Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 03.09.2012 № 1134.
В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан" и в целях обеспечения комплексного развития города Шымкента Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить Генеральный план города Шымкента.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Казахской ССР от 28 мая 1971 года N 302 "Об утверждении Генерального плана города Чимкента и его основных положений".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
N 446 от 22 апреля 2004 года
Генеральный план города Шымкента
1. Назначение Генерального плана
Генеральный план города Шымкента является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных задач развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса, реконструкции жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды, разработки и реализации градостроительных планов развития территорий административных районов и других территориальных единиц города Шымкента, проектов планировки и застройки города.
Главная цель Генерального плана развития города Шымкента - проведение комплекса градостроительных мероприятий, направленных на создание экологически благоприятной, безопасной и социально удобной жизненной среды.
Концепция Генерального плана развития города Шымкента определяет принципиальные базовые основы и принципы перспективного развития города до 2030 года.
Основная архитектурно-градостроительная идея Генерального плана заключается в сохранении и формировании облика города Шымкента.
2. Индикаторы социально-экономического развития
Демография
Динамика демографических процессов в перспективе до 2030 года будет определяться взаимодействием всей совокупности факторов общественного развития, как традиционных, давно сложившихся, так и новых, формирующихся в ходе нарастающих социально-экономических изменений и преобразований в жизни общества.
Характер демографического развития города Шымкента будет определяться естественным и миграционным движением населения, масштабы и направленность которых будут зависеть от результатов социально-экономических преобразований:
развития экономического потенциала города;
развития рынка жилья;
занятости и уровня оплаты труда;
государственной и местной социальной политики и других факторов.
Варианты прогноза перспективной численности населения рассчитаны с учетом гипотез поэтапного повышения естественного прироста населения, за счет увеличения продолжительности жизни и миграционного прироста. Положительное сальдо миграции достигнуто в 2000-2002 годах и предполагается таковым до прогнозируемого периода.
Средние значения коэффициента естественного прироста на перспективу приняты в проекте на 2005 год - 0,9%; 2010 год - 1,1%; 2015 год - 1,2% и к концу расчетного срока концепции (2030 год) - 1,3%.
Существующая численность населения (на 01.01.2001 г) - 418,5 тыс. человек. Прогнозируемая численность населения Шымкента на период до 2030 года определяется устойчивыми и инерционными демографическими тенденциями. Перспективная численность населения города Шымкента по наиболее вероятным вариантам прогноза может составить 600 тыс. человек на 2015 год и 900 тыс. человек на 2030 г.
Расчетные показатели структуры занятости населения по отраслям экономики предполагаются к 2015 году довести до 237,6 тыс. человек, что на 80,5 тыс. человек больше по сравнению с существующей численностью занятых в отраслях экономики.
Основная цель социального и градостроительного развития города - это создание социально-психологического комфорта и высокого среднего уровня проживания населения на рассматриваемой территории.
Экономическими индикаторами эффективности основных направлений градостроительного развития города Шымкента являются увеличение к 2015 году по сравнению с 2000 годом:
объемов производства валового регионального продукта - в 3 раза;
объемов капитальных вложений в сопоставимых ценах - в 2,5 раза;
доходов на душу населения - более чем в 2 раза.
Жилищное строительство
Основные направления комплексного формирования жилой среды предусматривают доведение средней обеспеченности жильем с 17,5 м 2 до 5 м 2 на 1 человека, с увеличением всего жилищного фонда города до 15 млн. м 2 на расчетный срок. Строительство будет осуществляться на свободных территориях. Доля индивидуального жилищного строительства составит 25-30% от общего объема нового строительства.
Приоритетными программами реконструкции и развития жилых территорий города Шымкента являются:
реконструкция районов низкоплотной существующей застройки в структурных частях города с высокой интенсивностью использования территории (примагистральных территориях, центральном ядре, городских узлах и других);
снос ветхого малоэтажного жилья составит 0,4 млн. м 2 общей площади, территории высвобождаемые из под сноса в количестве 375 га будут использованы под расширение и формирование системы улично-дорожной сети, строительства учреждений культурно-бытового обслуживания общегородского центра с зелеными насаждениями;
185 га из них попадают в санитарно-защитные зоны от железнодорожной магистрали, промышленных предприятий;
завершение застройки незаконченных объектов строительства и формирования жилых комплексов на свободных городских территориях за пределами сложившейся застройки;
формирование комплексов малоэтажной и высокоплотной жилой застройки в контактных зонах природно-ландшафтного каркаса и урбанизированных территориях;
реставрация, реконструкция и благоустройство жилых кварталов и комплексов, представляющих историко-культурное наследие XII-ХVI веков;
поэтапная реконструкция районов массового строительства (микрорайонов 1960-1980-х годов и последующих периодов), включающая капитальный ремонт, перепланировку, надстройку реконструируемого фонда.
Муниципальный жилищный фонд города станет одним из важнейших элементов формирующегося рынка жилья. Строительство муниципального жилья для социально защищаемых и приравненных к ним слоев населения должно составлять, по опыту экономически развитых стран, порядка 25-30% от общего объема строительства. Это в основном многоэтажные дома, построенные с применением самой дешевой и массовой технологии, с квартирами, ориентированными на уровень обеспеченности жильем, гарантированным законодательством.
Объем нового муниципального жилищного строительства составит порядка 191 тыс. м 2 общей площади ввода жилья, предусмотренного к строительству до 2015 года, или в среднем 10846 м 2 в год.
Таблица 1
I очередь
--------------------------------------------------------------------
Годы |Объем вводимого жилья в м 2 | Стоимость млн.тнг.
