В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и на основании приказа исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 9 августа 2021 года за № 318 "Об утверждении Правил разработки программы управления отходами", зарегистрирован в реесте государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23917 Жаркаинский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами по Жаркаинскому району, согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности председателя районного маслихата | Ч.Канафин |
Приложение к решению Жаркаинского районного маслихата от 13 декабря 2023 года № 8С-18/4 |
ПРОГРАММА УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ ПО ЖАРКАИНСКОМУ РАЙОНУ ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилишной инспекции" Жаркаинского района на 2024-2029 годы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................
1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ................
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами ……………….
1.2. Анализ управления отходами в динамике за последние три года ................
1.3. Анализ мероприятий по управлению отходами …………………………
1.4. Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ ........................
2.1. Цели и задачи Программы............................................................. .......... .......... ....
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач..........................................
2.3. Целевые показатели Программы.......................................... .......... .......... .......... .
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ............ .......... .......... .......... .......... .......... .......... .......... ..........
4.НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ........... .............. ............................. ........................
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ..........................
ВВЕДЕНИЕ
Административно-территориальное деление
Жаркаинский район расположен в юго-западной части Акмолинской области Республики Казахстан. Граничит в юго-западной части с Костанайской областью, на севере — с Есильским районом, на востоке — с Жаксынским и Атбасарским районами.
Климат резко континентальный и крайне засушливый. Лето короткое, теплое, зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и метелями. Минимальная температура воздуха составляет свыше минус 40˚С, максимальная достигает плюс 44˚С. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 265 мм. Скорость ветра — 5,3 м/сек, температура воздуха колеблется от +2,3 до 6,2 градусов, влажность составляет 70 %. Весна характеризуется заморозками, летние температуры вызывают испарение влаги, а следовательно, иссушение почвы, что существенно влияет на урожайность зерновых культур. Равнинный рельеф территории района и отсутствие лесов способствует деятельности ветров.
Жаркаинский район как административно-территориальная единица включает в свой состав 1 город, 5 сельских округов и 11 сҰл.
Наименование районного центра – город Державинск, расстояние до областного центра – 378 км., до столицы 440 км.
Численность населения на 1 июля 2023 года составила 13 046 человек.
Население (на 01.07.2023 года):
Мужчины | 6 332 | учащиеся школ | 2 283 | |
Женщины | 6 714 | Пенсионеры | 2244 | |
дети до 16 лет | 3 431 | инвалиды | 493 | |
дети до 6 лет | 1 512 | участников ВОВ | 0 | |
работающее население | 7503 | инвалидов ВОВ | 0 | |
самозанятые | 1754 | воины интернационалисты | 6 | |
наемные | 5347 | репрессированные | 11 | |
студенты | 297 | вдовы умерших участников ВОВ | 1 |
Основными нормативно-правовыми документами является Экологический Кодекс Республики Казахстан, Типовые правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, утвержденные Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 01 сентября 2021 года № 347, Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов утвержденная Приказом Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.
Разработка Программы управления отходами на 2024 год связана в соответствии с пп.1 п 3. ст.365 Экологического Кодекса Республики Казахстан, местные исполнительные органы районов, городов районного и областного значения организуют разработку программ по управлению коммунальными отходами. Программа управления отходами становится основным стратегическим документом по обращению с отходами.
Программа управления отходами является неотъемлемой частью экологического разрешения.
Настоящая Программа управления отходами разрабатывается на 2024-2029 годы и содержит сведения об объеме и составе образуемых отходов, способах их накопления, сбора, транспортировки, обезвреживания, восстановления и удаления, а также описание предлагаемых мер по сокращению образования отходов, увеличению доли их повторного использования, переработки и утилизации.
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Оценка текущего состояния управления отходами
1. На территории Жаркаинского района имеется 11 сел и 5 сельских округов (10 населенных пункта), в которых имеется узаконненых-2 (два) ТБО:
2. село Валиханова -ИП "Орехова";
3. село Кенское, Отрадный с/о -ТОО "Астык Коймалары-Хлебная база № 5";
4. В селе Бирсуат- ТБО на консервации.
