Сноска. Утратило силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.07.2018 № 112 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
Комиссия таможенного союза решила:
1. Одобрить проект решения Межгосударственного совета (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств "Об Интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли таможенного союза" (далее – Система) (Приложение № 1).
2. Просить Стороны в срок до 5 декабря 2009 года представить замечания и предложения к проекту Соглашения о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (Приложение № 2).
3. Секретариату Комиссии таможенного союза разработать организационные документы, определяющие порядок проведения конкурсных процедур при размещении заказа на поставку товаров (работ, услуг) и порядок приемки выполненных работ в рамках создания Системы.
Члены Комиссии таможенного союза:
От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Российской Федерации |
А. Кобяков | У. Шукеев | И. Шувалов |
РЕШЕНИЕ № 22
27 ноября 2009 г. г. Минск
Об Интегрированной информационной системы внешней
и взаимной торговли таможенного союза
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган таможенного союза) на уровне глав государств решил:
1. Одобрить проект Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза(прилагается).
2. Главам правительств государств – членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС утвердить Концепцию, указанную в пункте 1 настоящего Решения, одновременно с принятием Соглашения о создании, функционировании и развитии Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.
3. Разрешить Комиссии таможенного союза использовать остатки финансовых средств 2009 года, образовавшиеся на счетах Секретариата Комиссии таможенного союза по состоянию на 1 января 2010 года, по статьям расходов "Арендная плата за пользование имуществом", "Коммунальные услуги" и "Прочие расходы" на финансирование разработки технико-экономического обоснования создания и функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза в соответствии со сметой, утвержденной Комиссией таможенного союза, в качестве дополнительного финансирования деятельности Секретариата Комиссии таможенного союза сверх расходов, утвержденных в смете расходов Комиссии таможенного союза на 2010 год.
4. Предусмотреть в проекте сметы расходов Комиссии таможенного союза на 2011 год расходы на финансирование Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.
Члены Межгосударственного Совета:
От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Российской Федерации |
ОДОБРЕН Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 22 ПРОЕКТ |
Концепция создания Интегрированной
информационной системы внешней и взаимной
торговли таможенного союза
1.1. Назначение и структура документа
1.2. Общее содержание документа
1.3. Правовые основы Концепции
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
4. Основные требования к Системе
6. Сроки и этапы создания системы
7. Нормативная база создания Системы
8. Обеспечение информационной безопасности
9. Организационные мероприятия
10. Предложения по объемам и источникам финансирования
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Назначение и структура документа
Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее - Система).
Настоящая Концепция учитывает мировой опыт и сложившуюся практику обеспечения унификации и стандартизации процессов информационного взаимодействия между гражданами, организациями и государственными органами. Концепция направлена на реализацию совместных усилий обеспечения выгод и экономических интересов всех государств - членов таможенного союза (далее - государства-члены).
1.2. Общее содержание документа
Концепция содержит общие цели, задачи, подходы и принципы решения вопросов создания Системы.
1.3. Правовые основы Концепции
Концепция разрабатывается на основе Решения Комиссии таможенного союза от 25 июня 2009 года №61 "О разработке Комплекса мероприятий по созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли".
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
2.1. Цель создания Системы
Целью создания Системы являются обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
2.2. Задачи Системы
Указанная цель достигается решением следующих задач:
- создание и ведение единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли таможенного союза;
- формирование интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории таможенного союза;
- создание общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организация информационного взаимодействия органов государств-участников для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- информационное обеспечение контроля международного таможенного транзита;
- обеспечение возможности реализации механизмов предварительного информирования и электронного декларирования;
- организация информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фито-санитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории таможенного союза;
- обеспечение информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечение органов, осуществляющих государственный контроль, информацией, необходимой и достаточной для осуществления всех видов государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза;
- обеспечение персональной идентификации и разграничения доступа к информации на принципах унификации;
- обеспечение доступа к нормативным правовым актам государств-членов таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
3. Краткая характеристика текущего состояния информатизации
государств-членов в области внешней и взаимной торговли
В настоящее время таможенные, налоговые и другие контролирующие органы государств-членов активно ведут работы по созданию и развитию национальных информационных систем, направленных на автоматизацию ключевых процессов государственного регулирования в области внешней и взаимной торговли. Одновременно таможенные органы Республики Беларусь и Российской Федерации реализуют взаимодействие, в том числе информационное, в рамках Союзного государства. Также работы по созданию общих информационных систем ведутся в рамках ЕврАзЭС.
