В целях дальнейшего углубления социальных реформ Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Утвердить прилагаемую Программу дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы (далее - Программа).
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан (по согласованию), представлять информацию о ходе реализации Программы в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан два раза в год, к 15 января и 10 июля, по итогам полугодия.
3. Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан представлять сводную информацию о ходе реализации Программы в Правительство Республики Казахстан два раза в год, к 30 января и 25 июля, по итогам полугодия.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 ноября 2004 года N 1241
Программы дальнейшего углубления
социальных реформ в Республике Казахстан
на 2005-2007 годы
Паспорт Программы <*>
Сноска. В Паспорт внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
Наименование Программа дальнейшего углубления социальных
Программы реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
Основание Послание Президента Республики Казахстан
для разработки народу Казахстана от 19 марта 2004 года
"К конкурентоспособному Казахстану,
конкурентоспособной экономике,
конкурентоспособной нации".
Распоряжение Премьер-Министра Республики
Казахстан от 20 февраля 2004 года N 44-р.
Разработчики Министерство труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан, рабочая группа, созданная
в соответствии с распоряжением Премьер-Министра
Республики Казахстан от 20 февраля 2004 года
N 44-р.
Цель Программы Создание трехуровневой системы социального
обеспечения, основными характеристиками
которой являются финансовая устойчивость и
распределение ответственности между
государством, работодателем и работником.
Задачи Поэтапное приближение системы государственных
социальных стандартов к международным
стандартам;
развитие социального страхования основных
социальных рисков (наступление старости, потеря
трудоспособности, потеря кормильца, потеря
работы);
совершенствование организации социальной
помощи (снижение бедности);
расширение доступности и повышение
качества социальных услуг;
совершенствование социальной реабилитации
инвалидов;
дальнейшее совершенствование трудового
законодательства по усилению мотивации к
производительному труду в легальном (формальном)
секторе и создание условий для установления
зависимости роста заработной платы от роста
производительности труда;
создание условий для расширения охвата
населения социальным обеспечением и
предоставление возможностей для индивидуального
выбора схем социального обеспечения;
создание механизмов участия всех субъектов
системы (государства, работников и
работодателей, получателей) в управлении
системой социального обеспечения;
дальнейшее развитие институтов,
обеспечивающих функционирование системы
социального обеспечения;
совершенствование информационного
обеспечения и социальной статистики;
обеспечение подготовки и повышения
квалификации специалистов системы социального
обеспечения;
повышение ответственности местных
исполнительных органов за реализацию
региональных аспектов Программы;
совершенствование нормативной правовой
базы системы социального обеспечения.
Срок реализации 2005-2007 годы
Объемы и источники Источниками финансирования являются средства
финансирования государственного бюджета, обязательные
и добровольные взносы работодателя и/или
работников.
Всего на реализацию Программы из
государственного бюджета потребуется средств
на сумму 994599,9 млн. тенге, в том числе из
республиканского бюджета:
в 2005 году - 276230,5 млн. тенге;
в 2006 году - 341203,4 млн. тенге;
в 2007 году - 363736,9 млн. тенге;
из местного бюджета:
в 2006 году - 6519,0 млн. тенге;
в 2007 году - 6910,1 млн. тенге.
Объемы расходов по мероприятиям,
финансируемым за счет средств республиканского
бюджета, будут определяться (уточняться) в
соответствии с Законом Республики Казахстан "О
республиканском бюджете" на соответствующий
финансовый год. Расходы из местных бюджетов
будут определяться местными представительными
органами.
Ожидаемые Реализация Программы будет способствовать:
результаты повышению уровня социального обеспечения
населения за счет средств государственного
бюджета, обязательных и добровольных взносов
работодателя и/или работников;
расширению охвата населения социальным
обеспечением;
снижению уровня бедности;
улучшению условий и безопасности труда;
сокращению теневой занятости;
снижению уровня безработицы;
повышению качества предоставляемых
социальных услуг;
развитию страхования социальных рисков и
страхового рынка;
созданию в системе социального обеспечения
единой персонифицированной системы учета и
контроля социальных выплат и отчислений.
Введение
Реформирование социального обеспечения, содействие продуктивной занятости и повышение жизненного уровня населения являются важнейшими направлениями социально-
экономической политики государства.
Уровень социального обеспечения на каждом этапе развития страны определяется ее экономическими и финансовыми возможностями.
В первые годы экономических трудностей и кризиса, которые характеризовались высоким уровнем инфляции, спадом производства и безработицей, возможности развития социальной сферы были значительно ограничены. В эти годы государство предпринимало меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни граждан и защиту наименее обеспеченных групп населения.
Начавшийся во второй половине девяностых годов экономический рост создал предпосылки для проведения активной социальной политики. В новых условиях реформирование системы социальной защиты было направлено на создание и реализацию законодательства по регулированию трудовых отношений, активное содействие занятости, переход к накопительной пенсионной системе и оказание адресной государственной помощи.
Однако сохраняющаяся бедность, безработица, старение населения, глобализация рынков, а также рост так называемого неформального сектора требуют дальнейшего углубления социальных реформ. Это и вызвало необходимость разработки настоящей Программы.
Основанием для разработки настоящей Программы являются Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации", распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 20 февраля 2004 года N 44-р.
Раздел I. Анализ современного
состояния социального обеспечения
Действующая в настоящее время система социального обеспечения в Казахстане характеризуется преобладанием государственного участия. За счет государственного бюджета осуществляется социальное обеспечение пенсионеров, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, и иных категорий населения.
Социальным обеспечением сегодня охвачено более 3,5 млн. человек (или 23,6 % всего населения).
Расходы на социальное обеспечение в 2004 году (план) в сравнении с 1999 годом увеличились более чем в полтора раза.
Это позволило значительно увеличить доходы населения , о чем свидетельствует рост следующих индикаторов. С 1999 по 2004 годы:
- минимальные размеры заработной платы увеличились в 2,5 раза (с 2605 до 6600 тенге);
- минимальные размеры пенсий - в 1,9 раза (с 3000 до 5800 тенге);
- средняя заработная плата - в 2 раза (с 11864 до 26048 тенге);
- средние размеры пенсий - в 2 раза (с 4104 до 8529 тенге);
- прожиточный минимум - в 1,5 раза (с 3394 до 5394 тенге);
- средний размер госсоцпособий - в 1,3 раза (с 3441 до 4670 тенге).
В целях обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества важнейших социальных благ в ходе реформирования были установлены и в настоящее время используются государственные минимальные социальные стандарты : прожиточный минимум, минимальные размеры заработной платы и пенсий, стандарты условий и оплаты труда, нормативы предоставления социальных услуг и др.
Однако действующие в настоящее время государственные социальные стандарты перестали отражать изменившиеся социально-экономические условия и не имеют необходимой системной взаимосвязи между собой. Из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат и их взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В связи с чем начата работа по совершенствованию государственных социальных стандартов.
Особое место в социальном обеспечении занимает пенсионная система. В результате реформирования в стране создана смешанная пенсионная система.
Более полутора миллионов состоявшихся пенсионеров обеспечиваются пенсионными выплатами на солидарной основе. Ежегодно проводится повышение пенсий и в последние годы номинальный рост пенсионных выплат опережал рост индекса потребительских цен.
Помимо индексации в 2003 году осуществлено дифференцированное повышение пенсий. С первого июня были повышены пенсии 1055,0 тыс. человек, втрое сократилось количество пенсионеров, получающих минимальный размер пенсии, а более 450 тыс. человек стали получать максимальный размер пенсии. В результате на январь 2004 года минимальный размер пенсии составил 5800 тенге, а средний размер пенсии - 8335 тенге.
Однако при наличии столь очевидных позитивных изменений дифференцированное повышение пенсий не решило всех проблем. Самое главное - уровень пенсионного обеспечения продолжает оставаться относительно низким.
Наряду с солидарной пенсионной системой с 1998 года внедрена и развивается накопительная пенсионная система - единственный вид обеспечения, основанный на принципах сбережения без солидарности между участниками. В настоящее время накопительная пенсионная система характеризуется наличием 6,5 млн. индивидуальных накопительных счетов граждан (по данным отчетов накопительных пенсионных фондов). Рынок пенсионных услуг представлен Государственным накопительным пенсионным фондом и 15 негосударственными накопительными пенсионными фондами. За период функционирования в них аккумулировано 415,2 млрд. тенге пенсионных накоплений, в т.ч. 115,7 млрд. тенге начисленного инвестиционного дохода.
Вместе с тем и в накопительной пенсионной системе имеет место ряд проблем: недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов; по пенсионным взносам снижается, но все еще остается высокой недоимка; инвестирование пенсионных накоплений недостаточно эффективно.
На государственном социальном обеспечении находится более 400 тысяч инвалидов . При этом каждый третий инвалид является лицом трудоспособного возраста, более 40 тысяч инвалидов - дети, многие из которых имеют врожденную патологию. Снижается, но все еще остается довольно высоким, уровень первичной инвалидности.
В соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 1998 года, пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначались при наличии трудового стажа ко времени наступления инвалидности с учетом заработной платы; от трудового увечья или профзаболевания - независимо от трудового стажа, но также с учетом заработной платы.
