Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
О Государственной программе развития туристской отрасли
Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы
В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и в целях развития туристской отрасли Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы (далее -Государственная программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Государственной программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Государственной программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
5. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан один раз в полугодие, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Государственной программы.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "___"_________ 2006 года
N____
Государственная программа
развития туристской отрасли Республики Казахстан
на 2007-2011 годы
г. Астана - 2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ современного состояния развития туристской отрасли
3.1. Итоги реализации Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы
3.2. Реализация мер по созданию и развитию туристского кластера
3.3. Состояние развития туризма в разрезе областей
3.4. Инфраструктура туризма
4. Цели и задачи Государственной программы
5. Основные направления и механизмы реализации Государственной программы
5.1. Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской
деятельности
5.2. Маркетинг и продвижение казахстанского туристского продукта
5.3. Экологический туризм - фактор устойчивого развития
5.4. Детско-юношеский туризм - основополагающий фактор развития внутреннего туризма
и воспитания туристской культуры
5.5. Формирование инвестиционной политики в области туризма
5.6. Обеспечение безопасности туризма
5.7. Информационное и научно-методическое обеспечение туристской отрасли
5.8. Международное сотрудничество в области туризма
5.9. Реализация прорывных проектов международного значения, предполагающих решение
комплекса взаимоувязанных задач в рамках кластерного развития туризма
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
7. Ожидаемый результат от реализации и индикаторы Государственной Программы
Приложения
Наименование Государственная программа развития туристской отрасли
Республики Казахстан на 2007-2011 годы
Основание для Государственная программа развития туристской отрасли
разработки Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы разработана в
соответствии с пунктом 16 Сетевого графика исполнения
Общенационального плана мероприятий по реализации
Послания
Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1
марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число
пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и
Программы Правительства Республики Казахстана на 2006 -
2008 годы, утвержденного постановлением Правительства
Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222,
Среднесрочным планом социально-экономического развития
Республики Казахстан на 2007 - 2009 годы (второй этап),
утвержденным
постановлением
Правительства Республики
Казахстан от 25 августа 2006 года N 822
Основной Министерство туризма и спорта Республики Казахстан
разработчик
Цель Программы Создание конкурентоспособной туристской индустрии для
обеспечения стабильного роста занятости, доходов государства
и населения за счет увеличения объемов въездного и
внутреннего туризма
Задачи Программы В соответствии с поставленной целью первоочередными задачами
Программы являются:
развитие инфраструктуры туризма;
создание эффективного механизма государственного
регулирования туристской отрасли;
формирование туристского имиджа страны.
Сроки реализации 2007 - 2011 годы
Первый этап: 2007-2009 годы
Второй этап: 2010-2011 годы
Необходимые Для реализации Государственной программы в 2007 - 2011 годах
ресурсы предполагаемые расходы: из республиканского бюджета
и источники составляют 59318221 тыс. тенге, в том числе: на 2007 год -
финансирования 2329668 тыс. тенге; 2008 год -20637405 тыс. тенге; 2009 год -
30635357 тыс. тенге; 2010 год - 2774656 тыс. тенге; 2011 год
-2941135 тыс. тенге и других источников, не запрещенных
законодательством Республики Казахстан.
При этом, объемы бюджетных средств, необходимых для
реализации Государственной программы, будут уточняться при
формировании республиканского и местных бюджетов на
соответствующий год.
Ожидаемый В ходе реализации Программы предполагается:
результат от
на первом этапе (2007 - 2009 годы):
стабильный рост потока
реализации туристов: по внутреннему туризму с 3,3 млн. туристов в 2007
Программы году до 4,1 млн. туристов в 2009 году;
по въездному туризму с 4,3 млн. туристов в 2007 году до 7,9
млн. туристов в 2009 году. на втором этапе (2010 - 2011
годы): по внутреннему туризму с 4,5 млн. туристов в 2010 году
до 4,7 млн. туристов в 2011 году;
на втором этапе (2010-2011):
по внутреннему туризму с 4,5 млн. туристов в 2010 году до 4,7
млн. туристов в 2010 году до 4,7 млн. туристов в 2011 году;
по въездному туризму с 9,5 млн. туристов в 2007 году до 10,5
млн. туристов в 2011 году.
При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 500 долларов США, за период с 2007 по 2011 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 4,7 млрд. долларов США.
Программа будет способствовать повышению привлекательности национального турпродукта и интеграции Казахстана в систему мирового туристского рынка, созданию конкурентоспособной туристской индустрии как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами и доходного сектора экономики государства.
Государственная программа развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с пунктом 16 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации
Послания
Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстана на 2006 -2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстана от 31 марта 2006 года N 222, Среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы (второй этап), утвержденным
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2006 года № 822.
За истекший период реализована
Программа
развития туристской отрасли на 2003 - 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года № 1445, значительно расширились международные туристские связи, совершенствуется законодательная и нормативная правовая база туристской отрасли. При этом главное внимание уделялось реализации мер по развитию туристской отрасли с учетом основных параметров Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2006 года N 609.
Новый импульс развитию туристской индустрии придало признание отрасли одной из приоритетных секторов экономики в числе семи кластерных инициатив. В настоящее время у Казахстана имеется реальная возможность интеграции в мировое туристское сообщество и укрепления позиций на международном туристском рынке. Данное обстоятельство создало предпосылки для постановки цели и решения задач по развитию конкурентоспособной туристской индустрии страны в целях содействия экономическому росту путем обеспечения занятости населения в обслуживающей сфере, в том числе и в смежных с туризмом секторах: сельском хозяйстве, национальных природных парках, культуре, транспортной и коммуникационной инфраструктуре и др.
Сложившиеся положительные тенденции позволяют решить как первоочередные задачи отрасли, так и с учетом перспектив ее развития на долгосрочный период. Одна из наиболее важных задач определена Стратегией вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, а именно - превращения Казахстана к концу 2011 года в центр туризма Центрально-Азиатского региона.
Таким образом, Государственная программа охватывает основные проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли как приоритетного сектора экономики. Современная туристская индустрия, базирующаяся на уникальном природном и культурном потенциале Республики Казахстан, является естественным системообразующим фактором гибкой интеграции туризма в систему международной торговли туристскими услугами, одной из наиболее динамично развивающихся и эффективных по отдаче на вложенный капитал отраслью, несмотря на ее капиталоемкость.
При этом большая роль отводится согласованным действиям в планировании и устойчивом развитии туристской отрасли на межгосударственном, государственном и частном уровнях, совершенствованию форм и методов государственного управления и широкомасштабной поддержке развития туризма на основе Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2007 - 2011 годы.
3.1. Итоги реализации Программы развития туристской отрасли на
2003 - 2005 годы
В плане мероприятий по реализации данной Программы были заложены первоочередные задачи по формированию туристского имиджа Казахстана, международному сотрудничеству, разработке законодательных нормативных актов, развитию инфраструктуры туризма, совершенствованию статистики, кадровой, образовательной и региональной политики, обеспечению безопасности в сфере туризма.
