О докладе за 2023 год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь" (включая информацию о реализации поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8)

Новый

Распоряжение Евразийского Межправительственного Совета от 4 июня 2024 года № 6.

      1. Одобрить доклад Евразийской экономической комиссии за 2023 год о создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь" (включая информацию о реализации поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8) (прилагается в качестве информационного материала).

      2. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его опубликования на официальном сайте Евразийского экономического союза.

      Члены Евразийского межправительственного совета

От Республики
Армения
От Республики
Беларусь
От Республики
Казахстан
От Кыргызской
Республики
От Российской
Федерации

Доклад за 2023 год О создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь" (включая информацию о реализации Поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8)

СОДЕРЖАНИЕ

      Список сокращений и условных обозначений

      Введение

      1. координации развития транспортной инфраструктуры в 8 Евразийском экономическом союзе

      2. О работе государств - членов Евразийского экономического союза, 37 проведенной в 2023 году по развитию транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров и маршрутов, входящих в том числе в международный транспортный коридор "Север - Юг"

      3. реализации национальных планов государств - членов 40 Евразийского экономического союза по развитию транспортной инфраструктуры

      Заключение

      Список источников

      Приложение 1-1 Карта евразийских транспортных коридоров и маршрутов

      Приложение 1-2. Инициатива "Перекресток Мира"

      Приложение 2. О реализации перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов Евразийского экономического союза

      Приложение 3. О реализации национальных планов по развитию транспортной инфраструктуры, включая информацию:

      - о реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в соответствии с национальными планами и стратегиями инфраструктурного развития;

      - о разработке предложений по сопряжению проектов, реализуемых в соответствии с национальными планами и китайской инициативой "Один пояс, Один путь"; о подготовке предложений по реализации совместных проектов развития транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс, Один путь";

      - об "узких" местах (ограничениях) транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг"

      Приложение 4. О пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза (разработано Департаментом таможенной инфраструктуры ЕЭК)

Список сокращений и условных обозначений

Государства-члены

- государства - члены Евразийского экономического союза

Договор о ЕАЭС

- Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

ДК ОНСТП

- План мероприятий ("дорожная карта") по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза

Комиссия, ЕЭК

- Евразийская экономическая комиссия

МТК

- международный транспортный коридор

Союз, ЕАЭС

- Евразийский экономический союз

ВЕЭС

- Высший Евразийский экономический совет

ЕМПС

- Евразийский межправительственный совет

Введение

      Транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономик государств - членов ЕАЭС, обеспечивающей пространственную связанность и транспортную доступность территорий, а также мобильность населения.

      Развитие транспортной инфраструктуры международных транспортных коридоров в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", является важнейшей долгосрочной стратегической задачей экономик стран Договора о ЕАЭС, направленной на использование географических преимуществ и реализацию транзитного потенциала стран пятерки через интеграцию в мировые транспортные цепочки, в том числе в рамках ЕАЭС.

      На приоритетность целей по созданию и развитию транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов ЕАЭС в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг" указывают главы государств и правительств наших стран в инициативах по итогам заседаний Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета.

      Глобальное изменение мировых логистических цепочек и их участников, происходящее в результате геополитических событий, изменило картину традиционных международных транспортных коридоров, участниками которых являются государства - члены ЕАЭС, и стало катализатором создания и развития новых транспортных путей.

      Происходившие в 2022 году процессы диверсификации и формирования новых логистических маршрутов позволили в 2023 году наладить устойчивую работу не только на новых маршрутах, но и повысить эффективность действующих, особенно МТК "Север - Юг" и Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ).

      Настоящий доклад за 2023 год "О создании и развитии транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь" (включая информацию о реализации Поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8) (далее - Доклад) подготовлен во исполнение пункта 7.4.1 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12

      (далее - Стратегические направления), и соответствующего пункта 7.4.1 Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденного Распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. № 4 (далее - План мероприятий по реализации Стратегических направлений).

      Доклад подготовлен государствами - членами ЕАЭС на площадке Департамента транспорта и инфраструктуры Комиссии с участием заинтересованных департаментов Комиссии.

      В соответствии с пунктом 7.4.1 Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений Доклад готовится на ежегодной основе.

      Целью Доклада является систематизация и анализ информации о реализации Договора о ЕАЭС и права Союза в части касающейся координации развития транспортной инфраструктуры, создания и развития евразийских транспортных коридоров, а также подготовка предложений по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры в рамках ЕАЭС.

      В Доклад включены вопросы, предусмотренные пунктом 7.4.1 Стратегических направлений:

      о реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в соответствии с национальными планами и стратегиями инфраструктурного развития;

      о разработке предложений по сопряжению проектов, реализуемых в соответствии с национальными планами и китайской инициативой "Один пояс, Один путь";

      о подготовке предложений по реализации совместных проектов развития транспортной инфраструктуры на территориях государств-членов в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс - один путь".

      Также, Доклад направлен на проработку:

      инициатив Президента Республики Казахстан К.К. Токаева о необходимости развития транспортного коридора "Север - Юг" в сопряжении с Транскаспийским маршрутом, по выработке предметных решений по созданию цифровой системы транзита товаров (по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 мая 2023 г.);

      инициативы Президента Кыргызской Республики С.Н. Жапарова по развитию транспортной инфраструктуры и логистики, расширению пропускной способности пунктов пропуска внутри Союза (по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря 2023 г.);

      инициатив, изложенных в обращении Президента Российской Федерации В.В. Путина к главам государств - членов ЕАЭС по случаю председательства Российской Федерации в органах Союза в 2023 году;

      инициатив Премьер-министра Республики Армения Н. В. Пашиняна к главам государств - членов ЕАЭС по случаю председательства Армении в органах Союза в 2024 году;

      инициативы Премьер-министра Республики Беларусь Р.А. Головненко по созданию бесшовного и комфортного маршрута транспортировки к портам Персидского залива (по итогам заседания Евразийского межправительственного совета 2-3 февраля 2023 г.);

      инициативы Премьер-министра Республики Беларусь Р.А. Головненко об источниках финансирования перечня приоритетных инфраструктурных проектов (по итогам заседания Евразийского межправительственного совета 24-25 августа 2023 г.);

      инициативы Премьер-Министра Республики Казахстан А.А. Смаилова по развитию транзитного потенциала для расширения географии экспорта стран ЕАЭС (по итогам заседания Евразийского межправительственного совета 7-8 июня 2023 г.);

      исполнения Поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8 (далее - Поручение ЕМПС № 8);

      вопросов мониторинга реализации приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС.

      Доклад включает информацию о работе государств-членов, проведенной в 2023 году по развитию транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров и маршрутов, входящих в том числе в международный транспортный коридор "Север - Юг".

      При подготовке Доклада использована информация уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС в области транспорта, аналитические материалы Комиссии, а также аналитические материалы из источников, находящихся в открытом доступе.

I. О координации развития транспортной инфраструктуры в Евразийском экономическом союзе

      В 2023 году продолжена работа Сторон и Комиссии по формированию права Союза в части, касающейся транспортной инфраструктуры.

      Государства - члены ЕАЭС в Договоре о ЕАЭС определили основные приоритеты скоординированной (согласованной) транспортной политики, осуществляемой в ЕАЭС касательно транспортной инфраструктуры:

      создание и развитие евразийских транспортных коридоров (подпункт 2 пункта 3 статьи 86);

      координация развития транспортной инфраструктуры (подпункт 4 пункта 3 статьи 86).

