В соответствии с пунктом 63 приложения № 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. № 98, и в целях исполнения Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 мая 2020 г. № 6 "Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2020 - 2021 годы":
1. Утвердить прилагаемый перечень мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2020 - 2021 годы (далее - перечень).
2. Просить государства - члены Евразийского экономического союза при проведении макроэкономической политики учитывать мероприятия, предусмотренные перечнем, в части, отнесенной к компетенции государств-членов, и информировать Евразийскую экономическую комиссию о ходе их реализации.
3. Коллегии Евразийской экономической комиссии проводить анализ действий, направленных на реализацию основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2020 - 2021 годы, и координировать выполнение мероприятий, предусмотренных перечнем, в части, отнесенной к компетенции Евразийской экономической комиссии.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: |
От Республики Армения | От Республики Беларусь | От Республики Казахстан | От Кыргызской Республики | От Российской Федерации |
М. Григорян | И. Петришенко | А. Смаилов | Э. Асрандиев | А. Оверчук |
---|
УТВЕРЖДЕН распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 01 октября 2020 г. № 21 |
ПЕРЕЧЕНЬ
мероприятий по реализации основных ориентиров макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2020 - 2021 годы
Действия, направленные на реализацию основных ориентиров | Мероприятия, рекомендуемые для осуществления государствами - членами Евразийского экономического союза | Мероприятия, осуществляемые Евразийской экономической комиссией | Ожидаемый экономический результат |
Направление 1. Поддержание макроэкономической устойчивости | |||
1. Обеспечение ценовой и финансовой стабильности |
принятие на национальном уровне мер, направленных на поддержание ценовой и финансовой стабильности, а также устойчивости государственных финансов |
проведение мониторинга количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), установленных статьей 63 Договора | обеспечение макроэкономической устойчивости в государствах-членах |
2. Обеспечение непрерывности деятельности финансового сектора, снижение операционных рисков и поддержание информационной безопасности в условиях предоставления возможностей для удаленной работы части сотрудников |
принятие финансовыми регуляторами мер по обеспечению бесперебойного функционирования финансового сектора в государствах-членах | анализ мер, реализуемых государствами-членами |
бесперебойное обеспечение экономик государств-членов |
3. Поддержка потенциала финансового сектора по предоставлению ресурсов экономике, в том числе в части смягчения условий кредитования предприятий реального сектора (в рамках мероприятий правительств и финансовых регуляторов государств-членов, направленных на преодоление негативных последствии распространения коронавирусной инфекции COVID-19) |
принятие при необходимости финансовыми регуляторами мер, в том числе в виде смягчения пруденциальных требований, направленных на высвобождение дополнительного капитала для поддержания кредитования предприятий реального сектора | анализ мер, реализуемых государствами-членами |
обеспечение финансовой поддержки реального сектора экономики |
4. Смягчение административной нагрузки на платежные системы при безусловном соблюдении непрерывности их деятельности | принятие при необходимости на национальном уровне мер по оптимизации регуляторной и надзорной нагрузки на операторов платежных систем, операторов по переводу денежных средств и операторов услуг платежной инфраструктуры, субъектов национальной платежной системы | анализ мер, реализуемых обеспечение |
Обеспечение бесперебойности и непрерывности функционирования платежных систем |
5. Стимулирование использования преимущественно безналичных способов оплаты товаров (работ, услуг), включая использование систем быстрых платежей, а также механизмов дистанционного получения банковских услуг, в том числе с использованием возможностей удаленной идентификации |
принятие при необходимости национальными (центральными) банками мер по популяризации и повышению доступности дистанционных каналов обслуживания и цифровых сервисов при осуществлении банковских операций | анализ мер, реализуемых увеличение доли | увеличение доли безналичных расчетов и платежей |
6. Осуществление мониторинга и оперативное принятие мер по предотвращению необоснованного роста цен в связи с волатильностью обменных курсов национальных валют по отношению к валютам третьих стран | создание условий для формирования резервов социально значимых товаров, импортируемых из третьих стран, и мобильности использования сформированных резервов в государствах-членах проведение регулярного мониторинга и оперативное принятие на национальном уровне мер по предотвращению спекулятивного роста цен на товары первой необходимости и социально значимые товары на основе соблюдения принципов рыночной экономики | анализ мер, реализуемых государствами-членами | поддержание ценовой стабильности в государствах-членах |
7. Формирование дополнительных источников доходов бюджета в целях покрытия выпадающих доходов, которые будут направлены на поддержку экономики и населения |
рассмотрение возможностей образования и развития дополнительных бюджетных поступлений, направленных на обеспечение стабильности бюджетной системы государств-членов в долгосрочной перспективе, с учетом особенностей и структуры национальных экономик |
анализ мер, реализуемых государствами-членами |
повышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления |
8. Надежное обеспечение экономик государств- членов энергетическими ресурсами в рамках согласованных индикативных (прогнозных) балансов Союза | разработка индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов государства-члена и направление их в Комиссию в срок, установленный Соглашением о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза от 22 апреля 2016 года |
формирование индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов Союза и публикация их на официальном сайте Союза для использования уполномоченными органами государств-членов в работе по обеспечению потребностей экономик государств-членов в энергоресурсах | повышение надежности обеспечения потребностей государств-членов в основных видах энергоресурсов и эффективное использование совокупного энергетического потенциала государств-членов |
9. Стимулирование расширения использования национальных валют государств-членов во взаимной торговле |
подготовка предложений по вопросам перехода на расчеты в национальных валютах и дедолларизации расчетов в рамках деятельности рабочей группы высокого уровня для выработки предложений по вопросам дедолларизации расчетов при осуществлении взаимной торговли в рамках Союза |
создание и организация работы рабочей группы высокого уровня для выработки предложений по вопросам дедолларизации расчетов при осуществлении взаимной торговли в рамках Союза |
создание условии для повышения доли национальных валют в расчетах государств- членов |
10. Оказание Евразийским фондом стабилизации и развития в установленном порядке государствам- членам кредитного содействия в целях макроэкономической стабилизации, проработка Евразийским банком развития в рамках своей компетенции с государствами-членами вопросов реализации проектов, направленных на минимизацию последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19 |
внесение (при наличии) на рассмотрение Евразийского фонда стабилизации и развития предложений по реализации мер, направленных на обеспечение экономической стабильности в государствах-членах | анализ мер, реализуемых в рамках деятельности Евразийского фонда стабилизации и развития и Евразийского банка развития формирование и рассмотрение в рамках рабочей группы, созданной в соответствии с распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 13 января 2017 г. № 1, кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал, для финансирования Евразийским банком развития | повышение эффективности мер, принимаемых в целях макроэкономической стабилизации и реализации проектов, направленных в том числе на минимизацию последствий распространения коронавирусной инфекции COVID-19, с использованием финансовых возможностей Евразийского фонда стабилизации и Евразийского банка развития |
Направление 2. Принятие мер для поддержания и роста инвестиций, развития научно-технологического и производственного потенциала Союза | |||
1. Сохранение рабочих мест и повышение уровня занятости в государствах- членах |
принятие мер по созданию в национальных экономиках новых постоянных и временных рабочих мест, а также по поддержке хозяйствующих субъектов государств-членов, обеспечивающих сохранение существующих рабочих мест | анализ мер, реализуемых государствами-членами проработка с государствами-членами вопроса об устранении изъятий на внутреннем рынке Союза в части необходимости прохождения в государстве трудоустройства процедуры признания выданных в государствах-членах документов об ученых степенях и ученых званиях, а также документов об образовании в педагогической и юридической сферах |
сохранение рабочих мест, повышение занятости в государствах-членах |
2. Принятие мер налоговой и бюджетной поддержки малого и среднего бизнеса и предприятий наиболее нуждающихся в поддержке секторов экономики в условиях снижения их доходов |
принятие мер по снижению фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса и предприятия наиболее нуждающихся в поддержке секторов экономики, включая предоставление отсрочек (рассрочек) по уплате налоговой задолженности и задолженности по социальным отчислениям, временное неприменение налоговых санкций и неначисление пеней за несвоевременное исполнение налоговых обязательств | анализ мер, реализуемых государствами-членами |
поддержка финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса и предприятий наиболее нуждающихся в поддержке секторов экономики |
3. Повышение эффективности освоения бюджетных средств государств-членов для улучшения инвестиционного климата и активизации механизма государственно-частного партнерства |
принятие мер по повышению прозрачности и эффективности инвестиционных расходов бюджетов государств-членов |
анализ мер, реализуемых поддержание государствами-членами |
активизация инвестиционных процессов в государствах-членах |
4. Упрощение и (или) упразднение административных и прочих регуляторных процедур в инвестиционной сфере с учетом наилучшей |
анализ мер, принимаемых улучшение государствами-членами по упрощению инвестиционного |
анализ нормативных правовых актов государств-членов в сфере регулирования инвестиционной деятельности |
активизация инвестиционных процессов в государствах-членах |
5. Совершенствование нормативно-правовой базы государств-членов, направленной на защиту инвесторов |
анализ мер, принимаемых государствами-членами по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере защиты прав инвесторов, в том числе из других государств-членов |
анализ нормативных правовых актов государств-членов в сфере защиты прав инвесторов |
активизация инвестиционных процессов в государствах-членах |
6. Принятие мер по стимулированию вложений государственных и частных предприятий в научные исследования и развитие сферы здравоохранения |
рассмотрение возможности постепенного наращивания доли расходов государственных бюджетов на научные исследования и здравоохранение в среднесрочной перспективе | анализ мер, реализуемых государствами-членами |
развитие научного потенциала Союза, в том числе в сфере здравоохранения |
