На основании подпункта 1) пункта 3 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", Теректинский районный маслихат РЕШИЛ:
1. Утвердить программу по управлению коммунальными отходами Теректинского района Западно-Казахстанской области на 2024-2028 годы согласно приложению к настоящему решению.
2. Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Председатель Теректинского районного маслихата | А. Нургалиев |
Приложение решению Теректинского районного маслихата от 14 мая 2024 года № 15-3 |
Программа по управлению коммунальными отходами Теректинского района
Западно-Казахстанской области на 2024-2028 гг.
Содержание
Паспорт программы
Термины и определения
Принятые сокращения
1. Введение
2. Реализация государственной политики в области управления коммунальными отходами
2.1 Обязанности участников централизованной системы сбора твердых бытовых отходов
2.2 Обязанности участников нецентрализованной системы сбора твердых бытовых отходов
3. Общие сведения региона
4. Анализ текущего состояния управления коммунальными отходами
5. Цели, задачи и целевые показатели программы
5.1. Цель и задачи
5.2 Целевые показатели
6. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
6.1 Создание механизма по управлению коммунальными отходами
6.2 Меры по внедрению раздельного сбора отходов
6.3 Снижение количества образования коммунальных отходов
6.4 Определение субъектов по сбору, транспортировке и захоронению ТБО посредством проведения конкурса (тендера) и установление требований согласно экологическому законодательству.
6.5 Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных.
7. План мероприятий
Паспорт программы
Термины и определения
Биоразлагаемые отходы - отходы, которые способны подвергаться анаэробному или аэробному разложению, в том числе садовые и парковые отходы, а также пищевые отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, макулатура.
Коммунальные отходы - отходы потребления, включающие:
1) смешанные отходы и раздельно собранные отходы домашних хозяйств, включая, помимо прочего, бумагу и картон, стекло, металлы, пластмассы, органические отходы, древесину, текстиль, упаковку, использованные электрическое и электронное оборудование, батареи и аккумуляторы;
2) смешанные отходы и раздельно собранные отходы из других источников, если такие отходы по своему характеру и составу сходны с отходами домашних хозяйств.
Крупногабаритные отходы – отходы потребления и хозяйственной деятельности (бытовая техника, мебель и другое), утратившие свои потребительские свойства и по своим размерам исключающие возможность транспортировки на специализированных транспортных средствах.
Отходы электронного и электрического оборудования – отнесенное к отходам, непригодное или вышедшее из употребления электронное и электрическое оборудование, в том числе его узлы, части, детали.
Пищевые отходы - отходы, сопоставимые с отходами пищевой промышленности, образующиеся в результате производства и потребления продуктов питания.
Строительные отходы - отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций.
Твердые бытовые отходы - коммунальные отходы в твердой форме.
Централизованная система сбора твердых бытовых отходов (далее - централизованная система) — система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.
Контейнерные площадки - специальные площадки для накопления отходов, на которых размещаются контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, с наличием подъездных путей для специализированного транспорта, осуществляющего транспортировку твердых бытовых отходов.
Принятые сокращения:
ПСД – проектно-сметная документация
СМР – строительно-монтажные работы
ЭК – Экологический кодекс
РК – Республика Казахстан
ПУКО – Программа управления коммунальными отходами
МВО – Мусоровывозящая организация
МЭПР – Министерство экологии и природных ресурсов
МЮ РК – Министерство Юстиции Республики Казахстан
МИО – Местный исполнительный орган
ТБО – Твердые бытовые отходы
1. Введение
Настоящая Программа управления коммунальными отходами (далее - Программа) разработана согласно статье 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее - ЭК РК).
Проведен анализ текущей ситуации управления коммунальными отходами в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, выявлены проблемы и разработан комплекс мер, направленных на совершенствование системы управления коммунальными отходами в соответствии с требованиями экологического законодательства.
Программа разработана на период 2024-2028гг. с учетом приоритетов национальных стратегических, программных и концептуальных документов, а также международного опыта и устанавливает цели, задачи и показатели совершенствования этой системы и меры по их достижению.
Реализация Программы приведет к совершенствованию системы управления коммунальными отходами в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, в частности развитию системы раздельного сбора, транспортировки, переработки коммунальных отходов, повышению доли утилизации и переработки отходов, уменьшению объемов отходов, направляемых на захоронение, повышению осведомленности населения по обращению с отходами. Реализация Программы будет способствовать минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду в Теректинском районе Западно-Казахстанской области.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами и нормативными документами:
Экологический Кодекс РК от 2 января 2021 года № 400-VI;
Земельный Кодекс РК от 20 июня 2003 года № 442;
Водный кодекс РК от 9 июля 2003 года № 481;
Приказ исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК № 318 от 9 августа 2021 года "Об утверждении правил разработки программы обращения с отходами";
Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 18 мая 2023 года № 154 П "Об утверждении Методических рекомендаций местным исполнительным органам по разработке программы по управлению коммунальными отходами";
Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 6 августа 2021 года № 314 "Об утверждении классификатора отходов";
Приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения РК от 25 декабря 2020 года № ДСМ-331/2020 "Об утверждении Санитарных основ санитарно-эпидемиологических требований к сбору, использованию, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления";
Постановление Министерства экологии и биоресурсов РК от 29 августа 1997 года 03.3.0.4.01-96. "Методическое руководство по определению уровня загрязнения компонентов окружающей среды токсичными веществами отходов производства и потребления".