      Вопросы создания и развития евразийских транспортных коридоров, координации развития транспортной инфраструктуры прорабатываются Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) совместно с государствами - членами ЕАЭС во исполнение Договора о ЕАЭС, Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19) и планов мероприятий "дорожных карт", принимаемых Евразийским межправительственным советом на 3-х летний период, и во исполнение Стратегических направлений.

      В 2023 году главами государств стран "пятерки" подписана Декларация о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года "Евразийский экономический путь" (далее - Декларация), одним из направлений которой является формирование общего транспортно-логистического пространства, предусматривающее координацию усилий государств - членов ЕАЭС по совместному развитию транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры на международных транспортных коридорах в целях увеличения транзитных перевозок грузов, включая создание опорных транспортных хабов и логистических центров, увеличение пропускной способности существующих маршрутов.

      В ЕАЭС в 2023 году:

      принят комплексный план развития евразийских транспортных коридоров (распоряжение Коллегии ЕЭК от 05.12.2023 № 179);

      по предложениям Казахстанской Стороны и Кыргызской Стороны рассматривался вопрос о дополнении перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС новыми проектами (02.02.2024 принято Распоряжение ЕМПС № 1 о внесении изменений в перечень);

      приняты решения по вопросу о перечне "узких мест". Планируется прорабатывать вопрос в соответствии с утвержденным распоряжением Коллегии Комиссии от 5 декабря 2023 г. № 179 "О комплексном плане развития евразийских транспортных коридоров" (пункт 4), а также с проектом ДК ОНСТП на 2024 - 2026 годы (пункт 10).

      На завершающем этапе находится проведение в государствах - членах ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для подписания проекта Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры.

      Особо следует отметить, что в 2023 году транспортная отрасль продолжила обеспечивать устойчивость экономик государств - членов ЕАЭС.

      В 2023 году государства - члены Союза не снижали темпы развития транспортной инфраструктуры и сумели не только преодолеть возникающие трудности, но и реализовать ряд масштабных транспортных проектов.

      Так, в Республике Казахстан дан старт строительству новых железнодорожных линий Бахты - Аягоз и Дарбаза - Мактаарал.

      В Российской Федерации с опережением сроков состоялся ввод в эксплуатацию скоростной автомобильной дороги М-12 Восток (между Москвой и Казанью), являющейся частью международного транспортного коридора "Европа — Западный Китай".

      Итоги 2023 года подчеркивают надежность и устойчивость работы транспортных комплексов государств - членов ЕАЭС.

      Объемы перевозок и грузооборот по видам транспорта приведены в таблицах 1 и 21.

      ________________________________

      1 https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep stat/econstat/analytics/mdicators2023_l2.pdf

Перевозки грузов по видам транспорта, январь-декабрь 2023 года,
миллионов тонн


Январь-декабрь 2023 г.

млн тонн

в % к январю-декабрю 2022 г.


Объем перевозок грузов (железнодорожным, автомобильным, воздушным) - всего

ЕАЭС

Армения

16,53

Беларусь

Казахстан*

727,4

Кыргызстан

50,71

Россия

7460,67

...


Из него: железнодорожным транспортом

ЕАЭС

Армения

2,1

59,9

Беларусь

Казахстан

416,4

102,8

Кыргызстан

9,4

116,8

Россия

1235,3

99,99


автомобильным транспортом

ЕАЭС

Армения**

14,4

108,7

Беларусь

Казахстан*

287,2

110,6

Кыргызстан

41,3

115,0

Россия

6224,9

100,2


воздушным транспортом, тыс. тонн

ЕАЭС

Армения***

33,9

145,5

Беларусь

Казахстан

23,8

97,2

Кыргызстан

12,6

в 42,0 р.

Россия****

467,4

77,1

      * Данные сформированы с учетом изменения методологического подхода по формированию показателей деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки грузов на автомобильном транспорте.

      ** В данных отражены также грузоперевозки транспортом других стран.

      *** В данных отражены также грузоперевозки, выполненные авиакомпаниями других стран.

      **** По данным Росавиации.

  Таблица 2

Грузооборот по видам транспорта, январь-декабрь 2023 года, миллиардов тонно-километров


Январь-декабрь 2023 г.

млрд т-км

в % к январю-декабрю 2022 г.


Грузооборот всего (железнодорожным, автомобильным, воздушным) - всего

ЕАЭС

Армения

1,62

Беларусь

Казахстан*

356,65

Кыргызстан

2,73

Россия

3023,02


Из него: железнодорожного транспорта

ЕАЭС

Армения

0,5

58,3

Беларусь

Казахстан

326,8

104,8

Кыргызстан

1,1

107,2

Россия

2638,0

100,0


автомобильного транспорта

ЕАЭС

...

Армения**

1,1

110,4

Беларусь

Казахстан*

29,8

101,7

Кыргызстан

1,4

96,5

Россия

383,3

122,1


воздушного транспорта, млн г-км

ЕАЭС

...

Армения***

17,7

в 2,3 р.

Беларусь

Казахстан

53,7

98,5

Кыргызстан

231,1

в 13,1 р.

Россия****

1723,7

61,0

      * Данные сформированы с учетом изменения методологического подхода по формированию показателей деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие перевозки грузов на автомобильном транспорте.

      ** Данный показатель рассчитывается по грузоперевозкам подвижным составом Республики Армения.

      *** Данный показатель рассчитывается только по грузоперевозкам авиакомпаниями Республики Армения.

      **** По данным Росавиации.


      Сложившаяся развитая и разветвленная сеть транспортных коммуникаций в Союзе позволяет обеспечивать бесперебойность перевозок в направлениях "Восток -Запад" и "Север - Юг".

      Так, объем перевозок грузов по Восточному полигону по итогам 2023 года составил более 300 млн тонн, что на 11% выше уровня 2021 года, по Азово-Черноморскому коридору перевозки достигли 220 млн тонн.

      В 2023 году в рамках диверсификации транспортно - логистических связей и развития новых направлений значительно возросли объемы перевозок по коридорам "Север - Юг" и Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

      Так, в 2023 году на 38 % увеличились объемы перевозок по международному транспортному коридору "Север - Юг", превысив объем в 19 млн тонн2, на 86 % выросли объемы перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, достигшие 2,8 млн. тонн3. На сегодня маршрут предоставляет конкурентоспособный срок доставки - в среднем 12 суток. В среднесрочной перспективе планируется довести объемы грузоперевозок по данному коридору до 10 млн. тонн.

      _____________________________________

      2 https://finance.rambler.rU/business/51988130-belousov-ozhidaet-rost-perevozok-po-vostochnomu- poligonu-v-2023-godu-do-bolee-300-mln-tonn/

      3 https://railways.kz/ru/news/preimiishestva-tmtm-obespechivayut-rost-cksporta/

О комплексном плане развития евразийских транспортных коридоров

      5 декабря 2023 г. принято Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 179 "О комплексном плане развития евразийских транспортных коридоров" (далее - Распоряжение, Комплексный план).

      Подготовка Комплексного плана является продолжением работы по созданию и развитию евразийских транспортных коридоров, перечень которых утвержден Распоряжением Коллегии Комиссии от 26 октября 2021 г. № 175.

      Утвержденный перечень евразийских транспортных коридоров и маршрутов включает евразийские одномодальные железнодорожные маршруты, евразийский мультимодальный маршрут, а также евразийские автомобильные коридоры и маршруты. В состав евразийских транспортных коридоров входят казахстанские порты, - морской порт Актау и морской порт Курык, и российские порты, - морской порт Калининград, морской порт Махачкала, морской порт Новороссийск, морской порт Усть-Луга.

      Карта евразийских транспортных коридоров и маршрутов и приоритетные интеграционные инфраструктурные проекты в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС представлены в Приложении 1-1.

