Об утверждении Программы по управлению коммунальными отходами по Макатскому району на 2024-2028 годы

Новый

Решение Макатского районного маслихата Атырауской области от 19 июня 2024 года № 93-VIII

      В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, подпунктом 1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Макатский районнный маслихат РЕШИЛ:

      1. Утвердить Программу по управлению коммунальными отходами по Макатскому району на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.

      2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель маслихата А. Шангалаев

ПРОГРАММА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ МАКАТСКОГО РАЙОНА НА 2024-2028 ГОДЫ

      Содержание

      "Список сокращений и обозначений 3

      ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 4

      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 6

      ВВЕДЕНИЕ 7

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В МАКАТСКОМ РАЙОНЕ 8

      1.1 Общая характеристика системы управления коммунальными отходами 8

      1.2 Оценка (описание) существующей системы управления коммунальными отходами 10

      1.3 Мероприятия по развитию сферы управления коммунальными отходами 11

      1.4 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе управления коммунальными отходами 11

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ 13

      2.1 Цели и задачи Программы 13

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ 14

      3.1. Приведение существующей системы управления коммунальными отходами требованиям экологического законодательства 14

      3.2. Модернизации необходимой инфраструктуры для внедрения раздельного сбора и регулярного вывоза коммунальных отходов 15

      3.3 Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов 17

      3.4 Модернизация полигона ТБО в Макатском районе 20

      3.5. Повышение осведомленности населения, государственных учреждении и других юридических лиц 21

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ 22

      5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 23

      6. ПЛАН МЕРОПРИЯТЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 24

      ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

      Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.

      Захоронение отходов – складирование отходов в местах, специально установленных для их безопасного хранения в течение неограниченного срока, без намерения их изъятия.

      Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:

      1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;

      2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.

      Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.

      Отходы потребления - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности человека, полностью или частично утратившие свои потребительские свойства продукты и (или) изделия, их упаковка и иные вещества или их остатки, срок годности либо эксплуатации которых истек независимо от их агрегатного состояния, а также от которых собственник самостоятельно физически избавился либо документально перевел в разряд отходов потребления.

      Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.

      Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.

      Полигон захоронения отходов - специально оборудованное место постоянного размещения отходов без намерения их изъятия, соответствующее экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

      Раздельный сбор отходов - сбор отходов раздельно по видам или группам в целях упрощения дальнейшего специализированного управления ими.

      Сбор отходов - деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.

      Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.

      Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.

      Транспортировка отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления.

      Уничтожение отходов – способ удаления отходов путем термических, химических или биологических процессов, в результате применения которого существенно снижаются объем и (или) масса и изменяются физическое состояние и химический состав отходов, но который не имеет в качестве своей главной цели производство продукции или извлечение энергии.

      Управление отходами - операции, осуществляемые в отношении отходов с момента их образования до окончательного удаления.

       Централизованная система сбора твердых бытовых отходов– система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.

      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программа по управлению коммунальными отходами Макатского района на 2024-2028 гг.

Основание для разработки

Экологический кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI ЗРК.
Методические рекомендации местным исполнительным органам по разработке Программы по управлению коммунальными отходами, приказ №154п от 18.05.2023г. Министерства экологии и природных ресурсов РК.

Государственный орган, ответственный за разработку Программы

ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Макатского района".

Цель Программы

Приведение действующей системы управления коммунальными отходами в соответствие с требованиями экологического законодательства и модернизация инфраструктуры по сбору, сортировке, транспортировке и захоронению коммунальных отходов в Макатском районе.

Задачи Программы

1. Приведение существующей системы управления коммунальными отходами в Макатском районе соответствие с требованиями экологического законодательства.
2. Внедрение раздельного сбора
3. Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов.
4. Модернизация полигона ТБО в Макатском районе.
5. Повышение осведомленности населения о правильной системе сбора, утилизации и переработке твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор.

Источник финансирования

Республиканский и местный бюджеты, частные средства инвесторов.

Объем финансирования

*Суммы расходов по источникам финансирования будут корректироваться с учетом утверждения и уточнения республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан в рамках Плана мероприятий по охране окружающей среды на 2025-2027 гг. Атырауской области.

Исполнители Программы

Акимат Макатского района, акиматы поселков Макат и Доссор, акимат сельского округа Байгетобе, Маслихат Макатского района, специализированные организации в сфере управления отходами, население и другие заинтересованные стороны.

Период

5 лет: 2024 – 2028 гг.

      ВВЕДЕНИЕ

      Макатский район расположен в восточной оконечности Атырауской области, граничит с Жылыойским, Кзылкогинским районами и примыкает к городу Атырау. Расстояние от города Атырау до районного центра Макатского района поселка Макат 130 км. В состав Макатского района входят 2 поселка (Макат и Доссор) и 1 сельский округ (Байгетобе).

      Население Макатского района на 1 января 2023 года составляет в 29 635 человек.

      Вопросам управления отходами в Республике Казахстан уделяется значительное внимание. В рамках Концепции перехода к "зеленой экономике", одним из главных направлений является, формирование и совершенствование системы управления отходами. Целевыми индикаторами Концепции, отражающими эффективность в части управления коммунальными отходами определены – покрытие населения вывозом ТБО до 100%, полигоны, отвечающие экологическим и санитарным требованиям, 100% и повышение доли переработанных отходов до 40% до 2030 года. Также до 2025 года утвержден национальный проект "Зеленый Казахстан". Установлены показатели национального проекта: охват раздельным сбором до 80% до 2025 года, доля переработки и утилизации ТБО от объема образования - 34% до 2025 года.

      В соответствии с Программой развития Макатского района на период с 2021 по 2025 год, одной из основных целей является улучшение экологической обстановки в регионе. В рамках данной программы установлены конкретные показатели по переработке и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), которые должны достигнуть 33% к 2025 году. На указанный период предусмотрено мероприятие по приведению полигонов в соответствие с экологическими требованиями.

      Настоящая Программа по управлению коммунальными отходами (далее – Программа) разработана с целью реализации государственной политики в области управления коммунальными отходами, исполнения требований Экологического Кодекса Республики Казахстан с учетом приоритетов национальных стратегических, программных документов, Программы развития Макатского района на 2021-2025 годы, также с учетом текущей ситуации района.

      В ходе разработки Программы проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Макатском районе, выявлены проблемы и разработан комплекс мер, направленных на модернизацию системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства.

      1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В МАКАТСКОМ РАЙОНЕ

      1.1 Общая характеристика системы управления коммунальными отходами

      Объем образования твердых бытовых отходов (ТБО) в Макатском районе составляет в среднем 9000 тонн ежегодно.

      В рисунке 1 представлена информация об объеме образования ТБО за последние три года в Макатском районе.

