Білім беру ұйымын мемлекеттік аттестаттау мен аккредиттеуден өткізуді ұйымдастыру бойынша нормативтік құқықтық актілерді бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігінің 2008 жылғы 5 наурыздағы N 109 Бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2008 жылғы 27 наурызда Нормативтік құқықтық кесімдерді мемлекеттік тіркеудің тізіліміне N 5172 болып енгізілді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрінің 2013 жылғы 4 шілдедегі N 257 бұйрығымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Білім және ғылым министрінің 04.07.2013 N 257 бұйрығымен.

      Қолданушылардың назарына!!!
      Қаулының қолданысқа енгізілу тәртібін 4-тармақтан қараңыз.

      "Білім туралы" Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 27 шілдедегі Заңының 5-бабының 42-тармағына сәйкес БҰЙЫРАМЫН :

      1. Қоса беріліп отырған:

      1) Білім беру ұйымдарында мемлекеттік аттестаттауды ұйымдастыру және өткізу жөніндегі Нұсқаулық;

      2) Білім беру ұйымдарын аккредиттеу тәртібі туралы Нұсқаулық бекітілсін.

      2. Білім және ғылым саласындағы бақылау комитеті (Қалабаев Н.Б.):

      1) осы бұйрықтың белгіленген тәртіппен Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін қамтамасыз етсін;

      2) осы бұйрықты мемлекеттік тіркеуден өткеннен кейін бұқаралық ақпарат құралдарында жарияласын.

      3. Күштері жойылды деп танылсын:

      1) "Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестациядан өткізу туралы нұсқаулықты бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрі міндетін атқарушының 2006 жылғы 28 шілдедегі N 415 бұйрығы (Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2006 жылғы 21 тамызда N 4350 тіркелген, 2006 жылғы 10 қарашада N 197 (1177) Заң газетінде жарияланған);

      2) "Білім беру ұйымдарының үлгілері мен түрлері бойынша мемлекеттік аккредиттеуге арналған көрсеткіштерді бағалау тізбесі мен өлшемдерін және Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аккредиттеуден өткізу тәртібі туралы нұсқаулықты бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрінің 2001 жылғы 23 шілдедегі N 602 бұйрығы (Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2001 жылғы 30 шілдеде N 1599 тіркелген).

      4. Осы бұйрық бірінші рет ресми жарияланған күнінен кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      5. Осы бұйрықтың орындалуын бақылауды өзіме қалдырамын.

      Министрдің міндетін
      атқарушы

Қазақстан Республикасы  
Білім және ғылым министрінің
2008 жылғы 5 наурыздағы 
N 109 бұйрығымен бекітілген

Білім беру ұйымдарында мемлекеттік аттестаттауды
ұйымдастыру және өткізу жөніндегі
НҰСҚАУЛЫҚ 1. Жалпы ережелер

      1. Осы Білім беру ұйымдарында мемлекеттік аттестаттауды ұйымдастыру және өткізу туралы нұсқаулық (бұдан әрі - Нұсқаулық) 2007 жылғы 27 шілдедегі "Білім туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 5-бабының 42-тармағына, Қазақстан Республикасы Үкіметінің "Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау ережесін бекіту туралы" 2007 жылғы 24 желтоқсандағы N 1270 қаулысына сәйкес әзірленді.

      2. Нұсқаулық меншік нысандарына және ведомстволық бағыныстылығына қарамастан, мектепке дейінгі тәрбие мен оқыту, бастауыш, негізгі орта және жалпы орта, техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі, жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды (бұдан әрі - аттестаттау) ұйымдастыру мен өткізу рәсімінің тәртібін белгілейді.

      3. Шетелдік білім беру ұйымдары мен халықаралық білім беру ұйымдарының филиалдарын мемлекеттік аттестаттау, егер Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық шарттарда өзгеше белгіленбесе, осы Нұсқаулыққа сәйкес жүзеге асырылады.

      4. Білім беру ұйымдарын аттестаттау олардың меншік нысанына және ведомстволық бағыныстылығына қарамастан, бес жылда бір рет жоспарлы түрде білім беру саласындағы немесе денсаулық саласындағы (медициналық және фармацевтік білім беру ұйымдарында мемлекеттік аттестаттауды жүргізу кезінде) уәкілетті орган мен өз құзыреті шегінде облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың және астананың, аудандардың (облыстық маңызы бар қалалардың) жергілікті атқарушы органдары (бұдан әрі - уәкілетті органдар) Қазақстан Республикасының мемлекеттік және керек жағдайда орыс тілдерінде жүргізеді.

      5. Мемлекеттік аралық бақылаудан өтпеген білім алушылардың саны білім беру саласындағы уәкілетті орган белгілеген шекті саннан асатын білім беру ұйымдары келесі күнтізбелік жыл ішінде кезектен тыс мемлекеттік аттестаттауға жатады, бұл ретте жоғары білім беру бағдарламаларын іске асыратын білім беру ұйымдары белгіленген шекті деңгейден өте алмаған мамандықтар бойынша аттестаттауға жатады.
       Ескерту. 5-тармаққа өзгерту енгізілді - ҚР Білім және ғылым министрлігінің 2009.05.12. N 211 (қолданысқа енгізілу тәртібін 3-т. қараңыз) Бұйрығымен.

      6. Білім беру ұйымын аттестаттау кезінде білім беру қызметінің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттарының талаптарына сәйкестігі анықталады (бұдан әрі - МЖМС).

      7. Аттестаттау өткізу кезіндегі зерделеу нысандары:

      1) білім беру ұйымдарының жалпы сипаттамасы;

      2) кадрлар құрамы;

      3) білім алушылардың контингенті;

      4) оқу-әдістемелік жұмысы;

      5) оқу-тәрбие жұмысы және педагогикалық жүктеме;

      6) оқу-материалдық активі;

      7) оқу және ғылыми зертханалар;

      8) ақпараттық жабдықтар мен кітапхана қоры;

      9) білім алушылардың білім сапасын бағалау;

      10) ғылыми-зерттеу жұмысы;

      11) кәсіптік практика
      болып табылады.

