Об утверждении профессионального стандарта "Содействие занятости"

Новый

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 19 июня 2024 года № 200

      В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить профессиональный стандарт "Содействие занятости", согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) в течение пяти календарных дней после подписания настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр С. Жакупова

  Приложение к приказу
Министра труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 19 июня 2024 года № 200

Профессиональный стандарт "Содействие занятости"

Глава 1. Общие положения

      1. Область применения профессионального стандарта.

      Профессиональный стандарт устанавливает общие требования к знаниям, умениям, навыкам, уровням квалификаций к профессиям (занятиям) в области профессиональной деятельности "Содействие занятости".

      2. В профессиональном стандарте используются следующие термины и определения:

      1) информационно - коммуникационные технологии – совокупность методов работы с электронными информационными ресурсами и методов информационного взаимодействия, осуществляемых с применением аппаратно-программных комплексов и сети телекоммуникаций;

      2) знание – изученная и освоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;

      3) вакансия - свободное рабочее место (должность) у работодателя;

      4) навык - способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;

      5) рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу;

      6) работодатель - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

      7) трудоустройство - комплекс организационных, экономических и правовых мероприятий, призванных способствовать обеспечению занятости населения;

      8) индивидуальный план трудоустройства – документ, в котором указываются личные данные безработного, планируемые и реализуемые мероприятия по содействию занятости;

      9) безработный - физическое лицо, осуществляющее поиск работы и готовое приступить к работе;

      10) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;

      11) профессиональное обучение – обучение, включающее в себя профессиональную подготовку, переподготовку в целях получения новых специальностей (профессий), навыков и повышение квалификации в рамках мер содействия занятости, предусмотренных Социальным кодексом Республики Казахстан;

      12) компетенция - способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;

      13) отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - документ, разрабатываемый на основе Национального классификатора занятий Республики Казахстан, национальной рамки квалификаций и классифицирующий требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенций в отрасли.

      3. В профессиональном стандарте используются следующие сокращения:

      РК – Республика Казахстан;

      ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

      КС - квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;

      ОКЭД - общий государственный классификатор видов экономической деятельности.

Глава 2. Паспорт профессионального стандарта

      4. Наименование профессионального стандарта - "Содействие занятости".

      5. Код профессионального стандарта – N78100.

      6. Область профессиональной деятельности "Содействие занятости" по ОКЭД классифицируется следующим образом.

Код ОКЭД

Наименование

Секция

N

Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания

Раздел

78

Деятельность в области трудоустройства

Группа

78.1

Деятельность агентств по трудоустройству

Класс

78.10

Деятельность агентств по трудоустройству

Подкласс

78.10.0

Деятельность агентств по трудоустройству

Группа

78.2

Деятельность агентств по временному трудоустройству

Класс

78.20

Деятельность агентств по временному трудоустройству

Подкласс

78.20.0

Деятельность агентств по временному трудоустройству

      7. Краткое описание профессионального стандарта, включающее общую характеристику вида трудовой деятельности.

      Профессиональный стандарт включает описание требования к уровню квалификации и компетентности к руководителям и специалистам службы занятости.

      Область профессиональной деятельности "Содействие занятости" включает следующие виды трудовой деятельности: ведение списка вакансий, содействие работодателям в подборе необходимых работников и предоставление других услуг в сфере занятости, содействие гражданам в поиске подходящей работы, проведение профориентационных собеседований (профориентации) с соискателями, организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, организация временного трудоустройства граждан и профессионального обучения, предоставление заинтересованным сторонам информации о рынке труда и его тенденциях.

      Основная цель профессиональной деятельности - обеспечение равных возможностей гражданам в реализации права на труд и выбор занятости; содействие занятости путем реализации активных мер; реализация мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

      8. Перечень карточек профессий:

      1) Руководитель службы занятости – 6 уровень ОРК;

      2) Руководитель структурного подразделения службы занятости – 5 уровень ОРК;

      3) Специалист по содействию занятости – 4 уровень ОРК;

      4) Специалист по взаимодействию с работодателями – 4 уровень ОРК;

      5) Специалист по профессиональной подготовке – 4 уровень ОРК;

      6) Аналитик рынка труда – 6 уровень ОРК;

      7) Консультант по трудоустройству – 4 уровень ОРК;

      8) Консультант по социальной работе – 4 уровень ОРК;

      9) Ассистент по социальной работе – 4 уровень ОРК.

      Специалисты указанных профессий работают в организациях государственной или частной службы занятости.

Глава 3. Карточки профессий

9. Карточка профессии "Руководитель службы занятости"

Код группы

1210-0

Код наименования занятия


Наименование профессии

Руководитель службы занятости

Уровень квалификации по ОРК

6 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС и др. типовых квалификационных характеристик

Приказ исполняющего обязанности Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Директор центра трудовой мобильности
Директор карьерного центра

Уровень профессионального образования

Высшее образование (социальное или экономическое или юридическое или педагогическое)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

1210-0-057 Директор центра
1210-0-063 Начальник центра
1210-0-076 Руководитель филиала (сети)

Основная цель
деятельности

Руководство деятельностью службы занятости и ответственность за выполнение задач. Координация и организация работы по предоставлению услуг населению, мониторинг и контроль эффективности действий сотрудников, решение вопросов распределения ресурсов и управления персоналом.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции

1. Планирование и организация деятельности службы занятости.

