В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 10 мая 2001 года N 616
Программа информатизации учебных заведений
начального и среднего профессионального образования
Республики Казахстан
Паспорт
Название программы - Программа информатизации учебных заведений
начального и среднего профессионального
образования
Основание для разработки - постановление Правительства Республики
Казахстан от 15 мая 2000 года N 721
"О
мерах по дальнейшему развитию начального и
среднего профессионального образования в
Республике Казахстан"
Разработчик - Министерство образования и науки Республики
Казахстан
Цель - обеспечение и внедрение в учебный процесс
организаций начального и среднего
профессионального образования новых технологий
обучения и информационной телекоммуникационной
техники
Срок реализации - 2002-2005 годы
1. Введение
За последние годы произошло коренное изменении роли и места компьютерной, телекоммуникационной техники и технологий. Одной из закономерностей развития общества является глобальная информатизация социального пространства.
От степени технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решение проблем национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется не только развитием материальной базы, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. Все это самым тесным образом связано с уровнем развития образования в стране и с проблемами информатизации образования.
Анализ развития передовых, в экономическом отношении, стран показывает, что информатизация системы образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры.
Владение информационными и телекоммуникационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, и необходимы для каждого индивида. Знания и навыки, приобретаемые при этом будущими специалистами, в дальнейшем во многом определяют пути развития общества.
Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан (далее - Программа) является дальнейшим развитием Государственной программы Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан, разработана в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и способствует решению задач по созданию единого информационно-образовательного пространства.
2. Анализ современного состояния проблемы
В настоящее время в Казахстане функционирует 278 государственных профессиональных школ и лицеев, 141 государственных колледжей. Анализ оснащенности учебно-вычислительной техникой показал, что только в 72-х профессиональных школах и лицеях, 61 колледжах имеются компьютеры последних марок на основе процессора Реntiuм, поставленные в рамках выполнения Государственной программы Президента Республики Казахстан по информатизации системы среднего образования (по линии Азиатского Банка Развития). Но в подавляющем большинстве случаев, а именно, 286 организаций начального и среднего профессионального образования располагают устаревшей компьютерной техникой. Эта техника не позволяет использовать в полной мере возможности современных информационных технологий для совершенствования форм и методов учебной работы в соответствии с современными требованиями, а также для повышения эффективности управления системой образования, нет комплексности и системности в решении вопроса совершенствования системы образования на основе использования современных технологий обучения и управления.
В настоящее время минимальные параметры компьютерной техники должны быть: процессор - Pentium с частотой не ниже чем 500 Мг, оперативной памятью - 64 Мб и выше, долговременной памятью - 5 Гб и выше, видеопамятью - 8 Мб и выше.
Указанные параметры компьютеров диктуются необходимостью работы с операционной системой Windows 2000, Microsoft Office 2000, электронными учебниками.
Имеющаяся в организациях образования компьютерная техника объединена в классы учебно-вычислительной техники в конфигурации от "4+1" до "10+1" и используется для ведения предмета "Вычислительная техника и информатика".
Необходимо отметить, что ни один из классов учебно-вычислительной техники, находящихся в профессиональных школах, лицеях и колледжах, не удовлетворяют выше перечисленным требованиям.
Другие модели, как электронный читальный зал, автоматизированная система управления, электронный лекционный зал, практически отсутствуют, за исключением Кызылординского и Уральского педагогических колледжей, где открыты электронные читальные залы. Отсутствуют учебники, учебно- методические пособия, программные средства, адекватные современному состоянию программно-технических средств вычислительно-информационной техники в профессиональных школах, лицеях и колледжах.
Вместе с тем, информатизация предполагает не только формирование компьютерной грамотности учащихся, но и совершенствование учебного, воспитательного, управленческого процесса.
3. Цели и задачи Программы
Основными целями настоящей Программы являются:
1) обеспечение и внедрение в учебный процесс организаций начального и среднего профессионального образования новых технологий обучения, информационной и телекоммуникационной техники;
2) реформирование учебных заведений начального и среднего профессионального образования на основе широкого внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в процессы управления, обучения и воспитания.