      8. Білім беру ұйымдарын аттестаттаудан өткізу үшін ақпарат жинаудың негізгі әдістері:

      1) материалдық-техникалық базаны және әлеуметтік қамтамасыз ету нысандарын көзбен көру;

      2) білім беру ұйымдары мен олардың бөлімшелерінің мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттарын сақтауы жөніндегі құжаттамасын зерделеу;

      3) оқу процесінің көрсеткіштерін талдау;

      4) ұлттық бірыңғай тестілеудің, мемлекеттік аралық бақылаудың, оқушыларды қорытынды аттестаттаудың нәтижелерін талдау;

      5) білім алушыларды, оқытушыларды, қызметкерлерді және оқушылар мен тәрбиеленушілердің ата-аналарын, оқушылар мен жұмыс берушілерді іріктеп сауалнамадан өткізу;

      6) оқу сабақтарына қатысу;

      7) білім алушылармен, оқытушылармен және қызметкерлермен әңгімелесу;

      8) білім алушылардың білім сапасын кешенді тестілеу және білім кесінділерін бақылаудың басқа түрлерін қолдану арқылы бағалау болып табылады.

      9. Мемлекеттік аттестаттау, жалпы алғанда білім беру ұйымдары бойынша, одан басқа техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі, жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру ұйымдары үшін сондай-ақ мамандықтар (кәсіптер) бойынша жүзеге асырылады.

      10. Білім беру ұйымдарын аттестаттауға арналған шығыстар бюджеттік қаражаттар есебінен жүзеге асырылады.

2. Аттестаттауды ұйымдастыру және өткізу

      11. Білім беру ұйымдарын аттестаттау уәкілетті органдар бекіткен күнтізбелік жыл ішінде аттестаттауды өткізу кестелеріне сәйкес жүргізіледі.
       Ескерту. 11-тармаққа өзгерту енгізілді - ҚР Білім және ғылым министрлігінің 2009.05.12. N 211 (қолданысқа енгізілу тәртібін 3-т. қараңыз) Бұйрығымен.

      12. Мемлекеттік аттестаттауды өткізу мерзімі туралы ақпарат білім беру ұйымдарына аттестаттау басталғанға дейін үш ай бұрын жеткізіледі.

      13. Бекітілген кестелерге:

      1) білім беру ұйымдарының аттестаттаудың мерзімін кейінге қалдыру қажеттілігі туралы дәлелді қорытынды келтірілген жазбаша өтініштері;

      2) жаңа заңды тұлғаларды құрумен байланысты білім беру ұйымдарын қайта ұйымдастыру;

      3) мемлекеттік аралық бақылаудың нәтижелері негізінде өзгерістер және (немесе) толықтырулар енгізілуі мүмкін.

      14. Аттестаттаудың бекітілген кестелеріне өзгерістер және/немесе толықтырулар енгізілген жағдайда білім беру ұйымдары ол туралы аттестаттау басталғанға дейін үш ай мерзімнен кешіктірілмей хабардар етілуі тиіс.

      15. Аттестаттаудан өтетін білім беру ұйымдары мемлекеттік аттестаттау кестелеріне сәйкес аттестаттау басталғанға дейін бір ай мерзімнен кешіктірмей уәкілетті органдарға мынадай сапалық және сандық сипаттамалар: білім беру ұйымының жалпы сипаттамасы; кадрлар құрамы; білім алушылардың контингенті; оқу-тәрбие жұмысы және педагогикалық жүктеме; оқу-материалдық активтер; оқу және ғылыми зертхана; ақпараттық жабдықтар және кітапхана қоры; білім алушылардың білім сапасын бағалау; ғылыми зерттеу жұмысы; кәсіптік практика; лицензияның және құрылтайшылар туралы құжаттардың көшірмелері енгізілген өзіндік бағалау материалдарын ұсынады.
      Уәкілетті органдар ұсынылған материалдарды талдауды жүзеге асырады.

      16. Аттестаттауды жүргізу үшін тиісті уәкілетті органдар аттестаттау комиссияларын (бұдан әрі - Комиссия) құрады.

      17. Комиссияның құрамы білім беру ұйымдарын аттестаттаудан өткізу басталғанға дейін 10 күн бұрын уәкілетті органдардың бұйрықтарымен бекітіледі.
      Тиісті уәкілетті органның қызметкері Комиссияның төрағасы болып тағайындалады.

      18. Комиссияның құрамына:

      1) тиісті уәкілетті органдардың;

      2) егер мемлекеттік аттестаттау мемлекеттік білім беру ұйымдарында өткізілген жағдайда қарамағында білім беру ұйымдары бар органдардың;

      3) білім беру ұйымдары мен олардың бірлестіктерінің (қауымдастықтарының) өкілдері, Қазақстан Республикасының жетекші педагог қызметкерлері енеді.
      Комиссияның құрамына кандидатураларды іріктеу бiлiм беру ұйымдарының бейiнi, даярлау бағыттары мен мамандықтары бойынша жүзеге асырылады.

      19. Білім беру ұйымдарын аттестаттауды Комиссиялар жеті күннен аспайтын мерзімде өткізеді.

      20. Комиссия төрағасы Ғылыми (Педагогикалық) кеңестің кеңейтілген кезектен тыс отырысында комиссия мүшелерін таныстырады және олардың арасында білім беру ұйымы қызметінің бағыттарын кешенді зерделеу жөніндегі нақты тапсырмаларды бөледі.

      21. Комиссияның жұмысы туралы хабарлау және тиісті жазбаша хабарландырулар дайындау білім беру ұйымының басшысына жүктеледі.

      22. Комиссия өзінің жұмысында білім беру ұйымдарының қызметін және білім беру сапасын мемлекеттік бақылауды жүзеге асыруды регламенттейтін Қазақстан Республикасының нормативтік құқықтық актілерін басшылыққа алады.
      Комиссияның төрағасы Комиссия мүшелерін қажетті нормативтік құқықтық актілермен қамтамасыз етеді.

