В целях совершенствования безналичной оплаты мест парковок автотранспорта на временных стоянках г.Алматы, повышения качества обслуживания населения, обеспечения полноты сбора денежных средств, Аким города Алматы
Р Е Ш И Л:
1. Внедрить в течение 1999 года безналичную систему оплаты мест парковки автотранспорта на временных стоянках г.Алматы.
2. Принять предложение АО "Инфотранс" (Абдигалиев Н.К.) по внедрению системы безналичной оплаты парковки автотранспорта на временных стоянках г.Алматы (Приложение № 1).
3. АО "Благоустройство" (Карпов А.Я.) заключить в месячный срок с ОАО "Инфотранс" договор на поставку и внедрение системы безналичной оплаты мест парковок на временных стоянках и обеспечению возврата денежных средств после внедрения.
4. Городскому комитету по экономике (Васильева Л.А.) произвести корректировку планов поступления денежных средств с временных автостоянок с учетом затрат, сроков внедрения системы безналичной оплаты и внедрения новых коэффициентов.
5. Департаменту по управлению коммунальной собственностью (Касымов А.) определить балансодержателя данной системы после завершения пуско-наладочных работ АО "Инфотранс".
6. Контроль за исполнением данного решения возложить на первого заместителя Акима г.Алматы Заяц Я.И.
Аким города Алматы В.Храпунов
Приложение 1
к решению акима г.Алматы
1 декабря 1999г. № 1155
Программа работ
по вводу системы безналичного сбора средств
за парковку автотранспорта
1. Введение.
В данном документе предлагается концепция организации системы безналичного расчета на временных стоянках г.Алматы.
1.1. Оценка существующей системы оплаты мест парковок на временных стоянках г.Алматы.
Состав и характеристики временных стоянок приведены в табл. 1.
К основным характеристикам, определяющих эффективность временной стоянки относятся:
- количество паркомест - Nпм;
- коэффициент сменности автотранспорта - Ксм;
- коэффициент оплачиваемости - Копл;
- расчетное количество дней в месяце - Тм;
- тарифная ставка за одну парковку - Сст.
Усредненные количественные показатели указанных характеристик, которые можно использовать в качестве исходных данных, имеют следующие значения:
Ксм = 1,5; Копл = 0,6; Тм = 25 дней; Сст = 50 тенге (1)
Денежный поток с одного паркоместа в течение одного месяца qст определяется следующим выражением:
qст = Ксм х Копл х Тм х Сст тенге. (2)
Количественно для одного определенного паркоместа это составляет:
qст = 1,5 х 0,6 х 25 х 50 = 1125 тенге
Суммарный денежный поток с временной стоянки Qст составит:
Qст = qст х Nпм тенге (3)
Существующая технология сбора денежных средств на стоянках заключается в сборе наличности контролером, который при этом обязан выдавать квитанцию об оплате. Инкассация наличности производится управлением временных стоянок ежедневно.
Анализ факторов, влияющих на величину qст показывает, что, коэффициент оплаты Копл на всех стоянках значительно меньше единицы. На некоторых стоянках (например, строительный рынок "Сауран") этот коэффициент составляет только 0,31. Также невысок коэффициент сменности Ксм, например на стоянке "Кайрат" этот показатель меньше единицы, Ксм = 0,8. Таким образом при наличии эффективного механизма оперативного контроля потоков наличности на стоянках имеются резервы значительного роста (в 1,5 - 2 раза) показателя qст.
1.2. Существующий опыт решения проблемы.
В большинстве стран Европы и Азии проблема обслуживания парковок решается следующим образом.
В местах предполагаемого скопления автомобилей на стоянке оборудуются так называемые паркоматы. Водитель подъезжает к установленному прибору - паркомату, при помощи специальной карты или наличных денег оплачивает стоянку. Тариф при этом повременный. Варианты проверки правильности оплаты на стоянках различные - периодический контроль выбранной машины, центральное сообщение между паркоматами в сети об окончании времени парковки и др.
Достоинства системы - исключение человеческого фактора из движения потока наличности на стоянках, минимальный обслуживающий персонал.
Недостатки - значительная капиталоемкость, незащищенность паркоматов от актов вандализма, длительный процесс установления правопорядка на стоянках. Для сокращения времени достижения стопроцентной оплачиваемости необходимы дополнительные капиталовложения в виде ограждений, шлагбаумов и прочее, что не всегда представляется возможным.
2. Адаптация существующего опыта к условиям г.Алматы.
Предлагается следующая технология безналичных расчетов на временных стоянках г.Алматы.