Достижение целей Программы обеспечивается выполнением следующих задач:
1) обеспечение организаций начального и среднего профессионального образования средствами информационной и телекоммуникационной техники;
2) определение и осуществление комплекса практических мер по информатизации начального и среднего профессионального образования;
3) проведение научно-исследовательских и учебно-методических работ по обеспечению внедрения новых информационных технологий в учебно- воспитательны и процесс;
4) подготовка и переподготовка кадров для учебных заведений начального и среднего профессионального образования в области использования и внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий;
5) создание индустрии образовательных товаров и услуг, обеспечивающих процесс информатизации программно-техническими средствами, компьютерными программами, учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, педагогическими технологиями;
6) разработка финансово-хозяйственных механизмов самообеспечения и дальнейшего саморазвития процесса информатизации;
7) создание информационной системы управления начальным и средним профессиональным образованием;
8) подключение к глобальной сети Internet системы начального и среднего профессионального образования с выходом в мировое образовательное пространство.
4. Основные направления и механизм реализации Программы
Основными направлениями Программы являются:
- обеспечение рабочих и специалистов среднего звена знаниями, умениями и навыками в области использования новых информационных и телекоммуникационных технологий;
- создание единого информационно-образовательного пространства на основе существующих в Казахстане телекоммуникационных сетей при условии формирования и подключения к ним банков образовательной информации;
- совершенствование координации и контроля обучения навыкам в области использования новых информационных и телекоммуникационных технологий;
- интеграция информатизации в профессиональное обучение.
Программа рассчитана на реализацию с 2002 по 2005 годы. Она
охватывает все организации начального и среднего профессионального
образования.
С 2002 по 2005 годы в профессиональные школы (лицеи) и колледжи
поставляются мультимедийные классы учебно-вычислительной техники
(Модуль-1).
Программно-технические средства информатизации по модульному
принципу:
Модуль 1 - мультимедийный класс учебно-вычислительной техники для
обучения учащихся владению компьютерной техникой и информационными
технологиями, изучения дисциплин по специальностям с помощью электронных
учебников, моделирующих и обучающих компьютерных программ;
Конфигурация модуля
__________________________________________________________________________
_________________________________________________________________ !
! Модуль М-1 ! !
! Мультимедийный класс учебно-вычислительной техники ! !
!_______________________________________________________________! !
______________ _________ _____________________ _____________________ !
Планшетный ! ! Модем ! !10+1 мультимедийных! !Оборудование ло- ! !
сканер ! ! ! ! компьютеров ! !кальной сети ! !
_____________! !_______! !___________________! !___________________! !
_________________________ _____________________ _____________________ !
Лазерный принтер ! !Блок бесперебойного! !10 сетевых фильтров! !
________________________! ! питания ! !___________________! !
_________________________ !___________________! _____________________ !
Системное программное ! !Учебное программное! ! Инструментальное ! !
обеспечение ! ! обеспечение ! ! программное ! !
! ! ! ! обеспечение ! !
________________________! !___________________! !___________________! !
_____________________ !
! Интернет ! !
!___________________! !
_________________________________________________________________________!
Включение программного обеспечения в модуль связано с лицензионностыо компьютерных программ, с учетом расходов на приобретение программ на каждый компьютер, а также затрат на разработку компьютерных программ учебного назначения и программ автоматизации управления. Системное программное обеспечение включает в себя операционные системы и языки программирования, программные средства межкомпьютерных связей, вычислительные и информационные среды, средства защиты информации.
Инструментальные средства включают в себя текстовые графические редакторы, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, средства моделирования объектов, процессов, систем.
Учебные средства - мультимедийные программные средства учебного назначения: электронные учебники, словари, демонстрационные, обучающие, контролирующие программы.
