Извлечение из приказа
Министра финансов РК
от 15.04.2008 N 179
"В соответствии с пунктом 1
статьи 27
Закона "О нормативных правовых актах" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Признать утратившими силу некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту методологии управления государственными активами Министерства финансов Республики Казахстан (Айтжанова Ж.Н.) в недельный срок сообщить Министерству юстиции Республики Казахстан и в официальные печатные издания о признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня подписания.
Министр Б. Жамишев
Приложение
к приказу Министра финансов
Республики Казахстан
от 15 апреля 2008 года N 179
Перечень утративших силу некоторых нормативных
правовых актов Республики Казахстан
1. ........ .
2. ........ .
3. ........ .
4. ........ .
5. ........ .
6. ........ .
7. ........ .
8. ........ .
9. ........ .
10. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 19 мая 1999 года N 215 "Об утверждении Положения (стандарта) аудита 10 "Аудиторские доказательства" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за N 823).
11. ........ .
12. ........ .
13. ........ .
14. ........ .
15. ........ .
16. ........ .
17. ........ .
18. ........ .
19. ........ .
20. ........ .
21. ........ .
22. ........ .
23. ........ .
24. ........ .
25. ........ .
26. ........ .
27. ........ .
28. ........ ."
__________________________________________________________________________
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 20 ноября 1998 года
Z980304_
"Об аудиторской деятельности" и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, от 26 декабря 1995 года № 2732
Z952732_
"О бухгалтерском учете" приказываю:
1. Утвердить положение (стандарт) аудита 10 "Аудиторские доказательства".
2. Управлению методологии бухгалтерского учета и аудита обеспечить регистрацию положения (стандарта) аудита 10 "Аудиторские доказательства" в Министерстве юстиции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке.
3. Установить, что настоящее положение (стандарт) аудита вступает в силу со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Считать утратившими силу приказы Министерства финансов Республики Казахстан от 10.09.98 г. № 421 и Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 31.08.98 г. № 133.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-Министра финансов Ж.Д. Ертлесову.
Министр
Положение (стандарт) аудита 10
Аудиторские доказательства
Введение
1. Настоящее положение (стандарт) аудита обеспечивает руководство в отношении количества и качества аудиторских доказательств, получаемых при аудите финансовой отчетности, а также по процедурам, выполняемым для сбора таких аудиторских доказательств.
2. Аудитор должен получить достаточные соответствующие аудиторские доказательства для формирования обоснованных выводов, на которых основывается аудиторское мнение.
3. Аудиторские доказательства получаются на основе соответствующего сочетания тестов контроля и процедур по существу. При определенных обстоятельствах доказательства могут быть получены только на основе процедур по существу.
4. Аудиторские доказательства подразумевают информацию, полученную аудитором для формирования выводов, на которых основывается аудиторское мнение. Для получения аудиторских доказательств используются первичные документы и бухгалтерские записи, составляющие основу финансовой отчетности, и подтверждающая информация из других источников.
5. Тесты контроля означают тесты, выполняемые с целью получения аудиторских доказательств относительно организации и эффективности применения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
6. Процедуры по существу выполняются с целью получения аудиторских доказательств о выявлении существенных искажений в финансовой отчетности, которые бывают двух типов:
1) тесты операций и сальдо счетов на детальной основе;
2) аналитические процедуры.
7. Понятия достаточности и соответствия взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов контроля и процедур по существу. Достаточность относится к количеству аудиторских доказательств, соответствие относится к качеству аудиторских доказательств, их уместности по отношению к конкретным утверждениям и достоверности. Как правило, аудитор больше располагает аудиторскими доказательствами убедительного характера, чем заключительного и, зачастую, собирает аудиторские доказательства из различных источников или источников различного характера для подтверждения одного и того же утверждения.
8. При формировании аудиторского мнения аудитор обычно не проверяет всю доступную информацию, поскольку выводы относительно сальдо счетов, классов хозяйственных операций или контроля могут быть получены с помощью суждений или методов статистической выборки.
9. На суждение аудитора о достаточности и соответствии аудиторских доказательств влияют следующие факторы:
1) оценка аудитором характера и уровня неотъемлемого риска как на уровне финансовой отчетности, так и на уровне сальдо счетов или классов хозяйственных операций;
2) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также оценка риска внутреннего контроля;
3) существенность проверяемой статьи;
4) опыт, приобретенный во время проведения предыдущих аудитов;
5) результаты аудиторских процедур, включая мошенничество и ошибки, которые могли быть обнаружены;
6) источник и достоверность имеющейся информации.
10. При получении аудиторских доказательств на основе проведения тестов контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и соответствие аудиторских доказательств для подтверждения оцененного ранее уровня риска внутреннего контроля.
11. Аспектами систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, относительно которых аудитор собирает доказательства, являются:
1) организация: системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля разработаны надлежащим образом для предотвращения и (или) обнаружения и исправления существенных искажений;
2) функционирование: системы существуют и эффективно проработали в течение соответствующего периода времени.
12. При получении аудиторских доказательств для подтверждения утверждений в финансовой отчетности аудитор должен рассмотреть достаточность и соответствие аудиторских доказательств, полученных в результате процедур по существу вместе с любыми доказательствами, полученными в результате тестов контроля.