2. Управление и контроль деятельности службы занятости.

3. Мониторинг рынка труда, оценка деятельности службы занятости.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1: Планирование и организация деятельности службы занятости

Навык 1:
Планирование деятельности службы занятости, предполагаемых результатов работы, сроки, ресурсы

Умения:
1. Планировать деятельность службы занятости и контролировать ее работу.
2. Определять потребность службы занятости в трудовых и материально-технических ресурсах.
3. Осуществлять управленческую деятельность, принимать управленческие решения и оценивать риски, связанные с их реализацией.
4. Использовать инклюзивные подходы в деятельности службы занятости.
5. Формировать цели службы занятости (команды).
6. Разрешать конфликты.
7. Фокусировать внимание коллектива (команды) на успех.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, социальной защиты, занятости населения, о персональных данных и их защите, в области противодействия коррупции, бюджетного, налогового и гражданского законодательства.
2. Рынок труда и его тенденции, динамично развивающиеся отрасли региона, обеспечивающие создание рабочих мест.
3. Техники невербального общения.
4. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Организация работы службы занятости по предоставлению услуг

Умения:
1. Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов.
2. Определять полномочия и распределять задачи по выполнению планов между подразделениями или работниками и устанавливать взаимосвязи между ними.
3. Систематизировать и анализировать правовую, организационную и технологическую информацию, связанную с оказанием услуг в сфере занятости.
4. Использовать прогрессивные формы и методы работы, передовой опыт в области занятости.

Знания:
1. Основные социально-экономические индикаторы региона (уровень безработицы, уровень заработной платы и т.д.).
2. Состав показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, методологии их формирования и источников получения.
3.Информационно-коммуникационные технологии.
4. Методика управления проектами.
5. Природа межличностных отношений.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2: Управление и контроль деятельности службы занятости

Навык 1:
Достижение целей в изменяющихся условиях деятельности

Умения:
1. Вести деловую переписку, взаимодействовать с уполномоченными органами исполнительной власти и деловыми партнерами.
2. Применять в работе информационно-коммуникационные технологии.
3. Разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции, проводить мероприятия, направленные на предотвращение коррупционных рисков.

Знания:
1. Основы стратегического управления.
2. Инструменты управления человеческими ресурсами, методы подбора персонала.
3. Методы активного обучения на рабочем месте.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Управление процессами, проектами в службе занятости

Умения:
1. Объединять людей в команды и консолидировать их усилий для достижения общей цели.
2. Формировать систему наставничества, организацию и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте.
3. Контролировать исполнение работниками их должностных обязанностей, исполнение документов по качеству и срокам.
4. Оценивать деятельность службы занятости по доступности, количеству и качеству оказанных услуг.
5. Использовать экономию ресурсов, как критерий при оценке результативности.

Знания:
1. Методы оценки сотрудников.
2. Цели долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования.
3. Правила межличностного общения, этики делового общения и межкультурной коммуникации.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 3:
Мониторинг рынка труда, оценка деятельности службы занятости

Навык 1:
Сбор, систематизация, обработка информации о рынке труда

Умения:
1. Контролировать последовательность действий по предоставлению услуг, определенных внутренними регламентами в службе занятости.
2. Контролировать соблюдение работниками кодекса этики и служебного поведения, мероприятий по защите персональных данных.
3. Создавать безопасные условия труда для работников и проводить оценку условий труда.
4. Контролировать расходование финансовых средств, выделенных на выполнение задач.

Знания:
1. Требования по защите персональных данных.
2. Методы коммуникации.
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Методы и инструменты найма и отбора при оказании трудового посредничества.
5. Меры поддержки занятости для безработных.
6. Методы онлайн-консультирования.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Анализ результатов мониторинга и принятие решений

Умения:
1. Контролировать показатели работы в области содействия занятости населения и деятельности службы занятости.
2. Оценивать индивидуальный вклад работников в достижении общих целей.
3. Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений.

Знания:
1. Основы психологии.
2. Этические стандарты.
3. Особенности психологии личности и отдельных категорий граждан.
4. Социально-психологические аспекты помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Стратегическое мышление
Принятие решений
Инициативность
Достижение целей
Лидерство

Списков технических регламентов и национальных стандартов


Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Руководитель службы занятости, 7 уровень

10. Карточка профессии "Руководитель структурного подразделения службы занятости"

Код группы

1222-0

Код наименования занятия


Наименование профессии

Руководитель структурного подразделения службы занятости

Уровень квалификации по ОРК

5 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Руководитель структурного подразделения (отдела, сектора) центра трудовой мобильности
Руководитель структурного подразделения (отдела, сектора) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессий:


Основная цель деятельности

Руководство деятельностью структурного подразделения службы занятости. Организация работы структурного подразделения по оказанию услуг и обеспечение положительных результатов его работы, наставничество для сотрудников и поддержка их профессионального развития.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Планирование и организация работы структурного подразделения.

2. Контроль деятельности структурного подразделения.

