Сноска. Утратил силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.10.2018 № 159 (вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования).
Комиссия Таможенного союза решила:
1. Одобрить проект Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (приложение № 1) и проект Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств по данному вопросу (приложение № 2).
2. Просить Стороны в срок до 15 октября 2011 года завершить внутригосударственные процедуры, необходимые для принятия проекта Договора, указанного в пункте 1 настоящего Решения.
Члены Комиссии Таможенного союза: | |
От Республики | От Республики От Российской |
Беларусь | Казахстан Федерации |
С. Румас | У. Шукеев И. Шувалов |
Приложение № 1 к Решению Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года № 732 Проект |
ДОГОВОР
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении
наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через
таможенную границу Таможенного союза
Государства - члены Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), далее именуемые Сторонами,
основываясь на Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года,
принимая во внимание Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 года,
принимая во внимание, что борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями требует использования современных и эффективных форм, методов и средств,
признавая международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ),
основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права,
в целях воспрепятствования возможности использования наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма,
договорились о нижеследующем:
Статья 1
Для целей настоящего Договора используются следующие основные понятия:
1) денежные инструменты - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;
2) доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством Сторон;
3) легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - действия по приданию правомерного характера владению, пользованию или распоряжению доходами, полученными преступным путем;
4) наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
5) приостановление перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов - действия, предпринимаемые таможенными органами по временному ограничению права владения, пользования и распоряжения наличными денежными средствами и (или) денежными инструментами на основании информации, предоставленной правоохранительными органами и (или) уполномоченными органами, предшествующие принятию решения о выпуске либо изъятии (аресте) таких наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
6) уполномоченный орган - орган Стороны, уполномоченный в соответствии с законодательством этой Стороны осуществлять сбор, анализ и передачу правоохранительным и (или) таможенным органам информации, касающейся возможных случаев легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
7) финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений террористического характера, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из таких преступлений.
Статья 2
Таможенные органы Сторон во взаимодействии с правоохранительными и уполномоченными органами Сторон принимают меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с настоящим Договором, Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 5 июля 2010 года.
Таможенные органы Сторон осуществляют контроль за перемещением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов с использованием сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Стороны, таможенные органы которой осуществляют такой контроль.
Таможенные органы Сторон отказывают в принятии (регистрации) таможенной декларации в случае, если лицом, перемещающим через таможенную границу Таможенного союза наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, в дополнительном формуляре пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов" или декларации на товары не указаны сведения, указание которых является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В случае отказа лица от указания недостающих сведений перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов не допускается.
Статья 3
Таможенный орган Стороны приостанавливает перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов на основании информации, предоставляемой ему правоохранительными органами и (или) уполномоченным органом этой Стороны, и незамедлительно информирует об этом орган, предоставивший соответствующую информацию.
Информация, на основании которой таможенный орган Стороны приостанавливает перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, должна содержать следующие сведения, необходимые для идентификации лица, перемещающего наличные денежные средства и (или) денежные инструменты:
- для физических лиц: фамилия, имя и (если иное не вытекает из закона или национального обычая) отчество, дата и место рождения, гражданство;
- для юридических лиц: наименование организации, организационно-правовая форма, адрес местонахождения.
При наличии дополнительно указываются следующие сведения:
- вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность: серия и номер документа, дата выдачи документа (для физических лиц);
- идентификационный (учҰтный) номер плательщика налогов, сборов (пошлин) или аналогичный номер, присвоенный в стране регистрации (для юридических лиц);
- сведения о маршруте, включая страну убытия/прибытия, дату, вид и номер транспортного средства или рейса;
- иные сведения, имеющиеся у уполномоченного органа и (или) правоохранительных органов, которые по их мнению могут упростить идентификацию лица, перемещающего наличные денежные средства и (или) денежные инструменты.
Ответственность за достоверность и обоснованность предоставленной в таможенный орган информации, на основании которой перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов приостановлено, несет орган, предоставивший эту информацию.
При необходимости, в целях идентификации лица, перемещение которым наличных денежных средств и (или) денежных инструментов необходимо приостановить, таможенные органы Стороны взаимодействуют с иными государственными органами этой Стороны в соответствии с законодательством этой Стороны.
Статья 4
Уполномоченный орган Стороны в течение трех рабочих дней после дня получения информации от таможенного органа этой Стороны о приостановлении перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов принимает одно из следующих решений:
о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено;
о направлении в правоохранительные органы этой Стороны материалов и информации о возможной связи наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма, необходимых для принятия решения в соответствии с настоящим Договором и законодательством этой Стороны.
О принятом решении уполномоченный орган незамедлительно информирует соответствующий таможенный орган.
Правоохранительный орган, получивший информацию от таможенного органа или уполномоченного органа о приостановлении перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, в течение тридцати календарных дней после дня приостановления перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов принимает одно из следующих решений:
решение о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено;
процессуальное решение об изъятии (аресте) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых было приостановлено.