Работы по развитию национальных систем проводятся государствами -членами в рамках собственных планов в соответствии с действующими на их территории нормативными правовыми актами и выбранными технологическими и архитектурными решениями и опираются на использование собственных и международных справочников и классификаторов. Важным свойством каждой системы является использование системы обеспечения информационной безопасности, разработанной в соответствии с законодательством государств-членов.
В этой связи эффективное решение задачи над?жной интеграции информационных систем в рамках таможенного союза возможно на основе создания интеграционных сегментов, поддерживающих процессы информационного взаимодействия государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю и использующих единую систему справочников и классификаторов, обеспечивающих признаваемую всеми участниками юридическую значимость пересылаемых данных и электронных документов.
4. Основные требования к Системе
Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств-членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.
Основные требования к построению Системы:
- Система не должна подменять национальные системы государств-членов;
- Система не должна требовать от государств-членов внесения изменений в средства обеспечения информационной безопасности информационных систем государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю;
- в Системе должен поддерживаться регламентированный доступ участников к общим информационным ресурсам, необходимым для межгосударственного взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю в рамках Системы;
- архитектура Системы должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами;
- Система должна обеспечивать сбор, обработку и хранение регламентированной информации о внешней и взаимной торговле;
- Система должна обеспечивать соблюдение требований, предъявляемых к документам, таких как аутентичность, достоверность, целостность, пригодность для использования в соответствии с международным стандартом ISO 15489-1:2001 Information and documentation. Records management. General;
- Система должна предоставлять возможность обмена данными и электронными документами, имеющими юридическую силу (или взаимно признаваемыми как таковые);
- Система должна обеспечивать обмен юридически значимыми электронными документами на основе доверенных сервисов в соответствии с международными рекомендациями ITU-T серия X.842 (Информационные технологии - Методы защиты - Руководящие указания по применению и управлению службами доверенной третьей стороны).
5. Архитектура системы
Создаваемая Система должна состоять из центрального узла Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия) и узлов, разворачиваемых в каждом государстве-члене (рис. 1).
Взаимодействие между всеми узлами Системы обеспечивается за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Системы.
Интеграционный шлюз – программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие межгосударственных и межведомственных информационных систем при обмене данных.
Рис 1. Архитектура Системы
Интеграция услуг и сервисов, предоставляемых Системой уполномоченным органам государств-членов организуется на принципах сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием различных технологий, в том числе:
- удаленного web-доступа пользователей к централизованным инфомационным ресурсам;
- web-служб и маршрутизации сообщений для взаимодействияприкладных процессов.
Архитектура Системы представляет собой совокупность иерархической и сетевой моделей.
В рамках иерархической модели поддерживается формирование и использование следующих централизованных информационных ресурсов:
- нормативно-справочная информация, находящаяся в ведении
Комиссии и используемая в Системе;
- нормативно-правовая информация таможенного союза;
- хранилище данных, предназначенное для обеспечения деятельности Комиссии.
- Хранилище данных - интегрированный информационный ресурс Системы, обеспечивающий сбор и обработку информации, организацию эффективного хранения и быстрого доступа к ней.
В рамках сетевой модели поддерживается реализация "общих процессов таможенного союза" по следующим направлениям:
- таможенный контроль;
- налоговый контроль;
- фито-санитарный контроль;
- ветеринарный контроль;
- санитарно-карантинный контроль;
- транспортный контроль;
- другие виды государственного контроля в области внешней и взаимной торговли.
Под термином "общие процессы таможенного союза" понимаются
операции и процедуры, регламентированные (установленные) законодательством таможенного союза и законодательствами государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена.
