Примечание ИЗПИ!
Порядок введения в действие см. п.3
В соответствии с распоряжением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. № 11 Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемую базовую технологическую организационную модель системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.
2. Просить правительства государств – членов Евразийского экономического союза во избежание излишней нагрузки на хозяйствующие субъекты предусмотреть возможность обмена сведениями между национальным компонентом системы маркировки, созданным в соответствии с Соглашением о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года, и национальной системой прослеживаемости, созданной в соответствии с Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29 мая 2019 года, на условиях и в порядке, которые определены законодательством государств – членов Евразийского экономического союза.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии: | ||||
От Республики |
От Республики |
От Республики |
От Кыргызской |
От Российской |
М. Григорян | И. Петришенко | А. Смаилов | У. Кармышаков | А. Оверчук |
УТВЕРЖДЕНА Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 г. № 19 (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 24 ноября 2023 г. № 139) |
Базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе
Сноска. Базовая технологическая организационная - в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 24.11.2023 № 139 (вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования).
I. Общие положения
1. Настоящая базовая технологическая организационная модель системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (далее – базовая модель) разработана в целях реализации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе от 2 февраля 2018 года (далее – Соглашение) и определяет унифицированные подходы при введении маркировки товаров средствами идентификации (далее – маркировка товаров) в государствах – членах Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз).
2. Настоящая базовая модель применяется при введении маркировки товаров в соответствии со статьями 5 и 7 Соглашения и не распространяется на маркировку драгоценных камней, драгоценных металлов и изделий из них.
3. Совет Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) вправе при принятии решения о введении маркировки товаров установить связанные с особенностями производства и оборота отдельныхвидов товаров положения, отличные от положений настоящей базовой модели. В том числе такие положения могут быть установлены в отношении табачных изделий, алкогольной продукции, лекарственных препаратов.
4. Для целей настоящей базовой модели используются понятия, которые означают следующее:
"агрегирование" – обеспечение взаимосвязи кодов идентификации или кодов маркировки маркированных товаров с кодом идентификации или кодом маркировки, входящим в состав средства идентификации, нанесенного на групповую упаковку при комплектации маркированных товаров в групповые упаковки, а также обеспечение взаимосвязи кодов идентификации или кодов маркировки маркированных товаров и (или) групповых упаковок с кодом идентификации транспортной упаковки при комплектации в транспортную упаковку, в том числе при объединении транспортных упаковок в транспортные упаковки более высокого уровня, в целях обеспечения получения сведений о маркированных товарах без необходимости вскрытия создаваемой упаковки. Выбор варианта агрегации (обеспечение взаимосвязи кодов идентификации или взаимосвязи кодов маркировки) определяется законодательством государств-членов;
"внутренний оператор" – национальный оператор (администратор) государства-члена, которое не ввело маркировку товаров на своей территории и с территории которого осуществляется вывоз товаров, подлежащих маркировке, на территорию государства-члена, которое ввело маркировку в отношении таких товаров;
"групповая упаковка" – упаковка, которая объединяет в результате агрегирования маркированные товары, подлежит маркировке средствами идентификации и может быть реализована потребителю целиком или расформирована в целях реализации вложенных в нее товаров по отдельности с предоставлением сведений об этом в национальный компонент информационной системы маркировки товаров;
"импортер" – участник оборота товаров, зарегистрированный в государстве-члене, на территорию которого осуществляется ввоз маркированного товара с территории другого государства-члена;
"код идентификации" – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара или групповой упаковки, включающий в себя GTIN, а также серийный номер маркированного товара или групповой упаковки;
"код идентификации транспортной упаковки" – последовательность символов, представляющая собой уникальный номер транспортной упаковки, сформированный с учетом агрегирования вложенных маркированных товаров и (или) групповых упаковок;
"код маркировки" – уникальная последовательность символов, используемая для формирования средств идентификации, генерируемая национальным оператором (администратором), состоящая из кода идентификации и кода проверки;
"код проверки" – последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации и позволяющая выявить его фальсификацию;
"маркированный товар" – товар, непосредственно на который или на потребительскую упаковку которого нанесено средство идентификации или материальный носитель, содержащий средство идентификации, и достоверные сведения о котором (в том числе сведения о нанесенном на него средстве идентификации и (или) материальном носителе, содержащем средство идентификации) содержатся в национальном компоненте информационной системы маркировки товаров;
"национальный оператор (администратор)" – уполномоченный государственный орган или уполномоченная организация государства-члена, осуществляющие генерацию и (или) реализацию (продажу) кодов маркировки и (или) средств идентификации и обеспечивающие функционирование национального компонента информационной системы маркировки товаров;
"потребительская упаковка" – упаковка, являющаяся неотъемлемой частью единицы товара, реализуемая совместно с товаром потребителю;
"трансграничный эмитент" – национальный оператор (администратор) государства-члена, которое ввело маркировку товаров на своей территории и на территорию которого осуществляется ввоз маркированного товара с территории другого государства-члена, которое не ввело маркировку товаров на своей территории;
"транспортная упаковка" – упаковка, объединяющая маркированные товары и (или) групповые упаковки, используемая для хранения и транспортировки товаров с целью защиты их от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема);
"участники оборота товаров" – юридические лица, их филиалы, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные или аккредитованные в соответствии с законодательством государств-членов на их территориях, осуществляющие производство и (или) оборот товаров, в отношении которых принято решение о введении маркировки;
"экспортер" – участник оборота товаров, зарегистрированный в государстве-члене, с территории которого осуществляется вывоз маркированного товара на территорию другого государства-члена.
