вступает в силу с момента его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомление о выполнении ими внутригосударственных процедур
подписали: Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан.
сдали уведомления:
Республика Беларусь - депонировано 25 мая 2001 года;
Республика Таджикистан - депонировано 11 июля 2001 года;
Кыргызская Республика - депонировано 11 сентября 2001 года;
Российская Федерация - депонировано 29 мая 2002 года;
Республика Молдова - депонировано 26 сентября 2002 года;
Республика Казахстан - депонировано 28 марта 2005 года
(внутригосударственные процедуры
выполняются).
Решение вступило в силу со дня подписания
вступило в силу для государств:
Республика Беларусь - 16 марта 2001 года (с момента подписания);
Российская Федерация - 16 марта 2001 года (с момента подписания);
Республика Таджикистан - 11 июля 2001 года;
Кыргызская Республика - 11 сентября 2001 года;
Республика Молдова - 26 сентября 2002 года.
Примечание:
Уведомления о необходимости выполнения внутригосударственных процедур или об отсутствии необходимости их выполнения от Республики Армения, Грузии депозитарию не поступали.
Экономический совет Содружества Независимых Государств по поручению правительств государств-участников СНГ
решил:
1. Утвердить Межгосударственную программу совместных научных исследований организаций государств-участников Содружества в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2003 года (прилагается).
2. Просить правительства государств-участников Содружества разработать и осуществить меры по реализации указанной Межгосударственной программы.
3. Настоящее Решение вступает в силу с момента его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении ими внутригосударственных процедур.
Совершено в городе Москве 16 марта 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.
Члены Экономического совета СНГ:
от Азербайджанской Республики от Республики Молдова
от Республики Армения от Российской Федерации
от Республики Беларусь от Республики Таджикистан
от Грузии от Туркменистана
от Республики Казахстан от Республики Узбекистан
от Кыргызской Республики от Украины
УТВЕРЖДЕНА
решением Экономического совета
Содружества Независимых Государств
от 16 марта 2001 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
СОВМЕСТНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ОРГАНИЗАЦИЙ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА
В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
Москва, 2001 г.
Паспорт Программы
1. Основные цели и этапы реализации Программы
2. Основные направления и проблематика Программы
3. Механизм реализации Программы
4. Финансовое обеспечение Программы
5. Оценка эффективности Программы
Комплекс
программных мероприятий по совместным научным
исследованиям организаций государств-участников СНГ
в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера на период до 2003 года
Приложение 1.
Сводная таблица расчетных финансовых
затрат по реализации Программы на период до
2003 года
Приложение 2.
Научно-технические программы государств-
участников СНГ по проблемам прогнозирования,
предотвращения и снижения ущерба от
чрезвычайных ситуаций и катастроф природного
и техногенного характера
Приложение 3.
Перечень организаций государств-участников
СНГ, участвующих в Программе, и их сокращенные
наименования
Приложение 4.
Сводная таблица участия государств в реализации
заданий Программы на период до 2003 года
Приложение 5.
Ориентировочные плановые затраты по разделам,
заданиям и подзаданиям Программы на период до
2003 года
Наименование Программы |
Межгосударственная программа совместных научных
|
Номер и дата принятия
|
Постановление Межгосударственного совета по
|
Государственные
|
Национальные министерства, ведомства и другие
|
Заинтересованные стороны |
Заинтересованность в разработке проекта
|
Цели и задачи Программы |
Проект Программы предусматривает разработку единых
|
Сроки реализации
|
2000 - 2003 гг. |
Исполнители основных
|
В выполнении заданий настоящей Программы
|
Объемы и источники
|
Финансирование заданий Программы осуществляется за
|
Система контроля |
Контроль за ходом выполнения работ осуществляет МГС
|
Ожидаемые конечные
|
Реализация Программы позволит создать в рамках СНГ
|
__________________________
* Далее - Программа
Мировой опыт развития человечества показывает, что ни одна страна самостоятельно, независимо от ее размеров и уровня экономического развития, обычно не имеет достаточных ресурсов, чтобы добиться значительного снижения опасности и уменьшения экономических ущербов, вызванных стихийными бедствиями и природно-техногенными катастрофами.
В связи с этим в настоящее время и в странах СНГ, и во всех промышленно развитых странах мира проблема безопасности и защиты населения, народнохозяйственных объектов и территорий от техногенных и природных катастроф стала важнейшей социально-экономической, демографической и экологической проблемой, не имеющей географических и национальных границ.
Сохраняющаяся тенденция роста количества чрезвычайных ситуаций требует отвлечения от решения социально-экономических задач значительных материальных средств на их ликвидацию, что делает проблему защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций общей и весьма актуальной для всех государств и требует ее решения на высшем уровне Содружества Независимых Государств.
При этом представляется принципиально важным создать уже сейчас для стран СНГ единые правовые, экономические и организационные основы для объединения передового научного потенциала с учетом опыта многих стран мира, направленные на укрепление международного сотрудничества в изучении, прогнозировании и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.
Начало практической реализации этой задачи среди государств-участников СНГ было положено работами в рамках заключенного в 1993 г.
Соглашения
о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Межгосударственным советом по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера при участии ряда национальных академий наук был разработан, согласован и реализован первый этап работ Плана совместных научных исследований государств-участников Соглашения на 1995-1999 гг. Второй этап реализации Плана представляют научные разработки на 2000-2003 гг.
Основная цель первого этапа работ состояла в обобщении результатов научных исследований и предложений национальных организаций государств СНГ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в разработке на этой основе планов (программ) совместных научных исследований и проведении межгосударственной координации по приоритетным направлениям деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МТС по ЧС) на более отдаленную перспективу.
