В соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 195-1 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса.
2. Управлению правового обеспечения Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) в течение десяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Руководителя аппарата Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Председатель | С. Жумангарин |
Утверждены приказом Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 21 апреля 2022 года № 117/НҚ |
Методические рекомендации по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях формирования единого подхода к системе мер субъекта рынка по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства посредством разработки и внедрения внутреннего акта антимонопольного комплаенса.
При разработке и внедрении внутреннего акта антимонопольного комплаенса конкретного субъекта рынка могут учитываться особенности отрасли, внутренней структуры, потребности субъекта рынка, учитывая возникающие в его деятельности риски нарушения антимонопольного законодательства и иных параметров.
2. В настоящих методических рекомендациях используются следующие понятия:
1) антимонопольное законодательство – законодательство Республики Казахстан в области защиты конкуренции, основанное на Конституции Республики Казахстан, нормах Предпринимательского кодекса (далее – Кодекс) и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан;
2) антимонопольный орган – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии;
3) внутренний акт антимонопольного комплаенса – внутренние документы, предусматривающие методы, способы оценки рисков, порядок организации работ субъектом (субъектами) рынка по управлению рисками совершения нарушений антимонопольного законодательства (далее – антимонопольный комплаенс).
К внутренним документам могут быть отнесены:
Инструкция по соблюдению антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;
Инструкция по взаимодействию с антимонопольным органом при выполнении им своих полномочий;
Инструкция по организации внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;
Типовая форма отчета по итогам оценки комплаенс-рисков деятельности субъекта рынка;
Правила торговой практики (торгово-сбытовой политики), иные внутренние акты, регулирующие взаимодействие субъекта рынка с иными лицами;
Указанный перечень носит рекомендательный характер. Субъект рынка определяет перечень необходимых документов в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности;
4) риски нарушения антимонопольного законодательства – сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения и (или) устранения конкуренции;
5) корпоративное управление рисками – это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий;
6) уполномоченное подразделение (должностное лицо) – лицо, определяемое субъектом рынка, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением;
7) орган управления – орган (исполнительный орган, совет директоров, наблюдательный совет и другие), осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса.
Глава 2. Этапы разработки и внедрения антимонопольного комплаенса
3. Разработка и внедрение антимонопольного комплаенса может включать следующие этапы:
1) формирование комплаенс-политики;
2) распределение ответственности;
3) оценку комплаенс-рисков;
4) создание механизмов управления рисками;
5) обеспечение исполнения принятых мер;
6) внедрение комплаенс-контроля;
7) оценку эффективности антимонопольного комплаенса.
Глава 3. Содержание мероприятий по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса
Параграф 1. Формирование комплаенс-политики
4. При формировании комплаенс-политики определяются цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса.
5. Целями и задачами антимонопольного комплаенса являются:
внедрение системы мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в политику корпоративного управления рисками;
соблюдение принципов состязательности, добросовестности, законности, соблюдение законных прав субъектов рынка и потребителей при осуществлении субъектом рынка своей деятельности;
заблаговременное выявление комплаенс-рисков, связанных с возможным нарушением антимонопольного законодательства;
активное и оперативное реагирование на возможные нарушения антимонопольного законодательства;
предотвращение возможных катастрофических убытков из-за нормативного правового несоответствия;
создание конкурентных преимуществ в своей деятельности;
управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
создание системы внутреннего реагирования, мониторинга и контроля за соблюдением антимонопольного законодательства сотрудниками субъекта рынка;
обеспечение информированности сотрудников субъекта рынка о требованиях антимонопольного законодательства, действующей системе антимонопольного комплаенса и об ответственности за нарушения.
иные цели и задачи, направленные на соблюдение антимонопольного законодательства Республики Казахстан.
6. При разработке и внедрении антимонопольного комплаенса субъекту рынка рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
заинтересованность руководства субъекта рынка в эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса, а также вовлеченность сотрудников субъекта рынка в реализацию положений антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, а также постоянное совершенствование и повышение эффективности системы антимонопольного комплаенса.
обеспечение возможности реагировать на риски в режиме реального времени;
повышение квалификации и наем специалистов для продвижения комплаенс-политики;
сотрудничество и синхронизация усилий для выработки консолидированного взгляда на риски;
заинтересованность в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
приверженность обозначенным целям и задачам антимонопольного комплаенса;
обеспечение информационной открытости функционирования антимонопольного комплаенса.
Перечисленные принципы не являются исчерпывающими. Субъект рынка определяет принципы в соответствии со своей организационной структурой и направлением деятельности.
