Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2010 годы".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
О Государственной программе развития технического и профессионального
образования в Республике Казахстан на 2008-2010 годы
В целях создания высокоэффективной, конкурентоспособной и доступной системы технического и профессионального образования
ПОСТАНОВЛЯЮ
:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008-2010 годы (далее - Программа).
2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы на 2008-2010 годы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно Подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.
4. Министерству образования и науки Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и в Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__" ________ 2007 года N__
Государственная программа
развития технического и профессионального образования
в Республике Казахстан на 2008-2010 годы
Астана, 2007 год
1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния системы технического и профессионального образования
4. Цели и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Повышение качества и эффективности системы технического и профессионального
образования
5.2. Модернизация и развитие инфраструктуры технического и профессионального образования
5.3. Научно-методическое и кадровое обеспечение системы технического и профессионального
образования
5.4. Совершенствование системы управления и финансирования технического и
профессионального образования
5.5. Развитие социального партнерства в подготовке кадров технического и обслуживающего
труда
5.6. Обеспечение отраслей экономики квалифицированными и конкурентоспособными
специалистами технического и обслуживающего труда
5.7. Совершенствование нормативной правовой базы системы технического и профессионального
образования
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты и индикаторы реализации Программы
Наименование Государственная программа развития
Программы технического и профессионального
образования в Республике Казахстан
на 2008-2010 годы
Основание для Пункт 106 Общенационального плана
разработки основных направлений (мероприятий) по
реализации ежегодных 2005-2007 годов
посланий Главы государства народу
Казахстана, утвержденного Указом
Президента Республики Казахстан
от 6 апреля 2007 года N 310; пункт 79
Плана мероприятий по исполнению
Общенационального плана основных
направлений (мероприятий) по реализации
ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы
государства народу Казахстана и Программы
Правительства Республики Казахстан на
2007-2009 годы, утвержденного
постановлением Правительства Республики
Казахстан от 20 апреля 2007 года N 319;
пункт 49 Перечня действующих и
разрабатываемых государственных и
отраслевых (секторальных) программ на
2008-2010 годы Среднесрочного плана
социально-экономического развития
Республики Казахстан на 2008-2010 годы,
утвержденного постановлением
Правительства Республики Казахстан
от 29 августа 2007 года N 753
Разработчик Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Цель Программы Создание высокоэффективной,
конкурентоспособной и доступной системы
технического и профессионального
образования, соответствующей потребностям
общества и личности
Задачи Программы 1) повышение качества и эффективности
системы технического и профессионального
образования;
2) модернизация и развитие
инфраструктуры технического и
профессионального образования;
3) научно-методическое и кадровое
обеспечение системы технического и
профессионального образования;
4) совершенствование системы управления
и финансирования технического и
профессионального образования;
5) развитие социального партнерства в
подготовке кадров технического и
обслуживающего труда;
6) обеспечение отраслей экономики
квалифицированными и конкурентоспособными
специалистами технического и
обслуживающего труда;
7) совершенствование нормативного
правового обеспечения системы технического
и профессионального образования
Сроки реализации Программа будет реализовываться в
Программы 2008-2010 годах
Необходимые Средства, предусмотренные в
ресурсы и республиканском бюджете, прямые
источники инвестиции с долевым участием различных
финансирования заинтересованных сторон, средства фондов и
международных организаций в виде грантов.
Финансовые затраты, связанные с
реализацией Программы составят 627,4 млн.
тенге, в том числе:
в 2008 году - 208,0 млн.тенге,
в 2009 году - 209,1 млн.тенге,
в 2010 году - 210,3 млн.тенге.
Объемы финансирования республиканского
бюджета будут уточнены при утверждении
бюджета на финансовый год.
Ожидаемые За счет реализации Программы в 2008-2010
результаты годах предусматривается:
разработка 220 интегрированных
образовательных программ, в том числе: в
2008 году - 74 единиц, в 2009 году -
73 единиц, в 2010 году - 73 единиц;
количество обучающихся в учебных
заведениях технического и
профессионального, послесреднего
образования в расчете на 10 тыс. человек
населения составит: в 2008 году - 367
человек, в 2009 году - 380 человек,
в 2010 году - 390 человек;
выпуск квалифицированных кадров по
специальностям технического и
профессионального образования в 2008-2010
годах: всего - 502,2 тыс. человек, в том
числе: в 2008 году - 154,8 тыс. человек,
в 2009 году -158,2 тыс. человек, в 2010
году - 189,2 тыс. человек;
из них по государственному
образовательному заказу: всего - 157,8 тыс.