2. Реализация государственной политики в области управления коммунальными отходами
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 365 Экологического Кодекса РК Теректинский районный маслихат Западно-Казахстанской области реализует государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством утверждения в пределах своей компетенции программы по управлению коммунальными отходами (далее - Программа).
В рамках данной Программы акимат Теректинского района Западно-Казахстанской области, реализует государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством:
1) организации разработки программы по управлению коммунальными отходами и обеспечения ее реализации;
2) выделения земельных участков под строительство и размещение объектов по управлению коммунальными отходами, в том числе для обустройства контейнерных площадок и пунктов приема вторичного сырья;
3) обеспечения достижения целевых показателей качества окружающей среды при управлении коммунальными отходами;
4) стимулирования раздельного сбора коммунальных отходов;
5) осуществления контроля за обращением коммунальных отходов в соответствии с Экологическим Кодексом, правилами управления коммунальными отходами, а также разработки мероприятий и экономических инструментов, направленных на снижение объемов образования коммунальных отходов, повышение уровня их подготовки к повторному использованию, переработки, утилизации и сокращению объемов коммунальных отходов, подлежащих захоронению;
6) информирования населения об эффективности системы сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, включая раздельный сбор;
7) организации работы по вывозу отходов для владельцев объектов бизнеса;
8) местные исполнительные органы сел, сельских округов, входящих в состав Теректинского района Западно-Казахстанской области реализуют государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством:
1) стимулирования раздельного сбора коммунальных отходов;
2) организации регулярного вывоза коммунальных отходов.
2.1. Обязанности участников централизованной системы сбора твердых бытовых отходов
Централизованная система сбора отходов – система, организуемая местными исполнительными органами в рамках обеспечения физических и юридических лиц независимо от форм собственности и вида деятельности, проживающих (находящихся) и (или) осуществляющих свою деятельность в жилых домах, либо отдельно стоящих зданиях (сооружениях) и не имеющих на праве собственности контейнерных площадок и контейнеров, а также имеющих на праве собственности контейнерные площадки и контейнеры, расположенные на землях общего пользования, услугами по сбору, транспортировке ТБО.
В Теректинском районе Западно-Казахстанской области не организована централизованная система сбора твердых бытовых отходов.
Местные исполнительные органы района должны организовать централизованную систему с учетом технической, экономической и экологической целесообразности посредством:
1) проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО в соответствии с пунктом 4 статьи 367 Экологического Кодекса и правилами по управлению коммунальными отходами, утвержденными государственным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 365 Экологического Кодекса;
2) организации установки необходимого количества контейнеров для раздельного сбора (не менее 2) на контейнерных площадках в соответствующем населенном пункте, что определяется исходя из численности населения, норм накопления отходов, сроков их факторов;
3) определения месторасположения контейнерных площадок в населенном пункте и пунктов приема вторичного сырья;
4) реализации единообразного строительства или реконструкции контейнерных площадок и используемых контейнеров в соответствии со статьей 365 Экологического Кодекса и национальными стандартами в области управления отходами, включенными в перечень, утвержденный уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 5 статьи 368 Экологического Кодекса;
5) организации транспортировки раздельно собранных отходов;
6) организации разъяснительной и информационной работы с населением по раздельному сбору отходов.
2.2 Обязанности участников нецентрализованной системы сбора твердых бытовых отходов
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отдельно стоящих зданиях (сооружениях), при пользовании услугами субъектов предпринимательства в сфере управления отходами, не относящихся к централизованной системе, обязаны заключить договор на транспортировку твердых бытовых отходов с субъектами предпринимательства в сфере управления отходами, включенными в реестр разрешений и уведомлений в соответствии с Законом.
3. Общие сведения региона
В Теректинский район Западно-Казахстанской области входит 15 сельских округов в составе которых находится 49 сел (Таблица 1). Население проживает в основном в частном секторе, общая численность 39 761 человек.