Иные понятия, используемые в настоящей базовой модели, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Соглашением и международными договорами в рамках Союза.
5. Государства-члены направляют в Комиссию уведомление о намерении ввести маркировку товаров на своих территориях (далее – уведомление) не позднее чем за 9 месяцев до даты запрета на оборот немаркированных товаров на своей территории.
6. Уведомление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 7 Соглашения.
Если представленная государством-членом в уведомлении информация не содержит сведения, предусмотренные статьей 7 Соглашения, либо содержит их не в полном объеме, Комиссия в течение 3 рабочих дней с даты получения уведомления направляет в данное государство-член запрос о предоставлении соответствующих сведений.
Государство-член направляет в Комиссию недостающую информацию в течение 10 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. Сроки, указанные в статье 7 Соглашения, исчисляются исходя из даты получения Комиссией сведений, предусмотренных данной статьей.
Если государство-член одновременно с уведомлением вносит предложение о введении маркировки соответствующих товаров на территории Союза, то такое предложение должно содержать сведения, предусмотренные статьей 3 Соглашения, а также могут быть представлены предложения для рассмотрения Советом Комиссии в соответствии со статьей 5 Соглашения, включающие в себя в том числе:
перечень товаров, в отношении которых предлагается ввести маркировку средствами идентификации, с указанием кода ТН ВЭД ЕАЭС и наименования товара;
сведения о предлагаемых для использования в целях маркировки товаров, потребительской, групповой и транспортной упаковок (при необходимости) средствах идентификации, их характеристиках, структуре и составе информации;
перечень сведений об особенностях товара;
дату введения запрета на оборот немаркированных товаров;
минимальный состав сведений о маркированном товаре, предоставляемый потребителям и иным заинтересованным лицам;
порядок маркировки товаров средствами идентификации и способы их нанесения;
порядок и сроки маркировки остатков товаров (при необходимости).
7. В случае если Совет Комиссии не принял решения о введении маркировки в Союзе в отношении какого-либо товара в установленные сроки, государства-члены могут ввести маркировку на своих территориях в отношении одного и того же товара. При этом устанавливаются требования к маркировке товара в соответствии с настоящей базовой моделью с учетом особенностей производства и оборота отдельных видов товаров.
8. После принятия Советом Комиссии решения о введении маркировки в отношении какого-либо товара, в соответствии с которым, дата введения маркировки на своих территориях определяется государствами-членами самостоятельно, такие государства-члены информируют Комиссию о дате введения маркировки не позднее чем за 6 месяцев до такой даты.
9. Для целей применения настоящей базовой модели к трансграничной торговле относится в том числе поставка товара в адрес аккредитованного в государстве-члене филиала (перемещение товара в рамках одного юридического лица).
10. Описание состава, структуры и формата сведений, передаваемых между национальными операторами (администраторами) (далее – операторы) и между операторами и Комиссией, а также технические требования к реализации информационного взаимодействия в соответствии с настоящей базовой моделью определяются при регламентации информационного взаимодействия в рамках общих процессов, утверждаемых Комиссией.
Требования к составу, структуре и формату сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Комиссией, а также сроки передачи таких сведений определены в приложении.
11. Состав сведений о маркированном товаре может быть дополнен с учетом особенностей товара, в отношении которого принимается решение о введении маркировки средствами идентификации.
II. Обеспечение взаимодействия операторов
12. Операторы в целях заказа и выдачи кодов маркировки и в целях передачи сведений о маркированных товарах, а также о средствах идентификации, нанесенных на такие товары, осуществляют информационное взаимодействие посредством интегрированной информационной системы Союза (далее – интегрированная система) в порядке, определенном настоящей базовой моделью.
