Правительства государств-участников настоящего Соглашения, далее участники Соглашения,
принимая во внимание возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, последствия которых не могут быть ликвидированы силами и средствами одного из участников Соглашения, и необходимость в этой связи в скоординированных действиях;
учитывая возможность трансграничного воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, требующего осуществления согласованных действий в предупреждении и ликвидации их последствий;
признавая необходимость совместного использования аварийно-спасательных сил, материально-технических, медицинских, продовольственных, финансовых и информационных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
стремясь к сохранению и развитию научно-технических отношений при решении проблем предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
согласились о нижеследующем:
Статья 1.
Настоящее Соглашение определяет порядок участия и осуществление взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие природных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
Статья 2.
Основные принципы взаимодействия участников Соглашения:
интеграция систем и органов, предназначенных для предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях, включая скоординированность национальных планов действий в таких ситуациях;
сближение норм законодательства и разработка соглашений, необходимых для взаимодействия и сотрудничества в специальных областях;
осуществление совместных действий в международных организациях и участие в международных программах соответствующей направленности;
ответственность участника Соглашения за возникновение и последствия чрезвычайной ситуации;
превентивность действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
самостоятельность принятия решения на внутригосударственном уровне.
Статья 3.
Участники Соглашения осуществляют взаимодействие по следующим основным направлениям:
координация (организация) работ по созданию и совершенствованию системы взаимодействия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка и реализация межгосударственных целевых и научно-технических программ по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, включая вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды;
контроль за состоянием потенциально опасных объектов, окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов;
взаимное оповещение о состоянии потенциально опасных объектов и окружающей среды, возникающих чрезвычайных ситуациях, ходе их развития и возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и принятие мер по размещению пострадавшего населения на территориях участников Соглашения;
подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 4.
Участники Соглашения разрабатывают и реализуют межгосударственные целевые и научно-технические программы, которые согласовываются и утверждаются теми участниками Соглашения, которые принимают участие в их реализации.
Статья 5.
Участники Соглашения предоставляют друг другу информацию о силах и средствах, которые могут оперативно привлекаться для проведения аварийно-спасательных работ на территориях участников Соглашения при получении соответствующего запроса.
Участники Соглашения в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может обратиться за необходимой помощью к другим участникам Соглашения, указывая конкретные виды и объемы запрашиваемой помощи.
Руководство привлекаемыми для оказания помощи силами и средствами осуществляет участник Соглашения, на территории которого проводятся аварийно-спасательные работы.
При необходимости привлечения других сил и средств для наращивания усилий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, решения вопросов жизнеобеспечения участники Соглашения вырабатывают и представляют Совету глав правительств Содружества соответствующие предложения.
Силы и средства участников Соглашения привлекаются для выполнения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других работ на условиях последующего возмещения произведенных затрат за счет запрашивающей помощь Стороны или в иной согласованной форме.
Статья 6.
Участники Соглашения обязуются оперативно предоставлять друг другу информацию, необходимую для выполнения настоящего Соглашения.
Статья 7.
Порядок, правила и процедуры, касающиеся ответственности за ущерб, причиненный в результате чрезвычайной ситуации, будут регулироваться отдельным соглашением.
Статья 8.
Участники Соглашения разрешают споры относительно толкования и применения настоящего Соглашения путем переговоров или с помощью иных мирных средств по своему выбору.
Статья 9.
В целях практической реализации положений настоящего Соглашения создается Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в составе полномочных представителей участников Соглашения, по одному от каждого государства.
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера в своей работе руководствуется Положением, которое является неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Сноска. Статья 9 с изменением, внесенным постановлением Правительства РК от 08.10.2016 № 576.
Статья 10.
Настоящее Соглашение открыто для подписания всеми государствами участниками Содружества Независимых Государств.
К настоящему Соглашению с согласия всех его участников может присоединиться любое другое государство.
Статья 10.1
По согласию участников Соглашения в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются соответствующими протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Сноска. Соглашение дополнено статьей 10.1 в соответствии с постановлением Правительства РК от 08.10.2016 № 576.
Статья 11.
Каждое государство-участник Соглашения может выйти из Соглашения, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения для такого участника прекращается по истечении 12 месяцев со дня получения депозитарием упомянутого уведомления.
