В целях реализации пункта 15 статьи 22 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее – Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) Правила взаимодействия Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в целях ведения информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на основе индексов согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Методику расчета индексов для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.
Министр | Е. Жамаубаев |
"СОГЛАСОВАН"
Национальная палата
предпринимателей
Республики Казахстан
Приложение 1 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2021 года № 283 |
Правила взаимодействия Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в целях ведения информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на основе индексов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила взаимодействия Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в целях ведения информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на основе индексов (далее – Правила) устанавливают основные направления взаимодействия Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Министерство) с уполномоченными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан (далее – Национальная палата) в целях ведения информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на основе индексов в соответствии с пунктом 15 статьи 22 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее – Налоговый кодекс).
Настоящие Правила не распространяются на финансовые организации, имеющие лицензию уполномоченного органа, ответственного за финансовый надзор.
2. В Настоящих Правилах используются следующие основные понятия и сокращения:
1) информационная система "Реестр бизнес-партнеров" (далее – ИС "Реестр") – информационная система, интегрированная с информационными системами уполномоченных государственных органов и организаций, содержащая сведения о субъектах предпринимательства, и предназначенная для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на предмет риска;
2) бизнес-идентификационный номер (далее – БИН) – бизнес-идентификационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства;
3) индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН) – индивидуальный идентификационный номер индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства;
4) индекс – индекс категорирования, выражающий значение вероятности риска в числовом значении от 0 до 100, рассчитанный на основе методов прогнозной аналитики, для целей реализации налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента;
5) контрагент – налогоплательщик, являющийся одной из сторон договора в гражданско-правовых отношениях;
6) Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – КПСиСУ) – уполномоченный государственный орган по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов;
7) индекс финансовой дисциплины (далее – ИФД) – индекс категорирования, характеризующий вероятность несвоевременного выполнения контрагентом своих финансовых обязательств;
8) индекс добросовестности налогоплательщика (далее – ИДН) – индекс категорирования, характеризующий вероятность того, что налогоплательщик осуществляет выписку счетов-фактур без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
9) идентификационный номер – сгенерированный идентификатор для целей информационной безопасности и неразглашения налоговой тайны;
10) уполномоченные государственные органы – центральные государственные органы, обладающие данными, обеспечивающими информационное наполнение информационной системы "Реестр бизнес-партнеров";
11) индекс экономической стабильности (далее – ИЭС) – индекс категорирования, характеризующий вероятность того, что контрагент не выполнит свои договорные обязательства в связи с экономическим положением.
3. ИЭС подлежит расчету с 1 января 2022 года.
4. Индексы, рассчитанные с использованием данных Министерства, доступны в ИС "Реестр" на бесплатной основе.
Глава 2. Организация взаимодействия между Министерством финансов Республики Казахстан и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в целях ведения информационной системы "Реестр бизнес-партнеров"
5. Министерство размещает на сервере хранения данных сведения в разрезе налогоплательщиков, не являющиеся налоговой тайной согласно статье 30 Налогового кодекса, в том числе результаты категорирования налогоплательщиков с указанием значения индексов категорирования (ИДН, ИЭС, ИФД).
6. Расчет индексов категорирования производится Министерством один раз в 10 (десять) рабочих дней на основании Методики расчета индексов для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов (далее – Методика).
7. Министерство и Национальная палата обеспечивают повышение качества категорирования налогоплательщиков и индексов категорирования путем периодического обновления и совершенствования Методики.
8. Национальная палата еженедельно размещает на сервере хранения данных информацию о запросах и ответах, осуществленных в ИС "Реестр" с нарастающим итогом.
9. Информация, предоставляемая Национальной палатой согласно пункту 7 настоящих Правил, включает в себя следующие сведения:
1) наименование и БИН (ИИН) пользователя, осуществившего в течение отчетного периода самостоятельную проверку контрагента в ИС "Реестр";
2) наименование и БИН (ИИН) контрагента, по которому осуществлена проверка;
3) дата и время факта запроса налогоплательщиком информации в ИС "Реестр";
4) значения индексов категорирования и присвоенная степень риска.
10. Национальная палата предоставляет работникам Министерства полный бесплатный доступ к получению информации в ИС "Реестр" (не менее 30 (тридцати) рабочих мест).
Глава 3. Организация взаимодействия между Министерством финансов Республики Казахстан, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан по формированию базы данных для актуализации методики расчета индексов
11. Актуализация Методики осуществляется на основании анализа и моделирования на выборке обезличенных данных по тестовой группе налогоплательщиков.
12. Обновление данных для моделирования осуществляется Министерством и КПСиСУ по мере актуализации Методики.
13. Для обеспечения сохранения налоговой тайны и защиты персональных данных Министерство осуществляет следующие действия:
1) формирует выборку налогоплательщиков для моделирования;
2) присваивает каждому налогоплательщику идентификационный номер;
3) предоставляет Национальной палате сведения по налогоплательщикам без информации о регистрационных данных с указанием идентификационных номеров;
4) предоставляет КПСиСУ список налогоплательщиков, определенных в качестве данных для моделирования с указанием БИН (ИИН) и соответствующего ему идентификационного номера.