В реализацию Программы приняты
постановление
Правительства Республики Казахстан от 14 мая 2003 года N 450 "Об утверждении Перечня специализированных служб, оказывающих необходимую помощь туристам, терпящим бедствие на территории Республики Казахстан", постановление Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 2004 года N 240 "Об утверждении Правил изъятия (выкупа) земельных участков для создания и расширения особо охраняемых природных территорий из земель всех категорий, сноса, выноса посторонних зданий, сооружений и объектов на особо охраняемых природных территориях, предоставление в аренду земельных участков, зданий и сооружений на особо охраняемых природных территориях для научной, туристской и рекреационной деятельности".
Совместно с Министерством иностранных дел Республики Казахстан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами принята новая Инструкция о порядке выдачи виз Республики Казахстан, утвержденная совместным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года N 08-1/77 и Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 декабря 2002 года N 806, где предусмотрено упрощение визовых процедур для иностранных граждан из 54 государств, включая экс-граждан нашей страны, издан приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 октября 2003 года N 746 "Об утверждении плана мероприятий по организации медицинского обслуживания и оказанию экстренной помощи туристам на 2003 - 2005 годы".
В целях совершенствования системы подготовки кадров для туристской отрасли приказом Агентства по туризму и спорту Республики Казахстан от 12 марта 2004 года N 06-2-2/89 утверждены Правила повышения квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных категорий общественных туристских кадров.
Сложившаяся в Республике Казахстан методология мониторинга основных показателей туризма, как отрасли экономики, сегодня позволяет определить в достаточном объеме уровень развития данной сферы, ее воздействия на отечественную экономику и влияния на развитие смежных отраслей. Анализ развития туризма основывается на данных:
статистической отчетности Агентства Республики Казахстан по статистике;
по статье "Поездки" платежного баланса, представляемого Национальным Банком Республики Казахстан;
Пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан.
Однако этот учет не охватывает всех прибывающих и выезжающих туристов, в частности по странам, где отменен визовый режим (страны Содружества Независимых государств).
В этой связи Агентством Республики Казахстан по статистике разработаны статистическая номенклатура видов деятельности и услуг в области туризма (СНДУТ), анкеты и таблицы, по которым проводятся дополнительные аналитические обследования для реализации в 2006 году проекта по внедрению Вспомогательного счета туризма (ВСТ) в систему национальных счетов. Это позволит вести точный учет показателей туристской отрасли и определить экономические параметры воздействия туризма на другие сектора экономики.
Состояние развития отрасли туризма за последние три года характеризуется его поступательным и устойчивым развитием. Об этом свидетельствуют тенденции роста объемов въездного и внутреннего туризма и создание системы государственного регулирования туристской деятельности в рамках реализации Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1445.
Особое внимание уделялось формированию туристского имиджа страны и продвижению национального туристического продукта на мировой рынок туристских услуг: начиная с 2001 года по настоящее время обеспечивается ежегодное участие Казахстана на крупнейших международных выставках и ярмарках, проводимых в городах Берлине (ФРГ), Лондоне (Великобритания), Мадриде (Испания), Москве (РФ), а с января 2006 года и в городе Утрехте (Голландия).
С каждым годом увеличиваются выставочные площади, расширяется представительство туристских организаций республики, повышается качество рекламно-информационной продукции. В городе Лондоне - столице Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в ноябре 2004 года было открыто первое туристское представительство Казахстана.
Ежегодно в городе Алматы проводится Казахстанская международная туристская ярмарка - KITF, международный туристский фестиваль "Белуха" в Восточно-Казахстанской области, которые включены в Календарь мероприятий Всемирной туристской организации. В 2005 году в ярмарке KITF приняли участие более 200 компаний из 23 стран мира, а в 2006 году число экспонентов составило 450 компаний из 30 стран. Также проводится ежегодная Международная казахстанская туристская выставка "Астана-Отдых", основной задачей которой является привлечение туристского потока в центральные и северные регионы страны, формирование имиджа столицы - Астаны, как города Ш-го тысячелетия.
Обеспечено ежегодное проведение обучающих семинаров для предпринимателей туристского бизнеса по составлению бизнес-планов и инвестиционных проектов на привлечении грантов, технической помощи и инвестиций. Для презентации туристских возможностей Казахстана за рубежом изданы каталог инвестиционных проектов, путеводители, буклеты и другая рекламно-информационная продукция на бумажных и электронных носителях.
Большое содействие в формировании позитивного туристского имиджа Казахстана и привлечения инвестиций в туристскую индустрию оказывает участие в рабочей группе Совета иностранных инвесторов (СИИ) при Президенте Республики Казахстан, в рамках которой в 2005 году создана подгруппа по туризму из числа заинтересованных членов рабочей группы СИИ и принято решение об открытии с 2006 года Интернет-страницы "Туризм в Казахстане" на веб-сайте СИИ.
Основным поставщиком туристских услуг являются туристские организации, которые представлены 860 туристическими организациями и 35 индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осушестааения туристской деятельности. На рынке туристских услуг Казахстана работает около 3,2 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экхкурсоводов. 98,3 процента всех организаций туристского рынка представлена малыми предприятиями (численность работающих до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3 процента, а крупные 0,4 процента. Как видно из анализа, большинство туристических организаций, является малыми и средними предприятиями, которые во многих странах мира являются сильным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Казахстанские туристические организации сотрудничают с 70-ю странами мира. Сегодня республика предоставляет практически все существующие виды туризма.
Наряду с вышеуказанными, на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 36 туристских организаций с иностранным участием, два филиала иностранных компаний.
Только от деятельности туристских организаций доход Республики Казахстан за 2005 год составил 5902,6 млн. тенге (приложение 1).
В целом, в 2005 году Республикой Казахстан получен доход от туристской деятельности всех субъектов индустрии туризма в объеме 30553,4 млн. тенге, перечислено налогов в бюджет государства в объеме 6526,5 млн. тенге. Для сравнения: в 2004 году доход Республики Казахстан от туристической деятельности всех субъектов индустрии туризма составил 26169 млн. тенге, объем поступлений в бюджет в виде налогов составил 4742,3 млн. тенге, в 2003 году - 17927,2 млн. тенге и в виде налогов было перечислено свыше 3816,2 млн. тенге (приложение 2).
По данным статьи платежного баланса - "Поездки" объем услуг, предоставленных Казахстаном нерезидентам в 2005 году составил 684,5 млн. долларов США, объем услуг, полученных Казахстаном от нерезидентов, составил 667,1 млн. долларов США. Вклад туризма в ВВП страны по оперативным данным в 2005 году составил 1.3 процента (приложение 3).
По данным Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по статистике наблюдается устойчивая тенденция увеличения объемов въездного туризма с 1,5 млн. в 2000 году до 4,3 млн. туристов в 2005 году. Растут показатели по внутреннему туризму с 941 тыс. в 2000 году до 3,2 млн. туристов в 2005 году. Наряду с этим, анализ данных Агентства Республики Казахстан по статистике с 2000 года по 2005 год указывает на расширение географии въездного туризма с 60 стран в 2000 году до 161 страны в 2005 году (приложение 4).