С 1998 года в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту в Республике Казахстан" размер пособий по инвалидности определяется в соответствии с кратностью к месячному расчетному показателю (далее - МРП), а их увеличение происходит за счет его индексации.
Размер пособий по инвалидности от общего заболевания в 2004 году составляет: для инвалидов I группы - 7720 тенге; для II группы - 5882 тенге; для III группы - 3309 тенге.
В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан в 2005 году будет предпринято значительное повышение пособий: инвалидам I группы - на 3 МРП (на 2895 тенге); инвалидам II группы - на 2,5 МРП (на 2412,5 тенге); инвалидам III группы - на 2 МРП (на 1930 тенге); инвалидам в возрасте до 16 лет - на 3 МРП (на 2895 тенге). В результате в 2005 году средний размер госсоцпособия повысится до 6700 тенге или на 50 %. Одновременно инвалидам и участникам Великой Отечественной войны будут увеличены размеры специальных государственных пособий до 15 МРП и оказана разовая материальная поддержка в размере 30 тысяч тенге.
Однако и с учетом повышения пособия, являющиеся для инвалидов единственным источником существования, будут относительно небольшими. Данная проблема останется и при переходе к обязательному социальному страхованию, как для состоявшихся получателей пособий по инвалидности, так и для занятых в нелегальном секторе.
В целях улучшения системы социального обеспечения и реабилитации инвалидов в соответствии с рекомендациями МОТ, ТАСИС, ЮСАИД служба медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), находившаяся при акиматах областей и гг. Алматы и Астаны, была передана Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
Однако меры, предпринимаемые в настоящее время для преодоления социальной недостаточности, не компенсируют инвалидам утраченных функций жизнедеятельности. Недостаточное внимание уделяется профилактике инвалидности, продолжают оставаться низкими показатели реабилитации инвалидов. Поэтому в настоящее время разработаны программы и начата работа по укреплению службы МСЭ, созданию единой реабилитационной технологии, реализация которой позволит создать для инвалидов равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Социальным обеспечением охвачены и иные категории населения : лица, потерявшие кормильца, жертвы массовых политических репрессий, ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Основной проблемой в социальном обеспечении данных групп населения является низкий уровень социальных пособий, не позволяющий преодолеть их социальную уязвимость.
В этом случае для смягчения бедности государство оказывает малообеспеченным семьям материальную помощь и поддержку . В ходе реформирования системы социального обеспечения в стране был осуществлен переход от патернализма для всех к адресной заботе о малообеспеченных. В 2002 году в стране была введена универсальная система оказания адресной социальной помощи (далее - АСП) семьям, среднедушевой доход которых ниже черты бедности (черта бедности определяется в отношении к прожиточному минимуму и составляет в настоящее время 40 % от его величины). Налажен учет малообеспеченных граждан - получателей АСП, созданы автоматизированная система назначения АСП и распределенная база данных по малообеспеченным семьям.
В результате реализации Закона Республики Казахстан "О государственной адресной социальной помощи" уменьшилась численность малообеспеченных граждан со среднедушевым доходом ниже черты бедности (с 10,2 % на начало 2002 года до 6,6 % (или 859,8 тыс. человек) на 1 января 2004 года).
Подтверждена системная связь проблем бедности, безработицы и оказания АСП. В числе получателей АСП преобладают дети (в 2003 году их доля составляла - 60,3 % или 518,6 тыс. чел.). Среди других получателей АСП - лица, занятые уходом за детьми, безработные, инвалиды, пенсионеры, самостоятельно занятые, работающие.
По отношению к каждой категории малообеспеченных граждан применяются соответствующие меры: пассивные - оказание материальной помощи; активные - содействие занятости, адаптация трудоспособной части бедного населения к требованиям рынка.
С учетом того, что в составе малообеспеченных граждан (получателей АСП) наибольший удельный вес занимают дети, особое значение приобретают меры поддержки материнства и детства . Для этого с 1 января 2003 года введены выплаты единовременных пособий при рождении ребенка в размере 15-кратного МРП за счет средств республиканского бюджета независимо от дохода семьи. Разрабатываются предложения по введению дополнительных детских пособий.
Состояние рынка труда в последние годы характеризуется ростом занятости и соответствующим снижением уровня безработицы. В экономике республики в январе 2004 года были заняты трудовой деятельностью 6862,8 тыс. человек, в т.ч. 4219,8 тыс. - наемные работники. Более половины занятых работают на крупных и средних предприятиях.
В период с 1999 по 2003 год по данным Агентства Республики Казахстан по статистике уровень безработицы снизился на 4,7 % и составляет на начало текущего года 8,8 %. Уменьшается численность безработных, зарегистрированных уполномоченными органами по вопросам занятости. Так на 1 января 2004 года в сравнении с 2002 годом официальная безработица уменьшилась более чем на 25 %. В структуре безработных каждая вторая - женщина, каждый третий - в возрасте 15-39 лет. Проблема занятости имеет особую остроту в монопромышленных городах и депрессивных сельских регионах.
Для мониторинга состояния рынка труда в республике создана база данных, отражающая фиксируемый спрос и предложение на рабочую силу в разрезе областей, городов и районов. Анализ свидетельствует, что в настоящее время в Казахстане существует достаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры предложения и низкой трудовой мобильности населения. Ежемесячный банк вакансий органов по вопросам занятости составляет 15-17 тыс. единиц. Однако из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы по профессиональному признаку на одно свободное рабочее место претендует в среднем 9-10 безработных в месяц.
Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменение спроса, что не позволяет решить проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидировать диспропорцию спроса и предложения на рабочую силу.
В ходе реализации Программы по снижению бедности на 2003-2005 годы, Плана мероприятий по проведению года аула улучшились результаты активного содействия занятости. В 2003 году в стране создано 244,3 тыс. рабочих мест (в 2002 году - 211,5 тыс.), в том числе около 60 % - в сельской местности. При содействии органов по вопросам занятости трудоустроен каждый второй из числа обратившихся (154,6 тыс. человек в сравнении со 148,6 тыс. в 2002 г.). На 20,6 % в сравнении с 2002 годом увеличилось число трудоустроенных на селе. Более половины из числа граждан, обратившихся в уполномоченные органы занятости, принимают участие в общественных работах.
Значительное количество безработных направляется на обучение, переподготовку и повышение квалификации. Только в 2003 году завершили обучение и переподготовку более 25 тыс. человек.
В стране существует проблема нелегальной занятости. Безработица порождает развитие различных видов доходной деятельности, осуществляемой без должной регистрации. Сектор неформальной занятости расширяется и за счет трудовой миграции и, прежде всего, нелегальной.
В реализации политики содействия занятости есть определенные проблемы: уровень безработицы, фиксируемой уполномоченными органами по вопросам занятости, значительно ниже реально существующего. Темпы создания новых рабочих мест далеко не всегда совпадают с увеличением количества трудоустроенных безработных, более трети безработных, прошедших переобучение, не находят себе активного применения на рынке труда, не все виды общественных работ экономически целесообразны. Малоэффективны меры, предпринимаемые по легализации занятости в неформальном секторе.
За годы реформ законодательно закреплены концептуальные подходы к регулированию трудовых отношений . Оно направлено на содействие продуктивной занятости, обеспечение конституционного права граждан на свободу и безопасные условия труда. В настоящее время действует целый пакет законодательных актов: "О труде в Республике Казахстан" , "О коллективных договорах" , "О профессиональных союзах" , "О коллективных трудовых спорах и забастовках" , "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" и др.
В результате принятия этих законодательных актов были отменены нормы прежнего централизованного управления трудовыми отношениями, исключены декларативные положения, расширено договорное регулирование трудовых отношений, создана правовая база для развития социального партнерства, обеспечения безопасности и охраны труда, занятости населения.
Вместе с тем:
- многие положения действующего трудового законодательства не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Сохраняются чрезмерная централизованная регламентация трудовых отношений, необоснованные ограничения их договорного регулирования, отсутствует должная мотивация работников к высокопроизводительному труду, отсутствуют действенные меры легализации неформальных трудовых отношений;
- законодательство о труде и охране труда лишено системности, действующие нормы трудового права не согласованы, а в отдельных случаях противоречат друг другу.
Все это и обусловило работу по совершенствованию трудового законодательства. Проведена инвентаризация действующих нормативных правовых актов, принят Закон Республики Казахстан "О безопасности и охране труда", готовится Кодекс законов о труде в Республике Казахстан (далее - Трудовой кодекс).
Воссозданная в 2001 году Государственная инспекция труда контролирует и предупреждает нарушения законодательства о труде и охране труда. Ежегодно государственными инспекторами труда проводится более полутора тысяч проверок, в ходе которых выявляется значительное количество нарушений трудового законодательства. Снижается, но все еще остается значительным уровень травматизма и профессиональных заболеваний.
Основными нарушениями трудового законодательства являются: нарушения в оформлении индивидуальных трудовых договоров, неудовлетворительная организация производства, несоблюдение норм техники безопасности, незаконные увольнения работников, задержка выплаты заработной платы, несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха и др.