      23. Комиссия мүшелері Комиссия төрағасына аттестаттау мәселелерін зерделеу барысы туралы ақпарат береді және оған білім беру ұйымы қызметінің көрсеткіштерін жан-жақты талдап, анықталған кемшіліктер мен бұзушылықтарды нормативтік құқықтық актінің қай нақты нормасы бойынша бұзуға жол берілгеніне сілтеме жасалған анықтама, оларды жою жөніндегі ұсынымдар мен қорытындылар береді.

      24. Білім алушылардың білімінің сапасының МЖМС-қа сай екенін білу үшін Комиссия бітіруші топтарда, сыныптарда және курстарда олардың білімі және іскерлігіне бақылау өткізеді.
      Бұл жағдайда кешенді тестілеу технологиясы және білім алушылардың білімі және іскерлігін анықтаудың басқа да түрлері (бақылау жұмысы, эссе, жобалық тапсырмалар, шығармашылық тапсырмалар, шығармалар) пайдаланылады.
      Орта білімнен кейінгі және жоғары білім оқу орнын бітіруші білім алушылардың білімінің және іскерлігінің сапасын тексеру үшін мамандықтардың оқу-әдістемелік секциясы (одан әрі - ОӘС) базалық және профильдік циклге енетін пәндердің тізімін БТМСҰО-ға ұсынып, оны уәкілетті орган бекітеді.
      Бітіруші курста оқитын білім алушылардың білім сапасын және іскерлігін анықтау үшін комиссия әрбір мамандық бойынша білім мен іскерлікті бақылауды жүргізу үшін "өте жақсы", "жақсы", "қанағаттанарлық" бағаларға оқитын білім алушылардың пропорциялық қатынасына байланысты саны 50 адам болатын білім алушылар контингентін анықтайды.
      Егер, мамандық (кәсіптік) бойынша білім алушылардың саны 50 адамнан кем болса, онда білім сапасын, іскерлікті, дағдылығын бақылау жұмысымен барлық білім алушылар қамтылады.

      25. Кешенді тестілеу кезіндегі бағалау шкаласы (пайыздық қатынаспен) мынадай тәртіппен анықталады:
      "өте жақсы" - 88-100 %;
      "жақсы" - 75-87 %;
      "қанағаттандырарлық" - 60-74 %;
      "қанағаттанарлықсыз" - емтихан материалдарындағы сұрақтар санының 60 %-нан төмен дұрыс жауап берілгенде қойылады.

      26. Бақылау жұмысы, эссе, жобалық тапсырмалар, шығармашылық тапсырмалар, шығармалар жұмысын тексеруді және төрт баллды жүйемен бағалауды Комиссиясының төрағасы бекіткен бірлескен комиссия жүзеге асырады. Бірлескен комиссияның құрамына Комиссияның төрағасы мен мүшесі және білім беру ұйымының бір оқытушысы кіреді.
      Бес сұрақтың үшеуіне және одан көбіне дұрыс жауап берсе, онда білім алушы оң баға алады.

      27. Мектепке дейінгі ұйымдарда кешенді тестілеу қызметкерлер мен ата-аналарды сауалнамадан өткізумен алмастырылады.
      Мектептен тыс және арнайы білім беру ұйымдарында (спорттық, әскери, өнер, психологиялық-медициналық-педагогикалық) білімді бақылаудың басқа түрлері, оның ішінде бақылау жұмысы, тыңдау, байқау, спорттық өлшеулер қолданылуы мүмкін.

      28. Кешенді тестілеудің нәтижелерін және білім алушылар мен тәрбиеленушілердің білімдері мен іскерліктерін бақылаудың басқа да түрлерін талдауды, қызметкерлер мен ата-аналарға сауалнама жүргізуді Комиссия жүзеге асырады.

      29. Сауалнама және басқа да сұраулар жүргізу кезінде Комиссия студенттік, жастар және қоғамдық ұйымдарды тартады.

3. Аттестаттаудың қорытындыларын шығару

      30. Комиссияның төрағасы барлық бөлімшелерді бағалау нәтижелерін жинақтайды және мемлекеттік аттестаттаудың қорытындылары туралы Комиссияның тұжырымын (бұдан әрі - Тұжырым) дайындайды. Оған мына бөлімдер кіреді:

      1) білім беру ұйымдарының жалпы сипаттамасы;

      2) кадрлар құрамы;

      3) білім алушылардың контингенті;

      4) оқу-әдістемелік жұмысы;

      5) оқу-тәрбие жұмысы және педагогикалық жүктеме;

      6) оқу-материалдық активтер;

      7) оқу және ғылыми зертхана;

      8) ақпараттық жабдықтар және кітапхана қоры;

      9) білім алушылардың білім сапасын бағалау;

      10) ғылыми зерттеу жұмысы;

      11) кәсіптік практика;

      12) шығармашылық қызметі (өнер саласындағы білім беру ұйымдары үшін);

      13) мамандықтарды (кәсіптерді) аттестаттау;

      14) сауалнама нәтижесі;

      15) кемшіліктер мен ескертпелер;

      16) қорытындылар мен ұсыныстар.
      Қорытындыда білім беру ұйымдарын аттестаттау немесе аттестаттамау туралы ұсыныс беріледі.

      31. Тұжырымның екі данасына Комиссияның төрағасы және барлық мүшелері қол қояды.
      Білім беру ұйымының басшысы қол қойылған тұжырымдаманың екінші данасы оқу орнына беріледі.

