1. Утвердить прилагаемые Правила внедрения рейтинговой системы оценки социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 1996 года N 620 P960620_ "О рейтинговой системе деятельности акимов областей и г. Алматы по проведению реформ в регионах".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Павлова А.С.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2000 года.
Премьер-Министр Республики Казахстан
Утверждено
постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2000 года N 62 Правила
внедрения рейтинговой системы оценки
социально-экономического положения областей,
городов Астаны и Алматы
Настоящие Правила определяют организационные и методологические основы внедрения рейтинговой системы оценки социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы (далее - рейтинговая система) и раскрывают механизм их использования для осуществления мониторинга за ходом реализации экономических реформ в регионах.
I. Общие положения
1. Основной целью введения рейтинговой системы является осуществление мониторинга социально-экономического развития областей, городов Астаны и Алматы.
2. В качестве инструмента для проведения расчетов и определения рейтинговой оценки социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы использован метод статистического ранжирования. Расчеты проводятся в соответствии с прилагаемым перечнем важнейших показателей, характеризующих состояние реформ в регионах (далее - Перечень) с квартальной периодичностью.
II. Порядок представления и обобщения материалов
для рейтинговой системы
3. Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты населения, Министерство государственных доходов, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство образования и науки, Агентство Республики Казахстан по статистике, Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, акимы областей, городов Астаны и Алматы до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют Министерству экономики Республики Казахстан информацию по показателям в разрезе регионов согласно Перечню. <*>
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 31 октября 2000 г. N 1638 P001638_ .
4. Министерство экономики Республики Казахстан на основе представленной министерствами, агентствами, акимами областей, городов Астаны и Алматы информации оценивает социально-экономическую ситуацию в регионах и в соответствии с настоящими Правилами производит расчеты по определению рейтинга регионов, в недельный срок представляет материалы на рассмотрение Межведомственной комиссии в виде доклада.
5. Рейтинговая оценка социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы производится Межведомственной комиссией, возглавляемой Министром экономики Республики Казахстан. В состав Межведомственной комиссии входят заместители первых руководителей заинтересованных министерств, агентств Республики Казахстан, а также руководители соответствующих отделов Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан.
Конкретный состав Межведомственной комиссии определяется постановлением Правительства Республики Казахстан в соответствии с характером показателей, включенных в рейтинговую систему.
Регламент работы Межведомственной комиссии по внедрению рейтинговой системы утверждается ее председателем.
III. Механизм анализа информации в рейтинговой системе
6. Учитывая неодинаковые стартовые условия социально-экономического положения регионов, численности населения, климатогеографических, транспортно-коммуникационных и иных существенных различий - сравниваются не абсолютные показатели, а динамика реального (не номинального) роста или снижение (улучшения или ухудшения) относительных показателей конкретной области к предыдущему периоду текущего года к соответствующему периоду предыдущего года или к соответствующей дате предыдущего года.
Сравнение положительных или отрицательных тенденций в комплексе дает картину состояния дел в регионе, а их динамика определяет рейтинг региона.
7. В основу расчетов взят метод ранжирования (установления места) по трем группам показателей (бюджетный, экономический, социальный) с балльной оценкой и выведением средневзвешенного значения, который и расставляет регионы по рангу (месту).
Например: для того, чтобы установить ранг области по динамике инвестиций в основной капитал в процентах к соответствующему периоду предыдущего года сравниваются показатели регионов за конкретный период и региону, имеющему наилучший показатель, что выражается в соответствующем проценте освоения инвестиций, присваивается 16 баллов, а наименьшему - 1 балл (по числу регионов страны).
Если для расчета берутся показатели одного месяца, которые могут быть не характерны для этой области (города), в том числе из-за форс-мажорных обстоятельств - баллы каждого месяца квартала складываются и делятся на 3 и выводится средний балл за рассматриваемый квартал, что более точно отражает динамику данного процесса в рассматриваемой области (городе).
Ранжирование по регионам (т.е. присвоение места за конкретный период) и балльная оценка зависит от логики процесса: наибольшее число баллов (16) присваивается в зависимости от смысла процесса наилучшему показателю, например: по большей наполняемости доходной части бюджета от прогнозного дается первое место, т.е. начисляется 16 баллов, а при рассмотрении состояния задолженности по заработной плате работникам государственных учреждений 16 баллов присваивается области, имеющей наиболее низкий уровень роста, либо максимальный уровень снижения этой задолженности и т.д.
Итог по группе (например - бюджетному) выводится путем сложения баллов по всем показателям, перечисленным в перечне показателей по данной группе.
При подведении итогов следует учесть, что каждая группа показателей имеет свою весовую значимость. Поскольку благополучие жизни населения региона и страны, функционирование организаций здравоохранения, образования и т.д. зависит от наполняемости доходной части бюджетов - бюджетные баллы областей равны 40% (т.е. баллы каждой области умножаются на коэффициент 0,4). Аналогично баллы всех областей по группе экономических показателей умножаются на коэффициент 0,35 и социальных на коэффициент 0.25.