Как свидетельствует анализ, 44,2 процента нерезидентов прибывает в Казахстан по приглашениям знакомых и родственников (гостевой туризм), 35,1 процента с деловыми и профессиональными целями (деловой туризм), 18,4 процента для отдыха и лишь незначительный процент въезжающих нерезидентов приходится на иные цели.
Ежегодно растут объемы выездного туризма (если в 2000 году было отправлено туристскими фирмами за рубеж 67360 туристов, по итогам 2005 года количество выехавших граждан Республики Казахстан составляло 210692 туриста).
Согласно цели Программы созданы условия для функционирования в стране современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей казахстанских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, разработаны и приняты стандарты для обеспечения качества национального туристического продукта. Определены и созданы условия для привлечения инвестиций в развитие материально-технической базы туризма в Республике Казахстан.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2001 год выделено инвестиций в новые основные средства объектов туризма 22447,2 млн. тенге, в 2002 году 28194,3 млн тенге, в 2003 году - 30115,5 млн. тенге. Это свидетельствует о положительных тенденциях привлечения инвестиций в сферу туризма, однако принимаемых мер явно недостаточно для развития инфраструктуры и стимулирования инвестиций в туристскую индустрию. Как показал анализ, из общей суммы вложенных инвестиций в развитие инфраструктуры страны, в деятельность туристских организаций привлечено лишь 139 млн. тенге, что составляет 0,46 процента.
Местные исполнительные органы не уделяют достаточного внимания развитию туристской отрасли на региональном уровне.
Вместе с тем, развитие туризма напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры. В нашу страну туристы прибывают в основном воздушным транспортом. В целях внутреннего туризма используется чаще железнодорожный транспорт и меньшей популярностью у туристов пользуется автодорожный транспорт. Ежегодно пополняется перечень дорог республиканского значения, в составе которых строятся дороги, ведущие к крупным туристским объектам.
Основным фактором увеличения объемов въездного и внутреннего туризма являются развитие разветвленной транспортной сети и расширение географии всех видов пассажирских перевозок. Учитывая это, национальным перевозчиком "Акционерное общество "Национальная компания "К,азакстан тсшр жолы" и Акционерное общество "Пассажирские перевозки" при поддержке уполномоченного органа в сфере туризма, начиная с 2002 года, реализуется первый этап проекта по организации специализированного поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту: Алматы - Тараз - Шымкент -Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье - Алматы.
В перспективе планируется осуществление второго этапа до Тегерана и на третьем этапе - до Пекина через Синцзянь-Уйгурский автономный округ Китая.
В период с 2003 по 2005 годы расширилась нормативная правовая база международного сотрудничества в сфере туризма Республики Казахстан с зарубежными странами. В настоящее время действует 26 соглашений в области призма. На согласование контрагентам отправлены проекты соглашений о сотрудничестве в области туризма с Японией, Грецией, Францией, Катаром, Саудовской Аравией, Словенией, Польшей, Монголией, Малайзией. Укрепилось сотрудничество с Всемирной туристской организацией, "аляюшейся в настоящее время специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и с национальными туристскими администрациями стран-членов Всемирной туристской организации.
Следует отметить улучшение платежного баланса страны за счет постоянно растущего притока иностранной валюты от нерезидентов в экономику страны, решаются вопросы финансирования сферы туризма: начиная с 2001 года, были выделены финансовые средства в объеме 26 млн. 111 тысяч тенге на организацию мероприятий по туристской деятельности, включая участие в международных выставках и проведение международных туристских ярмарок в республике. С 2003 года объем финансирования туристских мероприятий увеличился в связи с принятием Программы до 32 млн.тенге, в 2004 году - 34 млн.тенге и в 2005 году сумма выделенных финансовых средств составила 39,5 млн. тенге.
3.2. Реализация мер по созданию и развитию туристского кластера
В рамках реализации Послания Президента народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" по инициативе Правительства Республики Казахстан Центром маркетингово-аналитических исследований Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан и американской консалтинговой компанией "J.E. Austin Associates Inc." был реализован проект "Оценка конкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторов казахстанской экономики и выработка рекомендаций по их развитию". Цель проекта состояла в повышении конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики Казахстана, имеющих потенциал для экономического роста страны. В итоге среди семи приоритетных несырьевых отраслей для создания индустриальной основы повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики в числе первых определен туризм.
По мнению экспертов, конкурентное преимущество Казахстана заключается в уникальной культуре (культурно - познавательный), богатом природном потенциале (экологический туризм), возросшей деловой активности (деловой туризм), а также возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный и приключенческий (экстремальный) туризм.
Показателен опыт развития туристских центров в Италии, США, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции.
В основе развития индустрии туризма данных стран лежало развитие инфраструктуры туристкой отрасли, транспорта и сферы услуг.
В части развития инфраструктуры туризма можно отметить развитие туристских центров в Италии (Рим, Венеция), Турции (Бодрум, Мармарис, Анталья), США - (Лас-Вегас, Гавайские острова), Египет (Каир, Гиза, Александрия), Таиланд (Бангкок).
Основу инфраструктуры туризма данных мировых туристских центров составляют современные 3-х, 4-х и 5-и звездочные отели, театры, объекты развлечений. Также важную роль в развитии данных туристских центров сыграли богатое историко-культурное наследие и природные предпосылки.
Эффективному развитию индустрии туризма данных регионов способствовали поддержка государства предпринимательских инициатив бизнеса, а также развитое государственно-частное партнерство в области развития инфраструктуры туризма.
Пример зарубежных стран показывает, что туристы, посещающие национальные парки (например, в Кении, Америке, Китае), оставляют там до 1 млн. долларов США ежегодно. Заповедникам, национальным паркам разрешено зарабатывать деньги самостоятельно - за счет реализации товаров и платных услуг. Финансовые средства, получаемые национальными парками, используются на их развитие, а также на проведение защитных и восстановительных мероприятий.
Исходя из этого, постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2005 года № 633 "Об утверждении планов пилотных проектов в приоритетных секторах экономики" был утвержден План по созданию и развитию пилотного кластера "Туризм" в городе Алматы и Алматинской области (далее - План).
Учитывая важность создания туристского кластера, Правительством Республики Казахстан были выделены финансовые средства в объеме 65 млн. тенге для проведения маркетинговых исследований туристского потенциала регионов Казахстана в целях определения дальнейшей стратегии развития туристской индустрии. Для проведения данных исследований была привлечена компания "International consulting group on tourism "IPK" (далее -"IPK International"), занимающая лидирующие позиции в разработке стратегий и продвижении туристических продуктов на мировой рынок туристских услуг.
По итогам проведенных исследований выработаны рекомендации по стратегии развития туристской индустрии страны с учетом конкурентных преимуществ Казахстана и кластерных инициатив на долгосрочной период, предусмотрена реализация ряда проектов, одним из которых является разработка данной Государственной программы.