      32. Тұжырымға мыналар қоса тіркеледі:

      1) білім беру ұйымының негізгі көрсеткіштері;

      2) білім беру ұйымы бөлімшелерінің құрылымы;

      3) білім беру ұйымының контингенттері сонымен қатар оқыту түрлері және мамандықтары (кәсіптіктері) бойынша оқитын оқушылар туралы мәліметтер;

      4) білім беру ұйымының профессор-оқытушы, педагогикалық және қызмет көрсететін құрамының сандық және сапалық сипаттамасы;

      5) сауалнаманың нәтижелері;

      6) кешенді тестілеу мен бақылау жұмыстарының нәтижелері;

      7) білім беру ұйымы Жарғысының және мемлекеттік тіркеу туралы куәліктің көшірмесі;

      8) өртке қарсы қауіпсіздіктің және санитарлық эпидемиологиялық стансаның қорытындылары.

      33. Білім беру ұйымы ұсынған өзін-өзі бағалау материалдарының, Комиссияның қорытындысының негізінде уәкілетті органдар он күнтізбелік күн ішінде тиісті уәкілетті органның бұйрықтарымен (қаулыларымен) ресімделетін білім беру ұйымын аттестаттау немесе аттестаттамау туралы шешім қабылдайды.

      34. "Аттестатталмасын" деген шешім Қазақстан Республикасының әкімшілік құқық бұзушылық туралы заңнамасына сәйкес заңды немесе жеке тұлғаға айыппұл салып, білім беру ұйымының лицензиясының қолданысын алты ай мерзімге дейін тоқтата тұруға әкеліп тірейді.

      35. Білім беру ұйымы "аттестатталсын" деген шешім егер білім беру қызметі білім берудің жалпыға міндетті мемлекеттік стандарттарының талаптарына сәйкес болса, оның ішінде білім мен іскерлікті бағалаудың нәтижелері бойынша осы Нұсқаулықтың 24-тармағына сәйкес анықталған контингенттің тізімдегі құрамынан білім алушылардың кемінде 95%-ы қатысып, олардың кем дегенде 70%-ы оң баға алғанда қабылданады.
       Ескерту. 35-тармаққа өзгерту енгізілді - ҚР Білім және ғылым министрлігінің 2009.05.12. N 211 (қолданысқа енгізілу тәртібін 3-т. қараңыз) Бұйрығымен.

      36 . Уәкілетті органдар лицензияның қолданысын тоқтатқан жағдайда тоқтату мерзімі өткен соң аттестаттау барысында анықталған кемшіліктерді жойғандығын анықтау үшін уәкілетті органдар комиссия құрады.

      37. Лицензияның қолданысының тоқтатыла тұруына себеп болған кемшіліктер жойылған жағдайда комиссияның оң ұсыныстарының негізінде уәкілетті органдардың шешімімен оның қолданысы қайта жандандырылады.

      38. Лицензияның қолданысының тоқтатыла тұруына себеп болған кемшіліктер алты ай ішінде жойылмаған жағдайда лицензиядан айыру әкімшілік құқық бұзушылық туралы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүргізіледі.
       Ескерту. 38-тармаққа өзгерту енгізілді - ҚР Білім және ғылым министрлігінің 2009.05.12. N 211 (қолданысқа енгізілу тәртібін 3-т. қараңыз) Бұйрығымен.

Қазақстан Республикасы  
Білім және ғылым министрінің
2008 жылғы 5 наурыздағы 
N 109 бұйрығымен бекітілген

Білім беру ұйымдарында аккредиттеуді ұйымдастыру
және өткізу бойынша
НҰСҚАУЛЫҚ 1. Жалпы ережелер

      1. Білім беру ұйымдарында аккредиттеуді ұйымдастыру және өткізу жөніндегі осы нұсқаулық (бұдан әрі - Нұсқаулық) "Білім туралы" Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 27 шілдедегі Заңына , Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2007 жылғы 29 желтоқсандағы N 1385 қаулысымен бекітілген Білім беру ұйымдарын аккредиттеу ережелеріне сәйкес дайындалды.

      2. Нұсқаулық кәсіптік білім беру бағдарламаларын іске асыратын жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім беру ұйымдарын аккредиттеуді ұйымдастырудың және өткізудің тәртібін (бұдан әрі - аккредиттеу) белгілейді.

      3. Аккредиттеу білім беру ұйымдарының қызметін аккредиттеу органы жасаған стандарттар мен өлшемдердің сәйкестігіне бағалау негізінде жүзеге асырылады.

      4. Аккредиттеуді өткізуді ұйымдастыру аккредиттеу органдарын сертификаттауды жүзеге асыру және аккредиттеуден өткен білім беру ұйымдарының Тізімін жүргізу болып табылады.

2. Білім беру ұйымдарын аккредиттеуді ұйымдастырудың
және өткізудің тәртібі

      5. Білім беру ұйымдарын институционалдық және мамандандырылған
аккредиттеуден өткізуді аккредиттеу органы осы аккредиттеу органы белгілеген стандарттар мен өлшемдерге сәйкес білім беру ұйымының қызметін бағалау негізінде жүргізеді.

      6. Аккредиттеу мәселелерін алқалы және ашық қарау үшін аккредиттеу органының жанынан Аккредиттеу кеңесі құрылады.
      Аккредиттеу кеңесінің құрамын және ол туралы ережені аккредиттеу органы бекітеді.

      7. Аккредиттеу кеңесінің құрамына білім беру саласындағы уәкілетті органның, аккредиттеу органының, білім беру ұйымдарының, мемлекеттік емес және студенттік ұйымдардың өкілдері кіреді.

      8. Институционалдық аккредиттеуден өту үшін білім беру ұйымдары аккредиттеу органына мынадай құжаттарды тапсырады:

      1) аккредиттеу органы бекіткен нысандағы өтiнiш;

      2) мемлекеттік лицензияның көшірмесі және білім беру қызметін жүргізуге құқық беретін лицензияға қосымшалар.
      Мамандандырылған аккредиттеуден өту кезінде білім беру ұйымы аккредиттеу органына институционалдық аккредиттеуден өткені жөніндегі куәлігінің көшірмесін қоса тапсырады.
      Институционалдық және мамандандырылған аккредиттеудің біріктіріліп өткізілуі мүмкін.