Результаты исследований национальных организаций и опыт работ МГС по ЧС и Научного совета по разработке ряда межгосударственных документов был обобщен в итоговых материалах (отчетах) по проблемам научно-технического сотрудничества стран СНГ за 1995-1999 гг.
В рамках первого этапа была предложена организационная структура и формы межгосударственной координации научно-технического сотрудничества.
При этом основным регулирующим органом по проблемам безопасности определен МГС по ЧС с соответствующими полномочными представителями стран СНГ и Научным советом по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС.
Однако анализ первого этапа показал, что, несмотря на наличие целого ряда нормативно-технических и законодательно-правовых документов, принятых в отдельных государствах Содружества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в странах СНГ в целом отсутствует комплексный подход к научным разработкам и проведению единой научно-технической политики по проблемным вопросам оценки природных и техногенных рисков, методов предупреждения и смягчения последствий ЧС, а также развития нормативно-законодательной базы.
Этот пробел и должна устранить предлагаемая Межгосударственная программа совместных научных исследований организаций государств-участников Содружества в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2003 года.
Основной целью проводимых исследований по согласованным программам является координация усилий всех заинтересованных государственных и научных организаций государств-участников СНГ в разработке единых принципов, методов и систем обеспечения безопасности с учетом риска возникновения крупных техногенных и природных катастроф, а также возможных трансграничных переносов, осуществление обмена полученными результатами.
Это будет способствовать объединению интеллектуальных и материально-технических ресурсов стран СНГ, требуемых для создания основ и последующего объединения межгосударственных и национальных систем предупреждения и ликвидации ЧС.
Программа открыта для присоединения других участников.
Общее руководство разработкой Программы осуществляли член-корреспондент Российской академии наук Н.А. Махутов и кандидат технических наук В.В. Зацаринный. Программа подготовлена на основе предложений и замечаний, поступивших от представителей научных организаций, государственных ведомств и полномочных представителей государств СНГ в МГС по ЧС.
Наряду с ними в разработке Программы участвовали академик Российской академии наук В.Н. Страхов, президент Национальной академии наук Украины Б.Е. Патон, академик Национальной академии наук Республики Беларусь B.C. Высоцкий, члены Научного совета при МТС по ЧС: член-корреспондент Национальной академии наук Республики Армения Б.К. Карапетян, член-корреспондент Российской академии наук С.С. Григорян, доктор технических наук С.Ю. Баласанян, член-корреспондент Академии естественных наук Российской Федерации М.А. Шахраманьян, кандидат военных наук В.А. Акимов, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси О.В. Берестнев, доктор технических наук Л.Г. Красневский, академик Национальной академии наук Беларуси А.В. Матвеев, доктор технических наук Б.С. Берегов, академик Академии наук Грузии И.В. Прангишвили, член-корреспондент Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан А.К. Курскеев, член-корреспондент Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан И.В. Северский, академик Национальной академии наук Кыргызской Республики И.Т. Айтматов, член-корреспондент Национальной академии наук Кыргызской Республики А.Т. Турдукулов, начальник отдела Министерства науки и технической политики Российской Федерации кандидат технических наук Е.В. Грацианский, академик Академии наук Республики Молдова А.В. Друмя, доктор физико-математических наук Б.С. Карыев, доктор биологических наук Т. Гебенов, член-корреспондент Академии наук Республики Узбекистан К.Н. Абдуллабеков, академик Академии наук Республики Узбекистан Я.Н. Мубараков, доктор геолого-минералогических наук А.Г. Гасанов, академик Академии инженерных наук Украины В.И. Дырда, кандидат технических наук Н.Н. Быченок; кандидат военных наук В.Н. Фомин. При разработке Программы была оказана помощь представителями Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера стран СНГ, а также Отделом по чрезвычайным ситуациям Исполнительного комитета СНГ.
1. Основные цели и этапы реализации Программы
Важность и актуальность сотрудничества по проблемам безопасности постоянно увеличивается по мере расширения масштабов реализации крупнейших проектов в области тепловой и ядерной энергетики, гражданского строительства, нефтехимических, металлургических, машиностроительных комплексов, технологий освоения шельфа и Мирового океана, космических исследований, развития транспортных систем. Также сохраняется высокий уровень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера из-за старения и износа основных производственных фондов в промышленности, энергетике, на транспорте, из-за несвоевременной модернизации, ремонта и профилактических работ на потенциально опасных объектах, значительного снижения технологической дисциплины и т.д.
В связи с этим решение столь важных государственных, научных, социальных и других проблем в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и объектов народного хозяйства возможно лишь в рамках осуществления согласованной межгосударственной научно-технической политики.
Настоящая Программа является логическим продолжением начатых ранее работ по первому этапу 1995-1999 гг. и определяет основные задания, участников, сроки и источники финансирования на новом этапе работ. Уточнение и корректировка Программы проведены в 1998-1999 г.г. после рассмотрения на Коллегии МЭКа 29 января 1999 г. с учетом рекомендаций и предложений государств-участников МГС по ЧС и МЧС России.
Основной целью
Программы является разработка единых межгосударственных основ социально-экономического, правового и нормативно-технического обеспечения регулирования безопасности и защиты населения, объектов, территорий и окружающей среды стран СНГ от аварий и катастроф техногенного и природного происхождения. Базовым элементом Программы является разработка единых межгосударственных организационно-правовых и нормативно-технических основ защиты населения и территорий стран СНГ от трансграничных последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В связи с этими целями в Программе на втором этапе (2000-2003 гг.) предусматривается развитие следующих комплексных направлений:
- развитие работ по созданию единой научной основы анализа и управления техногенными и природными рисками, анализа и моделирования наиболее тяжелых аварий и катастроф, анализа систем диагностики состояния потенциально опасных объектов;
- формирование правовой и экономической основы регулирования безопасности на базе анализа потенциальных опасностей в производственной, природной, социальной и других сферах, создающих риск возникновения природных и техногенных катастроф;
- создание нормативно-технической базы с научным обоснованием методов, систем, средств и критериев оценки, а также повышения безопасности населения, объектов, территорий и сферы жизнеобеспечения.