13. Готовность интегрированной системы к обеспечению информационного взаимодействия должна быть обеспечена не позднее чем за 1 месяц до даты введения запрета на оборот немаркированного товара, указанного в уведомлении. Готовность интеграционного сегмента интегрированной системы обеспечивается Комиссией. Готовность национальных сегментов интегрированной системы обеспечивается государствами-членами.
14. До готовности интегрированной системы к обеспечению информационного взаимодействия между операторами или в случае ее неработоспособности, повлекшей технологическую невозможность обеспечения информационного взаимодействия между операторами,
в течение более 12 часов, такое взаимодействие может обеспечиваться ими на двусторонней основе.
Готовность к такому двустороннему взаимодействию до готовности интегрированной системы должна быть обеспечена операторами не позднее чем за 1 месяц до даты введения запрета на оборот немаркированного товара, указанного в уведомлении.
15. Порядок и условия взаимодействия между операторами, не установленные настоящей базовой моделью, определяются в двусторонних соглашениях между операторами.
В целях применения унифицированных подходов при определении в таких соглашениях указанных порядка и условий, Комиссия разрабатывает типовое соглашение и принимает соответствующую рекомендацию.
III. Взаимодействие между государством-членом, на территории которого введена маркировка товаров, и государством-членом, на территории которого маркировка товаров не введена
16. Для обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, ввозимых на территорию государства-члена, которое ввело маркировку данных товаров средствами идентификации, экспортеры осуществляют заказ кодов маркировки у внутреннего оператора.
17. Внутренний оператор запрашивает необходимое количество кодов маркировки у трансграничного эмитента, который обеспечивает предоставление на недискриминационных условиях внутреннему оператору кодов маркировки в течение 60 минут с момента получения запроса, а также обеспечивает передачу кодов маркировки экспортеру.
18. Экспортер до отгрузки маркированных товаров информирует внутреннего оператора о таких товарах и нанесенных на них средствах идентификации. Внутренний оператор в течение 60 минут с момента получения такой информации направляет трансграничному эмитенту сведения в соответствии с требованиями, указанными в приложении к настоящей базовой модели.
19. При возврате маркированных товаров (их части), ранее вывезенных в целях, не связанных с реализацией в рамках трансграничной торговли, экспортер информирует внутреннего оператора о возвращаемых товарах, а также о товарах, реализованных на территории другого государства-члена (при наличии такой реализации). Внутренний оператор в свою очередь информирует о возвращенных товарах и товарах реализованных в другом государстве-члене трансграничного эмитента.
20. В случае отсутствия внутреннего оператора, или отсутствия соглашения между внутренним оператором и трансграничным эмитентом, или невозможности выдачи внутренним оператором кодов маркировки при обращении экспортера по техническим причинам экспортер, в целях осуществления маркировки товаров, ввозимых в государство трансграничного эмитента, может получить коды маркировки от импортера. Импортер заказывает необходимое количество кодов маркировки у трансграничного эмитента и передает их экспортеру. При этом экспортер обязан предоставить импортеру сведения о товарах и нанесенных на них средствах идентификации в объеме, который необходим для исполнения обязанности импортера по предоставлению таких сведений трансграничному эмитенту.
21. После ввоза маркированных товаров импортер информирует трансграничного эмитента о таких товарах в порядке, установленном законодательством своего государства-члена. Трансграничный эмитент после ввода в оборот ввезенных товаров информирует о таких товарах внутреннего оператора (при наличии информационного взаимодействия между трансграничным эмитентом и внутренним оператором).
IV. Взаимодействие между государствами-членами, которые ввели маркировку товаров
22. С даты введения маркировки товаров на своих территориях двумя и более государствами-членами при условии применения утвержденных Советом Комиссии характеристик средств идентификации, единых требований к составу и структуре данных средств идентификации, способов цифровой (в том числе криптографической) защиты средств идентификации данными государствами-членами обеспечивается информационное взаимодействие между операторами и взаимное признание средств идентификации:
а) в рамках трансграничной торговли маркированными товарами между этими государствами-членами;
б) при обороте товаров, не связанном с реализацией в рамках трансграничной торговли;
в) при производстве товаров, подлежащих маркировке производителем одного государства-члена на основании договора с участником оборота товаров (заказчиком) другого государства-члена с использованием сырья и(или) товарного знака заказчика;
г) при ввозе и помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта с территории третьих стран на территорию государства-члена, которое ввело маркировку, товара, маркированного средствами идентификации, эмитированными другими государствами-членами, с которыми реализовано взаимное признание.
