Об утверждении положения о Комитете по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан

Обновленный

Приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 13 сентября 2022 года № 43.

      В соответствии с постановлениями Правительства Республики Казахстан от 19 августа 2022 года № 580 "Некоторые вопросы Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан" и от 19 августа 2022 года № 581 "Некоторые вопросы Министерства просвещения Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемое положение о республиканском государственном учреждении "Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан".

      2. Комитету по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан в установленные сроки принять необходимые меры, вытекающие из настоящего приказа.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.

      Министр С. Нурбек

  Утверждено
приказом Министра науки и
высшего образования
Республики Казахстан
от "13" сентября 2022 года № 43

Положение о республиканском государственном учреждении "Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан"

Глава 1. Общие положения

      1. Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – Комитет) является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (далее – Министерство) реализационные и контрольные функции в области науки, высшего и послевузовского образования, а также участвует в выполнении стратегических функций Министерства в пределах компетенции ведомства.

      2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

      3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.

      4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

      5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством Республики Казахстан порядке принимает решения, оформляемые приказами Председателя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.

      7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      8. Местонахождение юридического лица: 010000, город Астана, район "Есиль", проспект Мәңгілік Ел, дом 8, Административное здание "Дом министерств", подъезд 11.

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Министра науки и высшего образования РК от 07.06.2023 № 261.

      9. Полное наименование государственного органа - республиканское государственное учреждение "Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан".

      10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.

      11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.

      12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Комитета.

      Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в государственный бюджет.

Глава 2. Задачи, права и обязанности Комитета

      13. Задачи:

      1) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области науки, высшего и послевузовского образования, в пределах компетенции ведомства;

      2) осуществление государственного регулирования в области образования в целях обеспечения высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО) путем внешней оценки качества системы образования, проведения государственного контроля, а также контроля качества подготовки научных кадров.

      14. Права и обязанности:

      запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, их должностных лиц, необходимую информацию и материалы, в том числе, необходимые для оказания государственных услуг;

      давать разъяснения и комментарии по применению действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

      организовывать повышение квалификации и переподготовки сотрудников Комитета;

      направлять представление на поощрение сотрудников, наложение и снятие дисциплинарных взысканий, привлечение сотрудников к материальной ответственности в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством о государственной службе;

      участвовать в пределах компетенции в разработке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Казахстан;

      составлять протокола об административных правонарушениях, налагать по ним административные взыскания за административные правонарушения по статьям, отнесенным в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях к компетенции уполномоченного органа в области высшего и (или) послевузовского образования, возбуждать и рассматривать административные дела, а также передавать материалы административного дела в судебные органы, участвовать в судебных процессах;

      обращаться в суд, предъявлять иски в целях защиты прав и интересов Комитета в соответствии с законодательством Республики Казахстан, подписывать мировое (медиативное) соглашение, подавать апелляционную жалобу на решения судебных органов;

      привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов и организаций при проведении контрольных и проверочных мероприятий в отношении проверяемых субъектов;

      рассматривать обращения, заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, в порядке, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      разъяснять участнику административной процедуры его права и обязанности по вопросам, связанным с осуществлением административной процедуры; заблаговременно уведомлять о месте, дате и времени проводимого заслушивания и заслушивать участника административной процедуры перед принятием решения по административной процедуре, за исключением случаев, предусмотренных Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      доводить административный акт до сведения участника административной процедуры либо их представителей в порядке, установленном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      отказывать в реализации прав участника административной процедуры в случаях и по основаниям, которые установлены Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;

      взаимодействовать с другими государственными органами, международными организациями, участниками внешнеэкономической и иной деятельности в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан, а также на основании совместных актов соответствующих государственных органов по согласованию с ними;

      вносить предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан по вопросам, входящим в его компетенцию;

      привлекать в установленном законодательством Республики Казахстан порядке для проработки вопросов, в пределах компетенции Комитета, неправительственные организации, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе зарубежных;

      проводить совещания, семинары, конференции, круглые столы и иные мероприятия по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

      создавать консультативно-совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в пределах компетенции Комитета;

      обеспечивать доступность перечня основных требований к оказанию государственных услуг;

      обеспечивать информированность потребителей государственных услуг о порядке оказания государственных услуг;

      предоставлять соответствующую информацию в уполномоченные органы в области оказания государственных услуг;

      не разглашать информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан;

      осуществлять иные права и обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      15. Функции:

      1) осуществление лицензирования на занятие образовательной деятельностью в электронном виде посредством государственной информационной системы разрешений и уведомлений согласно правилам ее функционирования, на предоставление:

      высшего образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения;

      послевузовского образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения;

      2) создание консультативно-совещательного органа для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов выдачи лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью, переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии на занятие образовательной деятельностью в связи с реорганизацией ОВПО;

      3) осуществление профилактического контроля с посещением субъекта контроля на соответствие заявителя квалификационным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

      4) осуществление государственного контроля за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области высшего и (или) послевузовского образования, государственных общеобязательных стандартов высшего и (или) послевузовского образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;

      5) проведение проверки на соответствие квалификационным требованиям;

      6) проведение государственной аттестации образовательных программ высшего и (или) послевузовского образования в военных, специальных учебных заведениях;

