Об утверждении Программы информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан

Новый

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 616

      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить прилагаемую Программу информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан.
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

     Республики Казахстан



                                                     Утверждена



                                             постановлением Правительства

                                                 Республики Казахстан

                                               от 10 мая 2001 года N 616



 
 
                  Программа информатизации учебных заведений

 

          начального и среднего профессионального образования

                          Республики Казахстан


                                Паспорт


Название программы      -  Программа информатизации учебных заведений     

                           начального и среднего профессионального

                           образования


Основание для разработки - постановление Правительства Республики         

                           Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 


P000721_


  "О

                           мерах по дальнейшему развитию начального и     

                           среднего профессионального образования в       

                           Республике Казахстан"


Разработчик              - Министерство образования и науки Республики    

                           Казахстан


Цель                     - обеспечение и внедрение в учебный процесс      

                           организаций начального и среднего              

                           профессионального образования новых технологий 

                           обучения и информационной телекоммуникационной 

                           техники


Срок реализации          - 2002-2005 годы


                                1. Введение



 
       За последние годы произошло коренное изменении роли и места компьютерной, телекоммуникационной техники и технологий. Одной из закономерностей развития общества является глобальная информатизация социального пространства.
      От степени технологического развития каждой страны зависит не только ее экономическое могущество и уровень жизни населения, но и положение этой страны в мировом сообществе, возможности экономической и политической интеграции с другими странами, а также решение проблем национальной безопасности. В то же время уровень развития и использования современных технологий в той или иной стране определяется не только развитием материальной базы, но, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и применять новые знания. Все это самым тесным образом связано с уровнем развития образования в стране и с проблемами информатизации образования.
      Анализ развития передовых, в экономическом отношении, стран показывает, что информатизация системы образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее ускоренное развитие экономики, науки и культуры.
      Владение информационными и телекоммуникационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, и необходимы для каждого индивида. Знания и навыки, приобретаемые при этом будущими специалистами, в дальнейшем во многом определяют пути развития общества.
      Программа информатизации учебных заведений начального и среднего профессионального образования Республики Казахстан (далее - Программа) является дальнейшим развитием Государственной программы Президента Республики Казахстан информатизации системы среднего образования Республики Казахстан, разработана в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2000 года N 721 P000721_ "О мерах по дальнейшему развитию начального и среднего профессионального образования в Республике Казахстан" и способствует решению задач по созданию единого информационно-образовательного пространства.
 
                      2. Анализ современного состояния проблемы
 
      В настоящее время в Казахстане функционирует 278 государственных профессиональных школ и лицеев, 141 государственных колледжей. Анализ оснащенности учебно-вычислительной техникой показал, что только в 72-х профессиональных школах и лицеях, 61 колледжах имеются компьютеры последних марок на основе процессора Реntiuм, поставленные в рамках выполнения Государственной программы Президента Республики Казахстан по информатизации системы среднего образования (по линии Азиатского Банка Развития). Но в подавляющем большинстве случаев, а именно, 286 организаций начального и среднего профессионального образования располагают устаревшей компьютерной техникой. Эта техника не позволяет использовать в полной мере возможности современных информационных технологий для совершенствования форм и методов учебной работы в соответствии с современными требованиями, а также для повышения эффективности управления системой образования, нет комплексности и системности в решении вопроса совершенствования системы образования на основе использования современных технологий обучения и управления.
      В настоящее время минимальные параметры компьютерной техники должны быть: процессор - Pentium с частотой не ниже чем 500 Мг, оперативной памятью - 64 Мб и выше, долговременной памятью - 5 Гб и выше, видеопамятью - 8 Мб и выше.
      Указанные параметры компьютеров диктуются необходимостью работы с операционной системой Windows 2000, Microsoft Office 2000, электронными учебниками.
      Имеющаяся в организациях образования компьютерная техника объединена в классы учебно-вычислительной техники в конфигурации от "4+1" до "10+1" и используется для ведения предмета "Вычислительная техника и информатика".
      Необходимо отметить, что ни один из классов учебно-вычислительной техники, находящихся в профессиональных школах, лицеях и колледжах, не удовлетворяют выше перечисленным требованиям.
      Другие модели, как электронный читальный зал, автоматизированная система управления, электронный лекционный зал, практически отсутствуют, за исключением Кызылординского и Уральского педагогических колледжей, где открыты электронные читальные залы. Отсутствуют учебники, учебно- методические пособия, программные средства, адекватные современному состоянию программно-технических средств вычислительно-информационной техники в профессиональных школах, лицеях и колледжах.
      Вместе с тем, информатизация предполагает не только формирование компьютерной грамотности учащихся, но и совершенствование учебного, воспитательного, управленческого процесса.
 