В рамках вышеуказанного Плана реализации кластерных инициатив решены общесистемные проблемы:
туристская отрасль внесена в Перечень приоритетных видов экономической деятельности, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2005 года № 925, что предоставляет потенциальным инвесторам возможность использования льгот и преференций, предусмотренных законодательством об инвестициях;
постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 2003 го да №196 установлены единые ставки платы в размере 0,1 - 0,2 минимальных расчетных показателя за использование особо охраняемых природных территорий республиканского значения для нерезидентов и резидентов Республики Казахстан;
в период 18-19 октября 2005 года на очередном заседании казахстанско-российской межправительственной комиссии внесены в протокольное решение мероприятия по развитию внутреннего и въездного туризма на космодроме "Байконур";
Международной консалтинговой компанией "IPK International" проведены исследования туристского потенциала;
Агентством Республики Казахстан по статистике, начиная с 2004 года, ведутся работы по построению Вспомогательного счета туризма, а также прорабатывается вопрос о внесении изменений в действующие классификаторы по видам экономической деятельности (ОКЭД) и продукции по видам экономической деятельности (КПВЭД);
при поддержке Всемирной туристской организации и Национальных туристских администраций стран-членов Комиссии Всемирной туристской организации для Европы 25-27 апреля 2006 года в городе Алматы проведено 45-ое заседание Еврокомиссии;
на XVI заседании Генеральной Ассамблеи Всемирной туристской организации проходившем с 25 ноября по 2 декабря 2005 года в городе Дакар (Сенегал), внесен вопрос о выдвижении Казахстана в состав Исполнительного Совета Всемирной туристской организации в 2007 году;
Приказом Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 20 июня 2005 года № 220 утвержден Экспертный совет по туризму при уполномоченном органе в сфере туризма.
В 2007-2008 годы необходимо принять меры по созданию и развитию туристских кластеров на основе разработанных мастер-планов в Алматинской, Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Южно-Казахстанской областях и разработать мастер-планы в остальных регионах до 2008 года, поскольку потенциал Казахстана позволяет использовать в туристских целях практически все регионы страны. При этом особое внимание необходимо уделить обеспечению необходимого уровня финансирования мероприятий по их реализации.
Устойчивое развитие экономики Казахстана, реализация комплекса мер по индустриально-инновационному развитию страны способствуют активному привлечению иностранного капитала. Поэтому имеются все предпосылки для привлечения иностранных и внутренних инвестиций в развитие туристской индустрии, формирования высокого уровня государственного и частного менеджмента в целях обеспечения четкой координации действий центральных и региональных уровней власти, содействия развитию частных инициатив; создания информационного пространства отрасли, разработки эффективной системы продвижения казахстанского турпродукта на внешние и внутренние рынки; принятия необходимых нормативных правовых актов в вопросах инвестирования и налогообложения. Это основные направления кластерного развития туризма, планируемые к реализации в рамках разрабатываемых региональных мастер-планов.
3.3. Состояние развития туризма в разрезе областей
Начиная с 2001 года, местными исполнительными органами выделяются необходимые финансовые средства на развитие отрасли, однако, как показывает анализ, одним из сдерживающих факторов развития туристской индустрии в областях является недостаточное внимание акиматов к данной отрасли, как одной из приоритетных в плане обеспечения экономического роста. К примеру, на реализацию региональной и республиканской Программы развития туризма на 2003 - 2005 годы в Северо-Казахстанской области выделялось в среднем по 400 тысяч ежегодно, а на 2006 год - 329 тысяч тенге. В Павлодарской области - по 500 тысяч тенге ежегодно, в 2006 году впервые предусмотрено 3,5 млн. тенге. В Костанайской области - в пределах 1,5 млн. тенге. Это привело к тому, что в указанных областях, несмотря на имеющийся потенциал, практически отсутствуют возможности для развития туристской отрасли.
В городах Астане, Алматы, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях растут объемы въездного туризма, в котором превалирует деловой туризм. В указанных регионах, а также Карагандинской, Жамбылской и Мангистауской областях наиболее развит выездной туризм. Целью поездок граждан Казахстана этих регионов являются в основном досуг и отдых, а также деловой туризм.
Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается также в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, и Акмолинской областях.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2005 году на территории Республики Казахстан действует 515 туристских объектов, в том числе: гостиниц - 273, кемпингов -7, санаториев - 36, санаториев -профилакториев - 15, профилакторий - 12, лечебно - профилактических центров - 5, пансионатов - 4, зон отдыха - 29, домов отдыха - 27, туристских баз - 24, оздоровительных лагерей - 35, горно - лыжных баз - 4, гостевых домов - 13, охотничьих домов - 9, центр детско-юношеского туризма - 1, оздоровительных комплексов - 7, музеев - 6, мавзолеев - 2, государственных предприятий по туризму - 1, прочих (клубы, городки ремесленников) - 5.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике из действующих в 2005 году 385 гостиниц и прочих мест размещения, 340 имеют частную форму собственности, 22 принадлежат государству и 23 находятся в собственности других государств.
В стране действует 78 гостиниц категорий 5 звезд, 4 и 3, остальные гостиницы относятся к первой, второй и третьей категориям.
Доходы от эксплуатации объектов размещения по республике составили в 2005 году 23153,5 млн. тенге, объем услуг, оказанных данными предприятиями, составил 20767,4 млн. тенге, в том числе - гостиниц с ресторанами - 17521.7 млн. тенге, гостиниц без ресторанов - 2567,5 млн. тенге, молодежных общежитий и горных турбаз - 74,6 млн. тенге; кемпингами, мотелями, включая услуги стоянок для автофургонов и автоприцепов -5,8 млн. тенге, остальными местами проживания - 597,8 млн. тенге (приложение 5).
В специализированных средствах размещения: в 106 санаториях, пансионатах, санаториях-профилакториях в 2005 году лечебно-оздоровительными услугами воспользовались 209,6 тыс. человек, в 13 домах и базах отдыха, пансионатах отдохнуло 179852 человека. К наиболее популярным лечебницам относятся Сары-Агаш (ЮКО), Капал-Арасан (Алматинская область), "Муялды", "Баянаул" (Павлодарская область), "Жанакорган" (Кызылординская область), "Щучинско-Боровская зона" (Акмолинская область), "Каспий" (Мангистауская область) и другие. Вместе с тем, необходимо создать условия для развития санаторно-курортных объектов.
Анализ туристской деятельности показал, что туристы, прибывающие из-за границы в гг. Астану и Алматы, имеют деловые цели визита (деловой туризм) и предпочитают останавливаться в гостиницах, предоставляющих качественный сервис и полный набор услуг. Именно от делового туризма будет зависеть дальнейшее развитие высокоразвитых отелей в крупных городах -деловых центрах страны. Согласно структурной теории спроса Клейнуорта-Бенсона по мере роста сферы гостиничных услуг увеличится и число бизнес-туров.
В сфере воздушного транспорта
Одним из основных факторов, влияющих на развитие международного туризма, являются пассажирские авиаперевозки. В настоящее время в республику выполняют регулярные полеты семь авиакомпаний дальнего зарубежья ("KLM", "Lufthansa", "British Airlines", "Asiana Air Arabia" "China South Airlines", "Turkish Airlines"). Национальным авиаперевозчиком "Эйр Астана" выполняются регулярные рейсы в Турцию, Германию, Китай, Южную Корею, Таиланд, Великобританию, Индию, ОАЭ, Нидерланды.