5. В 2020 году на прилегающей территории города Державинск- выделен земельный участок под строительство сортировочного пункта ТБО – 20,0 га., на сегодняшний день исследовательским центром "Юпитер" разрабатывается ТЭО (технико-экономическое обоснование). Сбор и вывоз отходов осуществляет ГКП на ПХВ "Коммунсервис" при ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции" Жаркаинского района. У предприятия имеется специализированная техника, а именно: мусоровоз с боковой загрузкой Газ-3309, погрузчик, камаз, SHAСMAN.
Из 22 населенных пункта узаконено 2 полигона, 19 не узаконены.
В полигонах ТБО установлены следующий морфологический состав отходов:
пластик типа PET(E), PEHD, LDPE, PP, PS, O(ther)
электронные отходы
бой стекла
отходы тканных материалов
шкуры
строительные отходы
навоз
птичий помет
зола
1.2 Анализ управления отходами в динамике за последние три года
В сельских округах отсутствует организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов. Места для складирования отходов сельскими акиматами определены в 21 из 21 населенных пунктов. Жители самостоятельно вывозят мусор на определенные места для складирования отходов без какого-либо учета. В этой связи определить объемы отходов штучных изделий не представляется возможным.
В городе Державинск имеется организованный сбор и транспортировка коммунальных отходов, организацией которого осуществляет ГКП на ПХВ "Коммунсервис" при отделе ЖКХ, ПТ, АД и ЖИ Жаркаинского района.
Учитывая то, что населением не ведется учет образования отходов штучных изделий, количественные и качественные показатели таких отходов учитываться не будут. Тем временем, в ходе анкетирования населения сельских округов были определены виды и способы утилизации отходов на долю жителей. Эти данные будут использованы при определении цели и задачи настоящей Программы.
Жители населенных пунктов указывают примерный объем образования золы и навоза.
Как показывают анкетные данные населения следующие отходы местными жителями используються в быту:
пластик типа РЕТ(Е)
стеклотара
дерево
зола
птичий помет
отходы подстилки из соломы
навоз
Ниже в таблицах приведены способы утилизации отходов населением. Данные представлены в процентном соотношении по количеству анкетированных:
село Кумсуат:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 16 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | - | - | 60 | 40 | ||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 90 | 10 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 100 | |||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 100 | |||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 50 | 50 | ||||
Навоз | 80 | 20 | ||||
Зола | 100 |
с.Бирсуат:
Количество анкетируемых: 9 чел, составляет 6,5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 100 | |||||
Бутылки из стекла | 10 | 90 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 10 | 90 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 70 | 30 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 70 | 30 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 10 | 50 | 40 | |||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Валихановский с/о:
Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 6,5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 40 | 10 | |||
Бутылки из стекла | 100 | |||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 100 | |||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 100 | |||||
Зола | 100 |
с. Гастелло:
Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 7,8 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Далабай:
Количество анкетируемых: 12 чел, составляет 6,7 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Жанадалинский с/о:
Количество анкетируемых: 22 чел, составляет 7,1 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Костычевский с/о:
Количество анкетируемых: 16 чел, составляет 10 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Львовское:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 15,4 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Нахимовский с/о:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 20,8 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
Отрадный с/о:
Количество анкетируемых: 19 чел, составляет 9,7 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Пригородное:
Количество анкетируемых: 10 чел, составляет 4,5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Пятигорское:
Количество анкетируемых: 19 чел, составляет 7,1 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Тассуат:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 20,5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Тасоткель:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 19,2 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Ушкарасу:
Количество анкетируемых: 15 чел, составляет 19,2 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
с. Шойындыколь:
Количество анкетируемых: 14 чел, составляет 21,5 % от количества домов.