     


      Рисунок 1. Объемы образования ТБО за 2020-2022 гг. в Макатском районе, тонн

      В связи с отсутствием в Макатском районе системы раздельного сбора и мощностей по сортировке отходов, все коммунальные отходы направляются на захоронение.

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов

      Нормы образования и накопления коммунальных отходов в Макатском районе не утверждены.

      Морфология ТБО

      Исследования морфологического состава ТБО в Макатском районе не проводились.

      Системные исследования состава ТБО в сельских населенных пунктах в Казахстане пока не проводятся. Имеются различные анализы и локальные исследования, проводившиеся научными организациями и ассоциациями для крупных городов.

      Согласно таким исследованиям, во многих городах основной фракцией в составе коммунальных отходов являются биоразлагаемые 37-38% (пищевые) отходы, 16-17% отходы пластика, 11-12% отходы бумаги и картона и пр.

      Морфологический состав отходов в сельских районах отличается от городской местности.

      В процессе жизнедеятельности сельского населения образуются различные виды отходов (пластик, жестяная тара, бумага, картон, стекло, пищевые отходы и т.д.). Однако их состав и объем претерпевает изменения. К примеру, в сельских населенных пунктах, где есть центральное газовое отопление и не внедрен раздельный сбор и отсутствует сортировка, все отходы вывозятся на существующие полигоны. В населенных пунктах, где используется твердое топливо, некоторые виды отходов утилизируется населением самостоятельно (сжигание в бытовых печах, использование в виде корма для животных). Вывозятся лишь те отходы, которые не могут быть утилизированы в домашних условиях (жестяная тара, стекло). Данный фактор влияет на состав и объем образования отходов в сельской местности.

      В сельских районах отличается морфологический состав отходов по сравнению с городскими местностями. Жизнедеятельность сельского населения также приводит к образованию разнообразных видов отходов, таких как пластик, жестяная тара, бумага, картон, стекло, пищевые отходы и другие. Однако этот состав и их объем подвержены изменениям. Например, в сельских населенных пунктах с центральным газовым отоплением, где отсутствует раздельный сбор и сортировка, все отходы направляются на существующие полигоны. В населенных пунктах, использующих твердое топливо, некоторые виды отходов утилизируются населением самостоятельно, как сжигание в бытовых печах или использование в качестве корма для животных. На вывоз отправляются лишь те отходы, которые невозможно утилизировать в домашних условиях, например, жестяная тара и стекло. Этот фактор оказывает влияние на состав и объем образования отходов в сельской местности.

      Для эффективного развития отрасли переработки ТБО и внедрения технологии, необходимо проведения системных исследований состава ТБО в сельских населенных пунктах.

      Тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

      В Макатском районе отсутствует утвержденный тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО. Население региона за услуги по сбору и транспортировке ТБО, тариф оплачивают по предыдущим ставкам, составляющим приблизительно 120 тенге, которые утратили силу решением Маслихата района от 5 мая 2023 года.

      Из общей численности населения района только 15% жителей оплачивает тариф за сбор и вывоз ТБО.

      Прогноз объемов образования коммунальных отходов на 2024-2028 гг.

      В таблице 2 приведены данные фактического образования ТБО за последние 3 года и планируемое количество отходов до 2028 года в Макатском районе.

      Согласно данным ЖКХ Макатского района рост объемов ТБО за последний год составляет 27%. По информации МЭПР ежегодный рост коммунальных отходов в Республике Казахстан составляет 5%.

      Таблица 1 – Прогноз образования коммунальных отходов Макатского района до 2028 года

Наименование

Фактическое количество образованных отходов

Планируемое количество образования ТБО

Год

2020

2021

2022

2023

2024

2026

2028

Образование ТБО, тонн

6 808

7 440

10 157

10 665

11 198

12 345

13 610

      В таблице 2 планируемое количество образования ТБО произведены по данным МЭПР РК. Расчеты произведены на 5%-е увеличение количества отходов в 2023 г. И 2024 г. И далее 5%-е увеличение каждые два года.

     


      Рисунок 2. Прогноз объемов образования ТБО до 2028 г.

      Для достижения целевых показателей, установленных в Программе развития Макатского района, по увеличению доли переработки и утилизации ТБО, необходимо улучшать существующую систему управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства. Это включает в себя внедрение раздельного сбора, строительство и запуск сортировочных линий, модернизацию полигона и другие мероприятия.

      1.2 Оценка (описание) существующей системы управления коммунальными отходами

      Охват сбором и вывозом ТБО

      Сбором и вывозом ТБО в Макатском района в рамках договора по санитарно-очистным работам занимается ТОО "Тазалык Когал". Сбором и вывозом охвачены 100% жителей Макатского района.

      В Макатском районе имеется 71 контейнерных площадок и 1066 контейнеров. Сбор осуществляется в металлических контейнерах.

      Раздельный сбор отходов

      В Макатском районе отсутствуют контейнеры для раздельного сбора отходов и пункты приема вторичного сырья.

      Раздельный сбор опасных видов отходов (РСО, ЭО, медицинские)

      В Макатском районе отсутствует система сбора опасных составляющих коммунальных отходов, таких как ртутьсодержащие лампы (далее РСО), отходы электронного и электрического оборудования (ОЭЭО), медицинских отходов, образующихся у физических лиц. Все виды опасных отходов в общем потоке попадают на свалки, нанося вред окружающей среде.

      Транспортировка

      Транспортировкой коммунальных отходов в Макатском районе занимается ТОО "Тазалык Когал" в рамках договора санитарно-очистных работ. Вывоз коммунальных отходов осуществляется ежедневно, кроме воскресенья. Для транспортировки коммунальных отходов в поселке Макат имеется 2 мусоровоза, 1 трактор. В поселке Доссор – 2 мусоровоза и 1 трактор, в сельском округе Байгетобе – 1 мусоровоз.

      Согласно ЭК РК (статья 337) субъекты предпринимательства, планирующие или осуществляющие предпринимательскую деятельность по сбору, сортировке и транспортировке отходов, восстановлению и уничтожению неопасных отходов, должны подать уведомление о начале деятельности в МЭГПР РК. В перечне субъектов предпринимательства, которые подали уведомление о начале деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов в Макатском районе не фигурирует ТОО "Тазалык Когал".

      В реестр МЭПР включены следующие компаний, которые оказывают услуги по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов в Макатском районе: ИП "Bostan Birlestik", ИП "Искакова А.Ш.", ТОО "Эко-ТехниксАктобе", TOO "ZapKazService" ТОО "Дос-Кер Сервис".

      Сортировка и переработка

      Мусоросортировочные линии в Макатском районе отсутствует. Все коммунальные отходы от населения без раздельного сбора и без сортировки захораниваются на полигоне ТБО в поселке Макат.