      9. Аккредиттеу мынадай кезеңдерден тұрады:

      1) білім беру ұйымының өтініш беруі және аккредиттеу органы мен білім беру ұйымының арасындағы екіжақты келісім-шарттың жасалуы;

      2) білім беру ұйымының аккредиттеу органы тағайындаған стандарттар мен өлшемдерге сәйкес келетіні туралы есебін жасап, өзін-өзі бағалауын өткізуі;

      3) білім беру ұйымының өзін-өзі бағалауы туралы есебін аккредиттеу органына ұсынуы;

      4) білім беру ұйымының өзін-өзі бағалауы туралы есебін аккредиттеу органында қарау;

      5) ұсынылған есеп бойынша аккредиттеу органының білім беру ұйымына ұсынымдар әзірлеуі;

      6) аккредиттеу органы сарапшыларының білім беру ұйымында болуы және олардың аккредиттеу органының стандарттары мен критерийлеріне сәйкестігін тексеру қорытындылары бойынша ұсынымдарымен қоса есеп жасауы;

      7) Аккредиттеу кеңесінде білім беру ұйымын аккредиттеу үшін материалдар дайындау;

      8) Аккредиттеу кеңесінде білім беру ұйымын аккредиттеу туралы мәселені қарау;

      9) Аккредиттеу органының тиісті шешімдерді қабылдауы;

      10) аккредиттеу органының веб-сайтында толық есепті жариялау.

      10. Білім беру ұйымдарын аккредиттеу аккредиттеуден өту туралы өтініш тіркелгеннен бастап Аккредиттеу кеңесі тиісті шешім шығарғанға дейін жүргізіледі.

      11. Аккредиттеу органымен білім беру ұйымының құжаттарын қарауының, білім беру ұйымына сарапшылардың баруының және шешім қабылдауының мерзімі аккредиттелетін білім беру ұйымдарының өтініш берген күнінен бастап, бір жылдан үш жылға дейін белгіленеді.

      12. Білім беру ұйымдарын аккредиттеу рәсімі аккредиттеу кестесіне сәйкес өткізіледі.

      13. Өзін-өзі бағалау рәсімі аяқталған соң білім беру ұйымы аккредиттеу органына өзін-өзі бағалау есебін қағаздық және электрондық нұсқада жібереді.

      14. Аккредиттеуді өткізу үшін аккредиттеу органы сыртқы сараптау комиссиясын құрады. Сыртқы сараптау комиссиясы туралы ережені аккредиттеу органы бекітеді.
      Сыртқы сараптау комиссияның білім беру ұйымына бару мерзімі туралы ақпарат сыртқы бағалау басталғанға дейін үш ай бұрын хабарланады.

      15. Сараптау комиссияның білім беру ұйымына баруы аккредиттеу органы бекіткен және жарияланған сыртқы бағалау стандарттарына сәйкес екі-төрт жұмыс күні ішінде өткізіледі.

      16. Сыртқы сараптау комиссиясы өзін-өзі бағалау есебін білім беру ұйымына барғанға дейін зерделейді.

      17. Білім беру ұйымына бару есебін сараптау комиссиясы аккредиттеу органында бір-екі күн ішінде жазады.

      18. Аккредиттеу органы өзін-өзі бағалау есебін, сыртқы сараптау комиссиясының есебін зерделейді және білім беру ұйымын аккредиттеуді Аккредиттеу кеңесінде қарау үшін материалдар дайындайды.

      19. Аккредиттеу кеңесі мынадай шешім қабылдайды:

      1) аккредиттелсін;

      2) аккредиттеуден бас тарту.

      20. Аккредиттеу органы Аккредиттеу кеңесінің оң шешімі негізінде білім беру ұйымын бес жыл мерзімге әсері бар аккредиттеу туралы куәлікті (бұдан әрі - куәлік) рәсімдейді.

      21. Куәліктің қолданыстағы мерзімін созу үшін білім беру ұйымы куәліктің қолданыс мерзімінің бітуіне бір жыл қалғанға дейінгі мерзімде аккредиттеу органына өтініш береді.

      22. Аккредиттеуден бас тартқан жағдайда білім беру ұйымына жазбаша хабарлама беріледі. Білім беру ұйымының қайта берген өтініші бір жылдан аз болмайтындай уақыт өткеннен соң жалпыға бірдей негізде қарастырылады.

      23. Аккредиттеу туралы куәліктер бланкілерінің нысанын белгілеуді, оны бекітуді, дайындауды, есепке алуды және сақтауды аккредиттеу органы жүзеге асырады.

      24. Аккредиттеу куәлiктерін алған білiм беру ұйымдары туралы ақпарат уәкілетті органға беріледі және аккредиттеу органының сайтына орналастырылады.

      25. Аккредиттеу туралы куәлiктің күші 5 жыл өткеннен кейін жойылады.

      26. Бiлiм беру ұйымы таратылған немесе қайта ұйымдастырылған жағдайда, сәйкес өзгерістер уәкілетті органы аккредиттелген бiлiм беру ұйымдарының Тізіміне енгізеді.

      27. Білім беру ұйымын аккредиттеу немесе аккредиттеуден бас тарту туралы шешім заңнамада белгіленген тәртіп бойынша шағымдалады.

      28. Аккредиттеу туралы куәлiк жоғалған жағдайда аккредиттеу органы бiлiм беру ұйымының жазбаша өтiнiшi негiзiнде он жұмыс күні ішінде оған аккредиттеу туралы куәлiктiң телнұсқасын бередi.
      Бiлiм беру ұйымын аккредиттеу туралы куәлiктiң телнұсқасын рәсімдеу бiлiм беру ұйымының өз қаражаты есебінен жүргізіледі.

Об утверждении нормативных правовых актов по организации и проведению государственной аттестации организаций образования и аккредитации

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 5 марта 2008 года N 109. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мата 2008 года N 5172. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 257

      Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 04.07.2013 № 257.