Таблица 1
Сельские округа | Населенные пункты | Численность населения |
Акжаикский сельский округ | село Акжайк | 2862 |
село Абай | 667 | |
село Санаторий Акжаик | 203 | |
село Ыждагат | 121 | |
село Талпын | 318 | |
Аксогумский сельский округ | село Аксогум | 556 |
село Улкен Енбек | 384 | |
село Бозай | 158 | |
село Табынбай | 70 | |
Аксуатский сельский округ | село Аксуат | 1098 |
село Пойма | 863 | |
село Магистральный | 608 | |
село Айтиево | 233 | |
Анкатинский сельский округ | село Анката | 995 |
село Рыбцех | 55 | |
село Ерсары | 55 | |
село Кандык | 83 | |
село Сатымшеген | 58 | |
село Новая точка | 3 | |
Богдановский сельский округ | село Богдановка | 417 |
село Придорожное | 58 | |
село Сарсеново | 33 | |
село Алгабас | 218 | |
Долинский сельский округ | село Долинное | 843 |
село Тонкерис | 385 | |
село Коныссай | 68 | |
село Шоптыкуль | 190 | |
Подстепновский сельский округ | село Подстепное | 9671 |
село Барбастау | 823 | |
село Юбилейное | 430 | |
село Токпай | 463 | |
Приреченский сельский округ | село Приречное | 700 |
Покатиловский сельский | село Покатиловка | 949 |
Узункольский сельский округ | село Узунколь | 859 |
Сельский округ Теректі | село Теректі | 5325 |
село Жайық | 628 | |
село Тақсай | 109 | |
село Қабылтөбе | 45 | |
Шалкарский сельский округ | село Шалкар | 149 |
село Сарыомир | 1344 | |
село Дуана | 118 | |
Шагатайский сельский округ | село Шагатай | 1055 |
село Кызылжар | 275 | |
село Кутсиык | 28 | |
село Когалытубек | 303 | |
Сельский округ Құмақсай | село Құмақсай | 655 |
Чаганский сельский округ | село Жана Омир | 3710 |
село Кемер | 466 | |
село Бекей | 54 |
4. Анализ текущего состояния управления отходами
Объемы образованных отходов ТБО за последние 3 года – 45 499 тонны, вывезенных – 35 670 тонн.
По состоянию на февраль 2024 года в Теректинском районе Западно-Казахстанской области имеется 29 свалок твердо-бытовых отходов заполненностью около 50%. Также имеется 2 несанкционированные свалки.
Количество контейнерных площадок по Теректинскому району Западно-Казахстанской области составляет – 49 (а также требующих ремонта – 25), количество контейнеров – 519.
Сбор и транспортировка коммунальных отходов осуществляется по плану на закрепленных территориях.
В сельских округах Теректі и Подстепное вывоз ТБО имеют возможность осуществлять ИП "Иваныч" и ИП "Габдрахманов" на основании доверительного управления.
Количество жителей Теректинского района Западно-Казахстанской области, охваченных услугами вывоза коммунальных отходов – 15 743 (село Подстепное – 11 270 человек, село Теректі – 4 472 человека, село Аксогум – 1 человек).
Процент абонентской задолженности за услуги по вывозу коммунальных ТБО по сельскому округу Теректі – 40%. По остальным населенным пунктам – не установлено.
Общие сведения по состоянию инфраструктуры в сфере управления коммунальными отходами представлены в Таблице 2.
Таблица 2
№ п/п | Показатели | Единица измерения | Количество |
2024 | |||
1 | Раздельный сбор | тонна | отсутствует |
2 | Спецтехника по транспортировке отходов | единица | 3 |
3 | Сортировка коммунальных отходов | м3 | - |
4 | Переработка коммунальных отходов | м3 | - |
5 | Ежегодное захоронение коммунальных отходов | тонна | 98 |
6 | Оборудованные полигоны | единица | - |
7 | Необорудованные полигоны (без ограждения и освещения, отвода свального газа) | единица | 29 |
Сбор, сортировка и транспортировка отходов
Решением Теректинского районного маслихата Западно-Казахстанской области от 23 декабря 2022 года № 31-4 установлены тарифы для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов по Теректинскому району согласно Таблицы 3.
Таблица 3
Наименование | Расчетная единица | Тенге (без налога на добавленную стоимость) |
Домовладения благоустроенные | в месяц с 1-го жителя | 285,95 |
Домовладения неблагоустроенные | в месяц с 1-го жителя | 315,64 |
Годовой тариф на единицу (объем) | 1 м3 | 1 875,11 |
Порядок сбора, размещения и транспортировки отходов производится в соответствии с требованиями по обращению с коммунальными отходами.
Сортировка, хранение, утилизация, нейтрализация, реализация отходов не осуществляются.
Переработка отходов
В Теректинском районе Западно-Казахстанской области отсутствуют объекты по переработке отходов. Необходимо организовать объект по сортировке и переработке ТБО, а также организовать в населенных пунктах численностью свыше 500 человек пункты приема стеклотары, картона и лома черных и цветных металлов для направления на переработку.
Утилизация и размещение отходов
Из образованных за последние 3 года 45 499 тонн отходов 35 670 тонн вывезены.
При этом некоторые виды отходов подлежат размещению на специально отведҰнных участках, а также утилизации специализированными организациям согласно Таблице 4.