3. Мониторинг рынка труда, качества предоставляемых услуг.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1: Планирование и организация работы структурного подразделения

Навык 1: Планирование работы структурного подразделения

Умения:
1. Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся деятельности подразделения.
2. Планировать деятельность подразделения и сотрудников, контролировать работу.
3. Определять полномочия и распределять задачи по выполнению планов между работниками и устанавливать взаимосвязи между ними.
4. Использовать инклюзивные подходы в деятельности структурного подразделения службы занятости.
5. Вести деловую переписку, взаимодействовать с уполномоченными органами исполнительной власти и деловыми партнерами.
6. Объединять людей в команды и консолидировать их усилия для достижения общей цели.
7. Управлять конфликтами.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, социальной защиты, занятости населения, о персональных данных и их защите, в области противодействия коррупции.
2. Рынок труда и его тенденции, динамично развивающиеся отрасли региона, обеспечивающие создание рабочих мест, актуальные профессии на рынке труда.
3. Современные методы подбора персонала.
4. Методика управления проектами.
5. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Организация работы структурного подразделения по предоставлению услуг

Умения:
1. Формировать цели команды.
2. Оценивать степень исполнения планов и эффективность использования ресурсов.
3. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
4. Формировать систему наставничества, организацию и контроль работы по адаптации персонала на рабочем месте, проводить обучение подчиненных.
5. Управлять конфликтами.

Знания:
1. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения, особенности предоставления им услуг.
2. Методы и инструменты найма и отбора при оказании трудового посредничества.
3. Меры поддержки занятости для безработных.
4. Методы онлайн-консультирования.
5. Основы психологии.
6. Методы коммуникации.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2: Контроль деятельности структурного подразделения

Навык 1: Обобщение и систематизация информации, касающейся деятельности структурного подразделения

Умения:
1. Оценивать деятельность подразделения по доступности, количеству и качеству оказанных услуг.
2. Информировать население о ситуации на рынке труда.
3. Контролировать показатели работы в области содействия занятости населения и деятельности подразделения.

Знания:
1. Социально-психологические аспекты помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Основы стратегического управления.
3. Методы активного обучения на рабочем месте.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Анализ информации, принятие решений, управление процессами

Умения:
1. Использовать экономию ресурсов, как критерий при оценке результативности.
2. Вести деловые переговоры и пользоваться приемами публичных выступлений.

Знания:
1. Методы оценки сотрудников.
2. Информационно-коммуникационные технологии.
3. Этические стандарты.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 3:
Мониторинг рынка труда, качества предоставляемых услуг

Навык 1:
Сбор, систематизация, обработка информации о рынке труда, о предоставляемых услугах, об эффективности действий специалистов подразделения

Умения:
1. Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями руководящих документов, правил и порядка ведения делопроизводства.
2. Выполнять привычные операции в условиях стресса, контролировать эмоции и поведение в трудных ситуациях.

Знания:
1. Методы межличностного и делового общения, и другие методы коммуникации.
2. Правила и порядок ведения делопроизводства, порядок представления отчетности.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Анализ результатов мониторинга и принятие решений

Умения:
1. Проводить мониторинг и анализ эффективности деятельности специалистов по оказанию услуг населению по вопросам занятости населения.
2. Осуществлять контроль за исполнением специалистами их должностных инструкций, исполнения документов по качеству и срокам.
3. Контролировать качество оказываемых услуг.

Знания:
1. Демографическая ситуация, специфика социально-экономического развития региона.
2. Рынок труда и его тенденции, динамично развивающиеся отрасли региона, обеспечивающие создание рабочих мест, актуальные профессии на рынке труда.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Инициативность
Ответственность
Принятие решений
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Руководитель структурного подразделения службы занятости, 6 уровень

11. Карточка профессии "Специалист по содействию занятости"

Код группы

3333-0

Код наименования занятия


Наименование профессии

Специалист по содействию занятости

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) центра трудовой мобильности
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

2422-1-008 Консультант в области карьерного роста
2422-1-023 Специалист по трудовым ресурсам
3333-0-001 Агент по занятости
3333-0-002 Агент по подбору подходящей работы
3333-0-006 Агент по трудоустройству
3333-0-008 Инспектор по трудоустройству
3333-0-009 Консультант по трудоустройству
3333-0-010 Служащий по содействию занятости населения

Основная цель деятельности

Оказание услуг в сфере занятости, содействовать занятости безработных лиц, помощь соискателям в определении карьерных интересов и потребностей, оказывать поддержку работодателям в поиске работников

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Оказание трудового посредничества соискателям и работодателям.

2. Проведение профориентационных собеседований с соискателями.

3. Мониторинг оказания трудового посредничества.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Оказание трудового посредничества соискателям и работодателям

Навык 1:
Проведение первичного приема

Умения:
1. Обеспечить благоприятную среду для общения с соискателем и работодателем, проявляя уважение, воздерживаясь от предрассудков и стереотипов и проявляя терпение.
2. Использовать профессиональную лексику и разъяснять информацию соискателю и работодателю.
3. Определять знания, навыки, мотивацию и обстоятельства соискателя в соответствии с требованиями рынка труда.
4. Анализировать требования работодателей к работникам.
5. Оценивать сильные стороны и препятствия, связанные с трудоустройством соискателя.
6. Объяснять соискателю и работодателю результаты и последствия оценки.
7. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
3. Политика создания рабочих мест.
4. Система социального обеспечения.
5. Методы коммуникации.
6. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
7. Методы и инструменты найма и отбора при оказании трудового посредничества.
8. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Регистрация обратившихся лиц

Умения:
1. Выстраивать взаимодействие с соискателем и работодателем с учетом их психологических особенностей.
2. Понимать особенности целевых групп граждан, учитывать социальный статус и возможные ограничения.
3. Мотивировать, вдохновлять и поддерживать соискателей и работодателей путем плодотворного взаимодействия.
4. Распределять безработных по категориям, исходя из предполагаемой длительности периода безработицы (профилирование).
5. Говорить ясно и кратко, подчеркивая ключевые моменты.
6. Проявлять уважение к мнению соискателя и работодателя.