23. Государства-члены обеспечивают возможность ввода в оборот на своих территориях товара, импортируемого из третьих стран и маркированного средствами идентификации, эмитированными в другом государстве-члене, с которым реализовано взаимное признание средств идентификации, при соблюдении следующих условий:
а) подтверждение этим государством-членом эмиссии и возможности ввода в оборот товаров, маркированных такими средствами идентификации;
б) наличие подтвержденных договорных отношений между участником оборота товаров, который вводит в оборот маркированный товар, и участником оборота товаров, который является владельцем средств идентификации, нанесенных на данный товар, предусмотренных законодательством государства-члена, на территории которого вводится в оборот такой маркированный товар.
24. При ввозе товаров, подлежащих маркировке, с территории третьих стран в национальный компонент информационной системы маркировки товаров вносятся сведения о декларации на товары, подтверждающей сведения о таможенном декларировании такого товара.
25. В целях взаимного признания средств идентификации экспортер до отгрузки товара информирует своего оператора о вывозимых товарах и нанесенных на них средствах идентификации, который в свою очередь передает оператору государства-члена, на территорию которого такой товар ввозится, сведения о маркированных товарах в соответствии с требованиями, указанными в приложении к настоящей базовой модели, в том числе сведения о декларации на товары в отношении товара, ранее ввезенного на таможенную территорию Союза из третьих стран.
26. Оператор государства-члена, на территорию которого ввозится маркированный товар, после получения информации от импортера о вводе товара в оборот на территории государства-члена, в которое ввезен маркированный товар, информирует об этом оператора государства-члена экспортера. Оператор экспортера устанавливает для такого товара статус "товар выведен из оборота".
27. При возврате маркированных товаров (их части), ранее вывезенных в целях, не связанных с реализацией в рамках трансграничной торговли, экспортер информирует оператора своего государства-члена о возвращаемых товарах, а также о товарах, реализованных на территории другого государства-члена (при наличии такой реализации). Оператор экспортера в свою очередь информирует о товарах реализованных в другом государстве-члене оператора этого государства-члена.
28. В случае отсутствия взаимного признания средств идентификации, взаимодействие между государствами-членами, которые ввели маркировку товаров, осуществляется в порядке, установленном разделом III настоящей базовой модели.
29. При производстве товаров, подлежащих маркировке, производителем одного государства-члена на основании договора с участником оборота товаров (заказчиком) другого государства-члена с использованием сырья и (или) товарного знака заказчика, маркировка таких товаров может осуществляться средствами идентификации государства-члена, в котором зарегистрирован заказчик, предоставленными производителю заказчиком или полученными производителем через своего оператора от оператора заказчика.
При этом хранение и транспортировка товаров, маркированных средствами идентификации заказчика, осуществляется при условии:
передачи информации о нанесенных средствах идентификации производителем оператору государства-члена, на территории которого осуществляется производство товаров, в случае получения средств идентификации непосредственно у заказчика;
передачи информации о нанесенных на товары средствах идентификации оператором государства-члена, на территории которого осуществляется производство товаров, оператору государства-члена, осуществившего эмиссию средств идентификации;
подтверждения информации о таких средствах идентификации со стороны оператора государства-члена, осуществившего эмиссию средств идентификации, в случае наличия договорных отношений между производителем товара и заказчиком, который является владельцем средств идентификации, нанесенных на такие товары, оператору государства-члена, на территории которого осуществляется производство товаров.
Приобретение и реализация (продажа) товаров, маркированных средствами идентификации заказчика, на территории государства-члена производителя таких товаров (без физического перемещения товаров с территории государства-члена производителя) допускается после передачи заказчиком через оператора государства-члена заказчика в национальный компонент информационной системы маркировки государства-члена производителя информации о таких товарах в составе, аналогичном составу информации, передаваемому при трансграничной торговле, в соответствии с требованиями, указанными в приложении к настоящей базовой модели.
В случае вывоза товаров, маркированных средствами идентификации заказчика, с территории производителя на территорию иных государств-членов (за исключением территории государства-члена заказчика), где введена маркировка таких товаров, применяются положения пунктов 25 и 26 настоящей базовой модели. При этом в роли экспортера в рамках информационного взаимодействия выступает заказчик.
30. В случае, если на дату введения маркировки товаров на территории одного государства-члена имеются остатки товаров, маркированные средствами идентификации другого государства-члена, с которым обеспечивается взаимное признание средств идентификации, государство-член, на территории которого имеются остатки товаров, предоставляет возможность ввода в оборот таких остатков товаров на своей территории (за исключением остатков товаров, маркированных средствами идентификации другого государства-члена с применением идентификационных номеров ограниченной циркуляции в форматах GTIN с префиксами 200 – 299), при условии подтверждения подлинности таких средств идентификации оператором государства-члена, эмитировавшим такие средства идентификации, в соответствии с пунктом 38 настоящей базовой модели.
V. Формирование средства идентификации
31. Средство идентификации, предназначенное для маркировки товара, и (или) потребительской упаковки, и (или) групповой упаковки, содержит код маркировки и представляется в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix.