Таблица 4
№ п/п | Вид запрещенных отходов | Единица измерения | Количество | Необходимые способы утилизации |
1 |
Отходы в жидкой | м3 | - |
Специально отведенные |
2 |
Медицинские отходы | кг | - |
Уничтожение |
3 |
Биологические | кг | - |
размещение в |
4 | Отходы пластмасс | т | 5 004,89 | Переработка |
5 | Макулатура, картон и отходы бумаги | т | 11 374,75 | Переработка |
6 | Ртутьсодержащие лампы и приборы | штук | - | Утилизация спец.организацией |
7 | Стеклянная тара | бутылка | 2 730 | Переработка |
8 | Стеклобой | т | - | Полигон ТБО |
9 |
Лом цветных и | т | 1 819 | Переработка |
10 | Батареи литиевые, свинцово-кислотные | кг | - | Утилизация спец.организацией |
11 |
Электронное и электрическое |
| - | Утилизация спец.организацией |
12 |
Вышедшие из эксплуатации транспортные | штук | - | Утилизация спец.организацией |
13 | Строительные отходы | м3 | - |
Специально отведенные |
14 | Пищевые отходы | м3 | - |
Специально отведенные |
Примечание:
*количество ориентировочное
**крупногабаритные отходы в виде старой мебели домохозяйство используют в качестве дров
Расчет объемов образования коммунальных отходов от населения сельских округов Теректинского района Западно-Казахстанской области.
Согласно нормам образования и накопления коммунальных отходов по Теректинскому району Западно-Казахстанской области на основании решения Теректинского районного маслихата Западно-Казахстанской области от 1 ноября 2022 года № 28-1 годовая норма объема образования и накопления отходов от благоустроенных домовладений составляет 1,83 м3 отходов на одного жителя и 2,02 м3 на одного жителя неблагоустроенных домовладений (частного сектора).
Средняя плотность коммунальных отходов согласно Методики расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов РК от 14 сентября 2021 года № 377) составляет 0,2 тонн/м3.
Расчет образования коммунальных отходов производится следующим образом:
Объем отходов, м3 = численность населения, человек * норму образования коммунальных отходов, м3.
Фактический объем отходов, м3 = 39761 человек * 2,02 м3/ на чел = 80 317,22 м3.
Вес отходов, тонн = объем отходов, м3 * среднюю плотность ТБО, тонн/м3
Вес отходов = 80317,22 м3 * 0,2 тонн/м3= 16 063,444 тонн отходов.
Таким образом, средний ежегодный нормативный объем образования коммунальных отходов составляет 80 тыс. м3 ТБО или 16 тыс. тонн отходов. Это соответствует фактическому количеству образовавшихся отходов в год – 15 166,3 тонны.
Годовой нормативны объем образования ТБО по округам Теректинского района Западно-Казахстанской области (Таблица 5).
Таблица 5
№ п/п | Наименование населенного пункта | Количество проживающего населения, человек | Годовая норма накопления коммунальных отходов, м3 | Вес 1 м3 ТБО, тонн | Годовой объем образования ТБО, тонн=С*D*E |
1. | Акжаикский сельский округ 5 сел | 4171 | 2,02 | 0,2 | 1685,084 |
2. | Аксогумский сельский округ 4 села | 1168 | 2,02 | 0,2 | 471,872 |
3. | Аксуатский сельский округ 4 села | 2802 | 2,02 | 0,2 | 1132,008 |
4. | Анкатинский сельский округ 5 сел | 1249 | 2,02 | 0,2 | 504,596 |
5. | Богдановский сельский округ 4 села | 726 | 2,02 | 0,2 | 293,304 |
6. | Долинский сельский округ 4 села | 1486 | 2,02 | 0,2 | 600,344 |
7. | Подстепновский сельский округ 4 села | 11387 | 2,02 | 0,2 | 4600,348 |
8. | Приреченский сельскоий округ 1 село | 700 | 2,02 | 0,2 | 282,8 |
9. |
Покатиловский сельский | 949 | 2,02 | 0,2 | 383,396 |
10. | Узункольский сельский округ 1 село | 859 | 2,02 | 0,2 | 347,036 |
11. | Сельский округ Теректі 4 села | 6107 | 2,02 | 0,2 | 2467,228 |
12. | Шалкарский сельский округ 3 села | 1611 | 2,02 | 0,2 | 650,844 |
13. | Шагатайский сельский округ 4 села | 1661 | 2,02 | 0,2 | 671,044 |
14. | Сельский округ Құмақсай 1 село | 655 | 2,02 | 0,2 | 264,62 |
15. | Чаганский сельский округ 3 села | 4230 | 2,02 | 0,2 | 1708,92 |
Итого | 39 761 человек | 16 063,444 тонн |
Количественные и качественные показатели текущей ситуации с отходами за 2024 год
Основная доля коммунальных отходов приходится на отходы домашних хозяйств – более 70%, 15% составили отходы производства (приравненные к бытовым), 10% - с мест собранный с улиц, 5% - отходы с мест торговли.
Анализ мероприятий по управлению отходами за 2024 год
На территории Теректинского района Западно-Казахстанской области все отходы вывозятся на свалки для накопления, при этом на сегодняшний день, свалки ТБО не соответствует требованиям санитарных правил и экологическим нормам утилизации. Некоторые свалки оборудованы ограждением.
В Таблице 6 представлена информация по действующим свалкам и наличию контейнеров.
