Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

Новый

Приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года № 117/НҚ

      В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 195-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.

      2. Управлению правового обеспечения Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) в течение десяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

      Председатель С. Жумангарин

  Утверждены приказом
Председателя Агентства по
защите и развитию конкуренции
Республики Казахстан
от 21 апреля 2022 года № 117/НҚ

Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к системе мер субъекта рынка по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства посредством разработки и внедрения внутреннего акта антимонопольного комплаенса.

      При разработке и внедрении внутреннего акта антимонопольного комплаенса конкретного субъекта рынка могут учитываться особенности отрасли, внутренней структуры, потребности субъекта рынка, учитывая возникающие в его деятельности риски нарушения антимонопольного законодательства и иных параметров.

      2. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:

      1) антимонопольное законодательство – законодательство Республики Казахстан в области защиты конкуренции, основанное на Конституции Республики Казахстан, нормах Предпринимательского кодекса (далее – Кодекс) и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан;

      2) антимонопольный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии;

      3) внутренний акт антимонопольного комплаенса – внутренние документы, предусматривающие методы, способы оценки рисков, порядок организации работ субъектом (субъектами) рынка по управлению рисками совершения нарушений антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс).

      К внутренним документам могут быть отнесены:

      Инструкция по соблюдению антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;

      Инструкция по взаимодействию с антимонопольным органом при выполнении им своих полномочий;

      Инструкция по организации внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;

      Типовая форма отчета по итогам оценки комплаенс-рисков деятельности субъекта рынка;

      Правила торговой практики (торгово-сбытовой политики), иные внутренние акты, регулирующие взаимодействие субъекта рынка с иными лицами;

      Указанный перечень носит рекомендательный характер. Субъект рынка определяет перечень необходимых документов в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности;

      4) риски нарушения антимонопольного законодательства – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения и (или) устранения конкуренции;

      5) корпоративное управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий;

      6) уполномоченное подразделение (должностное лицо) – лицо, определяемое субъектом рынка, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением;

      7) орган управления – орган (исполнительный орган, совет директоров, наблюдательный совет и другие), осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.

Глава 2. Этапы разработки и внедрения антимонопольного комплаенса

      3. Разработка и внедрение антимонопольного комплаенса может включать следующие этапы:

      1) формирование комплаенс-политики;

      2) распределение ответственности;

      3) оценку комплаенс-рисков;

      4) создание механизмов управления рисками;

      5) обеспечение исполнения принятых мер;

      6) внедрение комплаенс-контроля;

      7) оценку эффективности антимонопольного комплаенса.

Глава 3. Содержание мероприятий по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса

Параграф 1. Формирование комплаенс-политики

      4. При формировании комплаенс-политики определяются цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса.

      5. Целями и задачами антимонопольного комплаенса являются:

      внедрение системы мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в политику корпоративного управления рисками;

      соблюдение принципов состязательности, добросовестности, законности, соблюдение законных прав субъектов рынка и потребителей при осуществлении субъектом рынка своей деятельности;

      заблаговременное выявление комплаенс-рисков, связанных с возможным нарушением антимонопольного законодательства;

      активное и оперативное реагирование на возможные нарушения антимонопольного законодательства;

      предотвращение возможных катастрофических убытков из-за нормативного правового несоответствия;

      создание конкурентных преимуществ в своей деятельности;

      управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;

      создание системы внутреннего реагирования, мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;

      обеспечение информированности сотрудников субъекта рынка о требованиях антимонопольного законодательства, действующей системе антимонопольного комплаенса и об ответственности за нарушения.

      иные цели и задачи, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства Республики Казахстан.

      6. При разработке и внедрении антимонопольного комплаенса субъекту рынка рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

      заинтересованность руководства субъекта рынка в эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность сотрудников субъекта рынка в реализацию положений антимонопольного комплаенса;

      регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

      непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности системы антимонопольного комплаенса.

      обеспечение возможности реагировать на риски в режиме реального времени;

      повышение квалификации и наем специалистов для продвижения комплаенс-политики;

      сотрудничество и синхронизация усилий для выработки консолидированного взгляда на риски;

      заинтересованность в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

      приверженность обозначенным целям и задачам антимонопольного комплаенса;

      обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса.

      Перечисленные принципы не являются исчерпывающими. Субъект рынка определяет принципы в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности.

Параграф 2. Распределение ответственности

      7. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет руководитель, действующий в соответствии с законодательными актами и учредительными документами либо уполномоченное лицо, определенное решением руководителя, которое:

      распределяет ответственность должностных лиц;

      определяет уполномоченное подразделение (должностное лицо) по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса, его задачи и ответственность;

      вводит в действие антимонопольный комплаенс, вносит в него изменения, а также принимает иные внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;

      применяет предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры ответственности за несоблюдение антимонопольного комплаенса;

      рассматривает материалы и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;

      осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.