-----------------|---------------------------|----------------------
2003 5000 100
2004 4500 118
2005 5500 234
2006 6000 252
Итого по 1 очереди 21000 704
Экономия от запланиро-
ванного вложения в
сумме 882 млн. тенге
или 6,3 млн. у.е.
связано с тем, что в
первые 2 года введены
в эксплуатацию не
завершенные объекты с
высокой степенью
готовности
-------------------------------------------------------------------
Таблица 2
II очередь
--------------------------------------------------------------------
Годы |Объем вводимого | Стоимость
| жилья в м 2 |
-----------------|-----------------|-------------------------------
2007 10355 3,1 млн. у.е. или 434 млн.тнг.
2008 11000 3,3 млн. у.е. или 462 млн.тнг.
2009 11680 3,5 млн. у.е. или 490 млн.тнг.
2010 12405 3,72 млн. у.е. или 520,8 млн.тнг.
2011 13174 3,95 млн. у.е. или 553 млн.тнг.
2012 13990 4,2 млн. у.е. или 588 млн.тнг.
2013 14858 4,46 млн. у.е. или 624,4 млн.тнг.
2014 15780 4,73 млн. у.е. или 662,2 млн.тнг.
2015 16758 5,04 млн. у.е. или 705,6 млн.тнг.
Итого по 2 очереди 120000 36 млн.у.е. или 5040 млн.тнг.
-------------------------------------------------------------------
По второй очереди ежегодный прирост объема вводимого жилья составляет 6,2 % к предыдущему отчетному году. Стоимость 1 м 2 жилья составляет 300 у.е. при 1 у.е. равной 140 тнг. Средства будут предусмотрены за счет местного бюджета.
Генеральным планом предусматривается развитие социальной сферы с учетом новых социально-экономических и градостроительных условий в направлении достижения нормативных показателей обеспеченности учреждениями социально-гарантированного минимума обслуживания и нормативных показателей развития объектов городского значения к 2015 году.
Экономическая деятельность
Рекомендуется реорганизация межотраслевой структуры экономической деятельности на территории города Шымкента, в том числе: сохранение роли науки, образования, культуры и высокотехнологичной промышленности; стимулирование развития производственной, деловой и социальной инфраструктур, сферы услуг, туризма и рекреации; ликвидация, реорганизация экологически опасных и ресурсоемких производств.
Осуществление реструктуризации отраслей сферы материального производства предлагается в пользу наукоемких и ресурсосберегающих технологий.
Прогнозируется сохранение городом Шымкентом статуса города областного значения и предполагается интенсивное развитие научно-технического, образовательного, культурного, социального, производственного и инфраструктурного потенциалов, сети институтов рыночной инфраструктуры областного и республиканского значения.
Планируется дальнейшее эффективное сочетание и взаимодействие государственного и частного секторов экономики.
Генеральным планом предлагается реорганизация производственных территорий, которая имеет цель повысить их экологическую безопасность и более эффективно использовать градостроительный потенциал этих территорий в интересах развития города.
Рекреационная инфраструктура города
Целью комплексной городской программы развития инфраструктуры для обслуживания новой отрасли экономической деятельности города - туризма является создание нового эффективного сектора экономики города, использующего потенциал историко-культурного наследия и уникального исторического окружения города Шымкента, способный радикально решить финансовые проблемы сохранения, реставрации и воссоздания исторического наследия и природного потенциала.
Одним из перспективных видов является этнический туризм, предоставляющий возможность приезда на родину выходцев из Казахстана. Основой для туристического потока является казахская диаспора, насчитывающая до 3 млн. человек.
Особое место в структуре потенциальных направлений займет туризм на Великом Шелковом пути.
С позиции задачи возрождения международного взаимодействия и удовлетворения туристического спроса можно отметить, что на Южно-Казахстанском участке Шелкового Пути имеются уникальные ресурсосочетания, содержащие экзотику, приключения, посещение горных мест, возможности для занятия горным спортом, охотой, путешествий с элементами риска, в сочетании со знакомством с историко-культурным наследием, ремеслами и национальными традициями.
Генеральным планом предусмотрены:
формирование единой системы туристических зон города, объединенных пешеходными маршрутами, сосредоточение в пределах таких зон объектов посещения, мест размещения, обслуживания и досуга туристических учреждений, объединение туристических зон системой транспортных маршрутов;
развитие объектов туристического показа и посещения, в том числе увеличение пропускной способности объектов досуга и развлечений, спортивно-зрелищных комплексов, строительство международного туристического центра, центров конгрессов, выставок, ярмарок;
развитие гостиничной сети, сети объектов торгово-бытового и информационного обслуживания, туристических бюро и транспортных агентств;
развитие системы транспортного туристического обслуживания в аэропорту, железнодорожном вокзале, развитие парка и предприятий обслуживания специального автотранспорта и проката автомобилей, увеличение емкости автостоянок в туристических зонах.
Экологические требования
К экологическим требованиям градостроительного развития города Шымкента относятся:
радикальное оздоровление среды жизнедеятельности в зонах ее устойчивого экологического дискомфорта, прежде всего, в центральной части, юго-восточном, восточном и южном секторах города;
защита существующих территорий природного комплекса от неблагоприятных антропогенных воздействий, реализация мер по реабилитации и воссозданию утраченных хозяйственной деятельности долин малых рек, а также по формированию зеленых массивов на резервных территориях;
повышение комфортности среды жизнедеятельности, в том числе путем озеленения территории и улучшения мезоклиматических и микроклиматических условий в жилых и общественных зонах города.