      К Комплексному плану прилагается информация о мероприятиях государств - членов ЕАЭС по развитию евразийских транспортных коридоров и маршрутов, размещенная па официальном сайте ЕАЭС по ссылке: https://eec.eaeunion.org/upload/clcr/etkim.pdf.

      Реализация мероприятий государств - членов по развитию евразийских транспортных коридоров до 2025 года позволит осуществить строительство свыше 1000 км новых и электрификацию порядка 800 км железнодорожных путей, строительство свыше 1000 км новых автомобильных дорог, реконструкцию и капитальный ремонт свыше 3000 км автодорог.

      В соответствии с Комплексным планом на площадке Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств - членов ЕАЭС по результатам углубленной проработки будут подготовлены решения, предложения и рекомендации о целесообразности подготовки актов органов Союза касательно:

      целевых индикаторов (показателей) развития евразийских транспортных коридоров (маршрутов);

      паспортов евразийских транспортных коридоров (маршрутов);

      требований к евразийским транспортным коридорам (маршрутам);

      развития отдельных участков евразийских транспортных коридоров (маршрутов), выявления и устранения "узких мест".

      При этом, ЕМПС будет ежегодно рассматривать информацию о реализации мероприятий Комплексного плана в составе настоящего доклада.

      Распоряжением предусматривается проработка вопроса о внесении изменений в Положение о Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств - членов ЕАЭС (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 № 13) в части наделения Совета руководителей полномочиями, в том числе необходимыми для реализации мероприятий, предусмотренных Комплексным планом.

      Стороны и Комиссия приступили к проработке данного вопроса 21 декабря 2023 г. на 22-м заседании подкомитета по инфраструктуре и логистике Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре.

      В соответствии с Комплексным планом предусматривается на ежегодной основе подготовка и рассмотрение информации на Коллегии и Совете Комиссии по анализу:

      результатов реализации мероприятий государств - членов ЕАЭС по развитию железнодорожной, автодорожной и портовой инфраструктуры, входящей в евразийские транспортные коридоры (маршруты);

      реализации приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС, одобренных Распоряжением ЕМПС от 26 августа 2022 г. № 19.

      В целях приведения возможностей пропускной (провозной) способности транспортной инфраструктуры в соответствие с возрастающими объемами и скоростью грузопотока Комплексным планом предусматривается реализация мероприятий по развитию отдельных участков евразийских транспортных коридоров (маршрутов), выявлению и устранению "узких мест", которые будут рассматриваться на заседании Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств - членов Союза.

      Информация об "узких" местах (ограничениях) транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", подготовленная на основе информации, предоставленной государствами - членами ЕАЭС учтена в Приложении 3.

Подготовка проекта "дорожной карты" проекта плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ЕАЭС на 2024 - 2026 годы

      В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 "Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза" проводится работа по подготовке проекта плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов ЕАЭС на 2024 - 2026 годы.

      Проект "дорожной карты" включает разделы касательно развития транспортной инфраструктуры "Эффективное использование транзитного потенциала", "Создание и развитие евразийских транспортных коридоров".

      Планируется, что в 2024 г. документ будет принят ЕМПС.

О приоритетных интеграционных инфраструктурных проектах в сфере транспорта государств - членов Евразийского экономического союза

      Во исполнение пункта 6.1.5 Стратегических направлений Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 26 августа 2022 г. № 19 одобрен Перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств-членов (далее - Перечень, Приоритетные проекты), изначально включавший 7 проектов.

      В настоящее время в Перечень по предложениям Казахстанской Стороны и Кыргызской Стороны внесены изменения (Распоряжение ЕМПС от 02.02.2024 № 1) и Перечень включает 11 Приоритетных проектов, направленных на развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов, а также развитие транзитного потенциала в рамках Союза и транспортной инфраструктуры, входящей в международные транспортные коридоры в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс, Один путь", из них:

      1 проект Республики Армения, 2 проекта Республики Беларусь, 3 проекта Республики Казахстан, 3 проекта Кыргызской Республики и 2 проекта Российской Федерации.

      На заседании ЕМПС 1-2 февраля 2024 г. в г. Алматы рассмотрено инициативное предложение Республики Беларусь о включении в Перечень двух Приоритетных проектов, направленных на развитие железнодорожных участков как Республики Беларусь, так и Российской Федерации.

      Дальнейшее рассмотрение данного вопроса продолжается в формате двухстороннего взаимодействия с Российской Стороной и на площадках Союзного государства.

      Одновременно, предлагается в целях оценки интеграционного эффекта для ЕАЭС от реализации приоритетных инфраструктурных проектов в сфере транспорта предложения по перечню проектов предварительно обсуждать на площадке Комиссии со всеми Сторонами, после чего вносить такие предложения для рассмотрения органами Союза.

      Возможно также отметить, что реализация приоритетных проектов осуществляется Сторонами на национальном уровне.

      На уровне ЕАЭС не инициировано принятие решений о совместной реализации приоритетных проектов и об участии бюджета ЕАЭС в финансировании проектов.

      Дополнительная информация о реализации перечня приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС учтена в Приложении 2.

Приоритетные проекты Республики Армения

      1. Инвестиционная программа дорожного коридора "Север - Юг" 4-ая очередь (Транш-4).

      Планируется строительство следующих участков дорожного коридора:

      Арташат - Сисиан: протяженность составляет около 162 км, сроки ввода в эксплуатацию не определены, проект на стадии разработки, общая стоимость реализации не определена, вопрос финансирования на стадии обсуждения.

      Сисиан - Каджаран: протяженность составляет около 60 км, срок ввода в эксплуатацию - до 2030 года, рабочий проект в наличии, строительные работы начнутся после завершения тендера (проведен этап переквалификации), вопрос финансирования на стадии завершения переговоров.

      Каджаран - Агарак: протяженность составляет около 32 км, срок ввода в эксплуатацию - до 2026-2027 гг., рабочий проект в наличии, строительные работы предусматривается начать в конце марта - начале апреля 2024 года.

      Каджаран - Агарак: около 10,3 км (включая 7 км тоннель), ориентировочный срок ввода в эксплуатацию - до 2030 года, рабочий проект готов, ориентировочная сумма реализации проекта около 153 млрд, армянских драм, вопрос финансирования на стадии переговоров.

      Автодорога является частью международной магистрали АН 82 и частью дорожного коридора "Север - Юг".

     


      МТК "Север - Юг" создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива через Каспийский регион и далее в Северную и Западную Европу.

      Следует отметить, что по проекту Республики Армения изменены сроки ввода в эксплуатацию отдельных участков дорожного коридора, определены ориентировочная сумма реализации и источники финансирования по участку Каджаран - Агарак.

     


      2. Реконструкция автомобильной дороги М-1/Е 30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки).

      В соответствии с Концепцией реализации проекта, согласованной Главой государства (резолюция от 7 октября 2020 г. № 09/582 П1129) разработана предпроектная документация по реконструкции автодороги М-1/Е 30 по Брестской области (протяженность 252 км).

      В связи с необходимостью привлечения значительного объема финансовых средств и ограниченной возможностью привлечения иностранных заимствований на модернизацию автомобильной дороги разработка предпроектной документации по Витебской и Минской областям приостановлена.

      С учетом проведения ремонтных мероприятий, автомобильная дорога приведена в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние, обеспечивающее безопасность участников дорожного движения, и не требует проведения срочных мероприятий по ее реконструкции.

      Вопрос реконструкции автомобильной дороги М-1/Е 30, с учетом необходимости модернизации более напряженных транспортных маршрутов республики, будет рассмотрен при формировании Государственной программы "Дороги Беларуси" на 2026 - 2030 годы.

