Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,
судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Каменковой Л.Э., Керимбаевой А.Ш., Молчановой Т.Н.,
с участием Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., представителя Исполнительного комитета СНГ Вежновца В.Н.,
при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить: распространяется ли действие пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года на товары, происходящие с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, экспортированные на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны и впоследствии возвращаемые субъектами хозяйствования государства-участника Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством.
Заслушав судью-докладчика Керимбаеву А.Ш., проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А. и имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ отмечает следующее.
Толкование пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года осуществляется согласно общему правилу толкования международных договоров, закрепленному в статье 31 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, - "договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора". В процессе толкования учитываются международные правовые акты Содружества Независимых Государств, законодательство государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, регламентирующие порядок функционирования зоны свободной торговли.
Правовую базу зоны свободной торговли в Содружестве Независимых Государств составляют международные правовые акты: Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года; Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Протокол от 2 апреля 1999 года); Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года; Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года). Следует учитывать, что со вступлением в силу Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года будут действовать Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью этого Соглашения.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол от 2 апреля 1999 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация и Туркменистан применяют данное Соглашение временно, до завершения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. Протокол от 2 апреля 1999 года до настоящего времени для Российской Федерации в силу не вступил. Протокол от 2 апреля 1999 года Туркменистаном не подписан.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года заключено в целях реализации положений Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года о формировании и развитии общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, согласованной внешнеэкономической и таможенной политики. Государства-участники Соглашения, подтверждая необходимость обеспечения взаимодействия в создании зоны свободной торговли, в качестве приоритетного направления определили формирование условий для свободного движения товаров и услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года, Соглашение) государства-участники обязались "не применять таможенные пошлины, а также налоги и сборы, имеющие с ними эквивалентное действие, и количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон".
Экономический Суд СНГ отмечает, что толкование данной нормы осуществляется применительно к вопросу о том, распространяется ли ее действие на правоотношения, возникающие в связи с возвратом субъектами хозяйствования товаров ненадлежащего качества, ранее вывезенных с таможенной территории одного государства-участника Соглашения на таможенную территорию другого государства-участника Соглашения.
Из содержания пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года следует, что к товарам применяется преференциальный режим при выполнении установленных данной нормой условий, а именно: товары должны происходить с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначаться для таможенных территорий других Договаривающихся Сторон.
Критерии происхождения товаров и порядок определения страны происхождения товаров предусматриваются Правилами определения страны происхождения товаров, которые в силу пункта 4 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года являются его неотъемлемой частью. Согласно пункту 1 Правил от 30 ноября 2000 года "страной происхождения товара считается государство-участник Соглашения, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке". При этом товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным данными Правилами, а также условиям перемещения товара через таможенные границы. Так, нормы, содержащиеся в подпунктах "а" и "б" пункта 9 Правил от 30 ноября 2000 года, предусматривают, что товар экспортируется на основании договора/контракта между резидентами государств-участников Соглашения и соответственно ввозится с таможенной территории одного государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника.
Условием неприменения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является также предназначение товара для таможенных территорий других государств-участников Соглашения, которое может быть установлено на основании договоров, заключаемых резидентами государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года.
Договор (контракт) определяет направление движения товара, порядок его перемещения с таможенной территории государства-участника, где товар был произведен, на таможенную территорию государства-участника, для которой предназначен.
Основы таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, принятые Решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 года (далее - Основы таможенных законодательств), трактуют понятие "перемещение через таможенную границу государства" как "совершение действий по ввозу на таможенную территорию государства или вывозу с этой территории товаров… любым способом…" (пункт 6 статья 11).
По мнению Экономического Суда СНГ, слова "ввоз и (или) вывоз товаров", содержащиеся в тексте толкуемой нормы, следует понимать именно как перемещение товара через таможенную границу - от производителя товара к его потребителю.
Учитывая изложенное, Экономический Суд СНГ приходит к выводу, что объектом регулирования нормы пункта 1 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1994 года являются правоотношения, связанные с вывозом товара, происходящего с таможенной территории одного государства-участника и предназначенного для таможенных территорий других государств-участников. В связи с этим правоотношения, возникающие при обратном ввозе ранее экспортированных товаров по причине их ненадлежащего качества, под действие указанной нормы не подпадают.
Данный вывод находит свое подтверждение и при рассмотрении положений Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года (ГАТТ 1947), правилами которого руководствовались государства-участники Соглашения от 15 апреля 1994 года при его заключении. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГАТТ 1947 общий режим наиболее благоприятствуемой нации предоставляется "в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними…". Как видно, при схожести целей регулирования толкуемая норма в отличие от указанной нормы ГАТТ 1947 не содержит слов "в связи с ними", что свидетельствует о намерении Договаривающихся Сторон урегулировать правоотношения, связанные только с ввозом и (или) вывозом товаров на таможенные территории государств-участников Соглашения, и не охватывает правоотношения, косвенно связанные с ввозом и (или) вывозом товаров, в частности отношения субъектов хозяйствования по возврату товаров ненадлежащего качества.
Порядок перемещения товаров через таможенную границу, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, урегулирован нормами таможенного законодательства государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года. Вывоз товаров, происходящих с таможенной территории государства-участника и предназначенных для таможенных территорий других государств-участников, производится с применением различных таможенных режимов, включая режим экспорта. Под экспортом товаров понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории государства без обязательства об их ввозе на эту территорию (статья 90 Основ таможенных законодательств). Товары, вывезенные с таможенной территории государства в соответствии с режимом экспорта, при обратном ввозе в государства, где они были произведены (изготовлены), помещаются под таможенный режим реимпорта (статья 25 Основ таможенных законодательств).
Изучение таможенного законодательства государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года показывает, что режим реимпорта предусматривает размещение и использование на таможенной территории товаров, ранее вывезенных с таможенной территории и вновь ввезенных на эту территорию без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (пункт 1 статьи 210 Таможенного кодекса Республики Беларусь от 4 января 2007 года № 204-З; статья 121 Таможенного кодекса Республики Казахстан от 5 апреля 2003 года № 401-II; статья 89 Таможенного кодекса Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года № 87; пункт 1 статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ; часть первая статьи 234 Таможенного кодекса Республики Таджикистан от 3 ноября 2004 года № 1209 и других).
По информации, поступившей из таможенных служб государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, товары, помещенные под таможенный режим реимпорта, при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, а также иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное значение.
Данное положение относится и к товарам, возвращаемым субъектами хозяйствования государств-участников настоящего Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством (письмо Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15 марта 2010 года № 08/2804; письмо Комитета таможенного контроля при Министерстве финансов Республики Казахстан от 12 апреля 2010 года № КТК-2-3-16/2696; письмо Государственной таможенной службы при Правительстве Кыргызской Республики от 12 марта 2010 года № 25-9/1002; письмо Таможенной службы при Правительстве Республики Таджикистан от 9 марта 2010 года № 8/13-1413 и другие).
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 1271, 143 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств при толковании применения пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года пришел к следующим выводам.
1. Действие пункта 1 статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в редакции Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года на товары, происходящие с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон, экспортированные на таможенную территорию другой Договаривающейся Стороны и впоследствии возвращаемые субъектами хозяйствования государства-участника Соглашения поставщику или предприятию-изготовителю в рамках существующих между ними договорных отношений в связи с их ненадлежащим качеством, не распространяется.
2. Копию консультативного заключения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств и для сведения - в правительства и таможенные службы государств-участников Содружества Независимых Государств.
3. Консультативное заключение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.
Председатель Ф. Абдуллоев
Руководитель Секретариата Председателя
Экономического Суда СНГ Г.В. Симонян
29 июня 2010 года