человек, в том числе: в 2008 году - 51,2
тыс. человек, в 2009 году - 52,4 тыс.
человек, в 2010 году - 54,2 тыс. человек;
доля выпускников учебных заведений
технического и профессионального,
послесреднего образования, получивших
повышенный уровень квалификации составит:
в 2008 году - 15,0 %; в 2009 году - 15,6 %;
в 2010 году - 16,6 %;
доля трудоустроенных выпускников учебных
заведений технического и профессионального
образования составит: в 2008 году - 75,0 %;
в 2009 году - 78,0 %; в 2010 году-80,0%;
обновление и модернизация содержания
образовательных программ технического и
профессионального образования с учетом
требований работодателей;
обеспечение учебных заведений
технического и профессионального
образования высококвалифицированными
инженерно-педагогическими кадрами;
решение вопросов дефицита
квалифицированной рабочей силы и замещения
иностранной рабочей силы казахстанскими
специалистами;
создание нормативной правовой базы
социальной ответственности бизнес-структур
за подготовку, переподготовку и повышение
квалификации работников технического и
обслуживающего труда;
баланс спроса рынка труда в
квалифицированной рабочей силе с рынком
образовательных услуг по подготовке кадров
технического и обслуживающего труда;
повышение продуктивной занятости среди
молодежи и снижение уровня безработицы.
Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2010 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 106 Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005-2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года
N 310
; пунктом 79 Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана основных направлений (мероприятий) по реализации ежегодных 2005 - 2007 годов посланий Главы государства народу Казахстана и Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2007 года
N 319
; пунктом 49 Перечня действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ на 2008-2010 годы Среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2007 года
N 753
.
Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран предопределяет приоритетные направления развития национальной системы технического и профессионального образования и необходимость проведения кардинальных преобразований, направленных на повышение качества профессиональной подготовки специалистов и решение стратегических задач стоящих перед экономикой страны.
Программа определяет основные направления, приоритеты, задачи и механизмы создания гибкой, доступной, непрерывно развивающейся и эффективной системы технического и профессионального образования.
3. Анализ современного состояния системы технического
и профессионального образования
Система технического и профессионального образования Казахстана в кризисные 90-е годы претерпела критические изменения в сторону сокращения сети учебных заведений, количества обучающихся, устарения материально-технической и учебно-методической базы.
Содержание образовательных программ технического и профессионального образования недостаточно ориентировано на подготовку обучающихся к компетентному выполнению производственных работ.
Выпускники учебных заведений технического и профессионального образования по уровням квалификации не соответствуют потребностям работодателей, условиям быстроизменяющихся технологий производства и рынка труда.
Неадекватность бюджетного финансирования не обеспечивает качество предоставляемых учебными заведениями технического и профессионального образования образовательных услуг.
В условиях, когда более 80 % экономики Казахстана находится в частном секторе отсутствие механизма его привлечения к подготовке кадров технического и обслуживающего труда является одним из основных факторов, препятствующих развитию технического и профессионального образования адекватно потребностям экономики и устранению тенденций зависимости от иностранной рабочей силы.
Неэффективность структуры управления системой технического и профессионального образования на местном уровне отрицательно сказывается на эффективности управления развитием трудовых ресурсов.
Остается низким престиж системы технического и профессионального образования среди молодежи, представителей бизнес-структур и общественности.
В целом система технического и профессионального образования стоит перед необходимостью коренной модернизации и является одним из приоритетных секторов, который по Декларации Организации Объединенных Наций отнесен к целям развития тысячелетия.
Систему технического и профессионального образования Республики Казахстан на 1 января 2007 года представляют 830 учебных заведений, в том числе 320 профессиональных школ (лицеев) и 510 колледжей с общим контингентом обучающихся 558,9 человек.
В сельской местности расположено 126 профессиональных школ (лицеев) и 126 - колледжей, в том числе 29 - сельскохозяйственного профиля.