      В Макатском районе до 2025 года планируется строительство мусоросортировочной линии на территории полигона ТБО. Планируемая мощность 3500 тонн. В настоящее время проведены работы по строительству ангара.

      Захоронение

      На данный момент все коммунальные отходы захораниваются на полигоне ТБО в Макатском районе. Мощность полигона 36450 тонн.

      Два полигона в поселке Доссор и сельском округе Байгетобе в целях сокращения количества полигонов района были закрыты.

      Согласно плану развития Атырауской области и Макатского района планируется работа по модернизации полигона ТБО в Макатском районе.

1.3 Мероприятия по развитию сферы управления коммунальными отходами

      Таблица 2. Затраты на мероприятия по управлению отходами на 2020-2023 гг. в Макатском районе

Наименование

Фактические затраты, тенге

2020

2021

2022

2023

Затраты на строительства анагара

-

-

29 008 000

24 808 000

Затраты на закуп специализированной техники, мусоровозы, трактор

-

-

-

249 617 000

Проект по привидению контейнерных площадок санитарным нормам




3 000 000

Санитарно-очистные работы



109 147 000


ИТОГО

-

-

138 155 000

252 617 000

1.4 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в секторе управления коммунальными отходами

      В ходе проведенного анализа управления коммунальными отходами было выявлено, что в Макатском районе организован 100% сбор и вывоз коммунальных отходов от населения. Имеется необходимая инфраструктура, такие как мусоровозы, контейнеры, организованы контейнерные площадки. Выявлено, что отсутствует система раздельного сбора ТБО, не внедрена сортировочная линия, не утверждены нормы образования и тариф на сбор, транспортировку, сортировку и переработку ТБО.

      В рамках Программы необходимо привести действующую систему управления коммунальными отходами в соответствие с требованиями экологического законодательства, и модернизировать инфраструктуры по раздельному сбору, сортировке, транспортировке и захоронению коммунальных отходов в Макатском районе.

Таблица 3. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в сфере управления коммунальными отходами

Сильные стороны

Слабые стороны

100% охват жителей сбором и вывозом ТБО.
Сокращение количества полигонов.
Наличие целевых показателей и индикаторов в программных документах области и Макатского района.
Планирования модернизации полигона.
Планирование строительства сортировочной линий.

Отсутствие утвержденных норм образования отходов.
Отсутствие утвержденного тарифа на сбор, транспортировку и захоронение ТБО.
Отсутствие раздельного сбора (пластик, стекло, отходы бумаги и картона).
Отсутствие системы сбора опасных компонентов коммунальных отходов у населения, таких как РСО, ОЭЭО, а также медицинские отходы.

Возможности

Угрозы

Уменьшение доли отходов, поступающих на захоронение, увеличение объемов извлекаемого вторсырья.
Снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Наличие современных технологий, широкого ассортимента установок для обращения с различными видами вторичного сырья.

Потеря ценных вторичных ресурсов, которые должны быть вовлечены в циркулярную экономику.
Разложение органических отходов в теле полигона с выделением парниковых газов, в том числе метана
Загрязнение поверхностных вод, почвы.
Образование стихийных свалок вследствие не налаженной системы сбора и переработки строительных и
крупногабаритных отходов

      2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

      2.1 Цели и задачи Программы

      Целью Программы является приведение действующей системы управления коммунальными отходами в соответствие с требованиями экологического законодательства и модернизация инфраструктуры по сбору, сортировке, транспортировке и захоронению коммунальных отходов в Макатском районе.

      Задачи Программы:

      1. Приведение существующей системы управления коммунальными отходами в соответствие с требованиями экологического законодательства.

      2. Внедрение раздельного сбора и приведение контейнерных площадок санитарным нормам.

      3. Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов.

      4. Модернизация полигона ТБО в Макатском районе.

      5. Повышение осведомленности населения о правильной системе сбора, утилизации и переработке твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор.

      2.2 Целевые показатели Программы

      Для достижения поставленной цели и задач Программы, необходимо выполнение целевых показателей. Целевые показатели установлены согласно Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", Национальному проекту "Зеленый Казахстан", Программе развития Атырауской области и Макатского района на 2021-2025 гг. и проведенному анализу текущей ситуации. Целевые показатели направлены на улучшение экологической ситуации в регионе, совершенствование системы раздельного сбора, переработки и захоронения отходов в Макатском районе (таблица 6).

      Таблица 4. Целевые показатели для совершенствования системы раздельного сбора, переработки и захоронения отходов

п/п

Наименование целевого показателя


Значение целевого показателя

2022
(текущ. сит)

2024

2025

2026

2028

1

Охват сбором и вывозом ТБО населения %

100

100

100

100

100

2

Внедрение раздельного сбора коммунальных отходов:
- по фракциям, %
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, электронной и бытовой техники), %

0
0
0

70
100

80
100

90
100

100
100

3

Доля переработки и утилизации ТБО Атырауская область, Макатский район (от объема образования), %

0

30

33

35

37

4

Модернизация полигона ТБО, соответствующего экологическим и санитарным нормам, ед.

0

-

1

-

-

      3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

      3.1. Приведение существующей системы управления коммунальными отходами требованиям экологического законодательства

      Для приведения существующей системы управления коммунальными отходами требованиям экологического законодательства в Макатском районе необходимо:

      - утвердить нормы образования и накопление отходов;

      - утвердить тариф для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО;

      - провести конкурс (тендер) по определению субъектов по сбору и транспортировке ТБО;

      - переход на заключение договоров публичной оферты с населением.

      Расчет норм образования и накопления отходов. Утверждение тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО

      Согласно статье 365 (п.4) необходимо разработать и представить на утверждение местным представительным органам нормы образования и накопления коммунальных отходов и тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО.

      Расчет норм образования и накопления коммунальных отходов будет осуществляться согласно Типовым правила расчета норм образования и накопления коммунальных отходов, приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 347.

      Тариф будет рассчитываться согласно Методике расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377.

      В законодательных актах РК не регламентированы сроки пересмотра и утверждения тарифов.

      В июне 2023 года совместно с МЭПР РК и Агентством по защите и развитию конкуренции РК принята Дорожная карта по развитию конкуренции в сфере управления ТБО, где для формирования справедливого тарифа для бизнеса и населения необходимо пересматривать тариф на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО 1 раз в 2 года.

      После утверждения тарифа для Макатского района, необходимо пересматривать их 1 раз в 2 года. Утверждение и своевременный пересмотр тарифов с учетом современных реалий и инфляционных процессов в районе позволит сбалансировать деятельность специализированных организаций и предъявлять соответствующие требования к качеству предоставляемых услуг.

