Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О Национальных реестрах идентификационных номеров".
Закон Республики Казахстан
"О Национальных реестрах идентификационных номеров"
Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения Национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физического, юридического лица (филиала и представительства) идентификационного номера.
Статья 1 . Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) Национальный реестр бизнес - идентификационных номеров - информационная система, предназначенная для осуществления регистрационного учета бизнес-идентификационных номеров;
2) бизнес-идентификационный номер - уникальный номер, формируемый для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в форме совместного предпринимательства;
3) Национальный реестр индивидуальных идентификационных номеров - информационная система, предназначенная для осуществления регистрационного учета индивидуальных идентификационных номеров;
4) индивидуальный идентификационный номер - уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на основе личного предпринимательства;
5) идентификационный номер - индивидуальный идентификационный номер или бизнес-идентификационный номер, выраженный в виде последовательности цифровых символов, позволяющих произвести записи о сведениях, относящихся к определенному лицу, в Национальных реестрах идентификационных номеров;
6) документ с идентификационным номером - документ, выдаваемый регистрирующим органом, подтверждающий наличие идентификационного номера;
7) формирование идентификационного номера - процесс, в результате которого формируется идентификационный номер в Национальных реестрах идентификационных номеров на основании сведений о физических и юридических лицах (филиалах и представительствах);
8)
регистрирующие органы - государственные органы, осуществляющие регистрацию сведений и выдачу документов с идентификационным номером;
9) уполномоченный государственный орган - государственный орган, уполномоченный осуществлять формирование идентификационных номеров и ведение Национальных реестров идентификационных номеров.
2. Официальным сокращением при указании идентификационных номеров на документах признается:
1) ИИН - для индивидуального идентификационного номера;
2) БИН - для бизнес-идентификационного номера.
Статья 2
. Законодательство о Национальных реестрах
идентификационных номеров
1. Законодательство Республики Казахстан о Национальных реестрах идентификационных номеров основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3 . Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) устанавливает порядок формирования идентификационного номера;
2) устанавливает порядок создания, ведения и использования Национальных реестров идентификационных номеров, в том числе порядок взаимодействия государственных органов и государственных учреждений по созданию и ведению Национальных реестров идентификационных номеров;
3) определяет требования к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении удостоверения личности гражданина Республики Казахстан.
Статья 4
. Уполномоченный государственный орган и его
компетенция
1. Уполномоченным государственным органом являются органы юстиции.
2. Уполномоченный государственный орган:
1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию и ведению Национальных реестров идентификационных номеров;
2) осуществляет организацию ведения Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров и Национального реестра бизнес-идентификационных номеров;
3) централизовано осуществляет формирование идентификационного номера и представляет информацию регистрирующим и другим государственным органам и государственным учреждениям;
4) осуществляет организацию изготовления документов с идентификационным номером;
5) устанавливает порядок ведения классификаторов и справочников идентификационных данных, их структуру, состав и формат.
Статья 5
. Цель и задачи создания, ведения и формирования
Национальных реестров идентификационных номеров
1. Целью создания и ведения Национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера.
2. Задачами создания и ведения Национальных реестров идентификационных номеров являются:
актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;
совершенствование механизма управления и использования информационных ресурсов;
совершенствование взаимоотношений, физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.
3. Национальные реестры идентификационных номеров являются информационным ресурсом для информационных систем государственных органов и государственных учреждений.
4. Формирование идентификационного номера для физического и юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому, юридическому лицу (филиалу и представительству) в Национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и учреждений.
5. Идентификационный номер применяется при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документа, удостоверяющего личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств;
5) открытии и ведении банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
6) выдаче документов разрешительного характера;
7) выдаче документов регистрационного характера;
8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера (прапорщика);
9) статистическом учете;
10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
12) ведении информационных систем центральных государственных органов и государственных учреждений;
13) регистрации юридических лиц (филиалов, представительств);
14) регистрации индивидуальных предпринимательств;
15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 6
. Принципы создания и ведения Национальных реестров
идентификационных номеров и формирования
идентификационного номера
Создание и ведение Национальных реестров идентификационных номеров, формирование идентификационного номера осуществляется в соответствии с принципами законности, единства, обязательности, уважения и защиты прав и свобод граждан, конфиденциальности.
Статья 7
. Ведение Национальных реестров идентификационных
номеров
1. Ведение Национальных реестров идентификационных номеров обеспечивается информационными системами Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров и Национального реестра бизнес-идентификационных номеров.
2. Национальные реестры идентификационных номеров содержат:
1) сведения об идентификационных номерах;
2) сведения, получаемые от регистрирующих и других государственных органов и учреждений;
3) информацию о всех изменениях сведений, входящих в состав Национальных реестров идентификационных номеров.