Необходимыми условиями выполнения экологических требований к градостроительному развитию города Шымкента являются:
ликвидация зон экологического риска, создающих существенную угрозу безопасности здоровья населения;
осуществление мер по санации, реабилитации, реорганизации территорий, подвергшихся сильной техногенной нагрузке (территории несанкционированных свалок, зон загазованности и шумового дискомфорта в примагистральных территориях и т.п.);
ликвидация производств, являющихся источниками высокой экологической опасности;
внедрение экологически чистых малоотходных и безотходных технологий, бесочных циклов производств, доведение оснащенности объектов промышленности, энергетики, городского хозяйства современным газоочистным, пылеулавливающим и водоочистным оборудованием до 100%;
изменение структуры используемых видов моторного топлива за счет увеличения числа автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом газе;
обеспечение соблюдения стандартов качества питьевой воды и очистки производственных и коммунальных сточных вод и поверхностного стока;
строительство автомагистралей с непрерывным движением;
строительство обводной автомагистрали с преимущественным движением грузового транспорта и смешанным движением;
полная переработка и обезвреживание производственных и твердых бытовых отходов.
Мероприятия по защите территории и обеспечению
устойчивого развития города
При определении градостроительного развития, функциональной организации и дифференциации территории по характеру ее использования за основу был принят СНиП В.1.2-4-98 "Строительство в сейсмических районах".
В целях повышения устойчивого функционирования и защиты населения города Шымкента от воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера в проекте просматриваются следующие градостроительные мероприятия:
более четкое функциональное зонирование территории города;
дальнейшее формирование существующих промзон;
членение селитебной зоны на планировочные районы полосами зеленых насаждений и озеленение водоохранных полос рек;
дальнейшее развитие улично-дорожной сети и создание на ее основе общегородской сети устойчивого функционирования.
Требования сохранения и регенерации
историко-культурного наследия
Основные направления градостроительного развития города Шымкента должны обеспечить выполнение следующих требований сохранения и регенерации историко-культурного наследия города:
сохранение, выявление и акцентирование градостроительными и архитектурными средствами всей исторической природно-ландшафтной, планировочной, композиционной, археологической основы города, городского и природного ландшафта, исторической сети улиц, площадей и кварталов, исторической системы построения градостроительных ансамблей, зрительных доминантов, акцентов и зон зрительного восприятия городского пространства, недвижимых памятников культуры, исторического характера застройки и благоустройства;
установление и соблюдение для территорий недвижимых памятников культуры и зон их охраны правовых градостроительных регламентов, определяющих их границы и режимы регулирования градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон;
увеличение объемов работ по реставрации и восстановлению недвижимых памятников культуры.
В Генеральном плане выполнены схема организации охраны памятников историко-культурного наследия и схема зон действия ограничений по организации охраны памятников историко-культурного наследия.
Основные направления сохранения и развития
территории природного комплекса
Природный комплекс города Шымкента представляет собой совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции и формирующих природно-ландшафтный каркас города. К территориям природного комплекса относятся: природные территории - дендропарк, естественные незастроенные долины рек и ручьев; озелененные территории - парки, сады, бульвары и скверы, памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры, а также озелененные территории жилой застройки, объектов общественного, производственного и коммунального назначения; резервные территории - это зарезервированные для восстановления нарушенных и воссоздания утраченных природных территорий, для организации новых озелененных территорий.
Основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса предусматривают:
сохранение целостности природного комплекса города Шымкента, пригородной зоны и Шымкентской агломерации;
формирование рекреационных зон различного иерархического уровня;
экологизацию проектирования и содержания конкретных территорий природного комплекса.
Архитектурно-планировочная организация территории
Генеральным планом дальнейшее развитие города предусматривается в пределах городской черты, с интенсивным использованием внутригородских территорий.
Территориальное развитие город получает за счет освоения свободных территорий вдоль главных планировочных осей: в северном, северо-восточном и северо-западном направлениях.
Новое жилищное строительство в Генеральном плане предусматривается вести как в многоэтажном, так и в малоэтажном исполнении. Многоэтажное строительство продолжается в северном направлении на завершении формирования бульвара Кунаева. Кроме того, проектом предлагается создание компактного пятна селитебных территорий в северном направлении, где формируются три новых планировочных района.
Основными общегородскими магистралями, связывающими существующую и новую часть города, станут продолжения улиц Адырбекова, Казиева и автомагистраль, ведущая в зону отдыха.
Малоэтажное строительство получает, в основном, развитие в северо-западном направлении на территориях IV планировочного района в период первой очереди строительства и в VI планировочном районе на расчетный срок.
Основой формирования перспективной планировочной структуры города является природно-экологический и транспортный каркас. Природно-экологический каркас формируют реки, протекающие в широтном направлении через город, парки, скверы, бульвары и другие озелененные территории, которые являются "легкими" города.
По основным природным рубежам, соединяющим внешнюю среду с ее элементами города, создаются широкие озелененные полосы.
Проектом предлагается линейно-полосовая система озеленения, при которой в проектируемые жилые районы пропущены широкие ленты зелени - "ленточные парки" различного назначения, предназначенные для повседневного и кратковременного отдыха. При этом проектируемые зеленые насаждения новых жилых районов, зелень существующих общегородских парков и скверов объединились посредством озеленения улиц и бульваров с проектируемыми лесопарковыми зонами, создадут единую зеленую систему города, приближая места повседневного отдыха населения к жилым домам.
Важнейшим условием обновления и развития планировочной структуры является реорганизация производственной территории, которая имеет цель повысить их экологическую безопасность и более эффективно использовать градостроительный потенциал территорий в интересах развития города с соблюдением необходимых нормативных разрывов до объектов гражданского строительства.