Вид отхода | Способ утилизации, доля анкетированных | |||||
Повторно использует | Сдает в пункт приема | складирует для вывоза в полигон | Сжигает | Размещает на прилегающем участке | Использует для компоста или корма | |
Бутылки пластика | 50 | 50 | ||||
Пластиковая упаковка из-под химии и другие отходы из пластика | 50 | 50 | ||||
Бутылки из стекла | 30 | 70 | ||||
Текстильные отходы | 100 | |||||
Отходы дерева | 100 | |||||
Отходы электроприборов, в том числе батареи и аккумуляторы | 20 | 80 | ||||
Смесь отходов без сортировки (стеклобой, пластик, текстиль и т.д.) | 100 | |||||
Пищевые отходы | 100 | |||||
Шкуры крупно рогатого скота/лошади | 50 | 50 | ||||
Шкуры мелко-рогатого скота/свиней | 50 | 50 | ||||
Строительные отходы (бой кирпича ибетона, пластиковые окна) | 100 | |||||
Птичий помет | 100 | |||||
Отходы подстилки из соломы | 100 | |||||
Навоз | 10 | 90 | ||||
Зола | 100 |
В таблице 1 приведены данные организаций района, где ведется учет образования отходов.
Таблица 1.
№ | Наименование отходов | Ед.изм | Объем образования | Операция с отходами | ||
2020 | 2021 | 2022 | ||||
1 | смешанные отходы | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
2 | отходы бумаги и картона | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
3 | отходы пластика | Учет не велся | Накопление в полигоне | |||
4 | отходы стекляной тары | Учет не велся | Накопление в полигоне |
1.3 Анализ мероприятий по управлению отходами
Акимами сел и сельских округов ведется работа по выделению земельных участков под полигоны ТБО.
1.4 Описание и анализ выделенных средств в динамика за последние три года
Денежные средства на узаконение, складирования отходов, а также на открытие промышленных площадок по сельским населенным пунктам из районного бюджета и областного в период с 2021 по 2023 год не выделялись.
В городе Державинск выделен земельный участок 20,0 га., под строительство нового полигона ТБО. На сегодняшний день ведется работа по технико-экономическому обоснованию (далее ТЭО).
Жаркаинским районом были переданы исходные данные и земельный участок в областное управление природных ресурсов и природопользования Акмолинской области для изготовления проекта.
1. ЦЕЛИ ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цели и задачи программы.
Целями программы управления отходами являются:
1. достижение установленных показателей, направленных на постепенное сокращение объемов накопленных и образуемых отходов.
Цель 1. Совершенствование системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Цель 2. Улучшение санитарного и экологического состояния территорий сбора отходов производства и потребления.
Цель 3. Раздельный сбор и улучшение транспортировки отходов производства и потребления;
Цель 4. Обеспечение своевременный вывоз отходов производства и потребления. Для достижения поставленных целей в процессе реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
- минимизация объемов образованных отходов;
- создание и поддержка единой информационной среды в сфере обращения с отходами производства и потребления и использования вторичных ресурсов;
- модернизация системы обращения с отходами производства и потребления;
- ликвидация несанкционированных свалок размещения отходов.
Достижение целей Программы будет осуществляться посредством проведения комплексных мероприятий для ее реализации. В плане мероприятий предусмотрены меры по реализации Программы и указаны исполнители, сроки реализации, а также источники и объемы финансирования. Задачи Программы – определить пути достижения поставленной цели, наиболее эффективными и экономически обоснованными методами, с прогнозированием достижимых объемов работ в рамках планового периода. Структуризация основ комплексного управления отходами включает в себя следующие аспекты:
Генезис – источники образования, технологические эксплуатационные процессы, исходная информация об отходах (инвентаризация отходов).
Анализ – физико-технический, технологический, экономический, ресурсный, социальный.
Базис – нормативно-методическая документация.
Синтез – паспортизация отходов.
Для осуществления комплексного управления отходами, необходимо наличие компонентов политики в области управления отходами, в частности: разработка и применение пакета документов, стимулирующих или обязывающих максимальное предотвращение и вторичное использование отходов;
- установление экологических параметров методов обращения с отходами;
- создание структуры для осуществления планирования обращения с отходами (координирующего центра);
- выработка принципов ответственности производителей за размещение отходов.