Контролер на стоянке остается главным элементом системы. В его функции входит контроль парковки автотранспорта на свободное паркоместо и осуществление с водителем безналичного расчета. Для выполнения последней функции контролер обеспечивается носимым устройством для считывания/записи информации на пластиковую карточку (в дальнейшем ридер).
В качестве безналичного платежного средства в системе парковки используется чиповая пластиковая карточка (в дальнейшем ПК). ПК реализуется водителям автотранспорта в сети розничной торговли, в банках и других учреждениях. ПК представляет собой оплаченную дебетовую карточку на различное количество условных единиц (количество парковок, время стоянки и т.д.).
Технологически оплата за парковку автотранспорта состоит в следующем.
Водитель паркуемой автомашины предъявляет контролеру ПК. Контролер вставляет ПК в ридер, убеждается в достаточном для парковки наличии денежных средств и производит списание необходимой суммы. После этого контролер выдает водителю квитанцию об оплате, которую он обязан закрепить за ветровым стеклом автомашины. В случае повременного учета, контролер после предъявления ему ПК производит на ней временную отметку, после чего оставляет у себя ПК, а водителю выдает взамен карту-жетон с проставленным номером, которую укрепляет за ветровым стеклом автомашины.
По окончании времени стоянки водитель обращается к контролеру за ПК. Контролер вставляет ПК в ридер, производит отметку времени окончания и считывает необходимую сумму за парковку. После этого он выдает водителю ПК и квитанцию об оплате. Совершенная денежная транзакция по описанной выше схеме запоминается в ридере.
По окончании смены контролер фиксирует совершенные за день транзакции с закрепленных за ним 20-ти мест на контрольной карте контролера (КК), которая представляет чиповую ПК с расширенным объемом оперативной памяти.
Инкассация денежных средств с КК производится ежедневно в процессинговом центре (ПЦ) Управления временными стоянками. ПЦ представляет собой компьютерный центр на базе сервера, обеспечивающего оперативный контроль движения наличности на всех стоянках г.Алматы. Ежедневно в ПЦ производится контроль плановых показателей работы стоянок с использованием данных КК, количества выпущенных в обращение ПК, выдача отчетов по установленной форме.
Состав и стоимость единовременных затрат на введение системы безналичных расчетов на временных стоянках г.Алматы приведены в таблице 2.
3. Схема финансирования системы.
3.1. Основные источники финансирования:
а) дополнительный планируемый доход за счет реализации ПК;
б) плановые отчисления в городской бюджет.
Оценку дополнительного дохода за счет реализации ПК можно провести, используя следующие допущения и предположения:
- ввод ПК осуществляется поэтапно в течение 1999г.;
- на этапах ввода ПК их реализацию осуществляют контролеры временных стоянок;
- в период ввода ПК на стоянках допускается оплата как наличными средствами, так и ПК.
С учетом сделанных допущений введем дополнительные характеристики временных стоянок:
- количество ежедневно реализуемых ПК на одно паркоместо - Nпм;
- количество парковок на одной ПК - м;
- коэффициент повторного обслуживания транспортного средства одним контролером - rпк;
- доход с одного паркоместа по новой технологии - qнт;
- тариф за одну парковку по новой технологии - снт;
Для определения денежного потока с одного паркоместа в течение одного месяца воспользуемся следующим соотношением:
Qнт = qст + (m - rпк) х снт х Тм (4)
Так, при снт = Сст = 50 тенге, Тм = 25 дней, rпк = 2, получим:
qнт = qст + (5 - 2) х 5,0 х 25 = qст + 3750 тенге
Как видно, из сопоставления (3) и (4), наличие в (4) дополнительного выражения (m - rпк) х снт х Тм, обусловливает дополнительный доход в 3750 тенге, при m = 5 и rпк =2. В крайнем варианте, при m = rпк, доход с одного паркоместа при новой технологии будет равен доходу при существующей технологии.
Вышеприведенный пример иллюстрирует, что при введении ПК можно прогнозировать дополнительный доход, достаточный для окупаемости системы в течение двух лет.
3.2. Условия реализации системы безналичной оплаты парковки автотранспорта на временных стоянках г.Алматы определяется прилагаемым договором лизинга.
