"Негізгі қуатқа тең қол жеткізу қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігі төрағасының 2022 жылғы 13 маусымдағы № 15 бұйрығына өзгеріс енгізу туралы

Қазақстан Республикасының Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігі Төрағасының 2024 жылғы 26 желтоқсандағы № 8 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2024 жылғы 26 желтоқсанда № 35536 болып тіркелді

      ЗҚАИ-ның ескертпесі!
      Осы бұйрықтың қолданысқа енгізілу тәртібін 4 т. қараңыз

      1. "Негізгі қуатқа тең қол жеткізу қағидаларын бекіту туралы" Қазақстан Республикасының Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігі төрағасының 2022 жылғы 13 маусымдағы № 15 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 28495 болып тіркелген) мынадай өзгеріс енгізілсін:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Негізгі қуатқа тең қол жеткізу қағидалары осы бұйрыққа қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау және дамыту агенттігінің (бұдан әрі – Агенттік) Отын-энергетика кешені департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) Осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) Осы бұйрық ресми жарияланғаннан кейін оны Агенттіктің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Агенттік төрағасының орынбасарына жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік алпыс күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Бәсекелестікті қорғау және
дамыту агенттігінің Төрағасы
М. Омаров

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Көлік министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Ұлттық экономика министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Энергетика министрлігі

  Қазақстан Республикасының
Бәсекелестікті қорғау және
дамыту агенттігінің
2024 жылғы 26 желтоқсандағы
№ 8 бұйрығына
қосымша

Негізгі қуатқа тең қол жеткізу қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Негізгі қуатқа тең қол жеткізу қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) Қазақстан Республикасы Кәсіпкерлік кодексінің (бұдан әрі – Кодекс) 176-1-бабының 3-тармағына сәйкес әзірленді және нарық субъектілеріне негізгі қуатқа тең қол жеткізуді беру тәртібін айқындайды.

      2. Қағидаларда мынадай ұғымдар қолданылады:

      1) негізгі қуат – үстем немесе монополиялық жағдайға ие нарық субъектісінің (бұдан әрі – негізгі қуат иесі) оларға қол жеткізбей, нарықтың басқа субъектілері тиісті немесе сабақтас тауар нарығында тауар өндіруді және (немесе) өткізуді жүзеге асыра алмайтын тауары, инфрақұрылым объектісі;

      2) тауар – азаматтық айналым объектісі болып табылатын тауар, жұмыс, көрсетілетін қызмет;

      3) мұнай өнімдерін беру жөніндегі бірыңғай оператор – мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган айқындайтын, қызметінің негізгі нысанасы Қазақстан Республикасының Қарулы Күштерін, Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік комитетінің Шекара қызметін, Қазақстан Республикасының Ұлттық ұланын, азаматтық қорғау саласындағы уәкілетті органды, мемлекеттік материалдық резерв саласындағы уәкілетті органды мұнай өнімдерімен қамтамасыз ету, сондай-ақ оларға мұнай өнімдерін сақтау және жеткізу жөніндегі қызметтер ұсыну болып табылатын заңды тұлға.

      3. Негізгі қуатқа қол жеткізу нарықтық шарттарда беріледі.

      4. Кодекстің 174-бабына сәйкес негізгі қуатқа тең қол жеткізуді бермеу Қазақстан Республикасының Әкімшілік құқық бұзушылық туралы кодексінің 159-бабының 3-1-бөлігінде белгіленген жауаптылыққа әкеп соғатын үстем немесе монополиялық жағдайды теріс пайдалану болып табылады

      5. Тауар нарықтарындағы бәсекелестіктің жай-күйіне жүргізілген талдау шеңберінде негізгі қуат анықталған жағдайда, монополияға қарсы орган өзінің интернет-ресурсында тауар нарықтарындағы бәсекелестіктің жай-күйіне жүргізілген талдау нәтижелері бойынша қорытындыны (бұдан әрі - қорытынды) және негізгі қуат иелерінің тізбесін (бұдан әрі – тізбе) орналастырады.

      Тізбе тауар нарығының, нарық субъектісінің, негізгі қуат иеленушінің толық атауын қамтиды.

      Негізгі қуат иелері Кодекстің 165-бабының талаптары ескеріле отырып анықталады.

      6. Қорытынды мен тізбе орналастырылған күннен бастап күнтізбелік бес күн ішінде монополияға қарсы орган нарық субъектісіне оны негізгі қуаттың иесі деп тану туралы жазбаша хабарлама жібереді.

      7. Негізгі қуат иесі хабарламаны алған күннен бастап күнтізбелік алпыс күн өткен соң өзінің қызметін Қағидаларға сәйкес келтіреді.

      8. Қосымша уақыт шығындары қажет болған жағдайда, негізгі қуат иесі монополияға қарсы органға Қағидалардың 7-тармағында көрсетілген мерзімді ұзарту туралы дәлелді өтінішпен жүгінеді.

      9. Мерзімді ұзарту туралы немесе ұзартудан бас тарту туралы шешімді монополияға қарсы орган дәлелді өтінішті алған сәттен бастап күнтізбелік отыз күн ішінде қажетті уақыт шығындарының негіздемесін ескере отырып қабылдайды.

      Монополияға қарсы орган қызметті Қағидаларға сәйкес келтіру бөлігінде қосымша ақпарат алу туралы дәлелді өтінішті қарау мерзімін, негізгі қуат иесіне дәлелді өтініш тоқтатыла тұрған күннен бастап күнтізбелік бес күн ішінде хабарлай отырып, бірақ күнтізбелік он бес күннен аспайтын мерзімге тоқтата тұрады.

2-тарау. Негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсыну тәртібі

      10. Негізгі қуатқа тең қол жеткізуді қамтамасыз ету мынадай реттілікпен жүзеге асырылады:

      1) нарық субъектісінің негізгі қуатқа қол жеткізуді ұсыну туралы өтінімді (бұдан әрі – өтінім) негізгі қуатқа иеленушіге ұсынуы;

      2) негізгі қуат иесінің өтінімді қарауы;

      3) негізгі қуат иесінің өтінімді қарау нәтижесін беруі;

      4) шарт жасасу.