Параграф 2. Распределение ответственности
7. Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса осуществляет руководитель, действующий в соответствии с законодательными актами и учредительными документами либо уполномоченное лицо, определенное решением руководителя, которое:
распределяет ответственность должностных лиц;
определяет уполномоченное подразделение (должностное лицо) по разработке и внедрению антимонопольного комплаенса, его задачи и ответственность;
вводит в действие антимонопольный комплаенс, вносит в него изменения, а также принимает иные внутренние документы, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
применяет предусмотренные законодательством Республики Казахстан меры ответственности за несоблюдение антимонопольного комплаенса;
рассматривает материалы и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
8. При определении уполномоченного подразделения (должностного лица) следует руководствоваться следующими принципами:
подотчетность уполномоченного подразделения (должностного лица) непосредственно руководителю;
достаточность полномочий и ресурсов, необходимых для выполнения своих задач уполномоченным подразделением (должностным лицом).
9. К компетенции уполномоченного подразделения (должностного лица) могут относиться следующие функции:
подготовка и представление руководству проекта антимонопольного комплаенса, проекта акта о внесении в него изменений и (или) дополнений (в случае необходимости), а также иных внутренних документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
выявление рисков и вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства;
консультирование работников по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
организация взаимодействия работников по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
отслеживание изменений в антимонопольном законодательстве;
разработка процедуры и организация внутреннего мониторинга за соблюдением сотрудниками антимонопольного комплаенса;
взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с осуществлением им своих функций (проведения анализа товарного рынка, расследования и других);
информирование руководителя о внутренних документах и (или) действиях сотрудников, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
10. Сотрудники субъекта рынка обязаны соблюдать требования антимонопольного комплаенса, сообщать об известных им признаках нарушения антимонопольного законодательства уполномоченному подразделению (должностному лицу), принимать участие в мероприятиях по внедрению и функционированию антимонопольного комплаенса.
Параграф 3. Оценка комплаенс-рисков
11. Оценка комплаенс-рисков и корреляция бизнес-процессов осуществляются на регулярной основе, не реже одного раза в год.
12. При проведении оценки комплаенс-рисков могут проводиться следующие мероприятия:
анализ устава и иных внутренних документов субъекта рынка;
анализ договоров, заключаемых с потребителями, поставщиками и (или) иными субъектами рынка;
анализ практики оказания услуг потребителям;
опрос сотрудников;
осуществление сбора сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства (при наличии)
анализ практики осуществления антимонопольного контроля на соответствующем и смежном товарных рынках;
подготовка заключения и перечня рисков нарушений антимонопольного законодательства;
размещение информации о результатах проведенной оценки комплаенс- рисков на сайте субъекта рынка (при его наличии);
анализ ценовой политики, системы скидок на предмет соответствия нормам антимонопольного законодательства;
анализ сайта, рекламных буклетов субъекта рынка;
анализ документов, связанных с участием субъекта рынка в ассоциациях;
подготовка отчета с основными выводами по итогам проведенной оценки комплаенс-рисков субъекта рынка и рекомендациями по их устранению.
13. Перечень рисков включает:
организационные риски - риски, связанные с внутренней организацией работы субъекта рынка (ошибки менеджмента и (или) сотрудников субъекта рынка, несовершенство системы внутреннего контроля и другие);
производственные риски – риски, связанные с производством товаров, работ, услуг, в процессе которого возникают проблемы нерационального использования сырья, необоснованного роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства;
рыночные риски - риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры (риск финансовых потерь из-за снижения цены товара, работы, услуги, риск снижения спроса на продукцию, валютный риск, риск потери ликвидности и другие);
финансовые риски - риск вероятности возникновения неблагоприятных финансовых последствий (потери дохода, невыполнение обязательств контрагентом, риск невозврата кредита, дебиторская задолженность и другие).
14. При формировании таблицы рисков может быть указан размер суммарных затрат, которые придется понести в случае несоблюдения антимонопольного комплаенса (штрафы, потеря доверия со стороны клиентов и конкурентных преимуществ, недостаточный эффект от цифровых и иных стратегических инициатив).
15. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются уполномоченным подразделением (должностным лицом) по уровням, к примеру, как в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
16. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением (должностным лицом) составляется описание рисков, оцениваются причины и условия их возникновения и определяется механизм управления рисками.
Параграф 4. Создание механизмов управления рисками
17. Система управления рисками, так называемый риск-менеджмент может включать в себя:
регламентацию процедур, препятствующих соблюдению антимонопольного законодательства (к примеру, документооборота, закупок, заключения договоров, рассмотрения жалоб и претензий, взаимодействия с антимонопольным органом);
ознакомление работников с документами, регламентирующими антимонопольный комплаенс и с изменениями антимонопольного законодательства;
соблюдение целей и задач антимонопольного комплаенса, а также достижение ключевых показателей;
стимулирование работников к правомерному поведению и соблюдению требований антимонопольного комплаенса;
проведение обучающих тренингов антимонопольным требованиям и процедурам антимонопольного комплаенса;
разработку инструкций, отнесенных к внутренним документам по соблюдению антимонопольного законодательства и обеспечение их применения работниками;
проверку внутренних документов на соответствие антимонопольному законодательству;
мониторинг соблюдения сотрудниками требований антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса;
корректировку взаимоотношений со сторонними лицами:
проявление должной осмотрительности при выборе партнеров по бизнесу;
использование в контрактах комплаенс-оговорок (инструментов гарантий, заверений, конфликта интересов и других).
