Совет Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 11 статьи 92 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пунктом 2 Протокола о промышленном сотрудничестве (приложение № 27 к указанному Договору), подпунктами 2.6 и 4.4.1 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9, пунктом 25 плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. № 17, и Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденными Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12,
рекомендует государствам – членам Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза:
1. Осуществлять обеспечение развития цифровой промышленной кооперации, цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года и Концепцией создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза согласно приложению.
2. Совместно с Евразийской экономической комиссией осуществить формирование и проводить дальнейшую интеграцию с использованием средств интегрированной информационной системы Союза общих информационных ресурсов, необходимых для реализации цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов.
3. До 1 апреля 2019 г. направить в Евразийскую экономическую комиссию:
а) предложения по созданию евразийской цифровой платформы и перечень инициатив и проектов по реализации цифровой промышленной кооперации в рамках Союза;
б) предложения по составу и характеристикам общих информационных ресурсов, необходимых для реализации цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Союза и цифровой трансформации промышленности государств-членов.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: | ||||
От Республики |
От Республики |
От Республики |
От Кыргызской |
От Российской |
М. Григорян | И. Петришенко | А. Мамин | Ж. Разаков | А. Силуанов |
ПРИЛОЖЕНИЕ к Рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии от 5 декабря 2018 г. № 1 |
КОНЦЕПЦИЯ
создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция разработана в целях реализации подпунктов 2.6 и 4.4.1 Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. № 9, пункта 25 плана разработки актов и мероприятий по реализации Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 г. № 17, и Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 октября 2017 г. № 12.
Настоящая Концепция описывает цели, задачи, принципы, инструменты и механизмы создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее – Союз) и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза (далее – государства-члены).
2. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности представляют собой проект, предусматривающий реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие промышленного сотрудничества и создание условий для цифровой трансформации промышленности, а также этап развития, выводящий экономики государств-членов на более высокий уровень технологического развития.
3. Для целей настоящей Концепции используются понятия, которые означают следующее:
"евразийская цифровая платформа" – цифровая платформа, представляющая собой совокупность средств, поддерживающих возможность использования цифровых процессов, ресурсов и сервисов в том числе в области промышленной кооперации значительным количеством хозяйствующих субъектов и обеспечивающих возможность их "бесшовного" взаимодействия;
"цифровая трансформация промышленного сотрудничества" –процесс, отражающий переход от традиционных форм взаимодействия хозяйствующих субъектов по вопросам разработки, производства и сервисного обслуживания промышленной продукции и оказания услуг в сфере промышленности к взаимодействию с использованием цифровых платформ;
"цифровая трансформация промышленности" – процесс, отражающий переход промышленного сектора от одного технологического уклада к другому посредством широкомасштабного использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности и конкурентоспособности.
Иные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
II. Цели и задачи цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
4. Целями настоящей Концепции являются:
а) актуализация сложившихся механизмов интеграционного сотрудничества в промышленности с учетом реализуемых в государствах-членах национальных повесток по цифровизации в промышленности;
б) выработка рекомендаций по определению стратегии и инструментария обеспечения цифровой трансформации промышленности.
5. Основными задачами цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности являются:
а) создание информационных ресурсов и механизмов, способствующих развитию промышленного сотрудничества и промышленной кооперации в рамках Союза;
б) содействие цифровизации отраслей промышленности, производственных, управленческих и обеспечивающих процессов;
в) поддержка применения цифровых платформ в отраслях промышленности, повышение производительности труда и эффективности использования производственных ресурсов за счет автоматизации производственных процессов;
г) повышение уровня производственной безопасности посредством применения информационных систем, цифровых платформ в производственных процессах;
д) формирование перспективной структуры промышленности на новых организационных принципах и современной технологической базе;
е) формирование системы инструментов цифровой трансформации промышленности.
III. Принципы, на основе которых осуществляется цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности
6. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются государствами-членами на основе следующих принципов:
а) системность при разработке и координации процессов цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;
б) руководящая роль государственных органов в партнерстве с бизнес-сообществами государств-членов как организаторов и координаторов цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;
в) применение механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов по цифровой трансформации промышленности;
г) скоординированность процессов цифровой трансформации промышленности с политикой Союза в данной сфере, а также с ключевыми мировыми тенденциями;
д) научная проработка подходов, концепций и проектов по цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;
е) учет ресурсных возможностей национальных экономик;
ж) оптимизация временных, финансовых, организационных затрат, повышение добавленной стоимости, являющихся индикаторами результативности проектов по цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности;
з) кросс-отраслевая интеграция с сетевыми структурами и цифровыми экосистемами в цифровой торговле, логистике и транспорте и прочих отраслях экономики.