Классификатор специальностей начального и среднего профессионального образования включает 677 специальностей. Разработаны и внедряются государственные общеобязательные стандарты образования по 610 профессиям и специальностям.
На первом этапе (2005-2007 годы) реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы:
выделено 1,176 млн. тенге на укрепление материально-технической базы профессиональных школ, из них в 2005 и 2006 году выделено по 286,2 млн. тенге из республиканского, т.е. в среднем 917,0 тыс. тенге на одно учебное заведение и по 106,1 млн.т. из местного бюджетов, т.е. в среднем 340,0 тыс. тенге на одно учебное заведение, что, в целом, является недостаточным - в среднем по 1,25 млн. тенге на каждое учебное заведение;
выделены средства на создание и совершенствование 271 государственных общеобязательных стандартов профессионального образования по специальностям;
предусмотрено строительство за счет средств местного бюджета двух профессиональных школ: в Куланском районе Жамбылской области на 720 мест и в Камыстинском районе Костанайской области на 360 мест;
в целях формирования системы внешнего контроля качества профессиональной подготовки кадров создан Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации рабочих и специалистов;
подписаны "Меморандумы о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве" между национальными компаниями, акиматами и учебными заведениями, направленные на эффективное обеспечение отраслей квалифицированными кадрами технического и обслуживающего труда, а также сокращение численности привлекаемой иностранной рабочей силы.
Устойчивый и динамичный рост экономики республики, решение задач по вхождению Казахстана в число 50-ти конкурентоспособных стран требуют дальнейшего совершенствования технического и профессионального образования, подготовки новой генерации высококвалифицированных конкурентоспособных профессиональных кадров, соответствующих требованиям внутреннего и международного рынка труда.
В этих условиях возрастает роль и значение национальной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников квалифицированного труда, то есть системы развития человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны.
Анализ мировых тенденций развития технического и профессионального образования позволяет отметить следующий позитивный опыт подготовки квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан:
значительное повышение доступности технического и профессионального образования как способа решения проблем безработицы молодежи;
приоритетное финансирование подготовки кадров технического и обслуживающего труда, т.к. затраты на техническое и профессиональное образование дают значительно больший, по сравнению с другими уровнями образования, социальный и экономический эффект, к примеру расходы на 1 обучающегося составляют: в Австрии - 9 584 долларов США, в Израиле - 7 762 долларов США, в Нидерландах - 7 622 долларов США;
подготовка кадров адекватно потребности в рабочей силе, специалистах технического и обслуживающего труда, в частности в условиях устойчивого развития экономики она должна превышать подготовку специалистов с высшим образованием (в структуре занятого населения США, Японии, стран Европейского Союза специалисты, окончившие лицеи и колледжи, составляют до 60 %);
ранняя профессионализация молодежи через включение предметов профессионального обучения в программы общего среднего образования, позволяющее вооружить обучающихся базовыми техническими знаниями и компетенциями, необходимыми им в быстроменяющемся мире;
усиление интеграционных процессов в сфере профессионального образования и обучения для обеспечения конкурентоспособности экономики в условиях экономической глобализации (в странах Европейского Союза таким образом обеспечивается мобильность рабочей силы и ее конкурентоспособность, сравнимость квалификаций, получаемых гражданами разных стран, расширение возможности освоения квалификаций; признание квалификаций, полученных в ходе предыдущей трудовой деятельности;
обеспечение непрерывности обучения в течение всей жизни для предоставления максимальных возможностей профессиональной самореализации личности;
ориентированность содержания образовательных программ на компетенции, обеспечивающие конкурентное преимущество специалистов на рынке труда (наиболее развитые страны отличает гибкий высококвалифицированный рынок труда, для которого характерны сочетание разнообразных, постоянно совершенствующихся профессиональных умений и навыков, повышение профессиональной квалификации в течение всей трудовой жизни);
стимулирование работодателей постоянно вкладывать средства в развитие системы подготовки кадров технического и обслуживающего труда (к примеру, в развитых странах работодатели заинтересованы предоставлять достаточно высокооплачиваемые ученические места для прохождения обучающимися производственных практик, стажировок с последующим трудоустройством);
законодательное закрепление особенностей подготовки специалистов технического и обслуживающего труда с принятием самостоятельных законов о профессиональном образовании (законы о профессиональном образовании приняты в таких странах как: Германия, Франция, Польша, Финляндия, Нидерланды, Венгрия, Словения, Болгария, Украина, Молдова);
формирование независимых институциональных механизмов оценки качества обучения и аккредитации, которые позволяют централизованно регулировать и обеспечивать прозрачность системы профессионального образования (например, в Венгрии созданы Национальный регистр профессиональных квалификаций, Национальный центр оценки и сертификации, в Словении - Национальный центр по профобразованию, в Болгарии - Национальное агентство по вопросам квалификации, оценки и сертификации, контроля качества обучения, в Румынии - Национальный центр по развитию профессионального образования, в Эстонии - Национальный совет по профессиональному образованию взрослых, в Литве - Национальный совет по развитию профессионального образования).