Таким образом, данная Программа реализует комплексный подход государственных и научных организаций стран СНГ к исследованию научных и прикладных проблем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и должна стать основой для разработки единых нормативных документов и практических мер в этой области.
2. Основные направления и проблематика Программы
В соответствии с целями (основными задачами) работ настоящая Программа имеет три раздела.
Раздел I.
Научные разработки в обеспечение совершенствования Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых Государств (МСЧС СНГ).
Раздел II.
Перспективные научные разработки по проблемам обеспечения безопасности и защиты населения, объектов и среды жизнедеятельности, природных ресурсов от природных и техногенных катастроф.
Раздел III.
Научно-организационные мероприятия.
По Разделу I
основными направлениями являются:
- разработка научных основ формирования МСЧС СНГ, направленной на проведение согласованной политики в этой области и повышение устойчивости функционирования объектов экономики и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;
- использование опыта разработки и эксплуатации действующей типовой автоматизированной системы моделирования и управления региональной защитой, применяемой в Украине, в целях унификации организационно-технических принципов построения АИУС;
- разработка геоинформационных систем как составных частей глобальной системы контроля за чрезвычайными ситуациями;
- разработка программ информатизации МСЧС СНГ;
- анализ трансграничных переносов и экологических последствий катастроф;
- формирование единой системы информационных баз данных по потенциально опасным объектам и территориям государств-участников СНГ по факторам природного и техногенного происхождения;
- сближение законодательных норм и формирование согласованного законодательства государств-участников Соглашения в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Отдельным блоком в первом направлении указана Межгосударственная научно-технологическая программа создания системы сейсмологического мониторинга территорий государств-участников СНГ (МНТП ССМ) с соответствующим независимым финансированием.
В Раздел II
включены следующие основные направления:
- развитие методов и критериев оценки опасностей и рисков как в техногенной, так и в природно-техногенной сферах;
- разработка и развитие интегральных методов защиты от природно-техногенных аварий и катастроф, в том числе с учетом возможности технологического терроризма;
- создание исходной межгосударственной нормативной базы для оценки безопасности и риска;
- развитие уточненных методов прогнозирования и оценки долговременных последствий ЧС. При этом важное значение будут иметь разработка экономических механизмов, норм и методов оценки мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, а также разработка основополагающих требований к размещению и развитию производительных сил и отдельных производств на территориях, не благополучных по факторам риска природного и техногенного происхождения;
- исследование методов обоснования риска потенциально опасных систем жизнеобеспечения и отдельных производств в странах СНГ;
- раздел по подготовке предложений по сотрудничеству с международными организациями в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Раздел III
объединяет все научно-организационные мероприятия общего характера, необходимые для реального выполнения работ по предлагаемой Программе.
В организационном плане непосредственными исполнителями Программы исследований являются ведущие научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации и научно-технические центры всех заинтересованных ведомств (национальные академии наук, министерства (комитеты) по чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне, по науке и технической политике и др.) при взаимодействии с МТС по ЧС и соответствующими подразделениями Исполнительного комитета СНГ.
Программа будет тесно координироваться с работами, проводимыми в рамках Федеральной (Российская Федерация) целевой научно-технической программы Российской Федерации "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (ФЦНТП, подпрограмма "Безопасность"), ФЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", а также через научные советы национальных программ и планы НИОКР организаций государств-участников СНГ. Совместные разработки могут осуществляться рабочими органами в виде творческих коллективов, формируемых из представителей национальных программ.
3. Механизм реализации Программы
3.1. Механизм реализации Программы должен обеспечить:
- организацию постоянного взаимодействия между государствами-участниками СНГ по реализации Программы в соответствии со
статьями
3 и 4 межправительственного "Соглашения о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 г.;
- мероприятия по реализации мер по вопросам разработки и формирования системы согласованного гармонизированного законодательства государств-участников СНГ в области безопасности в чрезвычайных ситуациях;
- реализацию научно-методических разработок Программы по проблемам предотвращения, оценки и реагирования на чрезвычайные ситуации (с задачами определения головных организаций по проблемам (заданиям) Программы и механизмы сертификации разработанных моделей и методик);
- мероприятия по созданию единой информационной инфраструктуры (в целях взаимного оповещения о проведенных разработках, взаимного использования и передачи результатов по Программе);
- решение вопросов финансирования научных исследований, разработок и научно-организационных мероприятий по Программе.
3.2. Госзаказчики и основные пользователи результатов - национальные системы безопасности (в рамках министерств и ведомств) и другие заинтересованные органы и организации государств-участников СНГ.
3.3. Головной координатор - Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС).
3.4. Научный координатор работ - Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук (ИМАШ РАН).
3.5. Исполнители: ведомства и научно-исследовательские организации государств-участников СНГ - Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.
Предусматривается также создание временных рабочих групп для подготовки методических рекомендаций, концепций и проектов нормативных и законодательных документов на основе проведенных фундаментальных исследований.
3.6. Контроль за ходом выполнения работ осуществляет МГС по ЧС.
3.7. Выполнение тем, заданий осуществляется на начальном этапе в рамках существующей государственной (национальной) тематики исследований по обеспечению безопасности при ЧС (с учетом основных направлений Программы), а в последующем - путем заключения договоров с заинтересованными организациями.