                       3. Цели и задачи Программы
 
      Основными целями настоящей Программы являются:
      1) обеспечение и внедрение в учебный процесс организаций начального и среднего профессионального образования новых технологий обучения, информационной и телекоммуникационной техники;
      2) реформирование учебных заведений начального и среднего профессионального образования на основе широкого внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в процессы управления, обучения и воспитания.
      Достижение целей Программы обеспечивается выполнением следующих задач:
      1) обеспечение организаций начального и среднего профессионального образования средствами информационной и телекоммуникационной техники;
      2) определение и осуществление комплекса практических мер по информатизации начального и среднего профессионального образования;
      3) проведение научно-исследовательских и учебно-методических работ по обеспечению внедрения новых информационных технологий в учебно- воспитательны и процесс;
      4) подготовка и переподготовка кадров для учебных заведений начального и среднего профессионального образования в области использования и внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий;
      5) создание индустрии образовательных товаров и услуг, обеспечивающих процесс информатизации программно-техническими средствами, компьютерными программами, учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами, педагогическими технологиями;
      6) разработка финансово-хозяйственных механизмов самообеспечения и дальнейшего саморазвития процесса информатизации;
      7) создание информационной системы управления начальным и средним профессиональным образованием;
      8) подключение к глобальной сети Internet системы начального и среднего профессионального образования с выходом в мировое образовательное пространство.
 
            4. Основные направления и механизм реализации Программы
 
      Основными направлениями Программы являются:
      - обеспечение рабочих и специалистов среднего звена знаниями, умениями и навыками в области использования новых информационных и телекоммуникационных технологий;
      - создание единого информационно-образовательного пространства на основе существующих в Казахстане телекоммуникационных сетей при условии формирования и подключения к ним банков образовательной информации;
      - совершенствование координации и контроля обучения навыкам в области использования новых информационных и телекоммуникационных технологий;
      - интеграция информатизации в профессиональное обучение.
      Программа рассчитана на реализацию с 2002 по 2005 годы. Она

 

охватывает все организации начального и среднего профессионального

образования.

     С 2002 по 2005 годы в профессиональные школы (лицеи) и колледжи

поставляются мультимедийные классы учебно-вычислительной техники

(Модуль-1).

     Программно-технические средства информатизации по модульному

принципу:

     Модуль 1 - мультимедийный класс учебно-вычислительной техники для

обучения учащихся владению компьютерной техникой и информационными

технологиями, изучения дисциплин по специальностям с помощью электронных

учебников, моделирующих и обучающих компьютерных программ;


                        Конфигурация модуля

__________________________________________________________________________

      _________________________________________________________________  !

      !                         Модуль М-1                            !  !

      !       Мультимедийный класс учебно-вычислительной техники      !  !

      !_______________________________________________________________!  !

______________  _________  _____________________  _____________________  !

  Планшетный !  ! Модем !  !10+1 мультимедийных!  !Оборудование ло-   !  !

    сканер   !  !       !  !    компьютеров    !  !кальной сети       !  !

_____________!  !_______!  !___________________!  !___________________!  !

_________________________  _____________________  _____________________  !

   Лазерный принтер     !  !Блок бесперебойного!  !10 сетевых фильтров!  !

________________________!  !       питания     !  !___________________!  !

_________________________  !___________________!  _____________________  !

Системное программное  !  !Учебное программное!  !  Инструментальное !  !

       обеспечение      !  !     обеспечение   !  !     программное   !  !

                        !  !                   !  !     обеспечение   !  !

________________________!  !___________________!  !___________________!  !

                           _____________________                         !

                           !      Интернет     !                         !

                           !___________________!                         !

