Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 14.04.2010 № 302.
В целях эффективного использования экспортного потенциала и расширения присутствия Казахстана на мировых рынках товаров Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию по мерам косвенного регулирования экспорта товаров.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 2 июля 2002 года N 714
Концепция по мерам косвенного регулирования
экспорта товаров
Введение
Концепция по мерам косвенного регулирования экспорта товаров (далее - Концепция) разработана во исполнение P020470_ Плана мероприятий по реализации Программы Правительства Республики Казахстан на 2002-2004 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2002 года N 470.
Вопросы регулирования экспорта являются важными и актуальными на современном этапе экономического развития страны, поскольку экспорт играет существенную роль в ее экономическом росте. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2000 году отношение экспорта к валовому внутреннему продукту составило 53% (по предварительной оценке Министерства экономики и торговли Республики Казахстан в 2001 году этот показатель составит 41%).
При этом ведущими экспортными товарами остаются нефть и газовый конденсат, черные и цветные металлы, сельскохозяйственное сырье. В целом, на сырье и продукты их первичной переработки приходится более 80% всего объема экспорта. Такое положение объясняется не только низкой конкурентоспособностью отечественной продукции обрабатывающей промышленности, но и недостаточно эффективной политикой стимулирования экспорта.
В действующем торговом режиме республики экспорт регулируется тарифными (экспортные пошлины) и нетарифными мерами (лицензирование, количественные ограничения, запреты и др.). Косвенное или нетарифное регулирование экспорта представляет собой совокупность экономических и административных мер, выходящих за пределы таможенно-тарифного регулирования. Эти меры могут носить как ограничительный характер, так и стимулирующий.
Несмотря на то, что в настоящее время Казахстан проводит активную экспортную политику, направленную на продвижение казахстанских товаров на внешние рынки и устранение дискриминационных барьеров, нетарифные или косвенные меры регулирования экспорта, в частности, стимулирующего характера, используются не в полной мере.
В этих условиях назрела необходимость формирования целостной системы мер государственного стимулирования экспорта. Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является государственная поддержка экспортоориентированного экономического роста, которая предполагает создание эффективного правового механизма для отечественных экспортеров, а также соответствующих финансовой и информационной инфраструктур, оптимальных условий для активизации внешнеэкономической деятельности в целом.
Концепция рассчитана на среднесрочную перспективу и охватывает период до 2006 года.
Современное состояние применения мер косвенного
регулирования экспорта
Меры нетарифного регулирования внешней торговли республики включают регулирование оборота подакцизных товаров, сертификацию товаров, защиту внутреннего рынка от импорта товаров, выдачу экспортных лицензий, а также запрет или ограничение на экспорт отдельных товаров, продвижение казахстанской продукции на мировые рынки.
В рамках деятельности по расширению рынков сбыта были отменены антидемпинговые разбирательства в США и сняты антидемпинговые пошлины, которые были наложены в отношении импорта казахстанской титановой губки, урановой продукции и ферросилиция. В марте 2000 года прекращено странами Евросоюза антидемпинговое расследование на импорт феррохрома из Республики Казахстан.
Продолжаются работы по снятию антидемпинговых пошлин, введенных на поставки ферросилиция странами Евросоюза, увеличению экспортной квоты на казахстанскую сталь на европейский рынок.
В 2000 году Евросоюз присвоил Казахстану статус страны с рыночной экономикой в отношении антидемпинговых разбирательств. В марте 2002 года Министерство торговли США сняло с Казахстана статус страны с нерыночной экономикой в соответствии с антидемпинговым законом США.
Другим направлением в области регулирования внешнеэкономической деятельности стало усиление государственного контроля за осуществлением экспортно-импортных операций. Закон Республики Казахстан от 5 января 2001 года Z010136_ "О государственном контроле при применении трансфертных цен" устанавливает меры государственного контроля при применении трансфертных цен для предотвращения потерь государственных доходов в международных деловых операциях. Реализация данного Закона осуществляется посредством проведения мониторинга сделок по товарам, определенным перечнем товаров (работ, услуг). В целях действенности контроля за экспортом товаров и поступлением валюты проводится работа по учету объемов экспорта, отклонению экспортных цен отечественных производителей от цен мировых рынков, создаются условия для обеспечения максимально возможной прозрачности финансово-экономической деятельности предприятий-экспортеров.