      Определение компаний по сбору и транспортировке ТБО посредством проведения конкурса (тендера)

      Согласно ст. 367 ЭК РК определение участников рынка по сбору ТБО осуществляется посредством проведения конкурса (тендера) в соответствии с главой 4 Закона РК "О государственных закупках".

      При проведении конкурса (тендера) по определению участников рынка, МИО устанавливать требования для специализированных организации по сбору и вывозу ТБО в соответствии с ЭК РК и Правилами управления коммунальными отходами. Согласно требованиям экологического законодательства, установлены следующие минимальные требования к участникам конкурса по сбору и транспортировке ТБО:

      1) наличие регистрации в государственном электронном реестре разрешений и уведомлений, субъектов предпринимательства в сфере управления отходами в соответствии с требованиями статьи 337 Кодекса;

      2) иметь подкласс 38110 "Сбор неопасных отходов", 38210 "Обработка и удаление неопасных отходов" по общему классификатору видов экономической деятельности;

      3) наличие транспортных средств, оснащенных спутниковыми навигационными системами, в собственности и (или) в аренде;

      4) наличие на праве собственности и/или аренды отапливаемых производственных помещений для стоянки, хранения, технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств;

      5) располагать квалифицированным управленческим и техническим персоналом для оказания услуг по вывозу коммунальных отходов и пр.

      Для повышения качества услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе. Долгосрочные контракты позволят субъектам по сбору и вывозу ТБО вкладывать собственные средства в развитие компаний. Путем анализа результатов, полученных в ходе выполнения долгосрочных контрактов, можно оценить качество оказанных услуг. Рассмотрение вариантов заключения контрактов продолжительностью не менее 10 лет представляется важным.

      Заключение договоров публичной оферты с населением

      Согласно статьи 337 ЭК РК физические лица, проживающие в жилых домах, обязаны пользоваться централизованной системой на основании публичных договоров и оплачивать услуги за транспортировку отходов согласно утвержденным местным представительным органом тарифам.

      После определения субъекта по сбору и транспортировке ТБО в Макатском районе, необходимо внедрить практику заключения договора публичной оферты. Соглашение в форме публичной оферты будет доступно для ознакомления на веб-сайтах специализированных компаний и на официальном сайте акимата района. На основе таких договоров будет осуществляться сбор платы, путем включения тарифа на сбор и вывоз ТБО в систему расчетного центра коммунальных услуг (РЦКУ) или другим удобным способом. Использование публичных договоров повысит объем сбора и оплаты за услуги по вывозу ТБО и обеспечит удобство для населения.

      3.2. Внедрение раздельного сбора и приведение контейнерных площадок санитарным нормам

      Для реализации данного направления необходимо:

      - приведение в соответствие санитарным-эпидемиологическим требованиям контейнерных площадок

      - закуп контейнеров, для внедрения раздельного сбора ТБО (сухой и мокрые фракции);

      - раздельный сбор опасных составляющих коммунальных отходов (РСО, ОЭЭО, медицинские отходы)

      - организация мест для КГО и строительных отходов

      Приведение контейнерных площадок в соответствие с санитарно-эпидемиологическим требованиям

      В Макатском районе имеются 71 контейнерных площадок для сбора ТБО. Однако некоторые контейнерные площадки не имеют твердого покрытия и ограждения, не соответствуют не требованиям законодательства.

      Согласно санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления" необходимо контейнерные площадки привести в соответствие с требованиями законодательства.

      Необходимо все контейнерные площадки обеспечить твердым покрытием и оградить с трех сторон на высоту, исключающую возможность распространения (разноса) отходов ветром, но не менее 1,5 м. Контейнерные площадки должны быть размещены на расстоянии не менее 25 м от жилых и общественных зданий и иметь подъездные пути для транспорта.

      В настоящее время в Макатском районе ведется разработка проекта по приведению контейнерных площадок в соответствие с законодательством. В рамках данного проекта проводится расчет необходимых финансовых средств и определяется количество контейнерных площадок, необходимых для соответствия законодательным требованиям. После завершения необходимых расчетов будут предприняты меры по приведению контейнерных площадок в соответствие с санитарными нормами. Согласно данному проекту в Макатском районе планируют увеличить количество контейнерных площадок с 71 до 115.

      Закуп контейнеров для ТБО, внедрение раздельного сбора (сухой и мокрые фракции)

      Раздельный сбор отходов у источника образования является обязательным требованием экологического законодательства. Согласно ст. 321 ЭК РК раздельный сбор осуществляется по следующим фракциям:

      1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);

      2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).

      Для внедрения системы раздельного сбора отходов МИО обеспечивает (приказ и.о. МЭГПР РК от 2 декабря 2021 года № 482) установку необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их хранения и других необходимых факторов.

      Согласно Правилам управления коммунальными отходами установлено, если коммунальные отходы собираются раздельно, для каждой категории (фракции, вида) отходов определяется своя периодичность вывоза.

      На данный момент в Макатском районе имеется 71 контейнерных площадок, установлено 1066 контейнеров для смешанного сбора отходов.

      Для внедрения системы раздельного сбора необходимо закупить контейнеры для раздельного сбора ТБО на всех контейнерных площадках.

      Организация раздельного сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.

      Опасные составляющие коммунальных отходов (электронное и электрическое оборудование, ртутьсодержащие отходы, батарейки, аккумуляторы, медицинские отходы и прочие опасные компоненты) должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированным предприятиям (ст. 365 ЭК РК).

      Ртутьсодержащие отходы (РСО)

      Для организации системы сбора РСО у населения МИО осуществляют:

      – контроль за установкой и обслуживанием специальных универсальных контейнеров, устанавливаемых для сбора РСО, образовывавшихся у населения;

      – контроль и организацию деятельности органов управления объектом кондоминиума, которые обязаны обеспечивать меры по сохранности специальных универсальных контейнеров, осуществлять взаимодействие со специализированным предприятием, обслуживающим контейнеры, обеспечивать свободный доступ к ним, вести разъяснительную работу с жильцами, не допускать складирование в контейнер посторонних предметов, наклеивание на контейнер посторонних реклам, объявлений и т.д.;

      – организацию переработки ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, находившихся в употреблении у населения путем выделения средств для приобретения работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО.

      В настоящее время в Макатском районе отсутствуют специальные универсальные контейнеры для сбора РСО. Приобретение работ (услуг) специализированных предприятий на реализацию комплекса мер по демеркуризации для населения и на ремонт (замену) контейнеров для РСО МИО должны проводить посредством конкурса (тендера) в соответствии с ЭК РК, Главой 4 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках" и Правилами управления коммунальными отходами, приказ и.о. МЭГПР РК от 28 декабря 2021 года № 508.