Основными причинами неконкурентоспособности казахстанской системы технического и профессионального образования являются:
несовершенство нормативной правовой базы, отсутствие законодательной регламентации роли, социальной ответственности и заинтересованности бизнес-структур в подготовке кадров, в высоком качестве образовательных услуг;
недостаточность бюджетного финансирования, наличие явной диспропорции в финансировании технического и профессионального образования по сравнению с другими уровнями образования (ежегодно в пределах 6,4 % от общей суммы ассигнований системы образования, несмотря, на то, что в учебных заведениях технического и профессионального образования обучаются около 17 % всего контингента обучающихся в системе образования республики);
низкий уровень социальной поддержки обучающихся в профессиональных школах (выделяемые за счет местных бюджетов средства на организацию питания обучающихся профессиональных школ составляют в среднем 101 тенге в день или 3030 тенге в месяц; обучающимся профшкол не предусмотрена стипендия, в то время как студентам вузов выплачивается стипендия размером 6434 тенге в месяц);
недостаточный уровень гибкости и структурированности рынка труда, отсутствие качественного прогноза потребности экономики в специалистах.
В результате указанных причин в системе технического и профессионального образования отмечается ряд негативных тенденций:
1) сокращение количества профессиональных школ (лицеев) и колледжей, готовящих кадры по техническим и технологическим специальностям (с 1991 по 2000 годы уменьшение, соответственно, на 59 % и 28 %);
Сеть технического и профессионального образования
см. бумажный вариант
2) значительное сокращение или полное закрытие общежитий, что лишило сельскую молодежь возможности обучаться в городе и районных центрах;
3) уменьшение контингента обучающихся к концу 90-х годов в профшколах в 2,5 раза, в колледжах - в 2 раза, резкое уменьшение контингента обучающихся профессиональных школ, расположенных в сельской местности до среднего показателя 300 человек, при расчетном показателе 480-540 учебных мест сделало содержание основных фондов профессиональных школ и колледжей нерентабельным. В результате в ряде районов республики учебные заведения профессионального образования были приватизированы или закрыты;
Контингент учащихся учебных заведений технического
и профессионального образования
см. бумажный вариант
4) диспропорция в подготовке профессиональных кадров (в расчете на 10 тыс. человек населения количество обучающихся составляет: в колледжах 162 человека, в профессиональных школах - 66, в вузах - 439);
5) падение престижа получения профессий и специальностей технического и обслуживающего труда среди молодежи и населения в целом, снижение контингента обучающихся по техническим и технологическим специальностям соответственно в 2,5-3 раза. Только каждый четвертый обучается по ныне дефицитным техническим и технологичным специальностям, что явно недостаточно для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики;
6) неудовлетворение спроса и потребностей работодателей (потребность в рабочей силе в целом и по регионам не удовлетворяется за счет отечественных трудовых ресурсов, отмечается рост численности привлекаемых на работу в Казахстан иностранных специалистов, значительную долю которых составляет технический и обслуживающий персонал; на рынке труда наблюдается постоянный спрос на такие рабочие профессии как: газоэлектросварщик, мастер сельскохозяйственного производства (фермер), слесарь сельхозтехники, слесарь-сантехник, мастер-отделочник строительных работ, дорожный строитель, монтажник стальных и железобетонных конструкций, крановщик, стропальщик, токарь широкого профиля, электромонтер, лифтер и др.;
