В соответствии c подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о научно-техническом совете.
2. Департаменту аграрной науки и образования Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) направление электронной копии настоящего приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
3) принятие иных мер, вытекающих из настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр | А. Сапаров |
"СОГЛАСОВАН"
Министерство науки и
высшего образования
Республики Казахстан
Утверждено приказом |
Положение о научно-техническом совете
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о научно-техническом совете (далее – Положение) разработано в соответствии c подпунктом 3) статьи 7 Закона Республики Казахстан "О науке и технологической политике" (далее – Закон).
2. Положение определяет правовые и организационные основы деятельности научно-технического совета (далее – НТС).
3. НТС является консультативно-совещательным и рекомендательным органом при Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан (далее – отраслевой уполномоченный орган).
НТС создается в целях выработки предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), а также оценки научно-технических проектов и программ. Решения НТС носят рекоментальный характер.
4. В своей деятельности НТС руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
Глава 2. Основные задачи и функции НТС
5. Деятельность НТС направлена на решение следующих основных задач:
1) разработка предложений и содействие в реализации государственной политики в области науки и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
2) выработка предложений по формированию реализации научно-технических проектов и программ;
3) выработка предложений по совершенствованию законодательных актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности;
4) рассмотрение проектов научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ;
5) разработка предложений и реализация мер по обеспечению прозрачности отчислений и распределений средств, направляемых недропользователями на финансирование научно-исследовательских, научно-технических и (или) опытно-конструкторских работ;
6) выработка предложений и участие в развитии отраслевых научных организаций и организации технологической и инновационной деятельности.
6. В соответствии с возложенными на него задачами НТС выполняет следующие функции:
По вопросам финансирования научных исследований, научных, научно-технических проектов и программ, НИОКР, а также проектов коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности (далее – РННТД) из средств государственного бюджета:
1) рассматривает и разрабатывает предложения по вопросам, выносимым на повестку Высшей научно-технической комиссии;
2) разрабатывает предложения по формированию научно-технических и научно-технологических задач и программ отраслевого уполномоченного органа;
3) разрабатывает предложения по формированию специализированных направлений в целях реализации приоритетных направлений научной, научно-технической деятельности по отрасли;
4) разрабатывает предложения при разработке конкурсных документаций по грантовому и программно-целевому финансированию проектов и программ, а также проектов по коммерциализации РННТД;
5) разрабатывает предложения при разработке технических заданий по программно-целевому финансированию;
6) рассматривает заявки, направляемые в уполномоченный орган в области науки для определения форм и объемов финансирования, выделяемых для реализации проектов и программ;
7) рассматривает и разрабатывает рекомендации научной новизны, научно-технического уровня, перспективности, степени разработанности предлагаемых научных, научно-технических проектов и программ, экономической обоснованности запрашиваемого объема финансирования;
8) рассматривает и разрабатывает рекомендации по вопросам, выносимым на заседания Национальных научных советов в соответствии с Законом.
По вопросам государственной технологической политике и мерам государственной поддержки инновационной деятельности:
1) разрабатывает предложения по основным направлениям государственной технологической политики;
2) разрабатывает предложения по определению приоритетов технологического развития и основных направлений государственной технологической политики;
3) разрабатывает рекомендации по вопросам инновационного и технологического развития страны;
4) разрабатывает предложения по совершенствованию инновационной системы и деятельности субъектов инновационной системы, участвующих в государственной поддержке инновационной деятельности;
5) рассматривает и разрабатывает предложения по государственной технологической политике по отраслевым направлениям;
6) разрабатывает предложения по определению ключевых (приоритетных) технологий, отраслевых центров технологических компетенций, целевых технологических программ и организации технологических платформ в отраслях;
7) разрабатывает предложения по формированию и развитию системы поиска технологий, их идентификации и оказания содействия в их продвижении на рынок;
8) разрабатывает предложения по определению приоритетных направлений предоставления инновационных грантов, для дальнейшего предоставления в уполномоченный орган в области государственной поддержки инновационной деятельности.
В рамках выполнения задач отраслевого уполномоченного органа:
1) рассматривает и согласовывает стратегические и программные документы подведомственных научных организаций;
2) заслушивает отчеты о научной, научно-технической и производственной деятельности подведомственных научных организаций;
3) рассматривает и согласовывает кандидатуры на занятие вакантной должности руководства подведомственных научных организаций;
4) рассматривает вопросы сотрудничества с субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, научными организациями и организациями высшего и (или) послевузовского образования (далее – ОВПО), недропользователями, субъектами предпринимательства, субъектами квазигосударственного сектора с целью создания совместных производств, осуществляющих выпуск высокотехнологичной продукции и (или) внедрение новых технологий;
5) рассматривает и разрабатывает предложения по совершенствованию нормативных правовых актов Республики Казахстан в области научной и научно-технической, технологической и инновационной деятельности, коммерциализации РННТД, а также в сфере недропользования;
6) рассматривает вопросы с выработкой соответствующих рекомендаций по поручению первого руководителя отраслевого уполномоченного органа.
Члены НТС обязаны сохранять конфиденциальность информации, полученной в ходе работы комиссии.
Члены НТС несут ответственность за обоснованность и законность принимаемых ими решений.