      3. Реконструкция автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин.

      Автомобильная дорога М-10 проходит по территории Гомельской и Брестской областей. Маршрут является одним из значимых международных транспортных маршрутов, его протяженность составляет 608 км.

      В настоящее время разработана проектная документация по реконструкции участка республиканской автомобильной дороги М-10 граница Российской Федерации (Селище) - Гомель - Кобрин км 109,9 - км 195,19.

      Учитывая, что меры по привлечению заемных финансовых средств для реконструкции автодороги М-10 не дали результатов, а ее транспортноэксплуатационное состояние требует проведения незамедлительных работ, начать выполнение работ по ее реконструкции в 2024 году планируется за счет средств республиканского бюджета.

Приоритетные проекты Республики Казахстан

      4. Реконструкция казахстанских участков автомобильной дороги М-32, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай".

      Протяженность коридора "Европа - Западный Китай" - 8440 км, в том числе по территории Республики Казахстан - 2747 км, из них:

      I категория с 4-х полосным движением - 1424 км ("Кызылорда - Туркестан - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос");

      II категория 1323 км ("граница с Российской Федерацией - Актобе - Улгайсын - Кызылорда").

      Со стороны Республики Казахстан полная реконструкция завершена в 2017 г. (работы велись с 2009 г.).

      Республика Казахстан планирует поэтапный перевод коридора "Западная Европа - Западный Китай" в первую техническую категорию с 4-х полосным движением по всей протяженности автомагистрали.

      В этих целях в период с 2023 - 2025 гг. планируется завершить работы по реконструкции участка от Актобе до Улгайсын (262 км) и в дальнейшем в период с 2025 по 2030 гг. реконструировать оставшиеся участки от Улгайсын до Кызылорды (960 км), от Актобе до границы с Российской Федерацией (101 км).

      Тем самым до 2030 г. участки дорог от города Кызылорда до границы с Российской Федерацией, протяженностью 1323 км, будут переведены в первую техническую категорию.

      41. Развитие восточного международного транспортного коридора "Север - Юг" с модернизацией существующей железнодорожной инфраструктуры на участках "Орск - Кандыагаш - Макат - Бейнеу - Болашак", "Илецк-1 - Актобе", "Челябинск - Тобол - Никельтау", "Аксарайская - Макат", "Шалкар - Бейнеу - Мангыстау".

      42. Развитие коридора "Россия - страны Центральной Азии": строительство железнодорожной линии "Дарбаза - Мактаарал";

      строительство вторых железнодорожных путей па участке "Казал ы-Арысь".

     



     


      5. Электрификация железнодорожного участка "Луговая - Балыкчи".

      Протяженность участка составляет 321,5 км. Необходима разработка ТЭО.

      Железнодорожный участок Луговая - Балыкчы является главной транспортной артерией, связывающий Кыргызстан с Казахстаном и другими странами. Участок однопутный, эксплуатационная длина 321,5 км, из них 60,3 км - на территории Казахстана и 261,2 км - на территории Кыргызстана.

      Ориентировочная стоимость реализации 300,0 млн. долл. США

      Структура финансирования не определена.

      51. Проект железной дороги "Балыкчи - Кочкор - Кара-Кече - Макмал - Джалал-Абад".

      Общая протяженность железной дороги от станции Балыкчы до станции Джалал-Абад по маршруту Балыкчы - Кочкор - Кара-Кече - Макмал - Джалал- Абад - 405 км.

      Предполагаемые объемы перевозок - от 3,7 до 4,3 млн тонн в год.

      Потребность в инвестициях (в ценах 2018 г.) 4,06 млрд долларов США.

      52. Проект автомобильной дороги "Реконструкция северно-объездной дороги города Бишкек".

      Общая протяженность Северной объездной автодороги г. Бишкек - 33,4 км.

      Проект состоит из 2 участков:

      Участок 1.

      Реконструкция автомобильной дороги Алматы - Бишкек - Ташкент протяженностью 24,3 км;

      Участок 2.

      Реконструкция автомобильной дороги Бишкек - Нарын - Торугарт 0 км - 9.1 км протяженностью 9 км.

      Потребность инвестициях 45,6 млн долларов США.

Приоритетные проекты Российской Федерации

      6. Строительство и модернизация российских участков автомобильных дорог, относящихся к международному транспортному маршруту "Европа - Западный Китай".

      Общая протяженность маршрута на территории Российской Федерации около 2,4 тыс. км.

      Маршрут состоит из трех основных частей:

      1) от Санкт-Петербурга до Москвы, включая федеральные автодороги М-11 "Нева" Москва - Санкт-Петербург (строительство обхода г. Твери в 2022- 2024 годы, 74 млрд, рублей) и Центральную кольцевую автомобильную дорогу.

      2) автомобильная дорога М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань, протяженностью 810 км (2020-2023 годы, 901,5 млрд рублей) и обход г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу, протяженностью 99,3 км (2022-2024 годы, 140,7 млрд рублей).

      3) участок существующей дорожной сети от пересечения с автодорогой М-12 Москва - Нижний Новгород - Казань до границы с Казахстаном (автодороги А-151 Цивильск - Ульяновск, М-5 "Урал", Р-239 Казань-Оренбург- Акбулак, граница с Республикой Казахстан).

      7. Строительство российского участка частной автомагистрали "Меридиан".

      Трассировка маршрута: Республика Беларусь - Брянск - Саратов - Республика Казахстан.

      Общая протяженность маршрута составляет 1411 км.

      Общая стоимость реализации 1,5 трлн, рублей.

      Структура финансирования будет определена дополнительно в ходе разработки финансовой модели проекта.

      Маршрут состоит из трех основных участков:

      1) Республика Беларусь - Брянск;

      2) Брянск - Саратов (первоочередной к реализации участок, протяженность 871 км, предварительная стоимость - порядка 1 трлн, рублей);

      3) Саратов - Республика Казахстан.

      В 2022 году обеспечена разработка технико-экономического обоснования проекта. С учетом значительной капиталоемкости проекта и приоритизации, рассмотрение вопросов поэтапной реализации автомобильной дороги "Меридиан" возможно после 2028 года.

     


О цифровизации транспорта

О развитии электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС

      В 2023 году, основываясь на результатах исследования основных аспектов развития права Союза и национального законодательства Сторон отмечена значительная положительная динамика в части касающейся развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска.

      8 июня 2023 г. Евразийскому межправительственному совету представлена информация о результатах исполнения плана мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза на 2021 - 2022 годы (Приложение к Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов ЕАЭС, утв. Решением Евразийского межправительственного совета от 05.02.2021 № 1)

      В связи с тем, что присутствие документов на бумажном носителе сохраняется, государствам - членам ЕАЭС рекомендовано при реализации политики в сфере развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска исходить из необходимости создания условий для полного перехода на электронный документооборот и применения цифровых технологий в морских пунктах пропуска, обеспечения соблюдения принципа однократного представления и многократного использования данных с учетом аналитических материалов, а также рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты государств - членов ЕАЭС, регулирующие указанную сферу.

      Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 8 июня 2023 г. № 12 принят план мероприятий развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств - членов Евразийского экономического союза на 2023 - 2025 годы, направленный на достижение цели полного перехода на электронный документооборот и применение цифровых технологий в морских пунктах пропуска государств- членов, обеспечение унификации данных в рамках электронного документооборота.