О принятом решении правоохранительный орган незамедлительно информирует соответствующий таможенный орган.
В случае принятия процессуального решения об изъятии (аресте) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых было приостановлено, правоохранительный орган в течение одного рабочего дня после дня принятия такого решения уведомляет об этом в письменной форме лицо, которое перемещало наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещение которых приостановлено.
Срок приостановления перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза не может превышать тридцати календарных дней после дня приостановления перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
Порядок взаимодействия таможенных органов, правоохранительных органов, уполномоченного органа и иных государственных органов Стороны определяется законодательством этой Стороны.
Статья 5
При приостановлении перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов таможенным органом Стороны составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза, один из которых передается лицу, перемещающему наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, другой остается в таможенном органе.
Хранение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, осуществляется таможенными органами в порядке, установленном законодательством Стороны, таможенным органом которой перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов приостановлено.
При получении решения уполномоченного органа или правоохранительного органа о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, таможенный орган в течение одних суток в письменной форме, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, информирует лицо, которое перемещало наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещение которых приостановлено, о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
При непоступлении в таможенный орган в течение предельного срока, установленного статьей 4 настоящего Договора, какого-либо решения, уполномоченного органа или правоохранительного органа, предусмотренного статьей 4 настоящего Договора, таможенный орган в течение одних суток принимает решение о возврате денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, и в письменной форме, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, информирует лицо, которое перемещало наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещение которых приостановлено о возврате наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.
В почтовом отправлении указывается место, где могут быть получены наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещение которых приостановлено, сроки их хранения и последствия неполучения.
Предельный срок хранения подлежащих возврату наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, составляет четыре месяца с даты вручения почтового отправления, указанной в уведомлении о вручении, либо с даты получения таможенным органом уведомления о невозможности вручения почтового отправления.
Расходы по хранению и возврату наличных денежных средств и (или) денежных инструментов несет Сторона, таможенным органом которой перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов приостановлено.
В случае если наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещение которых приостановлено, не востребованы лицом или его уполномоченным представителем в сроки, установленные настоящей статьей, они подлежат обращению в собственность государства в соответствии с законодательством Стороны, таможенным органом которой перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов приостановлено.
Обращенные в собственность государства наличные денежные средства и (или) денежные инструменты могут быть возвращены заинтересованному лицу в судебном порядке в соответствии с законодательством Стороны, таможенным органом которой перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов приостановлено.
Законные действия по приостановлению перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза не являются основанием для возникновения гражданско-правовой или иной ответственности таможенных органов, правоохранительных органов и (или) уполномоченных органов Сторон за ущерб, в том числе упущенную выгоду, возникшие вследствие такого приостановления.
Статья 6
Стороны обеспечивают сбор сведений, содержащихся в дополнительном формуляре пассажирской таможенной декларации "Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов", а также по уголовным делам, предметом которых являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма при перемещении через таможенную границу Таможенного союза, и формирование на их основе баз данных.
Стороны осуществляют обмен информацией, содержащейся в базах данных, указанных в настоящей статье, между уполномоченными органами, правоохранительными органами и таможенными органами Сторон в соответствии с отдельными международными договорами.
Статья 7
Стороны осуществляют сотрудничество по вопросам реализации настоящего Договора.
Взаимодействие и информационный обмен между правоохранительными органами, уполномоченными органами и (или) таможенными органами Сторон в рамках настоящего Договора осуществляются в соответствии с отдельными международными договорами.
Статья 8
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Договора, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров между Сторонами.
Если спор не будет урегулирован Сторонами путем консультаций и переговоров в течение шести месяцев с даты получения официальной письменной просьбы об их проведении, направленной одной из Сторон другой Стороне, любая из Сторон может передать этот спор для рассмотрения в Суд Евразийского экономического сообщества.
Комиссия Таможенного союза оказывает содействие Сторонам в урегулировании спора до передачи его в Суд Евразийского экономического сообщества.
Статья 9
Оговорки к настоящему Договору не допускаются.
Статья 10
По соглашению Сторон в настоящий Договор могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора.
Статья 11
Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Договора в силу.
Совершено в г. __________ "___" 20__ г. в одном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Комиссии Таможенного союза, которая является депозитарием настоящего Договора и направит каждой Стороне его заверенную копию.
За | За | За |
Республику | Республику | Российскую |
Беларусь | Казахстан | Федерацию |
Приложение № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года № 732 |
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ВЫСШИЙ ОРГАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
-------------------------------------------------
Проект
РЕШЕНИЕ
"___" _________ 2011 г. № г. Москва
О Договоре о противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма при
перемещении наличных денежных средств и (или) денежных
инструментов через таможенную границу Таможенного союза
Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (Высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств решил:
1. Принять Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (прилагается).
2. Правительствам государств - членов Таможенного союза обеспечить приведение национального законодательства в соответствие с Договором, указанным в пункте 1 настоящего Решения.
Члены Межгосударственного Совета:
От Республики | От Республики | От Российской |
Беларусь | Казахстан | Федерации |