Одним из механизмов предупреждения нарушений и согласования интересов субъектов трудовых отношений является развитие социального диалога . В соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальном партнерстве в Республике Казахстан" на всех уровнях трехстороннего сотрудничества ведется конструктивный диалог с социальными партнерами по обеспечению выполнения Сторонами принятых обязательств по Генеральным соглашениям.
В области оплаты труда в республике создана и совершенствуется правовая база, определяющая государственную гарантию на оплату труда не ниже установленного минимального размера, регулирование заработной платы работников бюджетной сферы; введение договорного принципа регулирования уровня оплаты труда между работниками, работодателями и профсоюзами посредством коллективных договоров и соглашений.
Политика оплаты труда и роста денежных доходов населения строится с учетом того, что уровень жизни связан с экономическим ростом, а в долгосрочном плане создает основу для повышения уровня социального обеспечения.
С 1 января 2002 года введена новая система оплаты труда работников бюджетной сферы, не являющихся государственными служащими. Предпринимаются меры по увеличению заработной платы работников бюджетной сферы.
Однако в оплате труда существуют следующие проблемы:
- относительно низкий уровень оплаты труда;
- рост заработной платы не связан с ростом производительности труда;
- в заработной плате сложилась необоснованно высокая дифференциация в региональном и отраслевом разрезах.
Раздел II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является: создание финансово устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником.
В соответствии с целью Программа направлена на усиление адресности социальной помощи; стимулирование высокопроизводительного труда; повышение мотивации граждан к труду в формальном секторе и создание условий для легализации теневой занятости.
Исходя из этого, Программа предусматривает:
- поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным стандартам;
- развитие социального страхования основных социальных рисков (наступление старости, потеря трудоспособности, потеря кормильца, потеря работы);
- совершенствование организации социальной помощи;
- расширение доступности социального обеспечения и социальных услуг;
- совершенствование социальной реабилитации инвалидов;
- дальнейшее совершенствование трудового законодательства по усилению мотивации к производительному труду в легальном секторе и создание условий для установления зависимости роста заработной платы от роста производительности труда;
- создание условий для расширения охвата населения социальным обеспечением и улучшения возможностей индивидуального выбора;
- совершенствование механизмов участия основных субъектов (государства, работников и работодателей, получателей) в управлении системой социального обеспечения;
- дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы социального обеспечения;
- развитие информационного обеспечения и социальной статистики;
- обеспечение подготовки и переподготовки специалистов системы социального обеспечения;
- повышение ответственности местных исполнительных органов за реализацию региональных аспектов Программы;
- совершенствование нормативной правовой базы системы социального обеспечения.
Раздел III. Основные направления и механизм реализации Программы
3.1. Совершенствование государственных социальных стандартов
Совершенствование системы государственных социальных стандартов предполагает:
- определение и закрепление базового социального норматива (индикатора), позволяющего обеспечить единство и унификацию социальных нормативов и стандартов;
- формирование системы стандартов, предполагающей взаимосвязь и соподчинение ее структурных элементов;
- создание условий для реализации базовых конституционных гарантий.
Единым базовым социальным индикатором должен стать прожиточный минимум , определяемый на основе стоимости минимальной потребительской корзины, необходимой для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определение других минимальных государственных стандартов в сфере оплаты труда, пенсионного обеспечения, предоставления социальной помощи будет осуществляться на основе прожиточного минимума, что позволит реализовать государственные гарантии удовлетворения минимальных потребностей и обеспечит их системную зависимость. С учетом единства и соподчинения будут определены и государственные стандарты оказания социальных услуг.
Система государственных социальных стандартов будет совершенствоваться поэтапно с приближением ее к международным стандартам.
Для этого необходимо:
- внести изменения в методику определения величины прожиточного минимума. Его основой будет выступать потребительский бюджет, отражающий минимальный социально необходимый уровень жизненных благ и услуг;
- установить минимальный размер месячной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, что позволит обеспечить реализацию государственной гарантии воспроизводства рабочей силы работника самого простого неквалифицированного труда;
- определить прожиточный минимум базовым стандартом для исчисления государственных базовых социальных пособий (с 2006 года);
- обеспечить применение величины прожиточного минимума для определения порядка формирования расходов государства на содержание граждан, находящихся на полном или частичном государственном обеспечении (медико-стационарные учреждения, детские дошкольные учреждения и т.д.), и размеров АСП, направленной на поддержание наименее защищенных слоев населения.
Реализация мероприятий по совершенствованию государственных социальных стандартов позволит сформировать единообразный подход к различным группам населения, обеспечить справедливый характер социальной защиты и реализовать конституционные гарантии обеспечения граждан страны. <*>
Сноска. В подраздел 3.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
3.2. Совершенствование системы социального обеспечения
Дальнейшее углубление социальных реформ предусматривает создание трехуровневой системы социального обеспечения:
первый уровень (базовый) - социальные пособия, минимальный размер которых гарантирован государством. Это обеспечит всем категориям социально уязвимых слоев населения реализацию равного права на получение минимальных по уровню выплат при одинаковых социальных рисках, независимо от трудового стажа и заработка;
второй уровень (обязательный) - социальные выплаты, осуществляемые за счет обязательного социального страхования работающего (работавшего) населения. Источником социальных страховых выплат являются обязательные страховые взносы работодателей и/или работников. Уровень социального обеспечения в данном случае зависит от продолжительности и размеров участия каждого человека в системе страхования;
третий уровень (дополнительный) - предполагает осуществление социальных выплат за счет добровольных отчислений. В данном случае отчисления являются частными, накопительными, добровольными и/или профессиональными.
3.2.1. Базовый уровень социального обеспечения
Все граждане Республики Казахстан при наступлении основных социальных рисков, независимо от трудового стажа и заработка, будут иметь право на базовое социальное пособие.
Базовый уровень социального обеспечения будет включать следующие социальные выплаты:
- государственная базовая пенсионная выплата по старости;
- государственное базовое пособие по инвалидности;
- государственное базовое пособие по потере кормильца;
Для формирования базового уровня системы социального обеспечения планируются:
- поэтапное изменение методики исчисления размеров пособий из средств государственного бюджета (по возрасту, инвалидности, потере кормильца). Размеры пособий будут определяться в отношении к прожиточному минимуму;
- поэтапное введение с 1 июня 2005 года базовой пенсионной выплаты для всех граждан Республики Казахстан при достижении пенсионного возраста.
На первом этапе (2005-2007 гг.) только для участников солидарной пенсионной системы размер базовой пенсионной выплаты будет установлен на уровне 3000 тенге. На следующих этапах будет упразднена выплата государственного пособия по возрасту и все граждане республики при наступлении старости будут получать базовую пенсионную выплату, размер базовой пенсионной выплаты будет доведен до 75 % от ПМ;
- при наступлении риска потери работы базовым уровнем социального обеспечения, гарантированного государством, будет материальная помощь (АСП), а также содействие в трудоустройстве, профессиональной переподготовке и предоставлении оплачиваемых общественных работ за счет средств местных бюджетов. <*>
Сноска. В главу 3.2.1 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
3.2.2. Развитие социального страхования основных социальных
рисков (наступление старости, потеря трудоспособности,
потеря кормильца, потеря работы)
Развитие системы социального обеспечения будет осуществляться на основе введения обязательных и добровольных схем страхования социальных рисков в дополнение к базовому уровню.
А. Для участников системы социального страхования при наступлении старости предусматриваются:
в части солидарного пенсионного обеспечения
- поэтапное повышение размеров пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий (далее - ГЦВП) с учетом роста потребительских цен и ограничений по выплатам в соответствии с действующим законодательством;
в части обязательного накопительного пенсионного обеспечения
- совершенствование механизма пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов (далее - НПФ) и страховых организаций:
- введение обязательной покупки пенсионного аннуитета пенсионерами в возрасте: для женщин - 67 лет, для мужчин - 70 лет, при условии достаточности пенсионных накоплений (2006 год);
- разработка механизма введения супружеских (совместных) аннуитетов (2007 год);
- рассмотрение возможности увеличения не подлежащей налогообложению суммы пенсионных выплат до размера минимальной пенсии (2005 год);
- изучение возможности государственного субсидирования обязательных пенсионных взносов в пользу работающих по найму женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до одного года;
- оптимизация платежей накопительной пенсионной системы (через ГЦВП) в целях реализации законодательно установленного принципа "один вкладчик - один фонд" (2005 год);
- создание системы мониторинга поступивших обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции в целях расчета возможных сумм государственных обязательств;
- обеспечение дальнейшего развития субъектов накопительной пенсионной системы в части повышения требований к финансовой устойчивости и надежности;
- разработка долгосрочной политики государственного заимствования на внутреннем рынке посредством выпуска государственных ценных бумаг со сроками обращения 10 лет и более, индексированных по уровню инфляции;
- продолжение работы по расширению круга надежных финансовых инструментов для инвестирования пенсионных активов;
- расширение формата ежегодной обязательной информации с представлением " сведений вкладчику НПФ о ежемесячных инвестиционных доходах (убытках), ежемесячных взносах и суммах комиссионных вознаграждений;
- проведение работы с НПФ по созданию фонда страхования пенсионных активов;
в части добровольного накопительного пенсионного обеспечения;
- разработка мер по стимулированию добровольных и профессиональных пенсионных схем; финансированию добровольных профессиональных пенсионных взносов в пользу работников организаций, в том числе и бюджетных, профессии которых включены в Перечень профессий работников;
- проведение совместных действий с профессиональными союзами, неправительственными организациями и общественными объединениями по стимулированию формирования добровольных и профессиональных схем страхования.