О рекомендациях Коллегии Комиссии

      Комиссией на постоянной основе проводится постоянная работа по мониторингу реализации государствами - членами ЕАЭС принятых рекомендаций Коллегии Комиссии:

      Рекомендации Коллегии Комиссии от 26 ноября 2019 г. №38 "О согласованных подходах по внедрению безбумажных технологий при организации и оформлении перевозок грузов в международном сообщении и устранению недостатков в организации движения поездов", направленной на совершенствование организации грузовых железнодорожных перевозок с помощью внедрения безбумажных технологий;

      Рекомендации Коллегии Комиссии от 7 июня 2022 г. № 23 "Об общих подходах к вопросам цифровой логистики в Евразийском экономическом союзе", определяющей условия для развития цифровых технологий в сфере транспорта и способствующей повышению качества транспортных услуг;

      Рекомендации Коллегии Комиссии от 7 июня 2022 г. № 24 "О развитии транспортно-логистических центров в рамках Евразийского экономического союза", направленной на координацию процессов создания и развития транспортно-логистических центров в государствах-членах ЕАЭС с учетом обеспечения приоритетного развития евразийских транспортных коридоров и маршрутов;

      Рекомендации Коллегии Комиссии от 27 декабря 2023 г. № 41 "О поэтапном переходе к применению в электронном виде документов при международных автомобильных перевозках грузов в Евразийском экономическом союзе", направленной на упрощение организации перевозок, снижение затрат и внедрение электронного документооборота при международных автомобильных перевозках грузов в рамках ЕАЭС.

      Информация о мониторинге реализации указанных рекомендаций Коллегии Комиссии рассматривается на площадках профильных подкомитетов Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре Комиссии.

О проекте цифровизации грузовых железнодорожных перевозок

      17 мая 2018 г. в Астане (Республика Казахстан) было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской ЕІародной Республикой, с другой стороны (далее - Соглашение).

      Документ вступил в силу 25 октября 2019 г.

      В соответствии с Соглашением стороны признали важность экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Евразии, а также важность сопряжения Евразийского экономического союза и инициативы "Один пояс, Один путь" как инструмента создания крепких и стабильных торговых связей в регионе для чего предусматривается развитие отраслевого сотрудничества между ЕАЭС и КНР в таких отраслях как: сельское хозяйство, энергетика, транспорт, промышленная кооперация, технологии и инновации, информационная и коммуникационная инфраструктура, финансы и окружающая среда.

      В увязке с обозначенным Соглашением в рамках заседания Высшего Евразийского экономического совета 21 мая 2021 г. было уделено большое внимание тематике цифровых транспортных коридоров и развитию транспортного потенциала государств-членов ЕАЭС, а также увеличению объемов торговли с третьими странами.

      Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 20 августа 2021 г. № 17 в г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика) утвержден План первоочередных мероприятий по цифровизации грузовых железнодорожных перевозок в интересах развития торгово- экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР (далее - План мероприятий), подготовленный при участии железнодорожных перевозчиков государств - членов ЕАЭС и предполагающий переход на комплексную электронную технологию перевозки грузов железнодорожным транспортом при двусторонних и транзитных перевозках грузов между государствами - членами ЕАЭС, включая переход на юридически значимый электронный документооборот в части перевозочных и товаросопроводительных документов.

      Для реализации Плана мероприятий Евразийской части и в рамках подготовки проекта Плана (Дорожной карты) по развитию торгово- экономического сотрудничества ЕАЭС и КНР, предполагающего цифровизацию железнодорожных перевозок в том числе на уровне КНР, создана Рабочая группа по цифровым транспортным коридорам на уровне руководителей транспортных ведомств, таможенных служб, органов, уполномоченных в сфере ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также железнодорожных перевозчиков государств - членов ЕАЭС.

      Для регулярного взаимодействия и оперативного решения возникающих вопросов по обозначенным документам сформирована экспертная подгруппа по вопросам взаимодействия и оперативного решения возникающих вопросов.

      16 февраля 2023 г. на третьем заседании Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 г. (далее - Совместная комиссия) подписан План (Дорожная карта) по развитию торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР.

      Итоговый План (Дорожная карта) по развитию торгово- экономического сотрудничества между ЕАЭС и КНР включает работу по цифровизации транспортных коридоров, установление диалога по вопросам внешнеторговой политики ЕАЭС и КНР и совместное исследование эффектов различных сценариев углубления торгово-экономического сотрудничества, включая либерализацию торговли и упрощение ее процедур между ЕАЭС и КНР.

      8 июня 2023 г. в рамках заседания Евразийского межправительственного совета принято Распоряжение № 10, которое предусматривает реализацию до 2026 года Плана мероприятий Евразийской части от 20 августа 2021 года по результатам мониторинга его реализации Рабочей группой по цифровым транспортным коридорам ЕЭК, а также Плана от 16 февраля 2023 г.

      В соответствии с Распоряжением должно быть обеспечено взаимодействие с китайской стороной по Плану от 16 февраля 2023 г., а к 2026 году должен быть исполнен План мероприятий Евразийской части.

      15 сентября 2023 года состоялось заседание Рабочей группы по цифровым транспортным коридорам, в рамках которого представлены доклады причастных сторон государств - членов ЕАЭС по статусу реализации Плана мероприятий Евразийской части от 20 августа 2021 года и Плана (Дорожной карты) от 16 февраля 2023 г.

      19 апреля 2024 г. в г. Пекин состоялось четвертое заседание Совместной комиссии. В ходе заседания отмечено, что Сторона ЕАЭС предложила установить диалог в сфере транспорта с целью обсуждения таких вопросов, как обмен информацией о стратегических документах и практиках развития транспортной инфраструктуры, о реализации приоритетных инфраструктурных проектов ЕАЭС и Китая в области транспорта и развития евразийских транспортных коридоров.

О проекте формирования
Экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК)

      11 октября 2017 г. принято Решение Высшего Евразийского экономического совета № 12 "Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года".

      По ЭЦТК приняты следующие акты органов Союза:

      распоряжение Евразийского межправительственного совета от 31 января 2020 г. № 4 "О формировании цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза" с планом мероприятий по формированию ЭЦТК;

      распоряжение Совета Комиссии от 23 ноября 2020 г. № 29 "О перечне сервисов и цифровой инфраструктуры, реализуемых в целях формирования экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза";

      Решение Совета Комиссии от 14 сентября 2021 г. № 87 "О реализации проекта "Создание информационно-коммуникационной "витрины" национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС" (Проект "Витрина").

      Проект "Витрина" принят к реализации в конце 2021 г.

      Реализация Проекта "Витрина" должна была обозначить начало формирования всей экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, а по предложенным к реализации в Перечне (распоряжение Совета Комиссии от 23 ноября 2020 г. № 29) сервисам и цифровой инфраструктуры, - должны были быть созданы и апробированы прототипы.

      Вместе с тем, определенным по итогам конкурса подрядчиком выполнить запланированные в рамках Проекта "Витрина" работы не удалось и, в связи с этим, 5 апреля 2023 г. подписано соглашение между Комиссией и Исполнителем о расторжении договора и прекращении обязательств по нему.

      Комиссией инициированы работы по актуализации Проекта "Витрина" с учетом современных вызовов и целей.

      С учетом итогов проведенных совещаний подготовлен комплект документов по актуализации Проекта "Витрина".

      В части перечня сервисов и цифровой инфраструктуры, реализуемых в целях формирования ЭЦТК предлагается актуализировать данный перечень в следующем варианте:

      1. Информационно-коммуникационная "витрина" национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза.

      2. Сервис по бронированию очереди в автомобильном пункте пропуска государства-члена (при наличии системы электронной очереди в таком пункте).

      3. Сервис по применению электронных транспортных (перевозочных) и / или товаросопроводительных документов для международных грузовых железнодорожных перевозок.