7) несоответствие навыков и квалификаций, полученных в системе технического и профессионального образования навыкам и компетенциям, востребованным на рынке труда и самими обучающимися, так как: работодатель ожидает от выпускников системы технического и профессионального образования определенных технических навыков и компетентностей, а также способности адаптироваться и расти вместе с изменениями и развитием процессов на рабочем месте (около 80 % заявляемой организациями в органы занятости потребности составляют квалифицированные рабочие с навыками работы по европейским стандартам и технологиям, владеющие иностранными языками, имеющие опыт работы за рубежом и в международных компаниях для работы в сфере металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности, строительства, здравоохранения и социальных услуг, образования, транспорта и связи); обучающийся ожидает получить технические навыки и компетентности, необходимые для определенных профессий, подкрепленные широкой базой знаний и умений, которые позволят выпускнику приспособиться к будущим изменениям на рабочем месте, а также изменять рабочее место и корректировать свой профессиональный профиль в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда;
8) сокращение численности квалифицированного педагогического персонала (в системе технического и профессионального образования работают 41,0 тыс. педагогических работников, в т.ч. в колледжах - 29,2 тыс. чел., в профессиональных школах и лицеях - 11,8 тыс. чел); учебные заведения технического и профессионального образования постоянно испытывают недостаток в высококвалифицированных инженерно-педагогических работниках, что обусловлено низкой заработной платой мастера производственного обучения (12-19 тыс. тенге в месяц или в 4 раза меньше среднемесячной заработной платы квалифицированного рабочего на производстве); отсутствует система стажировки и повышения квалификации преподавателей специальных, технических дисциплин и мастеров производственного обучения; в учебных заведениях сохраняется устойчивая тенденция старения кадрового состава, отток наиболее квалифицированных и перспективных преподавателей на предприятия; замедлен приток молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и низкого социального пакета педагогических работников технического и профессионального образования;
9) несоответствие содержания учебных планов и программ профессионального обучения требованиям работодателей, которое больше ориентировано на теорию, чем на практику, основано на приобретении специализированных навыков, не направлено на развитие компетенций; отсутствие учреждений, целенаправленно занимающихся научно-методическим и учебно-методическим обеспечением, организацией разработки учебных пособий, образовательных программ технического и профессионального образования; нет механизма вовлечения работодателей в разработку учебных планов и программ;
10) неразвитость учебно-методической и материально-технической базы технического и профессионального образования; объемы финансирования системы технического и профессионального образования не позволяют обновлять материально-техническую базу государственных профессиональных школ и колледжей, особенно учебно-производственных мастерских и учебных лабораторий. Подготовка работников технического и обслуживающего труда по всем специальностям ведется на физически и морально устаревшем оборудовании, не отвечающем новым технологиям производства. В настоящее время капитальному ремонту подлежат 122 зданий профшкол (45 %), текущему - 115 (42,1 %) зданий, необходимо 153 кабинета профессионального цикла, 146 - общеобразовательного цикла, 108 учебных лабораторий, 78 учебных мастерских, 33 столовых, 72 медпункта. Многие профессиональные школы, лицеи и колледжи, зарегистрированные в государственных реестрах как учебные заведения, готовящие специалистов для промышленности, сельского хозяйства, в реальности изменили профиль профессиональной подготовки;
11) значительный рост негосударственных учебных заведений с преобладанием подготовки кадров по специальностям непроизводственной сферы, не требующим больших затрат на создание и содержание учебной материальной базы. В 1996 году появилось 9 частных профессиональных школ и 11 колледжей, а в 2001 году - уже 37 профессиональных школ и 117 колледжей. На первое января 2007 года насчитывается 29 частных профшкол и 215 частных колледжей. В результате за последние годы наблюдается тенденция увеличения подготовки специалистов для сферы обслуживания, непроизводственного сектора.
Указанные проблемы являются комплексными, их решение требует принятия системных мер.
Цель Программы - создание высокоэффективной, конкурентоспособной и доступной системы технического и профессионального образования, соответствующей потребностям общества и личности.