Зав.Отделом благоустройства
Аппарата Акима г.Алматы С.И.Сазонов
Таблица 1
Перечень временных стоянок г.Алматы
для внедрения системы безналичных расчетов
за парковку автотранспорта
Наименование стоянки |
Характеристика стоянок |
|||
Кол-во мест
|
Оборот
|
% оплаты |
Плановые
|
|
Рынок Тастак |
200 |
1,6 |
0,56 |
225000 |
Рынок Жулдуз |
170 |
3 |
0,81 |
468800 |
Рынок Никольский |
75 |
1,8 |
0,37 |
52500 |
Строительный рынок |
30 |
2 |
0,53 |
43750 |
Магазин Юбилейный |
20 |
1,3 |
0,42 |
15600 |
Солянка |
40 |
1,5 |
0,5 |
40000 |
БТИ Мечникова |
30 |
2 |
0,24 |
15400 |
Диагностика |
30 |
1 |
0,33 |
11000 |
Рынок Карим |
35 |
1,1 |
0,3 |
15000 |
Гостиница Алия |
35 |
1,1 |
0,3 |
18000 |
Рынок Тигрохауд |
220 |
1,2 |
0,61 |
260000 |
Таугуль |
50 |
1,2 |
0,53 |
48000 |
Рынок Жана |
120 |
1 |
0,96 |
130000 |
Сары Арка |
40 |
1,2 |
0,54 |
35000 |
Рынок Арыстан |
40 |
1,2 |
0,54 |
47500 |
Рынок Баян Аул |
320 |
1 |
0,4 |
160000 |
Вокзал-2 |
70 |
1,4 |
0,61 |
78000 |
Универ. Рынок, (север) |
830 |
1,8 |
0,65 |
1150000 |
ТОО Зангар |
100 |
2 |
0,44 |
132000 |
Жибек ж. - Кунаева |
84 |
0,7 |
0,23 |
15500 |
Кунаева-Аймаутова |
120 |
1,2 |
0,51 |
93600 |
авт. Саяхат |
30 |
0,6 |
0,62 |
15500 |
Жибек ж.- Желтоксан |
40 |
1 |
0,25 |
15500 |
Стр. рынок Сауран |
30 |
1,3 |
0,31 |
15500 |
Гоголя-Панфилова |
70 |
0,7 |
0,24 |
18200 |
Атакент |
80 |
1,2 |
0,48 |
57500 |
Рынок Кайрат |
90 |
0,8 |
0,63 |
80000 |
АО Благоустройство |
30 |
0,8 |
0,42 |
20000 |
Казкоммерцбанк |
30 |
1 |
0,53 |
17600 |
Абая-Ауэзова |
40 |
1 |
0,3 |
15000 |
ПО Арасан |
50 |
2 |
0,62 |
87000 |
Береке-Жибек ж. |
430 |
1,5 |
0,67 |
540000 |
Тулпар |
40 |
1,2 |
0,42 |
25500 |
авт. Саяхат |
20 |
1,2 |
0,67 |
20000 |
Ак-Булак |
40 |
2,1 |
0,45 |
42500 |
Рынок Алматы I |
180 |
2,5 |
0,3 |
150000 |
Аэропорт |
200 |
2,2 |
0,69 |
218400 |
Вокзал-I |
160 |
2,9 |
0,35 |
111000 |
Алтай |
20 |
1,2 |
0,33 |
12500 |
Всего |
4239 |
|
|
4516350 |
Таблица 2
Спецификация
на систему безналичных расчетов за парковку
автотранспорта на временных стоянках г.Алматы
№ п/п |
Состав оборудования, работ |
Единица изм. |
Кол-во |
Цена USD |
СтоимостьUSD |
1. |
Платежный терминал (ридер) LPD-6000 |
шт. |
243 |
960 |
233280 |
2. |
Микропроцессорная карта контролера |
шт. |
1215 |
5 |
7575 |
3. |
Карта-жетон |
шт. |
10000 |
1 |
10000 |
4. |
Система безналичных расчетов за парковку автотранспорта, в том числе: |
компл. |
1 |
33050 |
33050 |
4.1. |
Сервер Pentium II 300 Мгц/64Мб/2,5Гб/ Мультимедийный/ с сетевыми средствами/ с карманом ПК |
шт. |
1 |
3050 |
3050 |
4.2. |
Термопринтер для нанесения изображений на пластиковую карточку |
шт. |
1 |
5750 |
5750 |
4.3. |
Программное обеспечение: |
|
|
|
|
|
- системное |
шт. |
1 |
4000 |
4000 |
|
- прикладное |
шт. |
1 |
11000 |
11000 |
|
- терминальное |
шт. |
1 |
9000 |
9000 |
4.4. |
UРS |
шт. |
1 |
250 |
250 |
5. |
Монтаж, наладка, обучение |
|
|
|
56700 |
6. |
НДС 20 % |
|
|
|
68137 |
|
Итого |
|
|
|
408823 |