      4. Сервис по применению электронной международной транспортной накладной (для автомобильного транспорта).

      5. Сервис по применению электронных разрешений на международные автомобильные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также осуществлению весогабаритного контроля при международных грузовых автомобильных перевозках;

      6. Сервис по применению электронных навигационных пломб.

      Следует отметить, что в отношении указанных сервисов имеются предложения Белорусской Стороны. В частности, Белорусская Сторона считает необходимым разделить "Сервис по применению электронных транспортных (перевозочных) и / или товаросопроводительных документов для грузовых железнодорожных перевозок" на два отдельных сервиса:

      31. Сервис по применению электронной международной транспортной накладной (для железнодорожного транспорта).

      32. Сервис по применению электронных товаросопроводительных документов при перевозке грузов различными видами транспорта.

      Позиция Белорусской Стороны аргументирована тем, что сервис по оформлению электронных транспортных (перевозочных) документов предоставляется перевозчиком (железными дорогами). В отношении сопроводительных документов, обязанность прикладывать их к накладной возложена на отправителя в соответствии с параграфом 1 статьи 22 Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС), то есть оформление электронных товаросопроводительных документов не является компетенцией перевозчика в соответствии с параграфом 2 статьи 22 СМГС.

      У Белорусской железной дороги имеется собственная автоматизированная система "Электронная перевозка", позволяющая клиентам Белорусской железной дороги оформлять электронные перевозочные документы, в том числе при перевозке грузов в международном железнодорожном сообщении. Указанная система разработана в соответствии с требованиями СМГС.

      Вопрос по актуализации документов по Проекту "Витрина" был рассмотрен Коллегией Комиссии 10 октября 2023 г. и Советом Комиссии 20 октября 2023 г., по итогам чего был направлен на доработку с учетом позиции Российской Стороны.

      24 октября 2023 г. Комиссией направлены дополнительные справочные материалы, раскрывающие суть проекта "Витрины", в том числе описание бизнес-процессов по реализации сервисов проекта.

      16 февраля 2024 г. Минэкономразвития России в адрес Комиссии представлена комплексная позиция Российской Федерации о согласовании материалов проекта "Витрина" с учетом необходимости закрепления в документации по проекту обязательств всех государств - членов ЕАЭС по присоединению и введению в промышленную эксплуатацию сервисов, предлагаемых к реализации в рамках проекта "Витрина".

      В ходе заседания координационной группы 29 февраля 2024 г. Стороны (Республика Армения в рабочем порядке, Республика Беларусь, Кыргызская Республика и Российская Федерация) согласовали доработанный Комиссией с учетом позиции Российской Стороны текст проекта решения Совета Комиссии о перезапуске проекта "Витрина".

      При этом, у Белорусской Стороны по Проекту "Витрина" имеется позиция по объему сервисов и их содержанию. Замечания высказывались письменно и непосредственно в ходе заседания координационной группы по реализации Проекта "Витрина" 29 февраля 2024 г.

      В ответ на представленные замечания Республики Беларусь Департаментом информационных технологий Комиссии с учетом итогов указанного заседания координационной группы в адрес Министерства связи и информатизации Республики Беларусь направлена позиция с комментариями и разъяснениями относительно представленных замечаний.

      В целях скорейшего перезапуска, вопрос о Проекте "Витрина" внесен для рассмотрения Коллегией Комиссии на заседании 25 июня 2024 г.

О пилотном проекте по обмену электронной международной транспортной накладной e-CMR (для автомобильного транспорта) между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь с применением механизма доверенной третьей стороны

      В целях реализации скоординированной политики государств - членов ЕАЭС в сфере перехода на электронные юридически значимые документы при осуществлении международных грузовых автомобильных перевозок в 2022-2023 годах Российской Федерацией и Республикой Беларусь осуществлен пилотный проекта по апробации применения электронной международной автомобильной транспортной накладной (e-CMR) в формате утвержденным СЕФАКТ ООН, разработанной в соответствии с принятым дополнительным протоколом к Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом.

      Результаты проведенного пилота, направленные в Евразийскую экономическую комиссию, подтвердили техническую и практическую важность осуществления международных автомобильных перевозок с применением e-CMR.

      Опубликованный отчет о реализации данного проекта доступен по ссылке: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/476/2shmw0ouneo4xge42jqt3tqqpj2x4i 2 b/4.1 -Otchet-transgranichnyy-pilot-e_CMR.pdf.

О Соглашении о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб

      Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок подписано главами государств-членов Союза 19 апреля 2022 года (далее - Соглашение) и вступило в силу 3 апреля 2023 года.

      Документ имеет статус международного договора и устанавливает правовую основу для применения в ЕАЭС нового технологического инструмента контроля при перевозках товаров и транспортных средств - навигационных пломб. Использование указанной технологии позволяет на расстоянии в онлайн- режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке, за счет чего обеспечивается "прозрачность" перевозок.

      Соглашение направлено на минимизацию мер государственного контроля при перевозках товаров (при транзите, экспорте и в рамках взаимной торговли) и обеспечение их законного оборота на территории Союза.

      Сфера действия Соглашения распространяется исключительно на перевозки, осуществляемые по территориям двух и более стран Союза.

      Соглашением предусмотрено поэтапное введение отслеживания с учетом категорий товаров и видов транспорта, которыми они будут перемещаться. Такой подход обеспечит постепенную адаптацию участников перевозок и государственных органов к новым, отвечающим современным требованиям условиям работы.

      Для начала практического применения Соглашения необходима реализация ряда мероприятий, как на уровне Комиссии, так и на национальном уровне. Перечень таких мероприятий закреплен в Плане мероприятий ("дорожной карте"), утвержденном Распоряжением Совета Комиссии от 21 апреля 2023 г. № 12.

      Планом предусмотрено принятие ряда первоочередных решений Коллегии и Совета Комиссии, необходимых для запуска отслеживания с применением навигационных пломб. Реализация некоторых мероприятий Плана, направленных на дальнейшее совершенствование механизма отслеживания перевозок, завершается в 2025 г.

      План включает также подготовку решений Комиссии, не имеющих обязательного характера, сроки разработки и принятия которых не определены, и которые могут быть подготовлены при наличии инициатив Сторон и (или) Комиссии.

      План сформирован с учетом положений Соглашения, предусматривающих, в том числе принятие государствами-членами актов национального законодательства, регламентирующих отдельные направления механизма отслеживания с применением навигационных пломб, и создание временных интеграционных технических решений, обеспечивающих обмен необходимой информацией участниками отслеживания.

      На сегодняшний день на уровне Комиссии вся необходимая нормативная правовая база подготовлена (все обязательные первоочередные решения приняты).

      Со стороны государств-членов также завершаются мероприятия, необходимые для начала практической реализации Соглашения.

Пункты пропуска государств - членов ЕАЭС

      В рамках подготовки настоящего Доклада, принимая важность стабильного функционирования пунктов пропуска государств - членов ЕАЭС для увеличения грузопотоков и ускорения ввоза/вывоза экспортной и импортной продукции, в Приложении 4, разработанном Департаментом таможенной инфраструктуры ЕЭК, приведена детальная информация по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры ЕАЭС.

О международном сотрудничестве, развитии сотрудничества с Исламской Республикой Иран и Объединенными Арабскими Эмиратами в контексте развития МТК "Север - Юг"

      Сторонами и Комиссией осуществляется многостороннее взаимодействие в рамках реализации Основных направлений международной деятельности ЕАЭС, торговых соглашений ЕАЭС, а также меморандумов по взаимодействию с международными организациями (ЕЭК ООН, ШОС, ЭСКАТО и др.).