IV. Основные инструменты цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
7. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформации промышленности реализуются с использованием евразийской цифровой платформы и сервисов интегрированной информационной системы Союза во взаимодействии с евразийской сетью промышленной кооперации и субконтрактации, евразийской сетью трансфера технологий и евразийскими технологическими платформами.
Евразийская цифровая платформа может быть сформирована в рамках реализации межгосударственных программ (проектов) в соответствии с Решением Евразийского межправительственного совета от 2 февраля 2018 г. № 1, а также в соответствии с Порядком проработки инициатив в рамках реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Евразийского межправительственного совета от 25 октября 2017 г. № 4.
8. В целях создания условий для цифровой трансформации промышленности рекомендуется проведение следующих мероприятий:
а) создание системы оценки и рейтинга промышленных предприятий, промышленных комплексов, отраслей промышленности, объектов индустриально-инновационной инфраструктуры исходя из цифровой трансформации промышленности;
б) выявление системных проблем в ходе реализации цифровой трансформации промышленности;
в) внедрение наилучших практик и цифровых промышленных технологий;
г) установление сотрудничества с третьими странами по вопросам цифровой трансформации промышленности;
д) определение финансовых инструментов стимулирования внедрения цифровых платформ в промышленность;
е) стимулирование взаимодействия между бизнес-сообществами государств-членов;
ж) создание системы каталогизации промышленной продукции государств-членов.
9. Для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности рекомендуется развитие:
а) стандартизации, каталогизации и идентификации продукции, технических спецификаций, определяющих обмен информацией, а также инфраструктур качества и метрологических инфраструктур государств-членов, включая измерительные технологии;
б) информационно-коммуникационной инфраструктуры (широкополосного интернета);
в) информационной безопасности и защиты данных;
г) средств и систем (технологий) электронной идентификации и отслеживания элементов производственного процесса;
д) киберфизических систем, включая роботизированные комплексы (автономные роботы), сенсоры и датчики, обеспечивающие контроль и мониторинг производственно-технологических процессов в режиме реального времени, сервис-ориентированную архитектуру, сетевую инфраструктуру (среду для обмена данными), прикладное программное обеспечение для мониторинга и управления в режиме реального времени;
e) аддитивного производства;
ж) технологий промышленного (индустриального) "интернета вещей": промышленных платформ "интернета вещей", межмашинного взаимодействия, cтандартизации технологических решений в области беспроводной связи (диапазонов радиочастот и протоколов связи) для мобильных платформ и "интернета вещей", выделения полос радиочастот (радиочастотных каналов) для указанных целей;
з) цифровых технологий, усиливающих потенциал цифровой трансформации промышленности: 3D моделирования и прототипирования, облачных вычислений и облачных инфраструктур, блокчейн-технологий (включая смарт-контракты), больших данных и их аналитику, дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, цифровых B2B и B2C платформ ("бизнес для бизнеса", "бизнес для потребителя");
и) цифровых платформ и экосистем на основе общей архитектуры и обеспечивающей инфраструктуры;
к) иных цифровых технологий в промышленности.
V. Этапы осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
10. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются поэтапно:
а) первый этап (2019 – 2020 годы) – разработка и запуск общих информационных ресурсов, включая единый реестр промышленных предприятий евразийской сети промышленной кооперации и субконтрактации и единый реестр, содержащий сведения о пользователях евразийской сети трансфера технологий;
б) второй этап (до 2021 года) – формирование и реализация серии инициатив и пилотных проектов цифровой промышленной кооперации в рамках Союза, формирование евразийской цифровой платформы;
в) третий этап (до 2025 года) – полномасштабная разработка и запуск евразийской цифровой платформы, реализация прошедших пилотную отработку проектов цифровой промышленной кооперации в рамках Союза.