      В соответствии с подпунктом 42) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ :

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Инструкцию по организации и проведению государственной аттестации организаций образования;

      2) Инструкцию о порядке аккредитации организаций образования.

      2. Комитету по контролю в сфере образования и науки (Калабаеву Н.Б.):

      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

      3. Признать утратившими силу:

      1) приказ И.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 июля 2006 года N 415 "Об утверждении Инструкции о проведении государственной аттестации организаций образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 21 августа 2006 года N 4350, опубликован 10 ноября 2006 года в Юридической газете, N 197 (1177));

      2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 23 июля 2001 года N 602 "Об утверждении Перечня и критериев оценки показателей для аккредитации организаций образования по типу и виду и Инструкции о порядке проведения государственной аккредитации организаций образования" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РК от 30 июля 2001 года N 1599).

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой

      И.о. Министра                                      Ф. Куанганов

Утверждена       
Приказом И.о. Министра  
образования и науки   
Республики Казахстан  
от 5 марта 2008 года N 109

Инструкция
по организации и проведению государственной аттестации
организаций образования

1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации и проведению государственной аттестации организаций образования (далее - Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 42) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года N 1270 "Об утверждении правил государственной аттестации организаций образования".

      2. Инструкция устанавливает порядок организации и проведения государственной аттестации (далее - аттестация) организаций дошкольного воспитания и обучения, начального образования, основного среднего образования, общего среднего образования, технического и профессионального образования, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

      3. Аттестация филиалов иностранных организаций образования и международных организаций образования осуществляется в соответствии с настоящей Инструкцией, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      4. Аттестация организаций образования, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, проводится один раз в пять лет в плановом порядке уполномоченными органами в области образования или в области здравоохранения (при проведении государственной аттестации организаций медицинского и фармацевтического образования), местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, районов (городов областного значения) в пределах их компетенции (далее - уполномоченные органы) на государственном и при необходимости русском языке Республики Казахстан.

      5. Организации образования, в которых количество обучающихся, не прошедших промежуточный государственный контроль, превышает предельное количество, установленное уполномоченным органом в области образования, подлежат в течение следующего календарного года внеочередной государственной аттестации, при этом организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования - по специальностям, по которым не был преодолен установленный пороговый уровень.
       Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.05.2009 № 211 .

      6. При проведении аттестации организаций образования определяется соответствие предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО).

      7. Объектами изучения при проведении аттестации являются:

      1)общая характеристика организации образования;

      2) кадровый состав;

      3) контингент обучающихся;

      4) учебно-методическая работа;

      5) учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка;

      6) учебно-материальные активы;

      7) учебные и научные лаборатории;

      8) информационные ресурсы и библиотечный фонд;

      9) оценка знаний обучающихся;

      10) научно-исследовательская работа;

      11) профессиональная практика.

      8. Основными методами сбора информации для проведения аттестации являются:

      1) визуальный осмотр материально-технической базы и объектов социального обеспечения;

      2) изучение документации организаций образования и ее подразделений с целью проверки соблюдения требований ГОСО;

      3) анализ показателей учебного процесса;

      4) анализ результатов Единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, итоговой аттестации обучающихся;

      5) выборочное анкетирование обучающихся, преподавателей, сотрудников и родителей обучающихся и воспитанников, обучающихся и работодателей;

      6) посещение учебных занятий;

      7) беседы с обучающимися, преподавателями и сотрудниками и другие;

      8) оценка знаний обучающихся путем проведения комплексного тестирования и других видов контрольных срезов знаний и умений.

      9. Аттестация осуществляется в целом по организации образования, кроме того, для организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования также и в разрезе специальностей (профессий).

      10. Расходы на проведение аттестации организаций образования осуществляются за счет бюджетных средств.

2. Организация и проведение аттестации

      11. Аттестация организаций образования проводится в соответствии с графиками проведения аттестации на календарный год , утверждаемыми уполномоченными органами.
       Сноска. Пункт 11 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 12.05.2009 № 211 .

      12. Информация о сроках проведения аттестации доводится до организаций образования за три месяца до начала аттестации.

      13. В утвержденные графики могут быть внесены изменения и (или) дополнения на основании:

      1) письменных обращений организаций образования с приведением мотивированных заключений о необходимости переноса срока аттестации;

      2) реорганизации организаций образования с образованием новых юридических лиц;

      3) результатов промежуточного государственного контроля.

      14. В случае внесения изменений и/или дополнений в утвержденные графики аттестации организаций образования должны быть извещены об этом в сроки, не позднее, чем за три месяца до начала аттестации.

      15. Организаций образования, которые подлежат аттестации, не позднее месячного срока до начала аттестации представляют материалы самооценки в уполномоченные органы, включающие следующие качественные и количественные характеристики организации: общая характеристика организации образования; кадровый состав; контингент обучающихся; учебно-методическая работа; учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка; учебно-материальные активы; учебные и научные лаборатории; информационные ресурсы и библиотечный фонд; оценка знаний обучающихся; научно-исследовательская работа; профессиональная практика; копии учредительных документов и лицензии на право ведения образовательной деятельности.
      Уполномоченные органы осуществляют анализ представленных материалов.

      16. Для проведения аттестации уполномоченные органы формируют аттестационные комиссии (далее - Комиссия).

      17. Состав Комиссии утверждается уполномоченными органами не позднее, чем за 10 дней до начала аттестации организации образования.
      Председателем Комиссии назначается сотрудник соответствующего уполномоченного органа.

      18. В состав Комиссии включаются представители:

      1) соответствующих уполномоченных органов;

      2) государственных органов, в ведении которых находятся организации образования, в случае если аттестация проводится в государственных организациях образования;

      3) организаций образования и их объединений (ассоциаций), ведущие педагогические работники Республики Казахстан.
      Отбор кандидатур в состав Комиссии осуществляется по профилю деятельности организации образования, направлениям подготовки и специальностям (профессиям).

      19. Аттестация организаций образования проводится Комиссиями в срок, не превышающий семи рабочих дней.