При определении целей программы по утилизации отходами и планировании стратегии целесообразно иметь представление об определенной иерархии комплексного управления отходами. Такая иерархия подразумевает, что в первую очередь должны рассматриваться мероприятия по первичному сокращению отходов, затем по вторичному сокращению: повторному использованию и переработке оставшейся части отходов и в самую последнюю очередь – мероприятия по утилизации или захоронению тех отходов, возникновения которых не удалось избежать и которые не поддаются переработке во вторсырье.
Цели и задачи Программы управления отходами могут варьироваться в зависимости от конкретных целей и условий района, города или страны. Однако, в общем случае, цели и задачи программы управления отходами могут включать следующие элементы:
Целями настоящей программы управления отходами является:
1. Сокращение объема образования коммунальных отходов
2. Снижение затрат на управление коммунальными отходами
3. Защита здоровья общества;
4. Содействие устойчивому потреблению и производству.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение следующих задач:
1. Разработка и внедрение эффективной системы сбора и транспортировки отходов;
2. Повышение осведомленности населения;
3. Разработка инфраструктуры для переработки и обработки отходов;
4. Мониторинг и оценка результатов программы, чтобы корректировать стратегию;
2.2. Пути достижения поставленных целей и задач.
Эффективное управление отходами требует комплексного и системного подхода, а также активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Для достижения поставленных целей и задач необходимо объеденить усилия не только внутри района но и реализовать сотрудничество с другими районами области. Необходимо сделать следующие шаги:
1. Развитие эффективной инфраструктуры:
Строительство и модернизация объектов для сбора, транспортировки и обработки отходов.
Оптимизация маршрутов сбора и транспортировки для снижения затрат.
2. Внедрение информационных кампаний и образования:
Организация обучающих мероприятий для населения о правилах сортировки и утилизации отходов.
Проведение информационных кампаний для повышения осведомленности и ответственности населения.
3. Система стимулирования:
Введение экономических механизмов, таких как налоги на отходы, чтобы стимулировать уменьшение объема отходов и повышение переработки.
Поддержка программ вознаграждения или льгот для тех, кто активно участвует в переработке и уменьшении отходов.
4. Мониторинг и оценка:
Установление системы мониторинга для отслеживания объемов отходов, эффективности сбора и переработки.
Проведение регулярной оценки результатов программы и адаптация стратегии в соответствии с полученными данными.
5. Сотрудничество с заинтересованными сторонами:
Вовлечение частных компаний, неправительственных организаций и общественности в процесс управления отходами.
Партнерство с местными органами власти, чтобы объединить ресурсы и координировать усилия.
6. Соблюдение законодательства и нормативов:
Постоянное обновление и соблюдение соответствующего законодательства и нормативов в сфере управления отходами.
Соблюдение международных соглашений и стандартов, если они применимы.
7. Инновации и исследования:
Поддержка и финансирование исследовательских и инновационных проектов, направленных на поиск новых способов управления отходами и уменьшения их воздействия на окружающую среду.
8. Финансовая устойчивость:
Разработка устойчивой финансовой модели для программы управления отходами, включая прозрачную систему финансирования и бюджетирования.
9. Мониторинг и обмен опытом:
Сотрудничество с другими районами, чтобы объеденить усилия в управлении отходами.
2.3. Целевые показатели Программы
Целевые показатели программы управления отходами должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (критерии SMART). Вот некоторые примеры целевых показателей для программы управления отходами:
Снижение общего объема отправляемых на свалку отходов:
Цель: Снижение общего объема отходов, отправляемых на свалку, на 20% к концу 5-летнего периода.
Измерение: Количество тонн отходов, отправляемых на свалку ежегодно.
Цель: Достижение стандартной практики раздельного сбора и сортировки отходов на 95% территории района в течение 2 лет.
Измерение: Процент территории с организованным раздельным сбором.