      ЕАЭС и его государствами-членами заключены торговые соглашения (Вьетнам, Сербия, КНР, Иран).

      ЕАЭС активно ведутся переговоры о заключении соглашений о свободной торговле (ОАЭ, Индонезия, Египет). Все указанные торговые соглашения и проекты торговых соглашений предусматривают многостороннее сотрудничество в сфере транспорта.

      В свете ведущихся переговоров о создании зон свободной торговли особое значение приобретают вопросы развития транспортных коридоров для обеспечения эффективных процессов торговли.

      Во исполнение инициативы Премьер-министра Республики Беларусь Р.А. Головненко, озвученной на заседании ЕМПС 2-3 февраля 2023 г., Комиссией начата работа по налаживанию сотрудничества с Исламской Республикой Иран и Объединенными Арабскими Эмиратами по вопросам развития международного транспортного коридора "Север - Юг" и создания максимально бесшовного и комфортного пути транспортировки товаров к портам Персидского залива.

      В этих целях в 2023 году блоком по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии проведена работа по налаживанию сотрудничества между ЕАЭС с Исламской Республикой Иран и Объединенными Арабскими Эмиратами в контексте развития международного транспортного коридора "Север - Юг".

      Промежуточными итогами проведенной работы в данном направлении стали:

      проведение консультаций экспертной группы Комиссии по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска стран ЕАЭС с представителями группы компаний Abu-Dhabi Ports Group (ОАЭ) о передовых, интеллектуальных и инновационных цифровых решениях, применяемых в деятельности компании и о повышении эффективности и качества услуг морского транспорта, способствующих прозрачности и доступу к информации в режиме реального времени;

      предварительная договоренность об углублении сотрудничества с Министерством энергетики и инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов и группой компаний Abu-Dhabi Ports Group.

Информация о результатах исполнения Поручения Евразийского межправительственного совета от 21 июня 2022 г. № 8 в первом полугодии 2024 г.

      Во исполнение Поручения ЕМПС № 8 в первом полугодии 2024 г. Сторонами совместно с Комиссией:

      продолжена работа по формированию права Союза в части, касающейся транспортной инфраструктуры, а именно, - по внесению изменений в перечень интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС. Приняты предложения Казахстанской Стороны и Кыргызской Стороны по внесению изменений в перечень проектов (распоряжение ЕМПС от 02.02.2024 № 1);

      начата реализация Комплексного плана развития евразийских транспортных коридоров;

      продолжена работа по реализации мероприятия о налаживании сотрудничества между институтами развития ЕАЭС и Китайской Народной Республикой (КНР).

      Вопросы налаживания сотрудничества между институтами развития Союза и КНР обсуждены в ходе очередной встречи Департамента транспорта и инфраструктуры Комиссии с представителями Евразийского банка развития (ЕАБР), состоявшейся 25 октября 2023 г.

      В ходе указанной встречи отмечена заинтересованность представителей ЕАБР в участии в заседаниях Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.

      19 апреля 2024 г. в г. Пекин состоялось четвертое заседание Совместной комиссии. В ходе заседания отмечено, что Сторона ЕАЭС предложила установить диалог в сфере транспорта с целью обсуждения таких вопросов, как обмен информацией о стратегических документах и практиках развития транспортной инфраструктуры, о реализации приоритетных инфраструктурных проектов ЕАЭС и Китая в области транспорта и развития евразийских транспортных коридоров.

      В соответствии с пунктом 2 Поручения ЕМПС № 8 предлагается:

      продолжить работу по формированию права Союза в части, касающейся транспортной инфраструктуры;

      обеспечить:

      реализацию мероприятий Комплексного плана развития евразийских транспортных коридоров и проработку вопроса о внесении изменений в Положение о Совете руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств - членов ЕАЭС (утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 14.05.2018 № 13) в части наделения Совета руководителей полномочиями, в том числе необходимыми для реализации мероприятий, предусмотренных комплексным планом развития евразийских транспортных коридоров;

      дальнейшее налаживание сотрудничества в сфере транспорта и инфраструктуры с КНР, ОАЭ, Ираном, Индией;

      проработку вопроса о заключении документа о сотрудничестве между Комиссией и AD Ports Group (ОАЭ).

II. О работе государств - членов Евразийского экономического союза, проведенной в 2023 году по развитию транспортной инфраструктуры евразийских транспортных коридоров и маршрутов, входящих в том числе в международный транспортный коридор "Север - Юг"

      Сторонами на национальном уровне ведется работа по развитию участков национальной транспортной инфраструктуры, входящей в том числе в международные транспортные коридоры в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", созданию логистических сервисов, заключению международных договоров и меморандумов с партнерами по развитию транспортных коридоров.

      В Республике Армения была презентована инициатива "Перекресток Мира", целью которой является формирование наиболее благоприятных условий для развития торгово-экономических связей между всеми заинтересованными государствами, а также значительное наращивание логистического потенциала региона Южного Кавказа на основе полного уважения суверенитета и юрисдикции стран, а также принципа равноправия и взаимности. Дополнительная информация по данной инициативе размещена в Приложении 1-2.

      В целях развития евразийских транспортных коридоров и маршрутов, входящих в том числе в международные транспортные коридоры в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг" Российской Стороной ведется работа по присоединению Туркменистана к Соглашению о международном транспортном коридоре "Север - Юг" (г. Санкт-Петербург, 12 сентября 2000 г.).

      Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2023 г. № 1852-р принято предложение Минтранса России о выражении Российской Стороной согласия на присоединение Туркменистана к данному Соглашению.

      Продолжается работа по развитию трех основных маршрутов южной части международного транспортного коридора "Север - Юг" (далее - МТК "Север - Юг") - транскаспийского, западного и восточного.

      Транскаспийский маршрут МТК "Север - Юг" предполагает использование российских морских портов: Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана: Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад - далее по территории

      Ирана (автомобильным или железнодорожным транспортом) до порта Бендер-Аббас и морским транспортом до индийского порта Мумбай.

      С целью развития данного маршрута МТК "Север - Юг" проводится работа по организации сквозных сервисов перевозки, таких как линейное судоходство между морскими портами Астрахань/Оля - иранские морские порты на Каспии (налаживание прямого паромного и контейнерного сообщения).

      Продолжается также реализация мероприятий по развитию портовой инфраструктуры в морских портах Махачкала и Оля, а также по проведению дноуглубительных работ в Волго-Каспийском морском судоходном канале.

      Кроме того, ведется проработка с Иранской Стороной, а также с третьими странами (Катар, ОАЭ, Оман) вопроса готовности их участия в развитии двусторонних и транзитных перевозок по данному коридору.

      Западный маршрут МТК "Север - Юг" предполагает сообщение по территории Азербайджана с дальнейшим выходом на железнодорожную и автодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджанская) - Астара (Иранская) - далее по территории Ирана (автомобильным или железнодорожным транспортом) до порта Бендер-Аббас и морским транспортом до индийского порта Мумбаи.

      В целях развития данного маршрута проводится работа по созданию сквозных логистических сервисов и достижению договоренностей с Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран как в двустороннем, так и трехстороннем форматах. Отмечаем, что с Иранской Стороной подписан межведомственный меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита.

      Вопрос подписания аналогичного меморандума в настоящее время обсуждается с Индией, Оманом, Катаром, Кенией, Бахрейном, ОАЭ и Саудовской Аравией.

      Ведется работа по решению проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска, перераспределению части грузопотока на железнодорожный транспорт, проработке совместной реализации инфраструктурных проектов, ускорению таможенного контроля и оптимизации процедур, в частности проектов "зеленый коридор" и "упрощенный таможенный коридор".