Генеральный план предусматривает развитие и совершенствование транспортной структуры города. В целом транспортно-планировочная структура представляет собой сетку радиально-кольцевых магистралей, гармонично увязанных в единую систему, как на существующей территории, так и на новой. Жилые улицы и проезды в межмагистральных районах проведены в направлениях с запада на восток и с юго-запада на северо-восток для благоприятной ориентации жилых зданий: юг-север или юго-восток - северо-запад.
В основу развития улично-дорожной сети положен принцип создания единой системы скоростных городских дорог и магистралей городского значения с дифференциацией последних на магистрали непрерывного и регулируемого движения.
Для отвода от городского центра транзитных потоков транспорта в Генеральном плане предусмотрена объездная магистраль непрерывного движения, опоясывающая основное пятно города.
В целях улучшения состояния атмосферы города Генеральным планом предлагается совершенствование улично-дорожной сети, увеличение доли электротранспорта, развитие сети автосервиса и т.д.
Дальнейший рост города сопровождается разветвлением системы общегородского центра.
С развитием города в северном направлении главные улицы, как бы радиально расходятся от холма в центре города у площади Ордабасы, на котором размещалась цитадель-крепость, положившая начало города.
В центральном ядре предусматриваются сохранение и развитие исторически сложившейся планировочной и архитектурно-пространственной структуры, структуры исторических аллей, бульваров, площадей, воссоздание утраченных элементов исторического природно-ландшафтного каркаса.
Генеральным планом предлагается проведение мероприятий по дальнейшему сохранению историко-культурного фонда на базе культурно-познавательных центров.
Настоящим проектом выше Северной улицы и южнее мемориального парка Касрет на свободной территории предлагается, как вариант, размещение нового, административно-делового центра с новой площадью. В состав центра войдут новые здания областного и городского акиматов, учреждения государственных органов управления, бизнес-центр, крупный зал многоцелевого назначения, супермаркет, гостиница, городской и областной народные суды, здания банков и офисов. Полузамкнутая (полукруглая) композиция площади с высотным акцентом слева и справа от него придает площади масштабность, рассчитанную на восприятие пешеходом полузамкнутого пространства.
Основные направления развития общественных территорий
Общественные территории, сосредотачивающие в себе основную массу функций и рабочих мест в сфере обслуживания, культуры, досуга, туризма, образования, администрации и в деловой сфере, образуют функциональную и архитектурно-пространственную основу урбанизированного каркаса территории города.
Основные направления развития общественных территорий предусматривают: развитие единой системы территорий общегородских общественных центров, развитие сети локальных многофункциональных центров обслуживания крупных жилых массивов.
Развитие единой системы территорий общегородских общественных центров предусматривает:
формирование специализированных зон размещения объектов исполнительных и представительных органов;
развитие культурных, досуговых функций центральных районов города;
интенсивное развитие общественных территорий (центров, узлов, многофункциональных зон) в срединном поясе города и на периферии центрального ядра, сосредоточение в них основной массы функций рабочих мест и транспортных потоков в деловой, административной и торговой сферах;
интенсивное развитие рекреационных, спортивных, досуговых, культурных центров в контактных зонах урбанизированного и природного каркасов города, формируемых транспортными узлами и интенсивно посещаемыми территориями культурно-исторического наследия.
Развитие сети планировочных многофункциональных центров предусматривается в жилых массивах периферийных районов города в целях создания для жителей этих районов в пределах комфортной, в том числе пешеходной доступности полноценных комплексов социальной инфраструктуры торговли и досуга массового спроса и рабочих массовых профессий.
Градостроительное зонирование территории
В Генеральном плане развития города Шымкента градостроительное зонирование территории устанавливается в соответствии со СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство" и СНиП РК 3.01-07-2001. Генеральный план устанавливает требования к функциональному использованию (функциональное назначение), на уровне территорий градостроительных кадастровых секторов. Градостроительным кадастровым сектором является часть территории города Шымкента, ограниченная границами территориальных единиц города с учетом красных линий магистральных улиц, границами территорий природного комплекса, иными границами. В пределах границы города Шымкента насчитывается порядка 155 строительных кадастровых секторов, средняя площадь которого составляет около 40-60 га.
Функциональное назначение градостроительного кадастрового сектора устанавливает в его границах разрешенное соотношение площадей участков жилых, общественных производственных, природных объектов. Установленное функциональное назначение территорий градостроительных кадастровых секторов является юридическим инструментом обеспечения использования территории города при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с целями, требованиями и основными направлениями строительного развития города Шымкента.
Установленное функциональное назначение территорий градостроительных кадастровых секторов является обязательным для местных органов при принятии решений в области градостроительства и использования земельных участков.
Функциональное назначение территорий градостроительных кадастровых секторов в рамках Генерального плана устанавливается схемой функционального зонирования территории города Шымкента.
Схема функционального зонирования юридически закрепляет изменения в использовании территории города, предусмотренные основными направлениями градостроительного развития города Шымкента и Программой первоочередных градостроительных мероприятий.
Схемы отражают следующие основные тенденции изменения функционального использования территорий:
увеличение доли территорий природного назначения и жилых территорий города при неизменных показателях производственных территорий;
интенсивное увеличение территорий общественного назначения;
сокращение доли территорий специализированного и увеличение доли территорий смешанного функционального использования.
Развитие транспортной инфраструктуры
Внешние связи областного центра представлены железнодорожным, воздушным, мобильным транспортом, автомобильными дорогами, а также трубопроводным спортом.