В настоящее время Казахстан располагает аэропортами, имеющими допуск к международным авиаперевозкам, в городах: Астане, Алматы, Актобе, Атырау, Караганде, Костанае, Павлодаре, Петропавловске, Семипалатинске, Таразе, Уральске, Усть-Каменогорске, Шымкенте.
Учитывая, что большинство поездок совершается с использованием авиатранспорта, назрела необходимость обновления авиапарка, расширения географии пассажирских авиаперевозок, взвешенной ценовой и тарифной политики по увеличению туристского потока, повышения качества обслуживания.
Согласно статистическим данным в 2005 году услугами воздушного транспорта воспользовалось 248578 туристов.
В сфере железнодорожного транспорта
По территории Казахстана пролегает 132 маршрута пассажирских поездов собственного формирования. В том числе в пригородном сообщении курсируют поезда по 69 маршрутам; в местном сообщении 49, в межгосударственном сообщении - 11, международном - 3. Также по территории Республики Казахстан пролегают маршруты 17 пассажирских поездов формирования стран СНГ.
В последние годы железнодорожный транспорт является популярным средством передвижения среди основного населения республики из-за более доступных цен на билеты. Вместе с тем, уровень обслуживания в поездах акционерного общества "Пассажирские перевозки" не соответствует мировым стандартам. Высокий износ и большие сроки использования значительной доли вагонного парка, необходимость его замены или реконструкции обусловлены тем, что пассажирские перевозки являются убыточными и проводится их субсидирование за счет средств государственного бюджета.
В целях повышения уровня сервисного обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте предусмотрен ряд мероприятий: рассматривается проект технологического процесса формирования и предоставления пассажирам в пассажирских поездах ланч-боксов как по территории Республики Казахстан, так и по территории Российской Федерации, разработан проект программы выпуска красочного специализированного информационного буклета для пассажиров вагонов категории купе СВ, купе РИЦ.
По данным статистики в 2005 году железнодорожным транспортом воспользовалось 44709 туристов.
В сфере автотранспорта
В последние годы в туристских целях активно используется автотранспорт, так как в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 декабря 2000 года № 1809 в Перечень дорог республиканского значения включены дороги, ведущие к крупным туристским объектам и представляющие наибольший интерес в плане дальнейшего развития туризма:
1. Ташкент - Шымкент - Тараз - Алматы - Хоргос;
2. Шымкент - Кызылорда - Актюбе - Уральск - Самара;
3. Алматы - Караганда - Астана - Петропавловск;
4. Астрахань - Атырау - Актау - граница Туркменистана;
5. Омск - Павлодар - Семипалатинск - Майкапчагай;
6. Астана - Костанай - Челябинск - Екатеринбург.
По данным статистики в 2005 году услугами междугородних автобусов воспользовалось 87615 туристов, прочими сухопутными средствами - 53765 туристов.
По состоянию на 1 января 2005 года в придорожной полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения действуют следующие объекты: АЗС - 925, СТО - 108, гостиниц - 62, точек питания и торговли - 1124, автостоянок - 61.
В сфере водного транспорта:
Порт Актау на Каспийском море связывает Казахстан с портами России, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. В Республике Казахстан имеются сообщения по внутренним водным путям с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
Республиканским государственным казенным Восточно-Казахстанским предприятием водных путей установлен льготный тариф в размере 25 процентов от стоимости шлюзования через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы для судов, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и задействованных в туристской деятельности. При этом шлюзование маломерного флота через Усть-Каменогорский и Бухтарминский шлюзы проводится по установленному графику по льготному тарифу 10% от стоимости шлюзования при длине судна до 10 м и 20% - при длине свыше 10 м. Согласно статданным в 2005 году данное предприятие обслужило 276 туристов.
Другие водные артерии страны не используются в туристских целях. Вместе с тем, в результате проведенных исследований выявлен большой интерес туристов из Европы к бассейну Каспийского моря, как в плане пляжного туризма, так и организации круиза. В этих целях необходимо проработать вопрос о строительстве или приобретении пассажирского судна для организации круиза по странам Прикаспийского региона.
4. Цель и задачи Государственной программы
Цель Государственной программы - создание конкурентоспособной туристской индустрии для обеспечения стабильного роста занятости, доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма.
Согласно поставленным целям первоочередными задачами определены:
развитие инфраструктуры туризма;
создание эффективного механизма государственного регулирования туристской отрасли;
формирование туристского имиджа страны.
5.1. Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристской
деятельности
В этом направлении необходимо реализовать следующие меры: разработать проекты нормативных правовых актов по вопросам обеспечения государственного регулирования международной торговли туристскими услугами с учетом предстоящего вступления Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию;
совершенствовать законодательство по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, миграции, упрощения визовых и регистрационных процедур, таможенного и пограничного контроля;
совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, построить вспомогательный счет Системы национальных счетов по туризму (ВСТ);
совершенствовать методику формирования платежного баланса туристской отрасли с учетом рекомендаций Всемирной туристской организации и решений Статистической комиссии Организации Объединенных Наций;
активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами на основе расширения международной договорной базы отрасли;
повысить качество туристских и гостиничных услуг в соответствии с требованиями, установленными системой технического регулирования;
обеспечить максимальный уровень координации деятельности в сфере туризма между заинтересованными центральными исполнительными и другими государственными органами, а также между государственным и частным секторами.
В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма необходимо:
обеспечить соответствующий уровень государственного и частного менеджмента;
обеспечить государственную поддержку и координацию действий центральных и местных исполнительных органов по развитию туристской инфраструктуры;
содействовать развитию частных инициатив;
принять необходимые нормативные правовые акты по вопросам инвестирования и налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
продолжить работу по упрощению визовых, таможенных и регистрационных процедур для иностранных туристов.
5.2. Маркетинг и продвижение казахстанского туристского продукта
Для обеспечения маркетинга и продвижения национального турпродукта Казахстан активно участвует на всемирно известных международных туристских выставках и организует ежегодное проведение таковых в республике.
В целях продвижения страны на мировой туристский рынок необходимо дальнейшее осуществление мероприятий по формированию положительного туристского имиджа Республики Казахстан.
В рамках реализации Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира и продвижения Казахстана как страны туризма следует принять меры по:
формированию новых направлений обеспечения роста экономических показателей туризма и его широкомасштабной государственной поддержки;
разработке и реализации прорывных туристских проектов международного значения;
развитию транспортной инфраструктуры и рынка туристских услуг;
интеграции в глобальную экономику сферы туризма через участие в международных экономических организациях и союзах;
активному использованию фактора евразийского исторического развития страны и многонационального, многоконфессионального и мультикультурного характера казахстанского общества, его ценностей, традиций, кухни, искусства с привлечением Ассамблеи народов Казахстана, культурных и академических сил республики;
разработке действенных механизмов популяризации Казахстана и знакомства с его административными и культурно-историческими центрами представителей зарубежной общественности с привлечением таких международных организаций как Всемирная туристская организация, ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций), Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и отечественных институтов развития;
разработке планов развития специализированных видов туризма в Республике Казахстан;
проработке вопроса создания на региональном уровне тематических парков, таких как карта Казахстана "Атамекен";
эффективному рекламно-информационному обеспечению казахстанских турпродуктов на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.