Параграф 5. Обеспечение исполнения принятых мер
18. По итогам внедрения механизма управления рисками разрабатываются и применяются меры, направленные на их снижение.
19. Обеспечение исполнения разработанных мер по снижению рисков и принятия решений в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения достигается посредством:
ознакомления работников (под роспись) с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу;
включения условий об ознакомлении с внутренними документами по антимонопольному комплаенсу в трудовой договор (соглашение);
размещения информации о принятии (применении) антимонопольного комплаенса на сайте субъекта рынка (при его наличии);
20. Мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства осуществляется один раз в год уполномоченным подразделением (должностным лицом).
21. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства может включаться уполномоченным подразделением (должностным лицом) в отчет об антимонопольном комплаенсе.
Параграф 6. Внедрение комплаенс- контроля
22. Внедрение системы комплаенс-контроля осуществляется субъектом рынка для создания эффективных механизмов по выявлению и анализу рисков нарушений антимонопольного законодательства.
23. Система комплаенс-контроля включает:
национальное законодательство (Кодексы, законы и подзаконные нормативные правовые акты);
внутренние документы субъекта рынка (положения, инструкции, регламент и другие);
рассмотрение признаков антимонопольных нарушений (при наличии);
проведение аудита антимонопольного комплаенса;
поощрение и защита от преследования лиц, сообщивших о признаках антимонопольных нарушений;
составление матрицы рисков с практическими рекомендациями по их минимизации;
проведение тренингов и обучающих семинаров для сотрудников субъекта рынка;
проведение тестирования персонала на предмет знания внутренних документов по антимонопольному комплаенсу и бизнес-процессов;
совершенствование на постоянной основе комплаенс-системы;
консультационные услуги по вопросам антимонопольного законодательства.
24. Комплаенс-контроль осуществляется не реже одного раза в год независимым экспертом либо независимым подразделением субъекта рынка (служба комплаенс-контроля), либо иным способом в порядке самодиагностики путем проведения плановых и внеплановых проверок.
25. Результаты контроля фиксируются в актах проверок с указанием выявленных обстоятельств, собранных доказательств и решения, принятого по итогам контроля.
Параграф 7. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
26. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса осуществляется не реже одного раза в год органом управления.
Функции органа управления могут быть возложены на консультативно-совещательный орган субъекта рынка.
25. Эффективность функционирования антимонопольного комплаенса определяется достижением ключевых показателей, утверждаемых субъектом рынка.
26. Ключевые показатели – это критерии результативности и продуктивности деятельности субъекта рынка.
Результативность определяется расчетом динамики различных коэффициентов, например снижения количества нарушений, текущего уровня риска по сравнению с уровнем на момент внедрения мер комплаенса, количества претензий и жалоб и других.
Продуктивность комплаенса определяется соотношением достаточности принимаемых субъектом рынка мер и минимально необходимых затрат. Продуктивной признается система, которая предотвращает нарушения антимонопольного законодательства при оптимальных затратах усилий и ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), без вреда для законных интересов субъекта рынка.
27. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования акта антимонопольного комплаенса может включаться в отчет об антимонопольном комплаенсе.
28. Отчет об антимонопольном комплаенсе может содержать информацию:
о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;
о достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
о разработке плана мероприятий по совершенствованию реализуемых мер и оптимизации производственных, финансовых, человеческих ресурсов;
иную информацию о функционировании антимонопольного комплаенса.
29. Отчет об антимонопольном комплаенсе должен представляться на рассмотрение в орган управления уполномоченным подразделением (должностным лицом) не реже одного раза в год.
30. Отчет о функционировании антимонопольного комплаенса может быть размещен на официальном интернет-ресурсе субъекта рынка (при его наличии).
31. Утвержденный отчет об антимонопольном комплаенсе может быть использован антимонопольным органом при формировании годового отчета о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и принимаемых мерах по ограничению монополистической деятельности.
32. Результатом эффективного внедрения антимонопольного комплаенса будут являться:
принятие всех, зависящих от субъекта рынка, мер по соблюдению антимонопольного законодательства и достижению целей и задач антимонопольного комплаенса;
предотвращение и минимизация санкций применительно к субъекту рынка со стороны антимонопольного органа;
распознавание и предупреждение рисков несоблюдения требований антимонопольного законодательства или внутренних документов субъекта рынка;
повышение эффективности деятельности субъекта рынка и его конкурентоспособности.
Приложение к Методическим рекомендациям по разработке и внедрению внутреннего акта антимонопольного комплаенса |
Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска | Описание риска |
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности субъекта рынка, |
Незначительный уровень | вероятность получения предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства, уведомления о наличии в действиях (бездействии) признаков нарушения антимонопольного законодательства |
Существенный уровень | вероятность проведения расследования нарушений антимонопольного законодательства |
Высокий уровень | вероятность возбуждения административного дела, привлечения к административной ответственности с наложением штрафа и (или) вынесением предписания |