      Электронное и электрическое оборудование

      МИО должны принимать меры, направленные на увеличение доли раздельного сбора ОЭЭО от населения, включая, но не ограничиваясь проведением информационных кампаний, конкурсов, лекций.

      Для организации системы сбора опасных составляющих коммунальных отходов у населения необходимо принятие следующих мер:

      Создание стационарных или передвижных пунктов/точек сбора опасных бытовых отходов, таких как батарейки, электронное и электрическое оборудование.

      Обеспечение информирования населения об организованных пунктах приема отходов и пропаганды безопасного обращения с ними.

      Укрепление сотрудничества с АО "Жасыл Даму", осуществляющим функции оператора расширенной ответственности производителя с целью покрытия части расходов на сбор и утилизацию отходов.

      Для сбора ОЭЭО необходимо предусмотреть стационарные пункты приема. Пункты приема могут быть созданы в магазинах (отделах магазинов, торговых точках), осуществляющих реализацию указанных товаров.

      Внедрение раздельного сбора опасных составляющих коммунальных отходов и создание пунктов вторичного сырья позволит достичь целевой показатель по раздельному сбору.

      Раздельный сбор и восстановление опасных составляющих коммунальных отходов у госучреждений и юридических лиц

      Опасные оставляющие коммунальных отходов, образующиеся у юридических лиц вне зависимости от вида деятельности, также должны собираться раздельно и передаваться на восстановление специализированными организациями (предприятиям) (ст. 365 ЭК РК).

      Все государственные учреждения и бюджетные организации Макатского района должны будут заключить договоры на услуги по управлению с опасными отходами. Акимату поселков Макат и Доссор, акимату сельского округа Байгетобе необходимо провести профилактическую работу с юридическими лицами и государственными учреждениями о наличии договора на передачу опасных составляющих коммунальных отходов специализированным компаниям.

      Организация специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения

      Согласно пункту 19 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 МИО организуют место площадью не менее 12 м2 с покрытием и ограждением для строительных и крупногабаритных отходов, образующихся у физических лиц (жителей).

      Физические и юридические лица, осуществляющие строительство или ремонт недвижимых объектов, согласно пункту 17 Требовании к раздельному сбору отходов приказ и.о. МЭГПР от 2 декабря 2021 года № 482 производят самостоятельный вывоз строительных и крупногабаритных отходов в специальные места, организованные местными исполнительными органами.

      Акиматам поселков Макат и Доссор, сельского округа Байгетобе необходимо в дальнейшем определить специально организованные места для сбора КГО и строительных отходов от населения.

      Сбор строительных отходов необходимо осуществлять, как правило, одним из следующих способов: сбор в мешки с последующей их загрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль; складирование отходов навалом с последующей перегрузкой в бортовой или самосвальный автомобиль.

      3.3 Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов

      Развитие системы переработки и утилизации ТБО в Макатском районе необходимо осуществить через:

      - строительство и запуск мусоросортировочной линии

      - усиление взаимодействия с бизнес сообществом города Атырау, прессование и отправка вторичного сырья на переработку в Атырау

      - переработка и утилизация биоразлагаемых (органических, пищевых отходов) коммунальных отходов, в том числе путем компостирования

      - развитие переработки и использования строительных отходов

      Строительство и запуск мусоросортировочной линии в Макатском районе

      Согласно Плану развития Атырауской области на 2021-2025 годы в Макатском районе запланирована мероприятие по строительству полигона ТБО с сортировочной линией.

      На сегодняшний день на территории полигона ТБО в Макатском районе построен ангар. Необходимо ускорить работу по строительству и запуску сортировочной линий.

      На линиях сортировки будет производится выделение материалов, подлежащих возможной переработке, и отделение их от тех, которые предназначены для захоронения.

      Согласно требованиям законодательства мусоросортировочные линии должны включать в себя пресс гидравлический для отходов бумаги и картона, полиэтилена, тетрапак. В дальнейшем отсортированное вторичное сырье будет передаваться сторонним специализированным организациям либо использоваться в собственном производстве оператора при наличии технологии.

      Отсортированное сырье можно хранить временно сроком до шести месяцев.

      Согласно приказу и.о. МЭПР РК от 28 декабря 2021 года № 508 Об утверждении правил управления коммунальными отходами необходимо соблюдать следующее:

      - при сборе отходов бумаги и картона нужно предотвратить попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок, эмульсий, химических веществ и загрязнений;

      помещения для накопления отходов бумаги и картона обеспечить влагонепроницаемостью и исключением атмосферного воздействия;

      - отходы пластика следует хранить в крытых помещениях или на открытом воздухе на изолированном полу. При накоплении отходов пластика под открытым небом обеспечивается их защита от несанкционированного доступа, загрязнения или порчи вследствие погодных условий с помощью изолирующей пленки;

      - на площадке для накопления не размещаются материалы и вещества, загрязняющие отходы стеклянной тары (кислоты, щелочи, соли, органические растворители, краски, лаки, строительные растворы и другие);

      Отходы бумаги и картона, пластика и стекла транспортируют всеми видами транспорта. При транспортировке, погрузке и выгрузке отходов стеклянной тары следует принимать меры, обеспечивающие их сохранность, защиту от механических воздействий.

      Усиление взаимодействия с бизнес сообществом города Атырау и отправка вторичного сырья на переработку

      Для развития системы утилизации и переработки коммунальных отходов в Макатском районе необходимо усиление взаимодействия со всеми предприятиями, которые осуществляют деятельность на территории района и города Атырау.

      Необходимо выявлять возможности и заинтересованность представителей местного бизнес сообщества. Проводить различные встречи, круглые столы по взаимодействию МИО и бизнеса, и других заинтересованных сторон для обсуждения и развития сферы управления отходами в регионе. Необходимо рассмотреть вопросы сотрудничества в развитии раздельного сбора и переработки ТБО. МИО должны оказать поддержку и содействие инициативам бизнеса. Например, предоставление земельных участков для установки контейнеров, пунктов приема вторичного сырья, создания мощностей по переработке и утилизации раздельно собранного вторичного сырья, КГО и строительных отходов, биоразлагаемых отходов и пр. Это в свою очередь дает возможность развивать раздельный сбор и переработку отходов в районе.

      Переработка и утилизация биоразлагаемых (органических, пищевых отходов) коммунальных отходов, в т.ч. путҰм компостирования

      Стимулирование раздельного сбора органических коммунальных отходов и их восстановления, в том числе путем компостирования находится в компетенции МИО районов (ст. 365 ЭК РК).

      Также согласно п. 19 Правил управления коммунальными отходами МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные компании для населения по внедрению компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).

      Компостирование представляет собой технологию переработки отходов, которая основана на их естественном биоразложении. По этой причине компостирование широко применяется для переработки отходов, имеющих органическое происхождение. Сегодня существуют технологии компостирования как пищевых отходов, так и для неразделенного потока.