      Также с целью создания единой железнодорожной сети западного маршрута МТК "Север - Юг" принято решение об участии Российской Федерации в проекте строительства железнодорожной линии "Решт- Астара".

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги "Решт - Астара" на территории Исламской Республики Иран для развития перевозок по международного транспортному коридору "Север - Юг" подписано 17 мая 2023 года.

      Восточный маршрут МТК "Север - Юг" предполагает сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную и автодорожную сеть Ирана через пограничный переход Сарахс (Туркмения) - Серахс (Иран) - далее по территории Ирана (автомобильным или железнодорожным транспортом) до порта Бендер-Аббас и морским транспортом до индийского порта Мумбаи, либо с выходом на территорию Афганистана, Пакистана (возможно и Индии) автомобильным транспортом.

      С целью развития данного маршрута проводится работа по созданию сквозного сервиса перевозки и достижению договоренностей с Республикой Казахстан и Туркменистаном как в двустороннем, так и многостороннем форматах.

      К настоящему времени с Туркменистанской Стороной подписан межведомственный меморандум о взаимопонимании в области транспорта и транзита, Меморандум о взаимопонимании между ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и Туркменскими железными дорогами, а также Меморандум о сотрудничестве в международных транзитных и грузовых перевозках между дочерней компанией ОАО "РЖД" - АО "РЖД Логистика" и ОАО "Транспортно-логистический центр Туркменистана".

      Также 19 мая 2023 г. "на полях" XIV Международного экономического форума "Россия - Исламский мир: KazanForum" 2023 подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан в области транспорта и транзита.

      Продолжается реализация мероприятий, направленных на увеличение пропускной способности и скорости движения поездов по проекту модернизации железнодорожной линии Гамсар - Инче Бурун.

      Одновременно с этим, с целью "раскатки" данного маршрута АО "РЖД Логистика" в 2022 году была организована отправка контейнерного поезда с российской строительной продукцией в Индию через территорию Казахстана, Туркменистана и Ирана. Груз прибыл в конечный пункт назначения за 32 дня, что на три дня быстрее, чем по традиционному морскому маршруту из черноморских портов (35 дней) при сопоставимой стоимости перевозки.

      Основываясь на результатах данной отправки, ОАО "РЖД" организовало с октября 2022 г. регулярный контейнерный сервис по восточному обходу Каспийского моря. Контейнерный сервис вышел на 2 поезда в месяц.

      Совместно с железными дорогами Ирана, Казахстана и Туркменистана принято решение об установлении специальных тарифных условий на перевозки груженых крупнотоннажных приватных контейнеров в приватных вагонах из/в Российскую Федерацию по восточному маршруту МТК "Север - Юг" на 2023 г.

III. О реализации национальных планов государств - членов Евразийского экономического союза по развитию транспортной инфраструктуры

      На национальном уровне в 2023 году государствами - членами Союза велась активная работа по опережающему развитию транспортной инфраструктуры. Для этого реализуются мероприятия по строительству и модернизации объектов транспортной инфраструктуры.

      В Приложении 3 приведена более подробная информация, включающая информацию государств - членов ЕАЭС:

      о реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры в соответствии с национальными планами и стратегиями инфраструктурного развития;

      о разработке предложений по сопряжению проектов, реализуемых в соответствии с национальными планами и китайской инициативой "Один пояс, Один путь". О подготовке предложений по реализации совместных проектов развития транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов

      Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой "Один пояс, Один путь";

      об "узких" местах (ограничениях) транспортной инфраструктуры на территориях государств - членов Евразийского экономического союза в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг".

Заключение

      Государства - члены ЕАЭС обладают достаточной разветвленной и стабильно функционирующей транспортной сетью, надежно обеспечивающей устойчивость экономик государств - членов ЕАЭС и позволяющей нивелировать воздействие внешних факторов на рынок транспортно-логистических услуг.

      В 2023 году государствами - членами ЕАЭС велась активная работа по опережающему развитию участков национальной транспортной инфраструктуры, входящей в том числе в международные транспортные коридоры в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", созданию логистических сервисов, заключению международных договоров и меморандумов с партнерами по развитию транспортных коридоров.

      Продолжается работа по развитию трех основных маршрутов южной части международного транспортного коридора "Север - Юг", - транскаспийского, западного и восточного.

      Ведется работа по решению проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска, перераспределению части грузопотока на железнодорожный транспорт, проработке совместной реализации инфраструктурных проектов, ускорению таможенного контроля и оптимизации процедур, в частности проектов "зеленый коридор" и "упрощенный таможенный коридор".

      В 2023 году государства - члены ЕАЭС не снижали темпы развития транспортной инфраструктуры и сумели не только преодолеть возникающие трудности, но и реализовать ряд масштабных транспортных проектов.

      Так, в Республике Казахстан дан старт строительству новых железнодорожных линий Бахты - Аягоз и Дарбаза - Мактаарал.

      В Российской Федерации с опережением сроков состоялся ввод в эксплуатацию скоростной автомобильной дороги М-12 Восток (между Москвой и Казанью), являющейся частью международного транспортного коридора "Европа — Западный Китай".

      В 2023 году продолжена работа Сторон и Комиссии по формированию права Союза в части, касающейся транспортной инфраструктуры:

      принят комплексный план развития евразийских транспортных коридоров;

      по предложениям Казахстанской Стороны и Кыргызской Стороны перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств - членов ЕАЭС дополнен новыми проектами.

      В целях развития евразийских транспортных коридоров государствами - членами ЕАЭС до 2025 года запланировано осуществление строительства свыше 1000 км новых и электрификация порядка 800 км железнодорожных путей, строительство свыше 1000 км новых автомобильных дорог, реконструкция и капитальный ремонт свыше 3000 км автодорог.

      В соответствии с комплексным планом развития евразийских транспортных коридоров на площадке Совета руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств - членов ЕАЭС по результатам углубленной проработки планируется подготовить решения, предложения и рекомендации о целесообразности подготовки актов органов Союза касательно: целевых индикаторов (показателей) развития евразийских транспортных коридоров (маршрутов);

      паспортов евразийских транспортных коридоров (маршрутов);

      требований к евразийским транспортным коридорам (маршрутам);

      развития отдельных участков евразийских транспортных коридоров (маршрутов), выявления и устранения "узких мест".

      При этом, для рассмотрения Евразийским межправительственным советом ежегодно будет представляться информация о реализации мероприятий комплексного плана развития евразийских транспортных коридоров в составе настоящего доклада.

      Ожидается завершение государствами - членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для подписания Соглашения о допустимых массах, осевых нагрузках и габаритах транспортных средств при движении по автомобильным дорогам, включенным в евразийские транспортные коридоры.

      В современных условиях активное международное сотрудничество в сфере транспорта является важным элементом обеспечения реализации экспортно-импортного и транзитного потенциала Союза.

      В этих целях Сторонами на национальном уровне и Сторонами совместно с Комиссией на уровне Союза проводится работа по наращиванию международного сотрудничества в сфере транспорта и инфраструктуры с КНР, ОАЭ, Ираном, Индией в контексте развития перевозок в направлениях "Восток - Запад" и "Север - Юг", а также развития международного сотрудничества в контексте сопряжения с китайской транспортной инициативой "Один пояс, Один путь".

Список источников

      1. https://fmance.rambler.rU/business/51988130-belousov-ozhidaet-rost-perevozok- po-vostochnomu-poligonu-v-2023-godu-do-bolee-300-mln-tonn/

      2. https://railways.kz/ru/news/preimushestva-tmtm-obespechivayut-rost-eksporta/


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.