Исходя из интересов экономической безопасности и других жизненно важных интересов республики, в частности, в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка используются меры по ограничению экспорта. Это - меры, предназначенные для ограничения количества экспортируемого товара путем введения лицензирования, квотирования или запрещений, добровольного ограничения экспорта. Так, в связи с критической ситуацией с обеспечением мазута и дизельного топлива в отопительный сезон и период сельскохозяйственных работ неоднократно в течение 1999-2001 гг. вводился временный запрет на экспорт мазута и дизельного топлива с территории Республики Казахстан.
Государством проводится работа по обеспечению строительства и увеличения мощности транспортных коридоров для перевозки экспортных грузов.
Проводится работа по усилению экспортного контроля. В целях соблюдения международных обязательств принято соответствующее законодательство, увеличен перечень товаров и технологий двойного назначения.
В 2001 году создан Банк Развития Казахстана, на который возложены функции кредитования экспортных операций. Кроме того, Национальным Банком Республики Казахстан совместно с Министерством государственных доходов Республики Казахстан осуществляется экспортно-импортный валютный контроль, целью которого является обеспечение полноты и своевременности поступления выручки в иностранной валюте и тенге от экспорта товаров, а также правомерности и обоснованности использования средств в иностранной валюте и тенге на цели импорта товаров в Республике Казахстан.
Все эти меры и работы пока в большей степени направлены на продвижение традиционных казахстанских экспортных товаров. Наращивание экспорта как одного из основных факторов экономического роста страны в сложившихся условиях приведет к дальнейшему развитию и усилению сырьевого комплекса в структуре национальной экономики в ущерб обрабатывающей промышленности. В этой связи необходимы эффективные меры по расширению номенклатуры казахстанского экспорта и увеличению его стоимостного объема за счет продукции с повышенной степенью обработки.
Основные направления применения мер косвенного
регулирования экспорта
Выбор форм и методов государственного регулирования (преимущественно через косвенные формы) определяет возможности влияния государства на развитие экспортной ориентации экономики страны в современных условиях. В то же время для определения основных направлений применения этих мер необходимо выявить факторы, оказывающие сдерживающее влияние на казахстанский экспорт. К ним относятся:
низкая конкурентоспособность отечественной промышленной продукции, прежде всего, обрабатывающей промышленности;
отсутствие у большинства предприятий обрабатывающей промышленности внутренних ресурсов для инвестирования перспективных ориентированных на экспорт проектов и разработок;
недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств;
несовершенная транспортная инфраструктура, обеспечивающая казахстанский экспорт;
недостаток специальных знаний и опыта работы в сфере экспорта у большинства менеджеров отечественных предприятий, нескоординированность их выступлений на внешних рынках;
разрыв традиционных производственных связей на постсоветском пространстве;
сохранение элементов дискриминации казахстанских экспортеров за рубежом.
В этой связи главной задачей Концепции является выработка основных направлений применения мер косвенного регулирования казахстанского экспорта в целях повышения его эффективности. Решение главной задачи предполагается через расширение кредитования и страхования экспортных операций, государственную политику информационной поддержки и содействия в продвижении на новые рынки в соответствии с изменяющимися условиями в мировой торговле.
Диверсификация структуры экспорта в результате осуществления промышленной политики, стратегии развития агропромышленного комплекса, транспорта и других секторов экономики страны должна привести к увеличению доли продукции с высокой степенью добавленной стоимости, расширению номенклатуры экспорта товаров и услуг.
При этом содействие устойчивому росту экспорта будет осуществляться за счет разработки и осуществления мер в следующих направлениях:
достижение устойчивого присутствия казахстанских товаров и услуг на существующих рынках и открытие новых рынков;
увеличение поставок традиционных казахстанских экспортных товаров;
продвижение на внешние рынки нетрадиционных, новых товаров.
