ОТВОД ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Новый

Строительные нормы Республики Казахстан СН РК 3.03-02-2013, утверждены приказом Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсам Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 156-НҚ.

      Дата введения 2015-07-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1

РАЗРАБОТАН:

АО "КазНИИСА", ТОО "Монолитстрой-2011"

2

ПРЕДСТАВЛЕН:

Управлением технического регулирования и нормирования Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики Республики Казахстан

3

УТВЕРЖДЕН (ы) И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ:

Приказом Комитета по делам строительства, жилищно- коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства Национальной экономики Республики Казахстан от 29.12.2014 № 156-НҚ с 1 июля 2015 года.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

      Настоящие строительные нормы разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", нормативными правовыми и техническими актами, регламентирующими нормы отвода земель для автомобильных дорог общего пользования и подземных дорог к промышленным предприятиям, а также внутрихозяйственных, промышленных предприятий и организаций (внутренних).

      Настоящий Государственный норматив, применяемый совместно с другими нормативными актами, приведенными в разделе "Нормативные ссылки", образуют комплекс взаимосвязанных документов, обязательных для применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

      1.1 Настоящие строительные нормы устанавливают цель нормативных требований, формулируют функциональные требования к отводу земель при строительстве и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям, а также внутрихозяйственных, промышленных предприятий и организаций (внутренних) в Республике Казахстан.

      1.2 Настоящие строительные нормы обосновывают обязательные для применения нормы отвода земель при строительстве и реконструкции автомобильных дорог, являются обязательными для всех организаций, юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование вновь строящихся, реконструируемых и перестраиваемых в плане и продольном профиле участков капитально ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования и подземных дорог к промышленным предприятиям, а также внутрихозяйственных, промышленных предприятий и организаций (внутренних).

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

      Для применения настоящих строительных норм необходимы следующие законодательные и нормативно-правовые акты:

      Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июня 2003 г. № 481-II.

      Земельный Кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 г. № 442-II ЗРК.

      Лесной кодекс Республики Казахстан от 8 июня 2003 г. № 477-II.

      Экологический Кодекс Республики Казахстан от 09.01.07 № 212-III.

      Закон Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" от 16 июля 2001 года № 242-ІІ.

      Закон Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах" от 17 июля 2001 года № 245-II.

      Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 4 декабря 2002 года N 361-2.

      Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 1998 года № 845 "О совершенствовании правового обеспечения дорожного хозяйства".

      ПРИМЕЧАНИЕ При пользовании настоящим государственным нормативом целесообразно проверять действие ссылочных нормативных документов по ежегодно издаваемым информационным перечням и указателям на текущий год и соответствующим ежемесячно издаваемым информационным бюллетеням и указателям, опубликованным в текущем году.

      Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим Государственным нормативом следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

      Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      В настоящих строительных нормах применяются следующие термины с соответствующими определениями:

      3.1 Придорожные полосы: Участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения.

      3.2 Полоса отвода: Земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации.

4 ЦЕЛЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Цель нормативных требований

      Целью нормативных требований настоящих строительных норм является проектирование и эксплуатация полосы отвода для автомобильных дороги придорожной инфраструктуры, отвечающих требованиям безопасности, надежности, эксплуатационной пригодности с учетом аспектов экономичности и долговечности, недопущения возникновения неприемлемых рисков причинения вреда здоровью и жизни людей, окружающей среды.

4.2 Функциональные требования

      Организация полосы отвода и ее обустройство должны обеспечивать безопасность населения и создавать условия эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды, а также создания условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

5 ТРЕБОВАНИЯ К ОТВОДУ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

      5.1 Формирование земельных участков, образующих полосу отвода для автомобильных дорог, осуществляется по нормативам, утверждаемым в установленном порядке, на основании документации по планировке территории, проектов границ земельных участков и в соответствии с проектно-технической документацией, в составе которой должен быть разработан проект полосы отвода.

      5.2 Земельные участки и полоса отвода земель для автомобильных дорог предоставляются:

      1) в постоянное землепользование (постоянная утрата) – для полосы отвода;

      2) во временное землепользование (временная утрата) - для размещения временных зданий и сооружений на период строительства автомобильных дорог.

      5.3 При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Земельный, Экологический, Водный и Лесной Кодексы Республики Казахстан, Закон Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах", Закон Республики Казахстан "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другие соответствующие нормативные акты

      5.4 Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в постоянное пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей, глубины выемок, наличия или отсутствия боковых кюветов, принятых в проекте заложений, откосов насыпей и выемок, уклонов местности и других условий устанавливают в соответствии с требуемыми нормами.

      5.5 Изменение размеров полос отвода осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Условия размещения и строительства в пределах полосы отвода инженерных коммуникаций, путепроводов, переездов, линий связи, электропередачи, нефте-, газопроводов, а также других пересекающих автомобильные дороги объектов (или находящихся в непосредственной близости от них сооружений), определяются договорами между их владельцами и оператором автомобильной дороги, в соответствии с государственными стандартами и нормативными правовыми актами.

      5.6 При необходимости размещения отдельных участков автомобильных дорог на орошаемых или осушаемых землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, земляное полотно следует устраивать без боковых резервов и кавальеров.

      Размеры участков, предоставляемых во временное пользование, определяются в зависимости от объема земляных работ, необходимых для возведения насыпи.