Статья 12.
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания.
Совершено в городе Минске 22 января 1993 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Правительство За Правительство
Азербайджанской Республики Российской Федерации
присоединился с оговоркой
15.06.94
За Правительство За Правительство
Республики Армения Республики Таджикистан
За Правительство За Правительство
Республики Беларусь Туркменистана
За Правительство За Правительство
Республики Казахстан Республики Узбекистан
За Правительство За Правительство
Республики Кыргызстан Украины
За Правительство
Республики Молдова
Приложение
к Соглашению о
взаимодействии в области
предупреждения и ликвидации
последствий чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного характера
от 22 января 1993 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям
природного и техногенного характера
Сноска. Соглашение дополнено приложением в соответствии с постановлением Правительства РК от 08.10.2016 № 576.
I. Общие положения
1. Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее — Совет) создан в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года (далее - Соглашение) и является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств (далее - СНГ).
2. Совет в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом СНГ, международными договорами, заключенными в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета СНГ, а также настоящим Положением.
3. В своей деятельности Совет подотчетен Совету глав правительств СНГ.
4. Совет осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и другими органами отраслевого сотрудничества СНГ.
5. Совет формируется из руководителей органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
При направлении на заседания Совета лиц, замещающих членов Совета, их полномочия должны быть подтверждены. Полномочия предъявляются через Секретариат Совета председателю Совета, который информирует о них участников заседания.
Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос. Решения Совета носят рекомендательный характер.
В состав Совета входят с правом совещательного голоса его секретарь и представитель Исполнительного комитета СНГ.
II. Задачи и функции Совета
1. Основными задачами Совета являются:
содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
разработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка общих методических подходов при прогнозировании и мониторинге чрезвычайных ситуаций;
содействие исполнению решений, принятых Советом глав государств, Советом глав правительств, Советом министров иностранных дел и Экономическим советом СНГ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
2. Функции Совета:
участвует в организации оперативного взаимодействия органов государственной власти, ответственных в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
участвует в разработке и реализации мер, направленных на совершенствование защиты населения и территорий государств - участников Соглашения от чрезвычайных ситуаций;
готовит совместные планы действий, направленных на предупреждение и ликвидацию крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуаций; участвует в организации и проведении совместных учений; содействует разработке и реализации межгосударственных программ, проектов и мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов;
содействует проведению совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обмену информацией о научно-технических достижениях, обмену методической и технологической документацией, специальными периодическими изданиями;
взаимодействует с другими органами СНГ и при необходимости проводит с ними совместные заседания;
назначает орган управления Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определяет его состав, регламент работы и контролирует его деятельность;
разрабатывает предложения по составу сил, выделяемых в Корпус сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядку их применения;
организовывает взаимное информирование о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайных ситуаций;
осуществляет рабочие контакты с международными организациями в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.
III. Права Совета
Для осуществления своих задач и функций Совет имеет право:
1. Запрашивать и получать от соответствующих министерств и ведомств государств - участников Соглашения информацию, доступ к которой не ограничен законодательством запрашиваемого государства, необходимую для выполнения своих функций, а также информацию о выполнении решений Совета.
2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение органов СНГ проекты документов, подготовленные Советом.
3. Создавать при необходимости рабочие группы для решения конкретных задач по отдельным направлениям деятельности Совета.
4. Осуществлять действия, направленные на развитие и совершенствование взаимодействия государств — участников Соглашения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Разрабатывать и утверждать регламент своей работы, а также вносить в него изменения.
IV. Организация и порядок работы Совета
1. Работа Совета осуществляется путем проведения заседаний Совета поочередно в государствах - участниках Соглашения.
Свою работу Совет организует на основе утвержденных им планов.
2. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Место проведения очередного заседания определяется на предыдущем заседании Совета. Внеочередное заседание Совета может созываться по инициативе любого члена Совета и с согласия большинства членов Совета.
Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует более половины его членов или уполномоченных ими лиц.
3. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством — участником Соглашения в лице его представителя в порядке русского алфавита названий государств, как правило, в течение одного года, если иное не будет установлено Советом.
Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями. В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.