5.3. Экологический туризм - фактор устойчивого развития
Необходимость развития экологического туризма в Республике Казахстан обусловлена не только экономическими фактором - созданием новых рабочих мест, развитием местных сообществ в отдаленных регионах, но и социальным заказом - потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам здоровья и использования свободного времени. По данным экспертов Всемирной туристской организации экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным и является одним из инструментов устойчивого развития любого государства.
Как показали итоги исследований туристского потенциала, Казахстан имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты в центре Евразии, многочисленные природные, исторические памятники, культурное и этническое наследие народов, населявших территорию Казахстана в различные исторические эпохи.
В целом современное состояние экологического туризма в Казахстане стабилизируется. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике национальными особо охраняемыми природными территориями со статусом юридического лица в 2005 году обслужено 391,6 тыс. туристов, доход от посещения туристских групп в 2005 году составил 9,1 млн. тенге.
Однако, несмотря на то, что экологический туризм отличается от других видов туризма слабым воздействием на природную среду и не нуждается в широко развитой инфраструктуре, развитие этого направления сталкивается с серьезными трудностями в связи с тем, что большей частью рекреационно-туристская инфраструктура находится на этапе становления.
Экономический потенциал экологического туризма в Казахстане практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются значительные капиталовложения и затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить привлекательность и доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения инвестиций и частного капитала на реализацию инвестиционных проектов по объектам экологического туризма, таких как строительство туристского комплекса на Рахмановских ключах в районе горы Белухи в Восточно-Казахстанской области, сети горнолыжных курортов в Алматинской области и других.
Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются: корректировка технико-экономических обоснований государственных национальных природных парков и государственных природных резерватов в части разработки генеральных планов развития инфраструктуры в целях развития и создания инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
развитие международного сотрудничества Казахстана в части экологического туризма в рамках Межгосударственного совета стран СНГ по туризму;
выполнение обязательств по ратифицированным Казахстаном конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны Всемирного природного и культурного наследия.
Также необходимо обеспечить реализацию рекомендаций Квебекской декларации, принятой на Всемирном экологическом саммите в мае 2002 года:
выработать национальную, региональную и местную политику по развитию экотуризма с учетом мер по охране природы, местной культуры и сохранения национальных традиций и генетических ресурсов в партнерстве с местным населением, частным сектором, неправительственными организациями;
разработать необходимые регуляторные и мониторинговые механизмы для предотвращения негативного воздействия на природную среду;
обеспечить поддержку развития технических, финансовых и человеческих ресурсов для представителей малого и среднего бизнеса;
осуществлять сотрудничество с правительственными и неправительственными организациями, отвечающими за защиту окружающей среды.
Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма в охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии туров позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Казахстане.
5.4. Детско-юношеский туризм - основополагающий фактор развития внутреннего
туризма и воспитания туристской культуры
Занятие различными видами туризма с детских лет позволит воспитать чувство гражданственности, туристской культуры и способность воспринимать идеологию гостеприимства как общегосударственную идею, при реализации которой возможно реальное развитие туризма как действенного сектора экономики, обеспечивающего устойчивое развитие государства с минимальными последствиями для природы и общества.
Детско-юношеский туризм, являясь активным видом туризма, способствует:
приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни через общение с природой и является альтернативой наркотикам и вредным привычкам, воспитанию воли и духовности;
практическому познанию родного края, знакомству с окружающей природой, памятниками истории и культуры.
Развитие детско-юношеского (школьного) туризма необходимо проводить комплексно путем восстановления разрушенных за десятилетие структур в системе школьного образования и обновления учебных программ по многим дисциплинам в соответствии с требованием времени:
совершенствовать общеобразовательный уровень туристских знаний путем включения в тематические планы учебных программ занятий по туристской технике и подготовке, знаний исторических объектов, уникальных природных памятников Казахстана, приобретение практических навыков по ориентированию на местности и по карте;
восстановление и расширение сети внешкольных детско-юношеских туристских учреждений: станций детско-юношеского туризма от республиканского до районного звена, туристских клубов, детских турбаз;
обеспечение широкого вовлечения молодежи к реализации проекта "Моя Родина - Казахстан", а также при организации активных видов туризма в качестве гидов и экскурсоводов.
5.5. Формирование инвестиционной политики в области туризма
Правительством Республики Казахстан принимается ряд мер по привлечению иностранных и отечественных инвесторов в другие секторы экономики, но их недостаточно для привлечения инвестиций в туристскую отрасль. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2004 году были привлечены инвестиции в новые основные средства на развитие гостиниц, мотелей и кемпингов, санаторно-курортных объектов и учреждений досуга различных форм собственности в размере 35 млрд. 848 млн. 259 тыс.тенге, а за январь - декабрь 2003 года (по оперативным данным) были привлечены инвестиции в новые основные средства в размере 36 млрд. 860 млн. 109 тыс. тенге.
В Восточно-Казахстанской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Мангистауской, Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Кызылординской и Павлодарской областях, городе Астане разработаны рекомендации по созданию инфраструктуры туризма в районах его развития. В городе Алматы ведется работа по изучению состояния туристских объектов и созданию банка данных существующей инфраструктуры. В Костанайской области рекомендовано акимам городов и районов проводить застройку объектов инфраструктуры туризма, включив их в план социально-экономического развития области на соответствующий период за счет средств предпринимателей и хозяйствующих субъектов.
Для решения вопросов развития инфраструктуры туризма и улучшения инвестиционного климата необходимо за счет государства обеспечить реализацию следующих мер:
строительство коммуникационных систем для функционирования объектов туристской индустрии;
подведение линии электропередачи;
строительство систем водоснабжения и водоотведения;
прокладку либо подведение телефонной линии и обеспечение спутниковой связью;
строительство и реконструкцию дорог.
В первую очередь, коммуникационные системы необходимо обеспечить в районах развития пляжного туризма и индустрии развлечений на Капшагайском водохранилище, у озера Алаколь в Алматинской области, на побережье Каспийского моря в Мангистауской области в центре казахстанского участка Шелкового пути - в г. Туркестан Южно-Казахстанской области.
Особое значение имеет развитие санаторно-курортного дела в Республике Казахстан, что требует реализации следующих мер:
проведение сертификации и классификации санаторно-курортных объектов;
разработка нормативных правовых актов, регламентирующего деятельность санаторно-курортных объектов;
обеспечение координации деятельности объектов санаторно-курортного назначения.