Основные задачи:
1) повышение качества и эффективности системы технического и профессионального образования;
2) модернизация и развитие инфраструктуры технического и профессионального образования;
3) научно-методическое и кадровое обеспечение системы технического и профессионального образования;
4) совершенствование системы управления и финансирования технического и профессионального образования;
5) развитие социального партнерства в подготовке кадров технического и обслуживающего труда;
6) обеспечение отраслей экономики квалифицированными и конкурентоспособными специалистами технического и обслуживающего труда;
7) совершенствование нормативного правового обеспечения системы технического и профессионального образования.
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
Создание высокоэффективной национальной системы технического и профессионального образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого экономического роста страны, социальной стабильности казахстанского общества, механизмом поддержания устойчивой занятости, сдерживания процесса маргинализации молодежи.
В связи с этим возникает необходимость осуществления инновационных преобразований в системе технического и профессионального образования, внедрения новых образовательных и информационных технологий, повышения профессионализма и компетентности специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой кадров.
В соответствии с задачами основными направлениями реализации Программы являются:
5.1. Повышение качества и эффективности системы технического
и профессионального образования
Высокое качество и эффективность системы технического и профессионального образования будут осуществляться через совершенствование, модернизацию структуры и содержания технического и профессионального образования в соответствии с международными квалификационными требованиями, включающие:
определение методологии и структуры обновления содержания образования на основе принципов интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки, увеличения удельного веса учебного времени на профессиональную подготовку, в том числе на производственную практику;
разработку классификатора специальностей и профессий в соответствии с потребностями рынка труда и приведение его в соответствие с Государственным классификатором занятий Республики Казахстан;
разработку перечня специальностей и профессий, учебных программ для получения профессионально-трудового обучения отдельными категориями обучающихся;
устранение перегрузки учебных планов непрофилирующими дисциплинами, с учетом необходимости их изучения для продолжения на последующих ступенях образования и профессиональной деятельности выпускника;
разработку интегрированных образовательных программ, направленных на формирование многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов технического и обслуживающего труда;
внедрение современных образовательных технологий обучения, в том числе кредитной, информационно-коммуникационной, способствующих формированию практических навыков, развитию навыков самостоятельной деятельности обучающихся и быстрой адаптации к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;
рассмотрение вопроса разработки и внедрения учебных пособий и учебно-методических комплексов по специальным дисциплинам на государственном языке, интегрированных учебных программ по общеобразовательным предметам;
обеспечение преемственности образовательных программ, подготовки кадров по уровням квалификации и возможности продолжения обучения по родственным специальностям в высших учебных заведениях по программам с сокращенным сроком обучения.
Для обеспечения доступности, выборности траектории обучения, сроков обучения с учетом необходимой квалификации будут внедряться:
1) многоуровневые образовательные учебные программы технического и Профессионального образования в зависимости от содержания программы и уровня ожидаемой квалификации выпускников:
по массовым профессиям технического и обслуживающего труда с присвоением уровня установленной квалификации;
по более сложным (смежным) профессиям, специальностям, связанным с высокими технологиями с присвоением повышенного уровня квалификации;
по подготовке высококвалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда с присвоением квалификации специалистов среднего звена по конкретной специальности;
2) профессиональные учебные программы послесреднего образования по подготовке специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого труда в области экономики, права, экологии, социологии, психологии, медицины, информационных технологий и инновационного менеджмента на базе среднего общего образования;
3) программы профессионально-трудового обучения по подготовке обучающихся умениям и навыкам выполнения несложных работ по массовым профессиям на базе основного среднего образования, реализуемые в учебных заведениях технического и профессионального образования, в учебных центрах профессионально-трудового обучения, предприятий и фирм;
4) программы профессиональной переподготовки (освоения новой специальности) и повышения квалификации кадров (расширения и углубления, ранее приобретенных профессиональных знаний на краткосрочных курсах), реализуемые с учетом потребностей рынка труда в учебных заведениях технического и профессионального образования, на предприятиях и фирмах, учебных центрах профессионального обучения.
5.2. Модернизация и развитие инфраструктуры технического
и профессионального образования
Инфраструктура технического и профессионального образования будет развиваться в соответствии с современными социально-экономическими условиями и требованиями производства за счет:
1) создания высших технических школ, реализующих интегрированные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования с повышенным уровнем квалификации;
2) развития учебных центров профессионально-трудового обучения по несложным массовым профессиям технического и обслуживающего труда.
