

воздействие на руководство в процессе подготовки финансовой отчетности.

     

     Законодательство

     27) регулирующая среда и требования;

     28) налогообложение;

     29) измерения и раскрытия, характерные для данной деятельности;

     30) требования к аудиторскому отчету;

     31) пользователи финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

                                                                       

                                               

      

      

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.