Таблица 6
№ | Округ | № | Населенный пункт |
Отдаленность свалки от н.п. | Размер (га) | Факт. количество контейнеров | Норма образования отходов, м3 | Минимально необходимое количество по количеству жителей* |
1 | Акжаикский с/о | 1 | Акжаик | 1,5 | 9 | 0 | 5 781,2 | 42** |
2 | Абай | 0,8 | 6 | 0 | 1 347,3 | 10 | ||
3 | Талпын | 0,4 | 0,5 | 0 | 642,4 | 4 | ||
4 | Санаторий Акжаик | 20 | 6 | 0 | 410,1 | 4 | ||
5 | Ыждагат | 22 | 6 | 0 | 244,4 | 2 | ||
2 | Аксуат с/о | 6 | Аксуат | 0,5 | 4 | 40 | 2 218 | 16** |
7 | Пойма | 1 | 4 | 0 | 1 743,3 | 12 | ||
8 | Магистральный | 3 | 4 | 0 | 1 228,2 | 8 | ||
9 | Айтиево | 5 | 4 | 0 | 470,7 | 4 | ||
3 | Анкатинский с/о | 10 | Анката | 5 | 18,6 | 3 | 2 009,9 | 12 |
11 | Новая точка | 3 | 0,4 | 0 | 6,1 | вывозить в село Анката | ||
12 | Кандык | 2 | 0,4 | 0 | 167,7 | 2 | ||
13 | Ерсары | 3 | 0,4 | 0 | 111,1 | 2 | ||
14 | Сатымшеген | 2 | 0,4 | 0 | 117,7 | 2 | ||
15 | Рыбцех | 3 | 0.7 | 0 | 111,1 | 2 | ||
4 | Аксогумский с/о | 16 | Аксогум | 1,2 | 5 | 1 | 1 123,1 | 8 |
17 | Улкен Енбек | 2 | 4 | 1 | 775,7 | 6 | ||
18 | Бозай | 0,8 | 3 | 1 | 319,2 | 2 | ||
19 | Табынбай | 1,5 | 1 | 1 | 141,4 | 2 | ||
5 | Богдановский с/о | 20 | Богдановка | 0,8 | 4 | 0 | 842,3 | 6 |
21 | Придорожное | 8 | 4 | 0 | 117,7 | 2 | ||
22 | Сарсеново | 14 | 4 | 0 | 66,7 | вывозить в село Алгабас | ||
23 | Алгабас | 13 | 4 | 0 | 440,4 | 4 | ||
6 | Долинский с\о | 24 | Долинное | 1 | 3,1 | 0 | 1 702,9 | 12 |
25 | Тонкерис | 1,7 | 4 | 0 | 777,7 | 6 | ||
26 | Шоптыколь | 0,8 | 2 | 0 | 383,8 | 4 | ||
27 | Коныссай | 0,6 | 1 | 0 | 137,4 | 2 | ||
7 | Құмақсай с/о | 28 | Құмақсай | 0.2 | 3 | 0 | 1 323,1 | 10 |
8 | Покатиловский с/о | 29 | Покатиловка | 0,630 | 5,4 | 0 | 1 917 | 14 |
9 | Подстепновский с/о | 30 | Подстепное | 16 | 6 | 250 | 19 535,4 | 140** |
31 | Юбилейное | 12 | 6 | 0 | 868,6 | 6 | ||
32 | Барбастау | 6 | 6 | 0 | 1 662,5 | 12 | ||
33 | Токпай | 20 | 6 | 20 | 935,3 | 6 | ||
10 | Приреченский с/о | 34 | Приречное | 3 | 4 | 8 для пластика | 1 414 | 10 |
11 | Узункольский с/о | 35 | Узунколь | 1 | 4 | 5 для пластика | 1 735,2 | 12 |
12 | Теректі с\о | 36 | Теректі | 2,5 | 5 | 252 | 10 756,5 | 80** |
37 | Тақсай | 1,5 | - | 0 | 220,2 | 2 | ||
38 | Жайық | до 1 км | - | 0 | 1 268,6 | 10 | ||
39 | Қабылтөбе | 0 | 0 | 0 | 90,9 | 2 | ||
13 | Чаганский с/о | 40 | Жана Омир | 2 | 6 | 15 | 7 494,2 | 54 |
41 | Кемер | 2 | 2.5 | 0 | 934,2 | 6 | ||
42 | Бекей | 18 | 6 | 0 | 109,1 | 2 | ||
14 | Шагатайский с/о | 43 | Шагатай | 0,5 | 3 | 0 | 2 131,1 | 16 |
44 | Кызылжар | 2 | 1 | 0 | 555,5 | 4 | ||
45 | Кутсиык | 6 | 1 | 0 | 56,6 | 2 | ||
46 | Когалытубек | 2 | 1 | 0 | 612,1 | 4 | ||
15 | Шалкарский с/о | 47 | Шалкар | 1 | - | 0 | 301 | 2 |
48 | Сарыомир | 1 | 2 | 20 | 2 714,9 | 20 | ||
49 | Дуана | 1 | - | 0 | 238,4 | 2 |
*при объеме контейнера 750 м3;
**без учета количества контейнеров для учреждений и организаций
Свалки исчерпали сроки эксплуатации, необходимо восстановление, обеспечение экологической безопасности, а также установка ограждений.