Сокращение выбросов парниковых газов:
Цель: Обеспечение соответствия всем действующим законодательным нормам и стандартам в области управления отходами.
Измерение: Результаты проверок и аудитов соответствия.
Целевые показатели должны быть адаптированы к конкретным целям и задачам программы управления отходами, а также регулярно мониторится и оценивается для обеспечения достижения установленных целей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
Основным направлением является модернизация инфраструктуры управления отходами: Одним из ключевых направлений является модернизация и развитие инфраструктуры для сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Это включает в себя строительство современных сборочных пунктов, установку контейнеров для раздельного сбора и обновление системы транспортировки.
Сортировка на источнике и раздельный сбор: Важным направлением является поощрение раздельного сбора отходов на уровне домохозяйств и предприятий. Это позволяет оптимизировать процессы переработки и утилизации.
Стимулирование переработки и утилизации: Программа будет активно содействовать переработке и утилизации отходов, создавая партнерства с перерабатывающими компаниями и поддерживая развитие местных рынков для вторичных материалов.
Образование и информирование общественности: Для успешной реализации Программы важно образовать и информировать общественность о правилах раздельного сбора, устойчивости и экологической ответственности.
Пути достижения поставленных целей:
Разработка и внедрение долгосрочной стратегии: Программа предусматривает разработку и внедрение долгосрочной стратегии управления отходами, которая определяет конкретные шаги и сроки для достижения целей.
Инвестиции в инфраструктуру: Программа предусматривает выделение средств на модернизацию и строительство инфраструктуры, включая сборочные пункты, перерабатывающие заводы и системы транспортировки.
Внедрение современных технологий: Программа сосредотачивается на внедрении современных технологий, таких как системы мониторинга заполнения контейнеров и оптимизация маршрутов сбора отходов с использованием ГИС-технологий.
Альтернатива строительства полигонов на территории сельских округов это открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району, где в последующем будет возможность приема отходов (пластмасса, стеклотара, бумага,).
Открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району воздействие на окружающую среду либо особого влияния на экологическую обстановку района проектируемого объекта не окажут, при выполнении природоохранных мероприятий.
Необходимо открытие пунктов приема с сортировкой отходов по Жаркаинскому району в населенных пунктах Жаркаинского райна таких как: Тасты-Талды, Отрадное, Костычево, Львовское, что позволит охватить близ ближайшие села сортировкой и приемом перерабатываемых отходов.
Таким образом охват населения сортировкой и приемом перерабатываемых отходов составит большую часть Жаркаинского района.
Для реализации проектов по пунктов приема необходимо помещение площадью не менеее 300 м2.
Необходимо приобретение контейнеров для раздельного сбора и хранения ТБО.
Все вышеуказанные работы требуют разработки проектно-сметных документаций и выделения необходимых финансовых средств.
4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
Бюджет Программы: Указание общего бюджета, выделенного на реализацию Программы управления отходами. Это включает в себя как начальное финансирование, так и ожидаемые дополнительные расходы на всем протяжении выполнения Программы.
Источники финансирования: Описание источников финансирования Программы, таких как государственные бюджеты, местные налоги, гранты и другие.
Финансирование на инвестиции: Указание финансирования, выделенного на инвестиционные проекты, такие как строительство сборочных пунктов, перерабатывающих заводов и приобретение необходимой техники.
Источником финансирования мероприятий Программы по управлению отходами являются местный бюджет, областной бюджет.
Человеческие ресурсы:
Персонал: Определение необходимого числа сотрудников, их квалификации и роли в реализации Программы.
Обучение и развитие персонала: Описание планов по обучению и развитию персонала для обеспечения успешной реализации Программы.
Инфраструктура:
Инфраструктура для сбора и транспортировки отходов: Указание состояния и планов по модернизации инфраструктуры для сбора, транспортировки и временного хранения отходов.
Инфраструктура для переработки и утилизации: Описание состояния и планов по строительству и модернизации перерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры.
Технологические ресурсы:
Техническое оборудование: Указание необходимого технического оборудования для эффективной реализации Программы.