Генеральным планом города Шымкента предусмотрена единая система транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой города и прилегающих к нему территорий, обеспечивающая быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами и мобильными дорогами внешнего транспорта.
Улично-дорожная сеть города запроектирована с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. Предусматривается строительство транспортных развязок в разных уровнях на пересечениях магистральных улиц и дорог, а также надземных и подземных переходов на наиболее загруженных участках автомобильных трасс.
Основным видом внутригородского общественного транспорта приняты автобус и микроавтобус, вспомогательным - троллейбус.
Проектом намечено увеличение и обновление парка автобусов, расширение, реконструкция и строительство новых пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП).
Сеть сооружений для постоянного и временного хранения и технического обслуживания автомобилей запроектирована с учетом перспективного роста автомобилизации, обеспечения доступности объектов, санитарно-гигиенических требований.
Предусмотрено развитие объектов автосервиса (автозаправочных станций, гаражей-боксов, стоянок для хранения автомобилей и станций технического обслуживания).
Развитие инженерной инфраструктуры
Водоснабжение
Генеральный план предусматривает следующие направления развития системы водоснабжения города:
сохранение и развитие существующих источников водоснабжения города (Тассай-Аксуйского и Бадам-Сайрамского месторождений подземных вод, поверхностных вод Тогузского водохранилища и реки Кошкарата);
сохранение и развитие действующей зональной системы хозпитьевого, противопожарного и производственного водопроводов с увеличением его производительности от 70,81 тыс. м 3 /сут (исходный год) до 363,07 тыс. м 3 /сут (расчетный срок);
повышение уровня надежности системы водоснабжения города за счет расширения и реконструкции существующих водозаборов, поэтапной реконструкции существующих и строительства новых водопроводных сетей, организации централизованной автоматизированной системы управления водопроводными сооружениями и перехода на новую технологию очистки воды;
организация стабильного водоснабжения в районах малоэтажной застройки, районов нового градостроительного освоения путем строительства новых водоводов, магистральных сетей в увязке с существующей системой водоснабжения.
Канализация
В части развития канализационной системы Генеральным планом предусмотрены:
повышение надежности функционирования системы канализации с доведением общей мощности от 197 тыс. м 3 /сутки (исходный год) до 275 тыс. м 3 /сутки (расчетный срок) за счет расширения существующих сооружений (полной) искусственной биологической очистки;
развитие сети канализации, строительство новых магистральных коллекторов, поэтапная реконструкция изношенных существующих сетей, строительство трех насосных станций перекачки для канализования перспективной застройки в северо-западной части города и территории сел им. К. Маркса и Кызылжар, вошедших в границы города;
совершенствование технологии и качества очистки сточных вод за счет совершенствования технологических процессов на предприятиях в целях предотвращения сброса в городскую канализацию недопустимых концентраций вредных веществ.
Теплоснабжение
Общая мощность централизованных источников теплоснабжения предусмотрена 545 Гкал/ч (исходный год) до 1920 Гкал/час на расчетный срок. Основным направлением развития системы теплоснабжения города Шымкента в Генеральном плане явились:
сохранение, совершенствование и дальнейшее развитие системы централизованного теплоснабжения на базе теплофикации, как наиболее совершенной энергосберегающей и экологически эффективной технологии;
совершенствование, модернизация и развитие системы децентрализованного теплоснабжения за счет внедрения современного, высококачественного автономного отопительного оборудования заводского изготовления в районах малоэтажного жилого фонда.
В системе теплофикации предусматриваются:
расширение основного источника централизованного теплоснабжения города 1-3 двумя энергетическими котлами и двумя турбоагрегатами с сохранением в качестве основного топлива природный газ;
расконсервация и реанимирование существующих районных котельных РК-1, РК-2 и РК-3 с переводом их в пиковый режим работы совместно с ТЭЦ-3;
вывод из работы оборудования ТЭЦ-2 с сохранением двух котлов для пароснабжения прилегающих промпредприятий;
строительство новой водогрейной котельной РК-4 для теплообеспечения новой многоэтажной застройки в северной части города;
строительство новых тепловых сетей, реконструкция и усиление отдельных участков тепломагистралей в сложившейся зоне теплофикации.
Электроснабжение
Основными направлениями в развитии системы электроснабжения города являются:
развитие внешних системообразующих сетей напряжением 220 кВ и выше; сооружение новой подстанции 220/110 кВ; продолжение строительства кольца 220 кВ вокруг города, для повышения надежности его электроснабжения;
реконструкция и техническое перевооружение физически и морально устаревших электросетевых объектов в зоне существующей застройки;
перевод подстанций 35 кВ на напряжение 110 кВ;
сооружение новых подстанций 110/10 кВ закрытого типа для электроснабжения районов перспективной застройки;
упорядочение трасс прохождения высоковольтных линий электропередачи напряжением 35 и 110 кВ;
завершение перевода всех существующих распределительных сетей города на напряжение 10 кВ.
Газоснабжение
Генеральным планом решаются вопросы обеспечения природным газом городских потребителей всех категорий в полном объеме.
Учитывая близость газовых месторождений, наличие существующей, хорошо развитой системы магистральных, а также городских газопроводов и сооружений, рекомендуется использование природного газа в качестве основного вида топлива для всех теплогерирующих установок на весь проектный период.
Годовой расход газа на период 2015 года определен в 1155,0 млн. м 3 .
Телекоммуникация и связь.
Генеральным планом предусматривается дальнейшее наращивание городской абонентской емкости до расчетных величин на базе цифровизации телекоммуникационной сети и перехода на оптоволоконную технологию.