      20. Председатель Комиссии на расширенном внеочередном заседании Ученого (Педагогического) совета представляет членов Комиссии и распределяет между ними конкретные задания по изучению направлений деятельности организаций образования.

      21. Оповещение о работе Комиссии и подготовка соответствующих письменных объявлений возлагается на руководителя организации образования.

      22. Комиссия в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность организаций образования и осуществление государственного контроля за качеством образования.
      Председатель Комиссии обеспечивает членов Комиссии всеми необходимыми нормативными правовыми актами.

      23. В процессе работы члены Комиссии информируют председателя Комиссии о ходе изучения вопросов аттестации и передают ему справки с подробным анализом показателей деятельности организаций образования с указанием выявленных недостатков и нарушений положений соответствующих нормативных правовых актов, рекомендациями по их устранению и выводами.

      24. Для определения соответствия качества знаний обучающихся требованиям ГОСО при аттестации Комиссией проводится контроль знаний, умений и навыков обучающихся выпускных групп, классов и курсов.
      При этом используются технологии комплексного тестирования и иных видов контроля знаний и умений (контрольные работы, эссе, проектные задания, творческие задания, сочинения) обучающихся.
      Для проверки знаний и умений обучающихся выпускных курсов послесреднего и высшего образования учебно-методическими секциями специальностей предлагается в Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования перечень дисциплин, входящих в циклы базовых и профилирующих, и утверждается уполномоченным органом.
      Для определения качества знаний обучающихся на выпускном курсе и при иных видов контроля знаний и умений комиссия определяет контингент обучающихся численностью 50 человек по каждой специальности (профессии) пропорционально соотношению количества обучающихся на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно".
      В случае, когда численность обучающихся по специальности (профессии) составляет не более 50 человек, то контролем знаний, умений и навыков охватываются все обучающиеся.

      25. Шкала оценок при комплексном тестировании (в процентном соотношении) определяется следующим образом:
      "отлично" - 88-100%;
      "хорошо" - 75-87%;
      "удовлетворительно" - 60-74%;
      "неудовлетворительно" - менее 60% правильных ответов от числа вопросов в экзаменационном материале.

      26. Проверка проведенных контрольных работ, эссе, проектных заданий, творческих заданий, сочинения и их оценка по четырехбальной системе осуществляется совместной комиссией, утверждаемой председателем Комиссии. В состав совместной комиссии входят: председатель и член Комиссии и один преподаватель организации образования.
      При правильном ответе на три и более вопросов из предусмотренных пяти вопросов, обучающиеся получат положительную оценку.

      27. В дошкольных организациях образования комплексное тестирование заменяется анкетированием сотрудников и родителей.
      Во внешкольных и специальных организациях образования (спортивных, военных, искусств, психолого-медико-педагогических) могут использоваться иные формы контроля знаний, в том числе, контрольные работы, прослушивания, просмотры, спортивные замеры.

      28. Анализ результатов комплексного тестирования и других форм контроля знаний, умений и навыков, обучающихся и воспитанников, анкетирования сотрудников и родителей осуществляется Комиссией.

      29. При проведении анкетирования и других видов опроса Комиссия привлекает студенческие, молодежные и общественные организации.

3. Подведение итогов аттестации

      30. Председатель Комиссии обобщает результаты проверки всех подразделений и готовит заключение Комиссии (далее - Заключение), которое включает следующие разделы:

      1) общая характеристика организации образования;

      2) кадровый состав;

      3) контингент обучающихся;

      4) учебно-методическая работа;

      5) учебно-воспитательная работа и педагогическая нагрузка;

      6) учебно-материальные активы;

      7) учебные и научные лаборатории;

      8) информационные ресурсы и библиотечный фонд;

      9) оценка знаний обучающихся;

      10) научно-исследовательская работа;

      11) профессиональная практика;

      12) творческая деятельность (для организаций образования искусств);

      13) аттестация специальностей (профессий);

      14) результаты анкетирования;

      15) недостатки и замечания;

      16) выводы и предложения.
      Вывод несет в себе рекомендацию об аттестации или неаттестации организации образования.

      31. Заключение в двух экземплярах подписываются председателем и всеми членами Комиссии.
      Второй экземпляр Заключения передается руководителю организации образования, что подтверждается его подписью.

      32. К Заключению прилагаются:

      1) основные показатели деятельности организации образования;

      2) структура подразделений организации образования;

      3) сведения о контингенте организации образования, в том числе обучающихся по формам обучения и специальностям (профессиям);

      4) количественная и качественная характеристика профессорско-преподавательского, педагогического и обслуживающего персонала организации образования;

      5) результаты анкетирования;

      6) результаты комплексного тестирования и контрольных работ;

      7) копия Устава и свидетельства о государственной регистрации;

      8) заключение санитарно-эпидемиологической станции и противопожарной безопасности.

      33. На основании представленных организацией образования материалов самооценки, заключения Комиссии уполномоченные органы в течение десяти календарных дней принимают решение об аттестации или неаттестации организации образования, которое оформляется приказами (постановлениями) соответствующего уполномоченного органа.

      34. Решение уполномоченного органа "не аттестовать" влечет за собой приостановление действия лицензии организации образования со сроком до шести месяцев с наложением штрафа на должностное или юридическое лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      35. Решение "аттестовать" организацию образования принимается, в случае если, образовательная деятельность полностью соответствует требованиям ГОСО, в том числе, когда по результатам оценки знаний и умений обучающихся, при участии не менее 95 % от списочного состава контингента, определяемого в соответствии с пунктом 24 настоящей Инструкции, не менее 70 % обучающихся получили положительные оценки.
       Сноска. Пункт 35 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 12.05.2009 № 211 .

      36. В случае приостановления уполномоченными органами действия лицензии, по истечении срока приостановления действия лицензии уполномоченными органами создается комиссия для определения устранения недостатков, выявленных в ходе аттестации.

      37. При устранении нарушений повлекших приостановления действия лицензии, его действие возобновляется на основании положительной рекомендации комиссии.