Информационные системы: Описание информационных систем и программного обеспечения, необходимых для мониторинга и управления управлением отходами.
Партнерские отношения:
Партнеры и сотрудничество: Указание на партнерские отношения с организациями, предприятиями и НПО, которые могут предоставить дополнительные ресурсы или экспертизу.
Гражданское общество: Описание мер для вовлечения общественности и добровольцев в реализацию Программы.
Временные рамки:
График выполнения: Установление временных рамок для реализации ключевых этапов Программы, включая начало и завершение проектов и мероприятий.
Мониторинг и оценка: Описание системы мониторинга и оценки для постоянного контроля за прогрессом и результатами.
Год | Объем финансирования, тыс. тенге |
2024- 2029 | Согласно бюджета |
5. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ ПО ЖАРКАИНСКОМУ РАЙОНУ
План мероприятий по реализации программы управления отходами является ее составной частью и содержит совокупность действий/мероприятий, направленных на полное достижение цели и задач программы, с указанием показателей результатов по мероприятиям (ожидаемые мероприятия), с определением сроков, исполнителей, формы завершения, необходимых затрат на реализацию программы и источников финансирования.
Программой предусматриваются следующие экологические мероприятия по снижению вредного воздействия отходов производства на окружающую среду:
1. хранение отходов в специальных контейнерах в специально отведенных местах;
2. сокращение накопленных отходов путем передачи юридическим и физическим лицам, осуществляющим их переработку и утилизацию.
3. экологический контроль объектов.
План мероприятий является составной частью Программы и представляет собой комплекс организационных, экономических, научно-технических и других мероприятий, направленных на достижение цели и задач Программы с указанием необходимых ресурсов, ответственных исполнителей, форм завершения и сроков исполнения. При составлении Плана мероприятий использованы следующие основные понятия:
- утилизация отходов
- использование отходов в качестве вторичного энергетического ресурса и (или) материального ресурса;
- переработка отходов - извлечение из отходов полезных компонентов, сырья и (или) иных материалов, пригодных для использования в дальнейшем в производстве (изготовлении) продукции, материалов или веществ;
- размещение отходов - хранение или захоронение отходов производства и потребления;
- хранение отходов
- складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления.
№ п/п | Мероприятия | Срок выполнения | Средства для реализации мероприятий | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Своевременная разработка нормативных документов | 2024 год | Не требует финансирования | |
2 | Проведение мониторинга в течение 2 лет для выявления объемов и ведением учета по перерабатываемым отходам (пластмасса, стеклотара, бумага) | 2024-2025 год | ОБ,РБ | |
3 | Определение необходимого числа внештатных сотрудников проводящих мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов | 2024 год | ОБ,РБ | |
4. | Оплата труда внештатным сотрудникам проводящим мониторинговые данные по образованию и накоплению объҰмов отходов | 2024-2025 год | ОБ,РБ | |
5 | Корректировка ПУО на основании мониторинговых данных за последние 2 года | 2025 год (4 квартал) | ОБ,РБ | |
6 | Открытие пунктов приема с сортировкой отходов в населенных пунктах | 2024-2027 год | ОБ,РБ | |
7 | Реализация проекта строительство полигона ТБО в городе Державинск | 2025-2029 год | ОБ,РБ | |
8 | Приобретение специализированной техники для вывоза отходов ТБО | 2025-2028 год | ОБ,МБ | |
9 | Численность персонала задействованного на проектируемом полигоне при открытии человек | 2025 -2029 год | Собственные средства предприятия, организации | |
10 | Проведение мероприятий разъяснительного характера о недопустимости Несанкционированного размещения отходов в необорудованных местах населением | 2024-2029 год | Не требует финансирования | |
11 | Сбор, транспортировка и утилизация отходов производства и потребления, проведение мероприятий направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды | 2025-2029 год |
Не требует финансирования | |
12 | Вывоз и утилизация отходов по Договору сторонними организациями с мест образования | 2026-2029 год | Собственные средства акиматов сел и сельских округов |