      Компостирование органических отходов может происходить как непосредственно в домашних хозяйствах, так и централизованно. Непосредственно в домашних хозяйствах компостирование происходит либо просто в компостных ямах, либо с применением специальных компостирующих аппаратов.

      Компостирование: одним из наиболее распространенных методов утилизации отходов животноводства является компостирование. Животный навоз и другие органические материалы могут быть переработаны в компост, который затем может использоваться как удобрение для сельского хозяйства и садоводства.

      Биогаз: отходы животноводства, такие как навоз и остатки корма, могут использоваться для производства биогаза. Биогаз можно использовать как источник энергии для отопления, генерации электроэнергии или даже для прямого использования в кухонных газовых плитах.

      Удобрение: навоз животных можно использовать как натуральное удобрение для сельского хозяйства. Оно обогатит почву необходимыми питательными веществами.

      Производство биогумуса: Биогумус является более стабильной формой органического удобрения, чем компост. Он способствует улучшению структуры почвы и удержанию влаги.

      Необходимо отметить, что эффективное управление отходами животноводства зависит от того, какие животные содержатся, масштабов ферм и мер поддержки развития субъектов предпринимательства. Решение о том, какие методы использовать, следует принимать с учетом конкретных условий и потребностей. Необходимо провести исследования по объему отходов животноводства, образующихся у населения, выявить заинтересованность в развитии и переработке отходов животноводства и оценить предполагаемый спрос на продукцию, получаемую из отходов животноводства.

      При модернизации полигона ТБО в Макатском районе необходимо предусмотреть участок компостирования. Раздельно собранные биоразлагаемые (органические, пищевые отходы) отходы будут вывозиться на специально оборудованную площадку, где и будет происходить закладка компоста. Впоследствии такой компост можно использовать для нужд сельского хозяйства и при рекультивации мест временного хранения отходов (свалок) и пр.

      В организациях и учреждениях (например, в школах), где образуется достаточно большое количество биоразлагаемых отходов и имеется подсобное хозяйство, компостирование может производиться в индивидуальном порядке или вывозиться на участок компостирования на полигона ТБО в Макатском районе.

      Также необходимо в рамках государственного социального заказа и деятельности МИО проводить широкую осведомительную работу среди населения и юридических лиц по применению компостирования.

      Развитие переработки и использования строительных отходов

      Согласно ст. 365 установлен запрет на захоронение строительных отходов. Однако, как известно, запрет на захоронение строительных отходов не поспособствовал должному развитию их сбора и переработки, а наоборот приводит к появлению несанкционированных свалок строительных отходов.

      В соответствии с требованиями законодательства МИО обеспечивают организацию специальных мест для сбора КГО и строительных отходов, образующихся у населения. Однако основным проблемным вопросом на сегодняшний день является отсутствие решений по дальнейшему обращению с данными видами отходов.

      В целях развития переработки строительных отходов в Макатском районе рекомендуется внедрить технологии по их переработке. МИО будут создавать специальные места в поселках и селе для строительных отходов и КГО. Данные отходы с этих площадок будут вывозиться на территорию полигона ТБО. На полигоне будет предусмотрен участок для КГО и строительных отходов со специальной дробильной установкой. После дробления, полученную продукцию, можно использовать как изоляционный слой на полигоне.

      Основной метод переработки КГО и строительных отходов – это механическая переработка, которая включает раздробление материалов и их последующую сортировку на основе размера, типа и качества. Технология дробления позволяет изменять гранулометрический состав материала и получить продукцию для использования в строительстве дорог, земляных насыпей, заполнения пустот и т.д.

      Мобильные дробильные установки позволяют переработать различные виды строительных отходов, в том числе многокомпонентные непосредственно на объекте строительства или ремонта. Переработка и повторное использование строительных отходов позволяет использовать вторичные сырьевые материалы в качестве замены первичным ресурсам. Это помогает сохранить природные ресурсы, уменьшая необходимость добычи и производства новых материалов и как следствие сокращение объемов образования отходов.

      Дробление и разделение строительных отходов на фракции строительных отходов, из-за своей функциональности широко используются в мировой практике.

      3.4 Модернизация полигона ТБО в Макатском районе

      Уменьшение количества полигонов и соответствие их экологическим, строительным и санитарно-эпидемиологическим нормам является важной стратегической задачей государства, в том числе Атырауской области.

      В Атырауской области планируется работа по значительному сокращению числа полигонов. С целью оптимизации этого процесса в области планируется уменьшить количество полигонов ТБО с 55 до 17 и привести оставшиеся полигоны в соответствие с требованиями законодательства.

      На данный момент коммунальные отходы захораниваются на полигоне ТБО в Макатском районе. Два полигона в поселке Доссор и сельского округа Байгетобе в целях сокращения количества полигонов района уже закрыты.

     


      Рисунок 3. Полигон ТБО Макатского района

      Согласно плану развития Атырауской области и Макатского района планируется работа по модернизации полигона ТБО.

      При модернизации полигона твердых бытовых отходов (ТБО) необходимо строго соблюдать все экологические и санитарные нормы, а также национальных стандартов (ст. 350 ЭК РК). Необходимо ускорить строительство сортировочной линии, и обеспечить соблюдение требований законодательства по захоронению ТБО.

      Основные документами, в которых установлены требования для полигонов ТБО:

      Экологический кодекс РК – Глава 25;

      Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 25 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-331/2020 Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, применению, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";

      СТ РК 3696-2020. Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности. Требования.

      СН РК 1.04-15-2013 Полигоны для твердых бытовых отходов.

      Согласно действующему СТ 3696-2020 Полигоны для твердо-бытовых отходов малой мощности -это ограниченная территория, на которую поступает менее 50 тонн отходов в сутки для захоронения, имеющая специальные площадки переработки (сортировки), компостирования и размещения отходов без намерения изъятия. Согласно СТ 3696-2020 с целью сокращения количества захораниваемых отходов оператор полигона обязан организовать работу по 100 % сортировке всех поступающих отходов с выделением полезных для дальнейшей переработки фракций.

      Оператор полигона ТБО должен принять меры по уменьшению образования метана на полигоне путем сокращения объемов захоронения биоразлагаемых отходов. Биоразлагаемые отходы должны быть направлены на участок компостирования.

      Согласно ЭК РК (статья 350) оператор полигона должен разработать унифицированную процедуру приема отходов на основе их классификации.

      Организация работ на полигоне определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта строительства полигона, и должна обеспечивать охрану окружающей среды, максимальную производительность средств механизации и технику безопасности.

      Проектом полигона отходов должно быть предусмотрено создание ликвидационного фонда для его закрытия, рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона. Ликвидационный фонд формируется оператором полигона.