4. Председатель Совета:
осуществляет общее руководство деятельностью Совета;
проводит заседания Совета;
представляет в установленном порядке Совет в органах СНГ;
поддерживает и развивает по поручению Совета контакты с другими организациями на уровне их рабочих групп в пределах своей компетенции;
содействует обеспечению взаимодействия между органами государственной власти, ответственными в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные действия, связанные с обеспечением деятельности Совета.
5. Член Совета имеет право получать необходимую информацию о деятельности рабочих групп, принятых решениях, а также вносить на обсуждение любые вопросы в пределах компетенции Совета.
6. В заседании Совета с согласия его членов могут принимать участие в качестве наблюдателей представители общественных организаций государств - участников Соглашения, представители государств СНГ, не являющихся участниками Соглашения, а также представители третьих государств, межгосударственных объединений и международных организаций.
7. Предварительная повестка дня каждого следующего заседания Совета определяется на очередном заседании Совета.
Предложения в повестку дня вносятся в виде предварительных проектов документов или их концепций.
Решение о включении вопроса в повестку дня принимает Совет.
Органы государственной власти, ответственные в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения за предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, оказывают необходимое содействие Совету в его работе.
8. Решения Совета принимаются на основе консенсуса членов Совета, присутствующих на заседании. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из присутствующих на заседании членов Совета, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу. Любой член Совета может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения.
Процедурные вопросы, в том числе касающиеся открытия/закрытия заседания, его ведения, внесения предложений к проекту повестки дня и принятия повестки дня, регламента работы, предоставления слова наблюдателям, решаются простым большинством голосов присутствующих членов Совета.
При необходимости принятия решений в промежутках между заседаниями Совета Секретариат Совета совместно с Исполнительным комитетом СНГ по указанию председателя Совета организует в течение установленного им срока принятие решения с использованием подлинника подписи каждого из членов Совета. Датой принятия решения считается дата последней подписи участвующих в подписании членов Совета.
9. Решения Совета, непосредственно затрагивающие интересы какого- либо государства - участника Соглашения, не могут приниматься в отсутствие представляющего его члена или уполномоченного им лица.
10. Работа Совета при оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации осуществляется в особом порядке, определяемом председателем Совета исходя из обстановки.
V. Секретариат Совета
1. Функции Секретариата Совета осуществляются органом государственной власти государства - участника Соглашения, которое председательствует в Совете, совместно с соответствующим структурным подразделением Исполнительного комитета СНГ.
2. Секретариат Совета выполняет следующие функции:
организация и обеспечение совместно с принимающей стороной проведения очередных заседаний Совета;
осуществление организационного, документального и информационного обеспечения деятельности членов Совета;
формирование на основании предложений членов Совета проектов повесток дня заседаний Совета и подготовка рабочих материалов к ним;
подготовка и согласование проектов документов к заседаниям Совета;
обобщение поступающих материалов и организация их рассылки членам Совета;
обеспечение переписки с членами Совета по вопросам деятельности Совета;
обобщение сведений, отражающих степень выполнения принятых Советом решений;
обеспечение Совета необходимой информацией о деятельности других органов СНГ и международных организаций.
3. Секретарь Совета назначается председателем Совета.
Секретарем Совета является представитель органа государственной власти, руководитель которого председательствует в Совете, а заместителем секретаря - представитель Исполнительного комитета СНГ.
4. Положение о Секретариате Совета утверждается Советом.
VI. Финансирование
1. Расходы, связанные с финансированием проведения заседаний Совета, осуществляются за счет соответствующего органа государственной власти государства - участника Соглашения, на территории которого проводится заседание Совета.
2. Расходы на командирование членов Совета и участников заседания осуществляются направляющими органами государственной власти и организациями государств - участников СНГ.
ОГОВОРКА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
к подписанному 30 октября 2015 года Протоколу о внесении изменений и дополнений в Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 года
1. С учетом особого мнения Азербайджанской Республики к Решению Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 года "Об Общем положении об органах отраслевого сотрудничества СНГ".
2. 3а исключением абзаца 3 пункта 1, а также абзацев 4, 8 и 9 пункта 2 Раздела 2 "Положения о Межгосударственном совете по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера".
Первый заместитель
Премьер-министра
Азербайджанской Республики Ягуб Эюбов