Сведения об идентификационных номерах содержат сведения о дате рождения, поле физического лица, данные о государственной регистрации юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимательства в форме совместного предпринимательства.
3. Уполномоченный государственный орган обязан осуществлять:
1) формирование идентификационного номера в течение 1 рабочего дня с момента обращения регистрирующих органов;
2) представление информации регистрирующим государственным органам и государственным учреждениям не позднее 2 рабочих дней с момента их обращений.
4. Регистрирующие органы обязаны осуществлять:
1) своевременное представление сведений в уполномоченный государственный орган для формирования идентификационного номера в течение 1 рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному государственному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем Национальных реестров идентификационных номеров в течение 1 рабочего дня с момента поступления таких сведений;
3) представление сведений уполномоченному государственному органу для исключения (условного исключения) идентификационных номеров из Национальных реестров идентификационных номеров в течение 1 рабочего дня с момента поступления таких сведений.
5. Государственные органы и государственные учреждения обязаны осуществлять:
1) представление сведений, установленных Правительством Республики Казахстан, уполномоченному государственному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем Национальных реестров идентификационных номеров в течение 1 рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному государственному органу для исключения (условного исключения) идентификационных номеров из Национальных реестров идентификационных номеров в течение 1 рабочего дня с момента поступления таких сведений.
6. Обеспечение защиты информации в информационных ресурсах Национальных реестров идентификационных номеров осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. Ведение Национальных реестров идентификационных номеров осуществляется за счет бюджетных средств.
Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ, ИСКЛЮЧЕНИЕ (УСЛОВНОЕ
ИСКЛЮЧЕНИЕ) ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА
Статья 8 . Формирование идентификационного номера
1. Занесение идентификационного номера в интегральную микросхему обеспечивается уполномоченным государственным органом в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
2. Интегральная микросхема, содержащая идентификационный номер, размещается на удостоверении личности гражданина Республики Казахстан.
3. Документами с индивидуальным идентификационным номером являются:
1) свидетельство о рождении;
2) документы, удостоверяющие личность:
удостоверение личности гражданина Республики Казахстан и паспорт гражданина Республики Казахстан;
удостоверение лица без гражданства;
вид на жительство иностранного гражданина в Республике Казахстан;
3) свидетельство налогоплательщика для иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае отсутствия документа Республики Казахстан, удостоверяющего личность.
4. Документами с бизнес-идентификационным номером являются:
1) свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на основе совместного индивидуального предпринимательства;
2) свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, учетной регистрации (перерегистрации) филиала, представительства - для юридических лиц-резидентов, их филиалов и представительств;
3) свидетельство об учетной регистрации (перерегистрации) филиала, представительства - для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиалы и представительства (с образованием постоянного учреждения);
4) свидетельство налогоплательщика Республики Казахстан - для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения (филиала, представительства).
5. Государственные органы и государственные учреждения обязаны учитывать идентификационный номер при выдаче документов регистрационного, разрешительного и иного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны учитывать идентификационный номер, а также контролировать правильность указания в соответствии со структурой идентификационного номера в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
6. Формирование индивидуального идентификационного номера осуществляется:
1) для граждан Республики Казахстан при выдаче:
свидетельства о рождении;
документа, удостоверяющего личность гражданина Республики Казахстан;
2) для иностранных граждан при выдаче вида на жительство в
Республике Казахстан и (или) свидетельства налогоплательщика;
3) для лиц без гражданства при выдаче документа, удостоверяющего личность лица без гражданства.
При повторной и последующей выдаче документов, указанных в настоящем пункте, формирование нового индивидуального идентификационного номера не производится.
7. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на основе личного предпринимательства, производится по индивидуальному идентификационному номеру.
Присвоение нового индивидуального идентификационного номера при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность на основе личного предпринимательства, не производится.
8. Формирование бизнес-идентификационного номера осуществляется:
для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в форме совместного индивидуального предпринимательства, одновременно при государственной регистрации совместного индивидуального предпринимательства;
для юридических лиц одновременно при их государственной регистрации;
для филиалов и представительств юридического лица, в том числе нерезидента, одновременно при их учетной регистрации;
для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения (филиала, представительства), одновременно при регистрации в качестве налогоплательщика.
9. При изменении сведений, входящих в структуру идентификационного номера, процедура перерегистрации не производится.
10. Регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования идентификационного номера осуществляется:
1) по месту жительства:
для граждан Республики Казахстан;
2) по месту пребывания:
для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное жительство в Республику Казахстан;
для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Казахстан;
3) по месту жительства уполномоченного лица, определенного законодательством об индивидуальном предпринимательстве:
для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в форме совместного предпринимательства;
4) по месту нахождения:
для юридических лиц (филиалов и представительств), в том числе для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
5) по месту осуществления деятельности:
для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения (филиала, представительства);
6) по месту нахождения и (или) регистрации объектов налогообложения:
для нерезидентов, владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения;
7) по месту нахождения банка-резидента:
для нерезидентов, открывающих текущие счета в банках-резидентах, и которым не производится формирование идентификационного номера по основаниям, предусмотренным в подпунктах 2)-3), 5)-6) настоящего пункта.
Статья 9
. Исключение (условное исключение)
идентификационного номера из Национальных реестров
идентификационных номеров
1. Индивидуальный идентификационный номер исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1)со смертью физического лица;
2) со вступлением в силу решения суда об объявлении физического лица умершим;
3) при выезде физического лица за границу на постоянное место жительство и смене гражданства;
4) в случае закрытия физическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте;
5) при прекращении прав физического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
6) в случае прекращения физическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и выбытии из Республики Казахстан.
В случае отмены решения суда об объявлении физического лица умершим, ранее исключенный из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров индивидуальный идентификационный номер подлежит восстановлению.
2. Индивидуальный идентификационный номер условно исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1) при вынесении судом решения о признании физического лица безвестно отсутствующим, сведения о котором предоставляются в порядке, объемах и сроках, установленных уполномоченным органом в сфере государственной правовой статистики и специальных учетов;
2) при выезде нерезидентов из Республики Казахстан.
При повторной и последующих регистрациях иностранных граждан и лиц без гражданства, выдается документ с ранее сформированным индивидуальным идентификационным номером.
3. Бизнес-идентификационный номер исключается из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров:
1) при ликвидации юридического лица (филиала, представительства);
2) при прекращении осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в форме совместного индивидуального предпринимательства;
3) при прекращении прав юридического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
4) в случае закрытия юридическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте;
5) в случае прекращения юридическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и выбытии из Республики Казахстан.
4. Исключение (условное исключение) идентификационного номера из Национальных реестров идентификационных номеров производится на основании обращений государственных органов, юридических и физических лиц. Исключенные (условно исключенные) из Национальных реестров идентификационных номеров идентификационные номера подлежат сохранению в базе информационных систем Национальных реестров идентификационных номеров.
1 Сведения, содержащиеся в Национальных реестрах идентификационных номеров не подлежат разглашению, за исключением сведений:
1) представляемых регистрирующим органам в целях поддержания актуального состояния данных информационных систем Национальных реестров идентификационных номеров на основании письменного разрешения уполномоченного государственного органа;
2) представляемых правоохранительным органам в целях преследования по закону лиц, совершающих правонарушения и преступления; судам в ходе рассмотрения дел об определении ответственности за правонарушения и преступления.
2. Информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть представлена другому лицу без нотариально заверенного письменного разрешения физического или юридического лица в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
3. Сведения, содержащиеся в Национальных реестрах идентификационных номеров, не подлежат разглашению уполномоченным государственным органом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
4. Должностные лица уполномоченного государственного органа и регистрирующих органов не вправе распространять сведения, содержащиеся в Национальных реестрах идентификационных номеров.
5. Утрата документов, государственных баз данных информационных систем или иных носителей информации, содержащих сведения об идентификационных номерах физических и юридических лиц, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.
Статья 11 . О порядке введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. По истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона физические и юридические лица (филиалы и представительства), а также индивидуальные предприниматели обязаны обратиться в регистрирующие органы для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов, в порядке установленном Правительством Республики Казахстан.
3. Документы, перечисленные в пунктах 3-4 статьи 8 настоящего Закона, признаются недействительными, в случае отсутствия в них сформированного идентификационного номера по истечении трех лет с момента истечения срока предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
До получения документов с идентификационным номером лица, указанные в настоящей статье, вправе использовать идентификационный код Общего классификатора предприятий и организаций, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код.
4. Договоры о пенсионном обеспечении, заключенные между накопительными пенсионными фондами и вкладчиками до формирования индивидуального идентификационного номера остаются в силе при приложении к ним копий документа, подтверждающего индивидуальный идентификационный номер, либо могут быть перезаключены для внесения в них индивидуального идентификационного номера.
Агенты по уплате обязательных пенсионных взносов обязаны учитывать индивидуальный идентификационный номер наряду с ранее присвоенными социальными идентификационными кодами.
В договорах о пенсионном обеспечении, заключаемых по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона, указывается индивидуальный идентификационный номер, в случае наличия его у физического лица.
5. При переоформлении выдача документов с идентификационным номером производится за счет бюджетных средств, при условии сдачи в регистрирующий орган ранее выданных документов.
Президент
Республики Казахстан