      3.5. Повышение осведомленности населения, государственных учреждений и других юридических лиц

      Согласно ст. 365 МИО районов, сел, поселков, сельских округов проводят информационные кампании для населения по осведомлению о рациональной системе сбора, утилизации и переработки коммунальных отходов, включая

      - раздельный сбор вторичных ресурсов (сырья);

      - предотвращение несанкционированного сжигания компонентов коммунальных отходов (бумага, пластик, органические отходы и другое);

      - внедрения компостирования органических отходов в секторе индивидуальной жилой застройки (частный сектор).

      Акимат Макатского района, а также акиматы поселков и сельского округа в сотрудничестве с некоммерческими организациями (НПО) разработают план информационной работы с общественностью по управлению коммунальными отходами. В рамках этого плана будет проводиться информирование о следующих аспектах:

      Раздельный сбор отходов: обучение и объяснение жителям необходимости раздельного сбора различных видов отходов, чтобы упростить их переработку и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.

      Запрет на несанкционированное сжигание отходов: Подчеркивание важности соблюдения законов и нормативов, запрещающих несанкционированное сжигание коммунальных отходов, так как это может привести к загрязнению воздуха и здоровью жителей.

      Внедрение компостирования органических отходов: Популяризация практики компостирования органических отходов, чтобы снизить объем мусора и создать удобрения для сельского хозяйства и садоводства.

      План информационной работы также может включать в себя другие важные вопросы, связанные с управлением коммунальными отходами, в зависимости от местных потребностей и приоритетов.

      Цель этого плана - обеспечить информирование и обучение жителей правильным и экологически устойчивым методам обращения с отходами, чтобы создать более чистую и здоровую среду для всех. Акимат будет играть ключевую роль в повышении осведомленности населения, распространении информации и поддержке инициатив по предотвращению отходов, а также в создании соответствующих условий.

      Первоочередное внимание будет сосредоточено на ключевых группах заинтересованной общественности:

      • население (работающее и неработающее (домохозяйки, пенсионеры, дети);

      • учителя, волонтеры, группы активистов и негосударственные организации.

      • госучреждения, больницы, магазины и пр.

      4. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

      Финансирование Программы и мероприятий может быть за счет:

      республиканского и местного бюджета,

      частных инвестиций,

      средства РОП,

      средства международных финансовых организаций,

      кредитов банков второго уровня и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.

      Финансовые затраты на реализацию представленной Программы и выполнение намеченных природоохранных мероприятий планируется осуществлять согласно статье 29 ЭК РК за счет бюджетных средств. Данный механизм позволяет использовать средства в объеме не менее суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступивших в местный бюджет в течение трех лет, предшествовавших году разработки и утверждения данного плана мероприятий.

      Предлагаемые мероприятия по реализации Программы планируется включить в План мероприятий по охране окружающей среды Атырауской области, которая разрабатывается акиматом области на трехлетнюю перспективу, исходя из типового перечня мероприятий по охране окружающей среды, предусмотренного приложением 4 к ЭК РК на 2025-2027 гг.

      К мероприятиям по обращению с отходами относятся:

      - внедрение технологий по сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и переработке любых видов отходов, в том числе бесхозяйных;

      - строительство, реконструкция заводов, цехов и производств, приобретение и эксплуатация установок:

      полигонов для складирования любых видов отходов;

      по сбору, транспортировке, переработке, сортировке, утилизации и захоронению отходов;

      по сбору и переработке вторичных материальных ресурсов;

      по получению сырья или готовой продукции, связанных с извлечением полезных компонентов из отходов;

      - реконструкция, модернизация оборудования и технологических процессов, направленных на минимизацию объемов образования и размещения отходов.

      5. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Контроль за реализацией Программы по управлению коммунальными отходами осуществляется на постоянной основе заместителем первого руководителя МИО, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами на основе мониторинга выполнения плана мероприятий.

      Мониторинг Программы осуществляется путем формирования отчета о реализации Программы. В отчете излагается описание реализованных мероприятий, достигнутые результаты, фактические объемы финансовых средств, направленных на их реализацию, а также причины невыполнения мероприятий и отсутствия результатов, запланированных на отчетный период.

      В целях информирования населения и общественности на Интернет-ресурсе акимата Макатского района будут размещаться отчеты о реализации Программы. Промежуточный, раз в полгода до 15 июля текущего отчетного и годовой до 30 января следующего года. Годовой отчет формируется по итогам предыдущего года.

      6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

      Для достижения целей и выполнения задач разработан ПЛАН мероприятий по реализации Программы, который приведен в ниже.

      План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны сроки и ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.

      Мероприятия по строительству, включая разработку типовой технической и проектной документации, включенные в Программу, должны предусматривать использование наилучших доступных техник, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности деятельности в сфере управления коммунальными отходами.

      Корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.

      По результатам мониторинга Отдел реального сектора экономики выносит решения, нацеленные на:

      1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;

      2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.

      Отдел "Жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции Макатского района", как заказчик Программы осуществляет следующие функции:

      1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Макатского района, координируя действия всех исполнителей Программы;

      2) взаимодействует с Акиматом Атырауской области по финансовым затратам на реализацию Программы за счет бюджетных средств;

      3) осуществляет взаимодействие с акиматом поселков Макат и Доссор, сельского округа Байгетобе по вопросам реализации мероприятий Программы;

      4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения заместителю первого руководителя МИО, ответственного за реализацию государственной политики в области управления коммунальными отходами;

      5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;

      6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;

      7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте акимата Макатского района.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Программы по управлению коммунальными отходами Макатского района на 2024-2028 гг.

№ п/п

Наименование
мероприятия

Форма
завершения

Срок исполнения

Ответственные
за исполнение

Необходимые затраты, тенге

Источники
финансирования

1

2

3

4

5

6

7

Задача 1. Приведение существующей системы управления коммунальными отходами в соответствие с требованиями экологического законодательства

1.1

Разработка и утверждение норм образования и накопления отходов

Решение Маслихата

2024

Акимат Макатского района, Маслихат

1 500 000

Местный бюджет

1.2

Разработка и утверждение тарифа на сбор транспортировку, переработку и захоронение ТБО

Решение Маслихата

2024

Акимат Макатского района, Маслихат

1 500 000

Местный бюджет

1.3

Проведение тендера на сбор и транспортировку, захоронение ТБО

Решение акимата Макатского района

2025

Акимат Макатского района

-

Не требуется

1.4

Заключение долгосрочных контрактов МИО с победителями тендеров (мин.10 лет)

Договор подписан

2025

Акимат Макатского района, акиматы поселков и с/о

-

Не требуется

1.5

Размещение договора публичной оферты на сайте специализированной организации и на сайте акимата района