Этим выявляется значимость групп показателей. На ранг (место) конкретного региона эти коэффициенты не влияют.
8. Рейтинг региона выводится путем сложения баллов по трем вышеуказанным группам, т.е. выведения средневзвешенного балла и дополнительного ранжирования от 1 до 16 (по числу регионов).
9. Материалы по оценке социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы Межведомственной комиссией передаются в Правительство Республики Казахстан, которое принимает окончательное решение по данному вопросу.
Приложение
к Правилам рейтинговой системы оценки социально-экономического положения областей, городов Астаны и Алматы, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2000 года N 62
Перечень
важнейших показателей, характеризующих состояние реформ в регионах <*> Сноска. Внесены изменения - постановлением Правительства РК от 31 октября 2000 г. N 1638 P001638_ . --------------------------------------------------------------------------- Наименование показателей ! Ответственный орган за ! предоставление информации по ! показателям --------------------------------------------------------------------------- Бюджетные показатели 1. Динамика исполнения прогноза Министерство государственных государственных доходов по доходов республиканскому бюджету в % к годовому прогнозу* 2. Динамика исполнения прогноза То же государственных доходов по местному бюджету: а) налоговых поступлений и Министерство финансов неналоговых поступлений; Республики Казахстан б) доходов от операций с капиталом по местному бюджету в % к годовому прогнозу* 3. Динамика недоимки в целом по Министерство государственных всем видам государственных доходов доходов в % на конец рассматриваемого периода по отношению к его началу** 4. Динамика общей кредиторской Министерство финансов задолженности местных бюджетов в % на конец рассматриваемого периода по отношению к его началу** 5. Динамика снижения или роста То же задолженности по выплате заработной платы государственных учреждений, финансируемых из местных бюджетов, в % на конец рассматриваемого периода по отношению к его началу** 6. Динамика доли поступления Министерство государственных налоговых платежей от субъектов доходов Агентство Республики малого предпринимательства от общего Казахстан по регулированию объема поступлений в доходную часть естественных монополий, защите местных бюджетов в %, за конкуренции и поддержке малого рассматриваемый период бизнеса 7. Динамика расходования средств по Министерство финансов местным бюджетным программам и подпрограммам в % к соответствующему периоду предыдущего года*** Экономические показатели 8. Индекс физического объема Агентство Республики Казахстан промышленной продукции (работ, по статистике услуг) к соответствующему периоду предыдущего года, в % 9. Валовая продукция сельского Министерство сельского хозяйства хозяйства в % к соответствующему периоду предыдущего года 10. Освоение инвестиции в основной Агентство Республики Казахстан капитал в % к соответствующему по статистике периоду предыдущего года 11. Динамика занятости в сфере Агентство Республики Казахстан малого предпринимательства в % к по регулированию естественных соответствующей дате предыдущего монополий, защите конкуренции года**** и поддержке малого бизнеса 12. Динамика объемов произведенной То же продукции (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства в % к соответствующей дате предыдущего года **** Социальные показатели 13. Динамика реальных располагаемых Агентство Республики Казахстан среднедушевых денежных доходов по статистике населения в % к соответствующему периоду прошлого года 14. Динамика фактически произведенных Министерство труда и социальной социальных платежей из местного защиты населения; бюджета (социальная помощь Акимы областей, городов малообеспеченным семьям) по Астаны и Алматы сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в % 15. Рост (снижение) численности Те же трудоустроенных граждан из числа обратившихся по вопросам трудоустройства, в % на конец рассматриваемого периода по отношению к его началу** 16. Рост (снижение) числа Те же безработных граждан, направленных на общественные работы, в % на конец рассматриваемого периода по отношению к его началу** 17. Снижение (рост) численности Министерство образования и науки детей школьного возраста, не и Агентство Республики Казахстан охваченных обучением в школах, в % по статистике, акимы областей, на конец рассматриваемого периода городов Астаны и Алматы по отношению к его началу *****"
Примечание: * - информация представляется на последнюю дату рассматриваемого квартала с начала года (например: по итогам 1 квартала - с 1 января по 31 марта текущего года или по итогам 2 квартала - с 1 января по 30 июня текущего года и так далее);
** - если рассматривается первый квартал года - берется соотношение показателей на 1 апреля текущего года к таковым на 1 января текущего года или по итогам четвертого квартала 1999 года - соотношение показателей на 1 января 2000 года к таковым на 1 октября 1999 года и так далее по аналогии;
*** - информация представляется по реализации пункта 1 статьи 12
Закона Республики Казахстан "О бюджетной системе"; **** - представляется на 1 число каждого месяца, характеризующего рассматриваемый квартал (например: по итогам третьего квартала - на 1 августа, на 1 сентября, на 1 октября); ***** - не включаются дети, не подлежащие обучению из-за состояния здоровья по заключению областных (городских) медико-педагогических комиссий. (Специалисты: Умбетова А.М., Склярова И.В.)