Б. Для участников системы социального страхования при потере трудоспособности, потере кормильца, потере работы предусматривается:
в части обязательного социального страхования
- обеспечить совершенствование нормативных правовых актов по установлению статуса инвалидности и введение новых правил освидетельствования больных и инвалидов (с 1 января 2005 года);
- разработать механизм социальных выплат для получателей по потере трудоспособности, кормильца и работы из Государственного фонда социального страхования;
- определить размер максимального дохода работника, из которого будут производиться социальные отчисления работодателем;
в части дополнительного уровня социального страхования
- ввести обязательное страхование ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей с участием страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность по отрасли "общее страхование" и отрасли "страхование жизни" (2006 год);
- разработать меры стимулирования развития добровольных накопительных схем страхования социальных рисков;
- рассмотреть вопрос создания государственной аннуитетной компании. Функционирование государственной аннуитетной компании позволит удовлетворить имеющийся спрос на рынке страхования и обеспечить реализацию прав граждан, предоставленных им в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении. <*>
Сноска. В главу 3.2.2 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
3.2.3. Совершенствование организации социальной помощи
В условиях перехода к социальному страхованию для преодоления бедности будет продолжено оказание АСП.
Совершенствование организации социальной помощи предусматривает следующие меры:
А. Семьям, имеющим детей, наряду с выплатой единовременного пособия в связи с рождением ребенка будут выплачиваться:
с 1 января 2006 года - пособия на детей до 18 лет из малообеспеченных семей, со среднедушевым доходом ниже стоимости продовольственной корзины;
с 1 июля 2006 года - пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года независимо от дохода семьи. Размер пособия будет установлен дифференцированно в зависимости от количества детей.
Б. Инвалидам
Будет рассмотрена возможность поэтапного перехода к возмещению затрат на приобретение инвалидам сурдо-тифлотехники и протезно-ортопедических изделий.
В. Малообеспеченным семьям
- будут совершенствоваться критерии предоставления АСП;
- проведена оптимизация предоставления жилищной помощи с учетом дальнейшего совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Г. Иным социально уязвимым группам населения
Будут повышены размеры специального государственного пособия и государственного специального пособия лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. <*>
Сноска. В подраздел 3.2.3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
3.3. Совершенствование системы реабилитации инвалидов
Создание системы реабилитации инвалидов потребует разработки единой технологии реабилитационного процесса, включающей профилактику, установление и реабилитацию инвалидности, предусматривающей интеграцию деятельности учреждений здравоохранения, образования, труда, занятости и социальной защиты, которая будет осуществляться в рамках Программы реабилитации инвалидов на 2006-2008 годы.
Для улучшения профилактики будет пересмотрена методика экспертно-реабилитационной диагностики, что позволит дифференцировать и определить мероприятия по реабилитации в зависимости от уровня воздействия болезни на органы или организм человека.
Тяжесть заболевания, состояние патологии, приводящей к инвалидности, будут измеряться количественно. В этих целях будет поэтапно внедрена методика определения функциональных классов на основе международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья.
По итогам результатов проведения медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР), предусматривающая проведение реабилитационных мероприятий в целях медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Основой этого процесса должны стать государственные стандарты оказания гарантированных медицинских и социальных услуг. Наряду с гарантированным социальным обеспечением будут введены дополнительные виды социальной помощи инвалидам, финансируемые как за счет средств работодателей, так и самих граждан в период их активной трудовой деятельности. Обязательность выполнения ИПР организациями различных ведомств и форм собственности будет закреплена в соответствующих нормативных правовых актах.
Будет разработана методика и определены критерии оценки эффективности проведения реабилитации. Контроль и оценка результатов реализации ИПР будут возложены на службу МСЭ.
Разрабатываемая технология реабилитации представляет собой непрерывный процесс с предоставлением больным и инвалидам комплекса последовательных взаимосвязанных услуг, направленных на предотвращение или уменьшение последствий болезни или травмы, максимальную реинтеграцию инвалидов в общество.
Для проведения социальной реабилитации будут разработаны государственные стандарты оказания социальных услуг. Гарантированные государством социальные услуги будут предоставляться гражданам бесплатно, а дополнительные услуги - на условиях частичной и полной оплаты.
Создание базы данных инвалидов позволит определить потребности инвалидов в компенсаторных технических средствах и средствах передвижения. Лаборатории по выпуску протезно-ортопедических изделий и по оказанию сурдопомощи станут центрами по разработке и внедрению новых технологий, обеспечивающих повышение качества и эффективности вспомогательных средств. Будут усовершенствованы инфраструктура и сервисное обслуживание при оказании ортопедической и сурдопомощи.
Организация деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах будет направлена на оказание специализированной помощи. Для этого будут разукрупнены дома-интернаты, открыты дома малой вместимости и созданы специализированные стационарные учреждения.
Престарелым гражданам и инвалидам, сохранившим в достаточной мере способность к самообслуживанию, будут создаваться необходимые условия для проживания в домашних условиях: предполагается дальнейшее развитие территориальных центров по оказанию социальных услуг, стационарное и полустационарное содержание, социальное обслуживание на дому, срочная социальная помощь и социально-консультативная помощь. К этой работе будут широко привлекаться представители общественных объединений и неправительственных организаций.
В целях социальной реабилитации инвалидам будет обеспечен доступ к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, связи и информации.
Улучшение условий для профессиональной реабилитации предполагает совершенствование среднего и профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, организацию самозанятости и трудоустройства инвалидов (создание специализированных учебно-производственных предприятий, работа на дому, гибкие рабочие места, социальные рабочие места, установление квоты рабочих мест для инвалидов).
В системе школьного образования будут созданы необходимые условия для обучения инвалидов в обычных и специальных школах, на дому (по индивидуальным программам). Будут установлены квоты на обучение инвалидов в высших и средних профессиональных учебных заведениях на основе государственного заказа, приняты дополнительные меры для включения инвалидов в свободный рынок труда. Предполагается установить квоту трудоустройства инвалидов в государственных организациях в размере 3 %, предусмотреть предоставление льготных кредитов из местного бюджета (в рамках программ поддержки предпринимательства), целевое трудоустройство.
В соответствии с новыми подходами к социальной защите инвалидов будет пересмотрена методологическая и инструктивно-методическая база службы МСЭ.
Будет создан централизованный банк данных граждан, прошедших МСЭ, информационно-
справочная программа по проблемам инвалидности и реабилитации.
Реализация основных направлений совершенствования системы реабилитации больных и инвалидов будет осуществлена поэтапно.
3.4. Совершенствование системы социальных услуг
Улучшение качества предоставляемых социальных услуг будет осуществляться на основе разработки государственных стандартов социального обслуживания, расширения перечня предоставляемых услуг и обеспечения их доступности.
В связи с этим предусматривается:
создание и развитие сети агентств по найму воспитателей дошкольного возраста для детей до 5 лет ;
развитие сети социальной помощи на дому, центров реабилитации и кабинетов психолого-педагогической коррекции с оказанием социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями ;
открытие приютов для детей и подростков, подвергшихся насилию , с последующим размещением этих детей в детских домах или в специализированных домах-интернатах;
развитие сети реабилитационных учреждений, предоставляющих социальные и медицинские услуги для инвалидов и лиц пожилого возраста ;
создание и развитие кризисных центров, центров адаптации для оказания социально-психологической и консультативной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Улучшение качества предоставляемых компенсаторных технических средств для инвалидов будет достигнуто за счет внедрения современных технологий производства протезно-
ортопедических изделий, повышения качества приобретаемых сурдо-тифлосредств, дальнейшего развития инфраструктуры сервисного обслуживания инвалидов в регионах.
Доступность социальных услуг будет обеспечиваться на основе:
- формирования государственного заказа на оказание социальных услуг и совершенствования процедур проведения государственных закупок;
- обеспечения выделения квоты для поступления инвалидов, которым согласно заключению МСЭ не противопоказано обучение, в высшие и средние профессиональные учебные заведения.
Создание и развитие сети организаций, предоставляющих социальные услуги, будут осуществляться с активным участием неправительственных организаций и общественных объединений.
3.5. Содействие продуктивной занятости населения и
совершенствование регулирования трудовых отношений
3.5.1. Содействие продуктивной занятости
населения в легальном секторе
Целью политики содействия продуктивной занятости являются обеспечение эффективной занятости, снижение уровня безработицы, повышение качества рабочей силы, сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест, защита национального рынка труда.
Ее реализация будет осуществляться в рамках разрабатываемой Программы занятости населения Республики Казахстан на 2005-2007 годы, предусматривающей переход от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью путем создания новых рабочих мест и совершенствования технической и технологической оснащенности производств.