Перечень поддерживаемых Системой общих процессов таможенного союза разрабатывается на этапе эскизного проектирования Системы и может уточняться по результатам реализации компонентов Системы. Состав сведений, используемых при реализации общих процессов таможенного союза, формируется на базе используемых в национальных информационных системах первичной информации (грузовые таможенные декларации, транзитные декларации, заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, лицензии, справки, разрешения, сертификаты и прочие документы), а также информации, содержащейся в межгосударственных и межведомственных соглашениях (протоколах) об информационном взаимодействии между органами государств-членов, участвующими в регулировании внешней и взаимной торговли.
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании и развитии Системы и ее компонент, обеспечения надлежащего уровня защиты информации Секретариат Комиссии организует разработку необходимых технических нормативных правовых актов.
Для поддержки функционирования и эксплуатации интеграционного сегмента Системы в каждом государстве-члене назначается уполномоченный орган.
6. Сроки и этапы создания системы
Для создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза необходимо выполнить двухэтапный комплекс следующих мероприятий:
Первый этап: "Создание первой очереди ИИСВВТ":
1. разработка положений о структурном подразделении в составе Секретариата Комиссии и нормативных правовых и методических документов его взаимодействия с органами, регулирующими внешнюю и взаимную торговлю таможенного союза;
2. разработка технико-экономического обоснования и эскизного проекта по созданию ИИСВВТ;
3. создание информационно-телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры Комиссии;
4. разработка соглашений, порядка и правил обеспечения информационной безопасности ИИСВВТ;
5. создание подсистемы нормативно-справочной информации и нормативно-технической документации, подсистемы правовых и разрешительных документов;
6. создание автоматизированной системы статистики внешней и взаимной торговли таможенного союза;
7. разработка и согласование форм документов, сообщений, форматов данных, регламентов, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия;
8. создание интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
9. создание сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках таможенного союза.
Второй этап: "Создание второй очереди ИИСВВТ":
10. разработка проектной и техно-рабочей документации по созданию второй очереди ИИСВВТ;
11. разработка информационных подсистем для автоматизации общих процессов таможенного союза, определенных на этапе разработки эскизного проекта ИИСВВТ;
12. развитие интеграционных сегментов, портала и прикладных подсистем ИИСВВТ, необходимых для обеспечения работы Комиссии;
13. развитие сетевых сегментов межгосударственного и межведомственного информационного взаимодействия в рамках таможенного союза, в том числе с использованием услуг "доверенной третьей стороны". Функции и принципы деятельности "доверенной третьей стороны" должны быть определены Соглашением о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории таможенного союза, указанным в разделе 7.
Сроки реализации и стоимость мероприятий должны быть определены в технико-экономическом обосновании Системы.
7. Нормативная база создания Системы
Для нормативного обеспечения процесса создания Системы необходимо принять следующие документы:
- Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза;
- Таможенный кодекс таможенного союза;
- Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории таможенного союза;
- нормативные документы (правила) для организационного обеспечения функционирования Системы.
8. Обеспечение информационной безопасности
Обеспечение необходимого уровня информационной безопасности информационных подсистем и ресурсов, их целостности и конфиденциальности основано на применении единых требований защиты информации от несанкционированного доступа или изменения, воздействия компьютерных атак и вирусов, а также на использовании сертифицированных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии.
Контроль использования и защита Системы от несанкционированных действий должны обеспечиваться на основе создания комплексной системы мониторинга и учета операций при работе с государственными информационными системами и ресурсами.
Основными направлениями повышения уровня защищенности объектов общей информационно-технологической инфраструктуры являются:
- обеспечение комплексного подхода к решению задач информационной безопасности с учетом необходимости дифференцирования ее уровней;
- разработка общей модели угроз информационной безопасности;
- определение технических требований и критериев определения критических объектов интегрированной информационно-технологической инфраструктуры;
- создание реестра критически важных объектов, разработка мер по их защите и средств надзора за соблюдением соответствующих требований;
- обеспечение эффективного мониторинга состояния информационной безопасности;
- совершенствование нормативной правовой и методической базы в области защиты информационных систем и ресурсов;
- развитие средств защиты информации, систем обеспечения безопасности электронного документооборота, системы контроля действий государственных служащих по работе с информацией;
- развитие и совершенствование защищенных средств обработки информации общего применения, систем удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи, а также систем их аудита.