      8. При определении уполномоченного подразделения (должностного лица) следует руководствоваться следующими принципами:

      подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководителю;

      достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).

      9. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) могут относиться следующие функции:

      подготовка и представление руководству проекта антимонопольного комплаенса, проекта акта о внесении в него изменений и (или) дополнений (в случае необходимости), а также иных внутренних документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;

      выявление рисков и вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства;

      консультирование работников по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;

      организация взаимодействия работников по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;

      отслеживание изменений в антимонопольном законодательстве;

      разработка процедуры и организация внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;

      взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с осуществлением им своих функций (проведения анализа товарного рынка, расследования и других);

      информирование руководителя о внутренних документах и (или) действиях сотрудников, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;

      иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.

      10. Сотрудники субъекта рынка обязаны соблюдать требования антимонопольного комплаенса, сообщать об известных им признаках нарушения антимонопольного законодательства уполномоченному подразделению (должностному лицу), принимать участие в мероприятиях по внедрению и функционированию антимонопольного комплаенса.

Параграф 3. Оценка комплаенс-рисков

      11. Оценка комплаенс-рисков и корреляция бизнес-процессов осуществляются на регулярной основе, не реже одного раза в год.

      12. При проведении оценки комплаенс-рисков могут проводиться следующие мероприятия:

      анализ устава и иных внутренних документов субъекта рынка;

      анализ договоров, заключаемых с потребителями, поставщиками и (или) иными субъектами рынка;

      анализ практики оказания услуг потребителям;

      опрос сотрудников;

      осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства (при наличии)

      анализ практики осуществления антимонопольного контроля на соответствующем и смежном товарных рынках;

      подготовка заключения и перечня рисков нарушений антимонопольного законодательства;

      размещение информации о результатах проведенной оценки комплаенс- рисков на сайте субъекта рынка (при его наличии);

      анализ ценовой политики, системы скидок на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства;

      анализ сайта, рекламных буклетов субъекта рынка;

      анализ документов, связанных с участием субъекта рынка в ассоциациях;

      подготовка отчета с основными выводами по итогам проведенной оценки комплаенс-рисков субъекта рынка и рекомендациями по их устранению.

      13. Перечень рисков включает:

      организационные риски - риски, связанные с внутренней организацией работы субъекта рынка (ошибки менеджмента и (или) сотрудников субъекта рынка, несовершенство системы внутреннего контроля и другие);

      производственные риски – риски, связанные с производством товаров, работ, услуг, в процессе которого возникают проблемы нерационального использования сырья, необоснованного роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства;

      рыночные риски - риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (риск финансовых потерь из-за снижения цены товара, работы, услуги, риск снижения спроса на продукцию, валютный риск, риск потери ликвидности и другие);

      финансовые риски - риск вероятности возникновения неблагоприятных финансовых последствий (потери дохода, невыполнение обязательств контрагентом, риск невозврата кредита, дебиторская задолженность и другие).

      14. При формировании таблицы рисков может быть указан размер суммарных затрат, которые придется понести в случае несоблюдения антимонопольного комплаенса (штрафы, потеря доверия со стороны клиентов и конкурентных преимуществ, недостаточный эффект от цифровых и иных стратегических инициатив).

      15. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением (должностным лицом) по уровням, к примеру, как в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

      16. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, оцениваются причины и условия их возникновения и определяется механизм управления рисками.

Параграф 4. Создание механизмов управления рисками

      17. Система управления рисками, так называемый риск-менеджмент может включать в себя:

      регламентацию процедур, препятствующих соблюдению антимонопольного законодательства (к примеру, документооборота, закупок, заключения договоров, рассмотрения жалоб и претензий, взаимодействия с антимонопольным органом);

      ознакомление работников с документами, регламентирующими антимонопольный комплаенс и с изменениями антимонопольного законодательства;

      соблюдение целей и задач антимонопольного комплаенса, а также достижение ключевых показателей;

      стимулирование работников к правомерному поведению и соблюдению требований антимонопольного комплаенса;

      проведение обучающих тренингов антимонопольным требованиям и процедурам антимонопольного комплаенса;

      разработку инструкций, отнесенных к внутренним документам по соблюдению антимонопольного законодательства и обеспечение их применения работниками;

      проверку внутренних документов на соответствие антимонопольному законодательству;

      мониторинг соблюдения сотрудниками требований антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;

      корректировку взаимоотношений со сторонними лицами:

      проявление должной осмотрительности при выборе партнеров по бизнесу;

      использование в контрактах комплаенс-оговорок (инструментов гарантий, заверений, конфликта интересов и других).

Параграф 5. Обеспечение исполнения принятых мер

      18. По итогам внедрения механизма управления рисками разрабатываются и применяются меры, направленные на их снижение.

