О Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза

Новый

Рекомендация Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 года № 1.

      Совет Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 11 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пунктом 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к указанному Договору), подпунктами 2.6 и 4.4.1 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9, пунктом 25 плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. № 17, и Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12,

      рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза:

      1. Осуществлять обеспечение развития цифровой промышленной кооперации, цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года и Концепцией создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза согласно приложению.

      2. Совместно с Евразийской экономической комиссией осуществить формирование и проводить дальнейшую интеграцию с использованием средств интегрированной информационной системы Союза общих информационных ресурсов, необходимых для реализации цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов.

      3. До 1 апреля 2019 г. направить в Евразийскую экономическую комиссию:

      а) предложения по созданию евразийской цифровой платформы и перечень инициатив и проектов по реализации цифровой промышленной кооперации в рамках Союза;

      б) предложения по составу и характеристикам общих информационных ресурсов, необходимых для реализации цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов.


Члены Совета Евразийской экономической комиссии:


От Республики
Армения

От Республики
Беларусь

От Республики
Казахстан

От Кыргызской
Республики

От Российской
Федерации

М. Григорян

И. Петришенко

А. Мамин

Ж. Разаков

А. Силуанов


  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Рекомендации Совета
Евразийской экономической комиссии
от 5 декабря 2018 г. № 1

КОНЦЕПЦИЯ
создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза

I. Общие положения

      1. Настоящая Концепция разработана в целях реализации подпунктов 2.6 и 4.4.1 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9, пункта 25 плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. № 17, и Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12.

      Настоящая Концепция описывает цели, задачи, принципы, инструменты и механизмы создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз) и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза (далее – государства-члены).

      2. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности представляют собой проект, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие промышленного сотрудничества и создание условий для цифровой трансформации промышленности, а также этап развития, выводящий экономики государств-членов на более высокий уровень технологического развития.

      3. Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:

      "евразийская цифровая платформа" – цифровая платформа, представляющая собой совокупность средств, поддерживающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов и сервисов в том числе в области промышленной кооперации значительным количеством хозяйствующих субъектов и обеспечивающих возможность их "бесшовного" взаимодействия;

      "цифровая трансформация промышленного сотрудничества" –процесс, отражающий переход от традиционных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов по вопросам разработки, производства и сервисного обслуживания промышленной продукции и оказания услуг в сфере промышленности к взаимодействию с использованием цифровых платформ;

      "цифровая трансформация промышленности" – процесс, отражающий переход промышленного сектора от одного технологического уклада к другому посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности и конкурентоспособности.

      Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

II. Цели и задачи цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      4. Целями настоящей Концепции являются:

      а) актуализация сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в промышленности с учетом реализуемых в государствах-членах национальных повесток по цифровизации в промышленности;

      б) выработка рекомендаций по определению стратегии и инструментария обеспечения цифровой трансформации промышленности.

      5. Основными задачами цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности являются:

      а) создание информационных ресурсов и механизмов, способствующих развитию промышленного сотрудничества и промышленной кооперации в рамках Союза;

      б) содействие цифровизации отраслей промышленности, производственных, управленческих и обеспечивающих процессов;

      в) поддержка применения цифровых платформ в отраслях промышленности, повышение производительности труда и эффективности использования производственных ресурсов за счет автоматизации производственных процессов;

      г) повышение уровня производственной безопасности посредством применения информационных систем, цифровых платформ в производственных процессах;

      д) формирование перспективной структуры промышленности на новых организационных принципах и современной технологической базе;

      е) формирование системы инструментов цифровой трансформации промышленности.

III. Принципы, на основе которых осуществляется цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности

      6. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются государствами-членами на основе следующих принципов:

      а) системность при разработке и координации процессов цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;

      б) руководящая роль государственных органов в партнерстве с бизнес-сообществами государств-членов как организаторов и координаторов цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;

      в) применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов по цифровой трансформации промышленности;

      г) скоординированность процессов цифровой трансформации промышленности с политикой Союза в данной сфере, а также с ключевыми мировыми тенденциями;

      д) научная проработка подходов, концепций и проектов по цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;

      е) учет ресурсных возможностей национальных экономик;

      ж) оптимизация временных, финансовых, организационных затрат, повышение добавленной стоимости, являющихся индикаторами результативности проектов по цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;

      з) кросс-отраслевая интеграция с сетевыми структурами и цифровыми экосистемами в цифровой торговле, логистике и транспорте и прочих отраслях экономики.