Знания:
1. Система и методы профилирования безработных, разработка индивидуального плана трудоустройства.
2. Меры поддержки занятости для безработных.
3. Методы онлайн-консультирования.
4. Основы психологии.
5. Информационно-коммуникационные технологий.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2: Проведение профориентационных собеседований с соискателями

Навык 1:
Определение карьерных интересов, ожиданий и потребностей соискателей

Умения:
1. Разрабатывать совместно с соискателем индивидуальный план его трудоустройства, контролировать его исполнение.
2. Собирать и анализировать информацию для определения видов и форм услуг, необходимых соискателю.
3. Определять стратегии устранения непрофессиональных барьеров, которые могут повлиять на возможности трудоустройства.
4. Сопоставлять требования к работе с индивидуальными характеристиками и ожиданиями соискателей.
5. Управлять конфликтами.
6. Приобретать, обновлять и применять новые знания в профессиональной области, в том числе об уязвимых группах населения и политике на рынке труда.

Знания:
1. Этические стандарты.
2. Особенности психологии личности и отдельных категорий граждан.
3. Социально-психологические аспекты помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
4. Теории консультирования и необходимые техники.
5. Техники невербального общения.
6. Природа межличностных отношений.
7. Техники работы в группе и индивидуально.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Предоставление соискателям и работодателям информации о рынке труда региона и потребности в квалифицированных кадрах

Умение:
1. Оценивать эффективность процесса трудового посредничества.
2. Использовать экономию ресурсов, как критерий при оценке результативности.
3. Анализировать и структурировать проблему, определять и рассматривать возможные варианты выхода из положения, принимать решения и разрешать трудности.
4. Применять знания о методах и инструментах найма и отбора при оказании трудового посредничества.
5. Следовать последним тенденциям управления персоналом.
6. Обучать соискателей процессу трудоустройства, включая составление резюме, подготовку к собеседованию и др.

Знания:
1. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
2. Методы и инструменты найма и отбора при оказании трудового посредничества.
3. Система и методы профилирования безработных, разработки индивидуального плана трудоустройства.
4. Меры поддержки занятости для безработных.
5. Методы онлайн-консультирования.
6. Основы психологии.
7. Информационно-коммуникационные технологии.
8. Этические стандарты.
9. Особенности психологии личности и отдельных категорий граждан.
10. Социально-психологические аспекты помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 3:
Мониторинг оказания трудового посредничества

Навык 1:
Определение показателей затрат, процессов и результативности, обработка информации о предоставляемых услугах

Умения:
1. Применять клиентоориентированный и проактивный подход при предоставлении услуг.
2. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
3. Выполнять привычные операции в условиях стресса, контролировать эмоции и поведение в трудных ситуациях.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
3. Политика создания рабочих мест.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Анализировать результаты мониторинга и принимать решения

Умения:
1. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
2. Анализировать и структурировать проблему, определять и рассматривать возможные варианты выхода из положения, принимать решения и разрешать трудности.
3. Обобщать и представлять государственным органам в установленные сроки аналитическую и статистическую информацию в сфере занятости населения.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
3. Политика создания рабочих мест.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Специалист по содействию занятости, 5 уровень
Специалист по содействию занятости, 6 уровень

12. Карточка профессии "Специалист по взаимодействию с работодателями"

Код группы

3333-0

Код наименования занятия

-

Наименование профессии

Специалист по взаимодействию с работодателями

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) центра трудовой мобильности
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

2422-1-023 Специалист по трудовым ресурсам
3333-0-001 Агент по занятости
3333-0-002 Агент по подбору подходящей работы
3333-0-006 Агент по трудоустройству
3333-0-008 Инспектор по трудоустройству
3333-0-009 Консультант по трудоустройству
3333-0-010 Служащий по содействию занятости населения

Основная цель деятельности

Определение потребностей работодателей, поиск подходящих кандидатов на вакансии работодателей, предоставление работодателям информации об услугах службы занятости и рынке труда, поддерживать контакты с работодателями, поддерживать обратную связь с работодателями для контроля качества предоставляемых услуг.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Предоставление услуг работодателям

2. Мониторинг качества услуг, предоставляемых работодателям

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Предоставление услуг работодателям

Навык 1:
Определение конкретных потребностей работодателей

Умения:
1. Информировать работодателей о видах и возможных вариантах предоставления услуг.
2. Оказывать консультационные услуги работодателям.
3. Устанавливать взаимопонимание в общении с работодателями, поддерживать атмосферу открытости, доверия и комфорта.
4. Применять клиентоориентированный и проактивный подход при предоставлении услуг.
5. Строить долгосрочные отношения с работодателями путем оказания высококачественных и индивидуализированных услуг.
6. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
7. Управлять конфликтами.
8. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Региональный рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
3. Теории консультирования и необходимые техники.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
5. Этические стандарты.
6. Требования по защите персональных данных.
7. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Подбор подходящих кандидатов на вакансии работодателей

Умения:
1. Определять потребности работодателей.
2. Понимать особенности целевых групп граждан.
3. Оценивать вакансии и кандидатов, сопоставлять их для подбора подходящих кандидатов.
4. Использовать методы продаж для расширения сотрудничества с работодателями.
5. Строить хорошие отношения с работодателями для расширения сотрудничества в подборе персонала.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для работодателей.
2. Основы делового общения.
3. Методы коммуникации.