      19. Обеспечение исполнения разработанных мер по снижению рисков и принятия решений в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения достигается посредством:

      ознакомления работников (под роспись) с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу;

      включения условий об ознакомлении с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу в трудовой договор (соглашение);

      размещения информации о принятии (применении) антимонопольного комплаенса на сайте субъекта рынка (при его наличии);

      20. Мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется один раз в год уполномоченным подразделением (должностным лицом).

      21. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства может включаться уполномоченным подразделением (должностным лицом) в отчет об антимонопольном комплаенсе.

Параграф 6. Внедрение комплаенс- контроля

      22. Внедрение системы комплаенс-контроля осуществляется субъектом рынка для создания эффективных механизмов по выявлению и анализу рисков нарушений антимонопольного законодательства.

      23. Система комплаенс-контроля включает:

      национальное законодательство (Кодексы, законы и подзаконные нормативные правовые акты);

      внутренние документы субъекта рынка (положения, инструкции, регламент и другие);

      рассмотрение признаков антимонопольных нарушений (при наличии);

      проведение аудита антимонопольного комплаенса;

      поощрение и защита от преследования лиц, сообщивших о признаках антимонопольных нарушений;

      составление матрицы рисков с практическими рекомендациями по их минимизации;

      проведение тренингов и обучающих семинаров для сотрудников субъекта рынка;

      проведение тестирования персонала на предмет знания внутренних документов по антимонопольному комплаенсу и бизнес-процессов;

      совершенствование на постоянной основе комплаенс-системы;

      консультационные услуги по вопросам антимонопольного законодательства.

      24. Комплаенс-контроль осуществляется не реже одного раза в год независимым экспертом либо независимым подразделением субъекта рынка (служба комплаенс-контроля), либо иным способом в порядке самодиагностики путем проведения плановых и внеплановых проверок.

      25. Результаты контроля фиксируются в актах проверок с указанием выявленных обстоятельств, собранных доказательств и решения, принятого по итогам контроля.

Параграф 7. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса

      26. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса осуществляется не реже одного раза в год органом управления.

      Функции органа управления могут быть возложены на консультативно-совещательный орган субъекта рынка.

      25. Эффективность функционирования антимонопольного комплаенса определяется достижением ключевых показателей, утверждаемых субъектом рынка.

      26. Ключевые показатели – это критерии результативности и продуктивности деятельности субъекта рынка.

      Результативность определяется расчетом динамики различных коэффициентов, например снижения количества нарушений, текущего уровня риска по сравнению с уровнем на момент внедрения мер комплаенса, количества претензий и жалоб и других.

      Продуктивность комплаенса определяется соотношением достаточности принимаемых субъектом рынка мер и минимально необходимых затрат. Продуктивной признается система, которая предотвращает нарушения антимонопольного законодательства при оптимальных затратах усилий и ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), без вреда для законных интересов субъекта рынка.

      27. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования акта антимонопольного комплаенса может включаться в отчет об антимонопольном комплаенсе.

      28. Отчет об антимонопольном комплаенсе может содержать информацию:

      о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

      об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

      о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;

      о разработке плана мероприятий по совершенствованию реализуемых мер и оптимизации производственных, финансовых, человеческих ресурсов;

      иную информацию о функционировании антимонопольного комплаенса.

      29. Отчет об антимонопольном комплаенсе должен представляться на рассмотрение в орган управления уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.

      30. Отчет о функционировании антимонопольного комплаенса может быть размещен на официальном интернет-ресурсе субъекта рынка (при его наличии).

      31. Утвержденный отчет об антимонопольном комплаенсе может быть использован антимонопольным органом при формировании годового отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности.

      32. Результатом эффективного внедрения антимонопольного комплаенса будут являться:

      принятие всех, зависящих от субъекта рынка, мер по соблюдению антимонопольного законодательства и достижению целей и задач антимонопольного комплаенса;

      предотвращение и минимизация санкций применительно к субъекту рынка со стороны антимонопольного органа;

      распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства или внутренних документов субъекта рынка;

      повышение эффективности деятельности субъекта рынка и его конкурентоспособности.

  Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке и внедрению
внутреннего акта
антимонопольного комплаенса

Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства

Уровень риска

Описание риска

Низкий уровень

отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности субъекта рынка,
отсутствие вероятности получения предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уведомления о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства, возбуждения административного дела, привлечения к административной ответственности с наложением штрафа и (или) вынесением предписания

Незначительный уровень

вероятность получения предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уведомления о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства

Существенный уровень

вероятность проведения расследования нарушений антимонопольного законодательства

Высокий уровень

вероятность возбуждения административного дела, привлечения к административной ответственности с наложением штрафа и (или) вынесением предписания


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.