Намечается строительство телефонной кабельной канализации в направлении районов нового градостроительного освоения и поэтапная перекладка существующих воздушных линий связи в кабельную канализацию.
На расчетный срок проектом предусмотрено расширение существующих 25 АТС и строительство новых 14-ти электронных АТС на расчетный срок.
Правовое зонирование территории.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан на основе проектных решений Генерального плана выполнено правовое зонирование территории города Шымкента - механизм реализации решений Генерального плана города, планов экономического и градостроительного развития, намерений местного сообщества по созданию благоприятной среды проживания. На основе правового зонирования разработаны Правила землепользования и застройки.
Основные технико-экономические показатели
по Генеральному плану развития
города Шымкента
____________________________________________________________________
Показатель ! Единица ! Исходный ! Первая !Расчетный
! измерения ! год (01. ! очередь !срок
! ! 01.2001 ! (2005 !(2015 год)
! ! год) ! год) !
--------------------------------------------------------------------
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
--------------------------------------------------------------------
1. Территория
А. Селитебные
территории
1. Микрорайоны,
кварталы га 4355,0 5063,6 6085,7
2. Участки учреждений
и предприятий
обслуживания (кроме
учреждений и
предприятий микро-
районного значения) га 530,0 753,6 2158,3
3. Зеленые насаждения
общего пользования
(кроме зеленых
насаждений микро-
районного значения) га 117,0 267,0 960,0
4. Улицы, дороги га 1111,0 1349,0 2361,0
5. Кладбища га 90,0 90,0 90,0
6. Специальные территории га 40,0 40,0 40,0
7. Прочие территории
(промышленные
предприятия,
коммунально-складские
объекты, неисполь-
зуемые неудобные и др.
территории) га 351,0 351,0 103,0
--------------------------------------------------------------------
Итого по А: га 6594,0 7914,2 11798,0
--------------------------------------------------------------------
Б. Внеселитебные
территории
8. Земли промышленности,
транспорта, связи,
обороны и иного не
сельскохозяйственного
назначения, в т.ч.: га 2518,0 2518,0 3229,0
- промышленности га 919,0 919,0 950,0
- автомобильного
транспорта га 380,0 400,0 485,0
- железнодорожного
транспорта га 201,0 201,0 231,0
- связи га 25,0 25,0 30,0
- санитарно-защитных
зон га - - 1165,0
- технических
устройств га 170,0 190,0 250,0
- прочие га 823,0 783,0 118,0
9. Земли особо охраняемых
природных территорий
(национальные дендро-
логический и зооло-
гический парки) га 191,0 191,0 191,0
10. Земли лесного фонда га 114,0 114,0 114,0
11. Земли водного фонда га 421,0 421,0 601,0
12. Санитарно-эащитные
лесополосы вокруг
города га - - 412,0
Итого по Б: га 3244,0 3244,0 4547,0
В. Свободные территории
в существующих
границах города га 3192,0 1871,8 -
Итого по А+Б+В
(территория в
границах города) га 13030,0 13030,0 16345,0
В том числе
прирезаемые террито-
рии к городу
Сайрамского района га - - 1519,0
Прочие территории га 22127,0 22127,0 18812,0
Всего га 35157,0 35157,0 36676,0
2. Население
2.1. Численность
населения города тыс. чел. 418,5 500,0 600,0
2.2. Плотность
населения в пределах:
2.2.1. селитебной
территории чел/га 65,8 63,2 50,9
2.2.2. территории
городской застройки чел/га 32,1 38,4 36,7
2.3. Возрастная
структура населения:
2.3.1. дети до 15
лет включительно тыс. чел. 133,5 156,5 191,4
2.3.2. население
в трудоспособном
возрасте (мужчины
16-63 года,
женщины 16-58 лет) тыс. чел. 246,9 297,0 351,6
2.3.3. население
страше трудо-
способного возраста тыс.чел. 38,1 46,5 57,0
2.4. Численность
занятого населения,
в отраслях экономики
и самостоятельно
занятого, всего тыс.чел. 158,8 194,5 237,6
3. Жилищное
строительство
3.1. Жилищный фонд тыс. м 2 8323,4 10000,0 15000,0
всего, в т.ч. общей
включая с.с. площади
Тельмана, Куйбышева,
Ленина, Жайлау,
Кызылжар, Казыгурт,
К.Маркса, Курсай,
Кайтпас-1,
Кайтпас-2
3.2. Из общего фонда:
3.2.1. в многоквартир- тыс.м 2 3319,0 4418,7 8813,1
ных домах общей
площади
3.2.2. в домах тыс.м 2 5004,4 5581,3 6186,9
усадебного типа общей
площади
3.3. Жилищный фонд с тыс.м 2
износом более 60% общей
площади 634,8 634,8 259,8
3.4. Сохраняемый тыс.м 2
жилищный фонд общей
площади 8323,4 8323,4 7998,4
3.5. Распределение
жилищного фонда
по этажности:
3.5.1. усадебный тыс.м 2
(коттеджного общей
типа) площади 5004,7 5581,3 6186,9
3.5.2. двухэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 192,9 192,9 155,9
3.5.3. трехэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 98,1 98,1 58,1
3.5.4. четырехэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 448,2 1698,2 4339,7
3.5.5. пятиэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 2506,6 2956,6 486,6
3.5.6. шестиэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 13,0 13,0 13,0
3.5.7. девятиэтажная тыс.м 2
застройка общей
площади 37,8 37,8 37,8
3.5.8. двенадцати- тыс.м 2
этажная общей
застройка площади 22,2 22,2 22,2
3.6. Убыль жилищного тыс.м 2
фонда, всего общей
площади - - 375,0
в том числе:
3.6.1. по техническому тыс.м 2
состоянию общей
площади - - 190,5
3.6.2. по реконструкции тыс.м 2
общей
площади - - 20,0
3.6.3.по другим
причинам
(находящегося в тыс.м 2
санитарно- общей
защитной зоне) площади - - 164,5
3.7. Средняя обеспечен-
ность населения
общей площадью
города, включая
с.с. Тельмана,
Куйбышева, Ленина,
Жайлау, Кызылжар,
Казыгурт, К. Маркса.