Возможность признания навыка


Трудовая функция 2:
Мониторинг качества услуг, предоставляемых работодателям

Навык 1:
Определение показателей затрат, процессов и результативности, обработка информации о предоставляемых услугах

Умения:
1.Aнализировать ожидания работодателей и ожидания от работников.
2. Определять степени профессиональной компетентности претендента на конкретную профессию (рабочая место, должность).
3. Проводить переговоры с работодателями по вопросам направления на собеседование соискателей.
4. Проводить мониторинг достижения соискателя в вакансии.
5. Обеспечивать достижение удовлетворенности работодателей и лиц, ищущих работу.

Знания:
1. Методы продаж.
2. Тенденции в практике управления персоналом.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Анализировать результаты мониторинга и принимать решения

Умения:
1. Консультировать работодателей по вопросам в с сфере занятости.
2. Осуществлять сбор и анализ заявок от работодателей, желающих участвовать процессе обеспечения занятости.
3. Оформлять соответствующую документацию по организации процесса обеспечения занятости.
4. Мониторинг результатов обеспечения занятости.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Региональный рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.

Возможность признания навыка

-

Навык 3:
Предоставление высококачественных и индивидуализированных услуг

Умения:
1. Консультировать и информировать работодателей об услугах, оказываемых службой занятости.
2. Проводить встречи сотрудников службы занятости с работодателями по вопросам, касающимся их деятельности.
3. Организовывать и проводить совместно с работодателями ярмарки вакансий.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Региональный рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
3. Методы коммуникации.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Специалист по взаимодействию с работодателями, 5 уровень
Специалист по взаимодействию с работодателями, 6 уровень

13. Карточка профессии "Специалист по профессиональной подготовке"

Код группы

3333-0

Код наименования занятия


Наименование профессии

Специалист по профессиональной подготовке

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) центра трудовой мобильности
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

2422-2-009 Специалист по профессиональному обучению
3333-0-003 Агент по профессиональной подготовке

Основная цель деятельности

Определение потребностей работодателей в обучении специалистов, подбор для безработных подходящих краткосрочных профессиональных курсов, организация краткосрочного профессионального обучения безработных, трудоустройство граждан после окончания краткосрочного обучения.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Организация краткосрочного профессионального обучения.

2. Проведение профориентационных собеседований с соискателями.

3. Мониторинг и контроль результатов краткосрочного профессионального обучения.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Организация краткосрочного профессионального обучения

Навык 1:
Определение потребностей работодателей по профессиональной подготовке специалистов

Умения:
1. Обеспечивать благоприятную среду для общения с работодателем проявляя уважение, воздерживаясь от предрассудков и стереотипов и проявляя терпение.
2. Использовать профессиональную лексику и разъяснять информацию работодателю.
3. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Система образования и обучения.
3. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.
4. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Подбор подходящих кандидатов для краткосрочного профессионального обучения.

Умения:
1. Говорить ясно и кратко, подчеркивая ключевые моменты.
2. Определять знания, навыки, мотивацию и обстоятельства соискателя в соответствии с требованиями рынка труда.
3. Анализировать требования работодателей к работникам.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для безработных.
2. Методы проведения оценки.
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Инструменты оценки и контроля рисков.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Требования по защите персональных данных.
7. Методы диагностики.
8. Теории консультирования и необходимые техники.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2:
Проведение профориентационных собеседований с соискателями

Навык 1:
Определение карьерных интересов, ожиданий и потребностей соискателей

Умения:
1. Отслеживать и документировать прогресс учащихся, чтобы гарантировать достижение результатов и удовлетворение индивидуальных потребностей соискателей.
2. Оценивать эффективность процесса профессионального обучения, документировать результаты.
3. Выстраивать взаимодействие с соискателем с учетом его психологических особенностей.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Система образования и обучения.
3. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Предоставление информации соискателям о рынке труда региона, потребности в квалифицированных кадрах

Умения:
1. Понимать особенности целевых групп граждан, учитывать социальный статус и возможные ограничения.
2. Анализировать и структурировать проблему, определять и рассматривать возможные варианты выхода из положения, принимать решения и разрешать трудности.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для безработных.
2. Методы проведения оценки.
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Инструменты оценки и контроля рисков.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Требования по защите персональных данных.
7. Методы диагностики.
8. Теории консультирования и необходимые техники.

Возможность признания навыка

-

Навык 3:
Подбор подходящих краткосрочных профессиональных курсов.