Реализация национальной политики содействия занятости предполагает следующую совокупность мер:
- развитие системы мониторинга рынка труда и оценки эффективности реализуемых программ содействия занятости с точки зрения их влияния на рынок труда и финансовых затрат. Будут расширены существующие в настоящее время базы данных "Республиканские вакансии и рынок труда", "Автоматизированная информационная система трудоустройства населения", "База данных Оралман" и создана единая автоматизированная база данных рабочей силы по профессиональному и квалификационному составу по каждой отрасли и по возрасту ;
- составление прогноза потребности в рабочих и специалистах с учетом кратко-, средне- и долгосрочных перспектив спроса и предложения на рынке труда по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам. Будут связаны воедино все комплексные и региональные программы развития в сфере занятости для того, чтобы они осуществлялись в контексте общегосударственных социально- экономических задач;
- совершенствование системы образования, ее ориентация на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда. При этом будут законодательно закреплены нормы заинтересованного участия в подготовке кадров учебных заведений, служб занятости, работодателей, профсоюзов и органов власти;
- разработка стратегии активной политики на рынке труда и ее приоритетов с учетом особенностей социально-экономического развития страны. Будут приняты меры по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест;
- повышение мобильности рабочей силы. Регулирование потоков внутренней трудовой миграции потребует дальнейшего совершенствования государственного управления миграционными процессами, создания условий для повышения территориальной трудовой мобильности рабочей силы с учетом прогнозов социально-экономического развития.
Регулирование внешней трудовой миграции и защита внутреннего рынка труда будут осуществляться путем установления квоты на ввоз и вывоз рабочей силы и заключения международных соглашений, предусматривающих меры по обеспечению защиты прав и интересов мигрантов в странах временного пребывания, а также по их возвращению; путем пресечения нелегальной трудовой миграции, незаконного вывоза казахстанской рабочей силы за пределы республики и организации иммиграционного контроля.
На основе республиканского банка данных будут приняты меры по развитию системы информирования населения о состоянии спроса и предложения на рынке труда, повышена ответственность работодателей за представление полных и достоверных данных об имеющихся вакансиях. Будет создана сеть информационно-консультационных услуг, значительно повышена эффективность трудового посредничества, приняты специальные экономические и социальные меры по усилению мотивации к активному поиску работы.
В целях обеспечения социальных гарантий занятости будут приняты меры по повышению конкурентоспособности на рынке труда и оказанию содействия в трудоустройстве молодежи, женщин, лиц, потерявших работу. Особое внимание будет уделено разработке и реализации молодежных программ, поддержке предпринимательской деятельности и развитию самозанятости.
Для реализации социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда граждан (инвалиды, лица предпенсионного возраста и др.) будут разработаны и реализованы специальные программы адаптации, трудоустройства, профессиональной ориентации и профессионального обучения. Предполагается восстановить систему квотирования и субсидирования рабочих мест для целевых групп населения. Уменьшение безработицы и обеспечение возможности получения самостоятельного заработка позволят развить гибкие формы занятости (создание рабочих мест с неполным рабочим днем, на вспомогательных работах). Будет повышена доступность социальных услуг, предоставляемых через систему служб занятости, населению вне зависимости от места проживания, пола и возраста.
3.5.2. Совершенствование трудовых отношений и развитие социального
партнерства
Целью регулирования трудовых отношений на современном этапе является дальнейшее развитие демократических, правовых и социальных механизмов, направленных на обеспечение общественного согласия и экономического развития республики.
Будет разработана и законодательно закреплена в Трудовом кодексе новая модель правового регулирования трудовых отношений, оптимально сочетающая социальную защиту и экономическую целесообразность, направленная на создание условий для:
- устойчивого функционирования рынка труда;
- реальной защиты трудовых и социальных прав работников с учетом интересов работодателей;
- мотивации к высокопроизводительному труду;
- повышения ответственности за улучшение состояния безопасности и охраны труда;
- легализации трудовых отношений.
Важной особенностью новой модели регулирования трудовых отношений является сочетание законодательного (государственного) и договорного регулирования трудовых отношений .
Либерализация трудовых отношений в условиях рыночной экономики осуществляется с сохранением за государством функции правового регулирования экономической сферы с регламентацией пределов государственного вмешательства в данную сферу. Государство должно выступать гарантом реализации основных прав и свобод граждан (свобода выбора деятельности, право на содействие в трудоустройстве, на охрану труда и его безопасные условия, соблюдение минимальных государственных стандартов). За ним остается право определения Типовых норм и нормативов труда.
Сохранятся государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства с защитой трудовых прав работников. Будет введена система мониторинга и анализа соблюдения трудового законодательства, разработаны экономические и административные меры воздействия на субъектов трудовых отношений в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства о труде, безопасности и охране труда.
Новая модель регулирования трудовых отношений повысит роль и значение индивидуально- и коллективно правового и договорного регулирования трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем, работниками и работодателями или их объединениями. Специальные положения разрабатываемого в настоящее время Трудового кодекса будут направлены на повышение роли социального партнерства, создание условий, необходимых для развития инициативы работников и работодателей, предоставление им возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с трудовыми отношениями, вырабатывать на договорной основе взаимоприемлемые решения. Коллективный договор станет доминирующей формой социального диалога. В нем будут закреплены принципы свободы объединений и признания права на ведение переговоров, определена ответственность сторон. Наряду с профессиональными союзами в регулировании трудовых отношений примут участие советы трудовых коллективов. Такой порядок регулирования отвечает интересам всех субъектов трудовых отношений, значительно повышает и укрепляет общественную стабильность.
Предполагается совершенствовать работу институтов, обеспечивающих заключение и исполнение коллективных договоров , разрешение коллективных трудовых споров и выполнение требований коллективного соглашения. Будет предусмотрена возможность применения двухуровневой системы: уровень согласительной комиссии либо трудового арбитража, создаваемого по соглашению между работодателем и работниками, и второй уровень - судебная инстанция.
Для соблюдения работодателями условий охраны труда и безопасности вводится обязательное проведение аттестации производственных объектов. Законодательно закрепляются основные принципы безопасности, гигиены и охраны труда, их содержание, меры по предотвращению промышленных аварий; на предприятиях и в организациях в обязательном порядке будут создаваться службы безопасности и охраны труда.
Будут приняты меры по упреждающей профессиональной подготовке, переподготовке и трудоустройству граждан за счет средств работодателя на договорных условиях. Профессиональная подготовка будет осуществляться как в организациях образования, так и на предприятиях непосредственно. Для реализации правовых гарантий трудоустройства предусмотрено использование активных методов содействия занятости государством, трудовое посредничество и участие работодателей (создание новых рабочих мест, внутрипроизводственное обучение).
Для развития социального диалога и повышения роли социального партнерства будут:
- уточнены полномочия сторон трех - и двухстороннего сотрудничества;
- определены компетенции и уровень ответственности органов исполнительной власти, работников и работодателей;
- расширены приоритетные направления социального диалога;
- созданы условия для дальнейшего ассоциирования объединений работников и работодателей на региональном и отраслевом уровнях.
Генеральное соглашение будет заключаться на трехлетний период с осуществлением равномерного возложения принимаемых обязательств на стороны трехстороннего сотрудничества.
Трудовое законодательство республики поэтапно будет приведено в соответствие с международными стандартами . Это создаст необходимые условия для расширения и углубления международного сотрудничества, позволит адаптировать систему трудовых отношений в республике к вступлению во Всемирную торговую организацию.
3.5.3. Меры по легализации теневой занятости
Теневая занятость представлена в настоящее время деятельностью самостоятельно занятых трудящихся и работодателей на неформальных предприятиях; занятостью наемных работников на предприятиях реального сектора, самозанятостью и работой в домашних хозяйствах.
Неформальные рабочие места неустойчивы, носят случайный характер, отличаются вредными условиями труда, не дают права на социальное обеспечение и социальную помощь.
С целью легализации теневой занятости будут приняты следующие меры:
экономические:
- совершенствование трудового и социального законодательства, направленное на снижение затрат для субъектов формального сектора по сравнению с издержками участия в теневой экономике;
- стимулирование предпринимательской деятельности, расширение практики микрокредитования, что позволит создать альтернативу теневой занятости;
- государственное регулирование потоков трудовой миграции, создание условий для перераспределения трудовых ресурсов между отраслями и территориями, стимулирование трудовой миграции из трудоизбыточных регионов;
- развитие системы мониторинга рынка труда, совершенствование и расширение использования социальной карты, содержащей демографические, имущественные показатели состояния домашних хозяйств;
- определение и структурирование квоты на ввоз рабочей силы в строгой зависимости от приоритетных потребностей развития сферы производства и услуг;
социальные:
- формирование трехуровневой системы социального обеспечения, предполагающей оптимальное перераспределение ответственности между государством, работодателями и работниками, стимулирующей мотивацию к занятости в формальном секторе;
административные меры:
- усиление контроля за соблюдением трудового законодательства, законодательства о занятости и социальной защите населения;
- применение административных мер к гражданам, занятым в теневой экономике (к работодателям, наемным работникам, самозанятым) и уклоняющимся от уплаты налогов и социальных платежей;
- усиление совместной работы исполнительных, представительных, правоохранительных и контролирующих органов по легализации незаконной (нелегальной) деятельности, скрытой (теневой или подпольной) деятельности и неформального производства;
- дальнейшая децентрализация управленческих функций, в частности, в регулировании внешней трудовой миграции, содействии занятости.