3.8. Выполненные работы передаются заказчику, а также головной организации для обобщения и представления в МГС по ЧС, Исполнительный комитет СНГ и информационный отдел (службу) при Программе.
3.9. Использование результатов интеллектуальной деятельности в выполненных работах, в том числе и объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности), может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Министерства и ведомства обязуются прилагать при обсуждении документов список правообладателей и авторов, которым в случае коммерческого использования полученных материалов должна предусматриваться выплата соответствующего вознаграждения.
4. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование работ по Программе осуществляется в соответствии с принципами, изложенными в
Конвенции
о формировании и статусе межгосударственных научно-технических программ, принятой Советом глав правительств СНГ 25 ноября 1998 г.
Расчетные затраты на реализацию мероприятий Программы на период 2000-2003 гг. составляют 20,26 млн. российских рублей (810,5 тыс. долларов США).
Финансирование заданий Программы осуществляется в основном за счет средств бюджета, выделяемых государствами в соответствии с их долевым участием (
приложение
1), а также за счет средств заинтересованных ведомств. Основные объемы работ (92 %) проводятся государствами-участниками Программы на их территориях.
Для осуществления необходимых общих мероприятий Программы, связанных с проведением некоторых совместных исследований, проведением рабочих совещаний и семинаров специалистов и научно-методических групп по обобщению и разработке гармонизированного законодательства, сертификации межгосударственных разработок (методик), подготовке и изданию информационных, справочных и нормативных материалов и др., предусматривается (по специальной договоренности государств-участников разработки) финансирование за счет долевых взносов стран в размере примерно 8 % от общих требуемых средств (графа "Общие мероприятия" в приложении 1).
Порядок аккумуляции и расходования средств, а также контроль за ними устанавливаются дополнительно по договоренности государств-участников Программы.
В отдельных случаях часть средств, предназначенных в качестве доли государства для выполнения общих мероприятий Программы, может быть использована для прямой оплаты государством-участником каких-либо работ или научно-организационных мероприятий в рамках Программы.
Предлагаемые объемы финансирования средств, затрачиваемых государствами-участниками на реализацию своей доли участия в выполнении мероприятий Программы, носят рекомендательный характер и могут изменяться исходя из финансовых возможностей государств и реальной (уточненной) суммы потребностей в финансовых затратах.
Финансирование государствами-участниками мероприятий по реализации Программы производится с учетом выделенных средств на эти цели в их государственных бюджетах.
Объемы и периодичность финансирования определяются с учетом потенциально опасных объектов техносферы и природных рисков и осуществляются по мере поступления средств из бюджета государства. По мере улучшения межгосударственной финансовой поддержки реализации работ по настоящей Программе и развития экономических механизмов регулирования научного и технического сотрудничества стран СНГ будут задействованы межгосударственные основы обеспечения охраны авторских прав собственности.
Для финансирования Программы могут привлекаться внебюджетные источники: собственные или заемные средства участников разработки и реализации проектов; кредиты банков; инвестиционные средства; благотворительные средства юридических и физических лиц; другие источники, которые не противоречат действующему законодательству страны, к которой относится участник разработки и реализации проектов.
5. Оценка эффективности Программы
Актуальность и новизна работы состоит в комплексности постановки и реализации аналитических и программно-методических разработок по техногенным и природным рискам, обоснованию методов, средств и критериев оценки и повышения безопасности, а также по разработке правовых и экономических основ регулирования безопасности. Такая комплексная постановка для стран СНГ осуществляется впервые.
Реализация Программы даст возможность создать в рамках СНГ единую научно-методическую базу по основам научно-технической политики в области исследований, регулирования и повышения безопасности в природно-техногенной сфере для предупреждения крупных катастроф и ликвидации их последствий.
При этом каждая страна, концентрируя средства на разработку общей Программы, в итоге сэкономит собственные национальные средства и значительно выиграет во времени, необходимом на разработку и создание современного унифицированного свода научно-технических разработок по прогнозированию, оценке, смягчению последствий и ликвидации возможных ЧС.
Кроме экономии финансовых средств, что немаловажно ввиду трудной экономической ситуации, государства-участники программы смогут в равной мере воспользоваться ее результатами.
Экономический эффект от осуществления Программы для государств-участников СНГ будет состоять в:
- повышении безопасности населения, народнохозяйственных объектов и среды обитания от возможных ЧС природного и техногенного характера;
- обеспечении устойчивого экономического роста в первую очередь за счет значительного снижения экономических затрат, направляемых на ликвидацию тяжелых ЧС и их последствий;
- достижении устойчивого экологического равновесия.
Так, по данным РАН и ФЦНТП (подпрограмма "Безопасность") совокупный ежегодный материальный ущерб от ЧС различного характера в странах СНГ может достигать 5-10 % валового внутреннего продукта (ВВП). Причем пока наблюдается тенденция ежегодного возрастания масштабов последствий ЧС.
При расчете эффективности в общем случае можно исходить из следующего положения: если в мероприятия по предупреждению ЧС вкладываются определенные средства, то предотвращенный ущерб в 10-15 раз превышает средства, затраченные на предупреждение и предотвращение ЧС.
Экономическая эффективность от выполнения работ может оцениваться в настоящее время, как минимум, 7-10-кратным предотвращенным ущербом.
В последующем по мере выполнения работ и развертывания всех мероприятий Программы экономическая эффективность может возрасти дополнительно в 1,5-2 раза.
С учетом сказанного можно оценить, что общие расходы на реализацию настоящей Программы (20,26 млн. российских рублей) не превышают 0,01 % годового ущерба государств-участников СНГ.