Kурсай, Кайтпас-1,
Кайтпас-2 м 2 /чел. 17,5 20,0 25,0
3.8. Новое жилищное тыс.м 2
строительство, общей
всего площади - 1676,6 7051,6
3.9. Соотношение
нового жилищного
строительства
по этажности:
3.9.1. усадебный тыс.м 2
(коттеджного общей
типа) площади - 576,6 1436,7
3.9.2. высокоплотная тыс.м 2
четырехэтажная общей
застройка площади - 650,0 3935,0
3.9.3. высокоплотная тыс.м 2
пятиэтажная общей
застройка площади - 450,0 1679,9
4. Учреждения
культурно-зрелищного
и социально-бытового
назначения
4.1. Детские дошкольные
учреждения
всего: место 7730 12210 33900
на 1000 человек место 18,5 24,4 56,5
4.2. Общеобразовательные
учреждения
всего: место 58184 73472 128800
на 1000 человек место 139 147 215
4.3. Поликлиники
всего: посещ.
в смену 6593 9693 21000
на 1000 человек посещ.
в смену 15,8 19,4 35,0
4.4. Больницы
всего: койка 2770 3770 6060
на 1000 человек койка 6,6 7,5 10,1
4.5. Торговые
предприятия
всего: м 2 торг,
площади 88120,0 101120,0 162000,0
на 1000 человек м 2 торг,
площади 210,0 202,0 270,0
4.6. Предприятия
общественного
питания
всего: место 15599 17299 24000
на 1000 человек место 37 35 40
4.7. Предприятия
бытового
обслуживания
всего: рабочее
место 2692 3112 4800
на 1000 человек рабочее
место 6,4 6,2 8,0
4.8. Зрелищно-
культурные
учреждения:
4.8.1. Кинотеатры,
дома культуры
всего: место 5125 6275 21000
на 1000 человек место 12,2 12,6 35,0
4.8.2. Театры
всего: место 704 704 3000
на 1000 человек место 1,7 1,4 5
4.8.3. Музей
всего: объект 2 - -
4.8.4 Библиотеки
всего: тыс.един.
хранения 403,5 693,5 2760,0
на 1000 человек тыс.един.
хранения 1,0 1,4 4,6
4.9. Пожарное депо
всего: пожар.
автомобиль 21 36 72
на 10000 человек пожар.
автомобиль 0,5 0,7 1,2
4.10. Гостиницы
всего: место 1026 2026 3600
на 1000 человек место 2,5 4,0 6,0
4.11. Учреждения
отдыха,
в том числе: мест 53300 112600
4.11.1. длительный
отдых мест - 35400 74200
4.11.2. смешанный отдых мест - 8400 21000
4.11.3. кратковременный
отдых мест - 9500 17400
5. Транспортное
обеспечение
5.1. Протяженность
магистральных
улиц и дорог
5.1.1. дорог
скоростного
движения км 68,0 68,0 92,0
5.1.2. магистралей
общегородского
значения км 85,0 101,6 155,0
5.1.3. магистралей
районного
значения км 66,0 79,0 147,0
5.1.4. жилые улицы км 616,0 690,0 770,0
5.2. Внешний
транспорт
5.2.1. железнодорожный,
в том числе:
пассажиров тыс.пасс. 278,2 333,8 467,4
грузов тыс.тонн 1138,5 1480,0 2370,0
5.2.2. воздушный,
в том числе:
пассажиров тыс.пасс. 21,3 28,5 100,0
грузов тыс.тонн 0,27 0,1 1,0
5.2.3. автомобильный,
в том числе:
пассажиров тыс.пасс. 3321,5 6000,0 14400,0
грузов тыс.тонн 887,3 3050,0 4050,0
6. Инженерное
оборудование
6.1. Водоснабжение:
6.1.1. Водопотребление - тыс.м3/сут 70,81 279,66 363,07
всего млн.м 3 /год 29,92 91,28 119,24
в т.ч. вода
питьевого качества тыс.м3/сут 65,74 232,87 286,96
млн.м 3 /год 28,36 78,57 97,50
из них хозбытовые тыс.м3/сут 42,79 196,14 242,18
нужды населения млн.м 3 /год 15,62 66,64 72,95
города
6.1.2. удельное л/сут. на 169 559 605
водопотребление 1 жителя
в том числе на
хозпитьевые
нужды населения л/сут. на 102 263 304
города 1 жителя
6.1.3. Источники
водоснабжения:
подземные воды Тассай-Аксуйское месторождение,
утвержденные запасы воды по сумме
категорий А+В - 819,5 тыс. м 3 /сут.(299 млн.
м 3 /год); Бадам-Сайрамское месторождение,
утвержденные запасы по сумме категорий
А+В=346,0 тыс. м 3 /сут. (126,29 млн. м 3 /год).
поверхностные р. Кошкарата ( 10.80 т.м 3 /сут.
источники 3,51 млн. м 3 /год)
Тогузское водохранилище, полезная емкость
4,6 млн.м 3
6.1.3. Производитель- тыс. м3/сут.