3.6.Совершенствование управления
системой социального обеспечения
3.6.1. Региональный аспект углубления социальных реформ
Углубление социальных реформ требует дальнейшей оптимизации и перераспределения функций управления системой социального обеспечения между центральным и местными исполнительными государственными органами.
В ходе реализации Программы задачами:
центрального исполнительного органа являются формирование национальной политики социального обеспечения, разработка подходов к поэтапному выравниванию условий доступности предоставляемых в регионах социальных услуг, оказание методологической помощи в разработке и реализации программ социального развития регионов;
местных исполнительных органов - проведение широкой разъяснительной работы и разработка планов мероприятий и программ социального развития, включающих:
а) в части развития социального страхования - принятие мер по стимулированию развития добровольных и профессиональных схем социального обеспечения на основе трехсторонних региональных соглашений;
б) в части оказания социальной помощи - АСП, жилищная помощь, а также детские пособия до 18 лет малообеспеченным семьям будут финансироваться за счет местного бюджета.
Для усиления адресности оказываемой материальной помощи будут завершены внедрение социальной карты и создание базы данных малообеспеченных семей, что повысит качество мониторинга бедности, создаст условия для более точного определения совокупного дохода малообеспеченных семей, развития активных методов преодоления бедности.
Осуществление этих задач будет сопровождаться соответствующим техническим оснащением сельских, районных и областных акиматов и созданием интегрированной системы информационного обеспечения регионов в рамках единой системы электронного обслуживания граждан государства;
в) в части профилактики инвалидности, обеспечения инвалидам доступности медицинских, социальных и образовательных услуг и совершенствования системы реабилитации в дополнение к комплексной и областной программам реабилитации будут разработаны меры, направленные на обеспечение доступности и приближение реабилитационных услуг к месту жительства инвалидов, обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры, развитие сети реабилитационных учреждений и трудоустройство инвалидов;
г) в части оказания социальных услуг предусматривается поэтапное создание целостной системы социальных услуг для отдельных категорий населения, нуждающихся в них;
д) в части развития трудовых отношений и оказания содействия занятости населения будет продолжена работа по реализации активной политики занятости: создание новых рабочих мест на основе мониторинга рынка труда, организация профессиональной подготовки, переподготовки в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда целевых групп, развитие и использование экономически целесообразных видов общественных работ.
3.6.2. Совершенствование информационного обеспечения
и социальной статистики
Совершенствование информационного обеспечения будет осуществляться в рамках создания единой системы электронного обслуживания граждан и включает в себя:
- создание единой персонифицированной системы учета и контроля социальных выплат и отчислений участников системы социального обеспечения и социальных выплат;
- создание базы данных малообеспеченных семей, отражающей их количественную, качественную характеристики и социальное положение;
- создание базы данных инвалидов, содержащей информацию о количестве инвалидов, состоянии и причинах инвалидности, потребности инвалидов и их удовлетворения;
- создание электронного архива дел социальных выплат (пенсий, государственных пособий, социальных выплат из Государственного фонда социального страхования) в целях повышения эффективности администрирования системы социального обеспечения (2005 год) с последующим внедрением механизма электронного назначения пенсий и пособий (2007 год);
- создание базы данных крупных предприятий (состояние охраны и безопасности труда, уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний).
На основе существующей информационной системы и созданных баз данных будет создана интегрированная информационная система, имеющая иерархическую структуру, включающая сельский, районный, областной и республиканский уровни, содержащая единый формат обмена данными, протоколов взаимодействия информационных подсистем и баз данных.
Будет разработан и реализован интерфейс с создаваемыми в рамках Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры базами данных "Ресурсы Казахстана", "Физические лица", "Юридические лица".
Интегрированная модель информационной системы социального обеспечения будет служить основой для развития социальной статистики.
3.6.3. Кадровое обеспечение
Реализация основных направлений дальнейшего углубления социальных реформ требует подготовки и повышения квалификации кадров системы социального обеспечения.
В связи с этим необходимо организовать систему подготовки:
- социальных работников в высших и средних профессиональных учебных заведениях с открытием специальных факультетов и подразделений;
- квалифицированных актуариев.
Для обеспечения повышения квалификации работников и переподготовки кадров предусматривается:
- организовать циклы повышения квалификации врачей-экспертов в Алматинском государственном институте усовершенствования врачей и профильных научно-исследовательских институтах и научных центрах;
- разработать специальные программы обучения для социальных работников центральных, территориальных и местных исполнительных органов на базе высших и средних учебных заведений и Республиканского государственного казенного предприятия "Курсы повышения квалификации кадров Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан";
- организовать специальные курсы по основным направлениям социальной политики с привлечением неправительственных организаций и международных институтов, занимающихся вопросами социального обеспечения;
- предусмотреть подготовку национальных актуариев с использованием стажировок в передовых центрах по вопросам актуарного анализа системы социального обеспечения.
3.7. Механизмы реализации Программы
Выполнение Программы будет осуществляться на основе плана мероприятий по ее реализации.
План мероприятий определит основные направления работы по совершенствованию системы социального обеспечения, регулированию трудовых отношений, содействию продуктивной занятости и повышению качества предоставляемых социальных услуг.
Комплексность мероприятий позволит скоординировать деятельность и мобилизовать возможности всех уровней исполнительной власти на обеспечение целенаправленных и согласованных действий по основным направлениям углубления социальных реформ в Республике Казахстан.
Правительством Республики Казахстан будет осуществляться постоянный мониторинг и оценка эффективности реализации Программы посредством контроля за ходом исполнения плана мероприятий по реализации Программы.
Раздел IV. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Источниками финансирования являются средства государственного бюджета, обязательные и добровольные взносы работодателя и/или работников.
Всего на реализацию Программы из государственного бюджета потребуется средств на сумму 994599,9 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета:
в 2005 году - 276230,5 млн. тенге;
в 2006 году - 341203,4 млн. тенге;
в 2007 году - 363736,9 млн. тенге,
из местного бюджета:
в 2006 году - 6519,0 млн. тенге;
в 2007 году - 6910,1 млн. тенге..
Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определяться (уточняться) в соответствии с Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на соответствующий финансовый год. Расходы из местных бюджетов будут определяться местными представительными органами. <*>
Сноска. В раздел IV внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
Раздел V. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы будет способствовать:
повышению уровня социального обеспечения населения за счет средств государственного бюджета, обязательных взносов и добровольных средств работодателя и/или работников;
расширению охвата населения социальным обеспечением;
снижению уровня бедности;
улучшению условий и безопасности труда;
сокращению теневой занятости;
снижению уровня безработицы;
повышению качества предоставляемых социальных услуг;
развитию страхования социальных рисков и страхового рынка;
созданию в системе социального обеспечения единой персонифицированной системы учета и контроля социальных выплат и отчислений.
Совершенствование системы социального обеспечения и увеличение доходов населения приведут к повышению платежеспособного спроса и послужат импульсом экономического роста.
Раздел VI. План мероприятий по реализации Программы
дальнейшего углубления социальных реформ
в Республике Казахстан на 2005-2007 годы <*>
Сноска. В раздел VI внесены изменения - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
_____________________________________________________________________
N | Мероприятия |Форма |Ответст- |Срок ис-|Предпола- |Источник
п\п| |завер- |венные за |полнения|гаемые |финанси-
| |шения |исполнение|(реали- |расходы, |рования
| | |(реализа- |зации) |млн.тенге |
| | | цию) | | |
____________________________________________________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
____________________________________________________________________
1. Совершенствование государственных социальных стандартов
1.1.Совершенствовать Проекты МТСЗ,АС, I Не тре-
методику опре- ведом- МЗ, МОН квартал буется
деления величи- ственных 2005
ны прожиточного норма- года
минимума тивных
правовых
актов
1.2.Осуществить Проекты МТСЗ,МЗ, III Не тре-
инвентаризацию Законов МОН квартал буется
нормативных Респуб- 2005
правовых актов, лики года
устанавливающих Казахстан
минимальные
государствен-
ные социальные
стандарты, опре-
деляющие раз-
меры пособий и
других социаль-
ных выплат
и привести их
в соответствие
с Законом Рес-
публики Казах-
стан "О про-
житочном мини-
муме"
1.3.Обеспечить Инфор- МТСЗ, Еже- Не тре-
проведение мация МКИС, квар- буется
разъяснитель- Прави- акимы тально
ной работы тельству областей,
среди населения Респуб- гг.