Свалка в с.Подстепное превышает установленную нагрузку, а также нарушает границы близрасположенных объектов. В этой связи требуется ликвидация данной свалки, рекультивация земельного участка и в целях обеспечения пункта захоронения отходов необходимо полноценное инженерное строительство полигона ТБО в селе Жана Омир с установкой мусоросортирующей линии, пресс-установок и спецтранспортом.
Система раздельного сбора отходов от источников образования отходов отсутствует.
Органическая часть отходов не вывозится на свали. Значительная часть органических отходов скармливается домашним животным или компостируется в домашних условиях.
Согласно Решению Теректинского районного маслихата Западно-Казахстанской области от 23 декабря 2022 года № 31-2 на обеспечение санитарии населенных пунктов на 2023 год было выделено 6 882 тысяч тенге (Подстепновский сельский округ – 4000 тысяч тенге, Шалкарский сельский округ – 882 тысяч тенге, сельский округ Теректі – 2000 тысяч тенге). Ранее на период 2019-2021 ежегодно было выделено 5 981 тысяч тенге (Аксуатский сельский округ - 3262 тыс. тенге, Подстепновский сельский округ – 2000 тысяч тенге, сельский округ Теректі – 719 тысяч тенге)
Этих средств недостаточно для оперативного и качественного управления коммунальными отходами, кроме того, необходимо выделение финансирование для других сельских округов.
Ресурсы, необходимые для обеспечения санитарии населенных пунктов, учитывая тарифы на сбор и переработку отходов необходимо выделять для каждого сельского округа, исходя из утвержденных тарифов на сбор и переработку отходов.
Информационно-разъяснительная работа и обеспечение информацией населения о необходимости раздельного сбора мусора не проводится, за исключением мер по установке контейнеров для пластика в селах Приречное и Узунколь.
Для реализации программы управления коммунальными отходами Теректинского района Западно-Казахстанской области предлагается следующее процентное соотношение: на 2025г - 60% местный бюджет и 40% инвестиции, с постепенным достижением показателей к 2028 году: 10% местный бюджет, 90% - инвестиции.
5. Цели, задачи и целевые показатели программы
5.1. Цель и задачи
Целями Программы являются:
Создание эффективной системы управления коммунальными отходами на территории Теректинского района Западно-Казахстанской области, обеспечивающей ответственное обращение с отходами производства и потребления, предотвращение и сокращение образования отходов, привлечение их во вторичный хозяйственный оборот, включая:
создание и развитие инфраструктуры экологически ориентированного сбора, хранения, размещения, переработки, утилизации отходов;
определение объектов для рекультивации территорий, не соответствующих требованиям экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, либо их ликвидации;
обеспечение условий для достижения доли переработки отходов - 40% от общего оъема собранных отходов;
экологическое просвещение и формирование экологической культуры населения по ответственному обращению с отходами.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
1) формирование организационных и экономических основ комплексного управления коммунальными отходами Теректинского района Западно-Казахстанской области;
2) организация системы сбора и транспортировки различных видов отходов, в том числе опасных;
3) внедрение раздельного сбора мусора от организаций объектов инфраструктуры;
4) внедрение систем сортировки и переработки ТБО;
5) проведение мероприятий и акций по разъяснению и вовлечению населения в мероприятия по раздельному сбору отходов;
6) конкурсный отбор региональных операторов по управлению коммунальными отходами в целях:
строительства и реконструкции объектов по работе с твердыми бытовыми отходами;
вывод из эксплуатации и рекультивация объектов размещения твердых бытовых отходов, не соответствующих требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства;
оказание государственной поддержки инвестиционным проектам в сфере обращения с отходами, заключение договоров в целях строительства и (или) реконструкции объектов системы обращения с отходами.
Для оценки достижения поставленных целей, выполнения задач и мероприятий Программы установлены целевые показатели, которые представлены в Таблице 7. В процессе реализации Программы перечень целевых показателей может дополняться и/или корректироваться.