IV. Основные инструменты цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      7. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформации промышленности реализуются с использованием евразийской цифровой платформы и сервисов интегрированной информационной системы Союза во взаимодействии с евразийской сетью промышленной кооперации и субконтрактации, евразийской сетью трансфера технологий и евразийскими технологическими платформами.

      Евразийская цифровая платформа может быть сформирована в рамках реализации межгосударственных программ (проектов) в соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета от 2 февраля 2018 г. № 1, а также в соответствии с Порядком проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4.

      8. В целях создания условий для цифровой трансформации промышленности рекомендуется проведение следующих мероприятий:

      а) создание системы оценки и рейтинга промышленных предприятий, промышленных комплексов, отраслей промышленности, объектов индустриально-инновационной инфраструктуры исходя из цифровой трансформации промышленности;

      б) выявление системных проблем в ходе реализации цифровой трансформации промышленности;

      в) внедрение наилучших практик и цифровых промышленных технологий;

      г) установление сотрудничества с третьими странами по вопросам цифровой трансформации промышленности;

      д) определение финансовых инструментов стимулирования внедрения цифровых платформ в промышленность;

      е) стимулирование взаимодействия между бизнес-сообществами государств-членов;

      ж) создание системы каталогизации промышленной продукции государств-членов.

      9. Для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности рекомендуется развитие:

      а) стандартизации, каталогизации и идентификации продукции, технических спецификаций, определяющих обмен информацией, а также инфраструктур качества и метрологических инфраструктур государств-членов, включая измерительные технологии;

      б) информационно-коммуникационной инфраструктуры (широкополосного интернета);

      в) информационной безопасности и защиты данных;

      г) средств и систем (технологий) электронной идентификации и отслеживания элементов производственного процесса;

      д) киберфизических систем, включая роботизированные комплексы (автономные роботы), сенсоры и датчики, обеспечивающие контроль и мониторинг производственно-технологических процессов в режиме реального времени, сервис-ориентированную архитектуру, сетевую инфраструктуру (среду для обмена данными), прикладное программное обеспечение для мониторинга и управления в режиме реального времени;

      e) аддитивного производства;

      ж) технологий промышленного (индустриального) "интернета вещей": промышленных платформ "интернета вещей", межмашинного взаимодействия, cтандартизации технологических решений в области беспроводной связи (диапазонов радиочастот и протоколов связи) для мобильных платформ и "интернета вещей", выделения полос радиочастот (радиочастотных каналов) для указанных целей;

      з) цифровых технологий, усиливающих потенциал цифровой трансформации промышленности: 3D моделирования и прототипирования, облачных вычислений и облачных инфраструктур, блокчейн-технологий (включая смарт-контракты), больших данных и их аналитику, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, цифровых B2B и B2C платформ ("бизнес для бизнеса", "бизнес для потребителя");

      и) цифровых платформ и экосистем на основе общей архитектуры и обеспечивающей инфраструктуры;

      к) иных цифровых технологий в промышленности.

V. Этапы осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      10. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются поэтапно:

      а) первый этап (2019 – 2020 годы) – разработка и запуск общих информационных ресурсов, включая единый реестр промышленных предприятий евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации и единый реестр, содержащий сведения о пользователях евразийской сети трансфера технологий;

      б) второй этап (до 2021 года) – формирование и реализация серии инициатив и пилотных проектов цифровой промышленной кооперации в рамках Союза, формирование евразийской цифровой платформы;

      в) третий этап (до 2025 года) – полномасштабная разработка и запуск евразийской цифровой платформы, реализация прошедших пилотную отработку проектов цифровой промышленной кооперации в рамках Союза.