о проводимой лики Астаны и
работе по совер- Казахстан Алматы
шенствованию
методики опреде-
ления величины
прожиточного
минимума на
основе между-
народного опыта
и совместно с
международными
организациями
2. Совершенствование системы социального обеспечения
2.1. Базовый уровень социального обеспечения
2.1.1.Разработать Проекты МТСЗ, 2005- 2005г.- Рес-
проекты нор- Законов МЭБП 2007 82483,0; публи-
мативных Респуб- годы 2006г.- канский
правовых лики 121371,2; бюджет
актов по Казахстан 2007г.-
введению 126636,7
базового
уровня со-
циального
обеспечения
2.2. Развитие страхования основных социальных рисков
2.2.1.Обеспечить Проект МТСЗ IV 2005г.- Рес-
поэтапное по- Постанов- квартал 180050,6; публи-
вышение раз- ления еже- 2006г.- канский
меров пен- Прави- годно 193348,2; бюджет
сионных вып- тельства 2007г.-
лат из Респуб- 199757,5
Государствен- лики
ного центра Казахстан
по выплате
пенсий
2.2.2.Внести изме- Проект МТСЗ, I Не тре-
нения и до- Закона АФН квартал буется
полнения в Респуб- (по 2005
Закон Респуб- лики согла- года
лики Казах- Казах- сованию),
стан "О пен- стан МФ
сионном обес-
печении в
Республике
Казахстан" по:
- совершенст-
вованию меха-
низма пенсион-
ных выплат из
накопительных
пенсионных
фондов и
страховых ор-
ганизаций.
2.2.3.Внести Предло- МТСЗ, III Не тре-
предложения жения АФН квартал буется
по внесению Прави- (по 2005
изменений в тельству согла- года
Кодекс Рес- Респуб- сованию),
публики лики МЭБП,
Казахстан Казахстан МФ
"О налогах
и других обя-
зательных
платежах в
бюджет" по
стимулирова-
нию развития
накопительных
пенсионных
схем
2.2.4.Рассмотреть Предло- МТСЗ, II Не тре-
возможность жения АФН квартал буется
государствен- Прави- (по 2007
ного субсиди- тельству согла- года
рования Респуб- сованию),
обязательных лики МЭБП
пенсионных Казахстан
взносов в
пользу рабо-
тающих по
найму женщин,
находящихся
в отпуске по
беременности
и родам, уходу
за ребенком
в возрасте
до одного года
2.2.5.Обеспечить Проект МТСЗ, 2005- 2006 г. Рес-
дальнейшую Закона АФН 2007 - 250,0; публи-
оптимизацию Респуб- (по годы 2007 г. канский
платежей в на- лики согла- - 249,8 бюджет
копительной Казахстан, сованию),
пенсионной проект НБ (по
системе через Постанов- согласо-
Государствен- ления ванию)
ный центр по Прави-
выплате тельства
пенсий. Ввести Респуб-
систему мони- лики
торинга обяза- Казахстан,
тельных проект
пенсионных ведомст-
взносов венного
норма-
тивного
правового
акта
2.2.6. Продолжить Инфор- АФН (по еже- Не тре-
работу по мация согласо- годно буется
развитию и Прави- ванию),
расширению тельству МФ, МТСЗ,
перечня Респуб- НБ (по
финансовых лики согласова-
инструментов Казахстан нию), МЭБП,
для инвести- отрасле-
рования вые госу-
пенсионных дарствен-
активов ные органы
2.2.7. Расширить Проект АФН (по III Не тре-
формат обя- ведомст- согласо- квартал буется
зательной венного ванию) 2005
ежегодной норма- года
информации тивного
накопительных правового
пенсионных акта
фондов о
ежемесячных
инвестицион-
ных доходах
(убытках),
ежемесячных
взносах и
суммах комис-
сионного
вознаграж-
дения
2.2.8. Рассмотреть Предло- АФН (по II Не тре-
вопрос о жения согласо- квартал буется
целесообраз- Прави- ванию), 2007
ности соз- тельству МТСЗ, года
дания фонда Респуб- Ассоциа-
страхования лики ция
пенсионных Казахстан финансис-
активов тов
Казах-
стана (по
согласо-
ванию)
2.2.9 Разработать Предло- МТСЗ, Январь Не тре-
меры по жения АФН (по 2005 буется
стимулиро- Прави- согласо- год
ванию добро- тельству ванию),
вольных и Респуб- МФ
профессио- лики
нальных схем Казахстан
страхования
социальных
рисков
2.2.10 Разработать Проект МТСЗ, Январь Не тре-
и утвердить ведомст- МЗ 2005 буется
Правила венного года
освидетель- норма-
ствования и тивного
установления правового
степени акта
утраты
трудоспособ-
ности
2.2.11 Внести пред- Предло- МТСЗ, III Не тре-
ложения по жения МФ,НБ квартал буется
определению Прави- (по 2005
размера мак- тельству согласо- года
симального Респуб- ванию),
дохода ра- лики МЭБП
ботника, из Казахстан
которого
производятся
обязательные
социальные
отчисления
работодателем
2.2.12 Рассмотреть Предло- МТСЗ,МФ, IV Не тре-
вопрос соз- жения АФН (по квартал буется
дания госу- Прави- согласо- 2004
дарственной тельству ванию), года
аннуитетной Респуб- НБ (по
компании лики согласо-
Казахстан ванию),
МЭБП
2.3. Совершенствование организации социальной помощи
2.3.1. Разработать Проект МТСЗ, IV 2006 г. Рес-
проект За- Закона МЭБП, квартал - 6339,7; публи-
кона Респуб- Респуб- акимы 2004 2007 г. канский
лики Казах- лики областей, года - 14335,8 бюджет
стан "О го- Казахстан гг.Астаны
сударствен- и Алматы 2006 г. Местный
ных пособиях - 6519,0; бюджет
семьям, име- 2007 г.
ющим детей" - 6910,1
2.3.2. Разработать Проект МТСЗ, IV Не тре-
проект За- Закона МЭБП, квартал буется
кона Респуб- Респуб- акимы об- 2004
лики Казах- лики ластей, года
стан "О вне- Казахстан гг.Астаны
сении изме- и Алматы
нений и до-
полнений в
Закон Рес-
публики
Казахстан
"О госу-
дарственной
адресной
социальной
помощи"
2.3.3. (Исключена - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 ).
2.3.4. Внести Предло- МИТ,МТСЗ, IV Не тре-
предложения жения МЭБП,АРЕМ квартал буется
по оптими- Прави- (по сог- 2006
зации тельству ласова- года
предостав- Респуб- нию),
ления лики акимы
жилищной Казахстан областей,
помощи гг.Астаны
и Алматы
2.3.5. Рассмотреть Предло- МТСЗ, IV Не тре-
возможность жения МЭБП, МФ квартал буется
поэтапного Прави- 2007
перехода к тельству года
возмещению Респуб-
затрат на лики
приобретение Казахстан
инвалидам
сурдо-тифло-
техники и
протезно-
ортопеди-
ческих
изделий
2.3.6. Обеспечить Проект МТСЗ, I 2005г.- Рес-
повышение Закона МЭБП квартал 12582,3; публи-
размеров Респуб- 2005 2006г.- канский
специальных лики года, 19891,4; бюджет
госу- Казахстан I 2007г.-
дарственных квартал 20716,9
пособий для 2006
участников года
и инвалидов
Великой
Отечественной
войны,
многодетным
семьям,
имеющим 4-х
и более
совместно
проживающих
несовершеннолетних
детей, матерям,
награжденным
подвесками
"Алтын алқа",
"Күміс алқа"
или орденом
"Материнская
слава" I и II
степени, до
4000 тенге
с 1 января
2006 года
2.3.7. Обеспечить Проект МТСЗ, I 2005г.- Рес-
оказание Поста- МЭБП, квартал 1109,6 публи-
единовремен- новления акимы 2005 канский
ной помощи Прави- областей, года бюджет
для участ- тельства гг.Астаны
ников и Респуб- и Алматы
инвалидов лики
Великой Казахстан
Отечественной
войны
согласно
Посланию
Президента
Республики
Казахстан
от 19 марта
2004 года
3. Совершенствование системы реабилитации инвалидов
3.1. Внести Предло- Предло- МЗ,МТСЗ IV Не тре-
жения по жения квартал буется
поэтапному Прави- 2005
внедрению ме- тельству года
тодики опре- Респуб-
деления лики
функциональных Казахстан
классов на
основе между-
народной
классификации
функциониро-
вания, огра-
ничений
жизнедеятель-
ности и
здоровья
3.2. Разработать Проект МТСЗ, IV Рес-
проект Поста- МЗ,МОН, квартал публи-
Программы новления МЭБП 2005 канский
реабилитации Прави- года и мест-
инвалидов на тельства ные бюд-
2006-2008 Респуб- жеты в
годы лики соответ-
Казахстан ствии с
парамет-
рами Про-
граммы
3.3. Внести пред- Предло- МТСЗ,МЗ, I Не тре-
ложения по жения МОН,МИТ квартал буется
совершенство- Прави- 2005
ванию предо- тельству года
ставления Респуб-
протезно-ор- лики
топедической Казахстан
помощи,
обеспечения
инвалидов
сурдо-тифло
средствами и
оказания
социальных
услуг
3.4. Разработать Проект МТСЗ, 2005- Не тре-
государствен- ведом- МИТ,МЗ, 2007 буется
ные стандарты ствен- МОН годы
социального ного
обслуживания норма-
тивного
правово-
го акта
3.5. Внести пред- Предло- МТСЗ, II Не тре-
ложения по жения акимы квартал буется
открытию Прави- облас- 2005
малокомплект- тельству тей, года
ных интернат- Респуб- гг.Астаны