Договор размещен на сайте

2025

Акимат Макатского района, специализированная компания

-

Не требуется

1.6

Разработка и утверждение графика вывоза ТБО

График утвержден

2025

Акиматы поселков и с/о, специализированная компания

-

Не требуется

1.7

Профилактическая работа с ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в жилых домах или отдельно стоящих зданиях по обязательному заключению договора на транспортировку ТБО, со специализированными организациями, определенными МИО по результатам конкурса (тендера) при пользовании централизованной системой сбора и вывоза ТБО

Информация в акимат района

2024-2025

Акиматы поселков и с/о
НПО

-

Не требуется

1.8

Мониторинг реализации Программы

Отчет по результатам мониторинга

2 раза в год

Акимат Макатского района

-

Не требуется

1.9

Размещение утвержденной Программы и отчетов по ее реализации на Интернет-ресурсе сайта акимата района

Размещение ПУО, 2 раза в год размещение отчета на сайте

постоянно

Акимат Макатского района

-

Не требуется

Задача 2. Внедрение раздельного сбора

2.1

Приведение в соответствие с требованиями законодательства все контейнерные площадки
*Реализуется проект по приведению контейнерных площадок требованиям законодательства, рассчитываются необходимые затраты

Акт-приема передачи

2024

Акимат Макатского района

*-

Местный бюджет

2.2

Установка контейнеров для раздельного сбора ТБО (сухая и мокрая фракции)

Акт-приема передачи

2024

Акимат Макатского
района

-

Местный бюджет

2.3

Проведение конкурса на установление и обслуживание контейнеров для РСО в Макатском районе

Результаты конкурса

2025

Акиматы поселков и с/о

2 000 000

Местный бюджет

2.4

Организация специальных мест в поселках и в селе для КГО и строительных отходов, 3 ед.

Акт приема-передачи

2026

Акиматы поселков и села

3 000 000

Местный бюджет

2.5

Профилактическая работа с госучреждениями и юридическими лицами по раздельному сбору и передаче опасных составляющих коммунальных отходов специализированным организациям

Отчет

постоянно

Акиматы поселков и села

-

Не требуется

Задача 3. Развитие системы переработки и утилизации коммунальных отходов

3.1

Строительство и запуск сортировочной линий на территории полигона ТБО Макат

Акт-приема передачи

2025

Акимат Макатского района

24 808 000 (бюджет уже выделен району в 2023 году)

Местный бюджет

3.2

Пресс, 1 – ед.

Акт- приема передачи

2026

Акимат Макатского района, компания управляющая сортировочной линией

500 000

Республиканский бюджет, местный бюджет

3.3

Усиление взаимодействия с представителями бизнес сообщества г. Атырау для отправки вторичного сырья на переработку

Информация

постоянно

Компания управляющая сортировочной линией

-

Не требуется

3.4

Организация участка компостирования на полигоне, закуп компостной установки

Акт приема-передачи

2024-2028

Акимат района, Оператор полигона

7 500 000

Местный бюджет

3.5

Закуп дробилки для КГО и строительных отходов

Акт приема-передачи

2028

Акимат района, компания, Оператор полигона

5 000 000

Местный бюджет

Задача 4. Модернизация полигона ТБО в Макатском районе

4.1

Получение экологического разрешения (лимиты захоронения отходов)

Экологическое разрешение на воздействие

2025

Акимат района, Оператор полигона

-

Не требуется

4.2

Разработка унифицированной процедуры приема отходов на основе их классификации.

Процедура приема отходов

2024-2025

Оператор полигона

-

Не требуется

4.3

Создание ликвидационного фонда для его закрытия, рекультивации земель

Наличие ликвидационного фонда

2024-2025

Оператор полигона

-

Не требуется

Задача 5. Повышение осведомленности населения о правильной системе сбора, утилизации и переработке твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор.

5.1

Проведение конкурса на получение государственного социального заказа серди НПО по повышению осведомленности населения экологически безопасному обращению с коммунальными отходами

Договор о государственном социальном заказе с НПО

2024

Акимат Макатского района, отдел внутренней политики

1 500 000

местный бюджет

2026

1 500 000

5.2

Реализация государственного социального заказа по повышению осведомленности населения экологически безопасному обращению с коммунальными отходами (разработка информационной кампании, включающий разработку информационных материалов, проведение встреч с населением, акции, субботников, круглых столов, создание волонтерских клубов среди школьников, публикации в местных СМИ, соц. сетях, ознакомительные визиты и др.)

Акт выполненных работ

2024 -2025

Акимат Макатского района, отдел внутренней политики

-

В рамках местного бюджета, выделенного НПО

Акт выполненных работ

2026-2028

Акимат Макатского района, отдел внутренней политики

-

В рамках местного бюджета, выделенного НПО

      *Необходимые затраты и суммы расходов по источникам финансирования будут корректироваться с учетом утверждения и уточнений республиканского и местного бюджетов на соответствующий финансовый год в соответствии с законодательством Республики Казахстан

      Методика определения показателей Программы по управлению коммунальными отходами

Наименование целевого показателя

Периодичность и сроки формирования целевых показателей

Обоснование

Описание методики расчетов

1

Охват раздельным сбором (населения или города):
- по фракциям
- отдельным опасным видам отходов (медицинских и ртутьсодержащих, ОЭЭО)

По истечению одного года с момента утверждения Программы

Показатель соответствует Национальному проекту "Зеленый Казахстан".

Показатель формируется путем деления количества раздельно собранной сухой фракции ТБО (пластик, картон и отходы бумаги, стекло, металлические банки) в тоннах на обще количество образования ТБО (коммунальных отходов) в тоннах, выражая результат в процентах.
Показатель по отдельным опасным видам отходов также формируется путем деления количества раздельно собранных опасных отходов (РСО, ОЭЭО и медицинские), на общий расчетный объем образования опасных отходов исходя из морфологического состава ТБО , выражая результат в процентах.

2

Доля переработки и утилизации ТБО (от объема образования)

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Концепции по переходу РК к "зеленой" экономике и Национального проекта "Жасыл Казахстан".

Показатель получают путем деления количества всех переработанных и вторично использованных твердых бытовых отходов города (включая опасные составляющие коммунальных отходов), в том числе раздельно собранных отходов, отсортированных на полигоне и вторичных ресурсов, на общее количество всех образовавшихся ТБО (коммунальных отходов) в районе, выражая результат в процентах.

3

Соответствии полигона ТБО с экологическими требованиями

По истечению одного года с момента утверждения Программы.

Показатель соответствует Концепции по переходу РК к "зеленой" экономике

Показатель предполагает соответствие полигона ТБО требованиям законодательства.


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.