      11. Негізгі қуат иелері жыл сайын өтінімдерді қабылдау басталғанға дейін 2 (екі) айдан кешіктірмей өзінің интернет-ресурсында пошталық мекенжайын, электрондық поштасының мекенжайын, сондай-ақ өтінімдерді қабылдауға жауапты құрылымдық бөлімшенің байланыс деректерін көрсете отырып, өтінімдерді қабылдау кестесін (бұдан әрі – кесте) орналастырады.

      Негізгі қуат иеленушіде интернет-ресурс болмаған кезде ақпарат монополияға қарсы органның интернет-ресурсында орналастырылады.

      Негiзгi қуат иелерi монополияға қарсы органға мемлекеттiк органның сұрау салуы бойынша өтінімдерді бөлу және қанағаттандыру бөлігінде негізгі қуат иелерінің ақпараттық жүйесіне қолжетімділікке ие болуды қамтамасыз етедi.

      Негізгі қуат иесінің ақпараттық жүйесінде негізгі қуатты өңдеу қызметін әрбір алушы үшін жеке кабинет болады.

      Өтінімдерді қабылдау мерзімі кемінде бір айды құрайды.

      12. Негізгі қуатқа қол жеткізу үшін нарық субъектісі негізгі қуатты иеленушіге нарық субъектісі сұратқан қол жеткізуді ұсынудың елеулі шарттары көрсетілетін қағаз немесе электрондық нысандағы өтінімді жібереді.

      13. Өтінімді негізгі қуатқа қол жеткізудің мәлімделген шарттарына қарамастан негізгі қуат иесі қабылдайды.

      14. Өтінімдерді қабылдауды және оларды қарау нәтижелерін беруді негізгі қуат иесі тиісінше қағаз немесе электрондық нысанда жүзеге асырады..

      15. Өтінімдерді негізгі қуат иесі басымдылықтың кему тәртібімен қарайды:

      1) басқа тауарды өндіру және (немесе) өткізу үшін негізгі қуатты пайдаланатын нарық субъектілерінің өтінімдері;

      2) тиісті негізгі қуат үшін сақтау инфрақұрылымы бар нарық субъектілерінің өтінімдері;

      3) нарықтың өзге субъектілерінің өтінімдері.

      Кестеден тыс берілген өтінімдер кестеге сәйкес берілген өтінімдер қаралғаннан кейін қаралады.

      16. Негізгі қуат иесі кестеге сәйкес берілген өтінімдерді, өтінімдерді қабылдау мерзімі аяқталғаннан кейін күнтізбелік отыз күн ішінде қарайды.

      Кестеден тыс берілген өтінімдерді негізгі қуат иесі олар келіп түскен күннен бастап күнтізбелік отыз күн ішінде қарайды.

      17. Негізгі қуат иесі қарау нәтижелері бойынша мынадай:

      1) нарық субъектісінің өтінімін ол сұратқан шарттарда қанағаттандыру туралы;

      2) негізгі қуат иесі ұсынатын шарттарда негізгі қуатқа қол жеткізуді ұсыну туралы;

      3) бас тарту себебін негіздей отырып, өтінімді қанағаттандырудан бас тарту туралы шешімдердің бірін қабылдайды.

      18. Егер кестеге сәйкес берілген өтінімдерді қанағаттандыру үшін негізгі қуаттың бос көлемі жеткіліксіз болса, өтінімдер сұралып отырған көлемге барабар, бірақ нарықтың бір субъектісіне негізгі қуаттың жалпы көлемінің 50 (елу) пайызынан аспайтын қанағаттандырылады.

      Негізгі қуаттың бос көлемінің болуы, олардың құны, қол жеткізу шарттары туралы ақпарат негізгі қуат иесінің интернет-ресурсында орналастырылады.

      19. Қағидалардың 17-тармағының 1) тармақшасында көрсетілген жағдайда, сондай-ақ нарық субъектісі мен негізгі қуатты иеленуші арасында негізгі қуатқа қол жеткізу шарттары бойынша келісімге қол жеткізілген кезде олардың арасында тиісті шарт жасалады.

      Шарт қоса алғанда бір жылға дейінгі мерзімге жасалады.

      Коммерциялық қатынастар шеңберінде негізгі қуат иелерінен үшінші тұлғаларға басымдықпен сатып алынған мұнай өнімдерінің көлемдері беруге және/немесе сатуға жатпайды.

      20. Өтінімді қанағаттандырудан бас тарту үшін негіздер:

      1) негізгі қуаттың бос көлемінің болмауы;

      2) қол жеткізуді ұсыну үшін қажетті инфрақұрылымның немесе өзге де мүліктің болмауы.

      21. Қағидалардың 20-тармағының 2) тармақшасында көрсетілген жағдайда, бас тарту себебінің негіздемесінен басқа, өтінімді қанағаттандырудан бас тарту туралы хабарламаға техникалық шарттар да қоса беріледі.

      Техникалық шарттар орындалған кезде нарық субъектісі қайтадан өтінім береді.

      22. Бас тартумен келіспеген жағдайда, нарық субъектісі өтінімді және бас тарту туралы хабарламаны қоса бере отырып, бас тартудың негізділігін анықтау үшін монополияға қарсы органға жүгінеді.

      23. Монополияға қарсы орган нарық субъектісі өтінішінің нәтижелері бойынша негізгі қуат иесінің бас тартуы негізділігінің расталғаны туралы хабарлайды не Кодекске сәйкес шаралар қабылдайды, бұл туралы нарық субъектісін хабардар етеді.

      Егер нарық субъектісінің өтінішін қарау нәтижелері бойынша монополияға қарсы орган негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсынбаудан көрінетін негізгі қуат иесінің өзінің үстем немесе монополиялық жағдайын теріс пайдалану белгілерін анықтаса, нарық субъектісі қайтадан өтінім береді.

3-тарау. Тікелей жеткізу шеңберінде, тауар биржаларынан тыс (бензин, авиациялық және дизель отыны) мұнай өнімдерінің жекелеген түрлерін бастапқы көтерме саудада өткізу тауар нарықтарында негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсыну ерекшеліктері

      24. Тікелей жеткізу шеңберінде мұнай өнімдерінің жекелеген түрлерін (бензин, авиациялық және дизель отыны) (бұдан әрі - мұнай өнімдері) (бұдан әрі – мұнай өнімдерінің тауар нарығы) бастапқы көтерме саудада өткізу тауар нарықтарында негізгі қуаттың иесі (бұдан әрі – мұнай өнімдерін беруші) болып үстем немесе монополиялық жағдайға ие мұнай өнімдерін өндіруші, мұнай жеткізуші және (немесе) одан әрі өткізу мақсаттары үшін импорттаушы, мұнай өнімдерін көтерме сауда арқылы берушілер танылуы мүмкін.