Процесс информатизации системы начального и среднего профессионального образования связан с развитием научных исследований, созданием инфраструктуры информатизации образования, техническим оснащением учебных заведений, разработкой специального программного и информационного обеспечения учебного назначения, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, проведением целого ряда организационных мероприятий, разработкой нормативно-правовой базы. Инфраструктуру информатизации начального и среднего профессионального образования составляют Институт профессионального образования Казахской академии образования имени И.Алтынсарина, областные департаменты (управления) образования, опорные колледжи, опорные профессиональные школы и лицеи.
Основу программы составляют теоретические и экспериментальные работы, проводимые творческими коллективами в выбранных ими опорных профессиональных организациях образования. В состав творческих коллективов входят специалисты в области информатики, педагоги-исследователи, ученые и специалисты различных областей знаний, работники опорных учреждений, участвующие в реализации Программы. Члены творческого коллектива разрабатывают все учебно-методические материалы, необходимые для проведения эксперимента, проводят подготовку и переподготовку работников опорных организаций образования, участвуют в осуществлении эксперимента и производят внутреннюю оценку полученных результатов.
Создается организационно-правовой механизм реализации и развития процесса информатизации и, на его основе, разрабатываются системы правовых, организационных, методических документов, сопровождающих этот процесс. Опыт, наработанный в опорных организациях профессионального образования, поэтапно после экспертной оценки, будет переноситься на другие субъекты начального и среднего профессионального образования.
Общее руководство реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки.
5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Структура финансовых затрат Программы состоит из стоимости технического и программного обеспечения Модуля 1.
Источником финансирования выполнения Программы являются:
1) по государственным учреждениям образования - средства местных бюджетов. Расходы определяются местными органами при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из реальных возможностей бюджета;
2) по государственным предприятиям образования - собственные доходы
от собственной деятельности, включая средства, полученные от выполнения
государственного заказа на подготовку кадров.
Оценка стоимости модуля, общая стоимость и затраты на оснащение 286
колледжей, профессиональных школ (лицеев) этим модулем, разовая стоимость
подключения к сети Интернет, ежемесячная плата за пользование услугами
Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25
рабочих суток) приведены в таблице.
Оценки финансовой стоимости реализации Программы
___________________________________________________________________________
Название модуля ! Конфигурация ! Стоимость в тенге
___________________!____________________________________!__________________
Модуль 1. - 10 ученических мест (мультимедиа 149100 х 10 =
Мультимедийный компьютеры) в локальной сети 1 491 000
класс учебно-
вычислительной - 1 учительское место (мультимедиа
техники компьютер) 213 000
- Сканер 75 000
- Лазерный принтер 75 000
- Модем 28 400
- 10 сетевых фильтров 28 375
- 1 блок бесперебойного питания 30 000
- Системное программное обеспечение 213 000
- Инструментальное программное
обеспечение 71 000
- Учебное программное обеспечение 142 000
___________________________________________________________________________
Итого 2 338 400
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Стоимость Модуля 1 составляет два миллиона триста тридцать восемь тысяч
четыреста тенге.
Стоимость оснащения 206 профессиональных школ и лицеев составляет: 206 х 2 338 400 = 481710 400 (четыреста восемьдесят один миллион семьсот десять тысяч четыреста) тенге. Стоимость оснащения 80 колледжей составляет: 80 х 2 338 400 = 187072000 (сто восемьдесят семь миллионов семьдесят две тысячи) тенге. Разовая стоимость подключения 206 профессиональных школ и лицеев к сети Интернет составляет: 206 х 51 600 = 10629600 (десять миллионов шестьсот двадцать девять тысяч шестьсот) тенге. Разовая стоимость подключения 80 колледжей к сети Интернет составляет: 80 х 51600 = 4128000 (четыре миллиона сто двадцать восемь тысяч) тенге. Ежемесячная плата за пользование услугами Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25 рабочих суток) 206 профессиональных школ и лицеев составляет: 206 х 44100 = 9084600 (девять миллионов восемьдесят четыре тысяч шестьсот) тенге. Ежемесячная плата за пользование услугами Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25 рабочих суток) 80 колледжей составляет: 80 х 44100 = 3528000 (три миллиона пятьсот двадцать восемь тысяч) тенге. ___________________________________________________________________________
Таким образом, объем финансирования составляет 696 152 600 (шестьсот девяносто шесть миллионов сто пятьдесят две тысячи шестьсот) тенге.