ность головных млн.м 3 /год
водозаборных
сооружений
разрешенный
водоотбор)
Вода питьевого
качества:
1. Тассай I ( 30,00 ) тыс.м3/сут. - - -
(10,95) млн.м 3 /год
(в разрезе)
2. Тассай II ( 35,00 ) тыс.м3/сут. - 26,87 35,00
(11,51) млн.м 3 /год 5,37 11,51
3. Кумыш-Булакский
( 73,60 ) тыс.м 3 /сут. - - 45,96
26,36 млн.м 3 /год 10,81
4. Водозабор N 4 тыс.м 3 /сут. - - -
( 5,00 ) млн.м 3 /год
(1,82) в разрезе
5. Акбай-Карасуйский
( 206,00 ) тыс.м3/сут. 65,74 206,00 206,00
(75,19) млн.м 3 /год 28,36 75,19 75,19
Вода технического
качества:
Бадам-Сайрамский
( 137,00 ) тыс.м 3 /сут. - 41,16 70,23
(50,00) млн.м 3 /год 10,87 19,82
р. Кошкарата тыс.м3/сут. 0,23 0,23 0,23
млн.м 3 /год 0,07 0,07 0,07
Тогузское
водохранилище
( 12,60 ) тыс.м3/сут. 4,84 5,40 5,65
(4,6) млн.м 3 /год 1,49 1,76 1,84
6.2. Канализация
6.2.1 Общее поступление
сточных вод - тыс.м 3 /сут. 68,10 201,15 269,89
всего млн.м 3 /год 23,27 71,01 95,44
в том числе:
стоки, поступающие
на городские тыс.м 3 /сут. 57,98 171,60 238,97
очистные млн.м 3 /год 19,98 61,40 85,39
сооружения
из них хозбытовые тыс.м3/сут. 28,53 140,94 193,12
стоки населения млн.м 3 /год 10,41 57,44 70,49
6.2.2. Стоки,
поступающие
на локальные
очистные тыс.м 3 /сут. 10,12 29,59 30,92
сооружения млн.м 3 /год 3,29 9,61 10,05
6.2.3 Удельное
водоотведение, л/сут. 163 428 450
всего 1 жит.
в том числе
хозбытовые
стоки от л/сут.
населения 1 жит. 68 263 304
6.2.4. Производитель-
ность городских
очистных тыс.м3/сут. 197,0 197,0 274,82
сооружений млн.м 3 /год 61,12 61,12 100,23
6.2.5. Производитель-
ность локальных
очистных со- тыс.м 3 /сут. 34,80 29,55 30,92
оружений млн.м 3 /год 12,29 9,61 10,05
6.2.6 Место сброса
очищенных
сточных вод
Горканализация -
ЗПО площадь тыс. га 2,100 5,700 7,85
Промканализация пруд - испаритель
6.3. Электроснабжение
6 3.1. Суммарное
потребление
электроэнергии млн. кВт.ч 499,6 1496,02 2175,44
в том числе:
на коммунально-
бытовые нужды млн. кВт.ч 59,9 645,85 1044,27
на нужды
промышленных
предприятий 74,9 703,54 793,27
6.3.2. Потребление
электроэнергии
на 1 чел. в год кВт.ч 1193 2992 3226
в том числе:
на коммунально-
бытовые нужды кВт.ч 456 1292 1740
6.4. Теплоснабжение
Мощность централи-
зованных источников,
всего Гкал/ч 845 1065 1920
в том числе: ТЭЦ Гкал/ч 645 645 1100
районные котельные Гкал/ч - 270 670
суммарная мощность
локальных источников 200 150 150
6.4.2. Потребление,
всего Гкал/ч 1271 1804 2773
в том числе:
на коммунально-
бытовые нужды Гкал/ч 1099 1421 2165
на производственные
нужды Гкал/ч 172 383 608
6.5. Газоснабжение
6.5.1. Потребление
природного газа,
всего млн.м 3 /год 104,4 765,4 1155,0
в том числе:
на коммунально-
бытовые нужды млн.м 3 /год 20,2 21,7 357,0
на производственные
нужды млн.м 3 /год 55,5 443,7 798,0
6.5.2. Потребление
сжиженного газа на
производственные
нужды т/год - 200 400
6.5.3. Источники магистральный газопровод
подачи (БГР-Ташкент-Шымкент-Алматы)
природного газа
6.6. Телефонизация
6.6.1. Количество
установленных
телефонных
аппаратов шт. 78100 118700 190200
7. Инженерная
подготовка территории
7.1. Протяженность
сетей:
- самотечных закрытых
ливневых коллекторов км - 1,25 45,0
- напорных ливневых
коллекторов км - - 9,4
- напорных поливочных
трубопроводов км 9,7 10,0 12,0
- самотечных
горизонтальных
дренажных коллекторов км - - 22,0
- арычной сети км 143,45 45,0 264,0
- магистральных
оросительных каналов км 68,34 70,34 109,00
из них:
в железобетонной
облицовке км 22,4 5,0 41,0
в земляном русле км 45,94 42,94 40,6
Благоустройство
русел водотоков, всего км 18,3 18,3 18,3
в том числе:
- облицовочное русло км 1,5 1,5 8,1
- земляное русло км 16,8 16,8 10,2
7.3. Протяженность
берегоукрепления
р. Бадам
- откосное крепление км 2,0 - 3,0
- шпунтовая стенка км - - 5,0
- земляная дамба
обвалования км - - 8,0
7.4. Скважины
вертикального
давления шт 22 18 40
____________________________________________________________________
Примечание РЦПИ: рисунок см. бумажный вариант