      25. Мұнай өнімдерін беруші өзінің интернет-ресурсында:

      1) мұнай өнімдерін немесе мұнай өнімдерінің әрбір түрін жеке сатып алу-сатудың жария шартын (бұдан әрі – жария шарт);

      2) қосылған құн салығынсыз жеткізудің алдағы айына мұнай өнімі бірлігінің бағасын, сондай-ақ мұнай өнімдерін жеткізу құнын;

      3) шарт жасасуға өтінімдерді қабылдау үшін ақпараттық жүйенің және мұнай өнімдеріне қолжетімдік алу тәртібінің болуы туралы ақпаратты орналастырады.

      Өтінімдерді электрондық пошта арқылы қабылдаған жағдайда нарық субъектісінің нақты атауы мен мекенжайы көрсетіледі.

      26. Мұнай өнімдерін беруші жария шартқа сәйкес нарық субъектісімен шарт жасасады.

      Жария шарт, оның ішінде енгізілген өзгерістер мен толықтырулар мұнай өнімдерін берушінің интернет-ресурсында орналастырылады.

      Қажет болған жағдайда, мұнай өнімдерін беруші үлгілік шартқа, қателер мен жаңсақ жазуды түзетуді қоспағанда, алдағы өзгерістер мен толықтырулар туралы өзінің интернет-ресурсында хабарлама жариялаған сәттен бастап күнтізбелік отыз күн бұрын өзгерістер мен толықтырулар енгізеді.

      27. Мұнай өнімдерін сатып алу-сату шарты (бұдан әрі - шарт) қоса алғанда бір айға дейінгі мерзімге жасалады.

      28. Сатып алушылардың өтінімін мұнай өнімдерін беруші жеткізу айының алдындағы айдың 1-ден 20-на дейінгі кезеңде қабылдайды.

      Өтінімдер мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган бекітетін Мұнай өнімдерін жеткізу жоспарын алғаннан кейін, бірақ жеткізу айының алдындағы айдың 25-күнінен кешіктірілмей қаралады.

      20-шы күннен кейін келіп түскен өтінімдер бос көлем болған жағдайларды қоспағанда, келесі айда қаралады.

      29. Өтінімді алудың нақты уақыты мен күнін мұнай өнімдерін берушінің ақпараттық жүйесі тіркейді.

      Өтінімді электрондық пошта арқылы алу өтінім жіберушіге автоматты түрде хабарлау арқылы негізгі қуат иесінің ақпараттық жүйесімен расталады.

      30. Шарт жасасу үшін өткізу көлемінің ең аз және еселенген нормасы вагондық норманы құрауға тиіс.

      31. Мұнай өнімінің бір түрін сатып алуға өтінімді қанағаттандыру мұнай өнімінің басқа түрін сатып алумен негізделмеуі тиіс.

      32. Мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган бекітетін Мұнай өнімдерін жеткізу жоспары өзгертілген жағдайда, мұнай өнімдерінің шарттық сомасы түзетіледі.

      33. Мұнай өнімдерін сатып алушылар арасында бөлу тәртібі мынадай ретпен жүзеге асырылады:

      Көктемгі егіс және егін жинау жұмыстары кезеңінде ауыл шаруашылығы өнімін өндірушілер үшін мұнай өнімдерінің көлемін бөлуді қоспағанда, бензин мен дизель отыны:

      1) негізгі қызметке байланысты өткізу көлемдеріне мұнай өнімдерін жеткізу жөніндегі бірыңғай оператор, стационарлық автожанармай құю станциялары арқылы бөлшек саудада өткізу мақсаттары үшін нарық субъектілері;

      2) меншік құқығында немесе өзге де заңды негіздерде мұнай өнімдерінің базасын немесе мұнай өнімдері базасындағы резервуарды иеленетін нарық субъектілері;

      3) нарықтың өзге де субъектілері.

      Авиаотын:

      1) отандық авиакомпаниялар республикаішілік қатынастағы жолаушылар тасымалы көлеміне, мұнай өнімдерін жеткізу жөніндегі бірыңғай оператор, негізгі қызметке байланысты өткізу көлеміне;

      2) республикаішілік қатынаста жүк тасымалы көлеміне отандық авиакомпаниялар;

      3) мұнай өнімдерін бөлшек саудада өткізуші;

      4) мұнай өнімдерін көтерме саудада жеткізуші;

      5) нарықтың өзге де субъектілері.

      34. Негізгі қуат шеңберінде сатып алынған мұнай өнімдерінің көлемі коммерциялық қатынастар үшін үшінші тұлғаларға беруге және/немесе сатуға жатпайды.

      35. Мұнай өнімдерін беруші ағымдағы айдың 15-күніне дейінгі мерзімде өзінің интернет-ресурсында өткен кезеңдегі жеткізудің нақты көлемі туралы ақпаратты орналастырады.

4-тарау. Әуежайлар аумағында мұнай өнімдерін (авиациялық отынды) сақтау нарығында негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсынудың ерекшеліктері

      36. Әуежай аумағында авиациялық отынды сақтау нарығында негізгі қуат иелері авиотынды сақтау тауар нарығында үстем немесе монополиялық жағдайға ие әуежай (бұдан әрі - әуежай) болып табылады.

      37. Әуежай авиаотынды сақтау қызметтерін Қазақстан Республикасының азаматтық заңнамасы шеңберінде бөлшек саудада өткізушімен, мұнай жеткізушімен, мұнай өнімдерін өндірушімен, импорттаушымен, мұнай өнімдерін көтерме жеткізушімен (бұдан әрі – авиациялық отын жеткізуші) жасалған жария шартқа сәйкес көрсетеді.

      Әуежай мен авиациялық отынды жеткізуші арасындағы шарт әуежайда авиациялық қауіпсіздікті сақтау және қамтамасыз ету жағдайында жасалады.

      38. Әуежаймен жария шартты жасау үшін авиаотынды жеткізуші мыналарды қоса бере отырып өтінім береді:

      1) авиаотын жеткізуші мен авиакомпания арасындағы авиаотынды жеткізу туралы шарт;

      2) заңды тұлғаны мемлекеттік тіркеу/қайта тіркеу туралы куәліктің немесе анықтаманың көшірмелері;

      3) сұратылып отырған сақтау көлемдері туралы мәліметтер, оның ішінде сақтау мерзімдері мен көлемдері;

      4) авиаотын сапасының паспорты;

      5) авиаотының шығу тегін растайтын құжат;

      6) меншігінде сақтауға жоспарланып отырған авиаотын көлемінің бар екенін растайтын құжат.

      39. Әуежай авиаотын жеткізушіге ұсынатын сақтау қызметтерінің көлемі авиакомпанияның әуежай инфрақұрылымын пайдалана отырып, авиаұшуды қамтамасыз ету үшін жеткілікті авиаотын көлеміне сәйкес келеді.

      Бұл ретте, сақтаудың төмендетілмейтін көлемі авиакомпания мен авиаотын жеткізуші арасында бір жыл мерзімге жасалған шартпен расталады.

      40. Авиаотынды сақтау шарттарын, оның ішінде қызметтерінің құнын, Кодекстің 174-бабында көрсетілген нормаларды ескере отырып, әуежай дербес айқындайды.

      41. Әуежай өз сайтында:

      1) жария шарт;

      2) авиациялық отынды сақтау жөніндегі қызметтердің құны (бағасы);

      3) құнын көрсете отырып, авиациялық отынды сақтау қызметіне байланысты ілеспе шығыстар;

      4) шарт жасасуға өтінімдерді қабылдаудың ақпараттық жүйесінің болуы және авиациялық жанармай сақтау қызметтеріне қолжетімділік алу тәртібі туралы мәліметтер;

      5) ағымдағы жылдық кезеңдегі авиациялық отын қоймасының қолда бар сыйымдылығы туралы ақпарат.

      42. Авиаотын жеткізушілердің өтінімдерін әуежай ай сайын, бірақ жеткізу айының алдындағы ағымдағы айдың 25-күнінен кешіктірмей қарайды.

      Авиаотын жеткізушілердің өтініштерін әуежай жеткізу айының алдындағы айдың 1 - 15-күндері кезеңінде қабылдайды.

      Ағымдағы айдың 15-күнінен кейін түскен өтініштер, бос көлемнің болуы жағдайларын қоспағанда, келесі айда қаралады.

      Өтініштерді беру әуежайдың ақпараттық жүйесінде жүзеге асырылады.

      Өтінімді алудың нақты уақыты мен күні әуежайдың ақпараттық жүйесінде тіркеледі.

      43. Әуежай авиаотын жеткізушілермен жария шартқа сәйкес шарт жасасады.

      44. Әуежай авиакомпаниялардың рейстерін расталған слоттар бойынша авиаотынмен қамтамасыз ету үшін авиаотын көлемдерін сақтау инфрақұрылымына қолжетімділікті қамтамасыз етеді.

      45. Әуежай өтінім алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде ақпараттық жүйе арқылы ұсынылған материалдарды Қағидалардың 38-тармағына сәйкестігін тексереді және авиаотын жеткізушіге қол қойылған шарт жобасын жібере және/немесе ұсынылмаған құжаттарды ұсыну қажеттілігін көрсете отырып шешім туралы хабардар етеді.

      46. Шарт жасасу үшін өткізу көлемінің ең аз және еселенген нормасы вагондық норманы құрауға тиіс.

      47. Мұнай өнімдерін (авиациялық отынды) сақтау көлемін бөлу тәртібі мынадай ретпен жүзеге асырылады:

      1) отандық авиакомпаниялар республикаішілік қатынас ішінде жолаушылар тасымалы көлемдеріне, мұнай өнімдерін жеткізу жөніндегі бірыңғай оператор, негізгі қызметпен байланысты өткізу көлемдеріне;

      2) отандық авиакомпаниялар республикаішілік қатынаста жүк тасымалдары көлемдеріне;

      3) авиотынды жеткізушілер.

      48. Негізгі қуат иесі ағымдағы айдың 15-күніне дейінгі мерзімде өзінің интернет-ресурсында өткен кезеңдегі нақты сақтау көлемдері туралы ақпаратты, сондай-ақ негізгі қуаттың бос көлемінің болуы, оның құны, қол жеткізу шарттары туралы ақпаратты орналастырады.

5-тарау. Мұнайды экспорттау және транзиттеу мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау нарығында негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсынудың ерекшеліктері

      49. Тауар нарығында монополиялық жағдайға ие магистральдық мұнай құбырының операторы (бұдан әрі – оператор) мұнайды экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау нарығындағы негізгі қуат иесі болып табылады.

      50. Оператор мұнай жіберушілерге мұнайды экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау бойынша қызметтерін жер қойнауын пайдаланушылар үшін бекітілген Қазақстан Республикасының ішкі нарығының қажеттіліктерін қамтамасыз ету үшін жер қойнауын пайдаланушылар үшін шикі мұнай және (немесе) газ конденсатын беру кестесіне сәйкес ұсынады.

      51. Оператордың интернет-ресурсында:

      1) Мұнайды экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдаудың жария шартын (бұдан әрі – жария шарт);

      2) мұнайды экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау бағасын;

      3) шарт жасасуға өтінімдерді (бұдан әрі – өтінім) қабылдау үшін ақпараттық жүйенің және экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау қызметтеріне қолжетімділік алу тәртібінің болуы туралы ақпаратты.

      4) экспорттау үшін магистральдық құбырлардың бос көлемдерінің болуы туралы ақпаратты орналастырады.

      52. Оператор мұнай жіберушілермен жария шартқа сәйкес шарт жасасады.

      Жария шарт, оның ішінде енгізілген өзгерістер мен толықтырулар оператордың интернет-ресурсында орналастырылады.

      Қажет болған жағдайда, оператор жария шартқа, қателер мен жаңсақ жазуды түзетуді қоспағанда, алдағы өзгерістер мен толықтырулар туралы өзінің интернет-ресурсында хабарлама жариялаған сәттен бастап күнтізбелік отыз күн бұрын өзгерістер мен толықтырулар енгізеді.

      Мұнайды экспорттау мақсатында магистральдық құбырлар арқылы тасымалдау шарты бір жылға жасалады.

      53. Мұнай жіберушінің өтінімін оператор жеткізу айының алдындағы айдың 5 - 25-күндері кезеңінде қабылдайды.

      Өтінімдер мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган бекітетін мұнайды ішкі нарыққа жеткізу кестесі алынғаннан кейін қаралады.

      54 Өтінімді алудың уақыты мен күнін оператордың ақпараттық жүйесі тіркейді.

      55. Мұнай жіберушінің өтінімінде мынадай құжаттар болуы тиіс:

      1) заңды тұлғаны мемлекеттік тіркеу/қайта тіркеу туралы куәліктің немесе анықтаманың көшірмелері;

      2) басшының лауазымы туралы мәліметтер, байланыс жасайтын адамның телефон нөмірі және электрондық почта мекенжайы;

      3) тасымалданатын мұнай көлемі;

      4) сапа паспорты;

      5) тасымалданатын мұнайды алушымен шарт.

      56. Оператор өтінімді алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде ақпараттық жүйе арқылы ұсынылған материалдарды Қағидалардың 55-тармағына сәйкестігін тексереді және өтінім берушіні қол қойылған шарт жобасын жібере және (немесе) ұсынылмаған құжаттарды беру қажеттілігін көрсете отырып шешім туралы хабардар етеді.

      57. "Магистральдық құбыр туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 25-бабының 4-тармағына сәйкес оператор мұнай жіберушіге қызмет көрсету кезінде мұнайдың сапасы мен санының сақталуын қамтамасыз етеді және өнімді тасымалдау кезінде техникалық ысыраптарды шегергенде, маршруттың соңында мұнайды тапсырады.

      58. Оператор ағымдағы айдың 25-күніне дейінгі мерзімде өзінің интернет-ресурсында магистральдық құбыржол бойынша экспортқа тасымалданған мұнайдың нақты көлемдері туралы ақпаратты орналастырады.

6-тарау. Мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеу қызметтеріне негізгі қуатқа тең қол жеткізуді ұсынудың ерекшеліктері

      59. Мұнай өңдеу нарығындағы негізгі қуат иесі үстем немесе монополиялық жағдайға ие мұнай өнімдерін өндірушілер (бұдан әрі – мұнай өнімдерін өндіруші) болып табылады.

      60. Мұнай өнімдерін өндіруші мұнай өңдеу қызметтеріне мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган бекітетін Қазақстан Республикасының ішкі нарығының қажеттіліктерін қамтамасыз ету үшін шикі мұнай және (немесе) газ конденсатын беру кестесін ескере отырып қолжетімділік береді.

      61. Мұнай өнімдерін өндіруші өзінің интернет-ресурсында:

      1) мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеу қызметтерін көрсетуге арналған жария шартты (бұдан әрі – жария шарт);

      2) мұнай тоннасын және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеуге тарифті;

      3) құнын көрсете отырып, шикізатты қайта өңдеумен байланысты ілеспе шығыстарды;

      4) жоспарлы жөндеу жұмыстары туралы ақпаратты;

      5) өндірілетін мұнай өнімдерінің номенклатурасын;

      6) шарт жасасуға өтінімдерді қабылдау үшін ақпараттық жүйенің болуы туралы ақпаратты және мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеу қызметтеріне қолжетімділік алу тәртібін;

      7) қайта өңдеудің ағымдағы жылдық кезеңге бос қуаттарының болуы туралы ақпаратты орналастырады.

      Мұнай өнімдерін өндіруші шарт жасасуға өтінімдерді қабылдауды ақпараттық жүйе арқылы жүзеге асырады.

      62. Мұнай өнімдерін өндіруші жария шартқа сәйкес мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеу қызметтерін көрсетуге шарт жасасады.

      Жария шарт, оның ішінде енгізілген өзгерістер мен толықтырулар мұнай өнімдерін өндірушінің интернет-ресурсында орналастырылады.

      Қажет болған жағдайда, мұнай өнімдерін өндіруші жария шартқа, қателер мен жаңсақ жазуды түзетуді қоспағанда, алдағы өзгерістер мен толықтырулар туралы өзінің интернет-ресурсында хабарлама жариялаған сәттен бастап күнтізбелік отыз күн бұрын өзгерістер мен толықтырулар енгізеді.

      Жария шартты мұнай өнімдерін өндіру саласындағы уәкілетті орган монополияға қарсы органмен келісу бойынша бекітеді.

      Мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеу шарты бір жылға жасалады.

      63. Мұнай және (немесе) газ конденсатын және (немесе) өңделген өнімді және (немесе) өңделген өнім иелерінен, мұнай берушілерден және жер қойнауын пайдаланушылардан мұнайды және (немесе) газ конденсатын және (немесе) өңделген өнімді өңдеу бойынша көрсетілетін қызметке (бұдан әрі – көрсетілетін қызмет алушылар) өтінімін мұнай өнімдерін өндіруші жеткізу айының алдындағы 25 айға дейін қабылдайды.

      64. Өтінімді алудың нақты уақыты мен күні негізгі қуат иесінің ақпараттық жүйесінде тіркеледі.

      65. Мұнай жеткізушінің өтінімінде мынадай құжаттар болуы тиіс:

      1) шикі мұнайдың және (немесе) газ конденсатының, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерінің сапасын растайтын құжат (сапа паспорты);

      2) мұнайдың және (немесе) газ конденсатының және (немесе) тазартылған өнімнің шығу тегін растайтын құжат;

      3) заңды тұлғаны мемлекеттік тіркеу/қайта тіркеу туралы куәліктің немесе куәліктің көшірмелері;

      4) мұнайды және (немесе) газ конденсатын және (немесе) қайта өңдеуге арналған тазартылған өнімді жіберу көлемі;

      5) өңдеудің сұратылған көлемдері, оның ішінде өңдеу мерзімдері мен көлемдері туралы мәліметтер.

      66. Мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеудің негізгі қуат иесі өтінімді алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде ақпараттық жүйе арқылы ұсынылған материалдарды Қағидалардың 65-тармағына сәйкестігін тексереді және өтінім берушіні қол қойылған шарт жобасын жібере отырып және/немесе ұсынылмаған құжаттарды беру қажеттілігін көрсетіп шешім туралы хабардар етеді.

      67. Негізгі қуат иесі ағымдағы жылдың 25-күніне дейінгі мерзімде өзінің интернет-ресурсында алдыңғы айда мұнайды және (немесе) газ конденсатын, және (немесе) қайта өңдеу өнімдерін өңдеудің нақты көлемдері туралы ақпаратты орналастырады.

      68. Мұнай өнімдерін өндіруші мұнай өнімдерін өндіру мен жөнелтуді қоса алғанда, көрсетілген өңдеу қызметтерінің көлемі туралы деректерді цифрландыруды қамтамасыз етеді.

О внесении изменения в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 15 "Об утверждении Правил равного доступа к ключевой мощности"

Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 26 декабря 2024 года № 8. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 декабря 2024 года № 35536

      Примечание ИЗПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 15 "Об утверждении Правил равного доступа к ключевой мощности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 28495) следующее изменение:

      Правила равного доступа к ключевой мощности, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту топливно-энергетического комплекса Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель Агентства
по защите и развитию
конкуренции
Республики Казахстан
М. Омаров

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство транспорта
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство энергетики
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Агентства
по защите и развитию
конкуренции
Республики Казахстан
от 26 декабря 2024 года № 8

Правила равного доступа к ключевой мощности

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила равного доступа к ключевой мощности (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 176-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок предоставления равного доступа субъектам рынка к ключевой мощности.

      2. В Правилах применяются следующие понятия:

      1) ключевая мощность – товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение (далее – обладатель ключевой мощности), без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара на соответствующем или смежном товарном рынке;

      2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота;

      3) единый оператор по поставке нефтепродуктов – юридическое лицо, определяемое уполномоченным органом в сфере производства нефтепродуктов, основным предметом деятельности которого является обеспечение Вооруженных Сил Республики Казахстан, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области государственного материального резерва нефтепродуктами, а также предоставление им услуг по хранению и доставке нефтепродуктов.

      3. Равный доступ к ключевой мощности предоставляется на рыночных условиях.

      4. Непредоставление равного доступа к ключевой мощности в соответствии со статьей 174 Кодекса является злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, которое влечет ответственность, установленную частью 3-1 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

      5. В случае выявления ключевой мощности в рамках проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган размещает на своем интернет-ресурсе заключение по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее – заключение) и перечень обладателей ключевой мощности (далее – перечень).

      Перечень включает полное наименование товарного рынка, субъекта рынка, обладателя ключевой мощности.

      Обладатель ключевой мощности определяется с учетом требований статьи 165 Кодекса.

      6. В течение пяти календарных дней с даты размещения заключения и перечня антимонопольный орган направляет субъекту рынка письменное уведомление о признании его обладателем ключевой мощности.

      7. Обладатель ключевой мощности по истечении шестидесяти календарных дней со дня получения уведомления приводит свою деятельность в соответствие с Правилами.

      8. В случае необходимости дополнительных временных затрат обладатель ключевой мощности обращается в антимонопольный орган с мотивированным заявлением о продлении срока, указанного в пункте 7 Правил.

      9. Решение о продлении срока или об отказе в продлении принимается антимонопольным органом в течение тридцати календарных дней с момента получения мотивированного заявления с учетом обоснованности необходимых временных затрат.

      Антимонопольный орган приостанавливает срок рассмотрения мотивированного заявления для получения дополнительной информации в части приведения деятельности в соответствие с Правилами, но не более чем на пятнадцать календарных дней, с извещением обладателя ключевой мощности в течение пяти календарных дней со дня приостановления мотивированного заявления.

Глава 2. Порядок предоставления равного доступа к ключевой мощности

      10. Предоставление равного доступа к ключевой мощности осуществляется в следующей последовательности:

      1) подача субъектом рынка обладателю ключевой мощности заявки о предоставлении доступа к ключевой мощности (далее – заявка);

      2) рассмотрение заявки обладателем ключевой мощности;

      3) выдача результата рассмотрения заявки обладателем ключевой мощности;

      4) заключение договора.

      11. Обладатель ключевой мощности ежегодно не позднее чем за 2 (два) месяца до начала приема заявок размещает на своем интернет-ресурсе график приема заявок (далее – график) с указанием почтового адреса, адреса электронной почты, а также контактных данных структурного подразделения, ответственного за прием заявок.

      При отсутствии интернет-ресурса у обладателя ключевой мощности информация размещается на интернет-ресурсе антимонопольного органа.

      Обладатель ключевой мощности предоставляют антимонопольному органу доступ к информационной системе в части распределения и удовлетворения заявок по запросу государственного органа.

      Информационная система обладателя ключевой мощности содержит личный кабинет для каждого получателя доступа к ключевой мощности.

      Срок приема заявок составляет не менее одного месяца.

      12. Для получения доступа к ключевой мощности субъект рынка направляет обладателю ключевой мощности заявку в бумажной или электронной форме, в которой указываются существенные условия предоставления доступа, запрашиваемые субъектом рынка.

      13. Заявка принимается обладателем ключевой мощности независимо от заявленных условий доступа к ключевой мощности.

      14. Прием заявок и выдача результатов их рассмотрения осуществляется обладателем ключевой мощности соответственно в бумажной или электронной форме.

      15. Заявки, рассматриваются обладателем ключевой мощности в порядке убывающей приоритетности:

      1) заявки субъектов рынка, использующих ключевую мощность для производства и (или) реализации другого товара;

      2) заявки субъектов рынка, имеющих инфраструктуру хранения для соответствующей ключевой мощности;

      3) заявки иных субъектов рынка.

      Заявки, поданные вне графика, рассматриваются после рассмотрения заявок, поданных в соответствии с графиком.

      16. Заявки, поданные в соответствии с графиком, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней после окончания срока приема заявок.

      Заявки, поданные вне графика, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней со дня их поступления.

      17. По результатам рассмотрения обладателем ключевой мощности принимается одно из следующих решений:

      1) об удовлетворении заявки субъекта рынка на запрашиваемых им условиях;

      2) о предоставлении доступа к ключевой мощности на условиях, предлагаемых обладателем ключевой мощности;

      3) об отказе в удовлетворении заявки с обоснованием причины отказа.

      18. Если для удовлетворения заявок, поданных в соответствии с графиком, свободного объема ключевой мощности недостаточно, заявки удовлетворяются пропорционально запрашиваемым объемам, но не более 50 (пятидесяти) процентов от общего объема ключевой мощности одному субъекту рынка.

      Информация о наличии свободного объема ключевой мощности, их стоимости, условиях доступа размещается на интернет-ресурсе обладателя ключевой мощности.

      19. В случае, указанном в подпункте 1) пункта 17 Правил, а также при достижении согласия между субъектом рынка и обладателем ключевой мощности по условиям доступа к ключевой мощности между ними заключается соответствующий договор.

      Договор заключается на срок до одного года включительно.

      20. Основаниями для отказа в удовлетворении заявки являются:

      1) отсутствие свободного объема ключевой мощности;

      2) отсутствие инфраструктуры или иного имущества, необходимого для предоставления доступа.

      21. В случае, указанном в подпункте 2) пункта 20 Правил к уведомлению об отказе в удовлетворении заявки кроме обоснования причины отказа также прилагаются технические условия.

      При выполнении технических условий субъект рынка повторно подает заявку.

      22. В случае несогласия с отказом субъект рынка обращается в антимонопольный орган для установления обоснованности отказа с приложением заявки и уведомления об отказе.

      23. Антимонопольный орган по результатам обращения субъекта рынка сообщает о подтверждении обоснованности отказа обладателя ключевой мощности либо принимает меры в соответствии с Кодексом, о чем уведомляет субъекта рынка.

      Если по результатам рассмотрения обращения субъекта рынка антимонопольным органом выявлены признаки злоупотребления обладателем ключевой мощности своим доминирующим или монопольным положением, выразившегося в непредставлении равного доступа к ключевой мощности, субъект рынка повторно подает заявку.

Глава 3. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов в рамках прямых поставок, вне товарных бирж (бензин, авиационное и дизельное топливо)

      24. Обладателем ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов (далее – поставщик нефтепродуктов) в рамках прямых поставок (бензин, авиационное и дизельное топливо (далее - нефтепродукты) (далее – товарный рынок нефтепродуктов) признается производитель нефтепродуктов, поставщик нефти и (или) импортер, оптовый поставщик нефтепродуктов для целей дальнейшей реализации, занимающий доминирующее или монопольное положение.

      25. Поставщик нефтепродуктов размещает на своем интернет-ресурсе:

      1) публичный договор купли-продажи нефтепродуктов или каждого вида нефтепродукта в отдельности (далее – публичный договор);

      2) цену за единицу нефтепродукта на предстоящий месяц поставки без налога на добавленную стоимость, а также стоимость доставки нефтепродуктов;

      3) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к нефтепродуктам.

      В случае приема заявок через электронную почту указывается точное наименование и адрес субъекта рынка.

      26. Поставщик нефтепродуктов заключает договор с субъектом рынка в соответствии с публичным договором.

      Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе поставщика нефтепродуктов.

      В случае необходимости, поставщик нефтепродуктов вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.

      27. Договор купли-продажи нефтепродуктов (далее – договор) заключается на срок до одного месяца включительно.

      28. Заявки приобретателей нефтепродуктов принимаются поставщиком нефтепродуктов в период с 1 по 20 число месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявки рассматриваются после получения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, но не позднее 25 числа текущего месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявки, поступившие после 20 числа текущего месяца, рассматриваются в следующем месяце, за исключением случаев наличия свободного объема.

      29. Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой поставщика нефтепродуктов.

      Получение заявки через электронную почту подтверждается информационной системой поставщика нефтепродуктов путем автоматического уведомления отправителя заявки.

      30. Минимальная и кратная норма объема реализации для заключения договора должна составлять вагонную норму.

      31. Удовлетворение заявки на приобретение одного вида нефтепродукта не может быть обусловлено приобретением другого вида нефтепродукта.

      32. В случае изменения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, договорные объемы нефтепродуктов корректируются.

      33. Порядок распределения объемов нефтепродуктов между приобретателями нефтепродуктов осуществляется в следующей последовательности:

      Бензины и дизельное топливо, за исключением распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ:

      1) субъекты рынка для целей розничной реализации через стационарные автозаправочные станции, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;

      2) субъекты рынка, владеющие на праве собственности или на иных законных основаниях базой нефтепродуктов и/или резервуаром на базе нефтепродуктов;

      4) иные субъекты рынка.

      Авиатопливо:

      1) отечественные авиакомпании на объемы пассажирских перевозок во внутриреспубликанском сообщении, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;

      2) отечественные авиакомпании на объемы грузовых перевозок во внутриреспубликанском сообщении;

      3) розничный реализатор нефтепродуктов;

      4) оптовый поставщик нефтепродуктов;

      5) иные субъекты рынка.

      34. Объемы нефтепродуктов, приобретенных в рамках ключевой мощности, не подлежат передаче и/или реализации третьим лицам для коммерческих отношений.

      35. Поставщик нефтепродуктов в срок до 15 числа текущего месяца размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах поставки за прошедший период.

Глава 4. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на рынке хранения авиационного топлива на территории аэропортов

      36. Аэропорт, занимающий доминирующее и/или монопольное положение на товарном рынке хранения авиатоплива, является обладателем ключевой мощности на рынке хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) на территории аэропорта (далее – аэропорт).

      37. Аэропорт предоставляет услуги хранения авиатоплива в соответствии с публичным договором, заключенным с розничным реализатором нефтепродуктов, поставщиком нефти, производителем нефтепродуктов, импортером, оптовым поставщиком нефтепродуктов (далее – поставщик авиатоплива) в рамках гражданского законодательства Республики Казахстан.

      Договор между аэропортом и поставщиком авиатоплива заключается при соблюдении и обеспечении авиационной безопасности на территории аэропорта.

      38. Для заключения публичного договора с аэропортом, поставщик авиатоплива подает заявку с приложением:

      1) договора о поставке авиатоплива между поставщиком авиатоплива и авиакомпанией;

      2) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;

      3) сведения о запрашиваемых объемах хранения, в том числе сроки и объемы хранения;

      4) паспорт качества авиатоплива;

      5) документ, подтверждающий происхождение авиатоплива;

      6) документ, подтверждающий наличие в собственности объемов авиатоплива, планируемого к хранению.

      39. Объем услуг хранения, предоставляемый аэропортом поставщику авиатоплива, соответствует объему авиатоплива, достаточному для обеспечения авиаперелета авиакомпанией с использованием инфраструктуры аэропорта.

      При этом неснижаемый объем хранения подтверждается договором, заключенным между авиакомпанией и поставщиком авиатоплива на срок до одного года включительно.

      40. Условия, в том числе стоимость услуг (цена) хранения авиатоплива определяется аэропортом самостоятельно с учетом норм, указанных в статье 174 Кодекса.