VI. Создание условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
11. В целях создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности необходимо:
а) определить уполномоченные органы, ответственные за проведение цифровой трансформации промышленности;
б) подготовить и обеспечить реализацию в государствах-членах программно-стратегических документов, предусматривающих выполнение комплекса мероприятий в области цифровой трансформации промышленности;
в) организовать взаимодействие между уполномоченными органами;
г) обеспечить инициацию и последующую реализацию уполномоченными органами с участием заинтересованных организаций государств-членов инициатив и проектов, направленных на обеспечение цифровой трансформации промышленности;
д) обеспечить формирование и проведение уполномоченными органами промышленной политики в сфере цифровой трансформации на основе интеграционных проектов;
е) осуществить интеграцию евразийской цифровой платформы с цифровыми платформами, реализующими задачи цифровой торговли, цифровой логистики и цифровых транспортных коридоров, цифровой прослеживаемости в Союзе.
12. Условия для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности могут быть созданы посредством применения механизмов согласно приложению.
VII. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
13. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности проводится Комиссией совместно с государствами-членами.
14. Мониторинг и анализ осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности решают следующие задачи:
а) выявление проблемных вопросов осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности и подготовка предложений по их разрешению;
б) определение критичных технологий, необходимых для цифровой трансформации промышленности на основе разработки прогнозов научно-технологического развития, цен на товарных рынках, объемов рынков товаров и услуг в промышленности, анализа конкурентоспособности промышленности государств-членов.
VIII. Координация осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности
15. Комиссия осуществляет координацию и консультативную поддержку государств-членов в процессе создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности.
16. Комиссия во взаимодействии с государствами-членами обеспечивает реализацию средствами интегрированной информационной системы Союза общих процессов в рамках Союза, предназначенных для формирования и использования общих информационных ресурсов, создаваемых для осуществления цифровой трансформации промышленного сотрудничества и цифровой трансформации промышленности.
17. Цифровая трансформация промышленного сотрудничества и цифровая трансформация промышленности осуществляются путем реализации общих процессов в рамках Союза, межгосударственных программ (проектов), формирования и проработки инициатив, а также проектов в рамках Основных направлений реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Концепции создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза |
МЕХАНИЗМЫ
создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и цифровой трансформации промышленности государств – членов Союза
Системная проблема | Условия цифровой трансформации | Задача | Механизм |
1. Недостаток профессиональных компетенций у руководителей и специалистов в сфере цифровой трансформации | развитие профессиональных компетенций у руководителей и специалистов в сфере цифровой трансформации | организация обучения в сфере цифровой трансформации, в том числе современным подходам и инструментам управления предприятием |
включение обучения в сфере цифровой трансформации в новые и действующие образовательные стандарты и программы оснащение образовательных учреждений оборудованием и техническими средствами обучения в сфере цифровой трансформации организация центров компетенций в сфере цифровой трансформации на базе научно-технологических парков и научных организаций создание специализированного интернет-ресурса для дистанционного обучения в сфере цифровой трансформации и для информирования о существующих образовательных центрах и центрах компетенций в сфере цифровой трансформации |
2. Недостаточный уровень высокоскоростного (широкополосного) доступа промышленных предприятий к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть Интернет) | развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей высокоскоростной (широкополосный) доступ к сети Интернет | повышение уровня высокоскоростного (широкополосного) доступа промышленных предприятий к сети Интернет |
привлечение финансовых ресурсов международных организаций (включая Евразийский банк развития) для модернизации информационно-телекоммуникационной инфраструктуры использование механизма государственно-частного партнерства для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры |
3. Устаревшая система организации управления промышленными предприятиями | цифровизация системы управления промышленными предприятиями |
расширение доступа промышленных предприятий к инструментам цифровизации бизнес-процессов в управлении промышленными предприятиями внедрение лучших практик цифровой трансформации в организацию управления промышленными предприятиями |
подготовка новых и корректировка действующих нормативных правовых актов государств-членов с учетом необходимости цифровизации системы управления промышленными предприятиями формирование перечня промышленных предприятий, на базе которых будут реализованы пилотные проекты, предусматривающие цифровизацию бизнес-процессов с использованием лучших практик цифровой трансформации |