Средство идентификации также может содержать иные сведения и (или) быть представленным в ином виде, если соответствующее решение принято Советом Комиссии.
32. При формировании кода маркировки должна обеспечиваться вероятность его угадывания путем подбора кодов маркировки не более чем 1 из 10 000.
33. Сведения о составе, структуре и характеристиках средства идентификации, применяемого в целях маркировки товара и его упаковки (упаковок) на территориях государств-членов, включаются Комиссией в единый реестр средств идентификации на основании сведений о составе, структуре и характеристиках средства идентификации, согласованных государствами-членами по результатам рассмотрения соответствующего уведомления.
34. Средства идентификации формируются операторами или участниками оборота товаров.
35. В целях создания условий, исключающих возможность нахождения в законном обороте товаров, маркированных нелегальными средствами идентификации, применяются цифровые (в том числе криптографические) способы защиты средств идентификации.
36. Для криптографической защиты средства идентификации, предназначенного для маркировки товара, потребительской и групповой упаковок, в его состав включается код проверки, создаваемый с использованием криптографических средств защиты информации.
37. Код проверки, включенный в состав средства идентификации, обеспечивает проверку целостности и подлинности кода идентификации и вырабатывается (вычисляется) операторами.
Код проверки может быть сформирован в результате следующих криптографических преобразований кода идентификации:
выработка имитовставки с использованием секретного элемента (ключа), известного только оператору, сгенерировавшему код идентификации;
вычисление электронной цифровой подписи (электронной подписи) с использованием личного (секретного) ключа, известного только оператору, сгенерировавшему код идентификации.
Код проверки формируется с использованием указанных криптографических преобразований в соответствии с требованиями, установленными в праве Союза.
До установления таких требований в праве Союза код проверки формируется в соответствии с требованиями, установленными законодательством государств-членов.
38. При использовании в качестве цифровой защиты средства идентификации имитовставки, проверка подлинности средства идентификации маркированного товара осуществляется посредством направления запроса оператором государства-члена, на территорию которого ввезен маркированный товар, оператору государства-члена, эмитировавшему средство идентификации, с использованием интегрированной системы.
39. При использовании в качестве цифровой защиты средства идентификации электронной цифровой подписи (электронной подписи) проверка осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством государства-члена, на территории которого осуществляется оборот маркированного товара.
До установления в праве Союза требований к криптографической защите средств идентификации в соответствии с едиными стандартами, в случаях взаимного признания средств идентификации, содержащих электронную цифровую подпись (электронную подпись), сформированную по межгосударственным и (или) национальным стандартам, проверка подлинности средств идентификации осуществляется посредством запросов в рамках информационного взаимодействия между операторами с использованием интегрированной системы. При неготовности интегрированной системы к обеспечению информационного взаимодействия между операторами такое взаимодействие осуществляется в порядке, установленном пунктом 14 настоящей базовой модели.
VI. Нанесение средств идентификации
40. Товар маркируется путем нанесения на него и (или) на его потребительскую и (или) групповую упаковки средства идентификации или материального носителя, содержащего средство идентификации, методом печати, этикетирования или иным методом, обеспечивающим невозможность отделения средства идентификации и (или) материального носителя, содержащего средство идентификации, без его разрушения, если иное не установлено в праве Союза или законодательством государств-членов.
При этом размещение этикетки с нанесенным на нее средством идентификации допускается на потребительской упаковке, в том числе на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале, при условии отсутствия перекрытия средства идентификации другой информацией.
41. Одновременно со средством идентификации на товар и (или) потребительскую и (или) групповую упаковки может наноситься информация, содержащаяся в средстве идентификации, в человекочитаемом формате.
42. При комплектации с обеспечением агрегирования маркированных товаров, и (или) потребительских упаковок, и (или) групповых упаковок в транспортную упаковку на нее может наноситься средство идентификации, сформированное в соответствии с международными стандартами GS1, которое содержит код идентификации транспортной упаковки и при необходимости иные сведения. Состав иных сведений определяется участником оборота товаров, осуществляющим комплектацию товаров в транспортную упаковку.
VII. Требования к информационной системе
маркировки товаров
43. Информационная система маркировки товаров является совокупностью взаимодействующих национальных компонентов и интеграционного компонента Комиссии (далее в данном разделе соответственно – национальные компоненты, интеграционный компонент).
44. Национальные компоненты должны соответствовать требованиям, установленным положениями Соглашения, настоящей базовой моделью, актами органов Союза в сфере маркировки товаров средствами идентификации, а также требованиям законодательства государств-членов.
45. Государства-члены принимают меры по обеспечению невозможности маркировки товаров, легальность которых не подтверждена, в том числе путем информационного взаимодействия национального компонента с иными системами контроля, функционирующими в государстве-члене.