_________________________________________________________________________!


 
Включение программного обеспечения в модуль связано с лицензионностыо компьютерных программ, с учетом расходов на приобретение программ на каждый компьютер, а также затрат на разработку компьютерных программ учебного назначения и программ автоматизации управления. Системное программное обеспечение включает в себя операционные системы и языки программирования, программные средства межкомпьютерных связей, вычислительные и информационные среды, средства защиты информации.
      Инструментальные средства включают в себя текстовые графические редакторы, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, средства моделирования объектов, процессов, систем.
      Учебные средства - мультимедийные программные средства учебного назначения: электронные учебники, словари, демонстрационные, обучающие, контролирующие программы.
      Процесс информатизации системы начального и среднего профессионального образования связан с развитием научных исследований, созданием инфраструктуры информатизации образования, техническим оснащением учебных заведений, разработкой специального программного и информационного обеспечения учебного назначения, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, проведением целого ряда организационных мероприятий, разработкой нормативно-правовой базы. Инфраструктуру информатизации начального и среднего профессионального образования составляют Институт профессионального образования Казахской академии образования имени И.Алтынсарина, областные департаменты (управления) образования, опорные колледжи, опорные профессиональные школы и лицеи.
      Основу программы составляют теоретические и экспериментальные работы, проводимые творческими коллективами в выбранных ими опорных профессиональных организациях образования. В состав творческих коллективов входят специалисты в области информатики, педагоги-исследователи, ученые и специалисты различных областей знаний, работники опорных учреждений, участвующие в реализации Программы. Члены творческого коллектива разрабатывают все учебно-методические материалы, необходимые для проведения эксперимента, проводят подготовку и переподготовку работников опорных организаций образования, участвуют в осуществлении эксперимента и производят внутреннюю оценку полученных результатов.
      Создается организационно-правовой механизм реализации и развития процесса информатизации и, на его основе, разрабатываются системы правовых, организационных, методических документов, сопровождающих этот процесс. Опыт, наработанный в опорных организациях профессионального образования, поэтапно после экспертной оценки, будет переноситься на другие субъекты начального и среднего профессионального образования.
      Общее руководство реализацией Программы осуществляет Министерство образования и науки.
 
             5. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
 
      Структура финансовых затрат Программы состоит из стоимости технического и программного обеспечения Модуля 1.
      Источником финансирования выполнения Программы являются:
      1) по государственным учреждениям образования - средства местных бюджетов. Расходы определяются местными органами при формировании местного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из реальных возможностей бюджета;
      2) по государственным предприятиям образования - собственные доходы

 

от собственной деятельности, включая средства, полученные от выполнения

государственного заказа на подготовку кадров.

     Оценка стоимости модуля, общая стоимость и затраты на оснащение 286

колледжей, профессиональных школ (лицеев) этим модулем, разовая стоимость

подключения к сети Интернет, ежемесячная плата за пользование услугами

Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25

рабочих суток) приведены в таблице.


              Оценки финансовой стоимости реализации Программы

___________________________________________________________________________

Название модуля    !            Конфигурация            ! Стоимость в тенге

___________________!____________________________________!__________________

Модуль 1.           - 10 ученических мест (мультимедиа     149100 х 10 =

Мультимедийный        компьютеры) в локальной сети        1 491 000

класс учебно-                                           

вычислительной      - 1 учительское место (мультимедиа

техники               компьютер)                          213 000

                    - Сканер                               75 000

                    - Лазерный принтер                     75 000

                    - Модем                                28 400

                    - 10 сетевых фильтров                  28 375

                    - 1 блок бесперебойного питания        30 000     

                    - Системное программное обеспечение   213 000

                    - Инструментальное программное

                      обеспечение                          71 000

                    - Учебное программное обеспечение     142 000

___________________________________________________________________________

                      Итого                             2 338 400

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Стоимость Модуля 1 составляет два миллиона триста тридцать восемь тысяч

четыреста тенге.


Стоимость оснащения 206 профессиональных школ и лицеев составляет: 206 х 2 338 400 = 481710 400 (четыреста восемьдесят один миллион семьсот десять тысяч четыреста) тенге. Стоимость оснащения 80 колледжей составляет: 80 х 2 338 400 = 187072000 (сто восемьдесят семь миллионов семьдесят две тысячи) тенге. Разовая стоимость подключения 206 профессиональных школ и лицеев к сети Интернет составляет: 206 х 51 600 = 10629600 (десять миллионов шестьсот двадцать девять тысяч шестьсот) тенге. Разовая стоимость подключения 80 колледжей к сети Интернет составляет: 80 х 51600 = 4128000 (четыре миллиона сто двадцать восемь тысяч) тенге. Ежемесячная плата за пользование услугами Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25 рабочих суток) 206 профессиональных школ и лицеев составляет: 206 х 44100 = 9084600 (девять миллионов восемьдесят четыре тысяч шестьсот) тенге. Ежемесячная плата за пользование услугами Интернет по одному каналу при условии 10-ти часовой работы в сутки (25 рабочих суток) 80 колледжей составляет: 80 х 44100 = 3528000 (три миллиона пятьсот двадцать восемь тысяч) тенге. ___________________________________________________________________________
 
      Таким образом, объем финансирования составляет 696 152 600 (шестьсот девяносто шесть миллионов сто пятьдесят две тысячи шестьсот) тенге.
      Учебное программно-методическое обеспечение Программы осуществляется путем проведения научно-исследовательских, учебно-методических работ для определения и разработки содержания обучения по использованию новых информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности специалиста. Финансирование этих работ осуществляется за счет средств, предусмотренных на инструментальное, учебное программное обеспечение Модуля 1 и проводится на тендерной основе среди научно-исследовательских коллективов и организаций начального и среднего профессионального образования.
 