4. Несогласованность информационных систем промышленных предприятий ("лоскутная" информатизация) | обеспечение возможности обмена данными между различными информационными системами для обслуживания сквозных процессов промышленных предприятий | обеспечение технологической модернизации промышленных предприятий с учетом требований интероперабельности информационных систем, внедрение сервис-ориентированной архитектуры и современных логических моделей (эталонная архитектурная модель – "Индустрия 4.0") |
формирование единой доверенной информационной среды для обмена технологическими данными между промышленными предприятиями как на национальном уровне, так и с возможностью трансграничного взаимодействия государств-членов в рамках создаваемых цепочек добавленной стоимости разработка масштабируемой программной платформы построения корпоративных систем автоматизации производственных, управленческих и обеспечивающих бизнес-процессов в соответствии с передовым мировым опытом |
5. Несоответствие организационных форм, сложившихся в промышленности, требованиям современной экономики | популяризация и продвижение передовых практик хозяйствования и управления, современных организационных форм, а также форм интеграции и кооперации в промышленности | содействие формированию современных организационных форм, кластеров, технологических альянсов, бизнес-партнерств, сетевых и мультидивизиональных структур |
подготовка проектов нормативных правовых актов государств-членов, направленных на создание и государственную поддержку современных организационных форм в промышленности привлечение финансовых ресурсов международных организаций для реструктуризации промышленности (включая Евразийский банк развития) |
6. Нехватка современных технологий для обеспечения цифровой трансформации на внутреннем рынке и неэффективная система их трансфера из сферы науки в сферу практического применения | трансфер современных технологий для цифровой трансформации | определение приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности для обеспечения цифровой трансформации развитие национальных инновационных систем в части цифровой трансформации развитие и наращивание потенциала существующей системы трансфера технологий |
евразийская сеть трансфера технологий, включая подсистему размещения объектов индустриально-инновационной инфраструктуры и экспертные сети евразийские технологические платформы развитие экосистем разработки программного обеспечения с открытым исходным кодом, не требующего лицензионных отчислений стимулирование использования открытых стандартов в области информационно-коммуникационных технологий |
7. Недостаточная вовлеченность | развитие научно-технологического сотрудничества, преодоление технологического отставания в сфере цифровой трансформации | стимулирование интеграции предприятий государств-членов в глобальную инновационную систему и систему международного разделения труда |
интеграция в международные цепи поставок, международную логистическую систему, в том числе с использованием инструментария электронной торговли и логистики технологическое прогнозирование защита прав интеллектуальной собственности на зарубежных рынках правовая поддержка на зарубежных рынках кооперация с зарубежными предприятиями с интеграцией в их производственно-сбытовые цепочки, формирование инновационных кластеров и сетей сотрудничества |
8. Различная отраслевая и технологическая структура промышленного сектора государств-членов, различное соотношение частного и государственного секторов промышленности, а также отечественного и иностранного капитала | обеспечение проведения скоординированной цифровой трансформации в государствах-членах | формирование и проведение государствами-членами согласованной промышленной политики | евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации |
9. Недостаток финансовых ресурсов для организации процесса цифровой трансформации | обеспечение приоритетного финансирования цифровой трансформации с использованием различных источников |
концентрация государственных финансовых ресурсов на приоритетных направлениях цифровой трансформации диверсификация источников финансирования |
подготовка и реализация государственных программ, направленных на обеспечение цифровой трансформации в государствах-членах привлечение прямых иностранных инвестиций для цифровой трансформации применение современных инструментов финансирования: венчурного и проектного финансирования, краудфандинга, краудинвестинга, криптовалютного финансирования |
10. Недостаток кросс-отраслевых связей при реализации проектов цифровой трансформации | кросс-отраслевая связанность проектов цифровой промышленной кооперации | формирование полноценной сервисной среды для цифровой промышленной кооперации с учетом других отраслевых сервисов |
интеграция евразийской цифровой платформы с цифровыми экосистемами в торговле, логистике и на транспорте, а также с механизмами цифровой прослеживаемости |
11. Отсутствие согласованной модели обмена промышленными данными при реализации трансграничных проектов цифровой промышленной кооперации | наращивание и использование общих агрегированных информационных ресурсов | обеспечение необходимой правовой среды для оборота данных при цифровой промышленной кооперации | выработка рекомендаций по обмену данными между цифровыми платформами и экосистемами, создание среды для испытаний и отработки оборота данных в трансграничных проектах цифровой промышленной кооперации |