Учебное программно-методическое обеспечение Программы осуществляется путем проведения научно-исследовательских, учебно-методических работ для определения и разработки содержания обучения по использованию новых информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста. Финансирование этих работ осуществляется за счет средств, предусмотренных на инструментальное, учебное программное обеспечение Модуля 1 и проводится на тендерной основе среди научно-исследовательских коллективов и организаций начального и среднего профессионального образования.
6. Ожидаемый результат от реализации Программы
Оснащение субъектов начального и среднего профессионального образования современной компьютерной и телекоммуникационной техникой. Достижение специалистами-выпускниками профессиональных школ (лицеев) и колледжей современного уровня знаний, овладение навыками работы с компьютерной и телекоммуникационной техникой, информационными технологиями.
Улучшение качества подготовки специалистов за счет использования
информационных технологий обучения в соответствии с требованиями рынка
труда.
Создание в организациях начального и среднего профессионального
образования индустрии услуг и товаров информационного назначения.
Создание предпосылок для дальнейшего развития процессов
информатизации в системе начального и среднего профессионального
образования.
7. План мероприятий по реализации Программы
___________________________________________________________________________
N ! Наименование мероприятия ! Ответственный ! Форма ! Срок
п/п! ! исполнитель !завершения!исполнения
___!________________________________!_______________!__________!___________
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
___!________________________________!_______________!__________!___________
1. Организационно-технические мероприятия
___!________________________________!_______________!__________!___________
1.1 Создать Координационный научно- Министерство Приказ январь
методический совет (КНМС) по образования Министра 2002 г.
реализации Программы и науки
1.2 Осуществить финансирование Министерство Информация март
Программы образования Правитель- 2002-
и науки, акимы ству Рес- 2005 гг.
областей, гг. публики
Астаны и Алматы Казахстан
1.3 Оказать всемерное содействие Министерство январь
своевременному обеспечению образования ....//.... 2002-
учебных заведений начального и науки 2005 гг.
и среднего профессионального
образования компьютерной
техникой
1.4 Обеспечить компьютерной, ....//.... ....//.... декабрь
телекоммуникационной техникой 2002-
учебные заведения начального 2005 гг.
и среднего профессионального
образования: - Модуль 1.
1.5 Определить график подключения Министерство сентябрь
учебных заведений начального образования 2002 г.
и среднего профессионального и науки, ....//....
образования к сети Интернет Министерство
транспорта и
коммуникаций
1.6 Организовать региональные Министерство Приказ сентябрь
центры информатизации образования Министра 2002 г.
профессионального и науки
образования
1.7 Разработать региональные Министерство Информация декабрь
программы образования Правитель- 2002 г.
и науки, акимы ству Рес-
областей, гг. публики
Астаны и Алматы Казахстан
1.8 Организовать повышение Министерство Приказ декабрь
квалификации преподавателей образования Министра 2002-
информатики и вычислительной и науки 2005 гг.
техники
1.9 Осуществлять контроль за Информация декабрь
реализацией Программы ....//.... Правитель- 2002-
ству Рес- 2005 гг.
публики
Казахстан
___________________________________________________________________________
2. Научно-методическое обеспечение
___________________________________________________________________________
2.1 Провести организационно- Министерство Приказ февраль
методические совещания по образования Министра 2002 г.
согласованию региональных и науки, акимы
программ и мер по реали- областей, гг.
зации Программы Астаны и Алматы
2.2 Провести республиканскую Министерство декабрь
научно-практическую образования и ....//.... 2003 г.
конференцию по реализации науки
Программы
2.3 Разработать мультимедийные ....//.... ....//.... декабрь
обучающие программы учебного 2002 г.
назначения по образовательным
полям и уровням образования
2.4 Подготовить видео-приложения ....//.... ....//.... декабрь
к обучающим программам 2002 г.
___________________________________________________________________________
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Умбетова А.М.)