14. КПСиСУ в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения списка налогоплательщиков, определенных в качестве данных для моделирования, дополняет список сведениями правовой статистики и специального учета и направляет сформированные данные Национальной палате без указания БИН (ИИН), с указанием идентификационных номеров, присвоенных Министерством.
Перечень предоставляемых сведений определяется на основании правил создания, ведения и использования реестра бизнес-партнеров, утверждаемых Правительством Республики Казахстан согласно пункту 4 статьи 25-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года.
Приложение 2 к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2021 года № 283 |
Методика расчета индексов для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Методика расчета индексов для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов (далее – Методика) разработана в соответствии с пунктом 15 статьи 22 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (далее – Налоговый кодекс) и устанавливает порядок определения индекса добросовестности налогоплательщика, индекса экономической стабильности, индекса финансовой дисциплины, а также степени риска, определенной на их основе как результат категорирования.
2. В настоящей Методике используются следующие основные понятия:
1) предсказательные (независимые) переменные – прогностические параметры, используемые в целях расчета вероятности поведения налогоплательщиков (контрагентов);
2) индекс – индекс категорирования, выражающий значение вероятности риска в числовом значении от 0 до 100, рассчитанный на основе методов прогнозной аналитики, для целей реализации налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента;
3) Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – КПСиСУ) – уполномоченный государственный орган по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов;
4) индекс финансовой дисциплины (далее – ИФД) – индекс категорирования, характеризующий вероятность несвоевременного выполнения контрагентом своих финансовых обязательств;
5) целевые (зависимые) переменные – параметры, являющиеся целью моделирования;
6) целевое событие – факт неблагонадежного, недобросовестного поведения налогоплательщика, являющий целью расчета вероятности риска;
7) индекс добросовестности налогоплательщика (далее – ИДН) – индекс категорирования, характеризующий вероятность того, что налогоплательщик осуществляет выписку счетов-фактур без фактической поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
8) исторические данные – данные о налогоплательщиках, имеющиеся в информационных системах Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Министерство) и Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – КПСиСУ);
9) уполномоченные государственные органы – центральные государственные органы, обладающие данными, обеспечивающими информационное наполнение информационной системы "Реестр бизнес-партнеров";
10) индекс экономической стабильности (далее – ИЭС) – индекс категорирования, характеризующий вероятность того, что контрагент не сможет выполнить свои договорные обязательства в связи с экономическим положением.
3. Индексы категорирования рассчитываются для всех действующих налогоплательщиков – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей-резидентов Республики Казахстан.
4. Индексы категорирования основаны на учете факторов, которые прямо или косвенно свидетельствуют о возможности возникновения рисков.
Глава 2. Методика расчета индексов для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов
5. Расчет индексов (ИДН, ИЭС, ИФД) основывается на анализе исторических данных по налогоплательщикам и моделировании вероятности поведения налогоплательщиков.
6. Моделирование проводится на обезличенных данных предсказательных (независимых) переменных и целевых (зависимых) переменных.
7. Определение предсказательных (независимых) переменных проводится в следующем порядке:
1) формирование для каждого индекса выборки налогоплательщиков, обезличенных путем присвоения идентификационного номера;
2) формирование данных по налогоплательщикам, имеющимся в информационных системах Министерства, в том числе:
коэффициент налоговой нагрузки и динамика его изменения;
наличие активов и динамика их изменений;
отсутствие основных средств, необходимых для ведения основной деятельности;
адрес массовой регистрации;
изменение численности работников;
структура и динамика исчисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет;
изменения в налоговой отчетности налогоплательщика за последний отчетный период по сравнению с динамикой предыдущих периодов;
структура приобретения и реализации по данным электронных счетов-фактур, в том числе, на втором и последующих уровнях;
структура и динамика операций по экспорту и импорту;
отсутствие налоговой отчетности при наличии деятельности за последний отчетный период;
3) Национальная палата вырабатывает конечное значение индексов путем объединения индексов, предоставленных Министерством, и данных КПСиСУ в рамках пунктов 13 и 14 Правил взаимодействия Министерства финансов Республики Казахстан с уполномоченными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан в целях ведения информационной системы для самостоятельной проверки налогоплательщиком контрагентов на основе индексов, утвержденных настоящим приказом.
Значения индексов, рассчитанных с использованием данных Министерства, не меняются в сторону уменьшения за счет объединения с данными уполномоченных государственных органов;
4) проведение статистического анализа всех данных с целью формирования общего перечня предсказательных (независимых) переменных;
5) определение из общего числа переменных основных наиболее значимых предсказательных (независимых) переменных.
8. Определение целевых (зависимых) переменных проводится для каждого индекса категорирования отдельно с учетом наступления целевого события.
9. На основании данных предсказательных (независимых) переменных и целевых (зависимых) переменных формируется статистическая модель с применением аналитических алгоритмов, позволяющих определить связь между ними и определить значение вероятности риска в числовом выражении.
10. Разработанная модель подлежит проверке статистическими методами на точность и стабильность.
11. Значения каждого индекса представляют обобщенные категории результатов категорирования:
"низкая степень риска" – от 0 до 49;
"средняя степень риска" – от 50 до 79;
"высокая степень риска" – от 80 до 100.