VI. Создание условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      11. В целях создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности необходимо:

      а) определить уполномоченные органы, ответственные за проведение цифровой трансформации промышленности;

      б) подготовить и обеспечить реализацию в государствах-членах программно-стратегических документов, предусматривающих выполнение комплекса мероприятий в области цифровой трансформации промышленности;

      в) организовать взаимодействие между уполномоченными органами;

      г) обеспечить инициацию и последующую реализацию уполномоченными органами с участием заинтересованных организаций государств-членов инициатив и проектов, направленных на обеспечение цифровой трансформации промышленности;

      д) обеспечить формирование и проведение уполномоченными органами промышленной политики в сфере цифровой трансформации на основе интеграционных проектов;

      е) осуществить интеграцию евразийской цифровой платформы с цифровыми платформами, реализующими задачи цифровой торговли, цифровой логистики и цифровых транспортных коридоров, цифровой прослеживаемости в Союзе.

      12. Условия для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности могут быть созданы посредством применения механизмов согласно приложению.

VII. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      13. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности проводится Комиссией совместно с государствами-членами.

      14. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности решают следующие задачи:

      а) выявление проблемных вопросов осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности и подготовка предложений по их разрешению;

      б) определение критичных технологий, необходимых для цифровой трансформации промышленности на основе разработки прогнозов научно-технологического развития, цен на товарных рынках, объемов рынков товаров и услуг в промышленности, анализа конкурентоспособности промышленности государств-членов.

VIII. Координация осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности

      15. Комиссия осуществляет координацию и консультативную поддержку государств-членов в процессе создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности.

      16. Комиссия во взаимодействии с государствами-членами обеспечивает реализацию средствами интегрированной информационной системы Союза общих процессов в рамках Союза, предназначенных для формирования и использования общих информационных ресурсов, создаваемых для осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности.

      17. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются путем реализации общих процессов в рамках Союза, межгосударственных программ (проектов), формирования и проработки инициатив, а также проектов в рамках Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.

  ПРИЛОЖЕНИЕ
к Концепции создания условий
для цифровой трансформации
промышленного сотрудничества
в рамках Евразийского
экономического союза и
цифровой трансформации
промышленности государств –
членов Союза

МЕХАНИЗМЫ
создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза

Системная проблема

Условия цифровой трансформации

Задача

Механизм

1. Недостаток профессиональных компетенций у руководителей и специалистов в сфере цифровой трансформации

развитие профессиональных компетенций у руководителей и специалистов в сфере цифровой трансформации

организация обучения в сфере цифровой трансформации, в том числе современным подходам и инструментам управления предприятием

включение обучения в сфере цифровой трансформации в новые и действующие образовательные стандарты и программы оснащение образовательных учреждений оборудованием и техническими средствами обучения в сфере цифровой трансформации организация центров компетенций в сфере цифровой трансформации на базе научно-технологических парков и научных организаций создание специализированного интернет-ресурса для дистанционного обучения в сфере цифровой трансформации и для информирования о существующих образовательных центрах и центрах компетенций в сфере цифровой трансформации
 

2. Недостаточный уровень высокоскоростного (широкополосного) доступа промышленных предприятий к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет)
 

развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей высокоскоростной (широкополосный) доступ к сети Интернет

повышение уровня высокоскоростного (широкополосного) доступа промышленных предприятий к сети Интернет

привлечение финансовых ресурсов международных организаций (включая Евразийский банк развития) для модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры использование механизма государственно-частного партнерства для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры
 

3. Устаревшая система организации управления промышленными предприятиями
 

цифровизация системы управления промышленными предприятиями

расширение доступа промышленных предприятий к инструментам цифровизации бизнес-процессов в управлении промышленными предприятиями внедрение лучших практик цифровой трансформации в организацию управления промышленными предприятиями
 

подготовка новых и корректировка действующих нормативных правовых актов государств-членов с учетом необходимости цифровизации системы управления промышленными предприятиями формирование перечня промышленных предприятий, на базе которых будут реализованы пилотные проекты, предусматривающие цифровизацию бизнес-процессов с использованием лучших практик цифровой трансформации
 

4. Несогласованность информационных систем промышленных предприятий ("лоскутная" информатизация)

обеспечение возможности обмена данными между различными информационными системами для обслуживания сквозных процессов промышленных предприятий