      7) выдача обязательных для исполнения письменных предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Республики Казахстан в области высшего и (или) послевузовского образования в установленные в предписании сроки;

      8) по результатам контрольных и проверочных мероприятий составление протоколов об административных правонарушениях, наложение административных взысканий за административные правонарушения по статьям, отнесенным в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях к компетенции уполномоченного органа в области высшего и (или) послевузовского образования, возбуждение и рассмотрение административных дел, а также передача материалов административного дела в судебные органы, участие в судебных процессах;

      9) по результатам контрольных и проверочных мероприятий приостановление деятельности или лишение лицензии и (или) приложений к ней ОВПО в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях;

      10) разработка квалификационных требований, предъявляемых к образовательной деятельности, и перечня документов, подтверждающих соответствие им;

      11) разработка критериев оценки ОВПО;

      12) разработка критериев оценки знания обучающихся в ОВПО;

      12-1) разработка правил и требований для проведения среза знаний обучающихся;

      13) проведение среза знаний для выявления учебных достижений обучающихся на основе эффективной и прозрачной процедуры их контроля;

      14) формирование полугодового списка проведения профилактического контроля с посещением субъектов контроля на основании критериев оценки степени риска;

      15) формирование годового списка (графика) проведения проверки на соответствие квалификационным требованиям на основании критериев оценки степени риска;

      16) утверждение списка военных, специальных учебных заведений, подлежащих государственной аттестации один раз в пять лет;

      17) осуществление процедуры признания аккредитационных органов, в том числе зарубежных;

      18) формирование реестра признанных аккредитационных органов, аккредитованных ОВПО и образовательных программ;

      19) присуждение степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю;

      20) присвоение ученых званий ассоциированного профессора (доцента), профессора;

      21) выдача от имени государства аттестатов доцента, ассоциированного профессора (доцента), профессора;

      22) разработка типового положения о диссертационном совете;

      23) разработка порядка присуждения степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю и присвоения ученых званий ассоциированного профессора (доцента), профессора;

      24) создание и организация деятельности экспертных советов по рассмотрению аттестационных дел на присуждение степеней доктора философии (PhD), доктора по профилю и ученых званий ассоциированного профессора (доцента);

      25) разработка требований к научным изданиям для включения их в перечень изданий, рекомендуемых для публикации результатов научной деятельности;

      26) формирование перечня изданий, рекомендуемых для публикации результатов научной деятельности и его мониторинг;

      27) разработка правил признания документов об образовании, а также перечня зарубежных ОВПО, документы об образовании которых признаются на территории Республики Казахстан;

      28) осуществление процедуры апостилирования официальных документов, исходящих из ОВПО;

      29) обеспечение автоматизации и оптимизации процесса оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по согласованию с уполномоченным органом в сфере информатизации;

      30) внесение предложений при разработке стратегических документов;

      31) оказание методологической поддержки ОВПО;

      32) проведение информационно-разъяснительной работы по реализации государственной политики в сфере науки, высшего и (или) послевузовского образования;

      33) разработка и согласование нормативных правовых актов, в пределах своей компетенции, а также организация деятельности консультативно-совещательных органов при Комитете;

      34) проведение на постоянной основе мониторинга в отношении разработанных и (или) реализуемых Комитетом подзаконных актов для выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан, устаревших, коррупциогенных и неэффективно реализуемых норм права, выработки предложений по их совершенствованию, а также своевременного принятия мер по внесению изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу;

      34-1) проведение анализа и выявление системных проблем, поднимаемых заявителями в обращениях в рамках административных процедур;

      35) осуществление иных функций, предусмотренных законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными приказами Министра науки и высшего образования РК от 07.06.2023 № 261; от 17.10.2023 № 530.

Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета

      16. Руководство Комитетом осуществляется Председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.

      17. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      18. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      19. Полномочия Председателя:

      1) представляет предложения руководству Министерства по структуре и штатному расписанию Комитета;

      2) вносит предложения в Министерство по разработке положения о структурных подразделениях Комитета;

      3) вносит предложения Руководителю аппарата Министерства по вопросам командирования, повышения квалификации, поощрении персонала Комитета, наложении и снятии дисциплинарных взысканий на него;

      4) издает правовые акты, дает указания по вопросам, входящим в его компетенцию, обязательные для выполнения всеми сотрудниками Комитета;

      5) представляет Комитет в государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

      6) осуществляет общее руководство по принятию мер, направленных на усиление борьбы с коррупцией и соблюдение требований законодательства о государственной службе, обеспечивает соблюдение сотрудниками требований антикоррупционного законодательства;

      7) контролирует соблюдение сотрудниками Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153, исполнительской и трудовой дисциплины;

      8) рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания по статьям, отнесенным в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях к компетенции уполномоченного органа в области высшего и (или) послевузовского образования, возбуждает дела об административных правонарушениях и передает их в судебный орган, участвует в судебных процессах;

      9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Исполнение полномочий Председателя в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.

      20. Председатель определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.

Глава 4. Имущество Комитета

      21. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

      Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему государством, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      22. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.

      23. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.

Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета

      24. Реорганизация и упразднение Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.