Расширение рынков сбыта экспорта будет достигаться политическими и экономическими мерами, дипломатическими процедурами и формами поддержки на внешних рынках:
заключение двусторонних и многосторонних соглашений по торговле;
снятие существующих дискриминационных барьеров на пути казахстанских товаров;
достижение предоставления казахстанским товарам на внешних рынках режима наибольшего благоприятствования на безусловной основе;
включение казахстанских экспортных товаров в Генеральную систему преференций развитых стран, что позволит использовать механизм предоставления преференций и технической помощи для продвижения нетрадиционных товаров и закрепления присутствия Казахстана на рынках зарубежных стран;
активизация деятельности посольств Казахстана в странах, перспективных для развития экспорта;
проведение гибкой тарифной политики при транспортировке продукции в целях снижения издержек по экспорту.
В целом, необходима гибкая политика в выборе стран - торговых партнеров: диверсифицировать рынки сбыта, полнее использовать ближние рынки стран Европы и Азии, минимизируя транзит через третьи страны, усилить взаимодействие с региональными союзами.
Важным элементом национальной экспортной стратегии является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества для развития экспортного потенциала страны.
В мировой практике используются различные формы экономического сотрудничества. В последние годы получили распространение такие формы, как привлечение иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг, прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических зон, компенсационные перевозки с участием более чем двух стран и др.
В этой связи важной задачей является создание условий для более широкого участия совместных предприятий непосредственно в производственной деятельности и особенно в области обрабатывающей промышленности, поскольку в настоящее время иностранные партнеры больше заинтересованы в осуществлении инвестиций в развитие ресурсной базы и модернизацию мощностей топливно-энергетического комплекса.
Важную роль играет также взвешенное определение географических приоритетов в экспортной деятельности, обеспечение баланса взаимных интересов Казахстана и зарубежных стран.
Увеличение поставок традиционных казахстанских экспортных товаров осуществляется посредством расширения географии их поставок, недопущения как демпинга со стороны казахстанских экспортеров, так и дискриминационных мер со стороны стран - торговых партнеров. Однако остается необходимость государственного мониторинга и поддержки сырьевого экспорта. Для этого необходимо:
увеличение глубины переработки и улучшение качества вывозимых за рубеж сырьевых товаров и полуфабрикатов;
проведение международной сертификации качества нефти, металлов для эффективного продвижения их на внешние рынки;
улучшение учета объемов экспорта и цен в соответствии с мировой практикой для повышения действенности контроля за экспортом товаров и поступлением валюты;
обеспечение максимально возможной прозрачности финансово- экономической деятельности предприятий-экспортеров;
предусмотреть в добывающих отраслях приоритетность участия казахстанского компонента;
проведение систематической работы по изучению и анализу тенденций в развитии торгово-политической ситуации и конъюнктуры мирового рынка для оперативного реагирования на изменения мировых цен.
Для продвижения на внешние рынки нетрадиционных, новых товаров нужно решить ряд задач по созданию условий для:
инвестирования в развитие третьего, четвертого и пятого переделов в области обработки черных, цветных, благородных и редкоземельных металлов, нефти и газа, которые станут точками роста, способными создать новые рабочие места в обрабатывающей промышленности;
развития производства конкурентоспособной продукции в отраслях агропромышленного производства;
развития производства новых видов товаров, ориентированных на экспорт;
формирования механизмов кредитования и страхования экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (в том числе создание экспортно-импортных страховых структур);
обеспечения сертификации и стандартизации основных видов готовой продукции в соответствии с мировыми стандартами для продвижения на внешние рынки. Добровольное использование маркировки в виде эко-этикеток, раскрывающих экологическую безопасность продуктов;
создания предприятий, осуществляющих франчайзинговую деятельность, в первую очередь, по приоритетным направлениям развития обрабатывающей промышленности;
формирования системы информационной поддержки (сети информационно-консультационных служб, обеспечивающих эффективное и оперативное предоставление информации в удобной для клиента форме);
повышения уровня маркетинга, совершенствования рекламной деятельности (выставочно-ярмарочные мероприятия, визиты торговых делегаций для ознакомления с ситуацией на внешних рынках и установления деловых связей, обеспечение дипломатической поддержки наиболее приоритетным экспортным проектам путем их представления в ходе международных встреч, переговоров и иных мероприятий). Перспективной формой продвижения казахстанской продукции на экспорт является проведение различных выставочных мероприятий, в том числе ярмарок контрактов, дней международных контактов, выставок идей и технологий;
создания ассоциаций экспортеров для согласованных действий при выходе казахстанских экспортеров на внешние рынки и координации их деятельности в целом;
освоения наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем создания и поддержки принципиально новых технологий экспортного производства. Для этого необходимо выработать систему стимулов, применимых к отраслям с высокими технологиями, а также определить критерии отбора предприятий, которые должны будут удовлетворять определенным количественным условиям по:
- расходам на исследования и развитие от общего объема продаж ежегодно;
- процентному составу научных и технических работников от общей численности рабочей силы;
- обязательному ежегодному выделению средств от чистых доходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы по разработке высокотехнологичных производств, новых видов материалов и производств с привлечением отечественных научно-исследовательских институтов. На их базе рекомендовать создание дочерних предприятий и производств по реализации научных разработок в целях реформирования структуры промышленности и диверсификации экспорта.