               6. Ожидаемый результат от реализации Программы
 
      Оснащение субъектов начального и среднего профессионального образования современной компьютерной и телекоммуникационной техникой. Достижение специалистами-выпускниками профессиональных школ (лицеев) и колледжей современного уровня знаний, овладение навыками работы с компьютерной и телекоммуникационной техникой, информационными технологиями.

 

     Улучшение качества подготовки специалистов за счет использования

информационных технологий обучения в соответствии с требованиями рынка

труда.

     Создание в организациях начального и среднего профессионального

образования индустрии услуг и товаров информационного назначения.

     Создание предпосылок для дальнейшего развития процессов

информатизации в системе начального и среднего профессионального

образования.


               7. План мероприятий по реализации Программы

___________________________________________________________________________

N !     Наименование мероприятия   ! Ответственный !   Форма  !    Срок

п/п!                                !  исполнитель  !завершения!исполнения

___!________________________________!_______________!__________!___________

1 !               2                !       3       !     4    !     5    

___!________________________________!_______________!__________!___________

                 1. Организационно-технические мероприятия

___!________________________________!_______________!__________!___________

1.1  Создать Координационный научно-  Министерство    Приказ      январь

     методический совет (КНМС) по     образования     Министра    2002 г.

     реализации Программы             и науки     


1.2  Осуществить финансирование       Министерство    Информация  март

     Программы                        образования     Правитель-  2002-

                                      и науки, акимы  ству Рес-   2005 гг.

                                      областей, гг.   публики

                                      Астаны и Алматы Казахстан


1.3  Оказать всемерное содействие     Министерство                январь

     своевременному обеспечению       образования     ....//....  2002-

     учебных заведений начального     и науки                     2005 гг.

     и среднего профессионального

     образования компьютерной

     техникой


1.4  Обеспечить компьютерной,         ....//....      ....//....  декабрь

     телекоммуникационной техникой                                2002-

     учебные заведения начального                                 2005 гг.

     и среднего профессионального

     образования: - Модуль 1.


1.5  Определить график подключения    Министерство                сентябрь

     учебных заведений начального     образования                 2002 г.

     и среднего профессионального     и науки,        ....//.... 

     образования к сети Интернет      Министерство

                                      транспорта и

                                      коммуникаций


1.6  Организовать региональные        Министерство    Приказ      сентябрь

     центры информатизации            образования     Министра    2002 г.

     профессионального                и науки

     образования


1.7  Разработать региональные         Министерство    Информация  декабрь

     программы                        образования     Правитель-  2002 г.

                                      и науки, акимы  ству Рес-  

                                      областей, гг.   публики

                                      Астаны и Алматы Казахстан


1.8  Организовать повышение           Министерство    Приказ      декабрь

     квалификации преподавателей      образования     Министра    2002-

     информатики и вычислительной     и науки                     2005 гг.

     техники


1.9  Осуществлять контроль за                         Информация  декабрь 

     реализацией Программы            ....//....      Правитель-  2002-

                                                      ству Рес-   2005 гг.

                                                      публики

                                                      Казахстан

___________________________________________________________________________

                  2. Научно-методическое обеспечение

___________________________________________________________________________

2.1  Провести организационно-         Министерство    Приказ      февраль

     методические совещания по        образования     Министра    2002 г.

     согласованию региональных        и науки, акимы   

     программ и мер по реали-         областей, гг.

     зации Программы                  Астаны и Алматы


2.2  Провести республиканскую         Министерство                декабрь

     научно-практическую              образования и   ....//....  2003 г.

     конференцию по реализации        науки

     Программы


2.3  Разработать мультимедийные       ....//....      ....//....  декабрь 

     обучающие программы учебного                                 2002 г.

     назначения по образовательным

     полям и уровням образования


2.4  Подготовить видео-приложения     ....//....      ....//....  декабрь

     к обучающим программам                                       2002 г.

___________________________________________________________________________




     (Специалисты: Мартина Н.А.,

                   Умбетова А.М.)





Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.