Учитывая недостаточное развитие инфраструктуры туризма, а также ограниченность финансовых средств, необходимо определение приоритетов первоочередного строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов в рамках реализации проекта "Еврокемпинг" на региональном уровне, направленных на строительство сети гостиниц категории 3*, 2* и туркласса в следующих регионах:
Акмолинская область - в г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р-на и г. Щучинск;
Алматинская область - г. Текели, г. Жаркент;
Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса "Тектурмас"), Байзакский р-н (на территории древнего городища "Акыртас"), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на;
обеспечить строительство сетей гостиниц категории туркласса гостевых ломов и кемпингов:
в Восточно-Казахстанской области - у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
в Кызылординской области - на отрезке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
в Атырауской области - на городище Сарайчик;
в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП;
При этом в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:
повышение информированности международного бизнес-сообщества о туристских возможностях Казахстана и развитие в этом направлении сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через рабочие группы по вопросам повышения инвестиционного имиджа Республики Казахстан Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан;
содействие инвестированию зарубежными и отечественными институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов, сети индустрии досуга и развлечений;
принятие мер по созданию и развитию индустрии туристской и сувенирной продукции с привлечением возможностей и ресурсов Фонда поддержки малого предпринимательства и других отечественных институтов развития;
разработка региональных генеральных планов застройки районов, наиболее привлекательных для развития въездного туризма, объектами туристской инфраструктуры, соответствующими мировым стандартам;
восстановление и строительство новых предприятий по изготовлению юрт, так как придание национального колорита турам по маршруту пребывания иностранных туристов будет способствовать возрождению национальных ремесел, созданию новых рабочих мест.
Эффективность развития института инвестирования зависит от проведения последовательной государственной политики и консолидации усилий государственных, частных и туристских общественных организаций по развитию инфраструктуры туризма. С учетом прогноза к концу 2011 года в стране необходимо построить гостиницы на 368300 койко-мест.
5.5. Обеспечение безопасности туризма
Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение его безопасности для туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на 6 сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. София (Болгария), Этическом туристском кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).
Безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, от мер. принимаемых туроператорами и турагентами при организации туров. Особо остро ставится вопрос обеспечения безопасности в условиях роста террористических актов, эпидемий и последствий техногенного характера.
Для обеспечения безопасности туристов необходимо:
проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристских кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности туроператоров и турагентов по обслуживанию туристов;
защищать и охранять туристскую среду;
обеспечить информирование населения и туристов по вопросам защиты и безопасности;
вести борьбу с организованной преступностью, терроризмом и торговлей людьми, трудовой и сексуальной эксплуатацией женщин и детей в туризме;
усилить контроль за туристскими и иными миграционными потоками для предотвращения возможности въезда в Казахстан, в том числе для транзита в горячие точки, экстремистов под видом туристов;
страны в привязке к транспортным путям, инженерным и инфраструктурным объектам;
создать единую туристско-информационную сеть на территории Казахстана с целью дальнейшего ее интегрирования с аналогичными международными сетями;
создать единый интернет-портал с размещением необходимой информации на официальных языках Всемирной туристской организации с обновляемым банком данных о туристском потенциале страны, культуре и истории Казахстана, туристских организациях и гостиничных услугах, транспортных коммуникациях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах.
Также в целях формирования туристского имиджа Казахстана запланировано ведение активной рекламно-информационной работы с использованием ведущих международных и отечественных средств массовой информации, теле-радиоканалов. Наряду с этим планируется открытие туристских информационных центров в Германии, Франции, Японии, Южной Корее и США.
5.7. Международное сотрудничество в области туризма
Важным аспектом международного сотрудничества является взаимодействие со Всемирной туристской организацией (ВТО). Казахстан активно участвует в мероприятиях, проводимых ВТО. Роль этой организации в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристского сообщества неоценима и имеет важное значение для всех ее членов, тем более, когда ВТО стало специальным учреждением Организации Объединенных Наций, что, в свою очередь усиливает позиции данной организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.
В рамках сотрудничества с Всемирной туристской организацией Казахстану была оказана техническая помощь в проведении предварительного исследования туристского потенциала страны в 1997 году, которое легло в основу Программы развития туристской отрасли на 2003 - 2005 годы. В республике проведены региональные семинары ВТО "Экологический туризм -инструмент устойчивого развития для переходных экономик стран СНГ, Китая и Монголии", "Тенденции и методики развития мирового туризма".
Главным направлением в развитии международного туризма являются расширение международных туристских связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.
В этом направлении необходимо:
обеспечить реализацию ранее заключенных межправительственных соглашений в области туризма;
проработать вопрос по открытию туристских представительств при посольствах Республики Казахстан в странах, генерирующих основные туристские потоки в республику;
инициировать и обеспечить проведение в Казахстане крупных международных форумов, саммитов, конференций и семинаров;
проработать вопрос проведения XVIII сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации в г. Астане в 2009 году;
проводить работу по организации совместных туристских маршрутов и введению упрощенных процедур приграничного и таможенного контроля для туристов в рамках приграничного сотрудничества с сопредельными государствами;
развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии по развитию трансграничных туристских маршрутов и в первую очередь, с Иссык-Кульским регионом Кыргызстана;
реализовать меры по выдвижению Казахстана в Исполнительный Совет Всемирной туристской организации в 2007 году.
5.8. Реализация прорывных проектов международного значения, предполагающих
решение комплекса взаимоувязанных задач в рамках кластерного развития
туризма
Повышение конкурентоспособности туристского продукта и индустрии туризма путем кластерного развития поможет ускорить процесс создания кластерных звеньев, взаимодействия и приоритетного плана действий в виде мастер-планов. В рамках создания и развития туристских кластеров в Казахстане, планируется проведение активной и жесткой маркетинговой стратегии для продвижения казахстанских туристических продуктов на мировом рынке.
Исследования, которые были проведены на различных европейских и азиатских рынках, показали следующее:
в целом Центральная Азия и в частности Казахстан все еще остаются неизвестными в части новых международных туристских направлений;
слово "Казахстан" часто узнаваемо, но все еще не имеет специального туристского имиджа, вместе с тем оно звучит интересно и вызывает чувство любопытства;
как на европейском, так и на азиатском рынках присутствует относительно большой интерес посетить Казахстан, что свидетельствует о реальных перспективах увеличения потока иносгранных туристов.
Основными туристическими продуктами Казахстана для международных рынков определены:
комбинированные туры, предполагающие путешествие по маршруту "От бескрайних степей до заснеженных горных вершин" и степные сафари с использованием джипов и проживанием в юртах, либо тейлерах.
Для успешного позиционирования Казахстана на международном туристском рынке на предстоящие годы в рамках данной Программы в 2007-2011 годы определены три приоритетных туристских рынка по нижеследующим уровням:
1. Рынки первого приоритета:
Россия;
Германия;
Великобритания;
Южная Корея
Турция
Китай
2. Рынки второго приоритета:
Франция
Япония
3. Рынки третьего приоритета:
США
страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Таким образом, необходимо разработать Стратегию продвижения Казахстана, как нового и привлекательного туристского направления в сердце Центральной Азии и Евразии.
В рамках задач по формированию новых направлений обеспечения роста экономики и широкомасштабной государственной поддержки важное значение придается реализации следующих прорывных проектов:
Развитие города Алматы и Алматинской области:
создание условий для развития инфраструктуры туризма и спорта в городе Алматы и Алматинской области в рамках генеральных планов развития и мастер-планов создания и развития туристского кластера;
разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и проектно-сметной документации (ПСД) для обеспечения строительства индустрии туризма и развлечений, по типу Диснейленд-парков и Лас-Вегаса в городе Капшагай;
создание инфраструктуры туризма и условий для его дальнейшего развития при АО "Международный Центр приграничного сотрудничества "Хоргос" в целях формирования сферы сопутствующих услуг.