Комплекс программных мероприятий
по совместным научным исследованиям организаций государств-участников СНГ
в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на период до 2003 года
N
|
Проблемы и
|
Сроки
|
Ожидаемые результаты
|
Участники
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Научные разработки в обеспечение совершенствования Межгосударственной системы предупреждения и ликвидации
|
||||
1. |
Формирование
|
2000-2003 гг. |
Будет разработана
|
Российская
|
1.1. |
Первоочередные
|
2000-2001 гг. |
Перечень первоочередных
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.2. |
Совершенствование
|
2000-2001 гг. |
Разработка системы
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.3. |
Научные
|
2000-2003 гг. |
Сравнительный анализ
|
ВНИИ ГОЧС,
МЧС РБ,
|
1.4. |
Формирование
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации по
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.5. |
Развитие
|
2000-2003 гг. |
Мероприятия по
Проведение рабочих
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.6. |
Предложения по
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации,
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.6.1. |
Разработка
|
2000-2001 гг.
2001-2003 гг. |
Разработка и
Выполнение ОКР для
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.6.2. |
Разработка
|
2000-2003 гг. |
Принятие на вооружение
|
ИЛ НАНБ,
|
2. |
Развитие Межгосу-
|
2000-2003 гг. |
Технико-экономическое
|
Организации и
|
2.1. |
Разработка
|
2000-2001 гг. |
Рекомендации по
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.2. |
Разработка
|
2000-2001 гг. |
Предложения по
Технико-экономическое
Предложения по
Разработка типовых
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.3. |
Создание и
|
2000-2001 гг. |
Технико-экономическое
Проектная документация. 1-я очередь МСЧС.
Ввод в опытную
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.3.1. |
Разработка
|
2000-2001 гг. |
Эскизный проект АИУС
Обоснование
Типовые проектные
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.3.2. |
Совершенствование
|
2000-2001 гг. |
Система математических
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.3.3. |
Разработка
|
2000 г. |
Специальное программное
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.3.4. |
Разработка
|
2001-2003 гг. |
Система организационных
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.4. |
Развитие
|
2000-2003 гг. |
Интегрирование в АИУС
|
ВНИИ ГОЧС, МЧС РБ,
НИУ РБ
|
2.4.1. |
Развитие
|
2001 г. |
Предложения по
Технико-экономическое
|
ВНИИ ГОЧС, МЧС РБ,
НИУ РБ,
|
2.5. |
Развитие программ
|
2000-2001 гг. |
Программы по
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.5.1. |
Согласование
|
2000 г. |
Согласованные программы
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.6. |
Анализ
|
2000-2003 гг. |
Участие в разработке
Данные последствий
Нормативно-правовые
|
ИМАШ РАН,
|
2.7. |
Совершенствование
|
2000-2001 гг. |
Согласованные принципы
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.8. |
Развитие и
|
2000-2003 гг. |
Банки по региональным
Схемы опасных
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.8.1. |
Наполнение банка
|
2000-2003 гг. |
Банки данных по
Банк данных по
Рекомендации по
Совместные
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3. |
Создание и
|
2000-2001 гг. |
Межгосударственная
|
АН АР,
|
II. Перспективные научные разработки по проблемам обеспечения
|
||||
1. |
Развитие методов
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации и
|
ВНИИ ГОЧС,
ИПП НАНУ,
|
1.1. |
Разработка и
|
2000-2003 гг. |
Методы определения
|
ВНИИ ГОЧС,
|
1.2. |
Совершенствование
|
2000-2003 гг. |
Научные основы
|
ЦНИИ МПС,
|
2. |
Развитие методов
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации и
|
ИМАШ РАН,
|
2.1. |
Развитие методов
|
2000-2002 гг. |
Определение основных
Расчет волновых
|
ВНИИ ГОЧС,
|
2.2. |
Научные,
|
2000-2003 гг. |
Номенклатура угроз и
Проект программы
|
ИГЭ РАН,
|
2.2.1. |
Обобщение
|
2000 г. |
Создание банка данных
|
ИГЭ РАН,
|
2.2.2. |
Анализ текущего
|
2000 г. |
Промежуточный отчет |
ИГЭ РАН,
|
2.2.3. |
Уточнение
|
2000 г. |
Рекомендации и
|
ИГЭ РАН,
|
2.2.4. |
Разработка
|
2001 г. |
Предложения по
|
ИГЭ РАН,
|
2.2.5. |
Проведение
|
2000-2002 гг. |
Организация
|
ИСС и С АН РТ,
|
2.3. |
Оценка повышения
|
2000-2001 гг. |
Классификация
|
АН АР,
|
2.4. |
Определение
|
2000-2003 гг. |
Разработка уточненных
|
ИМАШ РАН,
|
2.5. |
Развитие основ и
|
2000-2001 гг. |
Создание центров
|
ГТУ,
|
2.6. |
Анализ опасных
|
2000-2003 гг. |
Банк данных и новые
|
МЦГГ,
|
2.7. |
Развитие методов
|
2000-2001 гг. |
Разработка уточненных
|
ИГ АНГ,
|
2.7.1. |
Разработка
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации и
|
НИУ
|
2.8. |
Исследование и
Разработка
|
2000-2001 гг. |
Методы оценки влияния
|
ИГЭ РАН,
|
2.9. |
Оценка риска
|
2000-2001 гг. |
Разработка методов и
|
СЦ ИГЭ РАН,
|
3. |
Развитие
|
2000-2003 гг. |
Системы и номенклатура
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3.1. |
Совершенствование
|
2000-2002 гг. |
Рекомендации и
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3.2. |
Разработка единых
|
2000-2003 гг. |
Комплект документов:
|
НТЦ "Взрыво-
|
3.3. |
Разработка
|
2000-2003 гг. |
Критерии и системы
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3.4. |
Разработка основ
|
2000-2002 гг. |
Принципы, алгоритмы и
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3.5. |
Развитие межгосу-
|
2000-2003 гг. |
Методическое и
|
ВНИИ ГОЧС,
|
3.6. |
Разработка авто-
Технико-
Расчет и
|
2000-2002 гг. |
Комплект
Мероприятия по
Нормативные документы
|
НИЦ
|
4. |
Создание исходной
|
2000-2003 гг.