Умения:
1. Понимать особенности целевых групп граждан, учитывать социальный статус и возможные ограничения.
2. Определять знания, навыки, мотивацию и обстоятельства соискателя в соответствии с требованиями рынка труда.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для безработных.
2. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4. Требования по защите персональных данных.
5. Методы диагностики.
6. Теории консультирования и необходимые техники.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 1:
Мониторинг и контроль результатов краткосрочного профессионального обучения

Навык 1:
Сбор, систематизация и актуализация информации (показателей) по процессу и результатам краткосрочного профессионального обучения

Умения:
1. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
2. Вести и хранить записи об учащихся в соответствии с требованиями службы занятости.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости населения, о персональных данных и их защите.
2. Система образования и обучения.
3. Рынок труда и его тенденции, актуальные профессии на рынке труда.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Оценивать эффективность профессионального обучения

Умения:
1. Отслеживать и документировать прогресс учащихся, чтобы гарантировать достижение результатов и удовлетворение индивидуальных потребностей соискателей.
2. Контролировать показатели работы в области профессионального обучения.
3. Выполнять привычные операции в условиях стресса.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для безработных.
2. Методы проведения оценки;
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Инструменты оценки и контроля рисков.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Требования по защите персональных данных.

Возможность признания навыка

-

Навык 3:
Проведение изменений в механизмах краткосрочного обучения в соответствии с выбранным решением

1. Оценивать эффективность процесса профессионального обучения, документировать результаты.
2. Управлять конфликтами.
3. Приобретать и применять новые знания в профессиональной области.

Знания:
1. Меры поддержки занятости для безработных.
2. Методы проведения оценки.
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Инструменты оценки и контроля рисков.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Требования по защите персональных данных.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Специалист по профессиональной подготовке, 5 уровень
Специалист по профессиональной подготовке, 6 уровень

14. Карточка профессии "Аналитик рынка труда"

Код группы

2631-0

Код наименования занятия


Наименование профессии

Аналитик рынка труда

Уровень квалификации по ОРК

6 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) центра трудовой мобильности
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Послесреднее образование (прикладной бакалавриат)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

-

Основная цель деятельности

Анализ, прогноз спроса и предложения рабочей силы, информирование населения, работодателей и заинтересованные стороны о состоянии рынка труда региона.
Мониторинг рынка труда и результатов предоставления услуг службой занятости.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Анализ, прогноз спроса и предложения рабочей силы.

2. Мониторинг рынка труда региона, количества и качества услуг, предоставляемых службой занятости.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Анализ, прогноз спроса и предложения рабочей силы

Навык 1:
Анализ и обработка информации

Умения:
1. Планировать, организовывать и проводить встречи с заинтересованными сторонами.
2. Использовать техники эффективных коммуникаций.
3. Работать с информационными статистическими базами данных.
4. Собирать, классифицировать, систематизировать и обеспечивать актуализацию информации.
5. Использовать экономию ресурсов, как критерий при оценке результативности.

Знания:
1 Нормативные правовые акты в сфере занятости населения.
2. Рынок труда и его тенденции.
3. Состав показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, методология их формирования и источников получения.
4. Информационные технологии (программное обеспечение) в объеме, необходимом для целей мониторинга, оценки и прогнозирования.
5. Основные подходы, применяемые в определении, прогнозировании и отслеживании трендов в потребности в рабочей силе и навыков.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Информирование о положении на рынке труда

Умения:
1. Проверять достоверность и обобщать первичные показатели.
2. Анализировать качество информации по выбранным критериям.
3. Определять связи и зависимости между элементами информации.
4. Приобретать и применять новые знания в профессиональной области.

Знания:
1. Методы и техники определения показателей для проведения мониторинга и оценки.
2. Методы, техники, процессы и инструменты прогнозирования, мониторинга и оценки.
3. Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации.
4. Порядок составления документов по итогам прогнозирования, мониторинга и оценки.
5. Методика управления проектом.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2:
Мониторинг рынка труда региона, количества и качества услуг, предоставляемых службой занятости

Навык 1:
Сбор, систематизация и актуализация информации (показателей) по рынку труда региона

Умения:
1. Анализировать внутренние и внешние факторы, условия, влияющие на различные ситуации.
2. Проводить анализ предметной области.
3. Выполнять функциональную декомпозицию работ.
4. Применять информационные технологии.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости населения.
2. Рынок труда и его тенденции.
3. Состав показателей, характеризующих ситуацию на рынке труда, методология их формирования и источников получения.
4. Информационные технологии (программное обеспечение) в объеме, необходимом для целей мониторинга, оценки и прогнозирования.
5. Основные подходы, применяемые в определении, прогнозировании и отслеживании трендов в потребности в рабочей силе и навыков.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Анализ результатов мониторинга и принятие решений

Умения:
1. Разрабатывать показатели и проводить мониторинг и оценку.
2. Информировать население о ситуации на рынке труда.
3. Формировать аналитические отчеты.

Знания:
1. Методы и техники определения показателей для проведения мониторинга и оценки.
2. Методы, техники, процессы и инструменты прогнозирования, мониторинга и оценки.
3. Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации.
4. Порядок составления документов по итогам прогнозирования, мониторинга и оценки.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Точность и внимательность
Логическое мышление
Терпеливость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Аналитик рынка труда, 7 уровень

15. Карточка профессии "Консультант по трудоустройству"

Код группы

3333-0

Код наименования занятия

3333-0-009

Наименование профессии

Консультант по трудоустройству

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) центра трудовой мобильности
Специалист структурного подразделения (отдела, сектора, группы) карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

3333-0-001 Агент по занятости
3333-0-006 Агент по трудоустройству

Основная цель деятельности

Оказание консультационных услуг соискателям и работодателям по видам и порядку предоставления услуг службой занятости, в том числе в электронном формате.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Оказание консультационных услуг соискателям и работодателям.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Оказание консультационных услуг соискателям и работодателям