5.1 Целевые показатели
Таблица 7
№ п/п | Наименование целевого показателя | 2024г. | 2025г. | 2026г. | 2027г. | 2028г. |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Достижение охвата населения услугами по сбору и транспортировке отходов | 40% | 50% | 65% | 85% | 100% |
2 | Увеличение количества пунктов приема вторичных ресурсов от населения | 3 | 10 | 20 | 30 | 37 |
3 | Доля населения, вовлеченного в процесс сортировки твердых коммунальных отходов | 10% | 20% | 35% | 50% | 70% |
4 | Достижение доли переработанных твердых бытовых отходов | 0% | 0% | 10% | 20% | 40% |
5 | Сокращение доли твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение твердых коммунальных отходов | 100% | 100% | 90% | 80% | 60% |
6 |
Ликвидация несанкционарованных свалок в соответствии с | 0 | 0 | 50% | 100% | - |
7 | Строительство оборудованных полигонов ТБО с сортировочной линией | - | - | - | - | 1 |
8 | Количество ликвидироанных свалок и проведенной рекультивации земельных участков | - | 1 | - | - | - |
9 | Достижение 100% обеспеченности мусорными контейнерами для раздельного сбора отходов | - | 50% | 100% | - | - |
10 | До укомплектование мусоровозами для обеспечения своевременного вывоза ТБО | 2 | 2 | 2 | - | - |
11 | Приведение в соответствие с санитарными нормами свалок | - | 100% | - | - | - |
6. Основные направления, пути достижения поставленных целей программы и соответствующие меры
6.1 Создание механизма по управлению коммунальными отходами
Комплексный подход к переработке отходов должен базироваться на долговременном стратегическом планировании и обеспечивать гибкость, необходимую для того, чтобы адаптироваться к будущим изменениям в составе и количестве отходов. Мониторинг и оценка результатов мероприятий должны непрерывно сопровождать разработку и реализацию этапов программы управления отходами. Мероприятия приняты в Программу управления отходов на период 2024-2028гг. Рассмотрев систему управления можно сделать следующие выводы и дать рекомендации:
привести в соответствие имеющиеся контейнерные площадки по району, а также определить место и установить специально оборудованную площадку для контейнеров по сбору отходов с установкой необходимого количества контейнеров и/или бункеров-накопителей для населенных пунктов, где отсуствуют такие площадки;
оборудовать все площадки контейнерами единого образца и провести их маркировку по видам отходов;
обеспечить контроль за соблюдением требований по раздельному сбору на специально оборудованных площадках;
с целью снижения нагрузок на полигоны и уменьшения количества стихийных свалок, поручить назначение ответственного лица за обращение с отсортированными по видам ТБО при помощи отслеживания всей цепочки транспортировки отходов до пункта приема, ТБО в качестве вторичного сырья;
с определҰнной периодичностью проводить обучение персонала по правилам сбора отходов. Для персонала, ответственного за вывоз и учҰт отходов, проводить дополнительные тренинги, в которых обучать их правилам ведения документации и работе с подрядными организациями. С новыми сотрудниками при приеме на работу проводить инструктаж по обращению с отходами в Теректинском районе Западно-Казахстанской области;
обеспечить контроль за своевременным заключением необходимых договоров со специализированными организациями, т.е. индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, сортировке, транспортировке, восстановлению и/или удалению коммунальных отходов для населенных пунктов Теректинского района Западно-Казахстанской области.
ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Теректинского района Западно-Казахстанской области" своевременно осуществлять контроль вывоза отходов подрядными организациями.
6.2 Меры по внедрению раздельного сбора отходов
Для внедрения системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:
1) обеспечения установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех контейнерных площадках и обеспечения раздельного вывоза вторичного сырья;
2) организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов;
3) организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки коммунальных отходов и строительных отходов, образующихся у населения.
6.3 Снижение количества образования коммунальных отходов
Разработанный и представленный ниже План мероприятий по реализации Программы учитывает качественные и количественные показатели, сроки исполнения и предполагаемые расходы. Данное мероприятие дает значительный экологический эффект, поскольку уменьшает объҰмы размещения основных по количеству и качеству отходов и таким образом снижает техногенную нагрузку на окружающую среду.
В Теректинском районе Западно-Казахстанской области будут исследоваться:
экономическая эффективность и пути вовлечения большего количества отходов в переработку и вторичное использование;
анализ состава данного вида отходов для оценки пригодности к использованию;
наличие для новых технологических решений на рынке технологий переработки, анализ их целесообразности и возможных путей внедрения в производственные процессы.
Решающим фактором, обеспечивающим снижение негативного влияния на окружающую среду отходов, размещаемых в Теректинском районе Западно-Казахстанской области, является процесс их утилизации.
6.4 Определение субъектов по сбору, транспортировке и захоронению ТБО посредством проведения конкурса (тендера) и установление требований согласно экологическому законодательству.
Согласно пункта 4, статьи 367 ЭК РК и пункта 4 Приказа исполняющего обязанности Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 28 декабря 2021 года № 508 "Об утверждении правил управления коммунальными отходами" централизованная система сбора ТБО организовывается МИО посредством проведения конкурса (тендера) по определению участников рынка ТБО в соответствии с Главой 4 Закона РК "О государственных закупках".
Глава 4 Закона РК "О государственных закупках" устанавливает осуществление государственных закупок способом конкурса. Конкурсная документация организатора государственных закупок (МИО) должна содержать, в том числе проект договора о государственных закупках товаров, работ или услуг, который является типовым. В Приложениях к Договору указывается объем, условия оказания услуг/выполнения работ, техническая спецификация.
Сбором и транспортировкой ТБО должны заниматься специализированные предприятия, деятельность которых в первую очередь должна соответствовать требованиям экологического законодательства РК.