Субъектами юридически значимого информационного обмена в рамках таможенного союза выступают национальные системы, а ответственность за подлинность и защиту информации при ее движении от пограничных пунктов до шлюза между национальной системой и Системой несет государство-член. Особенностью такого подхода является то, что система сможет функционировать как система обмена сообщениями и электронными документами в рамках таможенного союза до того, как национальные системы будут приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза.
9. Организационные мероприятия
Разработка и эксплуатация Системы требует наличия соответствующей структуры в Комиссии и регламента ее работы, согласованного Сторонами. Все дальнейшие работы должны будут проводиться по заказу этого органа. Права и обязанности этой структуры должны быть определены Соглашением о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, указанным в разделе 7.
10. Предложения по объемам и источникам финансирования
Объем и источники финансирования создания Системы определяются в соответствии с международным договором о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза.
11. Ожидаемый эффект
Представляется, что создание Системы позволит достичь следующих положительных результаты:
- восстановление нарушенных экономических связей и развитие экономической интеграции на таможенной территории таможенного союза;
- сокращение экономических и административных барьеров во взаимной торговле;
- ускорение и рост товарооборота между государствами-членами транзита по их территории;
- улучшение экономических показателей внешней и взаимной торговли в результате использования интегрированных информационных ресурсов.
Создание Системы позволит осуществлять мониторинг внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза.
Система позволит наладить постоянное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств-членов и обеспечит:
- устойчивый и постоянный обмен информацией между таможенными и другими контролирующими органами;
- оптимизацию применения форм государственного контроля без снижения его качества при осуществлении внешней и взаимной торговли;
- повышение оперативности предоставления и уровня непротиворечивости информации о процессах внешней и взаимной торговли;
- сокращение времени на выполнение контрольных операций;
- повышение уровня информационной безопасности;
- прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия для государств-членов в этой сфере;
- единообразие методологии организации и осуществления таможенного контроля и применение при этом единого состава документов;
- функционирование единой системы статистической отчетности внешней и взаимной торговли;
- повышение эффективности борьбы с контрабандой на таможенной территории таможенного союза.
Основной ожидаемый эффект от создания Системы:
- единообразное применение мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории таможенного союза;
- обеспечение единого торгового режима в отношении третьих стран;
- своевременное и обоснованное взыскание и уплата налогов и таможенных пошлин;
- централизованный учет и контроль применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов и т.п.;
- обеспечение Комиссии и руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли таможенного союза.
Создание Системы будет содействовать реализации политики внешней торговли таможенного союза.
Приложение № 2 к Решению Комиссии таможенного союза от 26 ноября 2009 года № 121 Проект |
СОГЛАШЕНИЕ
о создании, функционировании и развитии
Интегрированной информационной системы
внешней и взаимной торговли таможенного союза
Правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами,
основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года и Соглашении о Секретариате Комиссии таможенного союза от 12 декабря 2008 года,
основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,
в целях создания благоприятных условий субъектам хозяйствования государств Сторон, обеспечения эффективного регулирования внешней ивзаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, осуществления таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий, обеспечения процессов экономической интеграции, организации эффективной работы Межгосударственного Совета (высшего органа таможенного союза), Комиссии таможенного союза,
осознавая, что для достижения этих целей определяющим является широкое применение информационных технологий при формировании и функционировании таможенного союза,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны предпринимают совместные усилия, направленные на создание, обеспечение функционирования и развития Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза (далее - Система).
Статья 2
Настоящее Соглашение определяет основы создания, функционирования и развития Системы, определяет полномочия Комиссии таможенного союза (далее - Комиссия), Секретариата Комиссии (далее - Секретариат) по созданию Системы, распределение функций по созданию Системы между Сторонами, источники и порядок финансирования, порядок выбора исполнителей (поставщиков) товаров (работ, услуг).