Навык 1:
Определение конкретных потребностей соискателей и работодателей

Умения:
1. Обеспечивать благоприятную среду для общения с соискателем или работодателем проявляя уважение, воздерживаясь от предрассудков и стереотипов и проявляя терпение.
2. Использовать профессиональную лексику и разъяснять информацию соискателю или работодателю.
3. Проявлять уважение к мнению соискателя или работодателя.
4. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.
5. Предоставлять консультационные услуги по направлениям сферы занятости и/или социальной помощи.
6. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, социальной защиты, занятости населения.
2. Виды и порядок оказания услуг службой занятости, в том числе в электронном формате.
3. Деятельность подразделений службы занятости и сотрудников.
4. Меры поддержки занятости для безработных.
5. Методы коммуникаций.
6. Этические стандарты.
7. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Информирование соискателей и работодателей об услугах и порядке их предоставления

Умения:
1. Доводить до соискателей и работодателей информацию в области законодательства, политики рынка труда, мер содействия занятости.
2. Выполнять привычные операции в условиях стресса.
3. Контролировать эмоции и поведение в трудных ситуациях.
4. Управлять конфликтами.
5. Приобретать и применять новые знания в профессиональной области.

Знания:
1. Теория консультирования и необходимые техники.
2. Природа межличностных отношений.
3. Техника работы в группе и индивидуально.
4. Правила и порядок ведения делопроизводства, порядка представления отчетности.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов

-

Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Специалист по содействию занятости, 5 уровень

16. Карточка профессии "Консультант по социальной работе"

Код группы

3412-0

Код наименования занятия

-

Наименование профессии

Консультант по социальной работе

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Консультант по социальной работе карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное образование (среднее специальное, среднее профессиональное)

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

2635-3-004 Специалист службы социальной защиты населения
3412-0-005 Работник по социальной работе
3412-0-008 Социальный работник

Основная цель деятельности

Оказание содействия гражданам в назначении социальной помощи и выходу малообеспеченного лица (семьи) из ситуации, обусловленной нахождением его (ее) за чертой бедности.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Прием заявлений и документов на получение адресной социальной помощи.

2. Сопровождение граждан в период реализации социального контракта.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Прием заявлений и документов на получение адресной социальной помощи

Навык 1:
Определение конкретных потребностей заявителя

Умения:
1. Оказывать консультативные услуги заявителям по вопросам назначения адресной социальной помощи.
2. Организовывать и поддерживать беседу, формировать у получателей социальных услуг позитивное настроение.
3. Обеспечивать благоприятную среду для общения с заявителем, проявляя уважение, воздерживаясь от предрассудков и стереотипов и проявляя терпение.
4. Разрабатывать индивидуальный план помощи лицу (семье).
5. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, социальной защиты, занятости населения.
2. Рынок труда и его тенденции.
3. Информационные технологии (программное обеспечение) в объеме, необходимом для целей мониторинга, оценки и прогнозирования.
4. Принципов и подходов создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере занятости.

Возможность признания навыка

-

Навык 2:
Оценка жизненной ситуации семьи заявителя

Умения:
1. Оценивать эффективность оказания социальной помощи.
2. Анализировать и структурировать проблему, определять и рассматривать возможные варианты выхода из положения, принимать решения и разрешать трудности.
3. Говорить ясно и кратко, подчеркивая ключевые моменты.
4. Проявлять уважение к мнению заявителя.

Знания:
1. Методы и техника определения показателей для проведения мониторинга и оценки.
2. Методы, техника, процессы и инструменты прогнозирования, мониторинга и оценки.
3. Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации.
4. Порядок составления документов по итогам прогнозирования, мониторинга и оценки.
5. Методы диагностики.


Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2:
Сопровождение граждан в период реализации социального контракта

Навык 1:
Отслеживать изменения в жизненной ситуации получателя адресной социальной помощи (семей)

Умения:
1. Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями руководящих документов, правил и порядка ведения делопроизводства.
2. Осуществлять мониторинг индивидуального плана помощи лицу (семье).
3. Проводить информационно-разъяснительную работу по изменению жизненной ситуации получателя адресной социальной помощи (семей).

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере труда, социальной защиты, занятости населения.
2. Рынок труда и его тенденции.
3. Информационные технологии (программное обеспечение) в объеме, необходимом для целей мониторинга, оценки и прогнозирования.

Возможность признания навыка

-

Навык 2: Анализировать результаты мониторинга и принимать решения

Умения:
1. Проводить мониторинг изменений социального положения лица (семей).
2. Анализировать результаты мониторинга.
3. Принимать решения по оказанию эффективной социальной помощи.