Подготовка квалифицированных кадров технического и обслуживающего труда будет осуществляться как на базе основного среднего образования (10 классов), так и на базе общего среднего образования (12 классов) в учебных центрах профессионально-трудового обучения, профессиональных лицеях, училищах, колледжах и высших технических школах.
В учебных центрах профессионально-трудового обучения могут быть реализованы учебные программы подготовки кадров по несложным, массовым профессиям, а также программы переподготовки и повышения квалификации работников технического и обслуживающего труда.
В профессиональных лицеях реализуются интегрированные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального образования.
В колледжах реализуются интегрированные учебные программы общего среднего образования и профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования.
В высших технических школах реализуются интегрированные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования.
5.3. Научно-методическое и кадровое обеспечение системы технического
и профессионального образования
Научно-методическое и кадровое обеспечение системы технического и профессионального образования будут осуществляться путем:
обеспечения подготовки ежегодно 1000 специалистов по техническим направлениям в высших учебных заведениях за счет государственного заказа в целях удовлетворения потребности в преподавателях и мастерах производственного обучения;
создания системы повышения квалификации инженерно-педагогических работников организаций технического и профессионального образования;
разработки краткосрочных программ переподготовки и повышения квалификации преподавателей общетехнических и специальных дисциплин для расширения возможности получения ими педагогического образования;
внесения предложений по организации повышения квалификации и стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения за рубежом ежегодно 100 человек, по приглашению 16 иностранных специалистов в качестве экспертов по разработке и внедрению новых образовательных программ и технологий обучения и привлечению ежегодно 120 зарубежных преподавателей английского языка;
привлечения высококвалифицированных специалистов крупных компаний и предприятий к педагогической деятельности в учебных заведениях технического и профессионального образования;
проведения опытно-экспериментальной работы по внедрению современных технологий профессионального обучения;
внесения предложений по разработке учебно-методических комплексов по новым профессиям и специальностям, подготовка по которым ранее не осуществлялась;
внесения предложений по организации выпуска научных, учебно-методических изданий и информационных бюллетеней в области профессионального обучения и подготовки кадров;
совершенствования профориентационной работы, направленной на повышение престижности и привлекательности обучения в учебных заведениях технического и профессионального образования;
пропаганды и создания позитивного образа человека труда, уважительного отношения общества к специалисту технического и обслуживающего труда;
поддержки детей из социально незащищенных семей в получении первоначальной профессии (специальности) в учебных заведениях технического и профессионального образования.
5.4. Совершенствование системы управления и финансирования технического
и профессионального образования
Управление и финансирование технического и профессионального образования будут реализованы через:
модернизацию региональных структур управления качеством технического и профессионального образования и подготовки кадров;
обеспечение эффективной координации и взаимодействия органов управления образованием республиканского, областного и районного уровней по вопросам реализации государственной политики в области развития трудовых ресурсов;
наделение Республиканского центра подтверждения и присвоения квалификации функциями научно-методического обеспечения системы технического и профессионального образования;
модернизацию системы аттестации руководящих и инженерно-педагогических кадров;
внедрение системы аккредитации программ и организаций технического и профессионального образования в соответствии с международной практикой;
обеспечение адекватности объема и многоканальности финансирования системы технического и профессионального образования.
5.5. Развитие социального партнерства в подготовке кадров технического
и обслуживающего труда
Обеспечение эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями и другими социальными партнерами предусматривает:
заключение меморандумов, соглашений о сотрудничестве в области подготовки кадров технического и обслуживающего труда между уполномоченным органом в области образования, акиматами и крупными компаниями, работодателями;
заключение трехсторонних договоров на подготовку кадров и трудоустройство выпускников между организациями технического и профессионального образования, работодателями и обучающимися;
создание консультационных советов (республиканского и региональных уровней) по вопросам развития технического и профессионального образования с участием работодателей;
внесение предложений по созданию Фонда поддержки и развития технического и профессионального образования;
участие социальных партнеров в финансировании микропроектов и программ по внедрению новых образовательных и информационных технологий обучения в отдельных учебных заведениях технического и профессионального образования на конкурсной основе;
формирование объемов и профильной структуры подготовки квалифицированных кадров и специалистов согласно потребностям населения и рынка труда.