2000-2001 гг.
2000-2003 гг.
2000-2003 гг. |
Алгоритмы и пакеты
Проект стандарта
Банки данных для
Теория и методы
|
ИМАШ РАН,
|
5. |
Развитие уточнен-
|
2000-2003 гг. |
Дополнения к
|
ВНИИ ГОЧС,
|
5.1. |
Разработка единой
|
2000 г. |
Структура и базовые
|
ИГТМ НАНУ,
|
5.2. |
Разработка
- разработка
|
2000-2003 гг. |
Унифицированная
Процедуры оценки
|
ВНИИ ГОЧС,
|
5.3. |
Разработка
|
2000-2001 гг. |
Рекомендации по оценке
Положение о
|
ВНИИ ГОЧС,
|
5.4. |
Формирование
|
2000-2002 гг. |
Требования, структура
Методики |
ИГЭ РАН,
|
5.5. |
Разработка
|
2000 г. |
Требования к развитию
Рекомендации |
ВНИИ ГОЧС,
|
5.6. |
Разработка
|
2000-2002 гг. |
Методика прогноза
|
ИГЭ РАН,
|
6. |
Исследование
|
2000-2003 гг. |
Каталог действующих
|
РГ РАН,
|
6.1. |
Анализ проблем
|
2000-2001 гг. |
Методики
|
ВНИИСТ,
|
6.2. |
Разработка
|
2000-2002 гг. |
Базовый нормативный
|
ИМАШ РАН,
|
6.3. |
Разработка
|
2000-2003 гг. |
Рекомендации по
|
РНЦ КИ,
|
7. |
Подготовка
|
2000-2003 гг. |
Предложения по участию
|
МГС по ЧС,
|
7.1. |
Анализ и
|
2000-2003 гг. |
Согласованная
|
ВНИИ ГОЧС,
|
7.1.1. |
Анализ
|
2000-2001гг.
2000-2003 гг. |
Аналитический отчет по
Автоматизированная
|
ИМАШ РАН,
|
7.1.2. |
Подготовка и
Обоснование
|
2000-2001 гг. |
Совместные программы
Алгоритмы управления,
|
МКНТ,
|
III. Научно-организационные мероприятия |
||||
1. |
Создание научно-
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
2. |
Проведение
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
3. |
Проведение
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
4. |
Проведение
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
5. |
Проведение
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
6. |
Подготовка
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
7. |
Подготовка
|
2000-2003 гг. |
- |
Научный совет
|
8. |
Участие
|
Международные
|
- |
Научный совет
|
________________________
* Приведенные в графе 5 аббревиатуры расшифрованы в приложении 3.
Приложение 1
Сводная таблица
расчетных финансовых затрат по реализации
Программы на период до 2003 г.*
Государства-
|
Доле-
|
Всего,
|
В том числе, тыс. рублей РФ
|
|
Мероприятия на
|
Общие
|
|||
Азербайджанская
Республика Армения Республика Беларусь Грузия Республика Казахстан Кыргызская Республика Республика Молдова Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан Украина |
3,37
5,0 2,21 6,97 1,16 1,63 55,16 1,28 4,65 16,25 |
680 (27,2)
1010 (40,4) 445 (17,8) 1412,5 (56,5) 235 (9,4) 330 (13,2) 11187,5 (447,5) 255 (10,2) 945 (37,8) 3295 (131,8) |
627,5 (25,1)
925 (37,4) 415 (16,6) 1295 (51,8) 212,5 (8,5) 307,5 (12,3) 10295 (411,8) 235 (9,4) 870 (34,8) 3037,5 (121,1) |
52,5 (2,1)
75 (3,0) 37,5 (1,5) 117 (4,7) 20 (0,8) 20 (0,8) 892,5 (35,7) 20 (0,8) 75 (3,0) 265 (10,6) |
Итого |
100,0 |
20262 (810,5) |
18645 (745,8) |
1617 (64,7) |
Курс доллара США к российскому рублю принят по состоянию на 1 сентября 1999 г. (1 USD = 25 рублей)
________________________
* Затраты приведены расчетно и уточняются при реализации национальных программ с годовыми заданиями в пределах утвержденных национальных бюджетов.