13. Утверждения в финансовой отчетности - это утверждения руководства, четко выраженные или подразумеваемые в финансовой отчетности, подразделяемые на следующие категории:
1) о наличии: актив или обязательство существует на определенную дату;
2) о правах и обязанностях: актив или обязательство имеет соответствующее отношение к субъекту на определенную дату;
3) о явлении: операция или другое событие, имеющие отношение к субъекту, произошли в течение определенного периода;
4) о завершенности: отсутствие неучтенных активов, обязательств, хозяйственных операций или других событий, а также нераскрытых статей;
5) об определении стоимости: актив или обязательство отражаются по соответствующей балансовой стоимости;
6) об измерении: операция или прочее событие учитываются по соответствующей сумме, а доходы или расходы отражаются в соответствующем периоде;
7) о представлении и раскрытии: статья раскрывается, классифицируется и описывается в соответствии с установленными требованиями.
14. Обычно аудиторские доказательства получаются по каждому утверждению в финансовой отчетности. Аудиторские доказательства относительно одного утверждения (например, аудиторские доказательства о наличии товарно-материальных запасов) не восполняют недостаток доказательств относительно другого утверждения (например, об определении стоимости). Характер, сроки и объем процедур по существу изменяются в зависимости от утверждений. Тесты могут предоставить аудиторские доказательства в отношении более чем одного утверждения. Например, взыскание дебиторской задолженности может предоставить аудиторские доказательства как относительно наличия, так и относительно определения стоимости.
15. Достоверность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутренний или внешний) и характера (визуальный, документальный или устный). Несмотря на то, что достоверность аудиторских доказательств зависит от индивидуальных обстоятельств, следующие обобщения могут помочь в оценке достоверности аудиторских доказательств:
1) аудиторские доказательства из внешних источников (например, подтверждения, полученные от третьей стороны) более достоверны, чем доказательства из внутренних источников;
2) аудиторские доказательства из внутренних источников более достоверны, когда системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля эффективны;
3) аудиторские доказательства, полученные непосредственно аудитором, более достоверны, чем доказательства, полученные от субъекта;
4) аудиторские доказательства в форме документов и письменных представлений более достоверны, чем в устной форме.
16. Аудиторские доказательства более убедительны, если они собраны из различных источников или источников различного характера и последовательны. При таких обстоятельствах аудитор может получить совокупную степень доверия, превышающую ту, которая была бы получена из аудиторских доказательств, рассмотренных индивидуально. И, напротив, если аудиторские доказательства, собранные из одного источника не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, аудитор должен определить, какие дополнительные процедуры необходимы для устранения такой непоследовательности.
17. Аудитор должен учитывать соотношение между затратами на получение аудиторских доказательств и полезностью полученной информации. Однако, вопрос сложности и затрат сам по себе не является веским основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры.
18. Когда аудитор обоснованно сомневается по какому-либо существенному утверждению в финансовой отчетности, он должен предпринять меры по получению достаточных соответствующих аудиторских доказательств для устранения такого сомнения. Если достаточные соответствующие аудиторские доказательства получить не удается, то аудитор должен выразить условное мнение или отказаться от выражения мнения.
19. Аудитор получает аудиторские доказательства с помощью одной или нескольких процедур: изучение, наблюдение, запрос и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры. Сроки проведения процедур частично зависят от тех периодов времени, в течение которых они доступны.
20. Изучение заключается в проверке записей, документов или материальных активов. Изучение записей и документов позволяет получить аудиторские доказательства различной степени достоверности в зависимости от их характера и источника, а также эффективности внутреннего контроля при их обработке. В число трех основных категорий документальных аудиторских доказательств, обеспечивающих различные степени достоверности, входят:
1) документальные аудиторские доказательства, созданные и имеющиеся в наличии у третьей стороны;
2) документальные аудиторские доказательства, созданные третьей стороной, но имеющиеся в наличии у субъекта;
3) документальные аудиторские доказательства, созданные и имеющиеся в наличии у субъекта.
По материальным активам обеспечиваются достоверные аудиторские доказательства относительно их наличия, но не обязательно относительно права собственности или определения стоимости.
Наблюдение
21. Аудитор наблюдает за процессом или процедурами, выполняемыми другими лицами, например, наблюдение за подсчетом товарно-материальных запасов работниками субъекта или осуществлением контрольных процедур, не оставляющих следов ревизии.
22. Запрос заключается в поиске информации у осведомленных лиц внутри или за пределами субъекта. Запросы могут быть оформлены как в виде официальных письменных, адресованных третьим сторонам, так и неофициальных устных запросов, адресованных лицам внутри субъекта. Ответы на запросы могут обеспечить аудитора информацией, не имевшейся у него ранее, или подкрепить имеющиеся аудиторские доказательства.
23. Подтверждение состоит в ответе на запрос для подтверждения информации, содержащейся в бухгалтерских записях. Например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов.
24. Подсчет заключается в проверке арифметической точности данных в первичных документах и бухгалтерских записях или выполнении самостоятельных расчетов.
25. Аналитические процедуры состоят в анализе существенных показателей и тенденций, включая результаты изучения изменений и соотношений, которые отличаются от другой соответствующей информации или прогнозируемых сумм.
26. При проведении аудита субъектов государственного сектора аудитору необходимо принять во внимание законодательные и иные нормативные правовые акты, оказывающие влияние на полномочия аудитора и любые аудиторские требования. Такие требования могут влиять, например, на степень полномочий аудитора при установлении существенности и суждении относительно характера и объема аудиторских процедур. Параграф 9 настоящего СА применяется только после рассмотрения таких ограничений по аудиторскому суждению.