46. Информационное взаимодействие национального компонента с иными информационными системами государства-члена должно осуществляться в электронной форме в порядке, установленном законодательством этого государства-члена.
47. Дополнительно в соответствии с законодательством государства-члена может обеспечиваться информационное взаимодействие национального компонента с информационными системами участников оборота товаров.
48. Сведения о маркированном товаре, направляемые участниками оборота товаров в национальный компонент на этапах оборота, определенных в статье 9 Соглашения и (или) в законодательстве государства-члена, считаются надлежащим информированием компетентного (уполномоченного) органа государства-члена в соответствии с указанной статьей Соглашения.
Направление таких сведений участниками оборота товаров осуществляется в электронной форме в порядке, установленном законодательством государства-члена.
49. Состав сведений, передаваемых участниками оборота товаров в отношении маркированного товара, ввозимого из третьих стран, и маркированного товара, не произведенного в государствах-членах и ввозимого в рамках трансграничной торговли, должен быть идентичен.
50. В рамках информационной системы маркировки товаров должно быть обеспечено функционирование информационных сервисов, предоставляющих минимальный состав сведений о товаре, определенный Советом Комиссии или законодательством государства-члена, в целях информирования потребителей и других заинтересованных лиц о маркированном товаре.
При этом доступ к указанным информационным сервисам должен обеспечиваться на свободной (недискриминационной) основе всем заинтересованным лицам в соответствии с правом Союза и (или) законодательством государств-членов.
51. Информационное взаимодействие национальных компонентов с интеграционным компонентом должно осуществляться в электронной форме средствами интегрированной системы путем реализации общего процесса в рамках Союза в соответствии с технологическими документами, регламентирующими такое информационное взаимодействие, утверждаемыми Коллегией Комиссии.
52. Информационное взаимодействие национальных компонентов с информационными системами компетентных (уполномоченных) органов государств-членов и национальных компонентов с интеграционным компонентом должно осуществляться в соответствии с положениями Соглашения и настоящей базовой модели в целях решения следующих задач:
а) обеспечение создания и применения эффективных инструментов и механизмов контроля за оборотом маркированных товаров на территориях государств-членов;
б) создание условий для обеспечения реализации компетентными (уполномоченными) органами государств-членов своих полномочий по контролю за оборотом маркированных товаров на своих территориях;
в) создание условий для обеспечения защиты прав потребителей в государствах-членах;
г) обеспечение возможности получения кодов маркировки из национальных компонентов государств-членов, в которых введена маркировка товара средствами идентификации, внутренним оператором.
53. Интеграционный компонент должен обеспечивать информационное взаимодействие в рамках общего процесса между национальными компонентами, а также между национальными компонентами и интеграционным компонентом в следующих случаях:
а) при представлении сведений о маркированных товарах, перемещаемых между государствами-членами в рамках трансграничной торговле, а также в целях, не связанных с реализацией в рамках трансграничной торговли;
б) при представлении сведений о товарах, подлежащих маркировке и планируемых к реализации в рамках трансграничной торговли, в целях заказа кодов маркировки;
в) при заказе и получении кодов маркировки;
г) при информировании участников оборота товаров и других заинтересованных лиц;
д) при получении Комиссией сведений о трансграничной торговле в целях осуществления мониторинга и анализа;
е) в иных случаях, установленных актами органов Союза.
54. Функции интеграционного компонента реализуются средствами следующих подсистем интегрированной системы:
а) интеграционная платформа интегрированной системы;
б) подсистема управления общими процессами;
в) информационно-аналитическая подсистема;
г) информационный портал Союза;
д) другие подсистемы, включаемые в состав интегрированной системы по мере ее развития и используемые в целях реализации общего процесса в рамках Союза.
55. Состав функциональных частей национальных компонентов определяется на национальном уровне с учетом положений пункта 44 настоящей базовой модели.
56. Оператор национального компонента обеспечивает информационное взаимодействие с другими национальными компонентами, техническую защиту информации в рамках такого взаимодействия, а также бесперебойное функционирование национального компонента в режиме 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, за исключением времени проведения регламентных и технологических работ.
О проведении регламентных и технологических работ оператор национального компонента оповещает Комиссию и операторов других государств-членов, а также всех заинтересованных лиц не позднее чем за 12 часов до начала таких работ.