Приложение 2
Научно-технические программы государств-участников СНГ
по проблемам прогнозирования, предотвращения и снижения ущерба
от чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера
N
|
Проблема и
|
Сроки |
Результаты
|
Исполнители |
1. |
Федеральная
|
1996-2000 гг. |
Создание единой
|
Министерства,
|
2. |
Безопасность и
|
1998-2000 гг. |
Сохранение и
|
Министерство
|
3. |
Республиканская
|
1997-1999 гг. |
Разработка
|
МЧС Республики
|
4. |
Межгосударственная
|
1995-2000 гг. |
Прогнозно-
|
НАН Республики
|
5. |
Национальная
|
1999 (начало
|
Решение
|
Управление
|
Приложение 3
ПЕРЕЧЕНЬ
организаций государств-участников СНГ, участвующих в Программе,
и их сокращенные наименования
Азербайджанская Республика
АН АР Академия наук Азербайджанской Республики
Республика Армения
HAH PA Национальная академия наук Республики Армения
ИГИС НАН РА Институт геофизики и инженерной сейсмологии НАН РА
ГГО НАН РА Гарнийская геофизическая обсерватория НАН РА
НПО ВП и Г Научно-производственное объединение водных проблем
и гидротехники
АрмНИИСС и ЗС Армянский научно-исследовательский институт
сейсмостойкого строительства и защитных сооружений
ИГН НАН РА Институт геологических наук НАН РА
НССЗ РА Национальная служба сейсмической защиты РА
УЧС РА Управление чрезвычайных ситуаций при
Правительстве Республики Армения
ЕрАСИ Ереванский архитектурно-строительный институт
ИКУ УЧС РА Институт кризисного управления при УЧС РА
Республика Беларусь
НАНБ Национальная академия наук Беларуси
ИГН НАНБ Институт геологических наук НАНБ
ИЛ НАНБ Институт леса НАНБ
ИНДМАШ НАНБ Институт надежности машин НАНБ
ИТК НАНБ Институт технической кибернетики НАНБ
НИП ГИС НАНБ Научно-инженерное предприятие
"Геоинформационные системы" НАНБ
НЦ ПММ НАНБ Научный центр проблем механики машин НАНБ
МЧС РБ Министерство по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь
НИИ ПБ и ЧС МЧС РБ Научно-исследовательский институт пожарной
безопасности и чрезвычайных ситуаций МЧС
Республики Беларусь
БелГУТ Белорусский государственный университет транспорта
НИИ ФХП БГУ Научно-исследовательский институт
физико-химических проблем Белорусского
государственного университета
НПО "Трибофатика" Научно-производственное объединение "Трибофатика",
г. Гомель
Грузия
АНГ Академия наук Грузии
ИГ АНГ Институт геофизики АНГ
ГТУ Грузинский технический университет
ИСМ и С АНГ Институт строительной механики и сейсмостойкости АНГ
ЦПГИС СЗС ГГО Центр прикладной геофизики, инженерной сейсмологии
и сейсмической защиты сооружений Грузинского
геофизического общества
ТНИИ ЗОС Тбилисский НИИ защиты окружающей среды
НИЛ ТА и СИЗ Научно-исследовательская лаборатория по изучению
причин техногенных аварий и совершенствованию
индивидуальной защиты
Республика Казахстан
МН-АН РК Министерство науки - Академия наук
Республики Казахстан
ИГ МН-АН РК Институт географии МН-АН РК
ИС МН-АН РК Институт сейсмологии МН-АН РК
МЦГГ Международный центр геоэкологии горных стран
аридных регионов
Кыргызская Республика
НАН КР Национальная академия наук Кыргызской Республики
МЧС и ГО КР Министерство по чрезвычайным ситуациям и
гражданской обороне КР
ИФМГП HAH KP Институт физики и механики горных пород НАН КР
НИЦ "Геоприбор" ИФМГП Научно-инженерный центр "Геоприбор" ИФМГП НАН КР
НАН КР
Республика Молдова
АН РМ Академия наук Республики Молдова
ГПО "AGeoM" Государственное производственное объединение "Аджсом"
МРТСКХ Министерство развития территорий, строительства и
коммунального хозяйства
ИИИГК "INGEOCAD" Институт инженерных изысканий геодезии и кадастра
"Ingeocad" национального агентства кадастра,
земельных ресурсов и геодезии
МЭР Министерство экономики и реформ
Институт "Acvaproiect" Институт "Acvaproiect" Министерства сельского
МСХПП хозяйства и перерабатывающей промышленности
Российская Федерация
РАН Российская академия наук
ИГЭ РАН Институт геоэкологии РАН
ОИФЗ РАН Объединенный институт физики Земли РАН
ИХФ РАН Институт химической физики РАН
РГ РАН Рабочая группа РАН по анализу рисков
ИПУ РАН Институт проблем управления РАН
ИГП РАН Институт государства и права РАН
ИМАШ РАН Институт машиноведения РАН
ЕЦНТУР Европейский центр новых технологий управления
рисками при Исполнительном секретариате
частично открытого Соглашения Совета Европы
ВНИИ ГОЧС Всероссийский научно-исследовательский институт
по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям
ВНИИ ПО Всероссийский научно-исследовательский институт
пожарного оборудования
МГСУ Московский государственный строительный университет
НТЦ "Взрывоустойчивость" Научно-технический центр "Взрывоустойчивость",
г. Москва
МГТУ Московский государственный технический университет
им. Баумана
МПС России Министерство путей сообщения Российской Федерации
МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации
МИПБ МВД РФ Московский институт пожарной безопасности при МВД России
НТЦ ГГТН РФ Научно-технический центр Госгортехнадзора
ВНИИСТ Всероссийский научно-исследовательский институт
стальных труб
МЧС России Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
ЦУКС МЧС РФ Центр управления кризисными ситуациями при