обеспечение технологической модернизации промышленных предприятий с учетом требований интероперабельности информационных систем, внедрение сервис-ориентированной архитектуры и современных логических моделей (эталонная архитектурная модель – "Индустрия 4.0")

формирование единой доверенной информационной среды для обмена технологическими данными между промышленными предприятиями как на национальном уровне, так и с возможностью трансграничного взаимодействия государств-членов в рамках создаваемых цепочек добавленной стоимости разработка масштабируемой программной платформы построения корпоративных систем автоматизации производственных, управленческих и обеспечивающих бизнес-процессов в соответствии с передовым мировым опытом
 

5. Несоответствие организационных форм, сложившихся в промышленности, требованиям современной экономики

популяризация и продвижение передовых практик хозяйствования и управления, современных организационных форм, а также форм интеграции и кооперации в промышленности

содействие формированию современных организационных форм, кластеров, технологических альянсов, бизнес-партнерств, сетевых и мультидивизиональных структур

подготовка проектов нормативных правовых актов государств-членов, направленных на создание и государственную поддержку современных организационных форм в промышленности привлечение финансовых ресурсов международных организаций для реструктуризации промышленности (включая Евразийский банк развития)
 

6. Нехватка современных технологий для обеспечения цифровой трансформации на внутреннем рынке и неэффективная система их трансфера из сферы науки в сферу практического применения

трансфер современных технологий для цифровой трансформации

определение приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения цифровой трансформации развитие национальных инновационных систем в части цифровой трансформации развитие и наращивание потенциала существующей системы трансфера технологий

евразийская сеть трансфера технологий, включая подсистему размещения объектов индустриально-инновационной инфраструктуры и экспертные сети евразийские технологические платформы развитие экосистем разработки программного обеспечения с открытым исходным кодом, не требующего лицензионных отчислений стимулирование использования открытых стандартов в области информационно-коммуникационных технологий
 

7. Недостаточная вовлеченность
в глобальную инновационную систему и систему международного разделения труда

развитие научно-технологического сотрудничества, преодоление технологического отставания в сфере цифровой трансформации

стимулирование интеграции предприятий государств-членов в глобальную инновационную систему и систему международного разделения труда

интеграция в международные цепи поставок, международную логистическую систему, в том числе с использованием инструментария электронной торговли и логистики технологическое прогнозирование защита прав интеллектуальной собственности на зарубежных рынках правовая поддержка на зарубежных рынках кооперация с зарубежными предприятиями с интеграцией в их производственно-сбытовые цепочки, формирование инновационных кластеров и сетей сотрудничества
 

8. Различная отраслевая и технологическая структура промышленного сектора государств-членов, различное соотношение частного и государственного секторов промышленности, а также отечественного и иностранного капитала
 

обеспечение проведения скоординированной цифровой трансформации в государствах-членах

формирование и проведение государствами-членами согласованной промышленной политики

евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации

9. Недостаток финансовых ресурсов для организации процесса цифровой трансформации

обеспечение приоритетного финансирования цифровой трансформации с использованием различных источников

концентрация государственных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях цифровой трансформации диверсификация источников финансирования
 

подготовка и реализация государственных программ, направленных на обеспечение цифровой трансформации в государствах-членах привлечение прямых иностранных инвестиций для цифровой трансформации применение современных инструментов финансирования: венчурного и проектного финансирования, краудфандинга, краудинвестинга, криптовалютного финансирования
 

10. Недостаток кросс-отраслевых связей при реализации проектов цифровой трансформации

кросс-отраслевая связанность проектов цифровой промышленной кооперации

формирование полноценной сервисной среды для цифровой промышленной кооперации с учетом других отраслевых сервисов

интеграция евразийской цифровой платформы с цифровыми экосистемами в торговле, логистике и на транспорте, а также с механизмами цифровой прослеживаемости
 

11. Отсутствие согласованной модели обмена промышленными данными при реализации трансграничных проектов цифровой промышленной кооперации

наращивание и использование общих агрегированных информационных ресурсов

обеспечение необходимой правовой среды для оборота данных при цифровой промышленной кооперации

выработка рекомендаций по обмену данными между цифровыми платформами и экосистемами, создание среды для испытаний и отработки оборота данных в трансграничных проектах цифровой промышленной кооперации


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.