ных учрежде- лики и Алматы
ний с целью Казахстан
разукрупнения
действующей
сети интернат-
ных учреждений
3.6. Внести предло- Предло- МТСЗ, III Не тре-
жения по жения акимы квартал буется
расширению Прави- облас- 2005
сети террито- тельству тей, года
риальных Респуб- гг.Астаны
центров со- лики и Алматы
циального Казахстан
обслуживания
для одиноких
престарелых
граждан и
инвалидов
4. Совершенствование системы социальных услуг
4.1. Внести пред- Предло- МТСЗ,МЗ, III Не тре-
ложения по жения МОН,МЭБП, квартал буется
расширению Прави- акимы об- 2005
сети органи- тельству ластей, года
заций, пре- Респуб- гг.Астаны
доставляющих лики и Алматы,
социальные Казахстан НПО (по
услуги согласо-
ванию)
4.2. Внести пред- Предло- МТСЗ, III Не тре-
ложения по жения МФ квартал буется
формированию Прави- 2005
государствен- тельству года
ного заказа Респуб-
на оказание лики
социальных Казахстан
услуг и совер-
шенствованию
процедур про-
ведения госу-
дарственных
закупок
4.3. Внести пред- Предло- МОН, II Не тре-
ложения по жения МТСЗ квартал буется
определению Прави- 2005
квоты для тельству года
поступления Респуб-
инвалидов в лики
высшие и Казахстан
средние про-
фессиональ-
ные учебные
заведения
4.4. Внести пред- Предло- МТСЗ, IV Не тре-
ложения по жения МОН, квартал буется
открытию реа- Прави- акимы, 2005
билитационных тельству облас- года
отделений, Респуб- тей,
отделений лики гг.Астаны
дневного или Казах- и Алматы
5-дневного стан
пребывания на
базе детских
инвалидных
интернатных
учреждений и в
специальных
коррекционных
организациях
образования
5. Содействие продуктивной занятости населения и совершенствование
регулирования трудовых отношений
5.1. Содействие продуктивной занятости населения в легальном секторе
5.1.1. Разработать Проект МТСЗ, IV Не тре-
Программу Поста- НКСДЖ квартал буется
занятости новления (по сог- 2004
населения Прави- ласова- года
Республики тельства нию),
Казахстан Респуб- МИТ,МЭБП,
на 2005- лики акимы об-
2007 годы Казах- ластей,
стан гг.Астаны
и Алматы
5.1.2. Принять Проекты МТСЗ, 2005- Не тре-
участие в между- МИД 2007 буется
разработке народных годы
проектов согла-
международ- шений
ных согла-
шений по
вопросам
трудовой
миграции в
рамках СНГ,
ЕврАзЭС,
ЕЭП
5.2. Совершенствование трудовых отношений и развитие
социального партнерства
5.2.1. Разработать Проект МТСЗ IV Не тре-
проект Тру- Трудо- квартал буется
дового вого 2004
кодекса Кодекса года
Республики Респуб-
Казахстан лики
Казахстан
5.2.2. Внести Предло- МТСЗ IV 2007г.- Рес-
предложения жения квартал 2037,2 публи-
по повыше- Прави- 2005 канский
нию размера тельству года бюджет
пособия по Респуб-
временной лики
нетрудо- Казах-
способности стан
5.2.3. Разработать Проект МТСЗ,МЗ Январь Не тре-
Правила про- ведом- 2005 буется
ведения ствен- года
аттестации ного
производ- норма-
ственных тивного
объектов по правово-
условиям го акта
труда
5.2.4. Провести Предло- МТСЗ IV Не тре-
инвентари- жения квартал буется
зацию Прави- 2005
действующих тельству года
Типовых Респуб-
норм и нор- лики
мативов Казахстан
труда
5.2.5. Разработать Проект МТСЗ, Январь Не тре-
проект Гене- согла- респуб- 2005 буется
рального шения ликан- года
соглашения ские
между Прави- объеди-
тельством нения
Республики проф-
Казахстан, союзов
республикан- и рес-
скими объе- публи-
динениями канские
профсоюзов и объеди-
республикан- нения
скими объе- работо-
динениями дателей
работодателей
на 2005-2007
годы
5.3. Меры по легализации теневой занятости
5.3.1. Внести изме- Проект МТСЗ IV Не тре-
нения в Закона квартал буется
Закон Рес- Респуб- 2004
публики лики года
Казахстан Казах-
"О занятости стан
населения"
5.3.2. Разработать Предло- МИТ, 2005- Не тре-
меры по жения МЭБП, 2007 буется
защите и Прави- МТСЗ, годы
стимулиро- тельству акимы
ванию пред- Респуб- облас-
принима- лики тей,
тельской Казахстан гг.Астаны
деятель- и Алматы
ности
5.3.3. Установить Проект МТСЗ I Не тре-
квоту на Постанов- квартал буется
привлечение ления ежегодно
иностранной Респуб-
рабочей лики
силы для Казахстан
осуществ-
ления
трудовой
деятель-
ности на
территории
Республики
Казахстан
5.3.4. Внести Предло- МТСЗ III Не тре-
предложения жения квартал буется
о внесении Прави- 2005
дополнений тельству года
в Кодекс Респуб-
Республики лики
Казахстан Казахстан
"Об админи-
стративных
правонару-
шениях" по
установлению
ответствен-
ности граж-
дан, заня-
тых в тене-
вой эконо-
мике и ук-
лоняющихся
от уплаты
налогов и
социальных
платежей
6. Совершенствование управления системой социального обеспечения
6.1. Региональный аспект углубления социальных реформ
6.1.1. Принять ме- Инфор- МТСЗ, Еже- Не тре-
ры по со- мация акимы годно буется
вершенство- Прави- облас-
ванию тельству тей,
управления Респуб- гг.Астаны
системой лики и Алматы
социальной Казах-
защиты на- стан
селения на
региональ-
ном уровне
6.2. Совершенствование информационного обеспечения
и социальной статистики
6.2.1. Создать ин- Инфор- МТСЗ, 2005- В пре- Рес-
тегрирован- мация АИС 2007 лах вы- публи-
ную информа- Прави- годы деляемых канский
ционную тельству средств бюджет
систему Респуб-
социального лики
обеспечения Казахстан
6.3. Кадровое обеспечение
6.3.1. Организо- Инфор- МОН, IV
вать сис- мация МТСЗ квартал
тему подго- Прави- 2005
товки со- тельству года
циальных Респуб-
работников лики
в высших и Казахстан
средних
профессио-
нальных
учебных за-
ведениях с
открытием
специальных
факультетов
и подразде-
лений
6.3.2. Обеспечить Инфор- МТСЗ 2005- 2005г.-5 Рес-
повышение мация 2007 2006г.- публи-
квалифика- Прави- годы 2,9 канский
ции работ- тельству 2007г.- бюджет
ников сис- Респуб- 3,1
темы социа- лики
льной защи- Казах-
ты населе- стан
ния на базе
РГКП "Курсы
повышения
квалифика-
ции кадров
Министерства
труда и
социальной
защиты
населения
Республики
Казахстан"
6.3.3. Внести Проект МЗ,МТСЗ 2006- Не тре-
предложения ведом- 2007 буется
по организа- ствен- годы
ции циклов ного
повышения норма-
квалифика- тивного
ции врачей- право-
экспертов в вого
Алматинском акта
государст-
венном инс-
титуте
усовершенст-
вования
врачей и
профильных
НИИ, НЦ
6.3.4. Внести пред- Пред- МТСЗ, III
ложения по ложения МОН,НБ, квартал
организации Прави- АФН (по 2005
системы тельству согла- года
подготовки Респуб- сованию
националь- лики
ных Казахстан
актуариев
____________________________________________________________________
Примечание:
1. Всего потребуется средств из государственного бюджета - 994599,9 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета:
в 2005 году - 276230,5 млн. тенге;
в 2006 году - 341203,4 млн. тенге;
в 2007 году - 363736,9 млн. тенге,
из местного бюджета:
в 2006 году - 6519,0 млн. тенге;
в 2007 году - 6910,1 млн. тенге. <*>
Сноска. Пункт 1 в редакции - постановлением Правительства РК от 13 января 2006 года N 40 .
2. Расходы, предусмотренные на реализацию Плана мероприятий по реализации Программы по дальнейшему углублению социальных реформ в Республике Казахстан в 2005-2007 годы, будут корректироваться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.
3. Расшифровка буквенных аббревиатур:
МТСЗ - Министерство труда и социальной защиты населения; МЗ - Министерство здравоохранения; МОН - Министерство образования и науки; МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования; МФ - Министерство финансов; МИТ - Министерство индустрии и торговли; МИД - Министерстве иностранных дел; МКИС - Министерство культуры, информации и спорта; АС - Агентство по статистике; АФН - Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций; АРЕМ - Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции; АГЗ - Агентство по государственным закупкам; АИС - Агентство по информатизации и связи; НКСДЖ - Национальная комиссия по делам семьи и женщин; НБ - Национальный Банк; НПО - неправительственные организации.