      38. В случае не устранения нарушений в течение шести месяцев лишение лицензии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
       Сноска. Пункт 38 с изменениями, внесенными приказом Министра образования и науки РК от 12.05.2009 № 211 .

Утверждена        
Приказом И.о. Министра  
образования и науки   
Республики Казахстан  
от 5 марта 2008 года N 109

Инструкция
по организации и проведению аккредитации
организаций образования

1. Общие положения

      1. Настоящая инструкция по организации и проведению аккредитации организаций образования (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Правилами аккредитации организаций образования, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года N 1385.

      2. Инструкция устанавливает порядок организации и проведения аккредитации организаций образования (далее - аккредитация), реализующих профессиональные учебные программы высшего и послевузовского образования.

      3. Аккредитация осуществляется на основе оценки деятельности организации образования на соответствие стандартам и критериям, разработанным аккредитационным органом.

      4. Организация проведения аккредитации заключается в осуществлении сертификации аккредитационных органов и ведении Реестра аккредитованных организаций образования.

2. Порядок организации и проведению аккредитации
организаций образования

      5. Институциональную и специализированную аккредитацию организаций образования проводит аккредитационный орган на основе оценки деятельности организации образования на соответствие стандартам и критериям, установленным аккредитационным органом.

      6. При аккредитационном органе для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов аккредитации создается Аккредитационный совет.
      Состав Аккредитационного совета и положение о нем утверждает аккредитационный орган.

      7. В состав Аккредитационного совета входят представители уполномоченного органа, аккредитационного органа, организаций образования, неправительственных и студенческих организаций.

      8. Для прохождения институциональной аккредитации организации образования представляют в аккредитационный орган следующие документы:

      1) заявление по форме, установленной аккредитационным органом;

      2) копию государственной лицензии и приложений к лицензии на право ведения образовательной деятельности.
      При прохождении специализированной аккредитации организация образования дополнительно представляет в аккредитационный орган копию свидетельства о прохождении институциональной аккредитации.
      Возможно совмещение институциональной и специализированной аккредитации.

      9. Аккредитация состоит из следующих этапов:

      1) подача заявления организацией образования и заключение двухстороннего контракта между аккредитационным органом и организацией образования;

      2) проведение самооценки организации образования с составлением отчета о соответствии стандартам и критериям, установленным аккредитационным органом;

      3) представление отчета о самооценке организации образования в аккредитационный орган;

      4) рассмотрение отчета о самооценке организации образования в аккредитационном органе;

      5) разработка рекомендаций аккредитационным органом организации образования по представленному отчету;

      6) посещение организации образования экспертами аккредитационного органа и составление ими отчета по итогам проверки на соответствие стандартам и критериям аккредитационного органа с рекомендациями;

      7) подготовка материалов для аккредитации организации образования аккредитационным советом;

      8) рассмотрение вопроса об аккредитации организации образования аккредитационным советом;

      9) принятие соответствующих решений аккредитационным органом;

      10) публикация полного отчета на веб-сайте аккредитационного органа.

      10. Аккредитация организации образования осуществляется с момента регистрации заявления на прохождение аккредитации до вынесения соответствующего решения Аккредитационным советом.

      11. Срок рассмотрения аккредитационным органом документов организации образования, посещения организации образования экспертами и принятия решений устанавливается от одного года до трех лет с момента подачи заявления аккредитуемой организации образования.

      12. Аккредитация организаций образования проводится в соответствии с графиком проведения аккредитации.

      13. После завершения процедуры самооценки организация образования высылает в аккредитационный орган отчет по самооценке на бумажном и электронном носителях.

      14. Для посещения аккредитационным органом создается внешняя экспертная комиссия. Положение об экспертной комиссии утверждается аккредитационным органом.
      Информация о сроках посещения организации образования внешней экспертной комиссией доводится до организации образования за три месяца до начала визита.

      15. Посещение организации образования внешней экспертной комиссией проводится в течении двух-четырех рабочих дней в соответствии со стандартами внешней оценки, утверждаемыми аккредитационным органом.

      16. Внешняя экспертная комиссия изучает отчет по самооценке до посещения организации образования.

      17. Отчет о результатах посещения организации образования составляется внешней экспертной комиссией в аккредитационном органе в течение двух-трех рабочих дней.

      18. Аккредитационный орган изучает отчет по самооценке, отчет внешней экспертной комиссии и готовит материалы для рассмотрения вопроса об аккредитации организации образования на Аккредитационном совете.

      19. Аккредитационный совет принимает решение:

      1) аккредитовать;

      2) отказать в аккредитации.

      20. Аккредитационный орган на основе положительного решения Аккредитационного совета оформляет свидетельство об аккредитации (далее - свидетельство) организации образования, действующее в течение пяти лет.

      21. Для продления срока действия свидетельства организация образования не позднее, чем за год до окончания срока действия свидетельства подает заявление в аккредитационный орган.

      22. В случае отказа в аккредитации, в адрес организации образования направляется письменное уведомление с обоснованием. Повторное заявление организации образования рассматривается на общих основаниях по истечении не менее одного года с момента подачи первого заявления.

      23. Установление формы, ее утверждение, изготовление, учет и хранение бланков свидетельства об аккредитации осуществляется аккредитационным органом.

      24. Информация об организациях образования, получивших свидетельства об аккредитации, передается в уполномоченный орган и размещается на сайте аккредитационного органа.

      25. Действие свидетельства об аккредитации прекращается по истечении 5-летнего срока.

      26. В случае ликвидации или реорганизации организации образования соответствующие изменения вносится уполномоченным органом в Реестр аккредитованных организаций образования.

      27. Решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации организации образования может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.

      28. В случае утери свидетельства об аккредитации аккредитационный орган по письменному заявлению организации образования в течение десяти календарных дней выдает дубликат свидетельства об аккредитации.
      Оформление дубликата свидетельства проводится за счет собственных средств организации образования.