Знания:
1. Методы и техника определения показателей для проведения мониторинга и оценки.
2. Методы, техника, процессы и инструменты прогнозирования, мониторинга и оценки.
3. Методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации.
4. Порядок составления документов по итогам прогнозирования, мониторинга и оценки.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов


Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Консультант по социальной работе, 5 уровень
Консультант по социальной работе, 6 уровень

17. Карточка профессии "Ассистент по социальной работе"

Код группы

3412-0

Код наименования занятия

-

Наименование профессии

Ассистент по социальной работе

Уровень квалификации по ОРК

4 уровень

Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик

Приказ Министра труда и социальной защиты населения РК от 25 октября 2017 года № 360 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций социальной защиты и занятости населения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 116614).
Ассистент карьерного центра

Уровень профессионального образования

Техническое и профессиональное (среднее специальное, среднее профессиональное) образование

Связь с неформальным и информальным образованием

Рекомендуется дополнительное профессиональное образование:
- базовое (адаптационное) обучение не менее 10 часов,
- программы повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Другие возможные наименования профессии

3412-0-005 Работник по социальной работе
3412-0-008 Социальный работник

Основная цель деятельности

Оказание содействия консультанту по социальной работе, местным исполнительным органам в проведении консультаций гражданам по вопросам получения социальной помощи, проведение мониторинга выполнения гражданами обязательств по социальному контракту.

Перечень трудовых функций

Обязательные трудовые функции:

1. Прием заявлений и документов на получение адресной социальной помощи.

2. Мониторинг выполнения гражданами обязательств по социальному контракту.

Дополнительные трудовые функции

-

Трудовая функция 1:
Прием заявлений и документов на получение адресной социальной помощи

Навык 1: Выявление граждан (семей), находящихся за чертой бедности

Умения:
1. Обеспечить благоприятную среду для общения с заявителем, проявляя уважение, воздерживаясь от предрассудков и стереотипов и проявляя терпение.
2. Информировать население, в том числе с выездом в сельские населенные пункты, о возможных вариантах выхода из категории нуждающихся в адресной социальной помощи.
3. Использовать профессиональную лексику и разъяснять информацию заявителю.
4. Проявлять уважение к мнению заявителя;
5. Использовать инклюзивные подходы при предоставлении услуг.

Знания:
1. Нормативные правовых акты в сфере занятости, социальной защиты, о персональных данных и их защите.
2. Порядок предоставления социальных услуг.
3. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
4. Требования к оформлению документов на получение социальных услуг.
5. Принципы и подходы создания инклюзивной среды в деятельности службы занятости и в сфере социальной защиты.

Возможность признания навыка

-

Навык 2. Оценка жизненной ситуации семьи заявителя

Умения:
1. Понимать особенности целевых групп граждан, учитывать социальный статус и возможные ограничения.
2. Оказывать консультативные услуги.
3. Собирать и анализировать информацию для определения видов и форм услуг, необходимых заявителю.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости, социальной защиты, о персональных данных и их защите.
2. Порядок предоставления социальных услуг.
3. Методы коммуникаций.
4. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
5. Требования к оформлению документов на получение социальных услуг.

Возможность признания навыка

-

Трудовая функция 2:
Мониторинг выполнения гражданами обязательств по социальному контракту

Навык 1:
Отслеживать изменения в жизненной ситуации получателя адресной социальной помощи

Умения:
1. Формировать макеты дел заявителей, обратившихся за назначением адресной социальной помощи.
2. Разрабатывать индивидуальный план помощи лицу (семье).
3. Поддерживать связь с заявителями, предоставлять информацию и помощь.
4. Анализировать и структурировать проблему, определять и рассматривать возможные варианты выхода из положения, принимать решения и разрешать трудности.
5. Работать с информационно - коммуникационными технологиями, применять в работе методы и системы онлайн-консультирования.

Знания:
1. Нормативные правовые акты в сфере занятости, социальной защиты, о персональных данных и их защите.
2. Порядок предоставления социальных услуг.
3. Методы коммуникаций;
4. Методы и инструменты работы с целевыми группами населения.
5. Требования к оформлению документов на получение адресной социальной помощи.
6. Информационно-коммуникационные технологии, методы онлайн-консультирования.

Возможность признания навыка

-

Навык 2.
Оценивать выполнение условий социального контракта

Умения:
1. Осуществлять мониторинг выполнения условий социального контракта.
2. Выполнять привычные операции в условиях стресса.
3. Контролировать эмоции и поведение в трудных ситуациях.
4. Управлять конфликтами.

Знания:
1. Методы проведения мониторинга выполнения условий социального контракта;
2. Основы психологии;
3. Методы проведения оценки;
4. Методы диагностики;
5. Этические стандарты в социальной работе;
6. Особенности психологии личности и отдельных категорий граждан.

Возможность признания навыка

-

Требования к личностным компетенциям

Коммуникативность
Терпимость
Честность
Доброжелательность
Стрессоустойчивость

Список технических регламентов и национальных стандартов


Связь с другими профессиями в рамках ОРК

Ассистент по социальной работе, 5 уровень

Глава 4. Технические данные профессионального стандарта

      18. Наименование государственного органа:

      Министерство труда и социальной защиты населения РК;

      руководитель: Сеитова Злиха Сеилхановна, номер телефона: +7 7172 743524, электронный адрес: z.seitova@enbek.gov.kz;

      19. Организации (предприятия) участвующие в разработке:

      Центр компетенций АО "Центр развития трудовых ресурсов";

      исполнитель: Капалов Жасулан Урмангалиевич, номер телефона: + 7 7172 954 317, электронный адрес: Zh.Kapalov@enbek.kz;

      20. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан: протокол № 4 от 1 декабря 2023 года.

      21. Национальный орган по профессиональным квалификациям: заключение от 29 ноября 2023 года.

      22. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": заключение от 20 ноября 2023 года.

      23. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2024 год;

      24. Дата ориентировочного пересмотра: 10 июня 2027 года.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.