7. Содействие развитию кооперационных проектов, создающих производственно-технологические цепочки добавленной стоимости, в том числе в высокотехнологичных секторах экономики |
продолжение реализации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий" в соответствии с верхнеуровневым планом, утвержденным распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2019 г. № 21 |
продолжение реализации проекта "Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий" в соответствии с верхнеуровневым планом, утвержденным распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 мая 2019 г. № 21 |
развитие производственной кооперации в Союзе |
8. Развитие цифровых финансовых технологий и привлечение инвестиций в эту сферу | содействие расширению использования цифровых технологий участниками финансового рынка | анализ мер, реализуемых государствами-членами | повышение доступности, качества и ассортимента финансовых услуг |
Направление 3. Создание условий для поддержания стабильного спроса, расширения экспортных возможностей и активизации взаимной торговли | |||
1. Устранение барьеров, сокращение изъятий и ограничений, а также недопущение возникновения новых препятствий на внутреннем рынке Союза | направление в Комиссию информации о наличии барьеров, изъятий и ограничений для взаимного доступа к национальным сегментам внутреннего рынка Союза, а также информации о возможности устранения выявленных барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза |
выявление наличия барьеров, изъятий и ограничений для взаимного доступа к национальным сегментам внутреннего рынка Союза, а также определение возможности устранения выявленных барьеров, изъятий и ограничений, препятствующих функционированию внутреннего рынка Союза |
рост взаимной торговли государств- членов |
2. Обеспечение добросовестной конкуренции на трансграничных рынках государств-членов и ее защиты |
выработка и направление в Комиссию предложений по внесению изменений в акты, входящие в право Союза, в части осуществления контроля за соблюдением общих правил конкуренции |
совершенствование права Союза посредством внесения изменений в Договор, акты Комиссии, регулирующие вопросы контроля за соблюдением общих правил конкуренции, а также посредством разработки проектов актов Комиссии, предусмотренных Протоколом о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанным 1 октября 2019 г. |
совершенствование механизмов и инструментов по контролю за соблюдением общих правил конкуренции с учетом правоприменительной практики и тенденций развития антимонопольного регулирования |
3. Развитие торгово- экономических отношений с третьими странами, а также выстраивание системного диалога с ключевыми региональными экономическими объединениями, международными и региональными организациями в целях налаживания взаимовыгодного сотрудничества и расширения экспортных возможностей Союза |
участие в переговорах о заключении торговых соглашений Союза и его государств-членов с Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией и другими торговыми партнерами Союза при принятии Высшим Евразийским экономическим советом соответствующих решений |
организация и проведение переговоров о заключении торговых соглашений Союза и его государств-членов с Арабской Республикой Египет, Государством Израиль, Республикой Индией и другими торговыми партнерами Союза при принятии Высшим Евразийским экономическим советом соответствующих решений |
интенсификация торгового и инвестиционного сотрудничества Союза и его государств- членов с государствами - торговыми партнерами Союза |
4. Обеспечение приоритетных условий для экспорта на внешние рынки высокотехнологичной продукции |
подготовка предложений по наиболее эффективным форматам взаимодействия институтов поддержки экспорта государств-членов |
проработка форматов совместного использования информационных ресурсов институтов поддержки экспорта государств-членов |
повышение объемов экспорта продукции государств-членов на рынки третьих стран |
5. Создание необходимых условий для цифровизации взаимной и внешней торговли | подготовка предложении по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли между государствами-членами и третьими странами |
разработка предложении по развитию электронной торговли между государствами-членами и третьими странами |
увеличение объемов взаимной и внешней торговли государств- членов |
6. Скоординированное развитие транспортной инфраструктуры государств-членов | скоординированное развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях Восток - Запад и Север - Юг, в том числе в рамках сопряжения развития Союза и китайской инициативы "Один пояс один путь" | координация и мониторинг развития транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях Восток - Запад и Север - Юг, в том числе в рамках сопряжения развития Союза и китайской инициативы "Один пояс - один путь", в целях обеспечения движения товарных потоков в Союзе и транзитом через территории государств-членов | рост грузооборота, пассажирооборота, объемов перевозок грузов и пассажиров |
7 Принятие мер, направленных на поддержание и увеличение доходов населения, а также создание предпосылок для конвергенции государств- членов по уровню экономического развития и доходов населения |
принятие мер, направленных на поддержание доходов населения, а также на стимулирование работников за работу в условиях сложной эпидемической ситуации |
подготовка доклада о макроэкономической ситуации в государствах-членах увеличение доходов населения государств- членов и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития, содержащего рекомендации о сближении уровней экономического развития и доходов населения государств-членов поддержание внутреннего спроса в государствах-членах |
увеличение доходов населения государств-членов поддерживание внутреннего спроса в государствах-членах |