Одно из основных требований при выборе МВО - присутствие компании по сбору и вывозу ТБО в реестре МЭПР РК, то есть подача уведомления о начале осуществления деятельности. Субъекты предпринимательства, осуществляющие деятельность по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов, обязаны подать уведомление о начале деятельности в МЭПР РК согласно Закону РК "О разрешениях и уведомлениях". МВО которые не соответствуют уведомительному порядку, не будут допущены к конкурсу и не смогут оказывать услуги по сбору и вывозу ТБО. Так как осуществление деятельности по сбору, сортировке и транспортировке неопасных отходов без подачи уведомления в МЭПР РК запрещается.
Если субъекты предпринимательства оказывают работу по переработке, обезвреживанию, утилизации и уничтожению опасных отходов, то они обязаны получить лицензию на выполнение работ по соответствующему подвиду деятельности согласно требованиям Закона Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
На обращение с медицинскими отходами, ртутьсодержащими отходами, опасными отходами электрического и электронного оборудования, то специализированные организации должны иметь Лицензию.
Для повышения качества услуг по сбору и вывозу ТБО необходимо заключение долгосрочных контрактов на управление коммунальными отходами на конкурентной основе. Долгосрочные контракты позволять субъектам по сбору и вывозу ТБО вкладывать собственные средства в развитие компаний. По результатам долгосрочных контрактов можно увидеть и оценить результаты выполненных работ. Рассмотреть варианты заключения контрактов минимум на 5 лет.
6.5 Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных.
Для повышения собираемости тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО и своевременной оплаты населением планируется усиление взаимодействие МИО со специализированными организациями в отношении доступа к сведениям о регистрации населения.
При регистрации граждан по месту жительства, временного пребывания (проживания) сведения о новом адресе регистрации передаются в режиме реального времени из информационной системы МВД в Государственную базу данных "Физические лица" (администратор - МЮ РК), которая является эталонным банком данных и доступ к которой обеспечен всем государственным и местным исполнительным органам (акиматы).
В рамках данной интеграции МИО будет предоставлять МВО сведения о количестве зарегистрированных граждан по адресу в обезличенном виде (без передачи персональных данных), что позволит корректно начислять платежи за сбор, вывоз, переработку и захоронение ТБО.
7. План мероприятий
Для достижения целей и выполнения задач разработан План мероприятий по реализации Программы, который приведен в Таблице 8.
План мероприятий сгруппирован по задачам и показателями, указаны ответственные исполнители. План мероприятий обеспечивает комплексный подход и координацию работ всех ответственных исполнителей Программы с целью достижения ожидаемых результатов.
Мероприятия по строительству, включая разработку типовой технической и проектной документации, включенные в Программу, должны предусматривать использование наилучших доступных техник, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности деятельности в сфере управления коммунальными отходами, корректировка Плана мероприятий осуществляется по мере необходимости, при наличии обоснованных предложений по результатам мониторинга. По результатам мониторинга, в случае обнаружившейся невозможности достижения поставленных целей, задач и целевых показателей определяются иные мероприятия, и принимаются меры по выявленным проблемным вопросам.
По результатам мониторинга ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Теректинского района Западно-Казахстанской области" выносит решения, нацеленные на:
1) повышение эффективности реализации запланированных мероприятий (определению иных мероприятий) в целях достижения установленных целей и задач Программ;
2) принятие мер по выявленным проблемным вопросам.
ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Теректинского района Западно-Казахстанской области", как Заказчик Программы осуществляет следующие функции:
1) формирует и обеспечивает единый централизованный комплексный подход к решению задач в сфере управления коммунальными отходами на территории Теректинского района Западно-Казахстанской области, координируя действия всех исполнителей Программы;
2) взаимодействует с уполномоченными структурными подразделениями акимата Западно-Казахстанской области по организационным вопросам реализации Программы;
3) осуществляет взаимодействие с субъектами по сбору и вывозу коммунальных отходов, государственными учреждениями, социальными объектами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами по вопросам реализации мероприятий Программы;
4) осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы, выносит результаты мониторинга для обсуждения на заседаниях Общественного совета;
5) осуществляет корректировку мероприятий, целевых показателей, затрат на реализацию мероприятий Программы, в том числе на основании поступивших предложений с обоснованием необходимости внесения соответствующих изменений в Программу;
6) участвует в проверках хода реализации мероприятий Программы;
7) размещает Программу, а также информацию о ходе реализации мероприятий Программы на официальном сайте ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Теректинского района Западно-Казахстанской области".
Исполнителями Программы являются: Акимат Теректинского района Западно-Казахстанской области (ответственный исполнитель ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Теректинского района Западно-Казахстанской области") по согласованию с уполномоченными структурными подразделениями акимата Западно-Казахстанкой области, субъекты по сбору, вывозу, восстановлению и захоронению коммунальных отходов, государственные учреждения, социальные объекты, юридические лица, индивидуальные предприниматели, НПО и прочие заинтересованные стороны.
План мероприятий по реализации Программы управления коммунальными отходами Теректинского района Западно-Казахстанской области на 2024-2028гг.
Таблица 8