5.6. Обеспечение отраслей экономики квалифицированными и конкурентоспособными
специалистами технического и обслуживающего труда
Потребность отраслей экономики в квалифицированных кадрах будет обеспечиваться путем:
широкого внедрения учебных программ профессионально-трудового обучения для отдельных категорий молодежи;
создания службы мониторинга, маркетинга, учебными заведениями технического и профессионального образования совместно с работодателями;
развития различных типов и видов учебных заведений по подготовке кадров по уровням квалификации образовательных программ, развитие системы внутрипроизводственного (внутрифирменного) обучения;
осуществления мониторинга трудоустройства выпускников организаций технического и профессионального образования.
5.7. Совершенствование нормативной правовой базы системы технического
и профессионального образования
Нормативная правовая база системы технического и профессионального образования будет совершенствоваться через проработку вопросов:
совершенствования системы оплаты труда инженерно-педагогических работников, мастеров производственного обучения;
создания правовой основы бронирования "первого" рабочего места для трудоустройства выпускников учебных заведений технического и профессионального образования на основе договора;
создания условий содействия развитию частного сектора технического и профессионального образования;
совершенствования квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании образовательной деятельности организаций технического и профессионального образования.
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
Средства, предусмотренные в республиканском бюджете, прямые инвестиции с долевым участием различных заинтересованных сторон, средства фондов и международных организаций в виде грантов.
Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы, составят 627,4 млн. тенге, в том числе:
в 2008 году - 208,0 млн. тенге, в 2009 году - 209,1 млн. тенге, в 2010 году - 210,3 млн. тенге.
Объемы финансирования республиканского бюджета будут уточнены при утверждении бюджета на финансовый год.
7. Ожидаемые результаты и индикаторы реализации Программы
За счет реализации Программы в 2008-2010 годах предусматривается: разработка 220 интегрированных образовательных программ, в том числе: в 2008 году - 74 единиц, в 2009 году - 73 единиц, в 2010 году - 73 единиц;
количество обучающихся в учебных заведениях технического и профессионального, послесреднего образования в расчете на 10 тыс. человек населения составить: в 2008 году - 367 человек, в 2009 году - 380 человек, в 2010 году - 390 человек;
выпуск квалифицированных кадров по специальностям технического и профессионального образования в 2008-2010 годах: всего - 502,2 тыс. человек, в том числе: в 2008 году - 154,8 тыс. человек, в 2009 году - 158,2 тыс. человек, в 2010 году - 189,2 тыс. человек;
из них по государственному образовательному заказу: всего - 157,8 тыс. человек, в том числе: в 2008 году - 51,2 тыс. человек, в 2009 году - 52,4 тыс. человек, в 2010 году - 54,2 тыс. человек;
доля выпускников учебных заведений технического и профессионального, послесреднего образования, получивших повышенный уровень квалификации составит: в 2008 году - 15,0 %; в 2009 году - 15,6 %; в 2010 году - 16,6 %;
доля трудоустроенных выпускников учебных заведений технического и профессионального образования составит: в 2008 году - 75,0 %; в 2009 году - 78,0 %; в 2010 году - 80,0 %;
обновление и модернизация содержания образовательных программ технического и профессионального образования с учетом требований работодателей;
обеспечение учебных заведений технического и профессионального образования высококвалифицированными инженерно-педагогическими кадрами;
решение вопросов дефицита квалифицированной рабочей силы и замещения иностранной рабочей силы казахстанскими специалистами;
создание нормативной правовой базы социальной ответственности бизнес-структур за подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников технического и обслуживающего труда;
баланс спроса рынка труда в квалифицированной рабочей силе с возможностями рынка образовательных услуг по подготовке кадров технического и обслуживающего труда;
повышение продуктивной занятости среди молодежи и снижение уровня безработицы.
В целом, указанные меры будут способствовать развитию системы технического и профессионального образования, реализации принципа непрерывного образования "обучения на протяжении всей жизни", становлению новой конкурентоспособной генерации кадров, реализации стратегических направлений устойчивого социально-экономического развития страны и позволят снизить уровень безработицы в стране.
Выполнение Программы будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан.