Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п. 4.
В соответствии с пунктом 3 статьи 176-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила равного доступа к ключевой мощности.
2. Управлению правового регулирования конкуренции Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан (далее – Агентство) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства после его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Агентства.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан |
С. Жумангарин |
Утверждены приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 13 июня 2022 года № 15 |
Правила равного доступа к ключевой мощности
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила равного доступа к ключевой мощности (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 176-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) и определяют порядок предоставления равного доступа субъектам рынка к ключевой мощности.
2. В Правилах применяются следующие понятия:
1) ключевая мощность – товар, объект инфраструктуры субъекта рынка, занимающего доминирующее или монопольное положение (далее – обладатель ключевой мощности), без доступа к которым другие субъекты рынка не могут осуществлять производство и (или) реализацию товара на соответствующем или смежном товарном рынке;
2) товар – товар, работа, услуга, являющиеся объектом гражданского оборота.
3. Равный доступ к ключевой мощности предоставляется на рыночных условиях.
4. Непредоставление равного доступа к ключевой мощности в соответствии со статьей 174 Кодекса является злоупотреблением доминирующим или монопольным положением, которое влечет ответственность, установленную частью 3-1 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
4-1. В случае выявления ключевой мощности в рамках проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках антимонопольный орган размещает на своем интернет-ресурсе заключение по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарных рынках (далее – заключение) и перечень обладателей ключевой мощности (далее – перечень).
Перечень включает полное наименование товарного рынка, субъекта рынка, обладателя ключевой мощности.
Сноска. Правила дополнены пунктом 4-1 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-2. В течение пяти календарных дней с даты размещения заключения и перечня антимонопольный орган направляет субъекту рынка письменное уведомление о признании его обладателем ключевой мощности.
Сноска. Правила дополнены пунктом 4-2 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-3. Обладатель ключевой мощности по истечении шестидесяти календарных дней со дня получения уведомления приводит свою деятельность в соответствие с требованиями настоящих Правил.
Сноска. Правила дополнены пунктом 4-3 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-4. В случае необходимости дополнительных временных затрат обладатель ключевой мощности вправе обратиться в антимонопольный орган с мотивированным заявлением о продлении срока, указанного в пункте 4-3 настоящих Правил.
Сноска. Правила дополнены пунктом 4-4 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).4-5. Решение о продлении срока или об отказе в продлении принимается антимонопольным органом в течение тридцати календарных дней с момента получения мотивированного заявления.
В случае необходимости получения дополнительной информации антимонопольный орган приостанавливает срок рассмотрения мотивированного заявления, но не более чем на пятнадцать календарных дней, с извещением обладателя ключевой мощности в течение пяти календарных дней со дня приостановления мотивированного заявления.
Сноска. Правила дополнены пунктом 4-5 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 2. Порядок предоставления равного доступа к ключевой мощности
5. Предоставление равного доступа к ключевой мощности осуществляется в следующей последовательности:
1) подача субъектом рынка обладателю ключевой мощности заявки о предоставлении доступа к ключевой мощности (далее – заявка);
2) рассмотрение заявки обладателем ключевой мощности;
3) выдача результата рассмотрения заявки обладателем ключевой мощности;
4) заключение договора.
6. Обладатели ключевой мощности ежегодно не позднее чем за 2 (два) месяца до начала приема заявок размещают на своем интернет-ресурсе график приема заявок (далее – график) с указанием почтового адреса, адреса электронной почты, а также контактных данных лица (лиц), ответственного (ответственных) за прием заявок.
При отсутствии интернет-ресурса у обладателя ключевой мощности информация размещается на интернет-ресурсе антимонопольного органа.
Срок приема заявок составляет не менее одного месяца.
7. Для получения доступа к ключевой мощности субъект рынка направляет обладателю ключевой мощности заявку в бумажной или электронной форме, в которой указываются существенные условия предоставления доступа, запрашиваемые субъектом рынка.
8. Заявка принимается обладателем ключевой мощности независимо от заявленных условий доступа к ключевой мощности.
9. Прием заявок и выдача результатов их рассмотрения осуществляется обладателем ключевой мощности соответственно в бумажной или электронной форме.
10. Заявки, поданные в соответствии с графиком, рассматриваются обладателем ключевой мощности в порядке убывающей приоритетности:
1) заявки субъектов рынка, использующих ключевую мощность для производства и (или) реализации другого товара;
2) заявки субъектов рынка, имеющих инфраструктуру хранения для соответствующей ключевой мощности;
3) заявки иных субъектов рынка.
Заявки, поданные вне графика, рассматриваются по очередности согласно дате и времени поступления заявок.
11. Заявки, поданные в соответствии с графиком, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней после окончания срока приема заявок.
Заявки, поданные вне графика, рассматриваются обладателем ключевой мощности в течение тридцати календарных дней со дня их поступления.
12. По результатам рассмотрения обладателем ключевой мощности принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявки субъекта рынка на запрашиваемых им условиях;
2) о предоставлении доступа к ключевой мощности на условиях, предлагаемых обладателем ключевой мощности;
3) об отказе в удовлетворении заявки с обоснованием причины отказа.
13. Если для удовлетворения заявок, поданных в соответствии с графиком, свободного объема ключевой мощности недостаточно, заявки удовлетряются пропорционально запрашиваемым объемам, но не более 50 (пятидесяти) процентов от общего объема ключевой мощности одному субъекту рынка.
14. В случае, указанном в подпункте 1) пункта 12 настоящих Правил, а также при достижении согласия между субъектом рынка и обладателем ключевой мощности по условиям доступа к ключевой мощности между ними заключается соответствующий договор.
Договор заключается на срок до одного года включительно.
15. Основаниями для отказа в удовлетворении заявки являются:
1) отсутствие свободного объема ключевой мощности;
2) отсутствие инфраструктуры или иного имущества, необходимого для предоставления доступа.
16. В случае, указанном в подпункте 2) пункта 15 настоящих Правил к уведомлению об отказе в удовлетворении заявки кроме обоснования причины отказа также прилагаются технические условия.
При выполнении технических условий субъект рынка повторно подает заявку.
17. В случае несогласия с отказом субъект рынка обращается в антимонопольный орган либо в суд для установления обоснованности отказа с приложением заявки и уведомления об отказе.
18. Антимонопольный орган по результатам обращения субъекта рынка сообщает о подтверждении обоснованности отказа обладателя ключевой мощности либо принимает меры в соответствии с Кодексом о чем уведомляет субъекта рынка.
Если по результатам рассмотрения обращения субъекта рынка антимонопольным органом выявлены признаки злоупотребления обладателем ключевой мощности своим доминирующим или монопольным положением, выразившегося в непредставлении равного доступа к ключевой мощности, субъект рынка повторно подает заявку.
Глава 2-1. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии
Сноска. Правила дополнены главой 2-1 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 11.05.2023 № 4 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
18-1. Обладателями ключевой мощности на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии являются энергопроизводящие организации, занимающие доминирующее или монопольное положение на товарном рынке (далее – ЭПО).
18-2. Обладатель ключевой мощности размещает на собственном интернет-ресурсе и антимонопольного органа:
Типовой договор купли-продажи на рынке децентрализованной купли-продажи электрической энергии, разрабатываемый обладателем ключевой мощности;
цену за 1 кВт*ч без НДС на предстоящий год поставки;
информацию о наличии информационной системы для приема заявок и порядка к ее доступу. В случае приема заявок через электронную почту указать ее точное наименование и адрес.
18-3. ЭПО ежегодно не позднее 31 января года, предшествующего планируемому периоду, размещает на своем интернет-ресурсе и антимонопольного органа информацию о располагаемой и зарезервированной мощности для заключения договора на следующий год.
18-4. В целях обеспечения правомерного, прозрачного и системного подхода к управлению процессом распределения объемов электрической энергии в течение календарного года ЭПО принимает заявки от покупателей электрической энергии с 1 февраля по 31 мая года, предшествующего планируемому периоду.
18-5. Заявка включает следующие документы:
1) письмо покупателя электрической энергии с указанием намерения покупать электрическую энергию с помесячной разбивкой резервируемой мощности;
2) копию договора покупателя электрической энергии с единым закупщиком на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки;
3) копию лицензии на осуществление деятельности по покупке электрической энергии в целях энергоснабжения (для энергоснабжающих организаций);
4) копию договора или протокола намерении на оказание услуг по передаче электрической энергии с энергопередающей организацией эксплуатирующей электрические сети регионального и (или) национального уровня в зависимости от заявленных точек отбора.
Требование подпункта 4) настоящего пункта не распространяются на заявки потребителей, подключенных к шинам ЭПО напрямую.
18-6. На основании заявок покупателей ЭПО утверждает план отпуска электрической энергии на предстоящий календарный год не позднее 25 июня года, предшествующего планируемому периоду.
18-7. Заявки, поданные в период, указанный в пункте 18-4 настоящих Правил, рассматриваются ЭПО в порядке убывающей приоритетности:
1) потребители оптового рынка электроэнергии, входящие в состав группы лиц ЭПО;
2) прямые потребители, подключенные к шинам ЭПО;
3) потребители, использующие электрическую энергию в качестве стратегического товара в соответствии законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях;
4) энергоснабжающие организации, реализующие электрическую энергию бытовым потребителям в пределах подтвержденных для них объемов;
5) иные энергоснабжающие организаций и потребители оптового рынка электрической энергии.
18-8. На основании утвержденного ЭПО плана отпуска электрической энергии заключается договор купли-продажи электрической энергии на один год между ЭПО и покупателями на планируемый период, который должен соответствовать Типовому договору.
Изменение Типового договора, за исключение исправления ошибок и опечаток, осуществляется не ранее чем за 1 месяц с момента извещения об этом покупателей путем размещения на интернет-ресурсе обладателя ключевой мощности и антимонопольного органа.
Прежние редакции Типового договора должны сохраняться в публичном доступе для просмотра.
18-9. Отказ или уклонение от заключения договора ЭПО, сокращение либо прекращение производства электрической энергии считаются обоснованными в следующих случаях:
1) отсутствия у ЭПО подтвержденной системным оператором технической возможности производства, выдачи электрической энергии на момент обращения покупателя;
2) оказания услуг по регулированию мощности системному оператору на величину договорного объема (диапазона регулирования);
3) поддержания необходимой величины резерва электрической мощности для обеспечения электрической энергией потребителей, включенных в Реестр соответствующей группы лиц, в размере не более десяти процентов от располагаемой мощности;
4) не подтверждения покупателем платежеспособности на момент подачи заявки в соответствии с требованиями Правил организации и функционирования оптового рынка электрической энергии, утвержденными приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 106 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10531).
18-10. Иные вопросы, не урегулированные настоящей главой, регламентируются положениями глав 1, 2 и 3 настоящих Правил.
Глава 2-2. Особенности предоставления равного доступа к ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов в рамках прямых поставок, вне товарных бирж (бензин, авиационное и дизельное топливо)
Сноска. Правила дополнены главой 2-2 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
18-11. Обладателем ключевой мощности на товарных рынках первичной оптовой реализации отдельных видов нефтепродуктов в рамках прямых поставок (бензин, авиационное и дизельное топливо (далее - нефтепродукты) (далее – товарный рынок нефтепродуктов) признается производитель нефтепродуктов, поставщик нефти и (или) импортер для целей дальнейшей реализации, занимающий доминирующее или монопольное положение.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-11 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-12. Обладатель ключевой мощности размещает на своем интернет-ресурсе:
Типовой договор купли-продажи нефтепродуктов или каждого вида нефтепродукта в отдельности (далее – Типовой договор);
цену за единицу нефтепродукта на предстоящий месяц поставки без налога на добавленную стоимость, а также стоимость доставки нефтепродуктов;
информацию о наличии информационной системы для приема заявок на заключение договора (далее – заявка) и порядка получения доступа к нефтепродуктам.
В случае приема заявок через электронную почту указывается точное наименование и адрес субъекта рынка.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-12 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-13. Обладатель ключевой мощности заключает договор с субъектом рынка в соответствии с Типовым договором.
Типовой договор, в том числе внесенные изменения и дополнения размещаются на интернет-ресурсе обладателя ключевой мощности.
В случае необходимости, обладатель ключевой мощности вносит изменения и дополнения в Типовой договор, но не ранее чем за тридцать календарных дней с момента опубликования на своем интернет-ресурсе извещения о предстоящем изменений и дополнений, за исключением исправления ошибок и опечаток.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-13 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-14. Договор купли-продажи нефтепродуктов (далее – договор) заключается на срок до одного месяца включительно.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-14 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-15. Заявки принимаются обладателем ключевой мощности в период с 1 по 20 число месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки рассматриваются после получения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, но не позднее 25 числа текущего месяца, предшествующего месяцу поставки.
Заявки, поступившие после 20 числа текущего месяца, рассматриваются в следующем месяце, за исключением случаев наличия свободного объема.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-15 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-16. Точное время и дата получения заявки фиксируется информационной системой обладателя ключевой мощности.
К информационной системе относится также электронная почта.
Получение заявки через электронную почту подтверждается информационной системой обладателя ключевой мощности путем автоматического уведомления отправителя заявки.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-16 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-17. Минимальная и кратная норма объема реализации для заключения договора должна составлять вагонную норму.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-17 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-18. Удовлетворение заявки на приобретение одного вида нефтепродукта не может быть обусловлено приобретением другого вида нефтепродукта.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-18 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-19. В случае изменения Плана поставок нефтепродуктов, утверждаемого уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, договорные объемы нефтепродуктов корректируются.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-19 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-20. Порядок распределения нефтепродуктов между потребителями нефтепродуктов осуществляется в следующей последовательности:
Бензины и дизельное топливо, за исключением распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ:
1) субъекты рынка для целей розничной реализации через стационарные автозаправочные станции, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;
2) субъекты рынка, владеющие на праве собственности или на иных законных основаниях базой нефтепродуктов или резервуаром на базе нефтепродуктов;
3) иные субъекты рынка.
Авиатопливо:
1) отечественные авиакомпании на объемы пассажирских перевозок во внутриреспубликанском сообщении, единый оператор по поставке нефтепродуктов, на объемы реализации, связанные с основной деятельностью;
2) отечественные авиакомпании на объемы грузовых перевозок во внутриреспубликанском сообщении;
3) розничный реализатор нефтепродуктов;
4) оптовый поставщик нефтепродуктов;
5) иные субъекты рынка.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-20 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-21. Обладатель ключевой мощности в срок до 20 числа текущего месяца размещает на своем интернет-ресурсе информацию о фактических объемах поставки за прошедший период.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-21 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).18-22. Иные вопросы, не урегулированные настоящей главой, регламентируются положениями глав 1, 2 и 3 настоящих Правил.
Сноска. Правила дополнены пунктом 18-22 в соответствии с приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции РК от 26.06.2023 № 7 (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).Глава 3. Заключительные положения
19. Информация о наличии свободного объема ключевой мощности, их стоимости, условиях доступа размещается на интернет-ресурсе обладателя ключевой мощности.
При отсутствии интернет-ресурса информация предоставляется по запросу субъекта рынка в течение 10 (десяти) рабочих дней.