      41. Аэропорт размещает на своем интернет-ресурсе:

      1) публичный договор;

      2) стоимость услуг (цена) хранения авиатоплива;

      3) сопутствующие расходы, связанные с услугой хранения авиатоплива с указанием стоимости;

      4) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам хранения авиатоплива;

      5) информацию о наличии свободных мощностей хранения авиатоплива за текущий годовой период.

      42. Заявки поставщиков авиатоплива рассматриваются аэропортом ежемесячно, но не позднее 25 числа текущего месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявки поставщиков авиатоплива принимаются аэропортом, в период с 1 по 15 число месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявки, поступившие после 15 числа текущего месяца, рассматриваются в следующем месяце, за исключением случаев наличия свободного объема.

      Подача заявки осуществляется в информационной системе аэропорта.

      Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой аэропорта.

      43. Аэропорт заключает договор с поставщиками авиатоплива в соответствии с публичным договором.

      44. Аэропорт предоставляет доступ к инфраструктуре хранения объемов авиатоплива для обеспечения авиатопливом рейсов авиакомпаний по подтвержденным слотам.

      45. Аэропорт в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 38 Правил и информирует поставщика авиатоплива о решении, направляя подписанный проект договора и/или указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.

      46. Минимальная и кратная норма объема реализации для заключения договора должна составлять вагонную норму.

      47. Порядок распределения объемов хранения нефтепродуктов (авиационного топлива) осуществляется в следующей последовательности:

      1) отечественные авиакомпании на объемы пассажирских перевозок во внутриреспубликанском сообщении, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;

      2) отечественные авиакомпании на объемы грузовых перевозок во внутриреспубликанском сообщении;

      3) поставщики авиатоплива.

      48. Аэропорт в срок до 15 числа текущего месяца размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах хранения за прошедший период, а также информацию об условиях доступа.

Глава 5. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта и транзита

      49. Оператор по магистральному нефтепроводу, занимающий монопольное положение на товарном рынке, является обладателем ключевой мощности на рынке транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта и транзита (далее – оператор).

      50. Оператор предоставляет отправителям нефти услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта, согласно утвержденного для недропользователей графика транспортировки нефти по магистральным трубопроводам.

      51. Оператор размещает ежегодно не позднее чем за два месяца до начала планируемого периода на своем интернет-ресурсе:

      1) публичный договор транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта (далее – публичный договор);

      2) цену за транспортировку нефти по магистральным трубопроводам в целях экспорта;

      3) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам транспортировки по магистральным трубопроводам в целях экспорта;

      4) информацию о наличии свободных объемов магистрального трубопроводам для экспорта.

      52. Оператор заключает договор с отправителями нефти в соответствии с публичным договором.

      Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе оператора.

      В случае необходимости, оператор вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.

      Договор транспортировки нефти по магистральному трубопроводу в целях экспорта заключается сроком на один год.

      53. Заявка отправителя нефти принимается оператором в период с 5 по 25 число месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявка рассматривается после получения графика поставок нефти на внутренний рынок, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.

      54. Время и дата получения заявки фиксируется информационной системой оператора.

      55. Заявка отправителя нефти включает следующие документы:

      1) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;

      2) объем транспортируемой нефти;

      3) паспорт качества;

      4) договор с получателем транспортируемой нефти.

      56. Оператор в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 55 Правил и информирует заявителя о решении, направляя подписанный проект договора и (или) указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.

      57. Оператор обеспечивает сохранность качества и количество нефти, при оказании услуги отправителю нефти, и сдает нефть в конце маршрута за вычетом технических потерь при транспортировке продукции в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе".

      58. Оператор в срок до 25 числа текущего года размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах транспортированной нефти по магистральному трубопроводу на экспорт.

Глава 6. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности к услугам по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки

      59. Производитель нефтепродуктов, занимающий доминирующее или монопольное положение на товарном рынке, является обладателем ключевой мощности на рынке услуг по переработке нефти (далее – производитель нефтепродуктов).

      60. Производитель нефтепродуктов предоставляет доступ к услуге по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки в соответствии с графиком поставок сырой нефти и (или) газового конденсата для обеспечения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.

      61. Производитель нефтепродуктов размещает на своем интернет-ресурсе:

      1) публичный договор на оказание услуг по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки (далее – публичный договор);

      2) тариф за переработку тонны нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;

      3) сопутствующие расходы, связанные с переработкой сырья с указанием стоимости;

      4) информацию о плановых ремонтных работах;

      5) номенклатуру производимых нефтепродуктов;

      6) информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора и порядка получения доступа к услугам по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;

      7) информацию о наличии свободных мощностей переработки за текущий годовой период.

      Производителем нефтепродуктов прием заявок на заключение договора осуществляется посредством информационной системы.

      62. Производитель нефтепродуктов заключает договор на оказание услуг по переработке нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки в соответствии с публичным договором.

      Публичный договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе производителя нефтепродуктов.

      В случае необходимости, производитель нефтепродуктов вносит изменения и дополнения в публичный договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящих изменениях и дополнениях, за исключением исправления ошибок и опечаток.

      63. Заявка на услугу переработки нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки собственников нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, поставщиков нефти и недропользователей (далее – получатели услуг) принимается производителем нефтепродуктов до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки.

      Заявка получателей услуг рассматривается после получения графика поставок.

      64. Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой производителя нефтепродуктов.

      65. Заявка получателей услуг включает следующие документы:

      1) документ, подтверждающий качество (паспорт качества) нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;

      2) документ, подтверждающий происхождение нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;

      3) копии свидетельства или справки о государственной регистрации/перерегистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя;

      4) объем поставки нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки к переработке;

      5) сведения о запрашиваемых объемах переработки, в том числе сроки и объемы переработки.

      66. Производитель нефтепродуктов в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения заявки посредством информационной системы проверяет представленные материалы на соответствие пункту 65 Правил и информирует заявителя о решении, направляя подписанный проект договора и (или) указывая на необходимость предоставления непредставленных документов.

      67. Производитель нефтепродуктов в срок до 25 числа текущего года размещает на своем интернет-ресурсе информацию об объеме поставки нефти, фактических объемах переработки нефти и (или) газового конденсата, и продуктов переработки за предыдущий месяц.

      68. Производитель нефтепродуктов обеспечивает цифровизацию данных по объемам оказанных услуг по переработке, в том числе по выработке и отгрузке нефтепродуктов.