Расширение экспорта готовых изделий требует обеспечения конкурентоспособной презентабельности товаров, что напрямую связано с проблемами развития отечественных отраслей промышленности по производству упаковочных материалов. Во избежание дорогостоящего импорта упаковочных материалов необходимо внедрение современных технологий по их изготовлению, особенно в пищевой отрасли, как наиболее конкурентоспособной, а именно изготовление асептической и вакуумной упаковки пищевых продуктов;
развития новых видов торговли, в том числе электронной торговли.
Осуществление торговых операций через электронные коммуникационные сети, занимающие прочную позицию в государственной экономической инфраструктуре многих стран, предполагает создание правовых условий для развития электронной торговли, внедрение международно признанных систем управления электронной торговли и участие в международных проектах по развитию электронной торговли.
В целом, меры поддержки новых экспортоориентированных производств связаны с использованием механизмов финансового лизинга, обеспечением доступа к производственным ресурсам, созданием благоприятного инвестиционного климата и условий для переориентации доходов отечественных экспортеров сырья на инвестирование производства товаров с высокой добавленной стоимостью на территории Казахстана. По мере улучшения экономической ситуации в стране и укрепления отечественных экспортеров возможно принятие мер, содействующих созданию их зарубежной инфраструктуры (сбытовые организации, дилерские сети, сервисные центры).
Особое значение для развития экспорта казахстанских товаров приобретают технические меры регулирования, связанные с такими характеристиками продукции, как качество, безопасность или размеры. Они также включают в себя требования по упаковке и маркировке товара, системе сертификации и т.п. Для чего необходимо:
разработать и внедрить на казахстанских предприятиях системы качества;
в рамках целевых научно-технических программ, финансируемых из республиканского бюджета, разработать новые стандарты с привлечением заинтересованных, компетентных организаций и гармонизировать действующие стандарты в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к основным видам экспортных товаров;
в целях создания предпосылок для дальнейшего увеличения объема товарооборота между странами и установления непосредственных взаимовыгодных связей и форм сотрудничества между предпринимателями государств обеспечить заключение межправительственных и межведомственных соглашений о сотрудничестве в области стандартизации, метрологии и сертификации;
активизировать сотрудничество национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации стран Содружества Независимых Государств по созданию единого пространства в сфере стандартизации, метрологии и сертификации на основе кооперации, участия в проведении фундаментальных и прикладных исследований.
Для продвижения казахстанских товаров на внешние рынки целесообразно содействовать созданию негосударственных (коммерческих) служб: центры коммерческой конъюнктурной информации, маркетинговые и консалтинговые организации и т.д.
В настоящее время Казахстану наравне с формированием благоприятного торгового режима необходимо укрепление международной конкурентоспособности экспорта тех товаров, которые требуют повышения технологической инновации и создания промышленной структуры, обеспечивающей повышение производительности и высокую добавленную стоимость. В связи с этим со стороны государства потребуется создать определенные условия и инвестиционный климат, которые позволили бы предприятиям этих отраслей решить как технологические, так и управленческие проблемы. В целях создания благоприятного инвестиционного климата для реального сектора экономики необходимо решить вопросы более эффективного и адресного использования иностранных капиталовложений и экспортных валютных доходов от сырьевых отраслей.
(Специалисты: Склярова И.В.,
Умбетова А.М.)