ПРИЛОЖЕНИЕ к базовой технологической организационной модели системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе |
ТРЕБОВАНИЯ
к составу, структуре и формату, сведений о маркированных товарах, передаваемых между компетентными (уполномоченными) органами государств – членов Евразийского экономического союза и между компетентными (уполномоченными) органами государств-членов и Евразийской экономической комиссией
1. При осуществлении информационного взаимодействия между операторами (администраторами) национальных компонентов информационной системы маркировки товаров передаются сведения о маркированных товарах и средствах их идентификации (далее – сведения) в XML-формате в соответствии со следующими стандартами:
"Extensible Markup Language (XML) 1.0 (Fifth Edition)" (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.w3.org/TR/REC-xml);
"Namespaces in XML" (опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.w3.org/TR/REC-xml-names);
"XML Schema Part l: Structures" и "XML Schema Part 2: Datatypes" (опубликованы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресам: http://www.w3.org/TR/xmlschema-l/ и http://www.w3.org/TR/xmlschema-2/).
2. Общие требования к составу и структуре сведений приведены в таблицах 1 – 12.
3. В таблице формируются следующие поля (графы):
"наименование элемента" – порядковый номер, идентификатор и устоявшееся или официальное словесное обозначение элемента;
"описание элемента" – текст, поясняющий смысл (семантику) элемента;
"примечание" – текст, уточняющий назначение элемента, определяющий правила его формирования (заполнения) или словесное описание возможных значений элемента;
"мн." – множественность элементов (обязательность (опциональность) и количество возможных повторений элемента).
4. Для указания множественности элементов передаваемых данных используются следующие обозначения:
1 – элемент обязателен, повторения не допускаются;
n – элемент обязателен, должен повторяться n раз (n > 1);
1..* – элемент обязателен, может повторяться без ограничений;
n..* – элемент обязателен, должен повторяться не менее n раз (n > 1);
n..m – элемент обязателен, должен повторяться не менее n раз и не более m раз (n > 1, m > n);
0..1 – элемент опционален, повторения не допускаются;
0..* – элемент опционален, может повторяться без ограничений;
0..m – элемент опционален, может повторяться не более m раз (m > 1).
Таблица 1
Состав и структура сведений о вывозимых маркированных товарах и их средствах идентификации
Таблица 2
Состав и структура сведений о средствах идентификации, нанесенных на товары, приобретенные в рамках трансграничной торговли
Таблица 3
Перечень сведений об адресе
Наименование | Описание | Мн. | |
Код вида адреса | кодовое обозначение вида адреса (адрес места нахождения, адрес для корреспонденции и т. д.) (указывается в соответствии с перечнем: "1" – адрес регистрации; "2" – фактический адрес; "3" – почтовый адрес) | 0..1 | |
Код страны |
кодовое обозначение страны (указывается двузначный буквенный код в соответствии | 0..1 | |
Код территории | код единицы административно-территориального деления | 0..1 | |
Регион | наименование единицы административно-территориального деления первого уровня | 0..1 | |
Район | наименование единицы административно-территориального деления второго уровня | 0..1 | |
Город | наименование города | 0..1 | |
Населенный пункт | наименование населенного пункта | 0..1 | |
Улица | наименование элемента улично-дорожной сети городской инфраструктуры | 0..1 | |
Номер дома | обозначение дома, корпуса, строения | 0..1 | |
Номер помещения | обозначение офиса или квартиры | 0..1 | |
Почтовый индекс | почтовый индекс предприятия почтовой связи | 0..1 | |
Номер абонентского ящика | номер абонентского ящика на предприятии почтовой связи | 0..1 |
Таблица 4
Перечень сведений о контактных реквизитах
Наименование | Описание | Мн. | |
Код вида связи | кодовое обозначение вида средства (канала) связи в соответствии с перечнем видов средств (каналов) связи, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 декабря 2022 г. № 192 | 0..1 | |
Наименование вида связи | наименование вида средства (канала) связи (телефон, факс, электронная почта и др.) | 0..1 | |
Идентификатор канала связи | последовательность символов, идентифицирующая канал связи (указание номера телефона, факса, адреса электронной почты и др.) | 0..* |
Таблица 5
Перечень сведений о характеристиках товара
Наименование | Описание | Примечание | Мн. | |
Наименование товара на этикетке | формируется в свободной форме в соответствии с информацией на этикетке | 1 | ||
Товарный знак (бренд) | сведения о товарном знаке (бренде, торговой марке) | 1 | ||
Дополнительные сведения | 0..1 |
Таблица 6
Перечень сведений о единице товара
Наименование | Описание элемента | Примечание | Мн. | |
Цена единицы товара с НДС* | сведения о цене товара с учетом НДС |
сведения указываются | 0..1 | |
НДС единицы товара* | сумма НДС единицы товара |
указываются сведения | 0..1 |
________________
* Сведения передаются экспортером на добровольной основе в рамках договорных отношений с импортером и при наличии технических возможностей национального оператора(администратора) государства-члена, в котором зарегистрирован экспортер. В случае передачи сведений должны быть заполнены оба элемента, указанные под номером 1 и под номером 2.