      При размещении автомобильных дорог на указанных землях должны быть разработаны варианты проектных решений (с устройством эстакад, подпорных стенок, водоотводных лотков и др.) обеспечивающие уменьшение ширины полос отвода земель, соответствующие требуемым нормам.

      5.7 В пределах полосы отвода оператор автомобильной дороги и придорожной инфраструктуры обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением; не наносить ущерб земле как природному объекту; принимать меры по защите земельных участков от эрозии и дефляции, осуществлять противопожарные и иные необходимые мероприятия по охране земель. Соблюдать иные требования, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      5.8 Пересекаемые автомобильной дорогой и мостовыми переходами поймы рек должны быть защищены от заиливания и заболачивания исходя из перспективы развития мелиорации и сельскохозяйственного освоения прилегающей к дороге территории, а также развития рыбного хозяйства. В необходимых случаях следует проектировать дополнительные водопропускные сооружения и эстакады.

      5.9 Ширину полос земель, отводимых для размещения снегозащитных устройств, следует принимать в соответствии с нормативной документацией по проектированию автомобильных дорог.

      5.10 Размеры и местоположение полос и участков земель, отводимых для автомобильных дорог, с указанием видов занимаемых угодий должны отражаться в графике отвода земель, приводимом в составе технического (рабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги.

      В графике следует раздельно указывать размеры и площади земель, отводимых в постоянное пользование и предоставляемых во временное краткосрочное или долгосрочное пользование.

      Согласование и утверждение графика отвода земель для автомобильной дороги производится одновременно с согласованием и утверждением технического (рабочего) проекта на строительство или реконструкцию автомобильной дороги в установленном порядке.

      5.11 Приобретение и прекращение прав на земельные участки, образующие полосу отвода, отнесение указанных земельных участков к соответствующей категории земель осуществляются в порядке, установленном гражданским и земельным законодательством Республики Казахстан.

      5.12 Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об автомобильных дорогах".

      5.13 Земельные участки (их части), расположенные в полосе отвода автомобильных дорог, не занятые объектами придорожной инфраструктуры и объектами, предназначенными для обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта, могут использоваться в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан "О совершенствовании правового обеспечения дорожного хозяйства".

      5.14 В границах полосы отвода, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, запрещается:

      - выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги регионального значения, а также с размещением объектов дорожного сервиса;

      - размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги регионального значения, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;

      - распашка земельных участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода или ремонту автомобильной дороги регионального значения, ее участков;

      - выпас животных, а также их прогон через автомобильные дороги регионального значения вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;

      - установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и(или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;

      - установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности;

      - нарушение других установленных законодательством Республики Казахстан требований и ограничений.

      5.15 В пределах полосы отвода могут размещаться объекты дорожного сервиса. Их размещение осуществляется в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, утвержденными уполномоченным органом, при соблюдении следующих условий:

      - объекты дорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге регионального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования автомобильной дороги;

      - выбор места размещения объектов дорожного сервиса должен осуществляться с учетом возможной реконструкции автомобильной дороги регионального значения;

      - объекты дорожного сервиса должны быть обустроены площадками для стоянки и остановки транспортных средств, подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним, а также оборудованными переходно-скоростными полосами.

      При отсутствии документации по планировке территории размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода допускается по согласованию с уполномоченным органом.

      5.16 В пределах полосы отвода могут размещаться:

      - инженерные коммуникации, автомобильные дороги (кроме автомобильных дорог регионального значения), железные дороги, линии электропередачи, линии связи, объекты трубопроводного и железнодорожного транспорта;

      - подъезды, съезды и примыкания (включая переходно-скоростные полосы) к объектам, расположенным вне полосы отвода и требующим доступа к ним.

      5.17 Размещение объектов, указанных в пункте 5.14 настоящих строительных норм, в пределах полосы отвода допускается в исключительных случаях по согласованию с уполномоченным органом в случае, если их размещение за пределами полосы отвода по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно, либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги регионального значения.

      5.18 Проект полосы отвода для автомобильных дорог должен состоять из пояснительной записки и графической части, выполненной на топографической основе в соответствие с требованиями нормативной документации по проектированию автомобильных дорог.

      5.19 В проекте полосы отвода автомобильной дороги должны быть определены:

      1) лица, чьи интересы затрагиваются в результате реализации проекта в связи с изменениями в использовании земли, воды, природных ресурсов или потерей дохода;

      2) размер компенсации - выплаты в денежном или натуральном выражении, на которую имеют право лица, чьи интересы затрагиваются для возмещения утрачиваемого имущества, ресурсов или дохода;

      3) право на компенсацию, включающее в себя компенсацию в денежном или натуральном выражении, затраты на переезд, помощь в восстановлении дохода, помощь на переезд, замещение дохода и восстановление бизнеса, причитающиеся лицам, чьи интересы затрагиваются, в зависимости от типа, степени и характера их потерь, для восстановления их социально-экономической базы.

      4) люди, которые занимают территорию проекта после окончательного срока и поэтому не имеют права на компенсацию или другие меры по восстановлению, предусматриваемые проектом, или лица, которые заняли государственную землю, располагающуюся рядом с их землей или имуществом, на которые они не имеют права, получая с нее доход;

      5) информация о социально-экономическом срезе лиц, чьи интересы затрагиваются;

      6) размеры компенсации, определяемые в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.