В случае нарушения своих обязанностей члены НТС могут нести гражданско-правовую ответственность за причинение вреда третьим лицам своими действиями или решениями.
Глава 3. Организация деятельности НТС
7. Состав НТС формируется отраслевым уполномоченным органом с учетом предложений и рекомендаций научного сообщества и субъектов частного предпринимательства, а также юридическими лицами, в том числе недропользователями, и утверждается первым руководителем отраслевого уполномоченного органа.
8. НТС состоит из Председателя и постоянных членов. В состав НТС входят ведущие ученые по отраслям, представители государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен", члены национальных научных советов, отраслевых ассоциаций субъектов частного предпринимательства, а также профильных научных организаций, являющихся субъектами научной и (или) научно-технической деятельности.
9. В состав НТС избираются ученые:
1) являющиеся гражданами Республики Казахстан;
2) имеющие степень доктора (PhD), доктора по профилю, доктора или кандидата наук, являющиеся работниками аккредитованных субъектов научной и (или) научно-технической деятельности в течение 3 (трех) лет до даты формирования состава НТС или занимающиеся научной и (или) научно-технической деятельностью в зарубежных научных организациях или ОВПО;
3) имеющие стаж научно-исследовательской и (или) научно-педагогической работы в регулируемых сферах отраслевого уполномоченного органа не менее 5 (пять) лет.
Наличие у кандидата индекса Хирша (от 3 и более) согласно международным базам Web of Science (Веб оф Сайенс) и (или) Scopus (Скопус) на дату представления кандидатуры приветствуется.
10. Не более 70 % (семьдесят процентов) от состава НТС формируется из работников и (или) экспертов, имеющих стаж работы не менее 5 (пять) лет:
1) государственных органов, рекомендованных соответствующими государственными органами;
2) национальных управляющих холдингов, национальных институтов развития, национальных холдингов, национальных компаний, рекомендованных соответствующими организациями в регулируемых сферах уполномоченного органа;
3) субъектов частного предпринимательства и их объединений, рекомендованных Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен".
11. В состав НТС включаются не более одного работника из одной организации, для которого данная организация является основным местом работы.
12. Председатель и заместитель председателя НТС избирается членами НТС из числа членов НТС посредством открытого голосования на первом заседании НТС.
13. Председатель НТС:
1) председательствует на заседаниях и руководит его деятельностью;
2) обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов;
3) определяет повестку дня, дату, время, место и форму проведения заседаний НТС;
4) подписывает протоколы заседаний НТС;
5) осуществляет общую координацию над реализацией решений НТС.
14. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.
15. При НТС создаются специализированные секции (далее – Секции), т.е. животноводство, растениеводство, переработка и механизация, сфера цифровизации и инновационных технологий, ветеринарная секция, сфера фитосанитарности, секция экономики, осуществляющие свою деятельность по организации научного обеспечения и рассмотрения профильных вопросов, выносимых на заседание НТС.
16. Состав НТС утверждается сроком на 3 (три) года и состоит из нечетного числа членов в количестве не более 7 (семи) человек по каждой Секции.
17. Работа НТС осуществляется в форме проведения очных заседаний, при необходимости проводятся с использованием инфокоммуникационных технологий и систем связи отраслевого уполномоченного органа. Протоколы заседания, материалы по вопросам повестки дня, отчеты, акты передаются в отраслевой уполномоченный орган и хранятся в соответствии с приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236 "Об утверждении Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях".
18. НТС собирается по мере необходимости, но не реже двух раз в год. НТС принимает решения, при присутствии на заседании не менее двух третей его состава.
19. Секретарь, являющийся должностным лицом рабочего органа НТС, осуществляет:
1) подготовку, сбор и систематизацию материалов к заседаниям;
2) своевременное направление членам НТС и приглашенным лицам уведомлений о проведении заседаний НТС;
3) формирование повестки дня заседаний, протоколирование заседаний;
4) подготовку проектов решений НТС и оформление протоколов после заседаний.
20. Рабочим органом НТС является структурное подразделение или субъект квазигосударственного сектора отраслевого уполномоченного органа (далее – Рабочий орган).
21. Рабочий орган в целях обеспечения деятельности НТС осуществляет:
1) организационно-техническое обеспечение работы НТС;
2) сбор предложений по формированию Перечня от членов НТС на ежегодной основе;
3) сбор материалов, направляемых членам НТС за 5 (пять) рабочих дней до проведения заседания;
4) составление и координация выполнения планов и отчетов о работе НТС.
22. Решения НТС принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если проголосовало не менее двух третей от общего числа присутствующих на заседании НТС. При равенстве голосов решающим является голос Председателя. Секретарь не является членом НТС и не голосует при принятии решений. При наличии у членов НТС особого мнения по вынесенному на голосовании вопросу, Секретарь вносит в протокол соответствующую запись. Уклонение члена НТС от принятия решения и голосования не допускается.
23. Решение НТС оформляется протоколом и подписывается Председателем, членами НТС и Секретарем. Копии протоколов рассылаются членам НТС.
24. Рабочий орган НТС ежегодно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным годом, представляет в отраслевой уполномоченный орган информацию (отчет) о работе НТС по итогам отчетного периода.