Таблица 7
Перечень сведений о средстве идентификации товара
Наименование | Описание | Примечание | Мн. | |
Вид средства идентификации | указывается 3-значный код вида средства идентификации в соответствии с перечнем видов средств идентификации |
указывается | 1 | |
Номер по реестру | указывается номер по реестру средств идентификации | 0..1 | ||
Блок данных средства идентификации | 1..* | |||
Идентификатор применения (AI) | цифровой идентификатор применения, обозначающий назначение блока информации, содержащейся в средстве идентификации |
указывается | 0..1 | |
Символьное значение блока информации | содержит символьное значение блока информации, содержащейся в средстве идентификации |
указывается согласно правилам, определенным | 1 |
Таблица 8
Перечень видов средства идентификации
Код вида средства идентификации | Наименование вида средства идентификации | |
Линейный штриховой код | ||
101 | линейный штриховой код Code 128 | |
Двумерный многоуровневый штриховой код | ||
Двумерный матричный штриховой код | ||
301 | DataMatrix код | |
302 | QR код | |
303 | Micro QR код | |
Радиочастотный сигнал | ||
401 | радиочастотный сигнал RFID-метки UHF-диапазона | |
Прочие виды средств идентификации | ||
999 | прочее |
Таблица 9
Перечень идентификаторов применения (AI), используемых при маркировке товаров
Полное наименование AI | Формат элементной строки | Описание | Примечание | |
Серийный код транспортной упаковки (тары) – SSCC (Serial Shipping Container Code) | N2 + N18 | поле данных содержит номер SSCC | идентификатор применения AI (00) показывает, что цифровое поле из 18 символов, следующих непосредственно за ним, содержит серийный код транспортной упаковки (тары) (SSCC), который используется для маркировки логистической единицы | |
Глобальный идентификацион-ный номер единицы товара – GTIN | N2 + N14 | GTIN – Global Trade Item Number – глобальный идентификацион-ный номер разновидности товара одного наименования (артикула) в системе открытых стандартов GS1 | идентификатор применения AI (01) показывает, что цифровое поле из 14 символов, следующих непосредственно за ним, содержит глобальный идентификационный номер единицы товара (GTIN), который используется для идентификации единицы товара. | |
GTIN товарных единиц внутри транспортной упаковки (тары) | N2 + N14 |
идентификатор применения AI (02) показывает, что цифровое поле из 14 символов, следующих непосредственно за ним, содержит GTIN товарных единиц, находящихся внутри транспортной упаковки (тары) при ее однородном содержании. | ||
Серийный номер | N2 + X..20 | серийный номер (Serial Number) |
идентификатор применения AI (21) показывает, что поле размером от 1 до | |
Идентификатор ключа проверки | идентификатор (индивидуальный порядковый номер) ключа проверки |
применяется | ||
Код проверки |
значение кода проверки, создаваемого |
применяется | ||
Код проверки |
значение кода проверки, создаваемого | применяется в соответствии с законодательством государства-члена. Необходимость передачи сведений при трансграничном перемещении товаров определяется в соответствии с законодательством государства-члена |
Таблица 10
Правила формирования реквизита "Блок данных средства идентификации"
Таблица 11
Перечень статусов маркированных товаров, используемых при обмене сведениями о маркированных товарах и их средствах идентификации
Описание статуса | Возможные значения кодов и описания причины установки статуса | |
состояние не определено |
"99" – информация аннулирована (устанавливается в системе импортера) | |
"34" – возврат товара продавцу в рамках трансграничной торговли (устанавливается в системе импортера) | ||
товар введен в оборот в государстве-члене | "33" – принятие товара к учету в рамках трансграничной торговли (устанавливается в системе импортера) | |
"34" – возврат товара продавцу в рамках трансграничной торговли (устанавливается в системе экспортера) | ||
"99" – информация аннулирована (устанавливается в системе экспортера) | ||
товар выведен из оборота |
"33" – принятие товара к учету в рамках трансграничной торговли (устанавливается в системе экспортера) | |
товар реализован (предназначен для реализации) в рамках трансграничной торговли | ||
товар перемещен в целях, не связанных с трансграничной торговлей |
Таблица 12
Перечень сведений о документе
Наименование | Описание | Примечание | Мн. | ||
Код вида документа |
код вида документа, указываемый | элемент предназначен для указания сведений о коде вида документа в соответствии с классификатором видов документов и сведений, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 | 1 | ||
Наименование документа | наименование документа | 1 | |||
Номер документа | регистрационный номер документа | 0..1 | |||
Дата документа | дата регистрации\выдачи документа | 1 |