Статья 3
Для целей настоящего Соглашения применяются следующие термины и определения:
"база данных" – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;
"банк данных" – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;
"защита информации" – комплекс правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение целостности (неизменности), конфиденциальности, доступности и сохранности информации;
"информация" – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
"информационная система" – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;
"информационная технология" – совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и защиты информации;
"информационный ресурс" – организованная совокупность документированной информации, включающая базы и банки данных и другие совокупности взаимосвязанной информации;
Статья 4
Система является организационной совокупностью территориально-распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств Сторон, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, информационных систем и информационных ресурсов Секретариата, объединяемых интеграционными сегментами.
Статья 5
Секретариат от имени Комиссии осуществляет функции координатора работ по созданию, обеспечению функционирования и развития Системы.
Секретариат от имени Комиссии, в соответствии с законодательством страны пребывания Секретариата об осуществлении заказов (закупок) для государственных нужд осуществляет права и несет обязанности заказчика товаров (работ, услуг) в отношении следующих составляющих Системы: интеграционного сегмента, информационных систем и информационных ресурсов Секретариата.
Статья 6
Секретариат от имени Комиссии осуществляет права и несет обязанности владельца составляющих Системы, указанных в абзаце втором статьи 5 настоящего Соглашения, в соответствии с законодательством страны пребывания Секретариата.
Статья 7
Для обеспечения унификации применяемых организационных и технических решений при создании, развитии и функционировании интеграционных сегментов Системы, поддержания надлежащего уровня защиты информации Секретариат организует разработку проектов технических нормативных правовых актов, требования которых обязательны для исполнения государствами Сторон после их утверждения Комиссией.
Статья 8
Каждое из государств Сторон определяет владельца своего интеграционного сегмента, который осуществляет права и несет обязанности по его созданию, обеспечению функционирования и развития.
Статья 9
Секретариат организует проектирование, разработку, внедрение, прием результатов работ и дальнейшее сопровождение составляющих Системы, указанных в абзаце втором статьи 5 настоящего Соглашения, в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, указанных в статье 7 настоящего Соглашения, а по вопросам, не урегулированным вышеуказанными техническими нормативными правовыми актами – в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов страны пребывания Секретариата.
Техническое задание на разработку Системы согласовывается Сторонами.
Статья 10
В отношении составляющих Системы, указанных в абзаце втором статьи 5 настоящего Соглашения, оценка конкурсных предложений, поданных при осуществлении заказов (закупок) товаров (работ, услуг), а также приемка результатов работ по проектированию и разработке этих составляющих осуществляется комиссиями, состав которых утверждается решением Комиссии по представлению Секретариата.
Статья 11
Работы по созданию и развитию Системы осуществляются на основании ежегодных планов, разрабатываемых Секретариатом и утверждаемых решением Комиссии.
Статья 12
Финансирование работ по созданию, развитию и функционированию составляющих Системы, указанных в абзаце втором статьи 5 настоящего Соглашения, осуществляется за счет средств, предусмотренных сметой расходов Комиссии, в соответствии со сметой расходов на создание, развитие и функционирование Системы, утвержденной Комиссией.
По согласованию Сторон финансирование части этих работ может быть осуществлено из бюджетов государств Сторон.
Финансирование работ по созданию, развитию и функционированию иных составляющих Системы осуществляется из бюджетов государств Сторон.
Статья 13
Государства Сторон имеют равные права пользования на составляющие Системы, указанные в абзаце втором статьи 5 настоящего Соглашения.
Статья 14
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Статья 16
Споры, связанные с применением или толкованием положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.
Статья 17
Порядок вступления настоящего Соглашения в силу, присоединения к нему и выхода из него определяется Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года.
Совершено в городе "___" 20__ года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Комиссии таможенного союза, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждой Стороне его заверенную копию.
За Правительство Республики Беларусь | За Правительство Республики Казахстан | За Правительство Российской Федерации |