Развитие города Астаны и Акмолинской области:
создание условий для развития сферы сопутствующих услуг, включая индустрию развлечений в Щучинско-Боровской курортной зоне;
развитие инфраструктуры экологического туризма в Национальном природном парке "Бурабай";
строительство в селе Мартыновка Аршалинского района Акмолинской области (в 30-ти км. от города Астаны) этнографического комплекса "Шебер ауылы" с выставочным центром "Дворец мастеров", призванного демонстрировать кочевой быт саков, их самобытную культуру и традиции по аналогии с "Деревней фараонов" (Египет), комплексом "От-бос" (Квебек, Канада).
Развитие туризма по Шелковому пути:
конкурентное преимущество Казахстана по сравнению с Узбекистаном, в котором доминируют только культурные ценности, состоит в том, что казахстанская часть Шелкового пути представляется также комбинированными турами в сочетании уникальных природных ландшафтов, эндемической флоры и фауны и памятников историко-культурного наследия кочевников и культуры народов древних городов.
Для реализации данного проекта планируются:
создание дорожной карты от пограничных пунктов "Хоргос" и "Дружба" до города Туркестан Южно-Казахстанской области с указанием объектов придорожной инфраструктуры;
строительство и развитие сети гостиниц и караван-сараев в городе Туркестан, в том числе в рамках реализации международного проекта Региональной Программы Организации Объединенных Наций, Всемирной туристской организации и ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) "Шелковый путь: Усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития";
реализация 1-го этапа проекта по организации международного туристского поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы -Тараз - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Ургенч - Бишкек - Рыбачье -Алматы в 2007 - 2008 годы;
проведение межгосударственных переговоров по осуществлению Н-го этапа проекта по организации международного туристского поезда "Жемчужина Шелкового пути" по маршруту Алматы - Тегеран и подготовки к реализации Ш-го этапа, включающего продление маршрута через Синцзянь-Уйгурский автономный округ Китая до города Пекина к концу 2008 года;
активизация процесса межгосударственных переговоров, в том числе в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства по решению вопроса взаимного признания туристских виз и введения в дальнейшем единой туристской визы для стран-участников.
Развитие пляжного и круизного туризма на Каспийском море:
в целях реализации проекта планируются:
создание условий для подготовки и организации международного круиза по Каспийскому морю из города Актау с посещением портов Астрахани (Россия), Махачкалы (Дагестан), Баку (Азербайджан), Энзели (Иран), Туркменбаши (Туркменистан) в международный погт Актау:
обустройство зоны отдыха на острове Кендеглн в целях развития пляжного туризма и проработка вопроса по строительству индустрии туризма и развлечений в городе Актау.
Создание условий для развития в перспективе космического туризма в городе
Байконур в рамках проекта "Казахстан - первая космическая гавань планеты".
Реализация проекта предполагает обеспечение до конца 2008 года проработки вопросов по строительству туристского комплекса с индустрией развлечений близ окрестностей города Байконура с использованием новейших технологий (создать планетарий, музей, мини-центр управления полетами, торговый центр по продаже сувениров и т.д.).
6. Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Сумма финансирования из средств республиканского бюжета, необходимая для реализации Государственной программы в 2007-2011 годах, составляет 59318221 тыс.тенге.
Из них в том числе:
на 2007 год - 2329668 тыс. тенге; 2008 год - 20637405 тыс. тенге; 2009 год - 30635357 тыс.тенге; 2010 год - 2774656 тыс.тенге; 2011 год - 2941135 тыс.тенге и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
При этом объемы бюджетных средств, необходимых для реализации Государственной программы, будут уточняться при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.
Мероприятия по реализации Государственной программы будут осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год, и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
7. Ожидаемый результат от реализации Государственной программы
В ходе реализации Государственной программы предполагается обеспечить:
на первом этапе (2007 - 2009 годы):
стабильный рост потока туристов:
по внутреннему туризму с 3,3 млн. туристов в 2007 году до 4,1 млн. туристов в 2009 году;
по въездному туризму с 4,3 млн. туристов в 2007 году до 7,9 млн. туристов в 2009 году;
на втором этапе (2010 - 2011 годы):
по внутреннему туризму с 4,5 млн. туристов в 2010 году до 4,7 млн. туристов в 2009 году;
по въездному туризму с 9,5 млн. туристов в 2007 году до 10,5 млн. туристов в 2011 году (приложение 6).
При условии, что в среднем один иностранный турист за время своего пребывания приносит в бюджет около 500 долларов США, за период с 2007 по 2011 годы поступления в бюджет от въездного туризма составят 4,7 млрд. долларов США.
Реализация представленного в Государственной программе комплекса мер будет способствовать дальнейшему увеличению потока туристов как внутри страны, так из-за рубежа и, в конечном итоге, приведет к значительному повышению привлекательности национального турпродукта и интеграции Казахстана в систему мирового туристского рынка, как важной сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества в рамках международной торговли услугами. Будет создана развитая конкурентоспособная туристская индустрия, способная стать одним из значимых доходных секторов среди несырьевых отраслей экономики государства. При этом в республике будут созданы реальные условия и возможности для того, чтобы Казахстан стал центром туризма Центрально-Азиатского региона.
Приложение 1
(к Государственной программе)
Доход Республики Казахстан от деятельности туристских
организаций по видам туризма (в тыс. тенге)
Основные
|
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Доход от турист-
|
1694857,0 |
1716112,4 |
4108221,3 |
5902628,3 |
Объемы оказанных
|
946239,0 |
1112520,1 |
1976543,2 |
3208760,1 |
въездному туризму |
172366,5 |
207336,0 |
446221,4 |
602567,6 |
выездному туризму |
661639,9 |
666598,2 |
878975,7 |
2008550,3 |
внутреннему
|
112232,6 |
238585,9 |
651346,1 |
597642,2 |
Приложение 2
(к Государственной программе)
Консолидированный доход от туристской деятельности (в млн.тенге )
Консолидированный доход от туристской деятельности
(см. бумажный вариант)
Приложение 3
(к Государственной программе)
Показатели
объемов расходов нерезидентов в Казахстане
и резидентов в зарубежных странах
(в млн.дол. США)
(см. бумажный вариант)
Приложение 4
(к Государственной программе)
Динамика роста туристских потоков в Республике Казахстан
по видам туризма(тыс.чел)
(см. бумажный вариант)
Приложение 5
(к Государственной программе)
Сравнительный анализ
основных показателей объектов размещения
Количество
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Гостиничные
|
159 |
239 |
273 |
385
в том
|
Единовременная
|
16389 |
22172 |
24257 |
33399 |
Доходы от
|
6976,5 |
14540,1 |
21286,8 |
23153,5 |
Сумма финансовых
|
- |
2890158,8 |
3663194,0 |
5317473,5 |