Министерстве Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
ЦИЭКС Центр исследований экстренных кризисных ситуаций
при МЧС России
ФАПСИ Федеральное агентство правительственной связи и
информации
РАИН-АПРАЙС Центр оценки инвестиций и недвижимости
Российского агентства инвестиций недвижимости
КЧС СО - Алания Комитет по чрезвычайным ситуациям Республики
Северная Осетия - Алания
Горно-Алтайский ГУ Горно-Алтайский государственный университет
ЦНИИ МПС Центральный научно-исследовательский институт
Министерства путей сообщения Российской Федерации
МИИТ Московский институт инженеров транспорта
РНЦ КИ Российский научный центр "Курчатовский институт"
НТЦ ГАН Научно-технический центр Госатомнадзора
ИРБ РАН Институт риска и безопасности РАН
МКНТ Московский комитет по науке и технике
СЦ ИГЭ РАН Сейсмологический центр Института геоэкологии РАН
ЦИГЕД ОИФЗ Центр изучения компьютерных геофизических данных
Объединенного института физики Земли РАН
РМК Компания по управлению финансовыми и техногенными
регионами "Риск - менеджмент консалтинг"
ОАО "АРИСС" Открытое акционерное общество "Ассоциация
разработчиков и изготовителей средств спасения"
(АО "Средства спасения", "Мостехноспас", "СПРУТ",
НИИ спецтехники МГТУ, ЗАО "МЕДИТЭКС")
АЕН Академия естественных наук
ВЦ "Защита" Всероссийский центр "Защита" Министерства
здравоохранения Российской Федерации
Госцентр "Природа" Государственный центр "Природа" Федеральной
службы геодезии и картографии
МИИГА и К Московский институт инженеров геодезии,
аэрофотосъемки и картографии
Республика Таджикистан
АН РТ Академия наук Республики Таджикистан
ИСС и С АН РТ Институт сейсмостойкого строительства и
сейсмологии АН РТ
Республика Узбекистан
АН РУ Академия наук Республики Узбекистан
ИМ и СС АН РУ Институт механики и сейсмостойкости
сооружений АН РУ
Украина
НАНУ Национальная академия наук Украины
СОПС НАНУ Совет по изучению производительных сил НАНУ
ИГТМ НАНУ Институт геотехнической механики НАНУ
ИПП НАНУ Институт проблем прочности НАНУ
ИЭС НАНУ Институт электросварки им. Патона НАНУ
ИК НАНУ Институт кибернетики им. Глушкова НАНУ
НТЦ ГН Научно-технический центр Госнадзора
УРЦ Украинский радиологический центр
ГП "Днепроград" Государственное предприятие "Днепроград"
НИСИ Национальный институт стратегических исследований
ГНИИ ИМЭ НАИ Государственный научно-исследовательский институт
информации и моделирования экономики Национального
агентства информатизации
ИПСА НАНУ Институт проблем системного анализа НАНУ
ЦКТ "Инфоплюс" Центр компьютерных технологий "Инфоплюс"
ИСИИТ Институт системных исследований и информационных
технологий
ИПРИ НАНУ Институт проблем регистрации информации НАНУ
ГП "Новотестандарт" Государственное предприятие "Новотестандарт"
НИИ микрографии Научно-исследовательский институт микрографии
НИИ УкрВОДГЕО Научно-исследовательский институт УкрВОДГЕО
МП "Энергия ТКС" Малое предприятие "Энергия ТКС"
ИППТ Институт прикладных проблем и технологий
Другие организации
ИК СНГ Исполнительный комитет СНГ
ГПНТ "Дружба" Государственный нефтепровод "Дружба"
НТУ Научно-техническое учреждение
МГС по ЧС Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям
природного и техногенного характера
МЭС Межгосударственный экологический совет
Приложение 4
Сводная таблица
участия государств в реализации заданий Программы
на период до 2003 г.
Государства-участники |
Номера разделов, заданий и подзаданий Программы,
|
Азербайджанская
Республика Армения
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина |
I
- 1; 3;
II
- 2.3; 2.8; 6;
III.
I
- 1; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6.1; 2; 2.1; 2.2; 2.3; 2.5;
I
- 1; 1.4; 1.5; 1.6.1; 2; 2.5.1; 3.
I
- 1; 1.4; 1.5; 1.6.1; 2; 2.5.1; 3.
I
- 1; 1.4; 1.5; 1.6.1; 2; 2.5.1; 3.
I
- 1; 1.4; 1.5; 1.6.1; 2; 2.1; 2.2; 2.3; 2.3.1;
|
Приложение 5
Ориентировочные плановые затраты по разделам,
заданиям и подзаданиям Программы на период до 2003 г.
Номер
|
Номера заданий и подзаданий
|
Общая стоимость
|
тыс. рублей РФ (тыс. долларов США) |
||
I |
1:
1.1.-289 (11,56); 1.2.-340 (13,6);
|
1 -2199,2 (87,9) |
|
2:
2.1.-143,5 (5,74); 2.2.-392,5 (15,7);
|
2 -3474,2 (139) |
|
3: * - |
3- |
Итого |
по I разделу |
5673,4 (226,9) |
II |
1: 1.1.-921,8 (36,81); 1.2.-392,5 (15,7); |
1 -1314,5 (52,51) |
|
2:
2.1.-565 (22,6); 2.2.-302,5 (12,1);
|
2 -3035 (121,4) |
|
3:
3.1.-332,5 (13,3); 3.2.-1030 (41,2);
|
3 -3080 (123,2) |
|
4: 1582 (63,3) |
4 -1582 (63,3) |
|
5:
5.1.-412,5 (16,5); 5.2.-510 (20,4,);
|
5 -1612,1 (64,55) |
|
6:
6.1.-932,5 (37,3); 6.2.-850 (34);
|
6 -1880(75,2) |
|
7: 7.1.-1075 (43) |
7 -1075 (43) |
Итого |
по II разделу |
13578,6 (543,2) |
III |
1 -106,2 (4,25) |
1 -106,2 (4,25) |
|
2 -160 (6,4) |
2 -160 (6,4) |
|
3 -106,2 (4,25) |
3 -106,2 (4,25) |
|
4 -85 (3,4) |
4 -85 (3,4) |
|
5 -148,8 (5,95) |
5 -148,8 (5,95) |
|
6 -148,8 (5,95) |
6 -148,8 (5,95) |
|
7 -85 (3,4) |
7 -85 (3,4) |
|
8 -170 (6,8) |
8 -170 (6,8) |
Итого |
по III разделу |
1010 (40,4) |
Общие |
предлагаемые расчетные затраты |
20262 (810,5) |
*) финансирование по специальным программам